Псалом 135 Аллилуиа. Сей псалом во многом есть повторение предыдущего псалма с тем различием, что к каждому стиху прибавлено: яко в век милость Его (т.е. Божия); что, вероятно, повторял народ после певцов; по бл. Феод. – написан для Иудеев, возвращавшихся из плена. См. 23 и 24 стихи сего псалма. 1 . С Евр.: «Славьте Господа; ибо Он благ, ибо вовек милость Его». 2 . Исповедайтеся Богу богов. «Под именем богов, – говорит бл. Феод., – пророк разумеет не идолов; потому что Бога не назвал бы Богом не сущих. Посему богами называет сподобившихся чести священства и именуемых сынами Божиими ( Исх. 22:28 ; Пс. 81:1, 6 ). Св. Златоуст разумеет под богами бесов, потому что и «они рабы и подвластны Богу». 3 . С Евр.: «Славьте Господа господствующих». 4 . С Евр.: «Того, Которые один творит чудеса великие». 5 . С Евр.: «Который сотворил небеса премудро». 6 . С Евр.: «Утвердил землю на водах». 7 . С Евр.: «Сотворил светила великие». 8 . С Евр.: «Солнце – для управления днем». 9 . С Евр.: «Луну и звезды – для управления ночью». 10 . С Евр.: «Поразил Египет в первенцах его». 11 . С Евр.: «И вывел Израиля из среды его». 12 . С Евр.: «Рукою крепкою и мышцею простертою». 13 . Раздельшему Чермное море в разделения. С Евр.: «Разделил Чермное море». «Древнее предание говорит, что море разделено было двенадцатью пресечениями, так что каждому колену открыт был особый путь» (Св. Афан.). Это предание бл. Феодорит относит к басням. «Иные, следуя Иудейским басням, утверждали, что в Чермном море произошли разделения, равночисленные двенадцати коленам, потому что пророк сказал: разделения, а не разделение. Но им должно было знать, что по рассечении моря на две части, из одного стало два ( Исх. 14:29 ; Пс. 77:13 ). Посему-то рассечение моря на две части пророк назвал разделениями». – Св. Златоуст также приводит это предание, но не отвергает его. «Потому, – говорит он, – в короткое время и совершились противоположные действия (т.е. одних спасение, а других погибель), и море разделилось не в одном месте, но по числу всех колен». 15 . И истрясшему Фараона и силу его в море Чермное. С Евр.: «И низверг Фараона и войско его в море Чермное». Истрясшему. «Это выражение, – говорит св. Злат., – употребил пророк, желая показать, как легко совершилось потопление». 23 . С Евр.: «Вспомнил нас в унижении нашем». 24 . С Евр.: «И избавил нас от врагов наших». 25 . С Евр.: «Дает пищу всякой плоти». 26 . С Евр.: «Славьте Бога небес». Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

а) Характерные черты первосвященства Иисуса Христа ( Евр.4:14–5, 10 ) Важным преимуществом ветхозаветной религии было первосвященническое служение Аарона и его сыновей; поэтому Апостол доказывает, что и в этом отношении Иисус Христос превосходит их всех. В Лице Иисуса Христа мы имеем «Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия» ( Евр.4:14 ), жертвенник Которого есть престол благодати в небесной скинии, к которому мы должны приступать «с дерзновением... чтобы получить милость и обрести благодать» ( Евр.4:16 ). Первосвященство Христа раскрывается сравнением его с обычным священством: 1) «всякий первосвященник, из человеков избираемый» ( Евр.5:1 ), имеет собственные грехи, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах» ( Евр.5:2–3 ). Христос также принес жертву, но Он был «искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:15 ), был чужд греха, поэтому Его жертва была только за других; 2) Первосвященник должен «снисходить невежествующим и заблуждающимся, потому что и сам обложен немощью» ( Евр.5:2 ). Христос в высшей мере сострадал немощи человеческой, так как и Сам был обложен немощью плоти ( Евр.5:7–8 ), однако по причине не Своих грехов, а воспринятых Им добровольно грехов народа ( Евр.2:17–18 ). 3) первосвященство Аарона и его преемников было поставлено Богом ( Исх.28–30 гл.). Также и Христос «не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником» ( Евр.5:5 ), но поставлен Самим Богом ( Пс.2:7; 109, 4 ); поэтому Его первосвященство Бог называет «по чину Мелхиседека» ( Евр.5:10 ; Пс.109:4 ), т. е. вечным, непреходящим. б) Укорение евреев в косности и непонимании ими христианских истин (Евр.5:11–6, 20) Тайна первосвященства Христа постигается человеком только при условии его духовной зрелости ( Евр.5:11 ). Апостол обращается к евреям с упреком за то, что они не достигли её; вместо того, чтобы быть учителями других, оказывается, что им самим требуется учиться «началам слова Божия»; для них «нужно молоко, а не твердая пища» ( Евр.5:12 ). Они, как младенцы в вере, заблуждаются по причине своих национальных предрассудков. Поэтому Апостол призывает их оставить «начатки учения»: «учение о крещении, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном» ( Евр.6:2 ), а поспешить «к совершенству», т. е. к совершенной христианской жизни ( Евр.6:1 ). Указанные здесь пункты входили в первоначальный Символ веры апостольского времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Псалом 91 Псалом песни, в день субботный. С Евр.: «Псалом. Песнь на день субботний». Псалом сей, вероятно, пели в день субботный, в который повелевалось пребывать в молитвах, песнопениях и приносить Богу двойные жертвы. Кроме сей субботы бл. Феод. разумеет и будущую субботу, или вечный покой ( Евр. 4:9–11 ), «так как псалом предсказывает славу праведных и наказание неправедных». «Под субботою, – говорит св. Афан., – можно разуметь будущее наследие; потому что за здешними трудами последует успокоение, когда приимем награды свои. Посему пророк и восхваляет оный будущий покой». 2 . С Евр.: «Благо есть славить Господа, и петь имени Твоему, Всевышний». 3 . С Евр.: «Возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи». 4 . С Евр.: «На десятострунном и псалтыри, с песнью на гуслях». 5 . Яко возвеселил мя еси, Господи, в творении Твоем. «Взирая на создания Твои и тайны домостроительства, восторгаюсь и радуюсь, и в душевном наслаждении побуждаю уста к песнопению» (Св. Афан.). С Евр.: «Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим; я восхищаюсь делами рук Твоих». 6 . Зело углубишася помышления Твоя. С Евр.: «Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои»! Как велики дела Твои, как непостижимы помышления или пути Твоего промысла! 7 . С Евр.: «Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того». 8 . Внегда прозябóша 539 грешницы яко трава; и проникоша 540 вси делающии беззаконие, яко да потребятся в век века. С Евр.: «Тогда как нечестивые возникают, как трава и делающие беззаконие цветут, чтобы изчезнуть на веки». Т.е. нечестивые являются, как трава, цветут благоденствием, и наконец погибают в аде на веки. «Подобно траве процвели и, как былие, изникли из земли делатели беззакония, но после настоящего благоденствия приобретут себе вечную гибель» (Бл. Феод.). 9 . С Евр.: «Ты, Господи, высок во веки»! 10 . С Евр.: «Ибо вот враги Твои, Господи, – вот враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие». 11 . И вознесется яко единорога рог мой. Рог единорога (или носорога) отличается необыкновенною крепостию, есть страшное оружие сего животного, делающее его независимым от других животных. Т.е. сила и слава мои будут, как сила и слава единорога. Под. Иов. 39:9–12 ; Числ. 23:22, 24:8 ; Пс. 21:22 . И старость моя в елеи мастите 541 . С Евр.: «А мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем». «Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел так: «ветхость моя, как маслина цветущая». Процвету, отложу старость, уподоблюсь цветущей маслине, и (по переводу LXX-mu) как от некоего елея утучнею от радости».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Евр.3:5 .  И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; Продолжается выяснение превосходства Христа над Моисеем. Моисей, по Чис 12:7 , есть слуга; Христос же – Сын. Моисей – в ( εν) дому, следовательно, как часть, принадлежит дому; Христос же – над ( εν) домом, следовательно, есть начальник дома, принадлежащего Ему, как Сыну. – «Для засвидетельствования того, что надлежало возвестить…» – обозначение того, в чем состояла служебная деятельность Моисея; здесь разумеется именно возвещение Божественного Закона и пророческие предсказания Моисея. Евр.3:6 .  а Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца. «А Христос – как Сын в доме Его», т. е. верен. – «В доме Его…» πι τν οκον αυτο. Επ – над – в противоположность ν – см. к Евр.3:5 . Апостол Павел нередко называет Христианскую Церковь «домом Божиим» (ср. 1Тим 3:15 ; 1Кор 3:9, 16 ). Здесь же он называет ее домом Христовым, потому что Христос обитает в сердцах верующих в Него (ср. Еф 2:20, 22, 3:17 ; Отк 3:20 ) и составляет основание всего здания Церкви. – «Дерзновение» – πχρρησα – уверенность, подаваемая христианскою надеждою на Христа. – «Упование, которым хвалимся…» τ καχημα της λπδος – слав. точнее – «похвалу упования» – внешнюю радостность христианской надежды (ср. 2Кор 5:12 ). – «До конца» – т. е. до цели ( μχρι τλους), – дотоле, когда вера перейдет в видение и надежда в обладание. Евр.3:7 .  Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, «Почему» – соединительная частица с дальнейшим увещательным призывом – смотрите ( Евр.3:12 ). Остальные слова Евр.3:7–11 составляют как бы вводное предложение, обосновывающее необходимость делаемого увещания. – «Как говорит Дух Святый» – как главный Виновник Писания, имеющего значение для всех времен ( Евр.4:12 ). Цитата заимствована из Пс.94:7–11 , потерпев некоторое изменение, а именно: в псалме читаем: «о, если бы вы ныне послушали гласа Его: не ожесточите…» и т. д. Таким образом, в псалме слова «не ожесточите» и т. д. приводятся как слова гласа Божия, которого нужно послушаться. У апостола же слова «не ожесточите», по-видимому, приводятся лишь как увещательное изречение Псалмопевца к послушанию другим словам Божиим, с Евр.3:9 воспроизводимым непосредственно от Лица Бога. Какие это другие слова, показывает добавление ныне, толкуемое в применении к настоящему времени новозаветного откровения (ср. Евр.3:15 и Евр.4:7 ). Впрочем, кажется, что и апостол не отнимает у выражения «не ожесточите» значения слов Божиих, если отделять это выражение от предыдущего не запятою, а двумя точками, читая так: «ныне, когда услышите глас Его: не ожесточите… и т. д. смотрите, чтобы… вам не отступить» ( Евр.3:12 ) и т. д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Под скинией, или святилищем, Апостол понимает Плоть Христову, называя ее иногда «завесою» ( Евр.6:19; 10, 20 ), иногда «хлебом», в смысле Евхаристического хлеба ( 1Кор.10:16 ) ( Евр.11:27 ). Многозначный образ скинии как Плоти Христовой использован Апостолом для изображения Церкви ( Кол.1:24 ). В этом же смысле Господь говорил о разрушении и воссоздании скинии (храма) как Тела Своего ( Мк.14:58 ). 4) Христос приносит жертву Свою «Духом Святым» ( Евр.9:14 ), а не посредством обычного огня, на котором сжигались жертвы животных. Далее, в ( Евр.9:15–28 ), Апостол доказывает, почему была необходима смерть Установителя Нового Завета – Господа Иисуса Христа. Христу необходимо было умереть для того, чтобы стал ходатаем Нового Завета, т. е. посредником между Богом и людьми. Но то, что разделяло Бога и людей – грех – требовало по закону смерти людей или же ходатая, посредника, каковым стал Христос по плоти ( Евр.9:15 ). С другой стороны, Христос как первосвященник захотел оставить людям как бы завещание будущих благ. Но всякое завещание получает силу только после смерти завещателя ( Евр.9:16–17 ). Жертва Христова объясняет также, «почему и первый завет был утвержден не без крови» ( Евр.9:18 ): потому что ветхозаветные жертвы, как и сам завет, были лишь прообразом Нового Завета и «первый завет» имел силу только ради первообразной жертвы и Крови истинного Агнца – Христа ( Евр.3:22–24 ). г) Превосходство совершенной жертвы Иисуса Христа (Евр.10:1–18) Ветхозаветные жертвы, приносимые многократно, говорят о том, что они не могли сделать совершенно чистыми приносящих ( Евр.10:1 ). Сознание греха все равно оставалось, потому что совесть чувствовала неравноценность принесенной жертвы и оскорбленного величия и святости Бога (вот такую жертву принес Соломон по окончании строительства храма: «И принес Соломон в мирную жертву, которую принес он Господу, 22 тыс. крупного скота и 120 тыс. мелкого скота. Так освятил храм Господу царь и все сыны Израилевы» ( 3Цар.8:63 ). И если бы было достаточно тех жертв, то они прекратились бы, ибо сделали бы чистыми приносящих ( Евр.10:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Псалом 104 Аллилуиа. «Аллилуиа значит, – говорит св. Афан., – хвала Невидимому (по бл. Феодориту, хвалите Господа). Говорят, что сим словом восхваляют Бога Ангелы, как херувимы словами: Свят, Свят, Свят. И это предали св. Отцы, сами слышавшие Ангельское пение, как Исаия слышал серафимское». По бл. Феодориту, псалом сей призывает к песнословию Господа, напоминает Евреям о благодеяниях Божиих их предкам, о неблагодарности последних. Первые стихи сего псалма (1–16) взяты из песни Давидовой, которую пели по перенесении ковчега на Сион (См. 1Пар. 16:8–22 ). Слово аллилуиа, которым надписываются в Греческой и Латинской Псалтири двадцать следующих псалмов, в Еврейском стоит последним. 1 . С Евр.: «Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его». 2 . С Евр.: «Воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его». 3 . С Евр.: «Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа». 4 . С Евр.: «Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда». 5 . Судьбы уст Его. «Судьбами, – говорит бл. Феод., – назвал здесь пророк чудеса, совершенныя Богом по правде Его... ведет речь о том, что совершено в Египте». По св. Афанасию, »судьбы уст – или слова, какия Господь изрекал, изгоняя из людей нечестивых демонов, или заповеди нового завета». С Евр.: «Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его». 6 . С Евр.: «Вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его». 7 . С Евр.: «Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его». 8 . Помяну (в книге 1Пар. 16:15 : помянем) в век завет Свой, слово, еже заповеда в тысящы родов. – По бл. Феодориту, завет есть слово о Семени, о котором благословятся все народы, а под словами: в тысящы родов – разумеется не число лет определенное, а множество родов непрерывно и вечно продолжающихся. С Евр.: «Вечно помнит завет Свой, слово, (которое) заповедал в тысячу родов. 9 . С Евр.: «Которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку». 10 . С Евр.: «И поставил то Иакову в закон, и Израилю в завет вечный». 11 . Уже достояния вашего. Уже – веревка, межевая цепь, коими Евреи измеряли свои участки, отселе – удел, наследие. «Ужем, – говорит бл. Феод., – пророк назвал обладание землею, потому что владельцам свойственно подвергать землю измерению». С Евр.: «Говоря: тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Эти подразделения духовной стороны человеческого существа на душу и дух могут быть, однако, допускаемы не в смысле двух различных частей или сущностей в человеке, а лишь как обозначение различных проявлений или свойств одной и той же духовной сущности в человеке: душа, оживляющая тело, восприемлющая чувственные впечатления, как в собственном смысле душа – ψυχ; душа же – мыслящая, желающая, способная к богопознанию – как дух – πνεμα, ср. 1Кор 15:44 ; 1Сол.5:23 . С Евр.4:14 апостол резко переходит к раскрытию другого предмета – о превосходстве Христова первосвященства пред ветхозаветным, посвящая этому предмету почти 6 глав (до Евр.10:18 ), в коих рассматривает первосвященство Христа в отношении к Его личности, к святилищу и к жертве, Им принесенной. Евр.4:11 .  Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Евр.4:12 .  Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. Евр.4:13 .  И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. Евр.4:14 .  Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Именем αρχιερες (первосвященник) само собою обозначается в Ветхом Завете – «великий», главный первосвященник, в полноте прав своего звания. Употребление к сему особого определения «великий» ( μγας) имеет в виду отметить особое величие Новозаветного Первосвященника с высшим Его призванием (ср. Евр.10:21, 13:20 ). – «Прошедшего небеса…» В соответствие тому, как обыкновенный первосвященник в день очищения проходил к ковчегу Завета через передние двери и святое, с жертвою за народ, о Великом Первосвященнике Иисусе Христе говорится, что Он «прошел небеса» с жертвою за нас в истинное Божие Святилище, где, совершив очищение грехов наших, и воссел одесную престола величества Божия как беспрерывный ходатай пред Богом за искупленных Его кровью. Евр.4:15 .  Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. В качестве особого побуждения твердо держаться исповедания нашего апостол указывает на особое свойство нашего Нового Первосвященника, состоящее в том, что Он, во всем подобонемощный нам, кроме греха ( Евр.7:26 ; 2Кор 5:21 ; 1Ин 3:5 ; 1Пет 2:22 ), отличается особою способностью помогать нам в наших немощах, и в то же время милостивою сострадательностью в деле помощи людям страждущим и обремененным. – «Сострадать» – не просто сочувствием, а именно участием в самых страданиях ( συμπσχειν, а не συμπαθεν, ср. Рим 8:17 ; 1Кор 12:26 ). Евр.4:16 .  Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 3 Евр.3:1 . Отсюда, брать я святые, возлюбленные, призвания участники, – не закона, данного на горе Синае, но при звания небеснаго, то есть обетования, данного Аврааму с неба, – уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, поскольку исповедание наше приносится Им (Богу) как первосвященником (жертва). И Он, Иисус Христос , «верен» был Тому, Кто первосвященником Евр.3:2 соделал [ поставил] Его, не во Святом Святых, но во всем, что есть на небе и на земле, – (он верен был), как был верен Моисей во всем вхождении его во внутреннее Святое Святых ( Числ.12:7 ). Однако ж из выражения: «как Моисей» не заключайте, что Он таков же, как Моисей: Евр.3:3 ибо слава Сего Первосвященника больше... пред Моисеем (чем слава Моисея) на столько, на сколько большую... честь... имеет... сравнительно с домом тот, кто устроил его. Точно также и честь Господа и Сына больше, чем Моисея раба: Евр.3:4 ибо всякий дом построенный созидается человеком, а Моисея создал и все сотворил Бог, Евр.3:5 . и Моисей, конечно, верен был, но как слуга, верен был во всем доме,... для засвидетельствования того, что говорилось тогда. Евр.3:6 . Христос же не есть раб подобно Моисею, но, как Сын, верен был, – не над внутренностью скинии, но над душами людей, ибо мы... дом... Его [ есмы], – если только пребудем тверды в дерзновении своем и не постыдимся в славе надежды на Него, ибо это есть страдание Его. Также и это не должно казаться вам странным, так как ради сего также сказал Дух: ( Евр.3:7–9 ) ныне, когда... глас Его... услышите, не ожесточайте сердец ваших в огорчение Ему, как... искушали... отцы ваши... в пустыне в то время, когда возвратились соглядатаи, осмотрев (обетованную) землю ( Чис.13 , Чис. 14 , Исх.17:2, 7 , Пс.94:7–10 ). Евр.3:11 . И Я поклялся,.. что... не войдут в покой Мой ( Пс.94:11 ). Евр.3:12 . Посему смотрите остерегайтесь, да не... будет в ком из вас сердце лукавое, как у них, кои не вошли (в землю обетованную), – и не отступайте от Бога Живаго по неверию вашему. Евр.3:13 . Но утешайте сердца ваши во все дни жизни вашей, да не ожесточитесь

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Евр.4:4 .  Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих. Евр.4:5 .  И еще здесь: «не войдут в покои Мой». Евр.4:6 .  Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, Евр.4:7 .  то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших». Евр.4:8 .  Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Евр.4:9 .  Посему для народа Божия еще остается субботство. Евр.4:10 .  Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. «Кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих». Задача дел человека – второе творение – возвращение человеком утраченного единения с Божеством. Достигшие этой цели верою во Христа, благодатью Его, победою греха и мира, наследуют покой Божий, удостаиваются посильного для них участия в Божественной славе и блаженстве. Увещание постараться войти в покой Божий – ( Евр.4:11 ) апостол обосновывает или подкрепляет указанием на живость и действенность Слова Божия ( Евр.4:12 ), под которым надлежит разуметь и вообще слово – выражение мыслей Божиих, и Личное Слово – второе лице Пресв. Троицы, Которое, как воплощение живой, вечной истины, носит в себе внутреннюю живую силу, так что, будучи воспринимаемо человеческою душою в вере, становится зародышем разнообразных плодов (ср. Мф.13:3 и д.). – Действенность Слова Божия – в силе совершения и исполнения: «рече и быша» ( Пс.32:9 , ср. Ис 55:10, 11 ). – «Острее всякого меча обоюдоострого» – обозначение силы и глубины проникновения Слова Божия в существо человека (ср. Отк 1:16 ; Прем. 18:15, 16 ). – «До разделения души и духа, составов и мозгов» – до разделения внутреннейших, таинственнейших, мельчайших частей тела души и духа. Некоторые на основании этого места и 1Сол.5:23 утверждают, что Св. Писание признает трехсоставность человеческого естества: тело, душа и дух: тело, или плоть – как высшая, материальная оболочка человека, дух – самосознательное, высшее, Божественно сродное начало, и душа – как оживляющая тело и посредствующая связь его с духом; тело – оболочка души, душа – оболочка духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Евр.11:5 . Верою Енох перенесен был и не вкусил смерти 2881 ведь если бы он не веровал, что исполнение заповеди могло впоследствии ввести его туда, откуда изгнан был Адам за преступление заповеди, – то он не стал бы стараться о том, чтобы угодить Богу, в продолжении трехсот лет до своего переселения ( Быт.5:21–24 ср. Сир.44:15 ). —297— Евр.11:6 . А без веры, то есть если человек не верует, что существует истинный Бог и что Он для ищущих Его мздовоздаятелем бывает, – не станет добровольно стараться о том, чтобы угодить Ему и искать Его. 2882 Евр.11:7 . Верою Ной получил откровение о том, что еще не было видимо, то есть о событиях, кои имели быть чрез сто и двадцать лет после получения им откровения, – и по страху своему пред угрозою об отдаленных наказаниях (предстоявших тогдашним людям за их нечестие и неверие) приготовил себе ковчег, с великим трудом, для спасения дома своего. Тою же верою осужден мир, который не поверил, – и та же вера соделала Ноя наследником обетования ( Быт.6:8 сл.). Евр.11:8 . Верою, повинуясь (Богу), Авраам оставил отца и семейство свое, чтобы идти не в собственное владение, но в наследие, ему уготованное. Евр.11:9 . Верою поддерживаемый, переселился он навсегда и обитал в месте обетования, как пришлец в чужом владении, – в шатрах поселившись там с Исааком и Иаковом, сонаследниками обетования того ( Быт.12:1 сл.). Евр.11:10 . Из наследия обещанного, которого они не получили (еще тогда), явствовало, что они ожидали того града, имеющего твердые основания, коего художник и строитель есть Бог. Евр.11:11 . Верою и сама Сара силу к восприятию семени получила, и не по времени возраста, уже бесплодная, родила 2883 то есть, силу и молодость восприняла, кои требуются для зачатия и рождения. А это всё совершилось с нею потому, что она, живя среди —298— Хананеев язычников, верным почитала Того, Кто обещал ей дать это ( Быт.17:19 ). Евр.11:13 . По вере умерли все они, не получив (исполнения) обетований, но из отдаленных времен их усматривали, то есть: хотя они уже и прежде того (до исполнения обетования) были в той земле, но очевидно они еще не обладали ею, – как и Авраам сказал сынам Аморреев: странник и пришлец я у вас ( Быт.23:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010