Притом: закон имея только тень будущих благ, а не сам образ вещей, своими ежегодными жертвами, которые постоянно приносились, никогда не мог сделать совершенными людей подзаконных. Посему и не прекращалось приношение жертв. И однако закон свят, хотя и не мог сделать совершенными живших по нему. И заповедь свята, хотя она имела только тень будущего, а не сам образ вещей. – Что же такое сами вещи, которых закон был сенью, т. е. благодать и истина, бывшие через Иисуса Христа, об этом пусть скажет необузданный язык новых язычников. Затем: закон ничего не усовершал и однако был свят. А что же Христос, Который ( Евр.10:14 ) единем приношением совершил есть на веки освящаемых (ибо Он есть совершитель веры нашей, на Кого взираем)? Новоявленные Иудеи пусть снова распинают Его. Что дальше (говорят они), мы (потом) рассмот- —323— рим. А (теперь) опять обратимся к словам Павла и возможно внимательнее рассмотрим, насколько наше служение выше и превосходнее подзаконных священников и их священнодействий. Подзаконные священники, поскольку они, как люди, были облечены немощью, не только за народ, но уже и за самих себя приносили узаконенные жертвы ( Евр.5:2,3 ). Наш же Первосвященник и Апостол исповедания нашего не имеет нужды, как те, делать это каждодневно сперва за свои грехи, а потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принесши (в жертву) самого Себя, и воссел одесную величествия на небесах, предтечей за нас вошед во внутреннейшее за завесу и соделавшись архиереем во век по чину Мельхиседекову ( Евр.7:27,6:19–20 ). Притом тех было много, ибо смерть прерывала и возбраняла им жить. А этот, как пребывающий во веки, имеет и священство не преходящее; посему и может всегда спасать приходящих через Него к Богу ( Евр.7:23–25 ). Те служили образу и тени небесного и ежегодно входили во святая святых с чужой кровью. А этот получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета ( Евр.8:5–6 ), первосвященник будущих благ в большей и совершеннейшей скинии нерукотворенной, – и не с кровью козлов и тельцов, но со Своей кровью вошёл однажды во святое святых и приобрёл вечное искупление ( Евр.9:11–12 ). Он Сам был и священник, и жертва, почему и открыл нам святая святых, отверз для всех врата небесные и соделал их доступными, легко и удобно проходимыми.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сектант: 1) Не нужно в Церкви никакого священства, «ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр. 4:14 ) и ( Евр. 7:26–28 ). Объяснения православного: 1) То верно, что един ходатай и посредник между Богом и всем человечеством, всем миром есть Христос, Сын Божий, «предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим. 2:6 ), «ибо нет другаго имени под небом, даннаго человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:12 ), почему Он ходатайствует за нас одесную Бога на небе ( Рим. 8:34 ); на небе же и Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим. 8:26–27 ), а на земле ходатайствуют пред Богом друг за друга люди, ибо всякая молитва к Богу одного христианина за другого и есть ходатайство, а апостол Иаков говорит: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведнаго» ( Иак. 5, 16 ). Не нужно нам никаких пастырей-ходатаев за нас пред Богом, ибо «мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника» ( 1Ин 2:1 ), еще: ( 1Тим. 2:5 ), ( Евр. 7:24–25 ), ( Евр. 9:15 ), ( Евр. 12:24 ) и ( Рим. 8:34 ). Апостол Павел просил христиан молиться за него Богу, «чтобы избавиться ему от неверующих в Иудее» ( Рим. 15:30–31 ); и получив избавление от «близкой смерти», приписывает это молитвенному ходатайству за него пред Богом христиан, когда пишет, что он надеется, что Господь и еще его избавит, «при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» ( 2Кор. 1:8–11 ), ( 1Фес. 5:25 ), ( 2Фес. 3:1–3 ), ( Евр. 13:18 ). Итак, Христос – единый ходатай за весь мир, а все люди пред Ним – ходатаи друг за друга. Тем более пастыри Церкви могут и должны быть ходатаями пред Христом за вверенных их пастырству людей. Сектант: 2) На земле все христиане равны, все и священники: «вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшаго вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 ) и ( Откр. 1:6 ), ( Откр. 5:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

8 . Бдех, и бых яко птица 566 особящаяся на зде 567 . С Евр.: «Не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле». Т.е. в несчастии и горе я проводил время уединенно, без сна, как одинокая птица на кровле. 9 . И хвалящии мя мною (на мя) кленяхуся. Т.е. «ныне стал клятвою для дивившихся мне прежде, потому что клянутся моими бедствиями: чтобы и мне не потерпеть, что потерпели те или другие»! (Бл. Феод.). «Друзья, прежде удивлявшиеся мне, произнося клятву, упоминают мои бедствия, говоря: да не потерплю того же, что потерпел Израиль» (Св. Афан.). С Евр.: «Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною». 10 . Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях. С Евр.: «Я ем пепел, как хлеб, и питие мое растворяю слезами». Т.е. покрытый пеплом, от сильной горести, от страшного гнева Твоего, Господи, я не различал пепла от хлеба, слез от воды, мешал то и другое, и таким образом ел пепел как хлеб, пил слезы с водою. Указывается на обычай, по которому пораженные сильным несчастием покрывали свою голову пеплом, сидели одиноко и плакали, причем не замечали, как пепел мешался с хлебом и слезы с питием. «Пророк указывает, – говорит св. Афан., – или на бедстия, постигшие во время плена, или на те злострадания, каким подвергали себя праведные, чтобы умилосердился Бог к народу». «Сим пророк дает видеть чрезмерность скорби, – говорит бл. Феодорит. – Ибо если время принятия пищи исполнено скорби, тем паче несвободно от нея всякое другое время». Под. Пс. 79:6, 41:4 ; Плч. 3:16 . 11 . Яко вознес низвергл мя еси. Т.е. «показав меня высоким и соделав для всех видным, внезапно низвергнул» (Бл. Феод.). Или: вознес на высоту славы, и низверг в бездну злостраданий. С Евр.: «От гнева Твоего и негодования Твоего; ибо Ты вознес меня, и низверг меня». 12 . Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох. «На самом западе жизни, я уподобляюсь тени, уклоняющейся и уже исчезающей, подобен стал сухостию траве, призывающей на себя руки косцев» (Бл. Феод.). 14 . Ты воскрес ущедриши Сиона. Т.е. востав, Ты, Господи, помилуешь Сион или Церковь Свою, возвратишь Еврейский народ из плена. «Дай в бедствии перемену на лучшее, потому что самое время требует милости – яко время ущедрити его, яко прииде время. Дает же пророк сим разуметь конец 70 годами определенного наказания» ( Иер. 25:11, 29:10 ; Дан. 9:2 . Бл. Феод.). С Евр.: «Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом; ибо время помиловать его; ибо пришло время».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

«Не Христос положил конец жертвам, но сначала они были отменены, а потом уже Он пришел… Он ожидал, пока жертвы обличатся сами собою, и тогда уже пришел… Здесь апостол нисколько не обвиняет приносивших, показывая, что Бог не принимает жертв не за пороки их (как сказал он в другом месте), но потому, что наконец раскрылась недостаточность самого дела и обнаружилось, что оно не имеет никакой силы и уже неблаговременно» (Злат.). – «Отменяет первое, чтобы постановить второе…» – «второе» – в противоположность множеству жертв – установлено единократным принесением Иисусом Христом Себя в жертву; впрочем, главная мысль здесь не в том, что первое и что второе, а в том, чего воля Божия желает и чего не желает. Евр.10:10 .  По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. «Здесь апостол иным образом доказывает, что не жертвы очищают людей, а воля Божия. Итак, ужели же на приношение жертв нет воли Божией? Но удивительно ли, что теперь нет на это воли Божией, если и вначале не было на то воли Его? «Кто бо, – говорит, – изыска сия от рук ваших ( Ис 1:12 )?» Почему же Он Сам учредил жертвоприношения? По снисхождению» (Злат.). Евр.10:11 .  И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Ни самые постоянные (ежедневные) жертвоприношения, ни разнообразие их, при наличности законных жертвоприносителей, никогда не могут уничтожить греха. И это, можно сказать, самое ужаснейшее для чтителей ветхозаветных учреждений утверждение почти ничем не обосновывается. Очевидно, оно ставится на вид как общеизвестное, всеми и каждым испытанное. Видя постоянные опыты бесплодности жертв, евреи должны были потерять надежду на спасение через жертвы. Совсем иного характера и силы жертва Христова ( Евр.10:12–18 ). Совершив ее однажды, Он воссел одесную Бога, следствием чего является прощение грехов и ненужность новых жертв. В удостоверение этого (кроме свидетельства Духа Божия) указывается на покорение Мессии всех врагов Его ( Пс 2:8 ; ср. Евр.1:13 ) и на то духовное претворение верующих, о котором пророчествовал Иеремия ( Иер.30:21–24 ; ср. Евр 8:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Цар.8:9 .  В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской. Ср. ( Втор.10:5 ; Евр.9:4 ). 3Цар.8:10 .  Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; 3Цар.8:11 .  и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень. ( 2Пар.5:11–14 ). Облако (10 стих), наполнившее храм, или слава Иеговы, наполнившая храм (11 стих), есть облако Феофаническое (на позднейшем языке – «Шехина», см. у проф. А. А. Олесницкого , с. 798), подобное тому, которое наполнило скинию при освящении ее ( Исх.40:34–35 , ср. Исх.19:9,20:21 ; Втор.4:11,5:22 ; Пс.96:2 ), но отличное от облака курений ( Лев. 16:2 ). «Слава Господня» (евр. кевод-Иегова ) – обычное название самооткровения Иеговы в мире. 3Цар.8:12 .  Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; Говоря, что Иегова благоволит обитать во мраке, Соломон мог иметь в виду библейские места (подобные ( Исх.19:9 ; Лев.16:2 ) ) о неприступной таинственности Бога; соответственно этому в Святом Святых храма не было окон «и доступа вещественному свету, так как Иегова благоволил окружить Себя мраком для ветхозаветного общества» ( А. А. Олесницкий , с. 249). 3Цар.8:13 .  я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки. Выражение сильного восторга и радости от сознания, что отныне есть место постоянного пребывания Иеговы среди народа своего. Ст. 12–13 в принятом т. LXX; помещены во 2-й половине ст. 53 с некоторыми дополнениями (см. ниже примеч. к ст. 53). 3Цар.8:14 .  И обратился царь лицем своим, и благословил все собрание Израильтян; все собрание Израильтян стояло, – 3Цар.8:15 .  и сказал: благословен Господь Бог Израилев, Который сказал Своими устами Давиду, отцу моему, и ныне исполнил рукою Своею! Он говорил: 3Цар.8:16 .  «с того дня, как Я вывел народ Мой Израиля из Египта, Я не избрал города ни в одном из колен Израилевых, чтобы построен был дом, в котором пребывало бы имя Мое; [но избрал Иерусалим для пребывания в нем имени Моего] и избрал Давида, чтобы быть ему над народом Моим Израилем».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В этот день основные действия совершались исключительно первосвященником, который перед жертвоприношениями омывался, заменял обычное богатое облачение смиренным «священным льняным» в знак того, что даже первосвященник перед Богом весьма ограничен, является лишь Божиим слугой и входит в «иной мир» — во Святая Святых только по Божией, а не по своей святости, причём требование о полном его омовении как раз и свидетельствует о необходимости особой его чистоты для этого вхождения. Вместе с ним в этот день весь народ «смирял свою душу» покаянием и, согласно позднейшим источникам, постом . Именно в Господе Иисусе Христе очищение или искупление, совершаемое посредством жертвенного культа и Дня очищения как его наиболее значимого выражения, достигает абсолютной действенности. Однако Мессия предстаёт не просто эсхатологическим Первосвященником по отношению к Ветхому Завету, но и совершенной Жертвой в одном лице. Этим обусловлена определённая селективность в описании ветхозаветного ритуала Иом-кипур в Послании к Евреям. Так, здесь многократно упоминаются принесение жертв за грех во дворе Скинии (в Евр. 5:1,3; 8:3-4; 9:9; 10:1-2,8 употребляется προσφρω; в Евр. 7:27 ναφρω). Несколько раз говорится о ежегодном вхождении первосвященника за завесу во Святая Святых для принесения «чужой крови» «за себя и грехи неведения народа» (Евр. 9:7; 9:24). Наконец, говорится о сжигании «вне стана» тел животных, «которых кровь во очищение греха вносится первосвященником во Святилище» (Евр. 13:11). В тексте послания отсутствует упоминание о принесении фимиама во Святая Святых, о ритуале козла отпущения и об очищении остальных частей Скинии. Это происходит ради оттенения основных мыслей ап. Павла о недоступности для человека в связи с его греховностью (в Ветхом Завете это понятие означало и сокрытость человека от Бога, и его необходимую отчуждённость в отношениях с Ним) Престола Милости как места непосредственного Божиего явления и присутствия. Облако курения позволяло приблизиться туда первосвященнику, но только ему одному и только по особому, данному через Моисея Божиему повелению не чаще одного раза в год. Ритуал козла отпущения как относительно действенный в смысле удаления грехов от стана избранного народа также опущен в тексте послания. Отсутствие упоминания подробностей дневных жертвоприношений, а также ряда праздничных культовых действий является излишним, поскольку не имеет прямого отношения к искупительному Приношению Христову.

http://bogoslov.ru/article/6174480

4Цар.23:6 .  и вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим к потоку Кедрону, и сжег ее у потока Кедрона, и истер ее в прах, и бросил прах ее на кладбище общенародное; 4Цар.23:7 .  и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты; Устраняется служебный персонал противозаконных культов. Царь «отставил» (евр. гишбит, «отстранил» – не «сжег», как у LXX-mu и славянский: κατκυασε, «сожже»; в Александрийском кодексе: κατπαυσε, Vulgata не точно: delevit) жрецов (евр. кемарим; у LXX-mu: Χωμοριμ ; кодексы 19, 82, 93, 108 у Гольмеса: τος ιερες; Vulg.: amspices, слав.: «хомаримы» (жерцы, чародеи)) – ставленников царей иудейских и израильских, (ср. Пс.10:5 ; Соф.1:4 ), т.е. священников нелевитских, какими, напр., были священники культа тельцов ( 3Цар.12:31,32 ; 2Пар.11:15 ) и которые отличаются от жрецов идолов, или жрецов Ваала, солнца, луны, созвездий и всего воинства небесного ( 4Цар.23:5 ), с другой – от священников высот, которые, хотя отправляли служение на высотах, однако были из рода Левия ( 4Цар.23:8 ) (см. проф. Бродовича, «Книга пророка Осии», с. 350). Созвездия (евр. маззалот; μαζουρθ; слав.: «планеты», блаж. Феодорит (вопр. 54): «звезды») по толкованию раввинов (Levy, Neuhebraisches und chaldaisches Worterbuch Bd. III, s. 65), «маззалот», как и ассирийск. «manzaltu», означает 12 знаков Зодиака; Vulgata: duodecim signa. Астарта (стих 6; евр. ашера, у LXX-mu: λσος, слав.: «кумир»), означает здесь (в стихе 6) собственно идола, а не саму богиню (ст. 4). Пепел сожженной статуи этой богини повергается также в долине Кедрон, но именно «на кладбище общенародное» (кебер-бене-гаам, ср. Иер.26:23 ), наиболее открытое всякому попранию (гробницы богатых устроились особо, в садах или пещерах, и эти гробы были не так доступны для диких зверей, как простонародные, ср. проф. Гуляева, с. 375, вроде и доселе сохраняющегося в долине Кедронской или Иосафатовой еврейского кладбища (со стороны Елеонской горы). Уничтожены были притоны и принадлежности культа «кедешим» – гиеродулов, мужских ( Втор.23:18 ) и женских (ср. 3Цар.14:24 и комментарии ), у LXX-mu καδησμ, слав. «кадисимов», Vulgata: ef feminatorum; по блаж. Феодориту, вопр. 55), «святыми (потому что слово «кадис» переводится «святой») не в прямом значении слова назвал здесь писатель демонов». В стихе 7 говорится о том, что служительницы Астарты совершали тканье и вышиванье в честь ее (для устройства шатров ее служителям) в помещениях при самом храме; здесь же совершался и омерзительный культ богини.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

7 . Возжгоша огнем святило Твое – сожгли святилище Твое – на земли, оскверниша жилище имене Твоего, т.е. храм. Оскверниша – «с тем, что свято, поступали как с вещами обыкновенными» (Бл. Феод.). 8 . Реша в сердце своем южики их вкупе: приидите и отставим 454 вся праздники Божия от земли. Т.е. союзники, разрушавшие храм, согласившись, говорили: приидите уничтожим все Богоучрежденные праздники в земле Иудейской. «К великому нашему бедствию, вторгшись к нам, имели одну цель – разорить данный Тобою закон, ибо пророк словом: праздники – означает подзаконное служение» (Св. Афан.). Так же объясняет и бл. Феодорит. С Евр.: «Сказали в сердце своем: раззорим их совсем, – и сожгли все места собраний Божиих на земле». 9 . Знамения их (знамений наших) 455 не видехом: несть ктому пророка, и нас не познает ктому. Это говорят Иудеи, отведенные в плен Римлянами. Т.е. вот уже нет у нас, не видим более знамений и чудес, какие были прежде, нет более у нас пророков, Бог не знает, оставил нас. «А мы, когда делалось это (т.е. когда враги разрушали храм), не были зрителями тех знамений, каких часто бывали самовидцами во время прежних браней. Всего более заставляет нас отчаяваться в спасении то, что не видим более в народе пророка, который бы мог умилостивить за нас Бога» (Св. Афан.). Бл. Феодорит под словом: праздники – также разумеет закон, и объясняет несколько иначе: «Отважились (Римляне) разорить данный Тобою закон, не усматривая чудес, бывших при наших предках, и не будучи обличаемы пророчественною благодатию. Ибо Иудеи внезапно лишены были всего». С Евр.: «Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет». 10 . С Евр.: «Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет хулить противник имя Твое»? 11 . Вскую отвращаеши руку Твою, и десницу Твою от среды недра Твоего в конец? «Недро Божие – сокровище благ. Почему не подаешь благ, как обычно Тебе, но отъемлешь руку от недра? Пророк говорит это в переносном смысле, заимствовав образ речи с тех, у кого недро наполнено, и их просят, но не хотят они дать, отвращают же руку назад» (Бл. Феод.). С Евр.: «Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою? Из среды недра Твоего порази их».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

8 . 9. С Евр.: «Но Господь пребывает во век; Он приготовил для суда престол Свой. И Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте». 10 . И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих. С Евр.: «И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во время скорби». «Показывает же сие слово (во благовремениих), – говорит бл. Феод., – что Господь совершил наше спасение в благопотребное время. Ибо убогим пророк называет человеческое естество по великой нищете беззакония». «Убогому (говорит св. Афан.), т.е. народу нищему духовно. Давид часто называл себя убогим и нищим, хотя и был на царском престоле; ибо знал, что все человеческое бессильнее тени... Благовремением же называет время скорби, ибо хотя и всегда, даже в благоденствии, имеем нужду в помощи, однако же гораздо ощутительнее для нас пособие в скорби». 11 . И да уповают на Тя знающии имя Твое. «Акила и Симмах, – говорит бл. Феод., – перевели: «будут уверены», т.е. когда это спасение (о коем выше сказано) совершится, тогда познают Тебя Творца и Бога, на Тебя будут возлагать надежды свои». Или: «Знающие Тебя, Твое содействие и Твою помощь имеют прочный якорь, сильную защиту и несокрушаемую крепость в надежде на Тебя» (Злат.). С Евр.: «И будут уповать на Тебя знающие имя Твое; потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи». 12 . Пойте Господеви живущему в Сионе, т.е. в Церкви. «Сионом, – говорит св. Злат., – называется Церковь по ее твердости, крепости и непоколебимости». «В Сионе, т.е. в небесном Иерусалиме», – говорит св. Афан.; живущему, т.е. Спасителю, Который Сам о Себе говорит: поставлен Царем над Сионом или Церковию вселенскою (см. Пс. 2:6 ). Возвестите во языцех начинания Его. Начинания, по Злат., «благодеяния Божии», по Феодориту – «великие перемены, которые произошли в Церкви с пришествием Спасителя», напр., бывшие прежде врагами сделались друзьями и т.п., и те премудрые меры, которые употреблены Спасителем мира для спасения людей, напр., смертию дарована жизнь, бесчестием – честь, проклятием – благословение, крестом – спасение (Феод., Иерон., Август.). С Евр.: «Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его». Какие это дела или благодеяния, об этом говорится далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

8 . Закон Господень непорочен 139 , обращаяй душы. С Евр.: «Закон Господень совершен, укрепляет душу». Начинается другая часть псалма, в которой выражается мысль, что Господь Бог проявляет Свою славу, как в твари неразумной, так особенно – в законе, который есть своего рода солнце для людей; ибо, подобно солнцу, просвещает всех. «Законом, свидетельством, оправданиями, заповедию, судьбами пророк называет закон Моисеев, – говорит бл. Феод. – Называется законом потому, что благоустрояет и в совершенство приводит общественную жизнь; свидетельством потому, что служит свидетельством на согрешающих и показывает наказание за преступление; оправданиями потому, что научает справедливому, и запрещает несправедливое, преуспевающих же в добре называет праведными; заповедию потому, что заповедует и со властию повелевает, что должно делать; судьбами потому, что указует Божественные определения и научает, каких благ сподобится сохраняющий закон, и каким наказаниям подвергнется преступающий его». – Непорочен – без порока, чист от лжи и заблуждения; с Евр.: «совершен». Обращаяй душы. Т.е. закон Божий обращает душу человека от тьмы к свету, от заблуждения к истине, от порока к добродетели. Свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. Под младенцами в Св. Писании разумеются люди простые, неученые, необразованные ( Иов. 5:2 ; Притч. 1:22, 8:5, 9:4 ; Ос. 7:11 ). Закон Господень умудряет простых и неученых людей. С Евр.: «умудряет простых»; но св. Афан. – «младенцев о Христе, и людей неразумных и неискусных в мудрости». 9 . Оправдания Господня права, веселящая сердце. С Евр.: «Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи». Слово: оправдания берется вместо слова: закон. Т.е. по тому самому, что оправдания Божии или требования закона – верны, праведны, ведут к боголюбезной правде, они веселят сердце человека, исполняя его удовольствиями совести, озарениями и милостию свыше. 10 . Страх Господень чист, пребываяй в век века, т.е. «не подлежит порицанию, тогда как страх человеческий порицается и именуется робостию» (Бл. Феод.). Св. Афанасий видит страх евангельский, который, сравнительно с ветхозаветным, чище и выше; ибо «по сему страху христианин уклоняется от зла». Страх сей пребывает вечно, и вечно блаженными делает тех, в ком пребывает. Судьбы оправданны вкупе. Т.е. суды или определения Божии вместе истинны и святы, по самой природе своей всегда верны, справедливы, а потому сами себя оправдывают на деле – в людях праведных наградами, в грешных наказаниями (Сн. Дан. 3:27 ). «Судьбы Господни назвал, – говорит бл. Феод., – истинными и оправданными, потому что определяют людям законные почести и наказания».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010