Страх Божий Дух Святой вещает устами святого пророка Давида: «Придите, чада, послушайте меня, страху Господню научу вас» ( Пс. 33:12 ). «Начало же премудрости – страх Господень», – как говорит Екклесиаст ( Притч. 1:7 ). Страх Божий полагается и в числе семи даров Святого Духа, и кто будет иметь его в своем сердце, тот воистину преуспеет во всякой добродетели, ибо во всякое время и час он готов благоугождать Богу, удаляясь от всякой злой и соблазняющей вещи. Если мы имеем страх Божий, помня Его заповеди и то, что Христос, Спаситель наш, соделал нам спасение, указал в Своем лице путь терпения, ведущий нас в Царство Небесное, то мы скорее и успешнее последуем по стопам Иисуса и будем исполнять сказанные Им слова: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11:29 ). В том случае, когда не дьявол, а только леность мешает человеку, то нам потребен такой страх, чтобы побороть эту естественную леность и обратить к какой-либо науке. Но когда предстоит великая брань, когда есть много препятствий на пути ко спасению, то как можно спастись без страха? Каким же образом этот страх поселяется в людях? Если мы помыслим, что Бог присутствует везде, что Он видит и слышит все, не только то, что совершается и говорится, но и то, что заключается в глубине сердец, – все помышления, ибо Он «судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4:12 ), – если мы так настроим себя, то не сотворим, не скажем, не помыслим никакого зла и лукавства. Научившись же, как говорит апостол Павел, «совершать свое спасение со страхом и трепетом» (см. Флп. 2:12 ), мы сподобимся любви Божией по благодати Его, по предстательству Приснодевы Богородицы Марии и своим старанием (2). Святые отцы и учители повелевают нам помнить о геенне, чтобы не впасть в геенну, то есть в место мучения, и чтобы не лишиться того небесного и святого града, где лики святых в неизреченной радости и сладости непрестанно воспевают Триипостасную Божественную Единицу преподобными голосами. Для этого, по словам псалмопевца Давида, мы должны иметь «страх Господень, который чист, пребывает во век века» ( Пс. 18:10 ). Подобает и учиться иметь его, и искать учителя, и слушать, и повиноваться ему, как Божию строителю, ведущему к любви Господней (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

9. Библейские тексты о благодати Божией Бог есть податель всякия благодати: «Господь дает благодать и славу» ( Пс. 83:12 ). – «Всякое даяние доброе... нисходит свыше, от Отца светов» ( Иак. 1:17 ) – «Бог... всякия благодати... да совершит вас» ( 1Пет. 5:10 ). Св. Дух есть Дух благодати: «на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати» ( Зах. 12:10 ). – «Сколь тягчайшему... наказанию повинен будет тот, кто... Духа благодати оскорбляет?» ( Евр. 10:29 ). Благодать пришла и дарована через Иисуса Христа: «благодать... и истина произошла чрез Иисуса Христа» ( Ин. 1:17 ). – «Благодать Божия и дар по благодати... Иисуса Христа, преизбыточествует для многих» ( Рим. 5:15 ). Богатство благодати явилось в деле искупления: " Он (Отец) облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам» ( Еф. 1:6–8 ). Благодать изображается а) богатою и преизбыточествующею: «Молясь за вас... за преизбыточествующую в вас благодать Божию» ( 2Кор. 9:14 ). – «От полноты Его все мы приняли... благодать на благодать» ( Ин. 1:16 ). – «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» ( Рим. 5:20 ). б) истинною: «кратко написал я вам... свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите» ( 1Пет. 5:12 ); в) действующею: «благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» ( 1Кор. 15:10 ). Благодать есть источник а) спасения: «мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся» ( Деян. 15:11 ). – «Благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» ( Еф. 2:8 ). «Страдай... силою Бога, спасшего нас... по благодати, данной нам во Христе Иисусе» ( 2Тим. 1:8, 9 ). – «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» ( Тит. 2:11 ); б) избрания: «по избранию благодати, сохранился остаток» (Израиля) ( Рим. 11:5 ). «Бог предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа... в похвалу славы благодати Своей» ( Еф. 1:5, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Желание Запрещены: а) желания сладострастные: Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут ( Рим.8:6–7 ; Иак.1:13–15 ); б) желания корыстолюбивые – зависть: Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать ( Гал.5:26 ). [Святой апостол Павел учит, что] все исполненные неправды, блуда, лихоимства, корыстолюбия, злобы, зависти, убийства, распри, обмана, злоречия, злонравия… ( Рим.1:29–32 ), царствия Божия не наследят ( 1Кор.6:9–10 ). Зависть есть грех диавола: Завистью диавольскою смерть вниде в мир ( Прем.2:24 ). От зависти происходит всякое несчастие: Где зависть и рвение, ту нестроение и всякая злая вещь ( Иак.3:16 ). Средства к избежанию нечистых желаний: а) господство над злыми желаниями: Если делаешь доброе: то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго: то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним ( Быт.4:7 ). Юношеских похотей убегай; а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца ( 2Тим.2:22 ). Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями ( Гал.5:24 ); б) подражание святым: Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще ( Евр.12:1 ); в) последование увещаниям слова Божия: Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его ( Рим.6:12 ; сн. Еф.4:22–24 ); г) бодрствование и молитва: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр; плоть же немощна ( Мф.26:41 ). Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу ( 1Петр.2:11 ); д) довольство своим состоянием: Спрашивали его [св. Иоанна Предтечу] также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем ( Лк.3:14 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Презрение — 1) чувство крайнего неуважения; 2) горделивое чувство превосходства; 3) пренебрежительно отношение. Презрение связано с гордостью. Но в каком из этих грехов следует исповедоваться, если кого-то презираешь? Презрение ближнего есть следствие гордости, которую свт. Игнатий (Брянчанинов) называет одной из восьми главных страстей. Однако гордость, пишет святитель, имеет многие подразделения и отрасли: здесь презрение (его святой ставит на первое место среди всех грехов, произрастающих от гордости) соседствует с такими грехами как предпочтение себя всем, дерзость, хула, неверие, лжеименный разум, непокорность Закону Божию и Церкви, последование своей плотской воле, чтение книг еретических, развратных и суетных, неповиновение властям, насмешничество, оставление христоподражательного смирения и молчания, потеря любви к Богу и ближнему, потеря простоты и др. Поэтому на исповеди уместнее будет называть грех точно, например: «Согрешил презрением ближнего». Нельзя презирать своего ближнего. Не грех ли презирать самого себя, осознавая свою греховность? Святой апостол Павел пишет (этот отрывок читается во время Венчания): «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь » ( Еф.5:29 ). Даже на уровне биологических рефлексов в нашу природу заложена система самосохранения. Всякий человек по своей природе стремится к личному благополучию, никто не желает себе дурного, плохого, печального, скорбного. Себя самого не нужно ни презирать, ни ненавидеть – ненавидеть нужно грех, отдаляющий нас от Бога, преодолевать грех с Божией помощью, смиряться, когда не получается преодолеть его так быстро, как хотелось бы, не унывать и снова с Божией помощью подниматься и двигаться дальше. В некоторых случаях люди, остро переживающие нелюбовь, презрение к себе и другие подобные болезненные состояния, нуждаются не только в помощи священника, но и в помощи психотерапевтической. Как поступать, когда нас презирают? Когда нас кто-то презирает, чаще всего нет необходимости что-либо доказывать человеку, оправдываться перед ним. Христианин переносит презрение с миром и даже радостью в сердце, чему мы находим в Священном Писании немало подтверждений (например, Лк.6:22-23 ; Деян.5:41 ; 2Кор.12:10 ). Не следует и бояться того, что нас могу презирать ( Ис.51:7 ). Презираемый человек бывает угоден Богу ( Неем.4:4 ; Пс.88:51 ; Пс.122:3 ), в том случае если причиной этого презрения являются не его собственные грехи. Например, если алчного, жадного человека презирают за его алчность и жадность, он получает заслуженное наказание в виде презрения ( Притч.12:8 ), хотя, конечно, и сами презирающие совершают при этом грех. Другое дело, когда человек переносит презрение ради Бога ( Ис.66:5 ; Иер.15:15 ; Иер.20:8 ; Деян.5:41 ; 1Тим.4:10 ; 1Кор.4:3 ; Евр.10:33 ). Почему в Великом покаянном каноне свт. Андрея Критского именно презрение (презорство) называется новым Измаилом?

http://azbyka.ru/prezrenie

Разделы портала «Азбука веры» Сын Человеческий (евр. бен-адам , арам. бар-енаш ) – словосочетание, часто употребляемое в Ветхом Завете как синоним человека ( Пс.79:18 ). Оно обозначает члена человеческого рода («сын Адама») и подчеркивает преходящесть человека, его слабость, незначительность перед Богом ( Ис.51:12 ; Иов.25:6 ; Пс.10:4 ; Иез.2:1,3 и др.), но одновременно – величие как следствие Божией благости, поставившей его венцом всего творения ( Пс.106:8 ; Притч.8:31 ; Пс.8:5 ). В Книге пророка Даниила (ок. 164 до н.э.) значение имени Сын Человеческий существенно изменяется и оно впервые становится синонимом Мессии, приход Которого полагает конец последовательной смене владычества на земле четырех всемирно-исторических царств (вавилонского, персидского, мидийского и греческого, – возможны и иные отождествления), символизируемых четырьмя фантастическими гербовыми зверями ( Дан.7:1–8 ). «Видел я… вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан.7:13-14 ). Посланничество этого таинственного Сына Человеческого – не продолжение деятельности земных царей, и Его человеческий облик указывает на отличие Мессианского Царства от «звериных» политических империй. Он возглавит эсхатологическое царство, духовное и трансцендентное. В памятниках позднейшей иудейской апокалиптики (Книга Еноха) образ Сына Человеческого дополняется новыми чертами, однако нет речи о его земном происхождении и страданиях. В Евангелиях «Сын Человеческий» – регулярное самоназвание Иисуса Христа. Во время суда, на вопрос первосвященника: «Ты ли Мессия (Христос), Сын Благословенного?» – Иисус отвечает утвердительно, отождествляя Себя с Сыном Человеческим, сидящим одесную (по правую сторону) Бога ( Пс.109:1 ) и шествующим с облаками небесными ( Мк.14:61–62 ; см. Дан.7:13 ). Устраняя идею о земном Мессии-воителе, Христос говорит о Себе как о Сыне Божием. За это утверждение Он был осужден как богохульник. Более того, Христос придает названию Сын Человеческий и содержание, не предусмотренное апокалиптической традицией. Он пришел осуществить в Своей земной жизни призвание Раба-Отрока Яхве, отвергнутого и убитого, чтобы в конце быть прославленным и спасти многих ( Ис.52:13–53:12 ; Мк.8:31 ; Мф.17:9, 20:18, 26:2,24 и др.). Таким образом, для общего определения Своего служения Иисус предпочел имя Сын Человеческий имени Мессия (Христос) (см. Мк.8:29–30 ), которое было чрезмерно связано с земными, национально-политическими надеждами иудеев. В остальных писаниях Нового Завета выражение Сын Человеческий встречается редко (около десяти раз), а из письменности и культа христианских общин исчезает рано и навсегда, что связано, вероятно, с его табуированностью в качестве самоназвания Иисуса Христа (аналогично имени Яхве , – см.).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskiy-ruba...

(Вознесенский Семен Саввич; 1793, г. Козельск Калужской губ.- 1.01.1854, Москва), еп. Томский и Енисейский. Род. в семье священника. В 1815 г. окончил Калужскую ДС, в 1819 г.- СПбДА со степенью канд. богословия и в том же году был назначен учителем словесности и евр. языка в Полтавскую ДС. 14 сент. 1821 г. пострижен в монашество, 1 окт. 1821 г. рукоположен во иеродиакона, 9 окт. 1821 г.- во иеромонаха. 1 сент. 1823 г. назначен инспектором Полтавской ДС, 21 янв. 1826 г. переведен ректором в Тульскую ДС с возведением 11 апр. 1826 г. в сан архимандрита и настоятеля белевского Преображения Господня муж. мон-ря . 27 февр. 1829 г. определен ректором Астраханской ДС и настоятелем астраханского Спасо-Преображенского мон-ря. С 22 сент. 1831 г. ректор Тамбовской ДС, с 29 апр. 1832 г. ректор Черниговской ДС и настоятель Елецкого черниговского Успения Пресв. Богородицы мон-ря . 12 авг. 1834 г. свт. Московским Филаретом (Дроздовым) , ценившим А. как пастыря строгой жизни и оказывавшим ему поддержку, хиротонисан во епископа новоучрежденной Томской епархии. Устроитель Томской епархии как самостоятельной кафедры, А., по отзыву свт. Иннокентия (Вениаминова) , был «ревнитель совершенной правды и законов, особенно христианского», но не учитывал, что «ректура и епархия - вещи совершенно разные, почти то же, что теория и практика». Требовал от паствы и сослуживцев точного исполнения своих обязанностей, в т. ч. от чиновников всех рангов - посещения богослужений в табельные царские дни. Установил строгий контроль за духовенством, малейшее послабление или снисхождение к клиру считал нарушением данной им архиерейской присяги, из-за житейской неопытности часто действовал, не сообразуясь с обстоятельствами. Местные власти, светское об-во и духовенство не поддерживали энергичные попытки А. ввести в епархии порядки, установившиеся в Европ. России. 10 июня 1841 г. по собственному прошению уволен на покой с назначением членом Московской синодальной конторы. 18 дек. 1843 г. был назначен управляющим Новоиерусалимским мон-рем , 26 марта 1851 г. (или 2 марта 1850) переведен в Новоспасский московский мон-рь , 31 июня 1852 г.- в Донской мон-рь .

http://pravenc.ru/text/63144.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патрология и церковная литература ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347 - 1380), католич. визионерка и мистик, учитель Римско-католической Церкви, св. католич. Церкви (пам. 30 апр.; в Сиене - 29 апр.) ЕНОХА ТРЕТЬЯ КНИГА компиляция евр. мистических текстов, описывающих путешествие героя через 7 дворцов (Хехалот) - уровней небесного мира - к Престолу Божию ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЕРМА [употребляются и менее точные варианты передачи имени как Ерм или Герм], автор «Пастыря», памятника раннехрист. письменности (приблизительно сер. II в.), традиционно причисляемого к лит-ре мужей апостольских ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ термин, очерчивающий особую область философско-богословских размышлений и исследований, общей характерной чертой к-рых является признание в качестве отправного факта того, что всякий человек естественным образом обладает неким истинным знанием о Боге или по меньшей мере способен обладать таким знанием ЕФРЕМ МЦИРЕ (Малый), игум. Кастанского мон-ря на Чёрной Горе, груз. церковный писатель, богослов, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 18 янв.) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ЗЛО характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность блага ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121220_4.html

Архив Пн Слово архимандрита Никифора (Хотеева) при наречении во епископа Отрадненского и Похвистневского 29 марта 2012 г. 20:15 29 марта 2012 года в крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Никифора (Хотеева) во епископа Отрадненского и Похвистневского. При наречении архимандрит Никифор обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри! Промыслом Божиим и изволением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода определено мне быть епископом Церкви Христовой. Благоговейный трепет охватывает меня, когда помышляю о высоте и святости служения, к которому призывает меня Святая Церковь. Исповедую свою немощь и недостатки, но в то же время глубоко верю в Божественную силу, которая в немощи человеческой совершается (2 Кор. 12:9). В умилении душевном вспоминаю в час сей слова Спасителя: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод (Ин. 15:16). С великой верой предаю себя Божественной воле и с благодарным сердцем сочетаюсь с сонмом Российских архипастырей, которые будут мне верными наставниками на стезе предстоящего служения. Ныне, предстоя  перед Вами, я сознаю всю ответственность на меня возлагаемую. Сам Пастыреначальник Христос, Великий Архиерей (Евр. 4:14), призывает к высочайшей чистоте и святости того, кто готовится восприять Его образ. Утешением свыше отзываются в моем сердце слова, сказанные Господом нашим Своим ученикам: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:27). Со смирением и покорностью преклоняю главу под святые руки ваши для восприятия преемственной благодати апостольской. Но прежде хочу открыть пред вами свою душу и сердце. Ныне ясно вижу, как незримая Десница вела меня по дороге жизни. С детских лет я полюбил храм Божий. Неизреченная красота богослужения и благозвучное церковное пение влекли меня в дом Господень. Сегодня я, обращаясь мысленным взором в прошлое, не устаю удивляться милости и попечению обо мне Всеблагого Бога. Святое Крещение, первые Исповедь и Причащение, воспринятые мною в Казанском соборе Самарской епархии, оставили глубокий след в моей душе.

http://patriarchia.ru/db/text/2124211.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Агнец Божий – символическое имя Господа Иисуса Христа , указывающее на Него как на принесшего Себя в Жертву (по человеческому естеству) (на Кресте) ради Спасения, Искупления людей, зафиксированное в Священном Писании и Священном Предании Церкви. Поскольку Господь Иисус Христос – вочеловечившийся Бог, постольку допустимо утверждение, что Сам Бог принес Себя в Жертву на Кресте (но по человеческому естеству). Прообразом Крестной Жертвы служили все виды законных ветхозаветных жертв. Вероятно, начало жертвоприношениям было положено Адамом и Евой. Первое упоминание жертвоприношения в Библии связано с повествованием о жизни их сыновей – Каина и Авеля ( Быт.4:3-4 ). Ветхозаветные жертвы не имели того искупительного значение, какое имела Крестная Жертва Христа, Который «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел в святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:12 ). Образ Агнца ассоциируется с ягнятами, приносившимися в жертву представителями еврейского народа, а особенно с теми пасхальным и агнцами, мясо которых евреи вкушали перед выходом из Египта, и кровью мазали косяки и перекладины дверей своих домов ( Исх.12:7 ), посредством чего спаслись от поражения ангелом-истребителем, посланным для того, чтобы уничтожить всех египетских первенцев. Апостол Филипп истолковал евнуху, вельможе Эфиопской царицы одно из мест из книги пророка Исаии о Месии: «Как овца, веден был Он на заклание и, как агнец пред стрегущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит, ибо вземлется от земли жизнь Его» ( Деян.8:32-33 ). Он указал читавшему на то, что страдающий Агнец, о котором возвещал пророк Исаия, – Господь Иисус Христос ( Деян.8:35 ). Согласно Евангелию, впервые во всеуслышание, назвал Христа Агнцем Божиим пророк Иоанн Креститель: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Апостол Петр свидетельствовал о Христе как о «непорочном и чистом Агнце» ( 1Пет.1:19 ), чье заклание в Божественном Предвечном Совете было предопределено «еще прежде создания мира» ( 1Пет.1:20 ). Апостол Иоанн отметил в составленном им Евангелии такую подробность относительно крестной смерти Спасителя: «Итак, пришли воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней… Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» ( Ин.19:32-33,36 ). Это примечание отражает преподанный Богом запрет на раздробление костей ветхозаветного пасхального агнца при употреблении его в пищу ( Исх.12:46 ).

http://azbyka.ru/agnec-bozhij

Святейший Патриарх Алексий направил поздравительное обращение к читателям газеты «Известия» 30 декабря 2005 г. 12:29 В преддверие новолетия и Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви обратился с Первосвятительским поздравлением к читателям газеты «Известия». В обращении говорится: Дорогие читатели! Приближается Новый год и праздник Рождества Христова. В такие дни принято обращаться друг к другу с поздравлениями и благими пожеланиями. Следуя доброй традиции, пишу эти строки. Для всего христианского мира Рождество Христово — переломный момент развития. С рождением, а точнее — воплощением Сын Божий, став Сыном Человеческим, вступает в историю нашего мира. Вступает для того, чтобы восстановить единство человека с Богом, устранив воздвигнутую грехом преграду между Творцом и Его творением. Сын Божий воспринял нашу плоть, став во всем подобным нам, «кроме греха» (Евр. 4, 15). Бог во смирении сходит на землю ради человека. А что же человек? Мир, занятый своими житейскими заботами и суетой, оказался равнодушным к пришествию Спасителя. Настолько равнодушным, что, как повествует евангелист Лука, местом Его рождения стал загон для скота, а колыбелью — ясли, или, попросту, выстланная сеном кормушка, потому что Святому Семейству «не было места в гостинице» (Лк. 3, 7). И лишь немногим — тем, «кто может вместить» (Мф. 19, 12), была открыта «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16). Как бы хотелось сказать, что спустя две тысячи лет после описанного в Евангелии события все изменилось! Но... Западный мир, еще совсем недавно называвший себя христианским, сегодня словно стыдится своего прошлого. Праздник Рождества превратился там в выгодное коммерческое предприятие, да и само его название вытесняется из обихода. Вновь Христос не находит для Себя места среди людей, и вновь Его приходу радуются лишь немногие, способные понять и принять содержащуюся в Рождестве великую тайну любви Божией, которая «открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин. 4, 9).

http://patriarchia.ru/db/text/74614.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010