Глава 8 Евр.8:1 .   Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах Евр.8:2 .   И есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. «Глава же о глаголемых: такова имамы Первосвященника, Иже седе одесную престола величествия на небесех» , «святым служитель и скинии истинней, юже водрузи Господь, а не человек» . Наибольшую честь Апостол отложил напоследок и сказал, что Он сидит «одесную престола величествия» . Как предок священников Аарон, первый приявший сан первосвященства, со страхом и трепетом входил в скинию Божию, так Христос имеет седение одесную. Присовокупил же Апостол название: «служитель» , потому что ведет речь о Первосвященнике. Ибо какое совершает служение, однажды принесши Самого Себя и не принося уже другой жертвы? Да и как возможно одному и тому же вместе и восседать, и служить? Разве кто назовет служением спасение людей, которое совершает Владыка Христос. А «скиниею» назвал Апостол небо, где Христос, будучи создателем оного, по слову Апостола, служит как человек. Евр.8:3 .   Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести. «Всяк бо первосвященник, во еже приносити дары же и жертвы, поставляемь бывает: темже потреба имети что и Сему, еже принесет» . Первосвященнику свойственно «приносити дары» Богу всяческих. Посему-то Единородный, вочеловечившись и восприяв на Себя наше естество, его-то и принес за нас. Евр.8:4 .   Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, по­тому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары. Евр.8:5 .   Которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе. «Аще бы бо был на земли, не бы был священник, сущым священником приносящым по закону дары» , «иже образу и стени служат небесных» . Это Апостол сказал в оправдание закона, научая, что не осуждает закон, но признает, что и он досточтим, как служащий прообразом небесного. Поэтому-то сказал, что излишне было называть Христа Священником, пока жил на земле, когда подзаконное служение исполняли священники по закону. Посему если священство подзаконное прияло конец и Первосвященник по чину Мелхиседекову принес жертву и другие жертвы соделал ненужными, то для чего же священники Нового Завета совершают таинственное служение? Но для обучившихся Божественному явно, что не иную какую приносим жертву, но творим воспоминание оной единой и спасительной жертвы. Ибо сие повелел нам Сам Владыка: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22, 19 ), чтобы при воззрении на образ воспоминали мы понесенные за нас страдания, возгорались любовию к Благодетелю и ожидали вкушения будущих благ. Божественный же Апостол, служение подзаконное назвав «стению небесных» , подтверждает слово свое свидетельством Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 9 Евр.9:1 .  И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное. «Имеяше убо первая скиния оправдания службы». Так назвал Апостол заповеди, поколику исполнение их почиталось служением Божиим. Так говорит и блаженный Давид: «оправданием Твоим научи мя» ( Пс. 118, 124 ), и Сам Законодатель: «сия... суды и оправдания, елика глагола Господь сыном Израилевым» ( Втор. 4, 45 ). Но Апостол прежде всего рассуждает о скинии. «Святое же людское» ( κοσμικv). Так назвал скинию, представляющую образ всего мира. Ибо среднею завесою разделялась на две части, и одна часть называлась Святое, а другая – Святое Святых. И Святое уподоблялось житию на земли, а Святое Святых – пребыванию на небесах. Самая же завеса заменяла собою твердь. Ибо Божественное Писание научило нас, что два неба, из которых первое создал Бог с землею, а второе сотворил во второй день, сказав: «Да будет твердь посреде воды» ( Быт. 1, 6 ), и потом присовокупило: «И нарече Бог твердь небо» ( Быт. 1, 8 ). Так и блаженный Давид говорит: «Небо небесе Господеви» ( Пс. 113, 24 ). Это небо для нас – кровля дома, а для невидимых сил заменяет нижний помост. Посему как оно отделяет дольнее от горнего, так завеса, распростертая посреди скинии, отделяла от Святого Святое Святых. Евр.9:2 .  Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. «Скиния бо сооружена бысть первая, в нейже светилник и трапеза и предложение хлебов, яже глаголется святая». Слово για (святая) должно читать с острым ударением на третьем от конца слоге, а это дает нам знать, что здесь подразумевается другое еще имя. Евр.9:3 .  За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых. Евр.9:4 .  Имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета. Евр.9:5 .  А над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. «По вторей же завесе скиния глаголемая святая святых», «злату имущи кадилницу и ковчег завета окован всюду златом, в немже стамна злата имущая манну, и жезл Ааронов прозябший, и скрижали завета» «превышше же его херувими славы, осеняющии олтарь [очистилище]: о нихже не леть ныне глаголати подробну».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Евр.12:3 .  Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Справедливо апостол прибавил это, потому что если страдания ближних ободряют нас, то какого утешения не доставят нам страдания Владыки? (Злат.). Евр.12:4 .  Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, Смысл этих слов следующий: вы еще не подверглись смерти, вы только потеряли имущество и славу, вы только потерпели изгнание; Христос пролил кровь Свою за вас, а вы и за себя не пролили ее; Он даже до смерти стоял за истину, подвизаясь за вас, а вы еще не подвергались опасностям, угрожающим смертью (Злат.). – «Подвизаясь против греха» Здесь апостол показывает, что и грех сильно нападает и также вооружен (Злат.). Евр.12:5 .  и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. «Забыли утешение», т. е. опустили руки, ослабели (Злат.). «Которое предлагается вам, как сынам». Представив утешение от дел, теперь апостол сверх того прибавляет утешение от изречений, от приведенного свидетельства: «не унывай, – говорит, – когда Он обличает тебя»… Итак, это – дело Божие; а немало доставляет утешения то, когда мы убеждаемся, что случившееся могло произойти по действию Божию, по Его попущению (Злат.). Евр.12:6 .  Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Ты не можешь, говорит, сказать, что есть какой-нибудь праведник, не терпевший скорбей, и хотя нам так кажется, но иных скорбей мы не знаем. Следовательно, всякому праведнику необходимо пройти путем скорби. Если иначе невозможно, то следует, что тесным путем шли все те, которые вошли в жизнь (Злат.). Евр.12:7 .  Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если Бог наказывает нас, то для исправления, а не для истязания, не для мучения, не для страданий. Смотри, как апостол тем самым, из-за чего они считали себя оставленными, внушает им уверенность, что они не оставлены, и как бы так говорит: претерпевая такие бедствия, вы уже думаете, что Бог оставил и ненавидит вас? Нет, если бы вы не страдали, тогда следовало бы опасаться этого, потому что если «Он биет всякого сына, его же приемлет», то небиемый, быть может, не сын. Но как, скажете, разве злые люди не страдают? Конечно, страдают – как же иначе? – но он не сказал: всякий биемый есть сын, а: всякий сын бывает бием. Потому ты не можешь говорить: есть много и злых людей, которых бьют, напр.: человекоубийцы, разбойники, чародеи, гробокопатели. Они бывают наказываемы за собственные злодеяния; они бывают не биемы, как сыны, но наказываемы, как злодеи; а вы – как сыны (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Начиная сравнивать их по плоти, он говорит: " как и Моисей во всем доме Его " . Не вдруг доказывает преимущество (Христа пред Моисеем), - чтобы слушатели не отшатнулись и тотчас же не заткнули ушей, - потому что, хотя они были верующие, но в душе своей еще много были преданы Моисею. " Который верен " , - говорит, - " Сотворившему Его " . Что сотворившему? Посланника и первосвя­щенника. Не о существе говорит он здесь, и не о божестве, но пока о преимуществах человеческих. " Как и Моисей во всем доме Его " , т.е. в народе, или в храме. А употребляет это выражение - " во всем доме Его " - так, как иной выразился бы о домашних. Моисей был в народе, как попечитель и распоря­дитель в доме. Что здесь домом он называет народ, видно из прибавления: " дом же Его - мы " (Евр.3:6), т.е. мы - создание Его. Затем (показывает) преимущество: " Он достоин тем большей славы пред Моисеем " ; и опять (говорит) о плоти: " чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его " (Евр. 3:3). 3. И сам (Моисей), говорит, был из этого дома. Не сказал: он был раб, а тот - Владыка, но прикровенно выразил это. Если домом был народ, а сам (Моисей) был из народа, то следует, что он был из этого дома; так и мы обыкновенно говорим: такой-то происходит из такого-то дома. Здесь под домом (апостол) не разумеет храма, потому что не Бог создал его, но люди, а устроивший его, т.е. Моисея, есть Бог. Смотри, как он прикровенно показывает превос­ходство (Христа пред Моисеем): " верен " , - говорит, - " во всем доме Его " , между тем как сам он был из этого дома, т.е. из народа. Большую имеет честь пред произведениями художник их, равно как и пред домом - устроивший его. " … А устроивший все [есть] Бог " (Евр. 3:4). Видишь, что не о храме гово­рит, но о всем народе? " И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить " (Евр. 3:5). Вот и другое преимущество Сына пред рабами! Видишь опять, как он указывает на близость (Христа к Богу-Отцу) наименованием Сына? " Христос - как Сын в доме Его " (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Понимая, таким образом, под именем покоя Божия вечное блаженство – покой небесный, а под словом днесь (ст. 7) – все время пришествия на землю Мессии, Христа Иисуса, и всю вообще последующую жизнь каждого человека ( Евр.3:6,13–15, 4:7–10 и др.), мы – христиане – и в лице Того, голоса Которого слушать (аще глас Его услышите) побуждают нас и пророк и апостол, должны видеть, конечно, не иное лицо, как Того Пророка-Учителя, о Котором, вблизи горы Синайской, сказал Господь Иегова, чрез Моисея, народу еврейскому: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты (Моисей), и вложу слова Мои в уста его, и Он будет говорить им все, что Я повелю ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» ( Втор.18:18–19 ). Голос Иеговы, действительно, после Синайского законодательства, замолк к народу непосредственно, и до тех пор замолк, пока «Бог, многократно и многообразно говоривший отцам, через пророков, снова, в последние дни, не заговорил к людям в Сыне» ( Евр.1:1–2 ). Три раза с неба Отец Небесный свидетельствовал о Сыне Своем Единородном, побуждая тем человеческий род «послушать гласа Его»: после Крещения ( Мф.3:17 ; Мк.1:11 ; Лк.3:22 ), после Преображения ( Мф.17:5 ; Мк.9:7 ) и после торжественного Входа Спасителя нашего в Иерусалим ( Ин.12:28,30 ). И Спаситель наш учил людей истине, свидетельствовал об истине ( Ин.18:37 ), и «кто от истины, тот слушал и слушает гласа Его», как Сам Он сказал ( Ин.18:37 ; ср. Ин.10:16 ). Таким Он даст жизнь вечную и доставит им покой вечный ( Мф.11:28–29 ), а отвергающий Его и не принимающий слов Его имеет судию себе: «слово, которое Он говорил, оно будет судить такового в последний день» ( Ин.12:48–50 ). Итак, увещание и страшная угроза, заключающаяся в последних стихах 94-го псалма, относятся не к одним только неверным иудеям, они еще более относятся к нам – христианам, вкусившим благ мирно-благодатного Царства Христова. Не избавило ветхого Израиля от отвержения Богом имя иудеев, как народа Божия, или же имя «чад Авраамовых», которым они любили хвалиться ( Мф.3:9 ); не спасет и нас от вечного наказания носимое нами имя христиан, если мы, «соделавшись причастниками Христу, не сохраним начатой (благочестивой) жизни твердо до конца» ( Евр.3:14 ); ибо, по слову апостола Петра, «лучше бы нам не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной святой заповеди» ( 2Пет.2:21 ). Будем же внимательно, усердно и благоговейно слушать и исполнять голос Иисуса Христа – слова Святого Евангелия Спасителя нашего и глаголы возлюбленных учеников Его, пока еще длится наша жизнь, пока еще можно слышать нам: «Ныне (днесь) не ожесточите сердец ваших, обольщаясь грехом» ( Евр.3:13 ), пока еще, в случае падения, возможно покаяние и обращение к Богу, – и Господь дарует нам жизнь вечную – блаженную, доставит нам «покой Божий» ( Евр.4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Прекращение жертв и возлияний, проявление запустения в храме, засвидетельствованные раздранием церковной завесы в момент смерти Спасителя, тесно связывались с утверждением на земле нового завета, того завета, о котором предрекали пророки (например, прор. Иеремия 31:31–33). По откровению это утверждение должно воспоследовать во время последней 70-й седмины, и оно действительно воспоследовало. Ещё устами пр. Исаии Бог вещал рабу своему Мессии: «когда придёт время помилования, Я услышу Тебя и в день спасения помогу Тебе; и буду охранять Тебя и сделаю Тебя заветом народа» ( Ис.49:8 ). И Сам Иисус Христос, установляя таинство Евхаристии для Церкви, сказал взяв чашу: «пейте из неё все; ибо сие есть кровь моя нового завета, за многих изливаемая во оставлении грехов» ( Мф.26:27–28 ) Ветхий Завет , заключённый Богом с избранными Им народом израилевым при Синае, имел только преобразовательное и предуготовительное значение. Он со всеми своими установлениями о богослужении, со своим законом и со своим святилищем утверждался и запечатлевался через кровь жертвенных животных. «Ибо где завещание», – говорит ап. Павел ( Евр.9:16–22 ), – там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя. Потому что завещание действительно после умерших; оно не имеет силы, когда завещатель жив. Почему и первый (т. е. ветхий) завет был утверждён не без крови. Ибо Моисей, произнёсший все заповеди по закону пред всем народом, взял кровь тельцов и козлов... и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог ( Исх.24:8 ). Подобным образом окропил кровью и скинию и все сосуды богослужебные. Да и всё почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. Но «невозможно, – говорит тот же апостол ( Евр.10:4 ), – чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи». Она сама по себе не имела такой силы и получала своё очистительное и освящающее ( Евр.9:13:22 ) значение оттого, что преобразовала собой существенно-очистительную и истинно-освящающую ( Евр.10:5–20 ) кровь Иисуса Христа, этого истинного первосвященника, единожды и уже навсегда, принёсшего себя в жертву за грехи мира и этим одним приношением сделавшего совершенными освящаемых ( Евр.10:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Псалом 120 Песнь степеней. «Вторую песнь (степеней), – говорит св. Афан., – воспевает народ, хотя освободившийся от плена, но еще возвращающийся только в отечество, и совершающий далекий путь из Вавилона в Иерусалим, почему застигнутый в горах, умоляет подать ему помощь». По бл. Феодориту, – «сей псалом приличествует Иудеям, живущим еще в Вавилоне». 1 . Возведох очи мои в горы 629 , отнюдуже приидет помощь моя. В горы, т.е. горе, к небу, ко Господу. «Видишь ли, – говорит св. Злат., – как любомудрствуют те, которые жили в чужой земле (Вавилоне)? Они воспоминают уже не о храме, но о небе и земле». 2 . С Евр.: «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю». 3 . Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя. С Евр.: «Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя». По св. Златоусту – пророк здесь советует Еврейскому народу, что должно ему делать, имея надежду на помощь Божию. «Т.е. не уклоняйся, не соблазняйся, и тогда Бог подаст тебе руку помощи, не оставит тебя, не отступит от тебя, если только ты не дашь колебаться ноге своей, т.е. не будешь гоняться за тленными вещами, не имеющими твердого основания». «Не доводи себя до колебания и смятения, стой твердо в надежде на Бога, – и спасешься, сподобишься от Господа всякого о тебе попечения» (Св. Афанасий и бл. Феодорит). 4 . С Евр.: «Не дремлет и не спит хранящий Израиля». 5 . Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою. С Евр.: «Господь хранитель твой; Господь сень твоя с правой руки твоей». «Пророк, – поясняет св. Злат., – десницею и покровом изображает полное хранение и ближайшее содействие Божие. Как бывает у воинов, стоящих в строю, Господь станет по правую руку твою, чтобы ты был непобедим, деятелен, тверд, силен, чтобы воздвиг трофей, одержал победу, ибо этою (правою) рукою мы преимущественно делаем все». «Господь, став при десной руке твоей, и покроет, и охранит, и сподобит тебя всякого промышления» (Св. Афан. и бл. Феод.). 6 . Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. С Евр.: «Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью». «Пророк сказует, что ночью и днем, пользуясь промышлением Божиим, останется невредимым», поясняет бл. Феодорит, и видит намек на чудесное осенение Евреев облаком в пустыне, по исходе из Египта. «Впрочем, – говорит св. Злат., – может быть, и тогда, при возвращении из Вавилона, Евреи удостоились подобного чуда каким-нибудь другим образом».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 123 Песнь степеней. По св. Афанасию, в сем псалме возвратившиеся из плена Иудеи приносят благодарныя молитвы за избавление от плена и врагов. 1, 2, 3 . С Евр.: «Если бы не Господь был с нами, – да скажет Израиль, – (ст. 2) если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди; (ст. 3) то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас». «По возвращении Иудеев из Вавилона, – поясняет бл. Феод., – все соседние народы, вознегодовав на освобождение их, общими силами предприняли против них войну, и, собрав варварские народы, совокупно ополчились на них, надеясь истребить и самую их память. Но Бог всяческих снова помог своим и поразил всех врагов». Об этих врагах и говорится здесь. Пророк, как превосходиый хороначальник, сказал наперед «сам: яко аще не Господь бы был в нас, далее учит Иудеев, как учитель учеников, что и как должно говорить им друг другу. «Не своей силе, говорит пророк, приписывайте победу; потому что податель ее – Бог . Поэтому, ликуя, говорите друг другу: если бы не сподобились мы Божией помощи; то, когда собралось против нас столько неприязненных, не удостоились бы и погребения, но, как зверями, были бы пожраны живые» (Бл. Феод. Злат.). Вода потопила бы нас, т.е. множество бедствий, подобно водам, потопило бы нас. 4, 5 . Поток прейде душа наша С Евр.: «Воды потопили бы нас, поток прошел бы над душею нашею». Убо прейде душа наша воду непостоянную 633 . С Евр.: «Прошли бы над душою нашею воды бурныя». Акила перевел: «Тогда вознеслись бы над душою нашею гордые, как воды». Т.е. на нас нападало множество сильнейших врагов, нас постигли страшные, ничем неудержимые, как бурные воды, бедствия, но (ст. 6.) Господь спас нас. 6 . С Евр.: «Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их»! т.е. зубам врагов наших, которые, как кровожадные звери, готовились пожрать, погубить нас. 7 . С Евр.: «Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих; сеть расторгнута, и мы избавились». Т.е. прекратился плен, и мы избавились от бедствий. 633 Непостоянную ανυποστατον – ος – неостановленный и неостановимый, неудержимый, т. е. перешли как бы бурный поток. Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 42 Псалом Давиду, не надписан у Еврей. «Псалом сей у Евреев не надписан, как заключающий в себе одну и ту же мысль с псалмом предшествовавшим», говорит бл. Феод., и под народом недобрым (непреподобным), льстивым разумеет Вавилонян, и видит здесь молитву пленных Евреев. 1 . Суди ми, Боже, и рассуди прю мою, т.е. рассуди спор или спорное дело мое с людьми, меня оскорбляющими, с моими гонителями и врагами, которые здесь называются народом непреподобным, т.е. неправедным, злым, людьми льстивыми и коварными. С Евр.: «Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня». 2 . С Евр.: «Ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага»? 3 . Посли свет Твой, и истину Твою, та мя настависта, и введоста мя в гору святую Твою, и в селения Твоя. «Здесь, – говорит бл. Феод., – 70 толковников переменили время и о будущем выразились, как о прошедшем. Другие сделали более ясный перевод: «Посли свет Твой и истину Твою, которые наставят меня на путь, и введут в гору Твою и в селения Твои»... Селениями Божиими пророк назвал храм, горою святою – Сион, а светом и истиною – правдивое и спасительное пришествие Господне» (Бл. Феод.). Св. Афанасий разумеет о Спасителе, Который есть свет и истина, под святою горою – небо, под селениями – горние обители. С Евр.: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои». 4 . И вниду к жертвенику Божию, к Богу веселящему юность мою и проч. Симмах перевел так: «Да прииду к жертвеннику Божию, к Богу – веселию благодушия моего, и во псалтире исповедаюсь Тебе, Боже, Боже мой». С Евр.: «И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой»! Св. Афанасий разумеет под жертвенником – мысленный, небесный жертвенник; под юностию – веселие, обновляющее душу; под гуслями – тело наше. 5 . С Евр.: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего». Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 43 В конец, сынов Кореовых, в разум. Т.е. поучительный псалом потомков Корея, содержащий в себе события отдаленных времен. С Евр.: «Начальнику хора. Учение. Сынов Кореевых». (См. Введение). «Этот псалом, – говорит св. Златоуст, – хотя произносит пророк (т.е. Давид), но он произносит не от собственного лица, а от лица Маккавеев, предвозвещая и изъясняя имевшее быть в их время», и относит ко временам Антиоха Епифана. Также думает и бл. Феодорит, присовокупляя, что «псалом изречен от лица победителей Маккавеев, предварительно научая, какие слова надлежит произносить им во время опасности». По мнению св. Афанасия, псалом сей того же содержания, как и предыдущие. «Певцы (т.е. сыны Кореевы) описывают древние благодеяния Божии и просят помиловать их; потому что Его признают упованием своим, и исповедуются о имени Его». Так как в 12 ст. сего псалма говорится о рассеянии Евреев между народами, то некоторые из толковников относят псалом ко временам плена Вавилонского; бл. Иерон., Август., св. Амвросий видят пророчество о христианских временах мученичества, на основании послания к Римлянам ( Рим. 8:13 ), где приводятся слова из 23 стиха сего псалма. 2 . Дело, еже соделал еси – т.е. изгнание и истребление Хананеев, поселение Евреев в Палестине. С Евр.: «Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние». 3 . С Евр.: «Ты рукою Своею истребил народы, а их насадил; поразил племена, и изгнал их». 4 . Не бо мечем своим наследиша землю и проч. Хотя Евреи сражались и побеждали Хананеев, но побеждали при помощи Божией. Главною причиною их побед было не воинское оружие, а десница и мышца, т.е. сила и могущество Божии, и просвещение лица Божия, т.е. Его защищение, промышление (Злат.) и Божие благоволение, яко благоволил еси в них. С Евр.: «Ибо они не мечем своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца, и свет лица Твоего; ибо Ты благоволил к ним». 5 . Заповедаяй спасения Иаковля. Т.е. Ты, Господи, Сам заповедал, определил даровать Иакову, т.е. потомкам Иакова все эти спасения или победы над врагами; или: «Тебе слова достаточно для нашего спасения, нужно только мановение Твое, – и народ будет спасен». Так перевел и Симмах: «заповедуй спасение Иакова» (Бл. Феод.). С Евр.: «Боже, царь мой! Ты тот же; даруй спасение Иакову».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010