При крещении будущий просветитель получил имя Елевферия в память снятия турецкой осады с острова в день его рождения – 11 (21) августа 1716 г. Первоначальное образование юноша получил в гимназии Иеремии Кавадиаса на Корфу, а затем все семейство вернулось на остров Зант. Здесь Елевферий объявил о своем желании принять монашество, что было негативно воспринято родными, желавшими продолжения рода Вулгарисов. Юноша уехал из дома и продолжил образование в Янине, где одним из его учителей был А. Катифоро. Позже он учился в Падуанском университете, где усовершенствовал свои знания в итальянском, латинском, древнегреческом и французском языках, в богословии, философии, естественных науках и особенно в математике. По возвращении на родину Елевферий принял монашество под именем Евгений и занялся преподаванием: в 1753–1759 в академии на Афоне, основанной при Ватопедском монастыре, где его называли «вторым Платоном», в 1761–1763 – в Константинопольской патриаршей школе. В 1764–1765 гг. Евгений Вулгарис живет в Лейпциге, где начинает свою сочинительскую деятельность с издания «Логики», которая сыграла значительную роль в истории новогреческой культуры. В своих произведениях он соединяет греческие традиции с новыми европейскими идеями, чем вызывает большой интерес у европейских ученых и деятелей культуры. По-видимому, в это время Вулгарис знакомится с посещавшими православную греческую церковь в Лейпциге русскими учащимися и опекавшими их Ф. Г. и В. Г. Орловым и. Учено-литературная деятельность греческого иеромонаха Евгения Вулгариса привлекла к его личности особый интерес Екатерины II. В 1769 г. он прибыл в Берлин ко двору императора Фридриха II, и в то же время российская императрица прислала сюда свой «Наказ Комиссии о сочинении проекта нового Уложения». Составленный лично Екатериной II он стал крупнейшим актом государственной политики и законодательной доктрины своего времени, своеобразным выражением теории и политики «просвещенного абсолютизма». Она хотела, чтобы весь просвещенный мир мог прочесть ее сочинение, и Фридрих II, зная об этом желании, указал на ученого грека Евгения Вулгариса , который мог бы перевести «Наказ» на греческий язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Vulgar...

Великое имя Евгения Вулгариса связано и с Афонской академией. Начало этой знаменитой академии было положено игуменом афонского Ватопедского монастыря Неофитом, который, основав при монастыре школу, пригласил преподавать в нее ученейшего монаха Неофита Кавсокаливита, обучавшегося в Патмосской академии, а также в Янинской школе в то время, когда в ней преподавал Евгений Вулгарис. Неофит Кавсокаливит приступил к преподавательской деятельности в Афониаде в декабре 1749 года, когда ее учащимися были лишь несколько монахов и послушников из обителей святой горы Афон. Этой первой Афонской школе покровительствовал патриарх Константинопольский Кирилл V (1748–1751, 1752–1757), и после перестройки она была преобразована в академию, а ректором и преподавателем ее был назначен Евгений Вулгарис (в 1753 году), который, несмотря на то, что обнаружил в ней всего лишь 20 учащихся, взял в преподаватели, кроме Неофита Кавсокаливита, еще одного – Панайотиса Паламаса, из своих учеников в Янине. Известие о том, что Вулгарису назначено жалование в 1 тысячу грошей, было встречено с изумлением: так значительна была эта сумма для того времени. Через короткое время Афонская академия уже насчитывала 200 учащихся , приезжавших отовсюду к знаменитому учителю Евгению Вулгарису, который преподавал богословие, риторику, логику, метафизику и новую философию, при этом он еще и составлял замечательные учебники, вызывавшие всеобщее изумление. Евгений Вулгарис проявил недюжинные энергию и старания, трудясь для развития школы. Именно он первым на Востоке, благодаря своей одаренности, редкой эрудиции и способностям, поставил образование во всех областях науки и философии на научную основу. К сожалению, он трудился в Афонской академии всего лишь пять лет и был вынужден оставить ее из-за противодействий со стороны . Позднее он служил на благо Русской Церкви, как и другой выдающийся ученый клирик – Никифор Феотокис († 1800). Афонская школа дала плеяду образованных мужей, большинство из которых по возвращении на родину стали учителями в школах Греции, тем самым распространяя полученные знания; при этом они вдохновляли молодежь отправляться учиться в Европу – признанный центр науки.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Труды Вулгариса оказали огромное значение на современников и памятны потомкам. Они послужили углублению связей между греческими и русскими культурами. На Корфу его уроженцы Никифор Феотокис и Евгений Вулгарис , сделавшие много полезно для России, почитаются и в настоящее время. 25 – 29 июня 2006 г. на Корфу (Керкира) состоялась международная церковно-научная историческая конференция, которую приветствовали патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Корфу, Пакси и близлежащих островов Нектарий. В конференции приняли участие наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), церковные иерархи и историки, ученые и архивисты Москвы, Афин и Салоник (Греция), Аризоны и Северной Айовы (США). В рамках проведения конференции была представлена историко-документальная выставка, посвященная жизни и деятельности уроженцев Корфу, на которой центральное место заняли копии архивных материалов РГАДА. 3 В греческой традиции фамилия Евгения читается как Вулгарис, в русской дореволюционной историографии и источниках он называется Булгарис. См. о нем: Мартынов И. И. Известия о архиеп. Евгении Булгаре/Лицей, 1806. Ч. 3. Кн. 1; Болховитинов Е. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина т. 1. СПб.,1827; Лебедев А. Евгений Булгарис, архиепископ Славенский и Херсонский//Древняя и новая Россия. 1876, Стурдза А. С. Воспоминания о замечательных современниках: Евгении Булгарисе и Никифоре Феотокисе , предтечах умственного и политического пробуждения греков//Москвитянин. 1844, ч. 1, 2; Meyer Ph. Beiträge zur Kenntnis der neueren Geschichte und des gegenwärtigen Zustandes der Athosklöster/Zeitschrift für Kirchengeschichte (Gotha), 1889–1890, Bd 11; Kωυσταντινδης. I. X. Eγνιος Βλγαρις. – In: Θρησχευτιχ χα φιχ γχυχλοπαιδεα. φαι, 1964, τ. 5; Batalden S.-K. 1) Notes from a Leningrad manuscript: Eugenios Voulgaris’ autograph list of his own works. – ‘O’Ερανιστς (Ho Eranistes), 1976, v. 13, N 73; 2) Catherine II’s Greek prelate Eugenios Voulgaris in Russia.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Vulgar...

Его дело блестяще и успешно продолжил Иоанн Кариофиллис, воспитавший множество учеников . При патриархе Иеремии ΙΙ впервые возникла идея учреждения в Константинополе типографии, но лишь в 1627 году великий Кирилл Лукарис смог воплотить ее в жизнь на пользу Церкви и всего народа, став первым учредителем типографии . В конце XVII века большим покровителем и меценатом Патриаршей школы стал Манолакис из Касторьи, который жертвовал поистине по-царски на открытие или содержание школ и в других местах. Все выдающиеся представители греческого народа поддерживали образование и указывали на его огромное значение, и почти все выдающиеся греческие ученые тех лет были преподавателями или питомцами Патриаршей академии. Так, Александр Маврокордатос († 1708) не только обучался и преподавал в ней в течение целых семи лет (1665–1672), исполняя одновременно и обязанности врача, но и расходовал свои собственные средства на издание редких тогда книг и сам составлял учебники . Тяжелые обстоятельства, в которых находилась Церковь, и внутренние нестроения привели к тому, что Патриаршая академия была расформирована, но в 1691 году ее воссоздал, как и в целом оживил образование, Константинопольский патриарх Каллиник ΙΙ Акарнан († 1702). Среди прочих в школе преподавали выдающийся богослов Севастос Киминитис († 1702) и Герасим Акарнан. Мужественных покровителей обрела школа в XVIII веке в лице патриархов Гавриила (1703–1707) и Серафима (1757–1760), при которых среди прочих преподавали Дорофей Лесбийский († 1753), Николай Критиас († 1767), Евгений Вулгарис († 1806) и Сергий Макрэос († 1819), написавший церковную историю. В равной степени крупным покровителем наук вообще был выдающийся Константинопольский патриарх Самуил Хандзерис, патриаршествовавший дважды (1767–1768, 1773–1774) и отличавшийся исключительной деятельностью и административными способностями, большими знаниями и красноречием. Кроме того, ему повезло иметь современниками способных учителей. Из своих важнейших обязанностей как патриарха и этнарха первой он считал покровительство образованию и развитие наук, «непрестанно собеседуя с учителями и всякой науке неустанно прилежа». При нем и благодаря его покровительству начали на Востоке переводить на греческий язык труды известных иностранных писателей, а сам Самуил считается одним из первопроходцев, положивших начало развитию новогреческого языка, «образцом которого для всех писавших после него на новогреческом, вплоть до эпохи Кораиса», был, по словам Иакова Ризоса Нерулоса, Евгений Вулгарис.

http://pravoslavie.ru/41667.html

Патриаршее приветствие организаторам и участникам Церковно-исторической конференции, посвященной деятельности архиепископов Евгения (Вулгариса) и Никифора (Феотоки) 25 июня 2006 г. 14:08 Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Искренне рад приветствовать всех гостей и организаторов международной церковно-научной конференции, посвященной деятельности двух известных греческих просветителей и российских архипастырей Евгения Вулгариса и Никифора Феотокиса, на их родине —греческом острове Керкира. На протяжении многих столетий Россия и Греческая Церковь были тесно связаны друг с другом многообразными церковными, историческими и культурными отношениями. Благодаря Византийской Церкви Россия была просвещена светом Христовой истины, а в годы трехсотлетнего Отгоманского владычества, когда Православному Востоку и древнейшей греческой культуре грозила гибель, Россия оказывала Греции духовную, материальную и военную поддержку. Сохранению святоотеческой чистоты православной веры и укреплению греко-российских отношений в XVIII в. послужили и просветители-греки Евгений Вулгарис и Никифор Феотокис — «предтечи умственного и политического пробуждения Греции». В нелегкое время, когда Ионические острова находились под властью Венеции и особо сильной была угроза католического прозелитизма, они избрали трудный путь служения Церкви и своему народу. Образованнейшие люди своей эпохи, они были хорошо знакомы с достижениями современной европейской науки, новыми идейными течениями и боролись за сохранение чистоты православной веры и верность святоотеческому учению. Будучи уже известными у себя на родине как ревностные педагоги, талантливые проповедники, ученые и богословы, Промыслом Божиим Евгений Вулгарис и Никифор Феотокис были призваны на церковное служение в России, но и здесь своими трудами они продолжали служить находящейся под турецким владычеством Греческой Церкви и своему угнетенному народу, чая освобождения своей Родины от турецкого ига. В конце своей жизни архиепископы Евгений и Никифор увидели Керкиру освобожденной от новых завоевателей, французов, адмиралом св. Феодором Ушаковым. Православное население Керкиры встречало тогда русских моряков с великой радостью, и первым деянием адмирала Ушакова на освобожденной греческой земле был благодарственный молебен у мощей святителя Спиридона Тримифунтского, покровителя острова.

http://patriarchia.ru/db/text/118765.htm...

Два этих человека, Потемкин и Вулгарис, так любящих греческий язык и культуру, встретились на юге России и объединили свои силы в возрождении православия в Северном Причерноморье – древней колыбели христианства. Многочисленные документы РГАДА свидетельствуют о целенаправленной политике государства по созданию греческих поселений, созданию благоприятных условий для переселенцев, специальных школ для греческого юношества. В 1779 г. был основан город Мариуполь на Азовском море, где поселились греки, выведенные из Крыма, который в те времена еще оставался под влиянием Турции. Жителям были предоставлены определенные льготы. Как говорилось в указе Екатерины II: «кроме греков до минования 10 льготных лет, никому другой нации никаких земель ни под селения, ни под строение домов и прочаго не отводить и рыбными ловлями… никому не пользоваться …». 14 Город был назван в честь великой княгини Марии Федоровны, супруги Павла I. Архивные документы представляют первые годы жизни греческого поселения: строительство домов и храмов, организацию управления, занятия жителей. В конце XVIII в. были сооружены церковь Марии Магдалины, Харлампиевский, Рождественско-Богородицкий и Успенский храмы. При основании города в Успенскую церковь греками была перенесена чудотворная икона Божьей матери. В Мариуполе находился греческий суд, учрежденный в 1780 г., и «городничий из них же грек». 15 После присоединения Крыма к России в 1783 г. возрождение православия благодаря неустанной деятельности Потемкина и Вулгариса началось и на этих землях. В указе российской императрицы об открытии Таврического наместничества особо указывалось, что в торжестве должен принять участие или архиепископ Славянский или митрополит Готфийский и Каффский. 16 В архиве древних актов сохранились документы о греках, желающих переселиться из Архипилага в Таврическую область, об учреждении для них народных школ и училищ; списки переселенцев и греческих чиновников, просящих об отводе земли. 17 Можно также назвать, еще два документа – «Условия организации греческой колонии на Черноморском побережье», «Положение о поселении в окрестностях Одессы греков и албанцев, в последнюю войну служивших а Архипелаге». 18 Несомненно, в таком благоприятном отношении российского государства к греческим переселенцам имеется огромная заслуга архиепископа Славянского и Херсонского Евгения Вулгариса .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Vulgar...

Святейший Патриарх направил приветствие организаторам и участникам церковно-исторической конференции, посвященной деятельности архиепископов Евгения (Вулгариса) и Никифора (Феотоки) 26 июня 2006 г. 12:15 Святейший Патриарх направил приветствие организаторам и участникам церковно-исторической конференции, посвященной деятельности архиепископов Евгения (Вулгариса) и Никифора (Феотоки)    ОРГАНИЗАТОРАМ И УЧАСТНИКАМ ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИЕПИСКОПОВ ЕВГЕНИЯ (ВУЛГАРИСА) И НИКИФОРА (ФЕОТОКИ) (Греция. Корфу. 25-30 июня) Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Искренне рад приветствовать всех гостей и организаторов международной церковно-научной конференции, посвященной деятельности двух известных греческих просветителей и российских архипастырей Евгения Вулгариса и Никифора Феотокиса, на их родине — греческом острове Керкира. На протяжении многих столетий Россия и Греческая Церковь были тесно связаны друг с другом многообразными церковными, историческими и культурными отношениями. Благодаря Византийской Церкви Россия была просвещена светом Христовой истины, а в годы трехсотлетнего Оттоманского владычества, когда Православному Востоку и древнейшей греческой культуре грозила гибель, Россия оказывала Греции духовную, материальную и военную поддержку. Сохранению святоотеческой чистоты православной веры и укреплению греко-российских отношений в XVIII в. послужили и просветители-греки Евгений Вулгарис и Никифор Феотокис — «предтечи умственного и политического пробуждения Греции». В нелегкое время, когда Ионические острова находились под властью Венеции и особо сильной была угроза католического прозелитизма, они избрали трудный путь служения Церкви и своему народу. Образованнейшие люди своей эпохи, они были хорошо знакомы с достижениями современной европейской науки, новыми идейными течениями и боролись за сохранение чистоты православной веры и верность святоотеческому учению. Будучи уже известными у себя на родине как ревностные педагоги, талантливые проповедники, ученые и богословы, Промыслом Божиим Евгений Вулгарис и Никифор Феотокис были призваны на церковное служение в России, но и здесь своими трудами они продолжали служить находящейся под турецким владычеством Греческой Церкви и своему угнетенному народу, чая освобождения своей Родины от турецкого ига.

http://patriarchia.ru/db/text/121491.htm...

Завершили образование Космы уроки риторики, полученные им в Константинополе у своего старшего брата Хрисанфа Этолийского. Нам удалось установить, что такой выбор преподавателя был обусловлен отнюдь не только родственными связями. Дело в том, что в 1758 году Хрисанф специально ездил на Керкиру, чтобы посетить занятия по риторике одного из авторитетнейших специалистов в этой области Никифора Феотокиса . Вероятно, решение Космы выслушать курс риторики у Хрисанфа Этолийского было обусловлено именно этим обстоятельством. Большую помощь оказал святому и его учитель по Афонской Академии Евгений Вулгарис . После распада Афониады он, как и Косма, в 1760 году отправился в Константинополь, где Патриархом стал его покровитель Серафим Анин 262 . На наш взгляд, Вулгарис помог Косме в получении разрешения на проповедь , вероятно, представив Патриарху одного из своих самых одарённых учеников, рассказав о его миссии. Таким образом, очевидно, что на Афоне Косма Этолийский не только получил необходимые знания, но и утвердился в своей решимости посвятить себя делу просвещения соотечественников. Святой оказался там не из-за стечения обстоятельств, а благодаря осознанному выбору, ведь учёба за рубежом была для него неприемлема, а Афон был единственным местом в Греции, где он мог получить фундаментальное образование. На Афоне он укрепился в своей преданности православной традиции – там он нашёл единомышленников, укрепивших его веру и стремление способствовать национальному возрождению. Как и другие традиционалисты, Косма отправился в монастырь не только за знаниями и дополнительным авторитетом, но и для прохождения школы христианского подвижничества и достижения определённой ступени духовного совершенства. Мы вполне можем утверждать, что Косма Этолийский был готов к просветительской деятельности, обладал для этого всеми необходимыми знаниями, в том числе и опытом преподавателя и проповедника, который в сочетании со знанием современных реалий, сложившихся на Балканах, впоследствии предопределил его успех. Также важно, что он получил благословение отцов и учителей, одобривших его рвение 263 , ведь без их разрешения он вряд ли бы решился на то, чтобы начать деятельность проповедника и просветителя: «Я посоветовался со своими духовными наставниками, архиереями, патриархами, открыв им свои мысли: угодно ли Богу, чтобы я взялся за это дело, и все убеждали меня взяться за него и сказали, что оно является добрым и святым» 264 . В соответствии с православным вероучением такие серьёзные решения принимаются только с благословения духовного отца, тем более необходимо помнить, что Косма был иноком, а послушание – одна из главных обязанностей монаха. 1.3. Традиционализм и формирование общественно-политической концепции Никодима Святогорца и его взглядов на образование

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ДУБЯНСКИЕ один из дворянских родов в России, представители к-рого в XVIII-XIX вв. были церковными и муз. деятелями ДУДИН АМВРОСИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан не позднее сер. XIV в. в Березополье Нижегородского княжества, при впадении речки Зуевки в р. Оку ДУРЫЛИН Сергей Николаевич (1886 - 1954), свящ., поэт, прозаик (псевдоним Сергей Северный, С. Раевский и др.), искусствовед, историк лит-ры и театра, археолог, этнограф ДУХОВНИК в православной Церкви священник или старец-монах, регулярно принимающий тайную исповедь и помогающий духовному чаду на пути к спасению «ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ» законодательный акт, главный юридический документ, определявший правовой статус Церкви в России в синодальный период ДЬЯКИ архиерейских приказов, светские чиновники в органах высшего церковного и епархиального управления Русской Церкви в XVI-XVII вв. «ДЬЯКОНОВЫ ОТВЕТЫ» (1716-1719 гг.) ответы старообрядцев-поповцев дьяконова согласия на 130 вопросов настоятеля Успенского Кержебелбашского мон-ря Питирима ЕВГЕНИЙ (Кульберг Алексей Сергеевич; род. 25 сент. 1972 г.), митрополит Екатеринбургский и Верхотурский, глава Екатеринбургской митрополии ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф ЕВГЕНИЙ (Булгарис [Вулгарис] Елевферий; 1716 - 1806), архиеп. Славянский и Херсонский, греч. духовный писатель ЕВГЕНИЯ (Мещерская, урожд. Тютчева, Евдокия Николаевна; 1774 - 1837), игум., основательница Аносина Борисоглебского жен. мон-ря ЕВДОКИЯ (Андрианова Евдокия Прохоровна; 1886 - 1942), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121660_39.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВГЕНИЙ (Булгарис [Вулгарис] Елевферий; 11(22).08.1716, о-в Корфу (Керкира) - 27.05.1806, С.-Петербург), архиеп. Славянский и Херсонский, греч. духовный писатель. Его отец, вероятно, был выходцем с о-ва Занте (Закинф) и получил на Корфу должность начальника местных булочников; по др. версии, он был выпускником Падуанского ун-та и служил юристом в венецианском уголовном суде. Булгарис получил имя Елевферий (свободный) в честь успешного снятия османской осады с Корфу, находившегося в руках венецианцев. Окончил гимназию (фронтистерий) на одном из Ионических о-вов, затем продолжил образование в Арте и Янине. Среди его учителей был А. Катифорос . В 1737-1739 гг. принял постриг и рукоположен во диакона, служил в церкви на Занте. Ок. 1740 г. покинул остров и поступил в Падуанский ун-т на философский фак-т, изучал итал., лат., древнегреч. и франц. языки, богословие, математику. Одновременно с учебой Е. был учителем в местной греч. школе и служил в ц. во имя вмч. Георгия Победоносца. В 1742 г. по приглашению греч. купцов братьев Маруциса, Симона и Ламброса, стал учителем и директором новой школы в Янине. В 1742-1749, 1751-1753 гг. преподавал в школе Маруциса в Янине, в 1750-1751 гг.- в Козани, в 1753-1759 гг.- в академии Афониада при мон-ре Ватопед на Афоне. За это время Е. приобрел известность как самый выдающийся греч. ученый своего времени, к нему стекались сотни учеников. Затем жил в К-поле, где преподавал в Патриаршей академии. В 1763 г. Е. был вынужден покинуть К-поль из-за своей откровенно антиосманской позиции. Одна из проповедей Е. на политическую тему послужила поводом к тому, чтобы к-польская иерархия выступила за его увольнение. Кроме того, в это время его покровитель К-польский патриарх Серафим II был уже смещен. Е. отправился в Бухарест, затем в Саксонию (жил в Лейпциге и Галле). Евгений (Булгарис), архиеп. Славянский и Херсонский. Фрагмент гравюры Дж. Уокера по оригиналу Г. Скливаса. 1792 г. (ЦАК МДА)

http://pravenc.ru/text/186971.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010