4.20.3.               Медаль носится на правой стороне груди; при наличии других медалей Русской Православной Церкви располагается среди прочих медалей согласно перечню медалей, указанному в статье 3.4.2. 4.20.4.               Планка медали представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой красного цвета с двумя белыми узкими полосами по обеим сторонам. Размеры планки медали: ширина 24 мм, высота 13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления. 4.20.5.               Планка медали может носиться на повседневной одежде и располагается согласно перечню медалей, указанному в статье 3.4.2. 4.20.6.               Медалью ордена святителя Макария Московского награждаются клирики и миряне за значительный вклад в развитие церковной науки и духовного просвещения. 4.21.   Статут ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской 4.21.1.                    Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода от 21 августа 2007 года в ознаменование 600-летия преставления преподобной Евдокии, в монашестве Евфросинии, великой княгини Московской. Будучи супругой благоверного князя Димитрия Донского, преподобная Евфросиния вошла в историю Русской Православной Церкви как святая, стоящая у истоков новой объединенной Московской Руси, сочетавшая в своей благочестивой жизни, наполненной христианскими добродетелями, государственное служение с монашеским деланием. 4.21.2.                    Орден преподобной Евфросинии имеет три степени. 4.21.3.                    Знаки ордена первой степени : 1)         Знак ордена представляет собой позолоченный четырехконечный крест с расширяющимися концами и треугольным завершением. Крест окантован выпуклым рантом и покрыт эмалью рубинового цвета. В центре знака расположен круглый медальон с рельефной позолоченной монограммой " ЕМ " (Евфросиния Московская) на белом эмалевом фоне. Вокруг медальона расположен пояс с позолоченным стилизованным девизом: БЛАЖЕНН MUЛOCTUBIU. В нижней части пояса помещены две перекрещенные у основания позолоченные лавровые ветви, листья которых покрыты рубиновой эмалью. Пояс также покрыт рубиновой эмалью и окантован позолоченным выпуклым рантом. Между ветвями креста расположены гладкие позолоченные лучи, окантованные рантом в виде жгута и отделенные друг от друга и от ветвей креста дорожками из металлических зерен, которые также образуют лучи. Все лучи завершаются небольшими металлическими шариками. Знак посредством ушка и кольца крепится к орденской ленте. На обратной стороне знака имеется номер, зарегистрированный в Наградной комиссии. Материалы: мельхиор с позолотой, холодная эмаль. Размеры знака ордена: ширина 55 мм, высота 55 мм.

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

В след за описанием молитвенных подвигов Евдокии во время нашествия Тамерлана, писатель краткого ее жития передает нам несколько частных случаев из ее жизни, свидетельствующих о той высоте благочестия и святости, до которой она достигла во время своего вдовства. Это именно испытание, которому преподобная подверглась от людского злоречия, и некоторые чудесные явления и действия, которыми Богу угодно было засвидетельствовать ее святость пред людьми. 74 Дела благочестия Евдокии, как то: построение церквей, опыты ее христианского милосердия, посещение храмов Божиих были в виду всех; но не многие знали о тайных, келейных ее подвигах. После смерти супруга своего, святая Евдокия, по словам ее жизнеописателя, стала прилагать труды к трудам и подвиги к подвигам; живя еще в мире, она вполне отреклась от него и изнуряла тело свое непрестанным постом, продолжительными бдениями, молитвою и другими упражнениями подвижнической жизни. Между тем, подвизаясь для единого Бога, она старалась скрыть от людей свои добродетели. Следуя заповеди Иисуса Христа: «ты же, егда поститися, помажи главу твою и лице твое умый»... ( Мф.6:17 ), – преподобная всюду являлась с веселым лицом, одевалась в великолепные одежды; даже носила несколько одежд, чтобы казаться тучною. Это было поводом, что людское злословие, не доверяя искренности подвигов ее благочестия, видимых всеми, не пощадило ее добродетели, и стало распространять разные клеветы касательно ее жизни. Евдокию начали обвинять в пышности, тщеславии, даже стали представлять сомнительным ее целомудрие. От преподобной не укрылись эти несправедливые слухи, распространившиеся относительно ее жизни; но она молчала и благодарила Бога, что имеет случай претерпеть ради Его людскую несправедливость. В глубине души она решилась перенести до конца жизни неправду клеветников и воздавать им за зло добром. Но Евдокию ожидало более тяжкое испытание: молва злоречия скоро достигла до ее сыновей и глубоко оскорбила их. Один из них, Юрий, был до того смущен и обеспокоен этою, быстро разнесшеюся, молвою, что не мог скрыть своего беспокойства от своей матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

В самом деле, если Димитрий Иоаннович по выражению его жизнеописателя, был «око слепым, нога хромым, пристанище несчастных, упокоение трудящихся» то, без сомнения, эти черты мы должны приписать и Евдокии, которой деятельность на поприще христианского милосердия мы видели при нашествии Мамая, так что она не могла не быть замечена летописцами. Как и Димитрий, Евдокия отличалась кротостью, любовью ко всем и каждому, щедростью в раздаянии милостей, чистотой и целомудрием. С самых юных лет, подобно своему супругу, она прилежно упражнялась в постоянном посте и молитве. Каждую ночь долго и усердно молилась, и потом после краткого сна вставала для нового молитвословия, подражая житию бесплотных. Нося царские одежды, постоянно желая облечься в иноческие ризы, и принимая от всех почести, носила на раменах своих Христов крест; с усердием посещала храмы Божьи и каждую неделю приобщалась Святых Таин, желая достигнуть больше духовной чистоты. Господу угодно было, что Евдокия, по выходе в замужство, нашла в супруге своем ревностного сотрудника в подвигах благочестия, в котором она была воспитана. Все исчисленные нами добродетели Евдокии еще больше процвели и сторицею ею приумножены во второй период ее жизни – во время ее вдовства. Раздел 3 Несчастия скорби, страдания, которыми так часто бывает усеяна земная жизнь людей, даже благочестивых, по плану Всеблагого Промысла, имеют спасительную цель. Представляя во всей ясности непорочность и суетность всего земного, они, в душе верующего, истребляют последние остатки земных привязанностей и возбуждают его не прельщаться тленными сокровищами и с большею ревностью искать сокровищ нетленных, непреходящих. Душа праведника, очищаемая в горниле несчастий, сильнее и сильнее возгорается любовью к Богу и с постоянно возрастающею силою просиявает небесным светом и внутреннею благодатною жизнью. Такое именно действие производили на Евдокию испытанные ею скорби и душевные страдания во время ее замужества за Димитрием Иоанновичем. Он – то приготовили из нее ту великую угодницу, какою она является после смерти своего супруга.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вслед за описанием молитвенных подвигов Евдокии во время нашествия Тамерлана, писатель краткого ее жития передает нам несколько частных случаев из ее жизни, свидетельствующих о той высоте благочестия и святости, до которой она достигла во время своего вдовства. Это именно испытание, которому преподобная подверглась от людского злоречия, и некоторый чудесные явления и действия, которыми Богу угодно было засвидетельствовать ее святость пред людьми 74 . Дела благочестия Евдокии, как то: построение церквей, опыты ее христианского милосердия, посещение храмов Божьих были в виду всех; но немногие знали о тайных, келейных ее подвигов. После смерти супруга своего, святая Евдокия, по словам ее жизнеописателя, стала прилагать труды к трудам, подвиги к подвигам; живя еще в мире, она вполне отреклась от него и изнуряла тело свое непрестанным постом, продолжительными бдениями, молитвою и другими упражнениями подвижнической жизни. Между тем, подвизаясь для единого Бога, она старалась скрыть от людей свои добродетели. Следуя заповеди Иисуса Христа: «ты же, когда постишься, помажи главу твою и лице твое умой»... (Мат. 6, 17), – преподобная всюду являлась с веселым лицом, одевалась в великолепные одежды; даже носила. несколько одежд, чтобы казаться тучною. Эго было поводом, что людское злословие, не доверяя искренности подвигов ее благочестия, видимых всеми, не пощадило ее добродетели, и стало распространять разные клеветы касательно ее жизни. Евдокию начали обвинять в пышности, тщеславии, даже стали представлять сомнительным ее целомудрие. От преподобной не укрылись эти несправедливые слухи, распространившиеся относительно ее жизни; но она молчала и благодарила Бога, что имеет случай претерпеть ради Его людскую несправедливость. В глубине души она решилась перенести до конца жизни неправду клеветников и воздавать им за зло добром. Но Евдокию ожидало более тяжкое испытание: молва злоречия скоро достигла до ее сыновей и глубоко оскорбила их. Один из них, Юрий, был до того смущен и обеспокоен этою, быстро разнесшеюся молвою, что не мог скрыть своего беспокойства от своей матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еще однажды устремился Алмерик на Египет, с флотом греческим, который подошел к пристани Птолемаидской, но поход его окончился тщетною осадою Дамиеты. Несчастные покушения франков на Египет должны были им напомнить древнюю заповедь, данную некогда евреям: не обращать взоров своих на Египет. Не ожидая более помощи от Запада, король Иерусалимский положил всю свою надежду на императора и отплыл в Царьград, предоставив Господу Иисусу управлять его царством, как он сам отзывался, ибо не было иной защиты обуреваемому со всех сторон врагами. Блистательный прием при дворе императорском не принес, однако, никакой пользы Алмерику; одно только страшное землетрясение, обрушившее многие города в Сирии, остановило на время султана Дамасского от действий воинских. Каждый князь и народ занят был собственными бедствиями; страх суда Божия удержал обоюдное оружие, говорит Вильгельм, архиепископ Тирский, пользовавшийся милостями короля Алмерика, и бывший наставником его болезненного сына. В последние годы рыцарского королевства посетила Св. места другая знаменитая паломница русская, духовного сана, игуменья, но вместе и княжна, дочь князя Полоцкого Брячислава. Св. Евфросиния избрала самое благоприятное время для своего странствования, ибо в 1173 году, хотя оставалось только пятнадцать лет до завоевания Иерусалима Саладином, однако еще со славою царствовал король Алмерик, и по браку своему с Мариею, дочерью греческого императора Мануила, вероятно ласково принял княжну русскую. Краткое описание её хождения и блаженной кончины осталось нам в её житии 9 . «Св. Евфросиния, поручив обитель сестре своей Евдокии, и возложив упование на Бога, пустилась в преднамеренный путь, будучи далеко провожаема всеми родными, с горькими слезами. Она взяла с собою брата своего Давида и родственницу Евпраксию и сперва пришла в Царьград, где с честью принята была императором и патриархом. Достигнув Иерусалима, поклонилась Живоносному Гробу и поставила на нем златое кандило, церкви же Иерусалимской и патриарху поднесла богатые дары.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

— Постараюсь… — стуча зубами, чтоб не расплакаться, обещала Валька. — Вот и ладно. А теперь иди, отдохнуть мне надо. Да не бойся, так сразу не помру… Бабка прикрыла глаза своими птичьими веками. Валька поправила ей одеяло и на цыпочках вышла. 21 Когда я пришла домой, там была только Нюта — мамочка уже ушла на работу Я стала рассказывать ей про Душепопечительский центр и про Евфросинию. Нюта слушала, кротко склонив к плечу свою белокурую головку — ни дать ни взять ангелочек. — Правильно, Мальвина, — одобрила она, выслушав меня до конца. — Ты, конечно, крестись. Меня тоже крестили, когда я была маленькой. Теперь, как умру, можно в церкви отпевать… — Да что ты о смерти, Нюта! Тебе еще жить да жить. В этом центре тебе помогут… — Мне никто уже не поможет. — Что же ты, даже не пойдешь туда? Мне один монах, Андреем его зовут, обещал устроить, чтобы нам с тобой поскорее можно было прийти. — Пойду. Да, я пойду в этот центр — как его, душеспасительный? — Душепопечительский, — поправила я. Действительно, название такое, что не сразу выговоришь! — Я туда пойду, но не за помощью. Просто не хочу обременять вас с Верой Петровной — вы и так уже хлебнули со мной всяких забот. А в этом центре, может, устроят куда… — Нюта!.. — возмущенно воскликнула я. — У меня ведь и документов нет, в секте отобрали. Может, там помогут восстановить. А то ведь и не похоронят рядом с родными… — Нюта, ты опять за свое!.. В общем, я прекратила с ней разговаривать и пошла на кухню подогреть для нее бульон. Но пока он подогревался, Нюта от слабости задремала, так и не дождавшись обеда. Будить ее я не стала и раскрыла пока «Житие» преподобной Евдокии-Евфросинии. Она была женой Дмитрия Донского, поднявшего Русь на Куликовскую битву. На ее долю пришелся весь нервный, эмоциональный труд жены, матери и хозяйки огромного государства, разоренного татаро-монгольской ордой. Наверное, без Евфросинии не было бы и победы на Куликовом поле, потому что она во всем вдохновляла князя Дмитрия. Княгине пришлось пережить гибель своих детей, пленение старшего сына, а вскоре — смерть мужа, бывшего ей всегда лучшим другом. И еще целую вереницу бед, пожаров и эпидемий, едва не сгубивших наш город и всю страну. Но она оставалась деятельной, умеренно веселой, а свою скорбь прятала в глубине сердца.

http://azbyka.ru/fiction/put-k-imeni-ili...

Сведения о материальном обеспечении Г. м. в XV-XVI вв. скудны и отрывочны. Очевидно, с основания мон-рь владел небольшими угодьями, пожалованными, вероятно, князьями Белозерскими. В 1568 г. в связи со ссылкой в мон-рь Евфросинии (в иночестве Евдокии) Старицкой Г. м. пожалована отписанная у Кириллова Белозерского мон-ря дер. Кнутово. В 1586 г. царь Феодор Иоаннович дал Г. м. почти полностью запустевшие с. Никольское с деревнями, в 1601 г. царь Борис Феодорович - сельцо Маурино, однако уже в 1606 г. оно было возвращено прежним владельцам - кирилловским старцам. Судя по документам, настоятельницы Г. м. не предпринимали усилий для получения сел и деревень с целью извлечения доходов на общемонастырские нужды. Насельницы (представительницы знатных фамилий) не только располагали достаточными для существования доходами, но и делали вклады в обитель вещами и, вероятно, деньгами, выделяли милостыню малоимущим старицам. Акты, писцовые и переписные книги XVII-XVIII вв. также фиксируют отсутствие у мон-ря населенных земель, за исключением подмонастырской слободы. До 1642 г. проживавшие в ней бобыли платили в мон-рь по 10 алтын в год. Позднее оброк заменили хозяйственными работами. В 1658 г. плата за пользование монастырской землей была введена только для вновь поселившихся бобылей - по 16 алтын 4 деньги с человека в год. По офицерской описи 1764 г., в слободе числилось 60 мужчин, доходы с к-рых мон-рем не собирались. С XVI в. известно о ружном жалованье мон-рю. В грамоте от 5 марта 1604 г. указывалось, что до этого времени царская руга поступала в Г. м. в виде хлеба на Рождество, денег на Благовещение. В XVII в. руга выдавалась полностью к Рождеству, иногда только деньгами. Так, за 1624 г. монахини и священники получили из белозерской таможни 132 р. В 1661 г. годовая руга составила: игумении 3 р., 20 четей ржи, 15 четей овса, 3 пуда соли; старицам по 167 алтын 4 деньги, по 5 четей ржи и овса и по пуду соли. В 1710 г. из таможенных доходов 79 монахиням выплачивалось по 7 р. 1 алтыну, игумении - 11 р. 11 алтын. В том же году 70 монахиням дополнительно было выдано по 2 р. 25 алтын. Не позднее XVII в. мон-рю были пожалованы доходы за перевоз через р. Шексну. По данным на 1764 г., игумении полагалось 5 р. в год, сестрам - по 1 р. 40 к.; фактически же выплачивалось всем, включая игумению, по 1 р. 40 к.; всего 107 р. в год из доходов Белозерской провинциальной канцелярии. Сверх того, из канцелярии поступало на ладан и вино 27 р. 2 священника получали 12 р. 65 к., диакон - 4 р. 20 к., 2 пономаря жалованье не получали, а вместо хлебной руги бесплатно пользовались 18 четв. пахотной земли. С 1764 г. мон-рь получал содержание, положенное обителям 3-го класса.

http://pravenc.ru/text/166215.html

Мы также не можем согласиться с мнением, что Святитель был лично знаком со старцем Феодором (см.: Настоящее издание, т. 4, с. 422–423). Известно, что старец почил о Господе весной 1822 г., тогда как Дмитрий Александрович прибыл в Санкт-Петербург для поступления в Инженерное училище в конце лета 1822 г. 449. РГБ ОР. Ф. 214. Опт-371. Л. 368–369. См. с. 623. 450. Письма оптинского старца Льва к монаху Иоанникию Бочарову. Изд. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2002. С. 23–24. (Письмо от 15 февраля 1822 г.) 451. См. Настоящее издание, т. 4, с. 430–443. 452. РГБ ОР. Ф. 425. К. 2. Ед. хр. 9. 453. РГБ ОР. Ф. 214. Опт-280–1 и 280–2. 454. Нифонт, иеросхимонах († 12 марта 1860). Из крапивинских мещанских детей. Указом определен в число братства Оптиной Пустыни 12 декабря 1838 г., в монашество пострижен 5 августа 1848 г. Рукоположен в иеродиакона 25 июня 1848 г, во иеромонаха — 29 апреля 1850 г. 455. Лесникова Е. Т., впоследствии монахиня Евфросиния († 27 ноября 1868), из семьи санкт-петербургских купцов, духовное чадо преп. старцев Льва и Макария, благотворительница Оптиной Пустыни. 456. Сообщая архимандриту Игнатию о выходе в свет жизнеописания, старец Лев писал: «Зная Ваше усердие к достоблаженному старцу нашему Феодору, и какой труд Вы полагали в описании жития Его, обязанностию считаю представить Вам напечатанных жизни и подвигов его пять экземпляров. Во многом сделана перемена, а некоторые материи цензура не согласилась утвердить к напечатанию по правилам ее. Но мы хотя и тем довольны, что не останется совсем в забвении жизнь праведника, заслужившего, несомненно, от Бога вечную награду, и будет для нас, любящих и почитающих его, утешением воспоминать его и боголюбезные труды его. А может быть, некоторые по силе своей и поревнуют его трудам, терпению, смирению, любви, и сами удостоятся получить от Господа милость. Назад тому несколько дней книги оные отправлены вообще и для других. Вы изволите их получить от Евдокии Т Лесниковой» (Странствие ко вратам вечности. С. 134–135. (Письмо от сентября 1839 г.)). Хотя, как отмечал старец Лев, многие места были изменены, однако, сохранилась последовательность излагаемых событий, некоторые подробности были опущены, а некоторые, напротив, изложены более подробно. В целом же, можно отметить, что жизнеописание, подготовленное Порфирием Григоровым, в значительной степени опиралось на фактологическую основу жизнеописания, составленного Дмитрием Александровичем Брянчаниновым. В то же время жизнеописание Порфирия Григорова отличалось ясностью и выдержанностью слога. Избавленное от излишних мелких подробностей, житие приобрело стройность и завершенность.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Каждый день с утра на великокняжьем дворе принимали пострадавших от пожара: калек, бездомных, вдов и сирот. Сама княгиня Евдокия выходила к бедному люду. Каждую беду следовало разобрать, чтобы помочь по потребе. А случалось, и мазурики подходили, под покровом общей беды рядясь в пострадавших, не помышляя, что и без того не хватит на всех княжьего подаяния. Не с чего Москве богатою быть, коли дань ордынская что метла: выметет из сусека все до последней сориночки. И то уж после пожара трапеза в княжьих покоях не гуще, чем у простых людей. — Матушка княгиня, — подошла сзади к Евдокии старая нянька. — Воротись в покой. Дай-от я раздачу докончу… — Пошто, мамушка? — удивилась княгиня, уже который день принимавшая погорельцев с заднего крыльца светелки. — Отойди в сторону, слово сказать. После того как старуха с княгиней пошептались в сторонке, Евдокия вернулась на свое место. Также внимательно всматривалась она в черты подходивших за милостыней, также подробно расспрашивала, кто чем пострадал. И дарила хлебом, деньгами, а сверх того — улыбкой своей, от которой у сирот-бедняков становилось радостней на душе… Закончив раздачу, пошла княгиня в покой свой с пустой корзиной да, не входя, повелела истопить баню. Только помывшись и сменив на себе все до последней нитки, она ступила в светелку, раскрасневшаяся после мытья и по-прежнему светящаяся ясным своим, улыбчивым ликом. — Касатушка наша, дозволь хоть завтра вместо тебя пойду! — вновь кинулась к ней старая мамка. — И завтра сама управлюсь, — все улыбалась княгиня. — А опосля того снова в баню? Так и будешь каждый день париться да уборы свои менять? — Так и буду! — Да ведь толкуют — язва эта не токмо через платье передается, — перестав любоваться княгиней, посерьезнела мамка. — Ведомо, что парит она повсюду, где много людей. А тут и вовсе народ немытый, голодный — посреди таких она в перву голову и гуляет! — Что ж делать, мамушка. На живот и смерть воля Божия. — Так-то оно так, да помысли, хорошо ли будет Москве княгиню свою потерять! А деткам сиротами расти? А князю вдовым остаться?

http://azbyka.ru/fiction/put-k-imeni-ili...

Тогда преподобная решилась освободить сыновей своих от тяготевшего над ними смущения и, призвав всех их к себе, сказала им: «не смущайтесь, любезные дети мои! Я с радостью хотела претерпеть Христа ради всякое уничижение и людское злословие; но увидев одного из вас смутившимся, решилась открыть вам то, чего не открыла бы никогда и никому в мире. Узнаете, дети мои, истину, и да не смущают вас дошедшие до вас несправедливые обо мне клеветы». С последними словами она открыла часть своей одежды на груди, и сыновьям ее представилось поразительное явление: от чрезмерного воздержания, от усильных трудов и подвигов, тело ее иссохло, почернело и плоть прильнула к костям. Юрий и братья его ужаснулись, узнав истину, и молили мать свою о прощении, что они дозволили себе, если не доверять, то, по крайней мере, колебаться и смущаться разнесшимися о ней несправедливыми слухами. Конечно, теперь они на все готовы были, чтобы уничтожить людскую молву и обнаружили намерение наказать виновников клеветы. Но преподобная Евдокия строго запретила им всякую на это попытку. Не желая освободить себя от бремени злословия ради имени Господа, она потребовала от своих сыновей, чтобы они никому не объявляли о том, что узнали о ней, и оставили б в покое поношающих ее клеветников. «Один Бог , сказала она, есть судья человеческих дел. Он долготерпелив и многомилостив и утвердить нас в любви своей. От него одного мы должны ожидать избавления от всякого искушения и от всякого навета вражия». Таким образом дав сыновьям своим наставление и много утешив их, она отпустила их с миром 75 . После сего пришествия, замечает жизнеописатель Евдокии, она с новою ревностью стала подвизаться в благочестии и с большим усердием начала молиться о себе, о сыновьях своих и о всей державе их, и Господь исполнял прошения ее 76 . О своей кончине преподобная Евдокия пред извещена была от Бога явлением ей ангела за несколько времени до ее преставления от сего мира. Чудесные следствия сего явления были видимы всеми, и чрез это Господь, без сомнения, хотел явить миру святость и добродетели своей угодницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010