Мф.4:2 ; Лк.4:2 ). Кроме того, сказано – «не хлебом одним»: следовательно, при слове Божием человек может духовно жить и хлебом (ср. Втор.8:3 ). В словах – «старайтесь не о пище тленной, но о пище пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» – под «пищею тленною» разумеется простой хлеб и рыба ( Ин.6:27 ср. ст. 9–13, 26), а под «пищею, пребывающей в жизнь вечную» разумеется преподаваемая в св. причащении «Плоть» Сына Человеческого ( Ин.6:27 ср. ст. 48, 51). В словах – «плоть не пользует ни мало; слова которые говорю Я вам суть дух и жизнь» – высказывается, что плотским разумением люди никогда не поймут того, каким образом Господь (в хлебе) преподает им для вкушения Свою Плоть ( Ин.6:63 ср. ст. 52–61). В словах – «хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили (прошедшее время) пользы занимающееся ими» – под яствами разумеются ветхозаветные жертвы, которые сами бессильны были спасти людей от грехов и сделать их совершенными ( Евр.13:9 ср. 9:8–12); те же ветхозаветные жертвы разумеются и в словах апостола относительно «яств и питий, установленных до времени исправления» ( Евр.9:10 ср. ст. 9:13). В словах – «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» – под жертвенником разумеются Голгофа и честной крест ( Евр.13:10 ср. 9:28); на Голгофе распятым Телом Христовым действительно никто не питался, но питались и питаются все верующие христиане Телом и Кровию Христовыми под видом хлеба и вина ( 1Кор.10:16, 11:24, 25 ). Применяя все сии места Писания к благословенному хлебу и вину, которые становятся Телом и Кровию Христовыми (см. 1Кор.10:16 ), сим самым сектанты «попирают Сына Божия», так как «не почитают за святыню Кровь завета» ( Евр.10:28, 29 ). Благословляемые во св. причащении хлеб и вино сектанты, на основании 1Кор.11:26 , готовы считать не самым Телом и Кровию Христовыми, а простою пищей, которая служит образом Тела и Крови Христовых, и вкушением которой только «смерть Господня возвещается, доколе Он приидет».

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Ибо один – Бог, один – Законодатель Ветхого и Нового За­вета, «многократно и многообразно говоривший из­древле отцам в пророках» ( Евр.1:1 ) и в последние времена в Единородном Его Сыне. Поэтому на­правляйте свой ум со тщанием! Это слово – не мое; Святой Дух объявил через святого Апостола Павла: «Бог, многократно и многообразно говорив­ший издревле отцам в пророках» ( Евр.1:1 ). Заме­чай, что Бог говорил «многократно и многообразно». Ибо как сведущий врач не всем и не всегда дает один и тот же вид [лекарства], но каждому дает лекарство необходимое и полезное, обращая вни­мание и на страну, и на болезнь, и на время, то есть на положение дела, и [телесное] состояние, и на возраст: и дитяти – одно, совершеннолетне­му же, сообразно с возрастом, другое; иное – боль­ному, и другое – выздоравливающему, и каждо­му из больных не одно и то же, но сообразно со свойством [его тела] и болезнью; и иное – летом, и другое – зимой, и осенью, и весной, и в каждом месте – соответственно свойству места; так и прекрасный Врач душ находившимся в детском еще возрасте, и изнемогавшим от болезни идоло­служения, и считавшим идолов богами, и покло­нявшимся им как богам, и отвергавшим поклоне­ние Богу, и воздававшим славу Его твари запре­тил делать изображения. Ибо невозможно делать изображение Бога – бестелесного, и невидимого, и невещественного, и не имеющего ни внешнего вида, ни очертания, и непостижимого. Ибо как будет изображено то, что недоступно зрению? «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). И: ни­кто, узрев лице мое, жив не будет, говорил Бог ( Исх.33:20 ). VI. Я знаю Того, Кто неложно сказал: «Гос­подь, Бог наш, Господь един есть» ( Втор.6:4 ); и: «Гос­пода, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи» ( Втор.6:13 ); и: «Да не будет у тебя других богов» ( Исх.20:3 ); и: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле» ( Исх.20:4 ); и: «Да постыдятся все служащие ис­туканам» ( Пс.96:7 ); и: «Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут» ( Иер.10:11 ); и то, что та­ковым образом «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках» ( Евр.1:1 ), «в последние дни… говорил нам в Сыне… чрез Кото­рого и веки сотворил» ( Евр.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

2, 3 . Вси уклонишася, вкупе неключими Быша. Св. Апостол Павел ( Рим. 3:11 ) и все св. Отцы единогласно видят в сих словах псалмопевца всеобщее развращение рода человеческого, общую порчу человеческой природы 87 . С Евр.: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного». 4 . Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие? Т.е. неужели того, что есть Бог, что Господь видит дела человеческие и судит их, – не разумеют люди нечестивые, снедающие люди Моя в снедь хлеба, т.е. притесняющие и обижающие, как бы питающиеся притеснениями народа, как питаются хлебом? Господа не призваша. Призывать здесь значит – познавать, почитать. Св. Афанасий Ал. читает так: «Господа не призваша, снедающии люди Моя в снедь хлеба. Снедали людей Его, ибо убеждали поклониться твари вместо Сотворшего. И они-то, став для других советниками во зле, не призовут Господа. Вместо прошедшего времени (замечает при сем сей отец) должно читать будущее». В переводе с Евр.: «Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ Мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа»? 5 . Тамо убояшася страха, идеже не бе страх. С Евр.: «Там убоятся они страха» 88 . «Посему вы, небоязненно разглагольствующие и никого не страшащиеся, впадете в страх и боязнь, и предадитесь бегству, когда ни один человек не будет устрашать и преследовать» (Бл. Феод.). Или: нечестивые за оскорбление людей Божиих, в наказание за это, будут мучиться своею совестию, устрашаться там, где, по-видимому, нет ничего устрашающего, потерпят наказание там, где не ожидали. Так поступает Господь ради праведников; потому что Он пребывает в роде праведных, и защищая их, наказывает притеснителей. Бл. Феодорит под нечестивыми здесь разумеет Ассириян, которые, поражаемые невидимо Ангелом, убоялись там, где не было ничего страшного, а под родом праведным – царя Езекию и благочестно пасомый им народ. 6 . Совет нищего посрамисте, Господь же упование его есть. Т.е. «вы, злочестивые, пренебрегли род праведных, как ничего не стоющий, и посмеялись твердому его на Меня упованию. Ибо сие упование на Бога пророк называет советом» (Бл. Феод.). По св. Афан., «это сказано тем, которые будут упорствовать в неверии и гнать уверовавших во Христа». С Евр.: «Вы посмеялись над мыслию нищего, что Господь упование его».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Дан. 8:17, 19, 26, 10:14, 11:27, 35 ). Но при этом оно «спешит, буквально дышит, жадно стремится, влечется само собою, чтоб не опоздать (как параллельно говорится в самом конце стиха): истинное пророчество, как слово живого, всеведущего и всемогущего Бога, как бы одушевлено желанием своего конца, исполнения, подобно тому, как зачавшаяся здоровая жизнь одушевлена желанием рождения, исканием окончательного развития, – чего нет в пророчестве ложном – обмане» (проф. Голубев, с. 871). Не обманет – как обманывали людей ложные пророки, обещавшие слушателям разные блага в близком будущем (ср. Мих 2.11 ). «А если случайно, вследствие твоей, читатель, нетерпеливости и пылкого желания тебе показалось бы, что обещанное несколько замедлило исполниться, то не отчаивайся в его наступлении, но терпеливо ожидай» (блаж. Иероним, с. 156). «Истинно слово предречения сего, посему не сомневайся, хотя и по прошествии многого времени не увидишь конца; потому что непременно совершится и не останется неисполненным» (блаженный Феодорит, с. 28). «Непременно сбудется, не отменится», евр.: бо ябо лой еахер, Vulg.: veniens veniet, et non tardabit. LXX: ερχομενος ηξει, και ουμη χρονιση). LXX, а также Вульгата, понимали евр. бо не как infin. absolut, а как participium (евр. ба), и в этом причастии ( ερχομενος) видели указание на личного Мессию, который несомненно придет, как судия мира. В таком смысле рассматриваемые слова ст. 3 приведены и в послании к евреям, Евр 10.37 «грядый приидет, и не укоснит». Такое понимание, по своей идее и по существу, конечно, вполне приемлемо и совершенно правильно, но форма евр. выражения бо ябо благоприятствует более абстрактному, чем конкретному пониманию субъекта при этом предикате («грядый» было бы габба). Авв.2:4–5 . Вот, душа надмен­ная не успоко­ит­ся, а праведный своею верою жив будет.: Надмен­ный человек, как бродящее вино, не успокаивает­ся, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он не­на­сытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Душа, услышавшая слово Божие и соуслаждаемая с Богом, да воздвигнет себя, и да возбудится в любовь вожделенного Господа, и да возгорится в любовь Жениха. Как огонь, разжигаемый в обильном веществе, увеличивает пламя, да возжелает и она наконец удостоиться неизреченного явления и до смерти да подвизается, чтобы, победив, получить вечную жизнь по предшественнику нашему, Христу, до смерти предавшему Себя за нас. Потому что Господь стал всем указанием, чтобы как Он, посредством бесславия и бесчестия и последней смерти, победил врага, так и мы, живущие в страданиях и смирении и бесславии и во смерти, презревшие стыд, смогли победить диавола и получить жизнь и стяжать «многоценный жемчуг», Он же есть Христос, по сказанному: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» ( Евр. 12:4 ). Смертью победим смерть, не сочетаясь со злом, не падая вместе с помыслами. Постыдно же купцам переплывать такие пучины и пренебрегать смертоносными опасностями ради возрастания и прибавки богатства, а нам, вожделеющим держаться за вечную жизнь и хотящим стяжать нетленный свет самого лучшего жемчуга и желающим приторговать куплю истинного сокровища, не презирать временной смерти, (то есть) мирских наслаждений. Итак, прошу вас, братья, презирать смерть, и за ничто считать свою душу, и до смерти стать подражателями Господа, бывшего во всем нам образом и примером и смертью победившего смерть. 2 . Ибо в Законе таинственно, «образом и тенью» ( Евр. 8:5 ) Моисей, добрый угодник Божий, загадочно относительно смерти Господа повелел приносить в жертву телицу «вне стана» ( Евр. 13:11 ) в пустынном месте, и ее пепел и окропляемая кровь освящают весь народ, и священников, и богослужебные сосуды, и самую Книгу и скинию. Как и Апостол, беседуя с евреями, разъяснил истинное изображение таинства: «Ибо если кровь тельцов, – пишет он, – и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает для чистоты тела оскверненных, то тем более Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» ( Евр. 9:13, 14 ). А то, что «вне стана» телица приносится в жертву, понимается двояко: или что – так как души пустынны и не имеют в себе гласа или пути Божия, но наполнены страшными колючками – Господь пострадал, чтобы очистить и примирить; или что души, исходящие из их отечеств и от родства и из страшного содружества злых духов тьмы, в коих они пребывали и жили, должны изойти силою Господа и удалиться в чистую землю жизни, где нет голосов злобы и шороха злых духов и толпы нечистых бесов. Неподъяремной же была телица, потому что ярма греха и рабства Господь не понес, но умер за нас. И мы сможем превзойти их, шествуя путем Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

«Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так» ( Евр.6:9 ), т.е., говорим это не потому, чтобы мы отчаялись в вас или считали вас исполненными терний, а потому, что боимся, как бы не случилось этого; лучше внушить вам страх словами, нежели на деле испытывать скорбь. Это особенно и показывает мудрость Павла. Он не сказал: думаем, предполагаем, ожидаем, уповаем, – но что? «Надеемся». Так и в послании к Галатам он говорит: «Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе» ( Гал. 5:10 ); не сказал: разумеете, но: «не будете мыслить иначе», так как (галатийцы) были тогда весьма достойны осуждения и (апостол) не мог хвалить их за дела настоящие, то хвалит за будущие: " не будете, – говорит, – мыслить иначе». А здесь он хвалит (евреев) за дела настоящие: «надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так». Но так как за дела настоящие он не мог хвалить их много, то заимствует утешение от дел прошедших и говорит: «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым» ( Евр. 6:10 ). О, как он ободрил и укрепил души их, вспомнив о прежних делах и представив необходимость надеяться, что Бог не забыл (их подвигов)! Подлинно, кто не убежден в правосудии Божием и в том, что Он воздаст каждому по заслугам настоящей жизни, тот неизбежно грешит и говорит, что Бог неправеден. Потому он и внушил им необходи­мость вполне надеяться на будущее воздаяние. Кто отчаивается в настоящем и падает духом, того можно ободрить будущим. Так и в послании к Галатам (Павел) говорит: «Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине» ( Гал. 5:7 )? и еще: «Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!» ( Гал. 3:4 ); и как здесь с обличением он соединяет одобрение, когда говорит: " Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями» ( Евр. 5:12 ), так и там: «так скоро переходите к иному благовествованию» ( Гал. 1:6 ). С укоризною (высказывается) и похвала, – потому что мы удивляемся тогда, когда падает что-нибудь великое. Видишь ли, как в самом обличении и обвинении скрывается похвала? И не от себя только одного он говорит это, но от лица всех; не сказал: надеюсь, но: «надеемся, что вы в лучшем состоянии«, т.е. лучшего. Здесь он говорит или об их жизни, или о воздаянии. Сказав выше: «негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение», потом, чтобы они не подумали, что он говорит это об них, тотчас же присовокупляет: «не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви», и тем выражает, что не об них он говорит – «хотя и говорим так». Если же не об нас говоришь, то для чего касаешься, называя ленивыми, и внушаешь страх, напоминая о терниях? »Желаем же, – говорит он, – чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования» ( Евр. 6:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ис.5:11 . Горе тем, которые с ран­него утра ищут сикеры и до по­зднего вечера раз­горячают себя вином; «Сикер» – хмельный напиток из яблок или других плодов, даже из хлеба, но пшеничного (вроде нашего пива); 7 «Вино» – приготовлялось из винограда, который в то время славился своим вкусом. Пророк Исаия здесь вооружается против пьянства – порока, который распространяться стал среди евреев со времен Соломона, которого пример, несомненно, действовал на людей, близко стоявших ко дворцу. ( 3Цар.4:20 ). Избыток же в вине делал напиток самым распространенным и пьянство таким образом имело для себя богатую почву. Пророки, видя весь вред от этого увлечения, всячески старались образумить своих слушателей, которые даже гордились своею способностью выпить как можно больше вина (ср. ст. 22). Ис.5:12 . и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Го­с­по­да они не взирают и о деяниях рук Его не по­мышляют. «Цитра» – пустой деревянный ящик, по верху которого натягивались струны (по евр. kinnor). «Гусли» – арфа (по евр. nebel). «Тимпан» – ручной бубен или тамбурин (по евр. toph). «Свирель» – флейта (по евр. cholil). Ис.5:13 . За то народ мой пойдет в плен непредвиден­но, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. «Непредвиденно». – Народ, не имея за собой никакой вины, должен будет страдать из-за излишества, какие дозволяли себе богачи. Ис.5:14 . За то пре­исподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богат­с­т­во их, и шум их и всё, что веселит их. Ис.5:15 . И пре­кло­нит­ся человек, и смирит­ся муж, и глаза гордых по­никнут; «Преклонится» – т. е. раскается. Ис.5:16 . а Го­с­по­дь Саваоф пре­воз­несет­ся в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде. Ис.5:17 . И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставлен­ными жирными пажитями богатых. Под «овцами» можно разуметь бедных евреев, которым прежде не было места в Палестине, так как все земли были во владении немногих богачей. По отведении в плен всех богатых и знатных евреев оставшиеся в Иудее бедняки могли свободно выбирать себе поля, где угодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Кто соблюдает весь закон, учит ап. Иаков, и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (гл. 2:10). «Посему закон свят и заповедь свята и праведна и добра» ( Рим. 7:12 ). Итак ни Христос, ни св. Апостолы не отвергали, а признавали Ветхий Завет, в его учении о вере и благочестии. Следовательно, отвергающие, в этом отношении, Ветхий Завет идут против Христа и Его Апостолов. 4) Сектант: Ап. Павел учит, что Ветхий Завет, с пришествием Христа, весь уничтожен, «потому что с переменою священства необходимо быть перемене и Закона» ( Евр.7:12 ).Христос заключил с верующими «Новый Завет»«Говоря «новый»показал ветхость первого; а ветшающее близко к уничтожению» ( Евр. 8:7–13 ). Как Измаил, сын рабыни, был изгнан из дома Авраама, так и Ветхий Завет, как закон рабства должен быть нами оставлен. Объяснения православного: Не мог ап. Павел учить иначе, чем учил Христос. Очевидно, в приведенных местах св. Писания он разумеет не все заключающееся в ветхозаветном Писании, как подлежащее перемене и уничтожению, а только обрядовый и общественно-государственный Моисеевы законы, которые, как «относящиеся до плоти, установлены были только до времени исправления» ( Евр. 9:10 ), а не совершенного уничтожения, ибо «исправлять» – не значит «уничтожать», как и «близкое к уничтожению» еще не уничтожено. Ветхозаветные установления и обряды, имевшие прообразовательное значение, в Новом Завете если и отменены, то заменены другими, ветхозаветное же учение веры только исправлено и дополнено Христом (Мф. гл. 5-я) и, как таковое, обязательно для всех христиан. Так, отменены кровавые жертвы, прообразовавшие собою великую жертву – Христа, принесшего Себя на Голгофе в жертву за грехи всего мира ( Евр. 10:1–14 ), и заменены спасительною жертвою Тела и Крови Христовых, подающихся верующим в таинстве св. Причащения для прощения грехов и вечной жизни со Христом ( Ин. 6; 35–38 . Мф. 26; 28 ). Отменены обрезание ( 1Кор. 7:18–19 . Гал. 5:6 . Фил. 3:2 ), еврейские законы о праздниках, новомесячиях, пище, питии и субботах ( Кол. 2:11 ). Вообще отменен весь обрядовый ветхозаветный закон ( Деян. 15 гл.), а установлен новый, христианский. Отменено и священство ветхозаветное из колена только Левиина, а установлено всеобщее священство из людей всех племен и народов, как предсказал это и пророк Исаия: «Вот приду собрать все народы ... и из них также буду брать в священники и левиты, говорит Господь» (гл. 66:18–21). Учение же ветхозаветного Писания о вере и благочестии, дополненное Христом, осталось обязательным для всех христиан, что видно как из вышеприведенных слов Христа ( Мф. 5:17. 13; 52 . Лк. 16:29. 24:25–27 . Ин. 5:46–47 ), так и из учения Его св. Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Притч.1:20 .  Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, Притч.1:21 .  в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: Притч.1:22 .  «доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? Притч.1:23 .  Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. В противовес соблазнительным речам преступных людей ( Притч.1 11–19), ищущих себе единомышленников, здесь выводится Премудрость также призывающая к себе учеников и побуждающая их к покаянию; но тогда как преступные речи злодеев ведутся под покровом глубокой тайны, вещания и облачения Премудрости раздаются во всеуслышание – «на улицах, на площадях, ... в главных местах собраний» (20–21). Эта премудрость, судя по свойству Ее наставлений и вразумлений, как и по всему образу Ее выступления, не есть ограниченная сила человеческая, а всемощная сила Божия, которая одна может говорить с таким авторитетом, сила, в повиновении которой для людей заключено всякое благо и счастье, а в противлении – гибель. Совершенно произвольно и ошибочно мнение некоторых западных, усматривающих в изображении Премудрости в Притч 1.20 сл., Притч 8.22 сл. влияние парсизма на библейскую письменность. В действительности понятие «Премудрости» выросло на чисто библейской, самобытной почве. В книге Иова ( Иов 15.7–8, 28.12 сл.) Премудрость изображается весьма сходно с книгой Притчей. Самый образ выступления Премудрости (20–21 сл.) вполне напоминает проповедническую или учительную деятельность народных законоучителей (ср. 2Пар 17.7–9 ), а также пророков и – позже – апостолов ( Мф 10.27 ; Лк 14.21 ), всех посланников той же Премудрости ( Лк 11.49 ). Далее, со ст. 22, излагается самое содержание проповеди Премудрости. Первую половину ст. 22 LXX и слав. (« елико убо время незлобивии держатся правды, не постыдятся») передают не в обличительном смысле, как в евр. Вульг. русск., а в положительном – в смысле похвалы « незлобивым». Но с контекстом речи ст. 22 более согласуется обличительный смысл (подобно как в Пс 4.3 ): обличаются люди трех категорий: 1) невежды (простаки, евр. петаим), 2) буйные осмеятели кощунники, презрители всего святого (евр. лецим) и 3) глупцы – люди чуждые ведения тупые и всегда готовые духовно пасть (евр. кесилим), словом, все, с намерением или по неведению противящиеся истине. И в ст. 23 Премудрость от полноты своего духовного богатства желает пролить духа мудрости (ср. Притч 18.4 ) всем без различия, нуждающимся в ней; мудрость и благочестие, по взгляду Премудрого, как и по учению всей Библии, не есть достояние лишь избранных натур, но обильно изливаются во всякий ум, душу и сердце, раз они открыты для воздействия свыше (ср. Ин 7.37–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иер. 31:12 12. И прїидтъ, и возвеселтс в гор Сїнъ, и прїидтъ к благотамъ Гднимъ, на землю пшеницы и вїна, и плодвъ, и скотвъ, и овнвъ: и бдетъ дша ихъ, коже древо плодовито, и не взалчтъ ктом. 12. И прийдут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа, к пшенице и вину и елею, к агнцам и волам; и душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться. 12 . «Гора Сион», или «высоты Сиона» в евр. тексте означаются словом, указывающим на духовно-нравственное их значение для людей; ср. Иер. 17:12 . Возвратившиеся из плена с радостию остановятся прежде всего на Сионе, как на месте, для них наиболее вожделенном, как на месте пребывания Божия, к которому обращены были их взоры еще из плена (ср. Иер. 50:4, 5 ). То, что они найдут, чем будут обладать в стране отечественной, будет плодом милости, благоволения Божия к ним (ср. Ос. 2:8 ): и прїидтъ к блготамъ Гднимъ. Между этими «благотами», т. е. дарами благости Господней, называются: пшеница, вино (точнее – виноградный сок, еще не перебродивший), елей (по более точному с евр. переводу вм. слав.-греч. плодвъ), волы и агнцы (точнее с евр. крупный и мелкий скот). Смысл указания на эти дары милости Божией выражается в следующих словах: и бдетъ дша ихъ к древо плодовито. Последним двум словам в евр. тексте соответствует выражение, в Ис. 58:11  по слав.-греч. переведенное: «вертоград напоенный». С принятием и здесь того же перевода, слав. перевод согласовался бы не только с русским переводом, но и с требованиями параллелизма поэтической речи. Не взалчтъ ктом=не будут испытывать ни в чем недостатка. С этим смыслом последних слов стиха сходный смысл имели бы слова: «и будет душа их, яко вертоград напоенный». Иер. 31:13 13. Тогда возрадютс двицы в собранїи юношей, и старцы возрадютс: и бращ плачь ихъ на радость, и утш ихъ, и сотворю ихъ веселы. 13. Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость, и утешу их, и обрадую их после скорби их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010