Чтобы дать понятие об этой скорби и об этих воплях; мы не находим лучшего средства, как воспользоваться красноречивым изображением той и других, находящимся в вышеупомянутом жизнеописании Димитрия Иоанновича. «Увидевши супруга своего мертвым, на одре лежащим (так говорит жизнеописатель Димитрия) вел. княгиня начала плакать, ударяя руками в грудь свою; огненные слезы лились из ее очей... Зачем, воскликнула она, умер ты, дорогой мой, жизнь моя, зачем оставил меня одну вдовою?.. Зачем я не умерла прежде тебя... Куда зашел свет очей моих? Куда сокрылось сокровище жизни моей?.. Почто не ответствуешь мне, супруге твоей?.. Цвет мой прекрасный, зачем так рано увял ты?.. Господин мой, что же не смотришь на меня, не отвечаешь мне?.. Ужели ты забыл меня?.. Вот мы, я, жена твоя, и дети твои... Что же не даешь нам никакого ответа?.. На кого ты оставляешь меня и детей своих?.. Рано заходишь, солнце мое, рано скрываешься, прекрасный месяц мой, рано идешь к западу, звезда моя восточная!.. Где честь твоя, где слава и власть твоя?.. Был государем всей Русской земли, а ныне мертв и ничего не имеешь в своем владении!.. Много примирил стран, много одержал побед, а ныне сам побежден смертию!.. Изменилась слава твоя, и на лице твоем видна печать тления!.. Жизнь моя, я уже не могу более находить в тебе источник веселия?.. Вместо многоценной багряницы ты облекся в сии бедные ризы, вместо венца покрыл главу свою простым платом, из светлых чертогов переселился в тесный и мрачный гроб!.. Зачем помрачился свет мой ясный! ... Если Бог услышит молитву твою, помолись обо мне, княгине твоей, чтобы мне умереть вместе с тобою, как мы не разлучены были в жизни!.. Юность еще не оставила нас, еще старость не постигла нас!.. Зачем оставил меня и детей своих?.. Немного было радостей в моей жизни с тобою, вместо веселия плач и слезы были моею долею, – вместо утехи и радости – скорбь и сетование!.. Зачем я не умерла прежде тебя? Тогда я не была бы горького свидетельницею твоей кончины и не чувствовала бы своего несчастия! Ужели ты не слышишь жалобных речей моих? Ужели не трогают тебя горькие слезы мои? Крепко уснул царь мой, не могу разбудить тебя!.. С какой войны пришел ты, отчего так утомился?.. Звери земные идут на ложе свое, птицы небесные к гнездам своим; а ты, господин мои, на веки отходишь от дому своего!.. Кому уподоблю и как назову себя? Вдовою ли? но я не знаю сего имени. Женою ли? но царь – супруг мой оставил меня!.. Вдовы старые, утешьте меня!.. Юные вдовы, плачьте со мною! Что может быть горестнее несчастия вдовы?.. Как оплакать и как выразить мне свое горе?.. Боже Великий, Царю царей, будь моим заступником! Пресвятая Богородице! Не оставь меня и не забудь меня во время печали моей!...» 37 . Этою молитвою оканчивается плач Евдокии над гробом ее супруга.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

Когда я чем-то расстроена, мне надо переключиться на другие мысли, чтобы освежить голову. Вот почитаю дальше про Евфросинию, успокоюсь и тогда разложу все в своей жизни по полочкам: куда Леонида Сергеевича, куда свое будущее, куда подруг и вообще окружающих меня людей, в том числе незаконных обитателей чердака… а куда общие размышления Иларии Павловны, смесь философии, истории и политики — что представляет из себя наш народ и каковы могут быть его пути. Об этом я тоже не забывала, мне даже снился однажды разбойник Кудеяр, превращающийся в благочестивого старца Питирима. И еще что-то важное, что утром, к сожалению, забылось. В общем, остаток вечера мне предстояло читать и ни о чем не думать, пока не отдохну. Тише едешь — дальше будешь, как учила нас в первом классе та же Илария Павловна. Но все-таки я не могла совсем отрешиться от действительности, даже погружаясь в события шестивековой давности. Житие княгини, в день которой я родилась, оказалось каким-то универсальным — оно шло параллельно моим собственным проблемам и подсказывало мне кое-какие решения. Вот, например, с бомжами. А теперь на очереди стоял Леонид Сергеевич — может быть, теперь княгиня подскажет, как мне быть со своей не имеющей будущего влюбленностью? Хотелось бы узнать о ее, как говорят теперь, личной жизни. Ведь Евдокия не вдруг стала Евфросинией: до монашества она очень любила своего мужа, Дмитрия Донского, которому родила одиннадцать детей. Правда, выжили из них только восемь, но по тем временам и это немало. Словом, женские проблемы должны быть моей княгине хорошо знакомы. Я быстренько вскипятила Нютин бульон, бросила в него чайную ложку соли и ушла к себе в комнату читать. 28 Вот уже несколько лет как закатилось красное солнышко Руси, погас ее ясный месяц: опочил первый князь, показавший татарам, что не вечны их победы. Отгремела славная Куликовская битва, пережила Москва нашествие вероломного Тохтамыша и возвысилась как главный город русской земли. На нее теперь все очи глядели; кои — с надеждой, что укрепится Русь вокруг единой столицы, кои — с завистью, что надлежит ей стать центром великой страны. А кои — с желанием углядеть, где у московского наследника, князя Василия Димитриевича, слабое место, и ткнуть в это место побольнее. Оттого и нельзя исполнить княгине Евдокии свое главное после смерти супруга желание — уйти от мира, приняв монашеский постриг. Соделалась она соправительницей своего сына Василия, учит молодого князя государствовать, отводит на первых порах беды, смягчает ошибки.

http://azbyka.ru/fiction/put-k-imeni-ili...

— У них есть проект, именуемый «Дебют». Для молодых, не известных пока модельеров. Там тоже выдаются премии, выпускаются альбомы… Словом, вы примете участие в очередном кон… — Вы хотели сказать — конкурсе? — превозмогая неприятное чувство, спросила я. — Вот именно. Я хотел пощадить вашу чувствительность, но вам придется привыкать к этому слову, Мальвина. В конкурсе, да. Но на этот раз вам ничего неприятного не грозит. — А вдруг… — Теперь исключается. Я прослежу за вашим дебютом. — Но ведь у меня нет никаких работ! — Будут. Все это и затевается ради того, чтобы у вас появились новые работы. Чтобы вы развивались творчески. А со временем ваши работы увидят свет. И он рассказал, что надо делать: под его руководством я оформлю заявку на определенный вид одежды, которую должна буду смоделировать за три месяца, как раз к первому туру конкурса. А он предупредит оргкомитет, что собирается обо мне писать — мол, я подаю большие надежды. Меня задело, что и тут дело не обходится без протекции, то есть не совсем честно. Но Леонид Сергеевич был со мной не согласен: — Если человек талантлив, Мальвина, это видно. Особенно такому старому волку, сто лет занимающемуся журналистикой. Поверьте, я действительно возлагаю на вас большие надежды, это не просто слова… От этих «не просто слов» мне стало еще холоднее, еще радостнее, а пузырьки шампанского забегали в горле с удвоенной силой. Но потом оказалось, я поняла его несколько «не в ту степь», как говорили когда-то в школе. — Поговорим начистоту, Мальвина. Может быть, это звучит напыщенно, но я гражданин своей страны. Меня не может оставить равнодушным то, что я вижу сейчас вокруг, — и особенно страшно потому, что уязвимей всех у нас остается молодежь. Соответственно и результаты: либо пьющие, как ваша Валька, либо покалеченные сектами, как Нюта. Либо равнодушные, прагматичные, стакан воды больному не подадут, если это не будет оплачено. А вы совсем другая. Глядя на вас, хочется в будущее смотреть! — А вот мне как раз хочется в прошлое. — С радости я не удержалась, чтобы не рассказать ему, чем сейчас занимаюсь. — Я читаю «Житие преподобной Евдокии-Евфросинии, княгини Московской». Вы знаете, она была женой Дмитрия Донского и во всем ему помогала. Без нее, может быть, и Куликовской битвы бы не было! А в 2007м году будет отмечаться шестьсот лет со дня ее рожденья…

http://azbyka.ru/fiction/put-k-imeni-ili...

Спустя 8 лет после этого события, разразилось над Россиею новое бедствие – страшная гроза татарская. Мы разумеем незабвенную в нашей истории борьбу Димитрия Иоанновича с татарами и одержанную им над ними победу. Здесь деятельность Евдокии и участие ее в общей государственной жизни, свойственным ей образом, уже с большею ясностью выступают пред нашими глазами и ярко отмечены на страницах наших летописей. Мы видели, что в 1371 году Димитрий раздражил против себя Мамая; но в бытность свою в Орде дарами и лестью успел склонить его на свою сторону, и это с таким успехом, что хан согласился даже на уменьшение дани, платимой прежде Русским народом. Понятно, впрочем, что эта уступка произошла не от искреннего расположения хана к Димитрию, но от ослабления самой Орды, которая, с одной стороны, вследствие внутренних смут, с другой – по причине усиления Московского государства, далеко уже была не так самонадеянна и требовательна, и не так страшна для русских, как прежде, и по необходимости должна была согласиться на упомянутую уступку. Димитрий видел это, видел собственными глазами и вообще слабость Орды, и возвратился в Москву с полным сознанием своей силы и с надеждою на избавление. Поэтому он не только поощрял и помогал удельным князьям отражать набеги татар, приходивших, по прежнему обыкновению, для опустошения и грабежа пограничных областей, но не- сколько раз сам лично выступал против разорителей, или высылал войско под начальством своих воевод. Наконец однажды, именно в 1378 году, на берегах реки Вожи он разбил наголову отряд татар, посланных Мамаем собственно с целью смирить и наказать непокорного московского князя. Это поражение привело в ярость Мамая, и он не хотел успокоиться до тех пор, пока не отмстить Димитрию. Мамаю казалось это тем легче, что, сделавшись великим ханом, он имел в своем распоряжении силы всей Орды и, кроме того, надеялся на помощь от Ягайла, князя литовского. Русские, с своей стороны, давно уже отвыкнув трепетать при одном имени татар, и особенно ободренные Вожскою победой, готовы были отразить новое нападение. Таким образом, роковая борьба была решена: та и другая сторона жаждала решить дело оружием, с той и другой стороны начали делать приготовления.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тогда преподобная решилась освободить сыновей своих от тяготевшего над ними смущения и, призвав всех их к себе, сказала им: «не смущайтесь, любезные дети мои! Я с радостию хотела претерпеть Христа ради всякое уничижение и людское злословие; но увидев одного из вас смутившимся, решилась открыть вам то, чего не открыла бы никогда и никому в мире. Узнайте, дети мои, истину, и да не смущают вас дошедшие до вас несправедливые обо мне клеветы». С последними словами она открыла часть своей одежды на груди, и сыновьям ее представилось поразительное явление: от чрезмерного воздержания, от усильных трудов и подвигов, тело ее иссохло, почернело, и плоть прильнула к костям. Юрий и братья его ужаснулись, узнав истину, и молили мать свою о прощении, что они дозволили себе, если не доверят, то, по крайней мере, колебаться и смущаться разнесшимися о ней несправедливыми слухами. Конечно, теперь они на все готовы были, чтобы уничтожить людскую молву и обнаружили намерение наказать виновников клеветы. Но преподобная Евдокия строго запретила им всякую на это попытку. Не желая освободить себя от бремени злословия ради имени Господа, она потребовала от своих сыновей, чтобы они никому не объявляли о том, что узнали о ней, и оставили б в покое поношающих ее клеветников. «Один Бог , сказала она, есть судья человеческих дел. Он долготерпелив и многомилостив и утвердит нас в любви своей. От Него одного мы должны ожидать избавления от всякого искушения и от всякого навета вражия». Таким образом, дав сыновьям своим наставление и много утешив их, она отпустила их с миром 75 . После сего происшествия, замечает жизнеописатель Евдокии, она с новою ревностию стала подвизаться в благочестии и с большим усердием начала молиться о себе, о сыновьях своих и о всей державе их, и Господь исполнял прошения ее 76 . О своей кончине преподобная Евдокия предизвещена была от Бога явлением ей ангела за несколько времени до ее преставления от сего мира. Чудесные следствия сего явления были видимы всеми, и через это Господь, без сомнения, хотел явить миру святость и добродетели своей угодницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

И. Николаев, Т. С. Царькова. СПб., 1998. С. 55-58. (Новая б-ка поэта); Авдеев А. Г. Стихотворный элогий Кариона Истомина, посвящ. вел. кнг. св. Евдокии, в иночестве Евфросинии//ВЦИ. 2008. 4(12). С. 131-134. Букварь: Букварь славенороссийских писмен. М., 1694; Букварь языка славенска. М., 1696; Берх В. Н. Букварь Кариона Истомина 1691 г.//Сев. архив. 1822. Ч. 4. 19. С. 3-27; Ровинский Д. А. Рус. народные картинки. СПб., 1881. Кн. 2. С. 483-503; Кн. 4. С. 514-517; он же. Мат-лы для рус. иконографии. СПб., 1890. Вып. 7, 9; Тарабрин И. М. Лицевой букварь Кариона Истомина//Древности. М., 1916. Т. 25. Табл. XV-LIII (отд. отт.: М., 1916); Букварь, составлен Карионом Истоминым, гравирован Леонтием Буниным, отпечатан в 1694 г. в Москве: [Факс. воспроизв. экз., хранящегося в РНБ]/Вступ. ст.: В. И. Лукьяненко, М. А. Алексеева. Л., 1981. Лит.: Новиков Н. И. Опыт ист. словаря о российских писателях. СПб., 1772. С. 71-72; Евгений. Словарь. 1827 2. Т. 1. С. 318-320; Строев. Словарь. С. 163-165; Филарет (Гумилевский). Обзор. С. 267; Браиловский С. Н. Карион Истомин: Жизнь его и сочинения//ЧОЛДП. 1889. Апр. С. 346-374; Май. С. 439-464; Июнь. С. 538-592; он же. К биографии Кариона Истомина//ЖМНП. 1891. Ч. 276. 8. С. 434-437; он же. Заметки по лит-ре переходного времени. 2: К биографии Федора Поликарпова и Кариона Истомина//Там же. 1903. Ч. 346. 3. С. 187-188; он же. К вопросу о лит. деятельности рус. писателей XVII ст., носивших имя Карион//ИОРЯС. 1909. Т. 14. Кн. 1. С. 12-58; Викторов А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Сев. России. СПб., 1890. С. 22, 167-168, 227, 250, 267-268, 278; Георгиевский В. Флорищева пуст.: Ист.-археол. описание с рисунками. Вязники, 1896. С. 166-171, 199-200, 248-251, 259-260; ОДДС. 1901. Т. 10: 1730 г. Прил. 7. Стб. 989-994; Попов А. В. Карион Истомин//ПБЭ. 1907. Т. 8. Стб. 623-633; Никольский А. И. Описание рукописей, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. СПб., 1910. Т. 2. Вып. 2. С. 534-540; Шемшурин А. А. О гравированном и рукописных лицевых букварях Кариона Истомина//ЧОИДР.

http://pravenc.ru/text/1681053.html

74 Сказание о блаженной в. княгине Евдокии... Ст. кн. ч. 1, стр. 511 – 514. Житие ее в Прологе, под 7-м числом Июля. 75 Сказание о блаженной в. княгине Евдокии... Ст. кн. ч. 1, стр. 511 – 514. Житие ее в Прологе, под 7-м числом Июля. 78 Предполагаемая нами, старая церковь Вознесения была, вероятно, деревянная. В древней Руси каменные церкви были так редки, что построение каждой из них составляло целое происшествие и непременно вносилось в летописи. 81 Рукописное последование великой панихиды в память преп. Евдокии, хран. в Возн. мои. л. 20 об. 82 См. выше примеч. 42. По известию летописей при жизни преподобной Евдокии для сооружения заложенной ею новой церкви, сделано очень немного. Начатое ею продолжала София, супруга Василия Димитриевича; но скоро, еще не достроенная церковь Вознесения повреждена была пожаром и, как мы выше заметили, стояла в таком виде 60 лет. Наконец Мария, супруга Василия Васильевича Темного решилась возобновить ее и к 1487-му году окончила (Кар. VI, пр. 629). После многократных пожаров церковь Вознесения возобновляема была вместе с монастырем еще несколько раз, именно в царствование Василия Иоанновича, Иоанна Грозного, Михаила Феодоровича, Петра Великого и наконец после пожара 1737 года. Последнее возобновление ее начато по повелению Анны Ивановны и окончено в царствование Елизаветы Петровны. После 1812 года, уцелев от пожара, храм Вознесения был очищен и приведен в настоящий вид. Пам. Моск. Древ., стр. 206, 208 и 209. 83 По сходству начертания на письме названия месяцев Июня и Июля, во многие летописи, при обозначении дня кончины преподобной Евдокии вкралась ошибка. Так сказание о житии преп. Евдокии, помещенное в печатной Степенной книге (Ч. 1, стр. 514). 84 Соф. Врем. (1. 435) и другие летописи (напр. Пол. соб. Т. 1, стр. 233. Т. V, стр. 256, Кар. V, пр. 245). относят кончину преподобной Евдокии к 7-му Июня, а не Июля. Но в этом случае, по нашему мнению, гораздо вернее следовать преданию церкви, которая празднует память блаженной Евдокии 7-го Июля, чем и указывает день ее кончины. С этим указанием согласно и житие Евдокии, помещенное в Прологе. Замечательно, что в сказании о Блаженной Евдокии, помещенном в синодальном сборнике под 850 (473) кончина ее также обозначена 7-м числом Июля, а не Июня. Каких лет скончалась преподобная Евдокия? Время вдовства ее продолжалась 18 лет. След., если принять, что она осталась вдовою, бывши 35 – ти лет, (сличи прим. 35), то год кончины ее был 53-м, или 54-м годом ее жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Москве прошла пресс-конференция, посвященная предстоящему открытию памятника благоверному князю Димитрию Донскому и преподобной Евфросинии Московской 15.11.2013 13 ноября 2013 года в пресс-центре РИА «Новости» состоялась пресс-конференция, посвященная предстоящей церемонии открытия и освящения памятника святому благоверному великому князю Димитрию Донскому и великой княгине Евдокии, принявшей в монашеском постриге имя Евфросинии . Участниками пресс-конференции стали настоятель столичного храма преподобной Евфросинии в Котловке протоиерей Алексий Ладыгин, председатель Отдела религиозного образования и катехизации г. Москвы иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель правления благотворительного общественного Фонда имени Великой княгини Евдокии Московской Л.С. Акелина. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на территории храма преподобной Евфросинии на Нахимовском проспекте столицы будет установлена бронзовая скульптурная группа, изображающая святых благоверных князя Димитрия Донского, княгиню Евдокию, их сына Василия и еще одного младенца на руках у княгини. Автор памятника — скульптор Дмитрий Кукколос. Высота монумента — около 4 метров. Церемония открытия и освящения памятника состоится 19 ноября в 16.00. Чин освящения совершит руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк, сообщает сайт храм прп. Евфросинии Московской в Котловке Председатель правления благотворительного общественного Фонда имени великой княгини Евдокии Московской Л.С. Акелина во время пресс-конференции рассказала о месте образа святой Евфросинии в сознании ее современников и потомков, видевших в ней национальный идеал женского служения Отчизне. Иеромонах Онисим (Бамблевский), автор жития преподобной Евфросинии, подчеркнул, что образ святых Димитрия и Евфросинии, пример их жизни очень важны для воспитания подрастающих поколений. Протоиерей Алексий Ладыгин отметил, что великие князья Димитрий и Евдокия числятся в ряду тех, кто закладывал основы национальной державности. Являясь глубокого религиозными людьми, они еще при жизни стали совестью своего народа и ярким живым примером православного благочестия, воплотив идеал супружеской жизни. Для москвичей преподобная Евфросиния стала небесной покровительницей города. В царской российской армии она считалась также покровительницей воинства. Глубоко почитал преподобную Евфросинию приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II, способствовавший возрождению общецерковного почитания святой. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 15.11.2013 12:53:37

http://drevo-info.ru/news/16224.html

Архив Пн Состоялась церемония вручения Патриаршего знака Великой княгини Евдокии Московской 23 января 2008 г. 14:33 23 января в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась церемония вручения Патриаршего знака Великой княгини Евдокии Московской. Высокая награда учреждена Региональным благотворительным общественным фондом им. Великой княгини Евдокии Московской в 2007 г., в год 600-летия преставления княгини Евдокии (в инокинях Евфросинии). В отличие от ордена и медали прп. Евфросинии , этот знак является не церковной, а общественной наградой. Церемонию возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, вручивший Патриарший знак Великой княгини Евдокии Московской настоятельнице Кресто-Воздвиженского Иерусалимского женского ставропигиального монастыря игумении Екатерине (Чайниковой), Заслуженному строителю Российской Федерации Г.Н. Евсеевой, многодедтной матери А.И. Ладыгиной, председателю попечительского совета целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» С.В. Медведевой и профессору Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова Л.П. Соколовой. В мероприятии приняли участие Заместитель мэра в правительстве Владимир Виноградов, являющийся председателем Попечительского совета Фонда Великой княгини Евдокии, благочинный храмов Центрального округа Москвы протоиерей Владимир Диваков и священник Алексий Ладыгин, настоятель строящегося на Нахимовском проспекте храма преподобной Евфросинии Московской. Перед началом награждения Владимир Виноградов обратился к Святейшему Патриарху со словами благодарности за поддержку начинаний Фонда и благословение на учреждение Патриаршего знака. Вручая Патриарший знак, Предстоятель Русской Церкви отметил, что тот подвиг, который совершила Великая княгиня Евдокия, имеет большое значение для всех русских людей, поскольку своей жизнью она подала пример христианского отношения к своему народу и Отечеству. «Имя преподобной Великой княгини Евдокии будет возвращено в память наших соотечественников, мы будем гордиться этим именем и вдохновляться ее подвигами, которые она совершили во славу нашей страны», — подчеркнул Святейший Патриарх. «Мы имеем возможность наградить сегодня тех людей, которые вносят огромный вклад в возрождение России, — отметил Патриарх. — Наша история является тем фундаментом, на котором зиждется российское государство». Великая княгиня Евдокия была супругой св. благоверного князя Димитрия Донского и вошла в историю Русской Православной Церкви и государства Российского как святая, стоявшая у истоков новой объединенной Московской Руси, сочетавшая в своей благочестивой жизни государственное служение с монашеским деланием. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/354551.htm...

В Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялся торжественный заключительный акт, посвященный 600-летию успения прп. Евдокии (Евфросинии), Великой княгини Московской 12 ноября 2007 г. 19:02 В Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялся торжественный заключительный акт, посвященный 600-летию успения прп. Евдокии (в монашестве Евфросинии), Великой княгини Московской. Торжественный акт по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возглавил епископ Бронницкий Амвросий . В своем слове к собравшимся владыка Амвросий отметил роль женщины в истории России: женщины были как хранительницами семьи, так и мудрыми управительницами государства, многие из них явили в своей жизни пример жертвенного милосердного служения близким и высоту монашеского делания. Председатель Попечительского совета фонда Евдокии Московской, заместитель мэра г. Москвы В.Ю. Виноградов вручил награды фонда — памятный знак в  память 600-летия преставления преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. Среди награжденных — игумения Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального монастыря Екатерина (Чайникова), удостоенная знака за большую социальную работу с молодежью. После официальной  части состоялся концерт, в котором приняли участие творческие коллективы г. Москвы. Торжественный Акт подготовлен совместными усилиями Московской Патриархии, Правительства Москвы, Префектуры ЮЗАО, Фонда Великой княгини Московской Евдокии и прихода храма прп. Евфросинии Московской. Великая княгиня Евдокия была супругой Дмитрия Донского. Вместе с ним она возводила белокаменный Кремль, отстраивала Москву после разрушительных пожаров и набегов врагов. За ее любовь и милосердие москвичи еще при жизни называли ее матерью. После смерти своего мужа Дмитрия Донского Великая княгиня стала соправительницей своему сыну, Василию I. Евдокия была первой женщиной-правительницей Московской Руси. Именно Великой княгине принадлежит заслуга возвращения митрополита Киприана на первосвятительскую кафедру и утверждение за Москвой статуса столицы. Так же с именем Евдокии связана история перенесения в Москву Владимирской иконы Божией Матери во время нашествия Тамерлана.

http://patriarchia.ru/db/text/321015.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010