«Не вызывает никаких сомнений, что дети должны быть защищены от действительно преступных действий, кем бы они не совершались, особенно когда речь идет о преступном насилии. Однако нет никаких реальных оснований для того, чтобы приравнивать к таким преступным посягательствам разумное и умеренное применение любящими родителями в воспитании ребенка физических наказаний», — подчеркивается в документе. В заявлении отмечается также, что «в российском обществе уже несколько веков идут педагогические дискуссии, в которых выражаются различные мнения в отношении оправданности и разумности использования таких воспитательных наказаний». В Патриаршей комиссии убеждены в том, что «вопрос о выборе тех или иных методов воспитания детей, не причиняющих им какого-либо реального вреда, должен оставаться предметом подобных дискуссий и свободных решений родителей, а не принудительного законодательного регулирования». «Православные христиане, разумеется, на практике могут иметь разные взгляды и убеждения по вопросам воспитания своих детей, желательности и допустимости использования в воспитании тех или иных подходов и методов, включая и средства семейной дисциплины. Однако не подлежит сомнению, что как Священное Писание  (Прит. 22:15; 23:13-14; 29:15; Евр. 12:6-11 и др.), так и Священное Предание Православной Церкви рассматривает  возможность разумного и любовного использования физических наказаний в качестве неотъемлемой части установленных Самим Богом прав родителей. Таким образом, попытки искусственного законодательного ограничения этого права родителей противоречат учению Православной Церкви», —  отмечается в заявлении. Патриаршая комиссия по вопросам семьи «настоятельно просит всех законодателей, представителей государственной власти, общественных организаций, неравнодушных к защите и будущему российской семьи и нашего Отечества, предпринимать все возможные в рамках действующего законодательства шаги с целью исключить из российского законодательства любую возможность уголовного или иного преследования родителей за разумное и умеренное использование физических наказаний в воспитании детей, не причиняющее вреда их здоровью».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4553455...

Отошел ко Господу протоиерей Аркадий Иванов июля 2020 Заслуженный профессор, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Аркадий Иванов отошел ко Господу 14 июля на 96-м году жизни. За годы преподавания в духовных школах покойный обучил многие поколения священнослужителей. Отец Аркадий преподавал более пятидесяти лет. Его научная деятельность была посвящена исагогике Ветхого Завета и экзегетике ветхозаветных мессианских текстов. Ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан , преподаватели и сотрудники академии скорбят об уходе отца Аркадия и молятся Господу об упокоении его души. " В моей памяти запечатлелся светлый образ почившего священнослужителя, с которым Господь судил мне трудиться на ниве духовного образования. Знакомя студентов со Священным Писанием Ветхого Завета, он стремился раскрывать перед их мысленным взором все многообразие мессианских пророчеств, свидетельствующих о воплощении Слова Божия, готовил юные души к свидетельству об истине Святого Православия. Возношу молитвы Милостивому Богу, дабы Он упокоил верного служителя своего протоиерея Аркадия во обителях небесных, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, сопричел его " к духам праведников, достигших совершенства " (Евр. 12:23), и сотворил ему вечную и блаженную память " . Протоиерей Аркадий Иванов родился 29 января 1925 года в Ленинграде в семье рабочих. В 1941 году окончил восемь классов. В начале войны отец погиб на фронте, мать умерла весной 1942-го в осажденном городе. В 1942 году Аркадий окончил курсы инвентаризаторов, работал электромонтером на Варшавском вокзале. В феврале 1943-го был мобилизован, окончил школу сержантского состава и служил до 1950 года в пограничных войсках, демобилизовавшись в звании старшины. Участник обороны Ленинграда, прорыва и ликвидации блокады. В 1950-1954 годах обучался в Московской духовной семинарии, затем окончил ЛДА со степенью кандидата богословия. 17 мая 1961 года рукоположен во диакона, 4 ноября 1961-го - во пресвитера, в 1968-м удостоен сана протоиерея. В академии нес послушания помощника инспектора, классного наставника, преподавал латинский язык, Священное Писание Ветхого Завета. Был удостоен звания доцента, затем профессора и заслуженного профессора. С сентября 2012-го не преподавал по состоянию здоровья. Удостоен многих церковных и светских наград.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Разделы портала «Азбука веры» Можно ли просто читать молитву «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»? 506 29.05.2023 Молитва Я сейчас переживаю не самый простой период в жизни (морально, душевно) сегодня так рассуждала внутри себя и поняла, что постоянно прошу у Бога чего-то, помилования, облегчения ситуации, даже будто не прошу, а требую: «Господи, дай», «Господи, помоги», будто Бог должен по щелчку пальца исполнять мои желания. И все молитвы мои просящие, но нет славящих. А потом подумала, ведь то, что сейчас происходит — это тоже часть Божьего замысла для меня и, вероятно, должно по итогу привести мою душу к чему-то хорошему, так почему бы просто не расслабиться, не отпустить все и не начать читать самую простую для произношения и ума молитву: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Когда я к ней приступила, я испытала какой-то страх, можно ли просто читать эту молитву по четкам или лучше подходить к ней с осторожностью? Кажется, что это самая серьезная молитва. 6 Ответов Есть очень много славословий Богу, в том числе и названное Вами. Не очень понимаю, зачем его читать по четкам и тем более спрашивать для этого совета в Интернете. Если желаете славословить Бога достаточно продолжительно, то советую регулярно читать или петь акафист Иисусу Сладчайшему или гимн “Тебе Бога хвалим” св. Амвросия Медиоланского . А смиряться перед Богом в скорбях всегда хорошо. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось. ( Евр.12:6–13 )

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-prosto...

Скачать epub pdf 411 Все органы внешних чувств, чрез которые человек вступает в сношение с торжищем, т. е. с внешним миром. 414 Слав. [соответствующее греч.] смирятся вся дщери песни – неясно, а потому от буквы уклоняемся. 415 Слав. в тексте: на высоту соответствует εις το ψος – ват., text. recept; внизу [под строкою]: от высоты соответствует απ του ψους – син., алекс., минуск. спп., Ефр. Сир. и евр. т. 416 Неясные слав. предложения соединяем: на высоту узрят, и ужас на пути, т. е. трудно подниматься на высокое место, и доводится со страхом на него смотреть, когда этот подъем неизбежен. 418 Все физические и нервные, возбуждающие человека, силы ослабеют, а равно и искусственные возбудительные средства (каперс) станут недействительными. 420 Символ силы организма, как бы царственной власти, как пояс у восточных царей был символом власти. 421 Прекращение деятельности сердца, легких, кровеносных сосудов, «выкачивающих» кровь, как колесо выкачивает воду. 422 Согласно книге Бытия, созданное из земли тело человека (2:7) по смерти возвратится в землю (3, 19), а дух, вдунутый Богом (2:7), возвратится к Богу для получения воздаяния на Его праведном суде (11:9; 12:14). Вот где решение «загадки», отмечаемой в 3:16–20, и отличие случая человека от животных: смерть сходна по телу, а не по духу. Так учит вера и слово Божие! 424 Греч. ανθρωπον – слав. человека – в коллективном смысле, не одних иудеев или свой народ (λαν), а всех читателей его мудрых писаний, к какому бы народу они ни принадлежали. 434 Греч. περισσν εξ αυτν – как бы последнее (первое – в 9 ст.) дополнение и заключение к книге; по-нашему: в заключение считаю тебе нужным сказать... 435 Разумеются книги, наполненные учением суетным, порождающим лишь утомление и разочарование, вне веры в Бога и Его Промысл (1:18, прим. 29). 436 Греч. τοτο πας νθρωπος – сие всяк человек, букв, это – весь человек, в этом цель и смысл его жизни. Это «ариаднина нить, которая выводит писателя и читателей из лабиринта скепсиса» (Толк. Библ. Т. V. С. 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Иеровоам Иеровоам [евр. Яровам, «да умножится народ» ]: 1) сын Навата, ефремлянин из Цереды. Его мать Церуа рано овдовела. И. был одним из чиновников (надсмотрщиков) Соломона ( 3Цар. 11:26 ). При строительстве ⇒ Милло он своим рвением обратил на себя внимание Соломона, поэтому царь поставил его смотрителем над оброчными работниками из дома Иосифа. Пророк Ахия предсказал И. царствование над десятью коленами. Разорвав свои новые одежды, пророк отдал ему 10 из 12 кусков, сказав при этом, что Господь поддержит И. и укрепит его дом, если он проявит послушание Его воле и будет следовать Его заповедям. Видимо, И. планировал поднять восстание против Соломона, поэтому царь пытался его убить. Но И. бежал в Египет к фараону Сусакиму (Шешонку), где и оставался до самой смерти Соломона. После этого он от имени десяти колен вел переговоры с сыном Соломона Ровоамом в Сихеме ( 3Цар 12 и след.). После того как Ровоам дал безрассудный и резкий ответ, все колена, кроме Иуды и Вениамина, отказались от союза с ним и избрали И. царем Израиля. U.I царствовал в 926–907 гг. до Р.Х. Его резиденциями поочередно были Сихем, Пенуил на вост. берегу Иордана ( 3Цар. 12:25 ) и Фирца ( 3Цар. 14:17 ). Великим грехом И. стало установление в Вефиле и Дане золотых тельцов. Тем самым он подал дурной пример своим преемникам, также не чуждавшимся идолопоклонства, что в конце концов привело к падению Северного царства ( 4Цар. 17:21–23 ). Богослужение в Иерусалимском храме привлекало подданных И., и он опасался, что в силу этого они могут вернуться к Ровоаму ( 3Цар. 12:26–30 ). Поэтому он построил капище на высоте и назначил из народа священников, которые не принадлежали к колену Левия. кроме того, И. перенес праздник Кущей с 15 афанима, или тишри (сент.окт.), на 15-й день следующего месяца, була, или мархешвана (окт.ноябрь); ⇒ Календарь . Он сам совершал жертвоприношения в Вефиле. Не только предсказание о грядущем наказании, сделанное одним из иуд. пророков ( 3Цар. 13 ), но даже болезнь и смерть сына И. Авии ( 3Цар. 14:1–18 ) не заставили царя покаяться ( 3Цар. 13:33 ). Это упорство в грехе обрекло дом И. на полное истребление ( 3Цар. 15:29.30 ), которое было предсказано пр. Ахией ( 3Цар. 14:10.11 ). Авия, сын Ровоама, одержал решительную победу над И. Сила И. была сокрушена, и «поразил его Господь, и он умер» ( 2Пар. 13:1–20 ). ⇒ Авия (3 и 4);

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Псалом 14 есть поучительный ответ на вопрос: кто может достойно посещать жилище Господне, – с евр. буквально: «скинию», – и пребывать на св. горе, т. е. Сионе ( Пс.2:6 ) т. е. присутствовать там при совершении богослужения и участвовать в принесении молитв не в осуждение себе, как это делают люди нечестивые ( Пс.5:5–6 ) и лицемеры ( Ис.1:11–12 и след. 29:13), а в благоугождение Господу? Обращаясь с таким вопросом к Самому Господу (ст. 1), псалмопевец вслед затем начертывает образ истинно благочестивого человека (2–5а), которому в заключение и обещает от Господа прочное счастие ( – 56). Упоминание о скинии вместе с упоминанием о св. горе Сионской в начале псалма ясно показывает, что он написан в царствование Давида после устроения скинии на горе Сионской, куда и был перенесён ковчег завета; а по свидетельству надписания и близкому сходству с приписываемыми Давиду псалмами XXIII и С, писателем его был сан царь Давид, как согласно признают и древние и новые толкователи. Поучительное содержание псалма, само по себе, не даёт определённых указаний относительно повода к написанию его; но по близкому сходству его с Пс: 23, где почти буквально тоже самое учение (ст. 3–4) связывается с событием вступления Господа в ворота Сионской крепости (ст. 7–10), можно с вероятностью заключать, что он написан был по одинаковому поводу с этим последним, именно по случаю перенесения ковчега завета в новоустроенную Сионскую скинию, с целью – преподать устрашенным поражением Озы ( 2Цар.6:6–9 ) израильтянам урок, как должно приближаться к святыне и пребывать в присутствии Господа, чтобы не подвергнуться осуждению Озы, но подобно Аведдару удостоиться милости и благословения Божия (ср. 2Ц.6:10–12 и Пс.23:5 и 14:5–6). – Но так как скиния и гора Сион были с одной стороны образом церкви или царства Божия на земле (ср. Лев.26:11–12 ; 2Кор.6:16 ; Евр. 8:2 ; Ис.2:2–3; 11:9; 62:1 и сл.), с другой – преобразовали собою вечное царство Божие на небесах ( Евр. 9:24; 12:22 ; Апок.21:2–3 ): то, кроме буквально-исторического смысла, псалом имеет еще более обширный смысл наставления для всех о том, кто может быть достойным членом благодатного царства Его на земле, а после здешней жизни наследовать вечное блаженство в небесном Его царстве. Православная Церковь употребляет начальный стих этого Пс.в качестве антифона на литургии в праздник Преображения Господня (3-й ст. 3-го ант.), желая обратить мысли и желания молящихся к достижению царствия небесного, блаженство которого предощущали апостолы во время преображения ( Мф.17:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Разделы портала «Азбука веры» Тайная вечеря ( Мф.26:17-29 ; Мк.14:12-25 ; Лк.22:7-30 ; Ин.13-17 ) – пасхальная трапеза (ужин) Спасителя с учениками- апостолами накануне Его крестных страданий, в Великий Четверг , во время которой Он установил Таинство Причащения (Евхаристии), как благодатного средства единения верующих с Богом и друг с другом, которое совершается ныне за богослужением, именуемым Литургией . Краткий перечень событий Тайной вечери: Если Евхаристия была установлена на Тайной вечере до Крестных страданий и смерти Спасителя, то каким образом мы причащаемся тела воскресшего Христа? Как следует из произносимой на Божественной Литургии молитвы, участие в Таинстве — участие в Тайной вечере: « Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими ». Но почему, если Тайная вечеря исторически совершилась однажды, около двух тысяч лет тому назад, то и сегодня верующий молит Сына Божьего принять его участником Тайной вечери? Как когда-то в Сионской горнице, так и сегодня в каждом православном храме присутствует Господь: невидимо по Божественному естеству, и зримо — под видом хлеба и вина, в соответствии с Его словами: « Я есмь хлеб, сшедший с небес » ( Ин.6:41 ). Как апостолы причащались тогда Тела и Крови Христа, так и современный верующий причащается Истинных Тела и Крови Христовых. Как в Сионской горнице священнодействовал Господь, так Он же священнодействует и на современной Божественной Литургии, имея « священство непреходящее » ( Евр.7:24 ), как « священник вовек по чину Мелхиседека » ( Евр.7:17 ), « Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников » ( Евр.7:26 ). В этом отношении совершаемое в наше время Таинство Евхаристии есть по духу и содержанию та Тайная вечеря, что была совершена в Сионской горнице. В чём же отличие нынешней Евхаристии от той Тайной вечери? На той Тайной вечере было совершено установление Таинства Евхаристии, которое, после создания Церкви, стало совершаться во всех христианских храмах. На той Тайной вечери апостолы причащались не как члены (уже созданной) Церкви, а как ближайшие ученики и последователи Христа, в частном порядке (заметим, что на некоторых старинных христианских изображениях Вознесения Господня апостолы представлены без нимбов (тогда как Богородица с нимбом), поскольку это событие предшествовало Сошествию Святого Духа в день Пятидесятницы, который стал Днём рождения Церкви). Со времени создания Церкви возможность причаститься Святых Христовых Тайн дана каждому православному христианину. Причём, христиане причащаются уже прославленного, нетленного, бессмертного, максимально обоженного Тела (и Крови) Христа, ведь и до Воскресения Христос, как Человек, был обожен настолько, насколько это было возможно для обладателя не прославленной плоти (тела).

http://azbyka.ru/tajnaya-vecherya

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книги Паралипоменон I. НАЗВАНИЕ И МЕСТО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ К.П. [евр. дивре хайямим, «Речи/coбытия дня» ]. Вульгата (как и рус. Синод. пер.) заимствовала из Септуагинты название «Паралипоменон», что означает «упущенное» (в книгах Царств). Принятое в зап.-европ. традиции заглавие «Книги Хроник» восходит к Иерониму, решившему, что здесь речь идет о хрониках всей Свящ. истории. Его примеру последовал М.Лютер. Деление К.П. на 1-ю и 2-ю книги берет начало от Септуагинты, которая являлась ориентиром для Вульгаты и которой (с 1448 г.) руководствовались иудеи. В евр. Библии К.П. завершают ВЗ. Так было уже при Иисусе, поскольку Он считает Захарию ( 2Пар. 24:20–22 ) последним ветхозаветным мучеником ( Мф. 23:35 ; Лк. 11:51 ). II. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ А. СОДЕРЖАНИЕ К.П. излагают историю народа Израиля от сотворения мира до конца вавил. пленения. Первый отрезок (до начала царствования Давида) представляет собой список следующих одно за другим имен ( 1Пар. 1–9 ). О Давиде и его преемниках рассказано более подробно (гл. 11–29). Однако и здесь на передний план выступают не историч. события, а израил. богослужение: храм, жертва, священники, левиты, певцы, закон. Далее повествуется только о Южном царстве – Иудее. Северное царство не принимается во внимание, поскольку оно отпало от дома Давида и от богослужения в Иерусалиме. В жизнеописаниях Давида и Соломона больший акцент, по сравнению с книгой Царств, делается на положит. моменты. Так, напр., отсутствуют упоминания о прелюбодеянии Давида ( 2Цар. 11 ) и об идолопоклонстве Соломона ( 3Цар. 11 ). Б. КОМПОЗИЦИЯ 1) введение ( 1Пар. 1–9 ); родословия от Адама до патриархов колена Иуды и других израил. колен и далее, включая тех, кто вернулся из вавил. плена; 2) деяния Давида ( 1Пар. 10–29 ): после смерти Саула ( 1Пар. 10–29 ) следует воцарение Давида ( 1Пар. 11:12 ), перенесение ковчега завета в Иерусалим и замысел строительства храма для хранения ковчега ( 1Пар. 13–17 ), воен. успехи ( 1Пар. 18–20 ) и первые приготовления к строит-ву храма ( 1Пар. 21–29 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

25. Страдания необходимы и полезны для христиан 1) Страдания посылаются людям для их исправления ( Евр. 12:5–11 ; 2Кор. 7:10 ; Рим. 5:3, 4 ). Рассуждая о сем, св. Иоанн Златоуст указывает следующую пользу от земных скорбей для добродетели: а) Чрез них Бог «упражняет душу в добродетели, ибо, когда душа избирает добродетель, не смотря на трудность и еще не получая награды, то оказывает расположение и великое усердие к ней...»; б) «Скорбь особенно располагает нас к любомудрию и делает крепкими»; в) «...Бог хочет научить нас презирать настоящее, не прилепляться и не привязываться к нему» (Беседа на 7 пс.). 2) Страдания рассматриваются как испытания, посылаемые Богом людям с целью сохранения и утверждения их веры и благочестия ( Иак. 1:2–4, 5:10, 11 ; 1Пет. 1:6, 7, 11, 4:1 ; ср. 2Кор. 4:16–18 ; 1Пет. 4:12, 13 ). «Всякому праведнику, – говорит св. Иоанн Златоуст , – необходимо пройти путем скорби» (29 Беседа на посл. к Евр.). «Таким образом, говорит тот же св. отец, людям неразумным справедливо можно было бы соблазняться, если бы происходило противное тому, что Христос сказал праведным: «в мире скорбни будете» ( Ин 16:33 )» (Из Бесед на 7 Пс.). «Путь крестный, по которому прошел на земле Сам Господь наш, – говорит один русский богослов-иерарх, – есть неизбежный для всех путь к Царствию Небесному» («Полное собрание проповедей арх. Херс. Димитрия». М. 1889, т. 2, стр. 163). «Если Господь наказывает тех, которых любит, и скорбями врачует и очищает души, то естественно, что лучшие из людей более других подвергаются лишениям, скорбям и озлоблениям, потому что они более других любимы Богом, способнее других к очищению, и след. достойнее того, чтобы Врач душ очищал от приражающегося к ним греха» (Ф. А. Голубинского «Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека» 154 М. 1885, стр. 429).   154 Примеч. Отсюда, конечно, далеко до фанатической апофеозы страдания и так наз. культа страдания, свойственного сектантам и не чуждого, напр., нашему русскому писателю Достоевскому. У Господа много путей, которыми Он ведет нас ко спасению, и между прочим Он может направлять и вести нас к добру и путем земного благоденствия и счастия, неотрицаемых нашею всеобъемлющею и чуждою узкого ригоризма религиею ( Puм. II, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему на крестах храма Христа Спасителя изображены шестиконечные звезды (12 штук на каждом кресте)? Ведь их можно принять за звезды Давида, т.е. символ иудеев? Насколько знаю из Апокалипсиса, Иисус говорит, что утренняя звезда дается пастырям (в переносном смысле царям), т.е. тем христианам, которые выстояли все испытания, и, если понимать буквально, то значит и воскресшим со своих " крестов " также, как и Сам Иисус Христос. Еще Сам Иисус говорит, что он звезда Светлая и Утренняя. Скажите еще, пожалуйста, что означают эти Светлая звезда и Утренняя звезда по православной символике? А также: Первый - Последний, Альфа - Омега, Начало и Конец, Корень Давида - потомок Давида? И как эти звезды изображаются? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря : Гексаграмма (греч. hex – шесть; gramma – черта, линия) – шестиконечная звезда, составленная из двух равносторонних треугольников, имеющих общий центр. Она не является особым символом иудаизма. Гексаграмма встречается за много веков до Р. Х. в Индии, Месопотамии, Британии и др. странах. Она широко использовалась как элемент декора в средние века в арабских странах. Изображение ее можно встретить на старых мусульманских кладбищах. До конца 18 века к гексаграмме лишь эпизодически обращались представители иудаизма. Только с начала 19 века евреи начинают принимать ее как национальную эмблему. В последние два века она часто изображается на синагогах, в еврейских изданиях, на могильных памятниках. С образованием еврейской государственности шестиконечная звезда изображается на израильском флаге. Выбор этого знака не имеет опоры в религиозной или исторической традиции иудаизма. Названия «щит Давида» (маген Давид) и «печать Соломона» (sigillum Solomonis) - условны. Связь гексаграммы с этими двумя великими царями библейской истории никак не прослеживается. У древнееврейских воинов было два вида щита: большой продолговатый для защиты всего тела (евр. цинна) и небольшой круглый (евр. маген). Нет никаких свидетельств, что у Давида был не круглый щит, а шестизубчатый. Вряд ли и у царя Соломона могло быть начертание гексаграммы. Синайское законодательство запрещало делать изображение «того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх.29:4). Евреи понимали это предписание предельно широко. Шестиконечная звезда могла восприниматься как изображение того, «что на небе вверху».

http://pravoslavie.ru/6382.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010