5-я греч. редакция содержится в синаксарях и минологиях, откуда она перешла и в служебные Минеи. Согласно этой версии, святой род. и вырос в Катане, проповедовал Евангелие, но больше Свящ. Писание в этой редакции не упоминается. Только здесь сообщается о диаконском сане Е. В остальном фактическое содержание редакции соответствует 4-й с незначительными сокращениями (в частности, отсутствуют сведения о количестве дней, проведенных Е. в темнице). В рукописях возможны контаминации 4-й и 5-й редакций, такую сводную редакцию отражает, в частности, Синаксарь К-польской ц. (кон. X в.). Помимо Мученичества сохранилось несколько Похвальных слов, посвященных Е.: анонимное (BHG, N 630d), Иоанна, пресв. Энийского (BHG, N 630m), и Константина Акрополита (BHG, N 630p), а также гомилия некоего епископа Веррийского (BHG, N 630n). 5-я греч. редакция нашла отражение и в древнерус. Прологах, переведенных не позднее нач. XII в. В слав. Четьих-Минеях содержится перевод редакции Симеона Метафраста. В собрании Житий святых свт. Димитрия Ростовского находится лит. обработка 4-й и 5-й греч. редакций Мученичества Е.; в частности, из 5-й, позднейшей версии заимствованы сведения о диаконском сане мученика. Упоминаются имена мучителей Е.: имп. посланника Пентагура и правителя Катаны Калвисиана. В кон. IX или в Х в. мощи Е. были перенесены в Рим, затем в г. Тревико. В XIII в. темница Е. в Катании стала местом паломничества. В 1656 г. часть мощей возвращена в Катанию. В 1964 г. там освящена ц. во имя Е. Ныне мощи хранятся в соборе Вознесения Богоматери (Тревико), при к-ром создан научный центр. В февр. 2005 г. исследование показало, что мощи принадлежат 3 разным людям, в т. ч. молодому мужчине, вероятно Е.; прочие останки изъяты из реликвария. Мученичество Е. с упоминанием имени Калвисиана и др. фактическими совпадениями в греч. синаксарях приводится в день памяти мч. Еасия (пам. греч. 9 дек.) как относящееся именно к этому мученику. Вероятно, Еасий почитался в одной местности с Е., но его подлинное Мученичество не сохранилось.

http://pravenc.ru/text/187252.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВПЛ [греч. Επλος], мч. (пам. греч. 30 мая). Место и время жизни неизвестны. По сведениям визант. стишных синаксарей (напр., Paris. Coisl. 223, 1301 г.), претерпел мученическую кончину от рук язычников: они завернули Е. в сырую воловью шкуру и оставили на палящем солнце, под лучами к-рого она, высыхая, уменьшалась в размере. Дж. Луккези предполагает, что этот вид казни был характерен для диоцеза Африки и для Египта. Этот исследователь связывает с именем Е. часовню при ц. вмч. Георгия в Иерусалиме, упоминаемую в календаре Sinait. 34, Х в., изданном Ж. Гариттом. Память Е. и посвященное ему двустишие были переведены в составе слав. стишного Пролога (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.). Ист.: ActaSS. Mai. T. 7. P. 235; SynCP. Col. 717; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 152; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 392-393. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 162; Lucchesi G. Euplio//BiblSS. Vol. 5. Col. 231; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 148. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/187255.html

6. Филофей 1470 г. 7. Игнатий 1471–1475 г. 8. Нифонт 147–1482 г.; переведен в Симонов. 9. Серапион 1482–1484 г. 10. Гурий Тушин в 1485 г. (9 месяцев). 11. Венедикт 1486–1489 г. 12. Макарий 1489 г.; скончался 17 мая 1500 г. 13. Иоанн 14 июня 1506г. по 1514 г.; переведен в Симонов; в последствии был архиепископом в Ростове. 14. Геннадий в 1514 г. 15. Тихон в 1515 г. по 1517 г., переведен в Угрешский монастырь. 28 февраля 1520 г. хиротонисан в епископа Коломенского. 16. Герасим 1517–1519 г. 17. Макарий II, 18 марта 1520 г. 18. Алексей, в апреле 1520 г., a 9 апреля 1525 г. хиротонисан в епископа Вологодского. 19. Феодосий 1525–1532 г. 20. Досифей 6 февраля 1533 г., а в марте 1539 г. хиротонисан в архиепископа Ростовского. 21. Афанасий кн. Палецкий с 1539 г., a 16 июня 1551 г. хиротонисан в епископа Суздальского. 22. Симеон 1551 г., a 17 марта 1555 г. переведен и хиротонисан в епископа Смоленского. 23. Матфей 1555 г., а в январе хиротонисан в епископа Крутицкого. 24. Феоктист, 15 февраля 1559 г. переведен из Симонова и в 1560 г. скончался. 25. Вассиан 1560–1562 г. 142 26. Варлаам 1563 г., в 1564 г. отошел на покой, но потом был архимандрит Владимиро-Рождественский. 27. Кирилл II, 1564–1572 г. 28. Козьма 2 сентября 1572 г., a 29 декабря 1531 г. хиротонисан в архиепископа Казанского. 29. Игнатий II, 4 января 1582 г. переведен из Спасо-Казанского монастыря и в 1583 г. скончался. 30. Варлаам в 1584 г. (паки) переведен из Владимиро-Рождественского монастыря, а в январе 1587 г. хиротонисан в архиепископа Ростовского. 31. Сергий 1587–1588 г. 32. Марк 1588–1595 г. 33. Евпл 1595 г. (шесть месяцев). 34. Корнилий 1596–1599 г. 35. Иоасаф, 26 января 1600 г., а в декабре 1603 г. хиротонисан в архиепископа Вологодского. 36. Сильвестр, 4 января 1604 г.; скончался в 1606 г. 37. Матфей II, 2 июля 1606 г., a 7 февраля 1615 г. хиротонисан в митрополита Казанского. 38. Флавиан, 24 июля 1615 г. и в 1616 г. оставил игуменство. 39. Савватий 1616–1623 г.; оставил игуменство. 40. Никон Бунков 1624–1625 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

( < < back 1) ( < < back 2) ( < < back 3) ( < < back 4) ( < < back 5) 258 году. Самое древнейшее свидетельство о мученической кончине св. Сикста и о почитании его, как мученика, находится у св. Киприана в письме к Сукцессу (80-е или 82-е); св. Киприан пострадал через пять с половиной недель после Сикста (14 сентября). Св. Сикст был епископом римским 11 месяцев с лишком или неполный год. Мощи св. папы Cukcma II находятся в церкви его имени в Риме; мощи мучеников Фелициссима и Агапита — в Риме же, в церкви Богоматери Милостивой. ( < < back 1) ( < < back 2) ( < < back 3) ( < < back 4) Лаврентий скончался мученически в 258 г. Место его погребения было на восточной стороне Рима, в версте от города, на Тибуртинской дороге. На этом месте, по свидетельству Анастасия Библиотекаря, святому был построен императором Константином Великим великолепный храм. Мощи, или вернее часть мощей, св. Лаврентия были положены в церкви его имени в Царьграде при Феодосии Младшем 27 сентября. В настоящее время мощи св. Лаврентия находятся в Риме, в загородной церкви во имя его по Тибуртинской дороге, а глава — в домовой церкви его имени ризничего квиринальского дворца. ( < < back 1) ( < < back 2) ( < < back 3) Страдание святой мученицы Сосанны девы и иных с нею мучеников император 284–305 гг. император, соправитель Диоклитиана 285–305 гг. был папою от 283 г. по 22 апреля 296 г. называлась пристань близ Рима. жизнеописании папы Сергия говорится о церкви в самом доме Сосанны, бывшей в 682 году. мученики поминаемые с Сосанною, скончались в 295–296 гг. Мощи мц. Сосанны с мощами отца ее Гавиния находятся в Риме, в церкви ее имени; мощи папы Гаия также в Риме в церкви его имени. Память святого мученика Евпла диакона другим, более достоверным, известиям святой Евпл усечен 12 августа в 304 году. Мощи его находятся в пределах неаполитанских в Тривико (теперь Vico della Baronia); когда сюда перенесены из Катаны не известно; в 1656 году перенесена отсюда часть мощей обратно в Катану. Святые мученики Фотий и Аникита

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

    Евдокия, 5 сент.     Евкрат мечем, 21 окт.     Евладий иерарх, 30 авг.     Евлогий странноприемный, 27 апр.     Евноя и Евора мучч., 20 окт.     Евпатий, 3 июня.     Евпл муч., 30 мая.     Евпраксия, 17 февр. и 19 мая.     Евпрепий, 20 сент.     Евпсихий муч., 28 мая.     Еврсихий, 24 дек.     Еврет, 16 янв.     Евсевий пр, 23 янв.     Евсевий с Ипподитом, 30 янв.     Евсевий пр., 23 мар.     Евсевий с Харадампом, 31 мая.     Евсевий муч. с Неставом, 19 сент.     Евсевий пр., 24 сент.     Евсевий, пресв., 7 окт.     Евсевий диакон муч., 19 окт.     Евсевий монах муч. в Тивериополе, 28 нояб.     Евсевиот муч., 27 мая.     Евсевия с Дорофеем и Кириакою, 26 июля.     Евстафий, патриарх констант., 31 мая.     Евстафий, священномуч., 7 июля.     Евстафий, муч. во Фракии, 20 авг.     Евстафий, монах римский, 25 сент.     Евстафий, муч. римский, 27 и 28 сент.     Евстафий муч., 24 окт.     Евстратий муч., 13 июня.     Евсузий, 24 дек.     Евтихиан муч. со Стратигием, 19 авг.     Евтихиан муч., 2 сент.     Евтихий муч., 2 сент.     Евтихий муч. с Фессалоникою, 19 дек.     Евтихия, дочь ап. Филиппа, 4 сент.     Евтропий, 19 февр.     Евтропия с Леонидом, 25 июня.     Евфрасий, еп. ионопольский, 17 июля.     Евфрасия или Евфросиния 8 и 14 мар.     Евфродисий муч., 31 янв.     Евфросиния муч., 25 июня.     Евфросин пр., 23 февр.     Евфросин муч., 6 марта.     Евфалия, 6 мая.     Евфасия муч., 12 янв.     Евфимиан муч., 23 нояб.     Евфимий новый, 4 янв.     Евфимий, болгар. патриарх 14 века, без числа.     Евфимий серб., без числа.     Евфимий, игумен ватопедский, 4 янв.     Евфимий муч., 1814 г., 22 мар.     Евфимий, пр. чудотворец, 1 апр.     Евфимий муч., 1814 г., 1 мая и 21 мар.     Евфимий новый, основатель иверского монастыря на Афоне, 13 мая.     Евфимий, патр. констант., 5 авг.     Евфимий с Неофитом дохиарские, 9 нояб.     Ефмимия муч. с Хрисанфом, 4 янв.     Евфимия близ Неория, 16 мая.     Евфимия с Христофором, 19 и 22 нояб.     Еглон пр., 16 авг.     Езекия царь, 28 авг.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вот и еще несколько примеров любви к слову Божию: 10. О св. Мелании замечено, что она сама, списывала священные книги и так прилежно и много читала их, что зрение притуплялось; когда же она сама не могла читать, то заставляла других читать и слушала. У нее было положено за правило: каждый год три раза прочитывать весь Ветхий и Новый Завет (Ч. М. дек. 31 д.). 11. Св. Евпл всегда носил с собою святое евангелие и прочитывал из него людям чудеса Христовы, убеждая и утверждая их к вере во Христа (Ч. М. авг. 11 д.). 12. Уважение к св. писанию было так велико, что заменить одно слово другим считалось преступлением. Однажды братия просила епископа Трифиллия, мужа искусного в книжной мудрости, сказать в церкви поучение к народу. В проповеди своей ему случилось привести слова Иисуса Христа, сказанные расслабленному: востани, возьми одр твой... Трифиллий слово «одр» заменил словом «ложе» и сказал: востани, возьми ложе... Св. Спиридон, бывший тут, услышав эту перемену, встал с своего места и сказал ему вслух всем: «ужели ты думаешь быть лучше Того, Который сказал «одр», и стыдишься произнести это слово?» Сказав это, он не стал более слушать его и вышел из церкви (Ч. М. июня 13 д.). 13. Св. Евпла заставляли мучители выдать свящ. книги, чтобы сжечь их. «Я охотно готов умереть, – отвечал он, – но не выдам их». Язычники нашли книгу св. евангелия, привязали ее на шею его и отсекли голову (Ч. М. авг. 11 д.). 14. «Если не послушаешь меня, – говорил мучитель Феодулу, – не принесешь книг (священных), я раздроблю тело твое на части и отдам в пищу зверям». «Вот мое тело, – отвечал мученик, – делай с ним, что хочешь, мучь его как можно свирепее, но я не отдам священных книг на поругание нечестивым». (Ч. М. апр. 5 д.). 15. Св. Марину воину предложено было три часа на размышление, что избрать ему – живот или смерть, принести жертву идолам – и быть живым, или умереть за Христа. Бывший тут христианский епископ взял Марина за руку и повел его в церковь . Здесь в. алтаре, показав ему рукою на святое евангелие и на меч, которым он был препоясан, сказал: «избери от сих двух вещей одну, – или меч, чтобы ратовать за царя земного и погибнуть по смерти, – или быть воином Царя небесного и за пресвятое имя Его, написанное в сей книге, положить душу свою и царствовать с Ним вечно. Св. Марин взял святое евангелие, облобызал его и изъявил готовность умереть за Христа. (Ч. М. авг. 7 д.). 4. О том, как святые старались уразуметь св. писание

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Дий – апр. 3, июля 19. Божественный. Диодор – янв. 31, фвр. 3, мрт. 10, апр. 29, снт. 11. Божий дар. Диодот – нбр. 7. Ботом дарованный. Диомид – июля 3, авг. 16. Божий совет. Дионисий (Денис) – мрт. 10, 10, 15, 15, апр. 21, мая 6, 18, июня 1, 3, 26, авг. 4, 18, окт. 3, 5, 22. Бог виноделия, Вакх. Диоскор – апр. 21. Дометиан – янв. 10, мрт. 9. Укротитель. Дометий – мрт. 8, авг. 7. Укротитель. Домнин – окт. 1. Господин. Лат. Домн – янв. 14, мрт. 9. Господин. Лат. Донат – апр. 30. Подаренный. Лат. Доримедонт – снт. 19. На копьях носимый царь. Дорофей – июня 5, снт. 3, 16, нбр. 7, дек. 28. Дар Божий. Досифей – фвр. 19. Данный Богом. Дукитий – нбр. 7. Дула – июня 15, 15. Раб. Евангел – июля 7. Благой вестник. Еварест – дек. 23, 26. Благоугодный. Еввентий (Иувентин) – окт. 9. Юношествующий. Лат. Еввул – фвр. 3. Благосоветный. Евгений – янв. 21, фвр. 12, 19, мрт. 7. нбр. 7, дек. 13. Благородный. Евграф – дек. 10. Благонаписанный. Евдоким – июля 31. Славный. Евдоксий – снт. 6, нбр. 3. Благославный. Евелпист – июня 1. Благонадежный. Евиласий – фвр. 6. Благоуветливый. Евкарпий – мрт. 18. Благоплодный. Евклей – авг. 1. Благославный. Евлампий – мрт. 5, июля 3, окт. 10. Благосветлый. Евлогий – фвр. 13, мрт. 5, авг. 25. Благословный. Евмений – снт. 18. Благосклонный. Евникиан – дек. 23. Благопобедный. Евод – янв. 4; снт. 1, 7, дек. 22. Благопутный. Евноик – мрт. 9. Благосклонный. Евпл – авг. 11. Благоплавающий. Евпор – дек. 23. Удобный для пути. Евпсихий – апр. 9, снт. 7. Благодушный. Евсевий – янв. 14, 20, фвр. 15, апр. 24, 28, июня 22, снт. 21, окт. 4. Благочестивый. Евсеон, или Евсевон – авг. 1. Евсигний (Евсигней) – авг. 5. Благознаменный. Евстафий (Астафий, Остап) – фвр. 21, мрт. 29, апр. 14, июля 28, снт. 20, нбр. 20. Твердо стоящий. Евстохий – июня 23, нбр. 15. Остроумный. Евстратий (Евстрат, Елистрат) – янв. 9, мрт. 28, дек. 13. Добрый воин. Евсхимон – мрт. 14. Благовидный. Евтихиан – авг. 17, дек. 22. Счастливый. Евтихий (Евтух) – янв. 20, мрт. 9, апр. 6, 21, мая 28, авг. 23, нбр. 7. Хорошо в цель попавший, счастливый.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

16). И если смерть царствовала посредством одного, множае паче избыток благодати и дар правды (τς χριτος α τς δωρες) приемлюще в жизни воцарятся единым Иисусом Хрустом (ст. 17). Как чрез преступление, непослушание одного все люди осуждены, и сделались многие грешными, так праведностью, послушанием Одного всем человекам дано оправдание жизни и праведны будут многие (ст. 18–19). Грех приумножился с привхождением закона, по «идеже приумножися грех, преизбыточествова благодать. Да якоже царствова грех во смерть, такожде и благодать воцарится правдою (δι δυαοσνης) в жизнь вечную И. Христом (δι Χρστο) Господом нашим (ст. 20–21). Здесь противопоставляются с одной стороны прегрешение Адама, гнев Божий (ст. 9), вражда с Богом (ст. 10), виновность наша (18), смерть (21), с другой – любовь Божья (ст. 5). смерть Сына Божия (ст. 10), примирение (ст. 10–11), праведность и послушание Христовы (ст. 18–19), новая жизнь наша во Христе (ст. 10, 18, 21). Но для краткости, в ст. 15, 16, 17, 20, 21 противопоставляются только с одной стороны преступление и осуждение с другой – благодать Христова и ее дар – оправдание. При этом очевидно, что под благодатью разумеется все дело искупления со всеми его плодами 35 . Впрочем, так как искупление есть дело не только любви к нам воплотившегося Сына Божия, но и милости, благоволения Бога Отца, от вечности предназначившего нас к избавлению во Христе, и не только милости Его, но и правды, то апостол, созерцая в целом все дело нашего спасения во Христе и рассматривая Его, как дело благодати Божьей, включает в объем этого понятия все домостроительство спасения нашего, начиная от вечности. В этом смысле благодать он возводит к вечному предопределению Бога Отца, «спасшего нас и призвавшего званием святым не по делам нашим, но по своему благоволению и благодати, данной нам о Христе Иисусе прежде лет вечных, явишеся же ныне просвещением (πιφανεας – явлением) Спасителя нашего И. Христа» ( 2Тим. 9 ). Он (Бог Отец) «избра нас в Нем (И. Хр.) прежде сложения мира...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

80 Мы не занимаемся решением вопросов ни о сущности мистерий (именно, были ли они средством для передачи высшей, сообщаемой только избранным, мудрости, или же они были не более, как религиозными церемониями, не заключившими в себе и не сообщавшими никакого тайного учения), ни о родах и классах мистерий (древне-греческих, восточных и неоплатонических); не излагаем их истории; не вдаемся в подробное исследование и образ  их совершения, решение всех этих вопросов надолго отвлекло бы нас от главного предмета исследования и не особенно нужно для задачи нашего сочинения, как историко-догматического; притом о всем этом существуют специальные сочинения, к которым мы и отсилаем читателя. Самым капитальным из этих сочинений признается: многоученое, полное фактических данных сочинение Лобека (Aglaophamus, sive de theologiae mysticae graecorum causis libri tres. Reg. Pruss. 1829), далее следует также замечательное сочинение Преллера (Demeter und Persephone ein Cyclus mythologischer Untersuchungen. Hamb. 1837), и ero довольно обширная, коротко излагающая, но вполне обнимающая почти все, что доселе выработано западною наукою о мистериях, статья в Pauly-Real-Encyclopädie der classischen Alterthumswissenschaft (lit. M. Bd. V Stuttg 1848), и наконец сочинение Creuzer (Symbolik and Mythologie der alten Völker 4 Theile 3 Aufl. 1837 ff.). Есть несколько исследований и на русском языке: гр. Уварова (Соврем. 1847 кн. 2), И. А. Чистовича (Древне-греческий мир и Христианство . Спб. 1871 г.) и преосв. Хрисанфа (во 2-м томе его «Истории древних религий» Спб. 1875 г.). 85 Так см. Амос. 7:9: опустошены будут жертвенные высоты Исааковы, и разрушены будут святилища Израилевы (τελετα το Ισραηλ). Прем. Сол. 12:3–5: возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения (ργα φαρμακειν κα τελετς), и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях (κ μσου μστας θισου). Соеденение μυστρια и τελετα см. Прем. Сол. 14:15. Здесь, рассуждая о происхождении идолопоклонства, премудрый говорит, что отец оплакивая своего сына, делает его изображение, почитает его как Бога и передает подвластным μυστρια κα τσ  τελετσ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

F. Cabrol. «Eucharistie» in: Dict. d " Archeol. chret, et de Liturgie, vol. V, col. 686-689. Карабинов, op.cit., стр. 14. Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Карабинов, op. cit., стр. 18. Карабинов, op. cit., стр. 18. Карабинов, стр. 22. Th. Harnack. «Der Christliche Gemeindesgottesdienst». S. 273; Iv. Markovic. «O Evkaristiji», str. 181-182: Schaumann. «Fruchristliche Liturgien». Paderborn, 1915. S. 430; Merk. «Der Konsecrationstext der romischer Messe». Rottenburg, 1915, Ss. 87-88; Schick. «Historisch-liturgische Abhandlung», S. 70; Schwane. «Dogmengeschichte», I, 456. Катанский. «Догматическое учение о семи церк. Таинствах». СПб, 1877, стр. 82; Bardenhewer. I, 239; Seeberg. «Lehrbuch des Dogmengeschichte». Leipzig, 1920, I. 354, not. 2; G. Rauschen. «Eucharistie und Bussacrament in der ersten 6 Jahrhung der Kirche». Freiburg i/B., 1910, S. 121; Карабинов, op. cit., стр. 23. Wordsworth. «The Holy Communion». Oxf., 1891, p. 62; Bunzen. «Hippolytus und seine Zeit», 375. Tfoulkes. «Primitive Consecration», p. 54; Watterich. «Das Konsecrations-moment», Ss. 41-47. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. «Stromat». I, 19, MPGr. T. 8, col. 813. «Aquariens» in: DACL, t.1, col. 2648-2654. Евхаристия и агапы Из историко-литургических тем вопрос агап и их взаимоотношений с евхаристическим богослужением раннего христианства возбудил немалую полемику. Литература этого вопроса достаточно обширна, и в ней были высказаны взгляды полярно противоположные. Самое резко отрицательное положение в этом споре занял столь авторитетный католический историк, как P. Batiffol. Он решительно не признает существования " вечерей любви " ни в Священном Писании, ни в веке апостольском, да и, вообще, он отрицает " агапы " , как институт раннего христианства По его мнению, они появились значительно позже, а именно к IV веку (Дидаскалия, Каноны Ипполита, СА постановления Гангрского Собора 360-367 гг.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010