Апостол Павел учит: «Егоже предположи Бог очищение верою в крови Его, в явление правды Своея, за отпущение прежде бывших грехов» ( Рим. 3:25 ). «Его ради вам оставление грехов проповедается: и от всех, от нихже не возмогосте в законе Моисееве оправдитися, о Сем всяк веруяй оправдается» ( Деян. 13:38–39 ). –«Иже дал есть Себе за ны, да избавить ны от всякого беззакония» (Тим. 2:14) (слич. Рим. гл. 1, 2, 3 и след. Рим 5:12 и след. 1Кор. 15:45 и след. Евр. 9:15 ). Кирилл Иерусалимский о могуществе заслуг Христовых учит 36 : «не мал был Тот, Кто умер за нас. Это не чувственное овча, не простой человек, и даже не Ангел, но бесплотный Бог . Не так велика была неправедность грехов, как велика праведность Умирающего за них. Не столько мы согрешили, сколь праведно Он действовал». Златоустый 37 : «Нет и сравнения между грехом и благодатью, между смертью и жизнью, между дьяволом и Богом, а напротив бесконечное различие между одним и другим... А что дарованные блага бесчисленные истреблённых зол, и истреблён не один первородный грех, но и все прочие грехи, сие показал Апостол, сказав: дар же от многих прегрешений в оправдание» ( Рим. 5:16 ). III. Спасительная сила заслуг Христовых простирается на все времена а) Апостол Павел учит: «Христов пришед Архиерей грядущих благ, ни кровию козлею ниже телчею, но Своею кровию, вниде единою во Святая, вечное искупление обретый» ( Евр. 9:11–12 ). – «Ниже да многажды приносит Себе, якоже Первосвященник входит во Святая (Святых) по вся лета с кровию чуждею: понеже подобаше бы Ему множицею страдати от сложения мира: ныне же единою в кончину веков, во отметание греха, жертвою Своею явися» ( Евр. 9:25–26 )... «Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи» ( Евр. 9:28 ). – «Сей же, занеже пребывает во веки, непреступное (не преходящее) имать священство: темже и спасти до конца может приходящих чрез Него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них» ( Евр. 7:24–25 ), слич. Евр. 10:14 ). Хотя в том же послании к Евреям говорится: «волею согрешающим нам по приятии разума истины, ктому о гресех не обретается жертва страшно же некое чаяние суда» ( Евр. 10:36–37 ): но здесь надобно разуметь или совершенно отпадших от Христианства, и нераскаянно закосневающих в неверии; или ожесточённых грешников, которые произвольно (κσιως) предаются смертным грехам и презирают все средства, какими благой Промысел призывает их на путь ко спасению. В таких случаях не сила искупительных заслуг Христовых оскудевает, но человек грешник своим произвольным упорством или нерадением делает себя неспособным к участию в дарах, заслугами Спасителя приобретённых.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

32:3 Букв.: кости. 178 32:4 П еревод предположителен. 179 32:6 Друг. чтение: когда невзгоды ( придут). 180 32:11 Букв.: кто сердцем правдив. 181 33:7 Букв.: собрал воды морские как груду. В LXX и в арамейском переводе: воды собрал в сосуд (букв.: мех). 182 33:15 Здесь слово «сердце» используется в знач. природы человека, включающей в себя его разум, чувства и волю. 183 33:18 Букв.: око Господа на почитающих Его. 184 34:1 П с 34 в оригинале написан в форме алфавитного акростиха; см. примеч. к 25:1. 185 34:3 И ли: во Господе. 186 34:6 В некот. евр. рукописях, в LXX и друг. древн. пер.: взирайте на Него и сияйте. 187 34:11 LXX и друг. древн. пер.: богатым. 188 34:23 С м. в Словаре Искупление. 189 35:3 П о одной из конъектур: обрати копье и секиру против гонителей моих. 190 35:12 Друг. чтение: посягают на жизнь мою. 191 35:16 Перевод этой строки предположителен. 192 35:23 П салмопевец сравнивает Божье терпение к нечестивцам со сном, а время суда над ними — с Его пробуждением от сна. 193 35:25 Букв.: мы проглотили его. 194 а 36:2 Т акой перевод возможен согласно некоторым евр. рукописям, а также LXX и другим древним переводам. Масоретский текст: в сердце моем, исходя из этого, иные переводят: изречение в сердце моем о греховности нечестивца ( говорит). 195 б 36:2 Букв.: нет страха Божия пред глазами его. 196 36:3 Друг. возм. пер.: нечестивый обманывает себя, считая, что Бог не обнаружит грех его и не возненавидит его (нечестивого) . 197 36:7 Букв.: Божьи. 198 36:10 Букв.: мы видим свет. 199 37:1 П с 37 в оригинале написан в форме алфавитного акростиха; см. примеч. к 25:1. 200 37:3 М ногозначность слов этой фразы в оригинале дает основание для многих интерпретаций и переводов. 201 37:6 Букв.: праведность твоя взойдет, как свет. 202 37:7 Букв.: не раздражайся на того, чьи пути удачны, на человека, который вынашивает планы злые. 203 37:18 Букв.: знает дни. 204 37:26 Или: и потомки его благословенны. 205 37:36 Перевод по LXX, масоретский текст: он. 206 38:18 Букв.: боль моя всегда пред глазами. 207

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

М. А. Скобелев Рецепция книги В Ветхом Завете Заметных следов лит. зависимости И. к. от др. ветхозаветных книг нет. Если согласиться с тем, что это одна из самых поздних книг ВЗ, то прошло еще немного времени с момента ее появления. Только в Вар 3. 33-35 возможно обнаружить знакомство с Иов 37. 3-4 и 38. 35 (о др. совпадениях см.: Schmid H. Baruch//JAC. 1974. Bd. 17. S. 178). Упоминания Иова в Иез 14. 14 и в евр. Сир 49. 9 показывают, что его фигура была известна не только из И. к. У прор. Иезекииля Иов, Ной и Даниил - примеры праведников, к-рые «праведностью своею спасли бы только свои души» (Иез 14. 14); в евр. тексте Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова, он назван тем, «кто хранит пути праведности». Иов также упомянут в Тов 2. 15, правда только в Вульгате ( Müller . 1970. S. 12; о разнообразных связях И. к. с ветхозаветной лит-рой см.: Idem. 1978. S. 76-82, 102-111). Праотец Иов. Роспись зап. подпружной арки в ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде. 1363 г. Праотец Иов. Роспись зап. подпружной арки в ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде. 1363 г. Кроме Иез 14. 14-20 аллюзия на прав. Иова, возможно, есть в Еккл 6. 10-11: «Что существует, тому уже наречено имя, и известно, что это - человек, и что он не может препираться с тем, кто сильнее его. Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше?» Это дает исследователям основание утверждать, что автор Екклесиаста мог знать И. к. ( Leveque J. Job et son Dieu. P., 1970. Vol. 2. P. 654; Crüsemann F. Hiob und Kohelet//Werden und Wirken des AT: FS. C. Westermann. Gött., 1980. S. 373-393). О др. возможных влияниях см.: Ebach. 1986. S. 364-365. В Септуагинте Вопрос о мотивах, побудивших переводчиков изменить греч. текст по сравнению с евр. оригиналом, продолжает вызывать споры. Исследователи полагают, что переводчики могли сократить текст, т. к. недостаточно хорошо владели евр. языком и считали мн. детали, описанные в евр. оригинале, излишними ( Gordis. 1965. P. 222-223). Изменения также были сделаны, чтобы помочь читателям правильно понять трудные места ( Gerleman. 1946; Pope. 1973. P. XLIV). Греч. переводчики заметно изменили текст стилистически, парафразируя нек-рые выражения, сокращая длинные пассажы, к-рые, по их мнению, отклонялись от основной темы - о страданиях праведника (напр., Иов 28). Идеи книги переданы правильно, за исключением слов друзей Иова, к-рые в евр. тексте говорят о страдании как о воздаянии за грех. В LXX друзья утверждают, что наказание и воздаяние действительно должны соответствовать греху и добродетели человека, но это произойдет только в будущем (напр., в речи Елифаза - Иов 5. 4 LXX).

http://pravenc.ru/text/578206.html

Пророки Моисей, Давид, Исаия, Иоиль (за 700 лет), Амос (за 700 лет) и Захария пророчествовали, что смерть Христа Спасителя будет сопровождаться чудесами ( Иоил.2:30–31 ; Ам.8:9 ). что разделят Его одежды и будут бросать о них жребий ( Пс.21:18 ), что ни одна из костей Его не будет повреждена ( Исх.12:46 ; Чис.9:12,46 ; Пс.33:20 ), Он будет прободен ( Зах.12:10 ), похоронен будет богатыми ( Ис.53:9 ), тело Его не подвергнется тлению ( Пс.15:10 ), что он воскреснет и вознесётся на небеса ( Пс.15:10,23:7–10,67:18,109:1 ; Ис.53:9 ). В св. книгах нового завета видим исполнение и этих пророчеств: чудеса по смерти – Мф.27:45 ; Мк.15:33 ; Лк.23:44–45 ; разделение одежд – Мф.27:35 ; Мк.15:24 ; Лк. 23:34 ; Ин.19:23,34 ; – о целости костей – Ин.19:33,36 ; – о прободении – Ин.19:34,37 ; погребение богатыми – Мф.27:57,60 ; Мк.15:43–46 ; Лк.23:50–53 ; Ин.19:38–42 ; нетление тела – Деян.2:25–31,13:35–37 ; воскресение и вознесение на небеса – Мф.16:6,28:6–7 ; Лк.24:6,34,51 ; Ин.20:14 ; Деян.1:9,2:24,32–35,13:30,37 ; Еф.4:8–10 . Пророки; Давид, Исаия, Иеремия, Иоиль, Захария, Даниил и Михей предсказали, что Христос по своём вознесении на небо сядет одесную Бога Отца ( Пс.109:1 ), что Он пошлёт своим ученикам Святого Духа ( Пс.67:18 ; Иоил.2:28–29 ), что Он будет первосвященником на небе и ходатаем за грешников ( Зах.6:13 ), будет краеугольным камнем в Церкви ( Пс.117:22 ; Ин.28:16 ) и её верховным пастырем ( Ис.34:23,40:11 ), светом и спасением народов ( Ис.11:10,42:1,6,49:6,55:4–5 ) и будет царствовать с правдою над всеми народами вечно, ( Чис.24:17 ; Пс.2:7–9,44:6–7,71:2–8 ; Ис.9:6,11:4,42:3 ; Иер.23:5,33:15 ; Дан.7:14 ; Мих.7:4 ). И эти пророчества о Христе Спасителе исполнились и исполняются доселе, как мы видим из книг св. Писания нового завета: седение одесную Бога Отца – Деян.2:34 ; Рим.8:33–34 ; Евр.1:3,10:12 ; посольство Св. Духа ученикам – Деян.2:1–4,16:18 ; первосвященство и ходатайство на небе – Рим.8:33–34 ; Евр.7:25 ; краеугольный камень Церкви – Мф.16:16–18,21:42 ; Мк.12:10 ; Лк.20:17 ; Деян.4:11 ; INem.2:6–7 ; IKop.3:11 ; Еф.2:20 ; верховное пастырство в Церкви – Ин.10:11,14 ; Евр.13:20 ; 1Пет.2:25,5:4 ; свет и спасение народов – Мф.12:18,21 ; Мк.16:15–16 ; Лк.2:32,24:47 ; Ин.1:4–9,8:12,10:16,12:46 ; Деян.11:17–18,13:47 ; вечное с правдой царствование над всеми народами – Лк.1:32–33 ; Ин.5:30 ; Флп.2:9–11 ; Откр.19:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ [евр.  ,   - «он прибавит»; греч. Ιωσφ; лат. Ioseph], прав., ветхозаветный патриарх (пам. в понедельник Страстной седмицы, в Неделю св. праотец и в Неделю св. отец). И.- старший сын патриарха Иакова от Рахили (брат Вениамина) и младший из 11 сыновей Иакова, рожденных в Месопотамии; отец Ефрема и Манассии , родоначальник одноименного колена Израилева. Происхождение имени Иосиф (от глагола   - увеличивать, прибавлять, преумножать) приводится в Быт 30. 24: любимая супруга Иакова Рахиль, будучи неплодной в течение 7 лет, после рождения сына, которого назвала Иосифом, говорит: «Господь даст [  ] мне и другого сына». Полная форма имени Иосиф -  ,   встречается только в Пс 80. 6 и, как правило, распространена в постбиблейской лит-ре ( Sarna. 2007. P. 410). История И. в книге Бытие Иосиф рассказывает свои сны. Рис. Рембрандта. 40-е гг. XVII в. (Национальная галерея, Вашингтон) Иосиф рассказывает свои сны. Рис. Рембрандта. 40-е гг. XVII в. (Национальная галерея, Вашингтон) В центре сюжета подробного повествования об И. (Быт 37-50) - рассказ о конфликте внутри семьи (ср. похожие мотивы в истории Авраама (Быт 11-25) и Иакова (Быт 25-35)). История И. уникальна тем, что она не содержит рассказов о чудесах или к.-л. упоминаний о действиях религ. характера, но пронизана верой в Божественный Промысл, к-рый определяет все происшедшее с И. (см., напр.: Быт 45. 4-8; 50. 19-20). Предание об И. имеет стройный сюжет и четкую структуру: продажа И. в егип. рабство (Быт 37. 2-36); И. у Потифара (39. 1-20); И. в темнице (39. 21 - 40. 23); И. во дворце фараона (41. 1 - 57); 1-й визит братьев И. в Египет (42. 1-38); 2-й визит братьев И. в Египет (43. 1 - 45. 28); 3-й визит братьев И. в Египет (46. 1 - 47. 31); последние дни Иакова и И. (48. 1 - 50. 26). История И. состоит из отдельных эпизодов, в которых можно выделить вступление, кульминацию и заключение; вместе они представляют собой искусно составленную биографию И. Ее текст обладает внутренним повествовательным единством, но содержит множество повторов и несоответствий. Так, в Быт 37. 25 речь идет об измаильтянских купцах, к-рые в Быт 37. 28 названы мадиамскими (это противоречие сохр. в Быт 37. 36; 39. 1 и далее). Мн. исследователи видят в такой манере изложения последствия редакторской правки; в классической теории источников о происхождении Пятикнижия подобные противоречия рассматриваются как смешение различных преданий. Возможно, что центральная часть повествования об И., обладающая внутренним единством (Быт 37. 39-45), восходит к одному автору, напр. Яхвисту (J) ( Coats. 1974; Idem. 1992. P. 979; Wenham. 1994. P. 344). Главы 38, 46-50 считаются поздними добавлениями, в к-рых содержатся отдельные элементы т. н. священнического кодекса (P). Они позволили упорядочить исходный материал в соответствии с историей Иакова (Быт 25-35; Wenham. 1994. P. 344).

http://pravenc.ru/text/578394.html

1939 г. 1942 г. 3. Усть-Кут – Делякоры 1940 г. 1944г. 4. Делякоры – Нюкжа 1941 г. 1945 г. 5. Нюкжа – Тында 1940 г. 1945г. 6. Тында – Зея 1939 г. 1942 г. 7. Зея – Усть-Ниман 1940 г. 1943 г. 8. Усть-Ниман – Комсомольск 1938 г. 1942 г. 9. Комсомол. Узел и переход через р. Амур 1939 г. 1942 г. 10. Комсомольск – Сов. Гавань 1939 г. 1942 г. 11. Известковый – Усть-Ниман 1939 г. 1941 г. Графа не заполнена. План капитальных вложений на 1938 год – 350 млн. р. На 21.11.38 г. з/к – 84,5тыс. чел. Пика 1938 г. з/к – 102 –»– Бамлаг: строительство ж.-д. вторых путей. Общие сведения: Участки Длина пути Сметная стоимость Срок сдачи в пост, экспл. Карымская – ХабаровскХабаровск – ВорошиловГлубокие обходы 2.217 км655,6 –»–53,4 –»– 112.500,0481.700,071.926,0 1.VIII-37 r1.XII-37 r.1.IV-38 г. 1.XI-37 г.Перегоны сданы за исключением двух Объем работ (главнейшие) Наименование работ Корымская – Хабаровск Хабаровск – Ворошилов Глубокие обходы Земляные работыКладка искусст. сооруж.БалластировкаЗдания камен. и деревянн. 48.6000,0737,07.640,03.400,0 15.640,0146,53.540,01.192,0 3.070,028,1168,338,4 Объем капитальных вложений на 1938 г. (в млн. руб.) Карымская – Хабаровск 93,6 Хабаровск – Ворошилов 180,0 Глубокие обходы 41,4 Всего 315,0 На 21.11.38 г. з/к – 150,0 тыс.чел. Пика на 1938 г. з/к – 150,0 « Переходящий объем работ на 1.1.1938г. Наименование работ Корымская – Хабаровск Хабаровск – Ворошилов Глубокие обходы Земляные работыКладка искусст. сооруж.БалластировкаЗдания камен. и деревянн. 51,315,2250,0385,3 1933,01,2571,0318,2 832,03,3134,630,3 Бамлаг: ж.д Биробиджан – Блюхерово (линия 2). Общие сведения: Согласно постановлению СТО от 2.11.38 г. стр-во начато в 1936 году. Линия начинается от ст. Биробиджан Д. В. ж.д. и идет по Евр. Авт. Обл. до Блюхерово Длина дороги – 130 км. Дорога должна быть сдана во временную эксплуатацию к IX–1937 г. Фактически на 1X–37 г. было уложено только 75 км рельсов из 130 км. Предполагается к 1.1.–39 г. открыть нормальную экспорт. По всей дороге. Ориентировочная сметная стоимость – 93 млн. р.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В коллекции Mrss. Lewis и Gibson открытъ S. Scheehmer’oм только один первый лист, содержаиций Сир. 39,15–40.8 ; дальнейшие девять листов той же рукописи, содержащие Сир. 40,9– 49,11 , были найдены Cowley’eм, и Пеиваиег’ом среди рукописей, приобретенных для Бодлеянской оксфордской библиотеки Sayce’oм, – эти десять листов и вошли в издапие Cowley and Neubauer 1897. В том же году S. Schechter нашел среди привезенных им из Каира рукописей еще семь листов того же списка евр. текста книги Иис. с. Сир., содержащие Сир. 30,11 –31, 11; 32.1–33 ,з; 35,9–36,21; 37,27–38,27:49,12–51,30, и кроме того четыре листа другой рукописи того же самаго евр. текста книги Сир.: последние содержат Сир. 3,6–7,29; 11,34–16,26 . В издание Schechmer and Taylor 1899 г. и вошли эти одиннадцать листов. Затем G. Margoliouth среди рукописей, приобретенных для Британского Музея, нашел еще два листа первого списка (он теперь обозначается буквой В), как раз заполнившие два промежутка между ранее найденными листами, именно Сир. 31,12– 32,1 и 36,24–37,26, и напечатал их текст в журнале The Jewish Quarterly Review 1899, ост. 1–33. A в апреле 1900 r. (p. 466–480) в том же журнале были воспроизведены еще два листа второго списка (он обозначается А), заполняющие промежуток в тексте между Сир. 7,29 и 11,34 и открытые Elkan Nathan Adler’oм. Здесь же (р. 456–465) напечатан текст третьего сииска (С), два листа которого открыты Schechmer’oм в каирской коллекции Кэмбриджского университета; последние содержат отдельные стихи и отрывкн Сир. 4, 5, 25, 26 и 36 глав. Из этого третьего списка (С) сохранилось и еще два листа, открытые и обнародованные J. Levi (из библиотеки евр. консистории в Париже, куда были пожертвованы Ротшильдом) и M. Gasmer’oм, – оба из каирской генизы·.первый содержит отрывки из Сир. 6 и 7 гл. и напечатан в Revue des Etudes Juives 1900, jan.-mar. p. 1–30, второй – из Сир. 18, 19, 20, 37 гл., напечатан в Jew. Qu. Review 1900, july p. 688 sqq. Наконец, среди купленных Ротшильдом рукописей J. Levi нашел лист еще четвертого списка текста книги Сираховой (обозначен D), в котором содержится Сир. 36,29–38.1 , и напечатал его в той же книжке Revue des Etudes Juives (p. 1 sqq). Можно надеяться, что при дальнейшем разборе привезенных из Каира сокровищ будут найдены и другие, доселе недостающие части книги, и наука будет обладать полным еврейским, ее текстом. Cp. Encyclopaedia Bibliea Т. К. Cheyne and J. Sutherland Black, Vol. 11 col. 1166.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

15:4; Map. 7:10; Рим. 7:7  и выше цитов. места); – 21:17 в Мф. 15:4, (сл. Мар. 7:10 ; – 22:27; в Деян. 23:5 ; Лев. 11:44 ; в 1Петр. 1:16 ; – Числ. 16:26 ; в 2Тим. 2:19 ; – Втор. 6:16: в Мф. 4:7 (сл. Луки 4:12 ): – 24:14 в Мар. 10:19 ; срав. так же заповеди заключ. в Маф. 5 г., 21:27; 31:33, 38 и 43 стих. 436 б) пророки: аа) как продолжатели нравственного учения, основание которого положено в Законе Моисеевом, сл. Исаии 52:11 в 2Кор. 6:97 ; Иеремии 9:23 в 1Кор. 1:31  и 2Кор. 10:17 ; Псал. 23 (34), 14–15 в 1Петр. 3:10–11 ; – 94 (95), 8 в Евр. 3:8  и дал. др.; (111 или 112:9 во 2Кор. 9:9 ); – Притчей 3:11–12 в Евр. 12:5,6,25,21 в Рим. 12:20 ; срав. толкователей на все эти новозаветные места. δδ) в смысле обетования –вообще, как побуждение к исполнению новозаветного закона, а именно: α) от временных благ, как напр. благоденствие и долголетие жизни на земле за почитание родителей Исх. 20:12  в Еф. 6:3 , причем Апостол говорит: это первая заповедь с обетованием (ст. 2) срав. св. Златоуста, бл. Феодорита и др. на это место; срав. также «Записки на посл. к Еф.» стр. 157, Москва 1838; срав. также Псал. 33 (34). 13 в 1Петр. 3, 10 ; β) вообще от надежды на то, что Бог не оставит, услышит поможет, Иис. Навин. 1:5 в Евр. 13:5 ; срав. так же Исаии 49:8 во 2Кор. 6:2 , Псал. 33 (34). 16 в 1Петра 3:12 ; – 117 (118). 6 в Евр. 13:6 ; Притчей 3:34 в Иак. 4:6  и 1Петр. 5:5 ; (срав. также Прит. 22:8  лишь по 70-ти во 2Кор. 9:7 ). А главным образом, γ) От внушения надежды на нечто высшее, как напр., на прощение грехов, Псал. 31 (32) 1–2 сл. Рим. 4:7–8 ; срав. также Иерем. 31:31–34 в Евр. 8:8–12 , сл. 10:16,17; и как на необходимое следствие этого – получение жизни т е. возвращения общения с Богом, которому препятствуют грехи и в конце концов достижения жизни вечной, сл. Лев. 18:5  с Рим. 10:5 ; Гал. 3:12  и Луки 10:28  (срав. ст. 25); конкретное, так сказать, это побуждение выражается, как обетование наследия ближе всего земли, в смысле участка, принадлежавшего прежде нечестивому Псал. 36 (37), 11 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

ПРОРОЧЕСТВО — в узком смысле предсказание будущего. В ВЗ чаще всего это слово означает возвещение Слова по повелению Божию ПЛОТЬ (евр. — синоним немощного рода человеческого. У ап. Павла — психофизическая природа человека СВЯТОСТЬ (евр. — слово, означающее священное. «Святым» называлось все, относящееся к культу. Святость Божия — несоизмеримость Творца и твари. Святость народа Божия — посвященность его Богу, проявляемая в исполнении Закона и Заповедей СЕПТУАГИНТА (LXX) — греч. перевод ВЗ, именуемый переводом Семидесяти. Осуществлен в III–II вв. до Р.Х. СЛАВА (евр. — видимые знаки Теофании (см.) СОТЕРИОЛОГИЯ (от греч. сотер — Спаситель) — учение о спасении ТЕОКРАТИЯ (греч. боговластие) — термин, введенный Иосифом Флавием. Означает общественный строй, основанный на Законе Божием. Искажение теократии есть иерократия — политическая власть духовенства ТЕОФАНИЯ (греч. Богоявление) — зримые образы присутствия Бога среди людей (неопалимая купина, огненный столп, колесница в видении Иезекииля). Высшей Т. стало Воплощение Слова ТОРА (евр. наставление) — в широком смысле любое божественное повеление. В спец. смысле — Пятикнижие Моисеево ЭКЗЕГЕЗА (греч.) — толкование текста (Св. Писания) ЭСХАТОЛОГИЯ (греч.) — учение о «конце», т. е. о посмертной судьбе человека и о конце истории. Эсхатологическими книгами Библии являются Дан., часть Ис., Иоиль, часть Зах., части Евангелий и Откровение 4. Схема Св. Истории, согласно гипотезе 4-х традиций Я. I-я Священ. История (ЯГВИСТИЧЕСКАЯ); источники: устное Предание, эпос и древние законодательные тексты. Записана в Иудее ок. Х в. до Р.Х. Вошла в книги: Бытие, Исход, Числа, Второзаконие. Охватывает время от сотворения мира до вступления Израиля в Ханаан. Основные тексты, принадлежащие Ягвисту: Быт 2,4б ; 3; 4,5-29; 6,1-8; 7,1-5, 7-10, 12, 16б, 17б, 22-23; 8,2б-3а, 6-12, 13б, 20-22; 9,18-27; 10,8-19, 21, 24-32; 11,1-9, 28-30; 12,1-4, 6-20; 13,1-5, 7-11, 12б, 18; 15 (Я + Э); 16,1б-2, 4-16; 18 (кроме стиха 29); 21,1-2а, 6б-7, 25, 26, 28-30, 32-34; 25,11, 14-18; 20-24; 25,1-6, 18, 21-26, 27-34; 26; 27,1-45; 28,10, 13-16, 19, 31-35; 30,3б-5, 7, 9-16, 24-31, стихи с 32 по 43 (Я + Э); 31,1, 3, 21, 31, 38-40, 46, 48-50; 32,2-13, 14а, 22, 24-32; 33,1-17; 34 (Я + Э); 37,1-2 (Я + Э), 3-4, 11-13, 14б, 18б, 21, 23а, 25-27, 28б, 32б-33, 35; 38; 39; 42,27-28, 38; 43,1-14, 16-23, 24-34; 44; 45 (Я + Э); 46,1-5, 28-34 (Я + Э); 47,12 (Я + Э); 48,8-22 (Я + Э); 49 (Я + С); 50,1-11, 14.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

33)  1Кор.15:51; ср. Рим.14:25 (в Синодальном переводе: Рим.14:24–25); Рим.11:25; Еф.3:2–12; Кол.1:26–27. 34)  Примечательно, что термин “идолопоклонство” (εδωλολατρ[ε]α) не встречается у доновозаветных языческих авторов и в Септуагинте. Этот термин скорее всего является христианским неологизмом. См. 1Кор.5:10, 11, 6:9, 10:7, 14; Гал.5:20; Кол.3:5; Еф.5:5; 1Пет.4:3; Откр.21:8, 22:15. 35)  Августин. О Троице. 13.24. 36)  Евр.5:14; ср. Втор.1:39; Ис.7:16. Обратим внимание на необходимость воспитания чувств и совести. 37)  1Пет.2:2; 1Кор.3:1; ср. Еф.4:14; Евр.5:13. 38)  См. Е. Best. 1 Peter. С. 584. 39)  В Новом Завете имеются аллюзии на 35 из 39 впоследствии канонизированных книг Ветхого Завета, а также на 15 из 17 неканонических и псевдоэпиграфических книг. Эти цифры, разумеется, не дают возможности судить об относительной авторитетности каждого из источников. Выражение “Тора и Пророки” наиболее часто употребляется как синоним слову “Писание”. См. Мф.5:17, 7:12, 11:13, 22:40; Лк.24:44; Ин.1:45; Деян.24:14; Ср. также “Тора и Пророки” как то, что читается в синагоге: Деян.13:15. 40)  Как это делает, например. P. Carrington. 41)  C.H. Dodd. Apostolic Preaching. 42)  A. Seeberg. Der Katechismus der Urchristenheit. 43)  См. подробнее главу II, с. 77–80. 44)  P. Carrington показал, что четыре эти темы проходят через моральные увещания посланий к колоссянам, ефесянам, 1Пет. и Иакова. См. его Primitive Christian Catechism. С. 31–65. 45)  Лев.19:2; ср. Мф.5:48; 1Сол.4:7; 1Пет.1:16; 1Ин.3:3. 46)  F. X. Murphy также делает различие между двумя катехизисами, обращенными к языческой и иудейской аудиториям. См. его статью “Catechesis”, 3:208. 47)  Например, Пс.67:77, 104, 105, 106; Втор.32; Неем.9:6–38. 48)  Не случайно рабби Акива основывал свои предсказания мессианства Бар-Кохбы на тексте из Второзакония, а не Пророков. 49)  Мк.14:24; Мф.26:28; Лк.22:19–20; Рим.5:6, 8; 1Кор.15:3; 2Кор.5:14–15; Гал.1:4, 2:20; Тит.2:14; Евр.7:27; Ин.11:50–52, 18:14; 1Ин.2:2; 1Пет.2:21, 3:18. 50)  Лк.21:27, 22:69; Деян.7:56; Флп.2:9; Евр.1:3; 1Тим.3:16.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010