Н.Ю. Болотина Скачать epub pdf Болотина Наталья Юрьевна, доцент кафедры истории российской государственности Российской академии государственной службы при Президенте РФ, кандидат исторических наук Значительное место в развитии российского Просвещения в эпоху Екатерины II (1762–1796) занимала античная культура во всех ее проявлениях: литература, философия, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Сама императрица была хорошо знакома с трудами древнегреческих авторов, чьи мудрые мысли она использовала для создания педагогического шедевра, который она сама назвала «Бабушкина азбука великому князю Александру Павловичу». 1 Она до сих пор хранится в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) и вызывает живой интерес любителей истории. Почти на каждой странице своего сочинения Екатерина II приводит мудрые мысли или факты из жизни античных деятелей. В подтверждении своих рассуждений и афоризмов императрица и бабушка использует высказывание знаменитых философов и «мудрецов» – Аристотеля, Платона, Плутарха, Сократа. Интерес к античности окрашивал все сферы деятельности российской императрицы и многих ее приближенных – вплоть до исторического обрамления внешней политики России на южном направлении. Русско-турецкие войны, освобож­дение Крыма от турок рассматривались как этап возрождения греческих начал в Европе, частью которого стала актив­ная градообразовательная деятельность ближайшего сподвижника и фаворита императрицы Екатерины II светлейшего князя Г.А. Потемкина (1739–1791) на вновь при­соединенных землях Северного Причерноморья. 2 Большинство городов назывались в память древнегреческой колонизации этих мест – Одесса, Севастополь, Симферополь, Херсон, по тем же причинам некоторым существовавшим поселениям возвращались древние имена – Феодосия, Евпатория, Фанагория. В РГАДА сохранились многочисленные документальные свидетельства о жизни и плодотворных трудах в России двух уроженцев острова Корфу святителей Евгения Вулгариса и Никифора Феотокиса . 3 Предки Вулгариса были болгарами, поселившимися на Ионических островах, а его отец Петр Вулгарис переселился с острова Зант на Корфу и занял место смотрителя хлебных магазинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Vulgar...

От издателя Здесь предлагается историческое рассуждение о времени крещения Великой Княгини Ольги, сочиненное на латинском языке ученнейшим мужем Евгением, бывшим Архиепископом Славенским. Что подало к сему сочинению повод, почитаю нужным Читателя о том предуведомить. Училища Полтавского Профессор Федор Шалл усмотрев несходство в Писателях относительно сего самого предмета, и не зная, на чем более утвердиться, прибег к нему Преосвященному, как к человеку высокого ума, и учением в Европе прославившемуся, прося разрешить свое недоумение. Удовлетворяя таковому прошению, не оставил сей просвещенный муж любопытному оному истинны изыскателю открыть прямые свои мысли, которые с какою предлагаешь точностию, оставляю на суд беспристрастного света; а должен сказать только то, что столь редкое произведение пера, осталось бы может быть к сожалению любителей истории навсегда в неизвестности, ежели бы по любви своей ко мне сообщил он мне его лично, дозволив сделать из оного употребление по моему желанию. Я не нашел лучше употребить такового дара, как сообщить его свету чрез издание в печать. Отличные сего мужа дарованы великое знание древностей, и похвала, с которою ученые общества о трудах его отзываются, все сие удостоверяет меня, что и настоящее розыскание его будет от публики удостоено благосклонного принятия. Алексий Мусин-Пушкин Мужу во учении изъящнешему полтавского училища г. профессору Феодору Шаллу. Евгений Архиепископ Славенский здравия желает. Ежели скорое просимого получение сугубое удовольствие приносит, (ибо и недорогая вещь, к стате и во время полученная приемлется за драгоценную), то сей ответ мой, будучи и по содержанию своему маловажный, а при том и не так скоро за разными моими недосугами к вам доставленный, никакова не заслуживает уважения. Но я уверен, что вы любезный мой приятель! примете его благосклонно, не смотря каков впрочем он ни есть и сколь ни поздо его получите; ибо получить просимое лучше когда-нибудь, нежели ни когда; и есть всеобщее мнение, что нельзя считать того потерянным что не так скоро до рук доходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Vulgar...

Патриаршее приветствие организаторам и участникам Церковно-исторической конференции, посвященной деятельности архиепископов Евгения (Вулгариса) и Никифора (Феотоки) 25 июня 2006 г. 14:08 Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Искренне рад приветствовать всех гостей и организаторов международной церковно-научной конференции, посвященной деятельности двух известных греческих просветителей и российских архипастырей Евгения Вулгариса и Никифора Феотокиса, на их родине —греческом острове Керкира. На протяжении многих столетий Россия и Греческая Церковь были тесно связаны друг с другом многообразными церковными, историческими и культурными отношениями. Благодаря Византийской Церкви Россия была просвещена светом Христовой истины, а в годы трехсотлетнего Отгоманского владычества, когда Православному Востоку и древнейшей греческой культуре грозила гибель, Россия оказывала Греции духовную, материальную и военную поддержку. Сохранению святоотеческой чистоты православной веры и укреплению греко-российских отношений в XVIII в. послужили и просветители-греки Евгений Вулгарис и Никифор Феотокис — «предтечи умственного и политического пробуждения Греции». В нелегкое время, когда Ионические острова находились под властью Венеции и особо сильной была угроза католического прозелитизма, они избрали трудный путь служения Церкви и своему народу. Образованнейшие люди своей эпохи, они были хорошо знакомы с достижениями современной европейской науки, новыми идейными течениями и боролись за сохранение чистоты православной веры и верность святоотеческому учению. Будучи уже известными у себя на родине как ревностные педагоги, талантливые проповедники, ученые и богословы, Промыслом Божиим Евгений Вулгарис и Никифор Феотокис были призваны на церковное служение в России, но и здесь своими трудами они продолжали служить находящейся под турецким владычеством Греческой Церкви и своему угнетенному народу, чая освобождения своей Родины от турецкого ига. В конце своей жизни архиепископы Евгений и Никифор увидели Керкиру освобожденной от новых завоевателей, французов, адмиралом св. Феодором Ушаковым. Православное население Керкиры встречало тогда русских моряков с великой радостью, и первым деянием адмирала Ушакова на освобожденной греческой земле был благодарственный молебен у мощей святителя Спиридона Тримифунтского, покровителя острова.

http://patriarchia.ru/db/text/118765.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАПИЙ СТАРШИЙ [греч. Αγπιος Ιερομναχος Πρεσβτερος, в миру Леонард Асимакис] (1741, Димицана, Аркадия - 14.02.1815, Аргос), иером., греч. просветитель. Учился в «тайной школе» мон-ря Философу и в Триполи (Центр. Пелопоннес). В 1758 г. отправился в К-поль; стремился попасть в Афонскую академию (см. Ватопед ), где тогда преподавал Евгений Вулгарис ; при содействии своего земляка и покровителя Г. Гунаса был принят в Евангельское уч-ще в Смирне (М. Азия), к-рым управлял итакиец И. Дендринос. По окончании обучения в 1764 г. принял постриг и вместе с мон. Герасимом (Г. Гунасом) вернулся на родину, где открыл Димицанскую школу на 300 учеников, получившую офиц. признание со стороны К-польской Патриархии (2 мая 1769). Однако в ходе антитур. восстания 1770 г. верные туркам албанцы разорили школу, а сам А. С. бежал на о-в Закинф. В 1781 г., после смерти И. Дендриноса, А. С. был приглашен на должность директора Смирнского Евангельского уч-ща, где преподавал в 1781-1782 гг. После паломничества в Палестину и на Синай А. С. в 1786 г. принял в К-поле посвящение в иеромонаха и чин великого иерокирикса (священнопроповедника). В этом звании он объехал всю Грецию и М. Азию, проповедуя и устраивая школы. Пользуясь всенародной известностью, А. С. собирал богатые пожертвования, к-рые употреблял на дела благотворительности и устройство школ; большую помощь он оказал Димицанской школе, восстановленной в 1795 г. (этой школой управлял его заместитель Агапий Младший, преемником к-рого после его кончины в 1812 г. А. С. назначил одного из лучших учеников). Основал школу в Аргосе. Деятельность ученого монаха А. С. была плодотворной: у него учились буд. Патриархи (среди них сщмч. Григорий V ), епископы, учители, деятели восстания 1821 г. Для А. С. просвещение имело не только церковное значение - оно было средством возрождения порабощенного турками греч. народа. Подготовил издания: Συλλογ πντων τν Ιερν κα Θεων Καννων τν τε Αγων Αποστλων κα Οκουμενικν Συνδων, μα δ κα τοπικν, σν τοτοις κα τν λοιπν Αγων Πατρων τν κατ δαν ροθετησντων, κα π Συνδων Οκουμενικν τοπικν θεωρηθντων... (Собрание всех священных и божественных канонов...- соответствует «Книге Правил»). Venetiis, 1787; Πηδλιον τς νοητς Νης, τς Μας, Αγας, Καθολικς κα Αποστολικς τν Ορθοδξων Εκκλησας, τοι παντες ο Ιερο κα Θεοι Καννες τν Αγων Οκουμενικν Συνδων... Lipsiae, 1800 ( «Пидалион» - соответствует слав. Кормчей книге ), составлен А. С. совместно с прп. Никодимом Святогорцем с целью сделать церковные правила общедоступными; древнегреч. текст канонов сопровождается пространным толкованием на народном языке. «Пидалион» и поныне пользуется у правосл. греков высоким авторитетом.

http://pravenc.ru/text/63112.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Афанасий Паросский. Икона. XX в. [Парийский] (1721, дер. Костос, о-в Парос - 24.06.1813, о-в Хиос), прп. (пам. греч. 24 июня), греч. богослов и просветитель, участник движения колливадов . Первоначальное образование получил, по-видимому, на родине. В 1745 г. прибыл в Смирну, где поступил в Евангелическую школу, основанную мон. Иерофеем Дендрином. В этой школе в разное время учились сподвижник А. П. Николай Калливурцис (прп. Никодим Святогорец ) и просветитель А. Кораис . После 6 лет пребывания в Смирне А. П. направился в Афонскую академию, к-рую возглавлял ее основатель Неофит Кавсокаливит , с 1753 г.- Евгений Вулгарис, учитель и наставник А. П., в 1757 г. назначивший его преподавателем. В 1757/58 г. А. П. был рукоположен во диакона, в 1758-1762 гг. руководил греч. школой в Фессалонике, в 60-х гг. XVIII в. продолжил занятия на о-ве Керкира под рук. Никифора Феотокиса , затем нек-рое время преподавал в г. Месолонги в школе, основанной его соучеником по академии Панайотисом Паламасом. В 1771-1777 гг., после ухода Е. Вулгариса с Афона, А. П. возглавлял Афонскую академию. В этот период А. П. был рукоположен во священника. Как активный участник движения колливадов он претерпел гонения и даже был извергнут из сана, покинул Афон и до 1786 г. преподавал в Фессалонике. В 1781 г. священнический сан ему был возвращен. С 1786 или 1788 по 1811 г. А. П. возглавлял философскую школу на о-ве Хиос, где преподавал логику, метафизику, богословие, риторику, этику. Под его рук. школа достигла расцвета и приобрела известность за пределами греч. мира. Незадолго до кончины, оставив преподавание, А. П. удалился в небольшой мон-рь св. Георгия. В 1994 г. причислен к лику святых Греческой Церкви. А. П.- автор ок. 60 сочинений апологетического, догматико-канонического, литургического, агиографического и учебного характера, а также проповедей, писем, эпиграмм и служб святым. Важнейшие среди них: «Антипапа, или Подвиги иже во святых отца нашего Марка, архиепископа Эфеса», «Христианская апология» (сочинение, направленное против идей Французской революции), «Изложение Православной веры», «Объявление истины о святогорской смуте», «О новомучениках», «О поминовении усопших», учебники по грамматике, риторике и др.

http://pravenc.ru/text/77020.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афанасий Парийский (1722-1813)      Афанасий Парийский (1722-1813)   Его память 24 июня   (Афанасий Парийский Житие этого старца написано на портале Исихазм.ру по материалам, собранным на Афоне, часть сведений переведена с Ватопедского Синаксаря на портале Афон . Публикуется впервые)   Важно заметить, что  Афанасий Парийский (1722-1813), самый активный и ревностный последователь Движения Колливадов и потому пострадавший больше других...Сейчас, двести лет спустя, когда первые лица коливадского движения - Макарий Коринфский, Никодим Святогорец, Афанасий Парийский - оказались прославленными в лике святых, это прозвище звучит как похвала им.   Прп. Афанасий родился в селе Костос на острове Парос в 1721 году. Родители его были зажиточными крестьянами и имели еще троих детей. В 1745 он поступил в знаменитую Евангельскую школу города Смирны, и учился там шесть лет... Это была  уникальная школа, где в то время преподавал известный учитель Иерофей Дендринос с Иакинфа и менее известный Хрисаф Какравиас. Там Афанасий от всей души полюбил богословие и духовное делание. В 1751-м году Афанасий Парийский приехал на Афон и поступил в богословскую школу Афониаду. Это теперь Афониада только начинает разбираться, как учить детей. А тогда это была великая школа, где преподавал Евгений Вулгарис, а учился в одном классе с Афанасием - прп. Космьа Этолийский. Обучение в этой школе тоже продолжалось шесть лет. В то время Афониада располагалась недалеко от монастыря Ватопед. В 1758-м году Афанасий становится управляющим богословской школой Елиномусиу в Салониках. Затем переезжает на Корфу, а в 1767-м году возвращается в Салоники, где еще три года управляет богословской школой Елиномусиу. В 1770-м году вспыхивает восстание, Афанасий Парийский бежит на Афон в монастырь Ивирон и управляет Афониадой с 1771 по 1776 год. В это время его рукополагает в иерейский сан свт. Макарий Коринфский. Начинается смущение на Афоне, вызванное движение колливадов и клеветами на них..

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=710

архиепископ Евгений (Вулгарис) (21.08.1715–27.05.1806) архиепископ Евгений (Вулгарис) Епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Славянский и Херсонский, богослов. Биография Родился 21 августа 1715 года на острове Корфу в семье Булгари, родоначальником которой был болгарин, и наречён был Елевтерием (что в переводе с греческого означает «свободный») — в память освобождения острова от турок. В Падуанском университете изучал иностранные языки, математику. В 1739 году принял монашество. В сане иеродиакона состоял катехизатором и проповедником греческой церкви Георгия Победоносца в Венеции. В конце 1742 года был определён ректором гимназии в город Янину. Десять лет обучал юношество философским, математическим и богословским наукам. В 1753 году патриархом Константинопольским Кириллом V (Каракаллосом) был вызван в Константинополь и определён ректором и главным наставником школ, состоящих при Афонской Ватопедской лавре. В 1769 году патриархом Серафимом II был назначен ректором Великой школы нации в Константинополе с титулом вселенского дидаскала, или учителя и начальника философствующих. В 1767 году — референдарий Константинопольского патриаршего престола. В 1763 году уехал в Германию, где надеялся найти лучших ценителей своих научных знаний. Некоторое время жил в Лейпциге, ездил в города Галле и Гёттинген, посещая лекции в университетах и общаясь с учёными. В 1767 году, когда императрицей Екатериной II был издан «Наказ Комиссии о сочинении Проекта нового Уложения», то Евгений перевёл его с французского языка на греческий и перевод свой посвятил Екатерине, с изъявлением своего желания быть в её подданстве. Прусский король Фридрих Великий, лично знавший Евгения, рекомендовал его Екатерине II. В 1771 году он прибыл в Санкт-Петербург, и с самого приезда императрица определила ему по 1500 рублей ежегодного жалованья и притом часто удостаивала его благосклонного приёма и собеседования. На протяжении четырёх лет был личным библиотекарем Екатерины, в этой должности перевёл на греческий язык «Энеиду» и «Георгики» Вергилия.

http://azbyka.ru/otechnik/1775/

Святейший Патриарх направил приветствие организаторам и участникам церковно-исторической конференции, посвященной деятельности архиепископов Евгения (Вулгариса) и Никифора (Феотоки) 26 июня 2006 г. 12:15 Святейший Патриарх направил приветствие организаторам и участникам церковно-исторической конференции, посвященной деятельности архиепископов Евгения (Вулгариса) и Никифора (Феотоки)    ОРГАНИЗАТОРАМ И УЧАСТНИКАМ ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИЕПИСКОПОВ ЕВГЕНИЯ (ВУЛГАРИСА) И НИКИФОРА (ФЕОТОКИ) (Греция. Корфу. 25-30 июня) Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Искренне рад приветствовать всех гостей и организаторов международной церковно-научной конференции, посвященной деятельности двух известных греческих просветителей и российских архипастырей Евгения Вулгариса и Никифора Феотокиса, на их родине — греческом острове Керкира. На протяжении многих столетий Россия и Греческая Церковь были тесно связаны друг с другом многообразными церковными, историческими и культурными отношениями. Благодаря Византийской Церкви Россия была просвещена светом Христовой истины, а в годы трехсотлетнего Оттоманского владычества, когда Православному Востоку и древнейшей греческой культуре грозила гибель, Россия оказывала Греции духовную, материальную и военную поддержку. Сохранению святоотеческой чистоты православной веры и укреплению греко-российских отношений в XVIII в. послужили и просветители-греки Евгений Вулгарис и Никифор Феотокис — «предтечи умственного и политического пробуждения Греции». В нелегкое время, когда Ионические острова находились под властью Венеции и особо сильной была угроза католического прозелитизма, они избрали трудный путь служения Церкви и своему народу. Образованнейшие люди своей эпохи, они были хорошо знакомы с достижениями современной европейской науки, новыми идейными течениями и боролись за сохранение чистоты православной веры и верность святоотеческому учению. Будучи уже известными у себя на родине как ревностные педагоги, талантливые проповедники, ученые и богословы, Промыслом Божиим Евгений Вулгарис и Никифор Феотокис были призваны на церковное служение в России, но и здесь своими трудами они продолжали служить находящейся под турецким владычеством Греческой Церкви и своему угнетенному народу, чая освобождения своей Родины от турецкого ига.

http://patriarchia.ru/db/text/121491.htm...

Церковь и греческое образование после падения Константинополя. Часть 2 HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Хризостом I (Пападопулос), Архиепископ Афинский и всей Эллады Церковь и греческое образование после падения Константинополя. Часть 2 Георгий Константину, живший в Янине в начале XVIII века, писал: «Везде, где живут говорящие на нашем наречии, проповедуется благочестие Восточной Церкви; одни школы сохраняются, а другие строятся; и учителя и важные лица украшают собрания архиереев и клириков… и всякому приходящему с щедростью, не требуя даров, дерзновенно преподавая, передают науки». Архиепископ Евгений Вулгарис / Блестяще развивались и школы Янины, и, как уже не раз отмечалось исследователями, именно «городу Янине обязана Греция возрождением образования, причем не только потому, что здесь создавались и отлично содержались школы, но и потому, что высока была эрудиция здешних учителей и особенно значительно усердие, с каким добрые жители города заботились об учащихся» . В школе Маноса Гьюмаса, основанной в 1674 году, первым преподавателем был Виссарион Макрис († 1699) ; его приблизительно в 1695 году сменил ученый священник Георгий Сугдурис (преподавал до 1715 года), «который распространял греческий язык в прежде варварской Европейской Турции» . Прекрасными преподавателями этой школы были также Анастасий Папавасилиу, Мефодий Антракитис и Баланос Василопулос, а ее выпускники принесли научные знания во все другие школы и даже в сам Константинополь. Новый период для греческого просвещения начался с деятельностью Евгения Вулгариса, около 1742 года преподававший в другой школе Янины, которая называлась Маруцисской – по фамилии ее крупных жертвователей Симона и Ламброса Маруцисов. Евгений Вулгарис преподавал в Янине новые философские системы с присущими ему необычайной эрудицией и красноречием . Из Янины в 1746 году он перебрался в город Козани , где проработал недолгое время; потом он снова в течение четырех лет – до 1753 года – возглавлял Маруцисскую школу в Янине, после чего опять уехал из-за ссоры с директором другой школы Баланосом Василопулосом.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Скит Апостола Андрея Первозванного на Афоне Скит Апостола Андрея Первозванного на Афоне       В этот день 13 декабря панигир в скиту ап. Андрея в Кариес и в большой Лаврской келье ап. Андрея в скиту Провата. Предлагаем вашему вниманию две статьи о ските. - Афон     В  Лаврской келье ап. Андрея в скиту Провата       1 статья сайта Агион Орос:   Сей рай: будни Андреевского скита на Афоне Греки называют Андреевский скит «Серай» (Σερ), т.е. дворцом. Русские монахи и паломники перефразировали это слово в «сей рай». Недалеко от Кареи, административного центра Афона, находится Андреевский скит, относящийся к монастырю Ватопед. В древности на этом месте стоял монастырь преподобного Антония, разоренный в XV веке пиратами. Сегодняшний вид скит приобрёл во второй половине XIX века, когда русские иноки выкупили его и преобразовали в «общежительный скит апостола Андрея Первозванного». По размерам скит превышает многие афонские монастыри, а его главный храм стал самым большим на Востоке из числа построенных в годы турецкого владычества. К началу XX века в скиту подвизалось 800 человек, но в 1913 году большую часть из них, зараженную ересью имяславия, пришлось выслать на родину. Последующие за этим Первая Мировая война и Октябрьская революция сделали невозможным пополнение братии как Андреевского скита, так и Пантелеимонова монастыря иноками из России. В 1971 г. умер последний монах из старой братии, скит опустел и начал разрушаться. Возрождение скита началось в 1992 году с приходом новой братии. Греки называют скит «Серай» (Σερ, т.е. дворец по-гречески). Русские монахи и паломники перефразировали это в «сей рай». Богословская школа для мальчиков «Афониада». Учебное заведение было основано в 1748 году Константинопольским Патриархом Кириллом V, а первым ректором школы был назначен архиепископ Херсонский и Словенский Евгений (Вулгарис) – выдающийся просветитель своей эпохи.     Отец Феодох. Все русские паломники, наверное, знакомы с этим жизнерадостным и приветливым монахом из Одессы. Он не только олицетворение афонского гостеприимства, но и настоящий кладезь знаний об Афоне и обители. Увы, сейчас в Андреевском скиту он и еще два послушника единственные, кто говорят по-русски.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2785

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010