Вернувшись из Кордовы, Узуард приступил к составлению Мартиролога, включив в него дни памяти некоторых К. м.: Соломона (8 февр.), Илии, Павла и Исидора (17 апр.), Перфекта (18 апр.), Секундина (21 мая), Исаака (3 июня), Петра, Авенция, Иеремии и др. 3 мучеников (7 июня), Абундия (8 июня), Фандилы (13 июня); Павла (20 июля), Леовигильда и Христофора (20 авг.), Георгия, Аврелия, Феликса, Наталии и Лилиозы (27 авг.), Эмилы и Иеремии (17 сент.), Евлогия (20 сент.), Адульфа и Иоанна (27 сент.), Флоры и Марии (24 нояб.) (см.: Gaiffier. 1937; Nelson. 1990; Christys. 1998; Tolan. 2001). Мосарабская традиция почитания К. м. получила отражение в Кордовском календаре (сер. X в.), вероятно составленном Рецемундом (Ибн Заидом) на основе арабского календаря Ариба ибн Саида аль-Куртуби. Рецемунд, уроженец Кордовы, был секретарем халифов Абд ар-Рахмана II и аль-Хакама II; в 953 г. он возглавил посольство к герм. кор. Оттону I и впосл. был возведен на епископскую кафедру в Эльвире. В лат. версии календаря указано поминовение Перфекта (30 апр.), аббата Спераиндео (7 мая), Пелагия (26 июня), Эмилы (15 сент.), Адульфа и Иоанна (28 сент.), а также Павла Альвара (7 нояб.). Т. о., дни памяти большинства К. м. отсутствуют в календаре. По-видимому, их почитание не было одобрено мосарабскими церковными иерархами и не получило развития в Кордове. Нек-рые мученики, чьи мощи в средние века хранились в др. местах, считались местночтимыми святыми (напр., Евлогий, Леокриция и Пелагий - в Овьедо). IX в. По свидетельству св. Евлогия, первыми К. м. были Иоанн и Адульф, пострадавшие в начале правления эмира Абд ар-Рахмана II (822-852). Сказание о них, составленное аббатом Спераиндео, не сохранилось; по свидетельству Узуарда, они были похоронены в ц. св. Киприана (известно Мученичество Иоанна и Адульфа - BHL, N 84). Наличие памяти Спераиндео в Кордовском календаре указывает на то, что аббат также мог стать жертвой гонений, но его ученики святые Евлогий и Павел Альвар об этом не упоминают. Мученичество св. Иоанна. Гравюра из кн.: Het bloedig tooneel, of Martelaers spiegel. Amst., 1685. P. 233. Мастер Я. Лёйкен (Б-ка меннонитов, США)

http://pravenc.ru/text/2057238.html

Опасаясь за единоверцев, Флора вернулась домой и заявила брату, что она не намерена отрекаться от Христа. Сначала брат пытался воздействовать на нее убеждениями, но затем осознал, что «никакие его усилия не достигают цели, и даже наоборот, увидев, что старается напрасно, он притащил ее к судье». Флора утверждала, что с детства исповедовала христианство и, т. о., никогда не была мусульманкой, но брат обвинил неких христиан, якобы убедивших ее отступить от ислама: «Вот моя сестра… которая вместе со мной усердно исполняла требования закона и неуклонно следовала обычаям нашей веры. Но христиане своими постоянными уговорами побудили ее отвергнуть нашего пророка и отречься от обычаев, обманом заставили ее поверить, что Христос - это Бог» ( Eulogius. Memoriale sanctorum. II 8. 7). Кади велел подвергнуть Флору бичеванию и передать брату для перевоспитания. Однако мусульмане не смогли заставить девушку отказаться от христ. веры: оправившись от ран, при первой возможности она снова сбежала из дома. Знакомые христиане предоставили ей укрытие, а затем отправили в сел. Оссария близ г. Тукци (ныне Мартос, пров. Хаэн). В это время с ней познакомился св. Евлогий, на к-рого стойкость и благочестие девушки произвели глубокое впечатление. Позднее Флора решила вернуться в Кордову, вновь предстать перед кади и принять мученическую смерть. В ц. св. Ацискла она встретила мон. Марию, также желавшую умереть за Христа. Они вместе отправились к судье, исповедали христ. веру и были заключены в тюрьму, где провели долгое время. Когда в тюрьму заключили и св. Евлогия, ему удалось побеседовать с Флорой и Марией, к-рые из-за тягот заключения утратили твердость духа. В написанном для девушек соч. «Мученическое свидетельство» св. Евлогий убеждал их в правильности избранного пути, напоминал о вечной награде и о том, что все христиане ждут от них мужественного исповедания веры. После повторной встречи с судьей девушек, не отказавшихся от своей веры, обезглавили на городской площади (24 нояб. 851). Головы мучениц похоронили в ц.

http://pravenc.ru/text/2057238.html

104 Его имя ныне носит Гибралтарский пролив: араб.      (джебель-аль-Тарик)       –       «скала Тарика». 105 См.: Garcia Moreno L.A.Espafla 702–719. La Conquista musulmana. Sevilla: Univ. de Sevilla, 2014. P.453–458. 106 Единственные сохранившиеся соборные постановления – каноны Кордовского собора 839 г, подписанные епископами Толедо, Мериды, Гуадикса, Эсихи, Кордовы, Малаги и Эльвиры (Гранады) (cm.: Corpus scriptorium muzarabicorum/Ed.I. Gil. T.1. Madrid, 1973. P.135–141). Однако известно также o фактах проведения соборов в 783 и 795 г. (вероятно, в Севилье), собиравшихся под председательством Элипанда Толедского, взгляды которого были позднее признаны еретическими. Евлогий Кордовский упоминает о собрании епископов, созванном кордовским эмиром в 852 г. для обсуждения проблемы «добровольных мученичеств». Существуют также упоминания о проведении собора в Кордове в 860 г. Последний известный собор мосарабских епископов собирался в Кордове в 862 г. для разрешения спора между аббатом Самсоном и Остегесисом, епископом Малаги. Показательно. что на христианском севере полуострова первый церковный собор в собственном смысле слова был созван лишь в 1055 г. 109 См.: Diaz Diaz G. Hombres y documentos de la filosofia española. Vol.3. Madrid: CSIC, Centro de estudios historicos. 1988. P.61–62. 113  См.: Andres Sanz М.А., Codoñer C., Iranzo Abellan S., Martin J.C., Panagua D. La Hispania Visigomica y Mozarabe. Dos epocas en su literatura... P.275–277, 286–288, 293–295. Сочинения см.: Corpus scriptorium muzarabicorum/Ed.I. Gil. T.2. P.685–693. 117  Bonnaz Y. Prophetisme et neogothisme//Bonnaz Y. Chroniques asturiennes (fin IX-e siecle). P.,1987. P. LXXXVIII–XCIII. 118  Ko времени правления Альфонсо II относится и обретение могилы св. апостола Иакова (Сантьяго) епископом Теодомиром, хотя в центр паломничества общеевропейского значения это место превратилось позднее. 119  См., например, каталог библиотеки, опубликованный Х.Хилем Фернандесом: Corpus scriptorium muzarabicorum/F.d. I. Gil. T.2. P.707–708.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самые ранние упоминания о М. в лат. лит-ре содержатся в т. н. византийско-араб. хронике 741 г. и мосарабской хронике 754 г. (оба сочинения составлены в Испании, очень близки по содержанию и, возможно, происходят из общего источника). Они рассказывают о войнах имп. Ираклия (610-641) и о завоевании мусульманами визант. земель и представляют М. военным лидером и провидцем. Впосл. раннесредневек. зап. авторы (напр., жившие на рубеже XI и XII вв. бенедиктинские монахи Гуго из Флёри, Гуго , аббат Флавиньи, Сигиберт из Жамблу) черпали данные о жизни М. из визант. источников, прежде всего из «Хронографии» прп. Феофана Исповедника, уже во 2-й пол. IX в. переведенной на лат. язык Анастасием Библиотекарем . Оригинальные сведения о М. содержатся в 5-томной «Истории» бургундского мон. Радульфа Глабера ( 1047). Его рассказ о пребывании св. Майоля , аббата Клюни, в плену у сарацин во Фраксинете, мусульм. крепости в Провансе, свидетельствует о познаниях хрониста в исламе: ему известно, что, с т. зр. сарацин, М. замыкает цепь ветхозаветных пророков, поэтому, по словам Радульфа, они сочинили фальшивую генеалогию М., сходную с генеалогией Христа. Хотя отрывочные сведения о М. проникали в ученую традицию, в целом в сознании христиан лат. Европы существовал достаточно смутный, часто даже противоположный действительности образ пророка ислама. В т. н. жестах (франц. chansons de geste; букв.- «песни о подвигах») и других средневек. текстах М. часто изображали как одного из 3 богов сарацин наряду с Терваганом и Аполленом (иногда Марсом). Мусульман представляли идолопоклонниками, а М.- их главным кумиром, к-рому они приносили жертвы в надежде на его благосклонность. Несколько иная ситуация складывалась в странах Пиренейского п-ова, где христиане гораздо ближе контактировали с мусульманами. Но и здесь цель христ. авторов часто заключалась не столько в том, чтобы опровергнуть мусульм. учение, сколько в том, чтобы очернить его. В IX в. в Кордовском халифате (см. статьи Испания , Кордова ) местные христиане, публично поносившие М., навлекли на себя гонения и смертную казнь (см. Кордовские мученики ). Отношение к этим мученикам со стороны мосарабов - испан. христиан, живших под властью мусульман,- было неоднозначным. Сщмч. Евлогий Кордовский написал в защиту казненных единоверцев «Оправдание мучеников» (Liber apologeticus martyrum; 857-858), в котором использовал найденную им во время поездок по Испании в Лейре (близ Памплоны) биографию М. (Istoria de Mahomet) - весьма оскорбительную для мусульман, но свидетельствующую о знакомстве автора с исламом (в частности, в ней перечисляются некоторые названия сур Корана). В изложении Евлогия М., предсказывавший свое вознесение на небеса на 3-й день после смерти, претендовал на роль мессии, но оказался лжемессией, т. е. антихристом, поэтому и мученичество кордовских христиан интерпретируется как преследование антихриста.

http://pravenc.ru/text/2564414.html

Петром и мирянином Людовиком, братом мч. Павла и родственником св. Евлогия. Вместе они были осуждены на смерть; тела мучеников бросили в реку, но христианам удалось обнаружить останки Петра и Людовика (Петра похоронили в Пинна-Мелларии, а Людовика - в сел. Пальма близ Италики (совр. пров. Севилья)). В том же 855 г. (точная дата неизвестна) пострадал Витесинд, происходивший из Эгабры (ныне Кабра, пров. Кордова); согласно сведениям св. Евлогия, он был новообращенным мусульманином, но вернулся в христианство и за это был осужден на смерть. Старец пресв. Илия из Лузитании и юные монахи Павел и Исидор погибли 17 апр. 856 г. (св. Евлогий не сообщает подробностей их мученичества). Знатный мосараб Аргимир, уроженец Эгабры, переехал в Кордову и был назначен судьей христ. общины. Впосл. он отказался от должности и удалился в монастырь. Когда его обвинили в хуле на мусульм. пророка Мухаммада, Аргимир отверг предложение принять ислам, исповедал Христа и был осужден на смерть (28 июня 856); его похоронили в ц. св. Ацискла, рядом с мч. Перфектом. Св. Рудерик. 1646–1655 гг. Худож. Б. Э. Мурильо (Дрезденская картинная галерея) Св. Рудерик. 1646–1655 гг. Худож. Б. Э. Мурильо (Дрезденская картинная галерея) Престарелая мон. Аурея (Аура) из обители Кутеклара была казнена по обвинению в вероотступничестве 19 июля 856 г. Отец Ауреи, мусульманин из Гиспалиса, по-видимому, рано умер, и вдова воспитала дочь в христ. вере. Впосл. Артемия, мать Ауреи, стала монахиней и возглавила обитель Кутеклара; ее сыновья Иоанн и Адульф - первые К. м., о к-рых сохранились сведения. Когда в Кордову прибыли родственники покойного мужа Артемии, они обнаружили, что Аурея - христианка, и донесли об этом судье. На допросе Аурея заявила, что готова соблюдать обычаи ислама, но втайне продолжала исповедовать христианство. Кордовский кади, родственник Ауреи по отцовской линии, знал об этом, но скрывал ее отступничество от ислама. Однако Аурея укоряла себя за то, что не проявила твердости в исповедании Христа, и решила принять мученическую смерть.

http://pravenc.ru/text/2057238.html

В сер. X в. благодаря покровительству короля Памплоны Гарсии Санчеса I активно развивался мон-рь прп. Емилиана (Сан-Мильян-де-ла-Коголья), в соседней Кастилии при участии гр. Фернана Гонсалеса был основан монастырь св. Себастиана (впосл. Санто-Доминго-де-Силос). На территории формировавшегося в X в. королевства Арагон верховным церковным иерархом оставался титулярный епископ Уэски (город до 1096 удерживали арабы, епископская резиденция находилась в Хаке). На землях Арагона существовал ряд крупных мон-рей, в т. ч. Сан-Хуан-де-ла-Пенья и Сан-Педро-де-Сиреса (в сер. IX в. здесь побывал Евлогий Кордовский). Церковь мон-ря Сан-Хуан де ла Пенья. После 1071–1094 гг. Церковь мон-ря Сан-Хуан де ла Пенья. После 1071–1094 гг. В сер.- 2-й пол. XI в. наибольших успехов в Реконкисте добилось Леоно-Кастильское королевство - новое гос. образование, к-рое сложилось при Фернандо I Великом (1035-1065, с 1038 король Леона). В первые годы правления Фернандо I в Кастилии возобновился конфликт с королем Леона из-за земель между реками Сеа и Писуэрга. Спор разрешился в битве при Тамароне в сент. 1037 г. На стороне Фернандо выступил его брат, король Памплоны Гарсия. Армия короля Леона потерпела поражение, а сам кор. Бермудо III погиб. Поскольку наследников у него не было, права на корону предъявила его сестра Санча, жена кор. Фернандо I. Из-за недовольства знати Фернандо был помазан на царство в Леоне спустя почти год, летом 1038 г. В начале правления ему пришлось подавить многочисленные мятежи. После умиротворения Леона у Фернандо I начались конфликты с братом, кор. Гарсией, из-за земель на границе Кастилии и Памплоны (обл. Ла-Риоха). В 1054 г. в сражении при Атапуэрке победу одержал Фернандо I, а Гарсия погиб. Спорные земли достались леоно-кастильскому королю - граница между его королевством и Памплоной проходила теперь по р. Эбро, а новый король Памплоны Санчо Гарсес IV (1054-1076) стал вассалом Фернандо I. Важным результатом политики Фернандо I было приведение к вассальной присяге эмиров крупнейших мусульм.

http://pravenc.ru/text/674995.html

В араб. период христ. Церковь формально сохраняла самостоятельность от светских властей, однако с сер. IX в. заметно усилилось вмешательство мусульман в церковные дела, гл. обр. в назначение епископов. Евлогий Кордовский, избранный в нач. 50-х гг. IX в. на Толедскую кафедру, не получил утверждение от мусульм. властей. Постоянные и тесные контакты христиан с мусульманами и иудеями, необходимость отстаивать религ. взгляды в условиях массовых обращений в ислам привели в кон. VIII - сер. IX в. к богословским дискуссиям в среде мосарабов. В источниках упоминается о распространении полупелагианства, адопцианства и донатизма. В этот же период в трудах кордовских мосарабов большое внимание уделялось антиислам. полемике. Для первых сочинений такого рода (работы Евлогия Кордовского и Павла Альвара) были характерны поверхностное знакомство с мусульм. учением (христиане опирались на антиислам. традицию вост. областей халифата, известную в основном благодаря произведениям прп. Иоанна Дамаскина ) и внимание к морально-нравственному компоненту ислам. вероучения (ислам рассматривался как религия наслаждения и плотских удовольствий). Во 2-й пол. XI - XII в. центром антиислам. полемики стал Толедо. Работы этого времени (уже на араб. языке) характеризуются интересом к доктринальным сторонам ислам. вероучения и их углубленным анализом. Несмотря на то что мосарабы поддерживали регулярные контакты с Церковью в христ. гос-вах Сев. Испании, со временем увеличивалась их изоляция от христ. мира. Уже в IX в. в связи с адопцианскими спорами усилились расхождения между церковными иерархами сев. и юж. частей Пиренейского п-ова. Со временем культурные различия между мосарабами и христианами сев. гос-в усугубились. Мосарабы не присоединились к постановлениям Собора в Бургосе (1080), на к-ром духовенство Леона и Кастилии приняло решение о повсеместном переходе с испано-мосарабского обряда на римский обряд. Однако после отвоевания христианами Толедо (1085) для нужд мосарабской общины города было отведено 6 церквей (в XII в. богослужение по рим. обряду совершалось в 20 церквах). В последующие годы Реконкисты христ. правители и иерархи принудительно вводили рим. обряд на отвоеванных территориях, за исключением Кордовы: в 1236 г. мосарабы этого города получили право на сохранение собственного обряда (однако мосарабское население города было таким незначительным, что мосарабская литургия быстро уступила место римскому обряду).

http://pravenc.ru/text/674995.html

В 851 г. в Кордове началось жестокое гонение на христиан. По свидетельству Е. и Альвара, оно было инициировано эмиром Абдаррахманом II и Севильским архиеп. Рекафредом (850 - ок. 860), сотрудничавшим с мусульм. властями, в ответ на выступления группы христиан, презрительно упоминавших имя Мухаммада и ислам в целом. Наказанием за это был смертный приговор, предусмотренный по мусульм. праву за преступления против религии. Мн. христиане, в т. ч. и Е., считали казненных мучениками. Однако нек-рые опасались, что их выступления могут привести к ужесточению политики мусульман по отношению к христ. общине, и отказывались признать их святыми. Е. начал работать над соч. «Памятная книга святых» (Memorialis Sanctorum) об обстоятельствах гибели христиан. Опираясь на авторитет Свящ. Писания, он писал, что мученическая смерть за веру является главным оружием в борьбе против ислама. Кроме того, Е. проповедовал идеи мученичества в кругу родных и учеников. Среди погибших христиан были его родственники Павел и Христофор, воспитанники Санктий, Флора и Мария, Аврелий, Леовигильд, Леокрития. Осенью 851 г. Е. вместе с др. кордовскими клириками на неск. месяцев был заключен в тюрьму. Вскоре после освобождения святой принял участие в церковном Соборе, созванном по инициативе эмира Абдаррахмана II для решения вопроса о Кордовских мучениках. Е. выступил с речью в защиту мучеников, вызвав неудовольствие мусульм. властей. Собор вынес неоднозначное решение, признав погибших христиан святыми, но наложив запрет на принятие смерти за веру в дальнейшем. В 50-х гг. IX в. Е. был избран архиепископом Толедо, однако из-за отказа мусульм. властей утвердить избрание он не смог принять рукоположение и вступить на кафедру. По словам Альвара, к Е. за помощью обратилась тайная христианка Леокрития, к-рая была дочерью мусульман и потому официально признавалась мусульманкой. Девушка, не желая скрывать свою веру, бежала из дома. Е. помогал ей скрываться от родителей, к-рые привлекли к поискам дочери мусульм. власти. Через нек-рое время мусульманам удалось разыскать Леокритию, с к-рой в этот момент находился Е. Представ перед судьей, он говорил о том, что как христианин и пресвитер он не мог отказать в помощи девушке. Е. закончил свою речь словами о несостоятельности мусульм. вероучения и проповедью Евангелия. Судья отправил его во дворец к советникам эмира, один из них уговаривал Е. отречься от своих слов, обещая, что впосл. он сможет безнаказанно исповедовать христ. веру. Е. отказался от этого предложения и был осужден на смерть. После казни святого один из стражников дворца эмира ночью направился к ручью попить воды и увидел тело Е. Священники в белых одеяниях молились и пели псалмы. Пораженный стражник побежал за товарищем, но, вернувшись к ручью, не обнаружил ничего необычного.

http://pravenc.ru/text/187179.html

Эта ревность со стороны христиан, естественно, раздражала мусульман. Открытые выходки против христиан усилились: всякий из них, кто только показывался на улице, подвергался оскорблению, его забрасывали грязью или камнями, и магометане страшились прикоснуться даже к самой одежде христиан, как к какому-нибудь осквернению. Звон церковных колоколов доводил их до бурных проклятий и диких богохульств, и при погребении христиан чернь следовала за трупом с фанатическими выкриками и возгласами, чтобы Бог не помиловал умершего. Абдеррахман издал новые законы, отличающиеся усиленной строгостью. Тела казненных, по этим законам, должны были подвергаться сожжению, чтобы их братья не обращали их в мощи. Тем не менее, этот калиф желая по возможности, утешить возбуждение мирными средствами, просил содействия примата Реканфрида, архиепископа толедского, который и издал повеление, чтобы никто из христиан не являлся к магометанскому судье без особого вызова к тому. Это повеление принято было с негодованием и пренебрежением со стороны более ревностной партии, предводимой Савлом, епископом кордовским, и Реканфрид, сообразно со своей политикой, даже заключил некоторых непослушных духовных лиц в тюрьму, и среди них одного инока и священника толедского, по имени Евлогия, весьма выдававшегося своим противодействием. Из темницы Евлогий писал письма, с целью поддерживать решимость своих друзей; с ревностью Тертуллиана , он увещевает всех, кто имеет какие-либо мирские связи, порвать их и смело исповедовать веру, с упованием разделить впоследствии блаженство своих замученных собратьев 3229 . При архиепископах толедском и севильском состоялся собор (852 г.), и на нем решено было, чтобы никто добровольно не навлекал на себя смерти своей религией 3230 . Те, кто соглашались с духом этого собора, все происходившие бедствия сваливали на Евлогия и его сторонников. Они приписывали поведение страдальцев гордости, и подвергали сомнению их право на название мучеников, приводя против них тексты св. Писания, а также каноны и обычаи древней церкви. Некоторые шли еще дальше, и заявляли, что от руки арабов и не может быть никакого мученичества, так как ведь арабы не идолопоклонники а поклонялись единому, истинному Богу и признавали Его законы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почитание святых началось сразу же после их кончины, память впервые появляется в Мартирологе Узуарда, который в отличие от списка св. Евлогия ставит на первое место Георгия как монаха, а не Аврелия. Согласно рассказу Гаймона, причиной путешествия монахов Узуарда и Одиларда в Испанию стало желание братии Сен-Жермен-де-Пре получить мощи сщмч. Викентия Августопольского , которому изначально посвятил этот монастырь свт. Герман Парижский , и где был храм в его честь. Заручившись грамотами короля зап. франков Карла Лысого, монахи добрались до Барселоны, где гр. Хунфрид поведал им о мн. мучениках, пострадавших в недавнее время в Кордове от мусульман. Тогда Узуард и Одилард отправились в Кордову, чтобы получить частицы мощей новых мучеников. С рекомендательным письмом от гр. Хунфрида путники пришли к Абдилувару, эмиру Сарагосы, и тот направил монахов в Кордову. Об их прибытии стало известно Леовигильду Абедсалому, доверенному лицу гр. Хунфрида в Кордове, который познакомил монахов с пресв. Самсоном, настоятелем Пилемелларийского монастыря, и тот с радостью передал им мощи Георгия, Аврелия и главу Наталии. Когда монахи вступили на территорию королевства зап. франков, их шествие с мощами превратилось в торжественную процессию по различным городам Галлии, при этом от мощей совершалось множество чудес. Однако поместить мощи в Сен-Жермен-де-Пре монахам не удалось из-за нападения норманнов, осаждавших в это время Париж. Мощи сначала прятали в Эсманте - деревне, принадлежавшей монастырю, где в это время собрались мн. монахи, бежавшие от норманнов. Король Карл Лысый , узнав о перенесении мощей, послал в Кордову некоего Маркиона, чтобы тот выяснил историю страдания мучеников и составил их Житие. Это произведение не сохранилось, но было известно Гаймону, который, ссылаясь на Маркиона, писал, что тела святых после казни были выброшены мусульманами на съедение собакам и птицам, о чем не упоминает св. Евлогий Толедский . После того как опасность нападения норманнов миновала, мощи святых торжественно были перенесены в Сен-Жермен-де-Пре.

http://drevo-info.ru/articles/25160.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010