И в радостном свете Воскресения Христова, в свете той радости, которая «прииде Крестом – всему миру», и мы исповедуем нашу веру в священную тайну необходимости Креста: «Распятие бо претерпев», Христос «смертию смерть разруши», потому что мы – «дети», потому что мы «причастны плоти и крови», имеем плоть и кровь, то и Сын Божий Единородный «также воспринял оныя» ( Евр.2:14 ), сделался настоящим человеком, подобным нам, с Плотью и Кровью, воспринятыми Им от единокровной нам Девы Богородицы; «нас ради человек и нашего ради спасения» Он воплотился и вочеловечился, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» ( Евр.2:14 ), дабы своим вхождением в темную область нашей богооставленности превратить мрачную ночь нашей смерти в светлый «невечерний» день Своего Воскресения – «и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству» ( Евр.2:15 ). И мы «видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус», Который должен был, «по благодати Божией, вкусить смерть за всех» ( Евр.2:9 ). Да, поистине, надлежало, чтобы Бог Отец – Своего Единородного Сына, «приводящаго многих сынов в славу, Вождя спасения их», чтобы Бог Отец – Господа Иисуса Христа «совершил через страдания» ( Евр.2:10 ). На Кресте умирает Сын Божий Единородный, Тот, Который имел вечную славу у Своего Отца уже «прежде бытия мира» ( Ин.17:5 ), извечно является «сиянием славы и образом ипостаси» Отчей ( Евр.1:3 ), Он умирает с нами нашей человеческой смертью, как наш брат, чтобы обезвредить для нас нашу смерть, – «дабы Он был Первородным между многими братиями» ( Рим.8:29 ) – участниками по благодати в славе Его. Крест – великое знамение Его последней близости к нам. Крестом «даже до распятия и смерти Сам Себя излиявший» Христос нисходит «в преисподния места земли» ( Еф.4:9 ). А после Креста и Воскресения Он же и восходит «превышие всех небес, – дабы наполнить собою все» ( Еф.4:10 ). Поистине, мы видим, что приобрели новый смысл древние псаломские слова: «Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты… Скажу ли: может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла как день» ( Пс.138:7-12 )… Ибо теперь «вся исполнишися света: небо, и земля, и преисподняя»…

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

Семеричное число лампад, имея основание в седмице Божественного миротворения, должно было указывать на полноту времен, в продолжение которой священный народ Божий имел гореть своим духовным светом, или, как говорит блаж. Феодорит, »седмь светильник, равносильные седми дням недели, представляют собою непрерывность и непрекращаемость Божия Промысла " 88 . Поставленное, следовательно, в связь с предшествующим видением, видение светильника скинии с его принадлежностями, должно бы было указывать, в таинственном смысле, на то просвещение народа Божия словом Божиим живым и действенным и острейшим всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. ( Евр. 4:12 ), которое имело некогда совершиться через Архиереа велика, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия ( Евр. 4:14 ) 89 . Но, виденный пророком светильник, во многом сходный с светильником скинии, в то же время, и существенно отличался от него. И, прежде всего, пророк видит светильник, как отдельный прибор, без всякого отношения к святилищу храма, в котором должен был стоять светильник скинии, – так что при нем не было ни священника, приносителя жертвы, ни священнодействователя, – а вместо, и на месте их, стояли два оливковых дерева 90 . Затем, в светильнике скинии не было – ни особого сосуда для масла, ни трубочек. Все это приводило тайнозрителя в недоумение: и отвечал я, говорит пророк, и сказал Ангелу, говорившему во мне: что это, господин мой? И отвечал Ангел, говоривший во мне, и сказал мне: а ты не знаешь, что это (ст. 4, 5)? Вопрос Ангела, очевидно, не служит здесь (как в ст. 2) только к возбуждению внимания в видящем, а составляет прямой укор ему за непонимание видения, которое, по словам Ангела, должно было быть понятно пророку и без объяснения. В самом деле, если б пророк вспомнил, что по селам, некогда, расселится Иерусалим от множества людей и скота в нем ( Зах. 2:4 ), что присоединятся многие народы к Иегове в тот день (2:11), когда приведет Господь раба Своего, отрасль (3:8), чтобы изгладить порок земли в один день (3:9), – если б все это вспомнил пророк и поставил в связь с видением светильника; то понял бы, что видение относится к тому времени, когда Христос, Первосвященник будущих благ ( Евр. 9:11 ) имел войти не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать за нас пред Лице Божие ( Евр. 9:24 ), и потому не имел нужды ежедневно, как ветхозаветные первосвященники, приносить жертвы, сперва за свои грехи, потом за грехи народа: ибо Он имел совершить сие однажды, принесши в жертву Себя Самого ( Евр. 7:27 ), и, поскольку пребываем вечно, имел получить и священство непреходящее ( Евр. 7:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Первосвященническое служение Иисуса состояло в принесении Им Себя в жертву для удовлетворения правды Божией за сделанный человеком грех . Оно выражалось в перенесении Иисусом всякого рода унижений, гонений, поруганий и, наконец, страшных мучений на Кресте, и – смерти. Ибо хотя Он и был Сын Божий, – говорит Апостол, – однако страданиями навык послушанию: и совершившись сделался для всех послушных Ему (уверовавших в Него) виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека ( Евр.5:8,10 ). Но так как всякий первосвященник для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи ( Евр.5:1 ): то нужно было, чтобы и Христос также имел что принести ( Евр.8:3 ); – и Он действительно принёс Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, и вошел не в рукотворённое святилище, но в самое Небо, чтобы предстать за нас перед лицом Божие, и не с кровию козлов и тельцов, но со Своею Кровию вошел в святилище, и приобрел вечное Искупление ( Евр.9:28,24,12 ). Он, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, и этим одним принесением навсегда сделал совершенными освящаемых ( Евр.10:12,14 ). Царское служение Иисуса Христа выразилось, главным образом, в совершении величайших чудес: исцелении всякого рода больных одним словом или прикосновением руки и одежды, изгнании бесов, воскрешении мёртвых и повелевании силами природы; особенно же в поражении диавола и разрушении его царства: ибо Своею смертью Он лишил силы диавола имевшего дотоле державу смерти, и избавил всех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству ( Евр.2:14,15 ). Для сего Он нисходил прежде в преисподняя места Земли (в ад) и, поразив там диавола, восшел на высоту (на Небо), пленив плен ( Еф.4:9,8 ), то есть извёл из ада всех держимых там от века праведников. За Его смирение, простиравшееся даже до крестной смерти ( Флп.2:8 ), Бог воздействовал в Нём державною силою Своею и, воскресив Его из мёртвых, посадил Его одесную Себя на Небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства – и всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего главою Церкви ( Еф.1:19–22 ), и дал Ему имя (право, власть, славу) выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено Небесных, земных и преисподних ( Флп.2:9,10 ). В силу этого права Иисус основал на Земле несокрушимую Церковь Свою, или Царство, в которое призвал всех верующих и, даровав им Духа Святого, соделал всех чадами Божиими, наследниками Божиими и сонаследниками Своими, подавая им вся Божественные силы, яже к животу и благочестию ( 2Пет.1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Псалом 138 В конец Давиду, псалом Захариин, в рассеянии 661 . С Евр.: «Начальнику хора. Псалом Давида». Прочих слов надписания нет ни в Еврейском, ни в Греческом тексте – Римского издания, но есть в издании Комплютенском. По св. Афан. – псалом сей изображает Божию о нас попечительность, и описывает, как Бог промышляет не только о целой вселенной, но и о каждой части ее, так что не оставлены без Его промысла и движения и помышления наши, указует на призвание язычников и неверие Иудеев, почему и надписан: в конец. По бл. Феод. – псалом этот изображает благочестивого царя Иосию, которые молится и изумлен предведением о нем. 1 . Господи, искусил мя еси, т.е. «совершенно знаешь меня» (Злат.). С Евр.: «Господи, Ты испытал меня, и знаешь». Ты познал еси седание мое и востание мое, т.е. «всю жизнь, – поясняет св. Злат., – потому что в этом проходит наша жизнь – в делах, движениях, входах и выходах». 2 . С Евр.: «Ты знаешь, когда я сажусь, и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали». 3 . Стезю 662 мою и уже 663 мое Ты еси изследовал, и вся пути моя провидел еси. Всякую тропинку мою и жребий мой Ты исследовал, т.е. совершенно знаешь все мои действия, направления, все помыслы, короче: все пути. «Уже, – говорит св. Афан., – имеет здесь значение определенной меры пути. Пророк же разумеет, что Богу известно всякое движение помысла, ибо словом: пути – означает движения». «Пророк, – говорит бл. Феод., – путем и стезею называет деяния, а ужем – прямоту их, взяв образ речи с строющих домы, которые по веревке выравнивают стены». С Евр.: «Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе». 4 . 5. Яко несть льсти 664 в языце моем. «Заметь, – говорит св. Злат., – пророк не сказал: я имел и отверг лукавство; но: никогда его не было у меня, никогда эта болезнь не касалась языка моего». С Евр.: «Еще нет слова на языке моем, Ты, Господи, уже знаешь его совершенно». Се, Господи, Ты познал еси; ст. 5: вся последняя и древняя. С Евр. 5 стих: «Сзади и спереди Ты объемлешь меня и полагаешь на мне руку Твою». «Не помышление только, говорит, знаешь Ты, и не дела мои и пути мои только, но все, что было и будет» (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

1Кор.15:10 . «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною». Объясн. Благодать Божия даётся человеку даром, без всякой заслуги с его стороны: Тит.3:4–6 , но этим не отрицается необходимость таинств, чрез которые преподаётся членам Церкви благодать Божия, и самодеятельность человека: Деян.19:1 ; Еф.3:2–3 ; Евр.10:29 . Когда человек постарается в таинствах свободно принять в себя благодать Божию: Откр.3:20 , тогда только она начинает производить в нём своё благодатное действие: Ин.14:23 ; Евр.3:7–8 . Человек может оказывать упорное сопротивление благодати Божией: Ис.5:4:65:2:66:4 . 2Кор.4:15 . «Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию». Объясн. Этими словами апостол внушает нам, что вся жизнь наша, полная борьбы и страданий, сопровождающаяся победами и благодатными дарами для нас, должна рождать в нас чувство глубокой благодарности прославления Бога: 1Фес.5:18 ; 1Пет.4:11 . Флп.4:13 . «Всё могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе». Объясн. Благодать Божия делала то, что апостол и не евши не голодал, и ничего не имея был как богач: ст.12; 2Кор.6:10 . Где сила Божия, там исчезают немощи: 2Кор.12:9:4:10–11 . В этом смысле и должно понимать слова апостола: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Евр.4:16 . «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Объясн. Здесь апостол преподаёт нам ясное учение о той таинственной силе, которая подаётся нам свыше, от престола Божия, где восседает прославленный Христос: Евр.1:3 . Эта сила именуется благодатью (Святого Духа) и ясно различается от просвещения проповедью или чтением Слова Божия; ибо апостол пишет людям, несомненно, уже просвещённым верой: Евр.6:4 , и однако убеждает их дерзновенно приступать, искать и обретать благодать, как неисчерпаемый и всегда обновляющий дар. Эта благодать и подаётся нам в таинствах Православной Церкви: Ин.3:5:6:53–54 ; Мф.18:18 ; Иак.5:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

4 . Память сотворил есть чудес Своих. С Евр.: «Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь». «Т.е. не переставал, не оставлял в каждом поколении творить чудеса и пробуждать людей грубых чудесными действиями» (Св. Злат.). По бл. Феодориту, «пророк – наказание врагов назвал напоминанием чудес, т.е., что истинны славные чудеса Твои, которые у неверных почитаются ложными, доказал Ты новым чудотворением (т.е. избиением врагов при Иосафате – 2Пар. 20:23 ), и напомнив нам, что совершил Ты при наших предках». 5 . Пищу даде боящымся Его. Пророк говорит о пище (духовной), которую дает преимущественно боящимся Его, т.е. поучение посредством слова, наставление, все любомудрие» (Злат.). «Пищу, т.е. мысленный хлеб, сшедший с небеси» (Св. Афан.). Бл. Феодорит разумеет добычу и пищу, взятые у неприятеля, после его поражения. Помянет в век завет Свой, т.е. завет с Авраамом ( Быт. 18:18 ), говорит св. Афанасий. «Хранит незабвенную память о данных отцам обетованиях, и ради оной сообщает нам блага» (Бл. Феод. и св. Злат.). 6 . Крепость дел Своих возвести людем Своим, дати им достояние язык. С Евр.: «Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников». «Т.е. Бог явил силу Свою, изгнав народы (Ханаанские) не просто, но таким образом, из которого Евреи особенно ясно могли видеть, хотя для этого достаточно было и предшествовавших событий, что поражение врагов нанесено было Богом, и что под Его предводительством решена была судьба их» (Св. Злат.). 7 . С Евр.: «Дела рук Его истина и суд: все заповеди Его верны». 8 . С Евр.: «Тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте». 9 . С Евр.: «Избавление послал Он народу Своему; заповедал на веки завет Свой. Свято и страшно имя Его»! 10 . Начало премудрости страх Господень. «Пророк говорит о премудрости, состоящей не в словах, а в делах, и языческие мудрецы определяют премудрость знанием вещей Божеских и человеческих. Этому познанию научает страх Божий, истребляя порок, насаждая добродетель, располагая презирать настоящее и стремиться к небу. Что мудрее такой души»? (Св. Злат. Под. Втор. 4:6 ; Притч. 6:10 ; Еккл. 1:20, 25 ; Иов. 28:28 ). Разум 598 же благ всем творящым и. Т.е. «для исполняющих правила премудрости, для показывающих ее на деле он есть разум благ» (Св. Злат.). Или: добрый истинный разум у тех, Которые его благость, доброту показывают на деле, оправдывают жизнию. С Евр.: «Разум верный у всех исполняющих заповеди Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

5 . Возненавидех церковь лукавнующих. С Евр.: «Возненавидел я сборище злонамеренных» 171 . Церковь лукавнующих есть общество или собрание, по Феодориту, идолопоклонников или вообще нечестивых. 6 . Умыю в неповинных руце мои и проч. С Евр.: «Буду омывать в невинности руки мои, и обходить жертвенник Твой, Господи». Омытие рук было предписано законом по разным причинам и в различных случаях: умывали руки, когда приступали к жертвоприношению, когда свидетельствовали о своей невинности в каком-либо преступлении и т.д. Т.е. я не буду участвовать с нечестивыми в их собраниях; напротив, вместе с чистыми людьми, омывши руки, буду приносить жертву Богу. По св. Афан., умыю в неповинных руце значит: «буду чист от скверных дел». Обыду жертвенник Твой, Господи, т.е. по очищении, по умовении рук, вместе с чистыми буду окружать Твой жертвенник. Под чистыми здесь разумеются, конечно, жрецы и певцы, которые окружали жертвенник во храме. См. Пс. 7:8 . 7 . Еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя. Т.е. для того я желаю окружать с певцами «жертвенник Твой, Господи, дабы внимать ушами моими Твоим песнопениям и научить неведущих величию чудес Твоих» (Бл. Феод.). С Евр.: «Чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои». 8 . Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея. С Евр.: «Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей». «Домом Божиим, – говорит бл. Феод., – наименовал скинию; потому что Божест. храм еще не был построен». «Благолепие дома, – говорит св. Афан., – украшающиеся в Церкви благочестием. Желаю, говорит псалмопевец, видеть Божественный дом, в котором сияет благодать Твоя» (Сн. Пс. 26:4, 83:1 . 9 . Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой. С мужи кровей, Симмах: с убийцами. Св. Афан. под нечестивыми разумеет Иудеев. С Евр.: «Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными». 12 . Нога моя ста на правоте. С Евр.: «Моя нога стоит на прямом (пути)». Т.е. пока жил с нечестивыми, я удалялся всякого порока и, утвердив ноги свои на правоте благочестия, стоял безопасно и твердо» (Бл. Феод.). В Церквах благословлю Тя, Господи. Бл. Феодорит в сих словах видит пророчество Давида о том, что его псалмы всегда будут петь или читать в Церквах христианских, и таким образом во всех Церквах по вселенной он будет песнословить и благословлять Господа, что и исполняется. «И на земле и на море великий Давид устами благочестивых песнословит Благодетеля Бога» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава 13 Евр.13:1 .  Братолюбие между вами да пребывает. «Братолюбие да пребывает». Состав сего слова выражает усиление любви, ибо Апостол из слов «любовь» и «брат» сложил одно слово. Евр.13:2 .  Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. «Страннолюбия не забывайте: тем бо не ведяще нецыи странноприяша Ангелы». Патриарх Авраам, приступив, как к людям, обрел Ангелов и Владыку Ангелов. Так и блаженный Лот принял Ангелов, как людей, но приял благословение, как от ангелов. Евр.13:3 .  Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. «Поминайте юзники, аки с ними связани: озлобляемым, аки и сами суще в теле». Сострадательностию и приличным служением имейте общение с терпящими это за благочестие. Евр.13:4 .  Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. «Честна женитва во всех, и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог». Одно законно, а другое крайне беззаконно. И одно узаконил Бог в начале, ибо сказал: «Сотворим ему помощника по нему» ( Быт. 2, 18 ), и, создав, привел, сочетал и дал брачное благословение, говоря: «Раститеся и множитеся, и наполните землю» ( Быт. 1, 28 ). А прелюбодеяние и блуд ввел невоздержный помысл. Евр.13:5 .  Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя. «Не сребролюбцы нравом». Не приобретение собственности воспретил Апостол, но любовь к имуществу, потому что от нее рождается любостяжательность. «Доволни сущими». Никто да не старается приумножать имение, ибо похвально довольствоваться тем, что имеешь у себя. Апостол же представляет и достаточное ручательство в том, чему учит. «Той бо рече: не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити». Не лжив Обетовавший; с верою примем обетование. Сие и присовокупил Апостол. Евр.13:6 .  Так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? Яко дерзающым нам глаголати: «Господь мне помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек» ( Пс. 117, 6 )? По необходимости и сие наставление приложил Апостол, чтобы, возводя взор к Богу, смело смотрели на гонителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

е. небесному, Бог не стыдится называть Себя их Богом, ибо Он приготовил город» ( Евр. 11:16 ), то, очевидно, что как Авраам, так и его верующее потомство живы в очах Божиих не почему-либо другому, как только именно потому, что они «стремились к лучшему» т. е. .жили и на земле, живут и по смерти чаянием этого лучшего верой в это лучшее – небесное, т. е. новозаветное, «да не без нас совершенство приимут» в уготованном им городе – небесном Иерусалиме Нового Завета (сн. Евр. 11:16,40 с 12:22 и др.). А этим открывается новый свет на личность Авраама как отца верующих, что его личная вера в обетование не ограничивалась только одним, так сказать, моментом обетования о его потомстве ( Рим. 4 , Евр. 11:11–12 ) и об обладании через это потомство и в нем миром ( Рим. 4:13 ), а проникала всю его земную, как и небесную жизнь, потому что вся эта жизнь была не иное что, как стремление к получению обетованного, была, – стало быть, некоторым скитальничеством для искания этого небесного града, в котором он успокоился бы со своим потомством ( Евр. 11:10  сн. 13:14). Отсюда, т. е. из этой веры именно как такой, а не иной, вытекали все его и другие жизненные отношения. «Верой Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие; и пошел, не зная куда идет» ( Евр. 11:8  сн. Быт. 11:1,4 и Деян. 7:2  и дал.). «Верой обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, со наследниками того же обетования. Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» ( Евр. 11:9–10 сн. Быт. 12:5–7; 17:8; 26:2  и дал., 28:23 сн. Деян. 7:45  срав. 6). «Так как уверовавшие из иудеев», толкует Златоуст, смотрели на праотцов, как на получивших бесчисленные блага; то апостол и говорит, что никто из них ничего не получил. Авраам оставил отечество и дом и вышел, сам не зная куда идет. Впрочем, что удивительного, если он сам так поступил, когда и потомство его жило так же? Видя, что обещание не исполняется, Авраам не унывал, ибо Господь сказал ему: тебе дам землю и семени твоему ( Быт. 13:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Евр.10:25 .  Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. «Что значит: «не оставляюще собрания своего»? Он имеет в виду, что от собрания и взаимного общения происходит великая сила ( Мф 18:20 ; Ин.17:11 ; Деян 4:32 )… от него умножается любовь; за умножением же любви необходимо следуют и дела по Боге…» (Злат.). – «Как есть у некоторых обычай». Здесь апостол предлагает не только увещание, но и укоризну, с запрещением. – «Приближение дня оного…» В подлиннике настоящего места нет слова «оный» и, по-видимому, не должно быть, так как здесь разумеется собственно вообще наступление светлого для христиан времени – нравственно светлое состояние их и полное торжество их в великий день славы Церкви Христовой (ср. Евр.8:8 ; Рим 13:12 ; 1Кор 3:13 ; 1Сол.5:4–8 ). Впрочем, если принять во внимание Евр.10:27 , то можно сказать, что и здесь отчасти должно разуметь «день оный» – для одних светлый и радостный, а для других страшный и гибельный. Евр.10:26 .  Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, «Не остается более жертвы за грехи…» – т. е. нет второй жертвы, нет второго креста. «Потому он и говорил неоднократно о жертве, что она одна и одна, – с целью показать не только то, что она отличается от иудейских, но и предохранить слушателей, чтобы они не ожидали другой жертвы по закону иудейскому» (Злат.). Евр.10:27 .  но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Доселе спокойное рассуждение апостол прерывает грозным указанием на страшный суд Божий и огонь геенский, сопоставляя это грозное последствие измены Новому Завету с тоже грозным – за измену Ветхому, но так, что показывает при этом и большую ответственность за измену Новому, и более грозное за это наказание, и, так сказать, его сообразность и справедливость. Евр.10:28 .  Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010