В первом случае искушения от удавшейся императорской интриги, во втором – непосильное испытание голодом. Почти наверняка и в первом, и во втором случае большинство христиан не было бы готово к такому подвигу. Но Господь, в милосердии и мудрости Своей, устами великомученика Феодора Тирона, предложил третий путь – кашу из вареной пшеницы, о которой большинство бы не сразу вспомнило – о необработанном сырье обычно не думают, как о доступном источнике пищи. А это блюдо и сытное, и постное. Явление вопреки здравому смыслу Необходимо обратить внимание на то, что исход этой ситауции был определен не сверхъестественным вмешательством, а свободной волей народа Божьего. Важной фигурой в этой истории предстает архиепископ константинопольский Евдоксий. Явление ему Феодора Тирона было во сне. Проснулся епископ на следующее утро и задумался. Перед ним было три пути. Во-первых, он мог не обратить внимания на этот сон, либо счесть его бесовским наваждением, и потому не предпринять ничего. Во-вторых, епископ мог поверить Божественному посланнику, но по маловерию своему подойти к ситуации прагматично и не обнародовать видение – либо испугавшись императорского гнева, либо из опасений быть осмеянным. Но Евдоксий выбрал третий путь и смиренно выполнил послушание. А теперь представим себе, какой глубиной веры, каким доверием к Господу и чувством ответственности за свою паству должен был обладать этот совсем не идеальный, не святой, а, как говорит нам Триодь, «неправый и неправославный человек», чтобы не соблазниться! Несмотря на свои грехи, в главном он сделал правильный выбор. Но даже после верного выбора архиепископа ситуация легко могла не разрешиться положительным образом. Проведем мысленный эксперимент и представим на минутку, что все это происходит в наши дни. В начале Поста Патриарх обращается к нам по телевизору и говорит о том, что ему приснился якобы вещий сон, и в силу этого он просит нас некоторое время, а может быть и до конца Поста ограничить свое меню одним единственным блюдом – кашей из пшеницы. А для подавляющего большинства из нас каша из нелущенной пшеницы окажется совсем не по вкусу! Трудно точно предсказать, как отреагировало бы на такое предложение современное христианское общество, но сразу поверивших и безоговоророчно и смиренно принявших это послушание были бы единицы. Но ведь именно такая реакция была необходима, чтобы разрушить козни императора и не посрамить свою веру Христову!

http://pravmir.ru/feodor-tiron-razglyade...

85 Филолай Кротонский, пифагореец. Это у него Платон просит Диона купить пифагорейские книги. Погиб он по подозрению в покушении на тиранническую власть 696 . У нас о нем есть стихи: Сколь великую силу имеет меж нас подозренье: Кто виноват, кто нет, – всем подозренье – беда. Так Филолай в Кротоне родном погиб от кротонцев, По подозрению в том, что тираннии алкал 697 . Мнение его было, что все рождается неизбежностью и ладом. Он первый сказал, что земля движется по кругу (хотя другие утверждают, что это сказал Гикет Сиракузский). Написал он одну книгу, ее-то (говорит Гермипп), по словам кого-то из писателей, Платон по своем приезде в Сицилию к Дионисию купил у родственников Филолая за сорок александрийских мин и списал из нее «Тимея»; а другие говорят, будто Платон получил ее в подарок за то, что вызволил у Дионисия из-под стражи одного юношу из учеников Филолая. Именно Филолай (по словам Деметрия в «Соименниках») первый обнародовал пифагорейские [книги под заглавием] «О природе», начинающиеся так: «Природа и мироздание сложена из беспредельного и определяющего, равно как и целое мироздание, и все, что в нем». 8.Евдокс 86 Евдокс, сын Эсхина, из Книда, астроном, геометр, врач, законодатель. Геометрии он учился у Архита, врачеванию – у Филистиона Сицилийского (как сообщает Каллимах в «Таблицах»); а Сотион в «Преемствах» говорит, что слушал он и Платона. 87, 88 Ему было около двадцати трех лет, и жилось ему трудно, когда, привлеченный славою сократиков, пустился он в Афины вместе с врачом Феомедонтом, который его содержал (а по мнению некоторых, и был его любовником). Приехав в Пирей, он каждодневно поднимался в Афины, слушал там софистов и возвращался в гавань 698 . Проведя так два месяца, он вернулся на родину и оттуда на дружескую складчину вместе с врачом Хрисиппом отправился в Египет с верительным письмом от Агесилая к Нектанебу, а Нектанеб свел его со жрецами. В Египте, обрив подбородок и брови, он пробыл год и четыре месяца; некоторые утверждают, что там он и написал свое «Восьмилетие». Оттуда он явился софистом в Кизик и на Пропонтиду, а также к царю Мавсолу. И затем, наконец, воротился он в Афины со множеством учеников назло Платону, как уверяют некоторые, ибо когда-то вначале Платон его отверг. А иные говорят, будто он на пиру у Платона первый расставил ложа гостей полукругом, потому что было слишком многолюдно. И Никомах, сын Аристотеля, говорит, что наслаждение он почитал за благо 699 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

А за спиной этих дам стояла сама императрица – капризная, тщеславная и жадная Евдоксия, которая после падения Евтропия имела решающее влияние на управление государством. На первых порах она, по-видимому, благоволила к Златоусту, да и он с восторгом восхвалял благочестие императрицы, подкупленный ее наружно-смиренным участием в торжественной процессии перенесения мощей мучеников, которую он устроил после одного ужасного землетрясения в Константинополе. Но Евдоксия, конечно, не могла не сознавать, что направленные против светских женщин обличения Златоуста относятся и к ее особе, – и уже одно это страшно уязвляло ее привыкшее к подобострастной лести тщеславие; а тут еще и придворные дамы всячески старались вооружить ее против ненавистного им пастыря. Недовольны Златоустом были также и некоторые епископы: одни из них завидовали ему и, может быть, втайне мечтали занять его место (Севериан гавальский), другие – как лица, потерпевшие от его нелицеприятного правосудия; были между ними даже и такие, которые в оказанном им Златоустом простом приеме и незатейливом угощении видели для себя тяжкое личное оскорбление (Акакий верийский). Таковы были враждебные Златоусту элементы. Ими-то и воспользовался заклятый его враг александрийский патриарх Феофил. Вся вина Златоуста по отношению к этому надменному иерарху, по-видимому, заключалась в том, что его постановление во архиепископа константинопольского, которое к тому же принужден был совершить сам Феофил, разрушило честолюбивые планы последнего – если не самому лично, то хотя через своего покорного ставленника, распоряжаться кафедрой столицы. Феофил ждал только удобного случая излить на Златоуста свою затаенную злобу. И такой случай вскоре представился. Преследуемые Феофилом за мнимый оригенизм монахи Нитрийской пустыни (четыре т. наз. «длинные брата») прибыли в Константинополь просить Златоуста о защите. Тот с участием отнесся к их положенною и со всею почтительностью письменно ходатайствовал за них перед Феофилом. Но последний прислал Златоусту оскорбительный ответ, резко порицая его за вмешательство в дела чужой епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Евдокс ввел одну небывалую по своей математической точности концепцию, которую в Новое время (не очень удачно) стали называть " методом исчерпывания " . Под " методом исчерпывания " нужно понимать в данном случае именно метод приближения к пределу на путях непрерывного становления, так что " исчерпывается " здесь именно предел становления, причем исчерпаться он никогда не может. Из предыдущего мы можем заключить, что это было идеей уже и элейца Зенона, уже и Демокрита, уже и Антифонта, уже и Платона. Но все эти мыслители, в общем, были весьма далеки один от другого. Что же касается Евдокса, то он, как бы мы сказали, был не больше и не меньше, как в школе самого Платона, почему его принцип континуального становления был прямым распространением и углублением платоновского учения об идеях и числах. Евдокс тоже обратил внимание на то, что многоугольник, вписанный в круг или описанный вокруг него, по мере увеличения числа своих сторон все больше и больше приближается к кругу, хотя никогда и не может его достигнуть, так что разница между периметром многоугольника и данной окружности может стать меньше любой заданной величины. Точно так же объем цилиндра есть предельное выражение для бесконечно большого количества маленьких цилиндров, но в то же самое время объем конуса тоже составлен из бесконечно большого числа цилиндриков, когда эти цилиндрики, начиная снизу, постепенно уменьшаются и в своем объеме доходят до точки, образующей вершину конуса. Тот же самый процесс происходит при составлении пирамиды из бесконечно большого числа призм. То же самое получается также и при разделении отрезка прямой на все меньшие и меньшие отрезки, которые, как бы они ни уменьшались, никогда не могут стать равными нулю. Это было тоже осознанием концепции, которую мы сейчас называем принципом бесконечно малых величин. Платоновскую систему идей и чисел этот принцип Евдокса решительно реформировал в том смысле, что идея вещи, или ее число, соотносилась с самой вещью не просто категориально, то есть в условиях неподвижности как идеи, или числа, так и вещи, но в условиях непрерывного растекания идеи, или числа, непрерывного становления этой идеальной области, непрерывного излияния идей и чисел в инобытии вплоть до возникновения вещей.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

Ночь принесла с собой новые ужасы. Удары землетрясения почувствовались в предместье Гебдомонском и, распространяясь с необыкновенной силой к центру города, потрясли богатые кварталы, и в особенности тот, где находился императорский дворец. В комнате императрицы постель, сильно приподнятая, скатилась на пол. Евдоксия думала, что наступает ее последний час, и, бледная, с распущенными волосами, бросившись в комнату мужа, в ужасе вскричала: «Тот, кого нас заставили изгнать, – праведник, и сам Бог вооружился отмщением. Если ты хочешь спасти империю, немедленно пошли возвратить его». С рыданиями и мольбой она стояла на коленях до тех пор, пока Император торжественно не пообещал исполнить ее просьбу. Ободренная этим, она написала архиепископу следующее письмо: «Святейший! Умоляю тебя, не думай, что я принимала участие в том, что произошло с тобой. Я неповинна в крови твоей. Злые и совращенные люди составили против тебя заговор. Бог свидетель моих слов и тех слез, которые я приношу Ему в жертву». Еще не рассвело, когда один из придворных офицеров получил от нее приказание отправиться в Гиерон, передать это письмо в собственные руки сосланного и прибавить на словах, что она хочет его возвращения, что только быстрый его приезд может отвратить разрушение города. Видя, что первый посланец не возвращается, Евдоксия в нетерпении послала другого, затем третьего. Народ, увидев это, испугался, думая, что от него скрывают что- то зловещее, и множество людей бросилось отыскивать архиепископа, так что Пропонтида вскипела под множеством судов между Фракией и берегом Вифинии, Между тем, наводили справки о местопребывании Златоуста в Гиероне и в соседних портах. Наконец, отыскали его в вилле Пренетского селения. Пораженный таким оборотом дел и все еще предполагая какие-нибудь козни, так хорошо была ему известна глубокая испорченность его врагов, архиепископ колебался – прибытие евнуха Бризона наконец-то решило его отъезд. Бризон – первый камергер Августы и один из секретарей Императора, вообще был человеком честным и благочестивым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Евдоким (славный, греч.), праведный каппадокианин, 31 июля. Евдокия (благоволение, греч.), преподобномучевица, 1 марта. Евдокия преподобномученица, 4 августа. Евдоксий (благославный, греч.), муч. севастийский, с Аттиком и др., 3 ноября. Евдоксий комит, муч. мелитинский, 6 сент. Евдоксия (благославная, греч.), дева, муч. александрийская, 31 янв. Евелпист (благонадежный, греч.), муч. римский, 1 июня. Евиласий (благоуветливый, греч.), муч. кизический, 6 февр. Евкарпий (благоплодный, греч.), муч. никомидиский, 18 мар. Евкарпий воин, муч. амисийский, 23 янв. Евклей (благославный, греч.), из 10 мучч. в Пергии, 1 авг. Евкул (вернее Еввул), 30 дек. Евладия (благоречивая, греч.), девица, мученица варкинонская, 22 августа. Евлампий (благосветлый, греч.), муч. никомидийский, 10 окт. Евлампий муч., с Диомидом и др., 3 июля. Евлампий муч., 5 мар. Евлампия , мученица никомидийская, 10 окт. Евлогий (благословный, греч.), муч. палестинский, 5 марта. Евлогий , еписк. едесский, исповедник, 25 авг. Евлогий , архиеп. александрийский, 13 февр. Евмений (благосклонный, гр.), еписк. гортинский, 18 сент. Евника (благопобедная, греч.), мученица, 28 окт. Евникиан (благопобедный, греч.), из 10 мучч. критских, 23 дек. Евноик (благосклонный, гр.), из 40 мучч. севастийских, 9 мар. Евод (благопутный, греч.), ап. из 70, 7 сент. Евод с Анастасиею , 22 дек. Евод . муч. вифинский, 29 июля. Евод (благопутный, благоуспешный, греч.), муч. никомидийский, 1 сент. Евпл (благоплавающий, греч.), диакон, муч. катанский, 11 авг. Евпор (удобный для пути, богатый, греч.), из 10 муч. критских, 23 дек. Евпраксия (благоделание, греч.), преп. фиваидская, 25 июля. Евпсихий (благодушный, гр.), муч. кесарийский в Каппад., 7 сент. Евпсихий , муч. кесарийский другой, 9 апр. Евсевий (благочестивый, гр.), муч. керкирский, 28 апр. Евсевий , муч. александрийский, 4 окт. Евсевий , муч. никонидийский, 24 апр. Евоевий , муч. никомидийский, 20 янв. Евсевий , муч. финикийский, 31 сент. Евсевий , еписк. самосатский, муч., 22 июня. Евсевий , пустынник сирийский, 15 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Большинство сходится на том, что Платон не мог миновать Египта, который поразил в свое время Солона и Геродота. Платон, конечно, хорошо знал знаменитые описания Египта в геродотовской истории. И как же было Платону не пройти по следам своего предка Солона, набиравшегося мудрости у египетских жрецов в Фивах, Гелиополе и Саисе. Солон беседовал в Гелиополе с Псенофисом. В Саисе он посетил Сонхиса. Оба считались самыми учеными жрецами. Они так гордились древностью своего народа и сохранившимися преданиями, что греки для них оставались все еще малыми детьми. «Ах, Солон, Солон! — воскликнул один из старцев. — Вы, эллины, вечно остаетесь детьми, и нет среди эллинов старца!» По мнению египетского жреца, все эллины — юны умом, и ум их не сохраняет преданий, переходящих из рода в род, или учения, поседевшего от времени. Солону некогда египетские жрецы поведали о судьбе древней Атлантиды и кровопролитной войне афинян и атлантов. Думается, что ничего необычного в посещении Платоном Египта не было, тем более что Египет был совсем рядом и греки то и дело туда наезжали основывая колонии на Севере Африки. Платон якобы ездил не один, а вместе с юным Евдоксом, тоже своим учеником, будущим знаменитым географом и астрономом. Фиванский пифагореец, друг Сократа Симмий будто бы тоже собирался вместе с Платоном в эту поездку. Во всяком случае, Евдокс, родившийся в 408 году, мог к 390–389 годам восемнадцатилетним юношей сопровождать 35-36-летнего Платона. В Гелиополе через триста лет после этого события показывали дом, где жили Платон и Евдокс. Есть сведения, что Платон посетил Кирену, город, основанный в Северной Африке еще в XII веке до н. э. греками. Родом оттуда был Аристипп и знаменитый математик Феодор. Рассказывают, что Платон навестил там Феодора, брал у него уроки математики, как некогда это проделывал и сам Сократ. Феодор был близок к пифагорейцам, а у Платона тоже постепенно возникла дружба с этими философами аскетического образа жизни, знатоками смысла чисел как символов человеческого и космического бытия.

http://predanie.ru/book/219678-platon-ar...

После такого открытия болезни их, они были выгнаны из Сирии и, удалившись в Памфилию, наполнили ее своею заразою. Глава 12. О том, как Валент впал в ересь Теперь я буду рассказывать прочие исторические события и покажу начало той бури, которая воздвигла в церквах множество треволнений. Приняв царство, Валент сперва упражнялся догматами апостольскими. Когда готы перешли Истр и начали опустошать Фракию, он собрал войско и вознамерился вести против них войну. При этом ему показалось, что лучше воевать, оградив себя всеоружием всесвятого крещения, чем оставаясь чуждым Божественной благодати И эта мысль его была хорошая и весьма мудрая, но то, что случилось после сего, показывает крайнюю слабость его души и обличает в нем измену истине. Он, бедный, потерпел то же, что праотец Адам, ибо, подобно последнему, поработился от того, что был обольщен словами жены - был взят в плен не силою оружия, а обманчивыми женскими словами. Сделавшись сперва сама добычею арианского обмана, жена Валента увлекла за собою и мужа, и Валент вместе с нею впал в одну и ту же бездну богохульства. Вождем и тайносовершителем у него был Евдоксий, который тогда еще держал кормило Константинополя и не управлял кораблем, а потоплял его. Глава 13. О том, как он удалил сиявших доблестями епископов Евдоксий, еще крестя этого несчастного, связал его клятвою, чтобы он и сам верен был нечестивым догматам и изгонял отовсюду тех, которые думают иначе. Таким образом, оставив апостольское учение, Валент перешел на сторону противников, а по прошествии некоторого времени исполнил и остальные пункты клятвы. Из Антиохии он изгнал великого Мелетия, из Самосата - божественного Евсевия, Лаодикию лишил дивного ее пастыря Пелагия Этот (Пелагий) еще в юности подъял иго брака, но в первый же день на брачном ложе убедил невесту - супружескому сообщению предпочесть чистоту и братскую любовь считать выше супружеской связи, и таким образом совершил подвиг целомудрия. Кроме того, он имел и другие сродные с целомудрием и неразлучные с ним добродетели, а потому общим приговором возведен был на степень предстоятеля. Но и этот блеск его жизни не усовестил врага истины: он сослал Пелагия в Аравию, божественного Мелетия - в Армению, а изнуренного апостольскими трудами Евсевия - во Фракию. Этот Евсевий, узнав, что многие церкви лишены пастырей, облекся в одежду воина, возложил на голову тиару и в этом виде прошел Сирию, Финикию и Палестину, рукополагая пресвитеров, диаконов, пополняя духовенство другими церковными чинами; а когда встречал единомышленных с собою епископов, то делал их предстоятелями и тех церквей, которые имели нужду (в предстоятеле). Глава 14. О Евсевии, епископе самосатском

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/990/...

— Уважаемый, скажи — зачем ты обливаешь наш товар своей водой? Но вместо водовоза ответил один из стражников: — Таков приказ градоначальника. Все продукты на рынке и в торговых лавках теперь будут окропляться каждый день. — Зачем? — удивился отец. — Какой в этом смысл? — Ты задаешь слишком много вопросов, торговец, — стражник нахмурил брови. — Смотри, как бы не пришлось тебе самому ответить за твое любопытство. Разве тебе мало того, что так распорядился сам градоначальник? — Нет, мой господин, — отец смиренно опустил глаза. — Я все понял. Вот мой товар, пусть водовоз делает свое дело. — То-то же… — стражник лениво зевнул. — Думаешь, нам самим нравится в такую рань возиться тут с твоими яблоками? Но приказ есть приказ. Его нужно выполнять, а не спрашивать — «что» и «зачем». — Да, мой господин, — склонил голову отец. — Приказ нужно выполнять. Весь его вид изображал полную покорность. Но когда стражники и водовоз двинулись дальше, отец тут же преобразился. Движения его стали быстрыми и точными, а взгляд острым. Он подозвал к себе мальчика, посмотрел ему в глаза и сказал: — Ты помнишь, где живет наш епископ Евдоксий, сынок? — Да, папа, помню. Он живет на улице, которая ведет к морю. — Скорее беги туда, разбуди его и расскажи все, что сейчас видел здесь, на рынке. — Хорошо, папа. А что это было? — Я не знаю. Но чувствую, что происходит что-то плохое. Епископ — мудрый человек, пусть он решит, как со всем этим быть. — Да, папа. Я сделаю так, как ты сказал. Мальчик развернулся и со всех ног побежал прочь. Явление святого воина Дом, где жил епископ Евдоксий, стоял на улице, ведущей к морскому порту Константинополя. Днем здесь непрерывной чередой шли караваны могучих верблюдов, увешанных тюками с поклажей. Огромные быки тянули повозки на деревянных колесах. Повозки доверху были загружены заморским товаром, который прибыл в город на кораблях. Шум, гам, стук колес по булыжной мостовой, мычание быков и рев верблюдов — вот как звучала эта улица днем. Но сейчас, ранним утром, здесь было совсем тихо. Когда мальчик прибежал к дому епископа Евдоксия и тихонько постучал в дверь, ему открыл сам хозяин — пожилой, но статный высокий человек с седой бородой и добрыми глазами.

http://foma.ru/kak-svjatoj-muchenik-feod...

Мученики: Ромил, Евдоксий с супругой Василиссой, Зинон, Макарий и др, пострадали в разное время, но соединены вместе в месяцесловах, вероятно, потому что замучены в одном месте – в армянской Мелитине. Св. Ромил жил при императоре Траяне, в конце I и в начале II века, и был начальником его стражи. Отправляясь в поход на Восток, Траян узнал, что в его войске 11 тысяч человек христиан, разгневался в приказал отправить всех их в заточение в Мелитину. Тогда Ромил пришел к Траяну и начал говорить, что он напрасно так делает, когда войско очень необходимо. Царь, узнав, что и он христианин, приказал бить его и усечь мечом. Большинство осужденных в ссылку были распяты на крестах, – Св. Евдоксий пострадал при Диоклетиане, в конце III века. Когда Диоклетиан открыл гонение на христиан, тогда многие из них оставляли свой сан и домы и скрывались в тайных местах. Так поступил и сановник Евдоксий. Правитель послал воинов искать его, и воины, встретив его, одетого в простой одежде, не узнали. Но св. Евдоксий признал эту встречу за Божие предназначение его к мученическому венцу. Простившись с женой, детьми и всеми домашними и сказав, чтобы они не скорбели, когда услышат о его смерти, но провели этот день в радости, что Господь сподобил его мученической смерти, отправился с воинами. Правитель советовал Евдоксию исполнить царское повеление – принести жертву идолам. Св. мученик отказался. «Если ты не исполняешь царской воли, то не должен носить и воинской одежды», – сказал правитель и думал, что Евдоксий из-за почетного военного звания отречется от Христа. Но Евдоксий поспешно снял и бросил воинскую одежду. То же сделали и другие воины-христиане, представленные к правителю. Правитель донес об этом царю, и царь приказал казнить тех из них, которые состоят начальниками. Правитель снова пытался отвратить от Христа Евдоксия – жестоко мучил его, но святой все оставался тверд. Тогда казнили его; вместе с ним казнили Зинона, Макария и многих других. Жена Евдоксия, Василисса, похоронила тело св. своего мужа. Ее представили на суд к Диоклетиану, но он, видя, что Василисса желает мученической смерти, отпустил ее в той мысли, что она хочет приобрести себе хвалу от своих единоверцев такой смертью, и она мирно окончила свой жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010