Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВЛОГИЙ [лат. Eulogius; испан. Eulogio] († 11.03.859), сщмч. (пам. зап. 11 марта), пресв. из г. Кордова (Испания), писатель и проповедник. Почитается в числе 48 Кордовских мучеников . Житие святого (Vita vel passio beatissimi martyris Eulogii presbiteri) написано его близким другом, поэтом и богословом св. Альваром († 861, пам. зап. 7 нояб.) вскоре после гибели Е. Состоит из 2 частей: повествования о жизни и деяниях Е. и рассказа о его мученичестве. К Житию приложены обращение Альвара к погибшему другу, описание перенесения мощей Е. и 3 лат. стихотворения. Рассказ Альвара биографичен, подробен и богат деталями. Житие было впервые опубликовано в 1574 г. вместе с сочинениями Е. Е. род. в нач. IX в. в мусульм. Кордове и принадлежал к знатной христ. семье. В детстве его отдали на воспитание в ц. св. Зоила. Впосл. Е. был рукоположен во пресвитера. Е. с детства проявлял необычайные способности в изучении Свящ. Писания, сочинений античных и раннехрист. авторов, вел благочестивый образ жизни. Одновременно с обучением при храме посещал занятия аббата Сперандео, автора сочинений по опровержению исламского вероучения (не сохр.) и «Мученичества» кордовских христиан святых Иоанна и Адульфа, погибших в начале правления эмира Абдаррахмана II (822-852). Ок. 848-850 г. Е. совершил путешествие на север Пиренейского п-ова. Поводом для поездки были розыски 2 братьев святого, уехавших торговать в империю зап. франков. Е. хотел побывать в иноземных мон-рях, но не смог выехать за пределы полуострова из-за военных действий. Он посетил только несколько мон-рей на полуострове, познакомился с настоятелями и др. церковными деятелями, в т. ч. с Толедским архиеп. Вистремиром († 858). В монастырях Е. обнаружил неизвестные ему книги, нек-рые, по свидетельству Альвара, он сумел увезти в Кордову. Среди них были трактат блж. Августина «О Граде Божием», сочинения Вергилия, Ювенала и др. античных авторов, собрание церковных гимнов. Эти книги стали основой б-ки Е., к-рую он впосл. открыл для всех желающих.

http://pravenc.ru/text/187179.html

составление и перевод А.А. Бурова Святой Евлогий Кордовский, архиепископ Толедо, священномученик (851–859, память 11 марта) Евлогий родился в знатной семье в столице мусульманской Испании, во времена эмира Абд ар-Рахмана II. Семья дала ему, равно как и его братьям и сёстрам, прекрасное образование, о котором особую заботу проявляла его мать по имени Изабель. Младший из братьев, Иосиф, занимал высокий пост при дворе Абд ар- Рахмана. Его братья Альвар и Исидор были купцами и торговали по всей Центральной Европе. Из его сестёр Ниолы (Niola) осталась с матерью, в то время как Анулона (Anulona) получила образование при монастыре и стала монахиней. После завершения образования в монастыре св. Зоила св. Евлогий вернулся в семью, где продолжил своё образование, обучаясь литературному искусству у такого знаменитого мастера, как игумен Сперандео (Speraindeo). В то же время, он подружился с Альваром Павлом (Alvarus Paulus), вместе с которым они изучали как светские, так и духовные науки во всём их богатстве. Их переписка в прозе и стихах составила тома, которые по взаимному согласию были потом уничтожены, так как, по их мнению, их содержание было недостаточно отшлифовано. Альвар женился, а Евлогий был рукоположён в сан священника св. Реккаредом, епископом Кордовским. Он быстро прославился ученостью и аскетическим образом жизни. Он часто посещал окрестные монастыри и составлял для них уставы монашеской жизни. Из дальних монастырей он привозил древние рукописи, по которым сверял и исправлял латинские религиозные тексты. Но главное дело жизни Евлогия – это поддержка верующих, заведомо обреченных на страдания, то есть тех, кто добровольно перешёл из ислама в христианство, кто активно проповедовал Слово Божие. В 851 году Евлогий был избран архиепископом города Толедо, однако преемник Абд ар-Рахмана – Мухаммад I, эмир Кордовы) – не желал видеть на столь ответственном месте несговорчивого, непокладистого иерарха, и Евлогий так и не приступил к своим обязанностям. Более того, в этом же году он был заключен в тюрьму, откуда не переставал обращаться со словами ободрения и поддержки к собратьям-христианам. К примеру, известны его письма к двум кордовским женщинам – Флоре и Марии. В тюрьме св. Евлогий написал значительную часть работ, содержащих жизнеописания более 50 своих земляков-мучеников, несущих людям слова братской любви и призывы держаться до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ, АВРЕЛИЙ, ФЕЛИКС, НАТАЛИЯ И ЛИЛИОЗА († 852), мученики (пам. зап. 27 июля, 20 окт.- перенесение мощей), пострадали в г. Кордова (Испания) в гонение халифа Абд ар-Рахмана II (822-852). Житие этих мучеников написано сщмч. Евлогием , архиеп. Толедским, по просьбе Марии, младшей дочери Аврелия и Наталии. Впосл. он включил его в соч. «Памятник святых» (Memorialis sanctorum 2. 10), посвященное пострадавшим от мусульм. гонений в Кордовском халифате в 1-й пол. IX в. вместе с «Краткой запиской» (Breviarium), автором к-рой был Г. Он сообщал о том, как оказался в Кордове и присоединился к мученикам (это сочинение Г. незадолго до кончины переслал св. Евлогию). В кон. IX в. Гаймон, мон. аббатства Сен-Жермен-де-Пре, описал перенесение мощей Г., Аврелия и главы Наталии в Галлию, совершенное братьями его обители Узуардом (впосл. автор известного Мартиролога) и Одилардом, и добавил повествование о чудесах, сопровождавших перенесение мощей мучеников, очевидцем к-рых он был. Согласно св. Евлогию, Аврелий, сын мусульманина и христианки, рано лишился родителей и был воспитан родственницей, к-рая наставила его в христ. вере. Как сын мусульманина, он не мог открыто исповедовать себя христианином и держал свои религ. убеждения в тайне. Повзрослев, он женился на некой Сабигото, дочери родителей-мусульман, чей отец рано умер, а мать второй раз вышла замуж за христианина, к-рый скрывал свою веру. Он обратил ее и падчерицу ко Христу (возможно, в крещении Наталия). Феликс, друг Аврелия, был христианином, но по каким-то причинам принял ислам. Вскоре он раскаялся в этом поступке и вновь обратился ко Христу, однако, будучи формально мусульманином, он не мог открыто совершать христ. обряды. Жена Феликса Пилиоза также была тайной христианкой. Вера во Христа и невозможность открыто ее исповедовать сблизили семьи Аврелия и Феликса, они много лет тайно собирались для общей молитвы. Однажды Аврелий увидел на рыночной площади публичное бичевание мч. Иоанна. Стойкость этого христианина вызвала у Аврелия стремление пострадать за Христа. Он рассказал об этом жене и Феликсу, и те поддержали его. С этого времени они стали посещать находившихся в заключении исповедников за Христа и в темнице познакомились со св. Евлогием. Он поощрял их стремление к мученичеству и призывал не беспокоиться о земном. Св. Евлогий посоветовал раздать имущество бедным, чтобы после смерти мучеников оно не было конфисковано мусульманами, для детей необходимо было найти надежное место, где бы они в безопасности содержались и воспитывались на оставленные им средства.

http://pravenc.ru/text/164325.html

– Исаак Кордовский (851 г., память 3 июня). Святой Исаак родился в благополучной кордовской семье, был хорошо образован, свободно владел арабским, что помогло ему быстро занять высокий пост exceptor rei publicae при правительстве мавров. Он оставил этот пост, чтобы стать монахом в монастыре Табанос, что в нескольких милях от Кордовы. Во время публичных дебатов он отрицал Мухаммеда и был за это казнен. – Лаура Кордовская (864 г., память 19 октября) Святая Лаура родилась в Кордове. Овдовев, она стала монахиней в Кутеклара (Cuteclara). Осужденная за вероотступничество, она была брошена в котел с расплавленным свинцом. – Леокрития Кордовская (859 г., память 15 марта). Святая Леокрития (Leocritia), или Лукреция (Lucretia), дева из Кордовы, родилась в мусульманской семье. Она была обращена ко Господу своим родственником. По совету св. Евлогия и с его помощью она бежала из дому и скрывалась в тайном убежище. Однажды она и св. Евлогий все же были арестованы. Евлогий, которого то сажали в тюрьму, то отпускали оттуда, был казнен за прозелитизм, Леокрития была казнена за вероотступничество. – Леовигильд Кордовский и Христофор Кордовский (852 г., память 20 августа). Леовигильд был монахом и священником в Кордове. Христофор был монахом в монастыре св. Мартина в Ла Рохана (La Rojana) неподалеку от Кордовы. Оба они были казнены в Кордове при Абд эр-Рахмане II. – Нунило Кордовская и Алодия Кордовская (851 г., память 22 октября). Сестры Нунило (Nunilo) и Алодия (Alodia) родились в Адахуэске (Adahuesca), что в провинции Хуэска (Huesca), Испания. Дочери отца-мусульманина и матери-христианки, они были воспитаны в Христовой вере. После кончины их отца их мать вышла замуж за другого мусульманина, который их жестоко преследовал и посадил в тюрьму. В конечном итоге они были обезглавлены при Абд эр-Рахмане II. – Павел Кордовский из монастыря св. Зоила (851 г., память 20 июля). Св. Павел был диаконом в Кордове, при монастыре св. Зоила (Zoilus). Он был известен особым попечением о христианах, брошенных в тюрьму мусульманами. Был обезглавлен. Его св. мощи почивают в храме св. Зоила.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сведения о нек-рых К. м. сохранились в сказании мон. Аймоина из аббатства Сен-Жермен-де-Пре в Париже о перенесении мощей мучеников Георгия, Аврелия и Наталии (BHL, N 3409; PL. 115. Col. 939-960). В основу сказания были положены рассказы монахов Узуарда и Одиларда, доставивших реликвии из Кордовы в Париж. Согласно Аймоину, аббат Хильдуин II послал монахов в Испанию за мощами св. Винцентия, но по пути им стало известно, что святыню вывезли в Италию. По прибытии в Барселону монахи узнали от аристократа Сунифреда о гонении на христиан в Андалусе и о мучениках, принявших смерть за веру. В марте 858 г. Узуард и Одилард прибыли в Кордову, где встретились с пресвитерами Евлогием и Самсоном (впосл. аббат Пинна-Мелларии). Св. Евлогий поведал франк. монахам о страданиях К. м., но кордовские клирики отказались передать их мощи. Монахи обратились к еп. Саулу, который уговорил насельников Пинна-Мелларии отдать им останки мучеников Георгия, Аврелия и Сабиготоны (Наталии), пострадавших в 852 г. и похороненных в мон-ре. Ночью, втайне от мусульман, монахи разобрали алтарь, воздвигнутый над могилой мучеников, и обнаружили под ним мощи Георгия, Аврелия (кроме головы) и череп Сабиготоны. По-видимому, св. Евлогий составил для Узуарда и Одиларда сказание об этих мучениках (BHL, N 3408), текст к-рого сохранился в рукописи IX в. из аббатства Сен-Жермен-де-Пре (Paris. lat. 13760. Fol. 59-82v). В мае 858 г. монахи покинули Кордову с войсками эмира, выступившими для подавления мятежа в Толете (ныне Толедо), и через Сарагосу и Барселону вернулись в королевство зап. франков. По дороге от мощей мучеников совершались чудеса. В окт. 858 г. Узуард и Одилард присоединились к др. монахам Сен-Жермен-де-Пре, укрывшимся от викингов в Эмане (деп. Сена и Марна). Запись о прибытии мощей К. м. была внесена в Сен-Бертенские анналы (Annales Bertiniani/Ed. G. Waitz. Hannover, 1883. P. 51. (MGH. Scr. Germ.; По повелению кор. Карла Лысого некий Манцион, вероятно клирик, служивший в королевской канцелярии, посетил Испанию и проверил достоверность сведений о К. м. Манцион сообщил, что в Кордове продолжались гонения на христиан: он лично присутствовал при казни 2 девочек-сестер. Вероятно, Манцион также доставил в королевство франков известие о гибели св. Евлогия, казненного 11 марта 859 г.

http://pravenc.ru/text/2057238.html

Интерес к личности Е. возник сразу же после издания его сочинений, к-рые отражают позицию Е. в вопросе о проблеме мученичества христиан в мусульм. Кордове. Существуют разные оценки участия святого в выступлениях мучеников. Испан. историки (Ф. Х. Симонет, И. де лас Кахигас, Х. Перес де Урбель, Б. Хименес Дуке) считают Е. вдохновителем выступлений христиан, оценивая их как один из этапов борьбы христиан с завоевателями-мусульманами. Англоязычные ученые (К. Б. Вольф, Н. Даниел) полагают, что Е. не принимал участия в этом движении, но лишь использовал его в личных целях и только описывал страдания кордовских христиан. Испан. исследователь Х. М. Саэс ( Sáez . 2006) рассматривает деятельность Е. скорее как защиту погибших мученической смертью христиан от недоброжелателей, а не как подготовку их к принятию смерти за веру. Соч.: Memorialis Sanctorum//PL. 115. Col. 731-818 (=CSMA. Vol. 2. P. 363-459); Documentum Martyriale//Ibid. Col. 819-834 (=CSMA. Vol. 2. P. 459-475); Liber Apologeticus Martyrum//Ibid. Col. 851-870 (=CSMA. Vol. 2. P. 475-495); Epistolae//Ibid. Col. 841-852 (=CSMA. Vol. 2. P. 495-503). Ист.: BHL, N 2704; ActaSS. Mart. T. 2. Col. 88-97; Alvarus. Vita Eulogii//PL. 115. Col. 705-724 (=CSMA. Vol. 1. P. 330-343). Лит.: Baudissin W., von. Eulogius und Alvar. Lpz., 1872; Simonet F. J. Historia de los mozárabes de España. Madrid, 1897. Vol. 2. P. 380-485; Gaiffier B., de. Les notices hispaniques dans le martyrologe d " Usuard//AnBoll. 1937. Vol. 55. P. 268-284; Pérez de Urbel J. S. Eulogio de Córdoba o la vida andaluza en el siglo IX. Madrid, 19422; Cagigas I., de Las. Minorías étnico-religiosas de la Edad Media Española. Madrid, 1947. Vol. 1: Los mozárabes. P. 181-209; Colbert E. P. The Martyrs of Córdoba: A Study of the Sources. Wash., 1962; Vives J. Euloge de Cordoue//DHGE. T. 15. Col. 1389-1395; Rivera Recio J. F. Eulogio di Cordova//BiblSS. Vol. 5. Col. 218-219; Wolf K. B. Christian Martyrs in Muslim Spain. Camb., 1988; Sáez J. M. El movimiento martirial de Córdoba: Notas sobre la bibliografía. Alicante, 2006; Рыбина М. В. Евлогий Кордовский: Священнослужитель, интеллектуал и мученик//Испанский альманах. М., 2007. Вып. 1.

http://pravenc.ru/text/187179.html

Комплудо, пров. Леон). В уставе мон-ря упоминается о праздновании памяти мучеников (La Hispania visigótica y mozárabe. 2010. P. 121-122). Известно о существовании «базилики святых отроков Иуста и Пастора» (basilicae sanctorum paruulorum Iusti et Pastoris) в Галлии, в г. Кадурк (ныне Каор) (Vita Desiderii Cadurcae urbis episcopi. 30//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 587). Упоминание об И. и о П. содержится в сочинении св. Евлогия Кордовского († 859) ( Eulogii Memoriale Sanctorum. I 24//CSMA. T. 2. P. 389). Евлогий также сообщал о мон-ре во имя И. и П., к-рый находился в мест. Фрага, в горах близ Кордовы (Ibid. II 11. 2//Ibid. P. 431). В этой обители жил мон. Леовигильд, к-рый мученически скончался в 852 г. О мон-ре святых И. и П. упоминается также в мосарабском Кордовском календаре X в. (Le Calendrier de Cordoue/Éd. R. P. A. Dozy. Leiden, 1961. P. 124-125). В Иеронимовом Мартирологе память И. и П. указана под 25 авг. По мнению В. Саксера, имена большинства испан. мучеников были включены в италийскую редакцию Иеронимова Мартиролога (1-я пол. V в.), а упоминание об И. и о П. скорее всего заимствовано из сочинения Пруденция ( Saxer V. Les notices hispaniques du Martyrologe Hiéronymien//Spania: Estudis d " Antiguitat Tardana oferts en homenatge al prof. P. de Palol i Salellas. Barcelona, 1996. P. 235-241). В более поздних календарях и в богослужебных текстах память И. и П. указывалась под 6 авг. Под этой датой поминовение мучеников внесено в Мартиролог нач. IX в. из Лиона (Paris. lat. 3879), составитель к-рого был знаком с Мученичеством И. и П. А. Кантен отметил, что наличие разных дней поминовения в Иеронимовом Мартирологе и в Мартирологе из Лиона (8 иды авг. и 8 календы сент.) может быть связано с ошибкой составителей одного из текстов ( Quentin. 1908. P. 178, 217). Память И. и П. внесена в более поздние т. н. исторические Мартирологи, в т. ч. в Мартиролог Узуарда (MartUsuard//PL. 124. Col. 335-338), откуда в XVI в. она была заимствована кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (MartRom.

http://pravenc.ru/text/1237915.html

Вернувшись из Кордовы, Узуард приступил к составлению Мартиролога, включив в него дни памяти некоторых К. м.: Соломона (8 февр.), Илии, Павла и Исидора (17 апр.), Перфекта (18 апр.), Секундина (21 мая), Исаака (3 июня), Петра, Авенция, Иеремии и др. 3 мучеников (7 июня), Абундия (8 июня), Фандилы (13 июня); Павла (20 июля), Леовигильда и Христофора (20 авг.), Георгия, Аврелия, Феликса, Наталии и Лилиозы (27 авг.), Эмилы и Иеремии (17 сент.), Евлогия (20 сент.), Адульфа и Иоанна (27 сент.), Флоры и Марии (24 нояб.) (см.: Gaiffier. 1937; Nelson. 1990; Christys. 1998; Tolan. 2001). Мосарабская традиция почитания К. м. получила отражение в Кордовском календаре (сер. X в.), вероятно составленном Рецемундом (Ибн Заидом) на основе арабского календаря Ариба ибн Саида аль-Куртуби. Рецемунд, уроженец Кордовы, был секретарем халифов Абд ар-Рахмана II и аль-Хакама II; в 953 г. он возглавил посольство к герм. кор. Оттону I и впосл. был возведен на епископскую кафедру в Эльвире. В лат. версии календаря указано поминовение Перфекта (30 апр.), аббата Спераиндео (7 мая), Пелагия (26 июня), Эмилы (15 сент.), Адульфа и Иоанна (28 сент.), а также Павла Альвара (7 нояб.). Т. о., дни памяти большинства К. м. отсутствуют в календаре. По-видимому, их почитание не было одобрено мосарабскими церковными иерархами и не получило развития в Кордове. Нек-рые мученики, чьи мощи в средние века хранились в др. местах, считались местночтимыми святыми (напр., Евлогий, Леокриция и Пелагий - в Овьедо). IX в. По свидетельству св. Евлогия, первыми К. м. были Иоанн и Адульф, пострадавшие в начале правления эмира Абд ар-Рахмана II (822-852). Сказание о них, составленное аббатом Спераиндео, не сохранилось; по свидетельству Узуарда, они были похоронены в ц. св. Киприана (известно Мученичество Иоанна и Адульфа - BHL, N 84). Наличие памяти Спераиндео в Кордовском календаре указывает на то, что аббат также мог стать жертвой гонений, но его ученики святые Евлогий и Павел Альвар об этом не упоминают. Мученичество св. Иоанна. Гравюра из кн.: Het bloedig tooneel, of Martelaers spiegel. Amst., 1685. P. 233. Мастер Я. Лёйкен (Б-ка меннонитов, США)

http://pravenc.ru/text/2057238.html

– Эмила Кордовский и Иеремия Кордовский (852 г., память 15 сентября). Два юноши, Эмила (Emilas) и Иеремия, первый из которых был диаконом, были посажены в тюрьму и обезглавлены в Кордове во времена эмира Абдеррахмана. – Евлогий Кордовский (859 г., память 11 марта). В те времена Святой Евлогий был выдающимся священником в Кордове. Выделявшийся своими храбростью и ученостью, он вдохновлял добровольных мучеников и составил их помянник. Сам он был казнен за то, что скрывал и защищал святую деву Леокритию (Leocritia), обращенную из ислама. – Фандила Кордовский (853 г., память 13 июня). Святой Фандила (Fandilas) был священником и игуменом монастыря Пеньямелария (Penamelaria) неподалеку от Кордовы. Он был обезглавлен в Кордове по приказу Мухаммеда I. – Флора Кордовская и Мария Кордовская (851г., память 24 ноября). Обе эти женщины происходили из смешанных браков между христианами и мусульманами. Кроме того, Мария была сестрой Валабонса (Walabonsus), который был казнен ранее. Отец Флоры, который умер, когда она была еще совсем юной, был мусульманином, поэтому ее вероисповедание юридически считалось вероотступничеством. Хотя Мария и Флора вместе отрицали ислам перед судом, Мария была казнена за богохульство, а Флора – за вероотступничество. – Георгий Кордовский, Аврелий Кордовский и Наталия Кордовская, Феликс Кордовский и Лилиоза Кордовская (852 г., память 27 июля). Умучены в Кордове при эмире Абд эр-Рахмане II. Аврелий и Феликс, и их жены, Наталия и Лилиоза (Liliosa), были испанцами из смешанных в религиозном отношении семей. От них требовалось юридически исповедовать ислам . После того, как им было дано четыре дня, чтобы отречься от христианства, они были осуждены как вероотступники за раскрытие их ранее скрываемой Христианской веры. Дьякон Георгий был монахом из Палестины. Он был арестована наряду с этими двумя парами. Хотя ему предлагалось прощение как иностранцу, он вновь стал отрицать ислам и отошел ко Господу вместе с другими. – Гуземинд Кордовский и Сервусдей Кордовский (852 г., память 13 января). Святые Гуземинд (Gusemindus), приходской священник, и Сервусдей (Servusdei), монах, были казнены в Кордове при Абд эр-Рахмане II.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Е. был похоронен в ц. св. Зоила. В 883 г. по инициативе кор. Астурии Альфонса III Великого (866-910) мощи Е. и мц. Леокритии были перенесены из Кордовы в Овьедо, где также предположительно разместили и большое количество принадлежавших ему рукописей. В кафедральном соборе Спасителя для мощей была устроена специальная крипта (ныне крипта св. Леокадии). В 1303 г. рака с мощами Е. была помещена в часовне св. Михаила (Камара Санта). В 1737 г. частица мощей святого была перенесена в Кордову. Сочинения Сохранилось 3 сочинения Е.- «Памятная книга святых», «Мученическое свидетельство» (Documentum martyriale) и «Оправдание мучеников» (Liber Apologeticus Martyrum). В Житии Е. также упоминается несохранившаяся работа по метрике лат. стиха. Главное произведение Е.- «Памятная книга святых», над к-рой он работал с 851 по 856 г. Сочинение состоит из 3 книг, 1-я содержит теоретическое обоснование добровольного мученичества и доказательства необходимости защиты веры в условиях мусульм. гонений, во 2-й и 3-й собраны сведения о Кордовских мучениках и о важных церковных событиях. «Мученическое свидетельство» было написано осенью 851 г., во время заключения Е., и посвящено мученицам Флоре и Марии. Девушки, долгое время находившиеся в заключении, колебались и были готовы отказаться от своей веры. В написанной им книге Е. пытался поддержать Флору и Марию в их решении быть стойкими до конца. В «Оправдании мучеников» (857-858) рассказывается о страстях Кордовских мучеников Рудерика и Соломона. Сохранилось также неск. посланий Е. к св. Альвару, письмо Бальдеготоне, сестре мц. Флоры, и Памплонскому еп. Вилиесинду. Рукописи сочинений Е. в Овьедо пролежали в безвестности несколько столетий и были обнаружены в сер. XVI в. Хронист испан. кор. Филиппа II Амбросио де Моралес опубликовал их (Divi Eulogii Cordubensis Martyris, Doctoris et electi Archiepiscopi Toletani opera. Compluti, 1574). С нач. XVII в. сведений о местонахождении рукописей нет, все последующие издатели сочинений Е. опирались на публикацию Моралеса, к-рый единственный работал непосредственно с рукописями Е.

http://pravenc.ru/text/187179.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010