В 1793 году обер-прокурор Синода кн. А. И. Мусин-Пушкин обратился к архиеп. Евгению с вопросами по поводу того, как вовлечь в сферу Православия католиков и особенно униатов, ставших российскими подданными после второго раздела Польши. В том же году Евгений (Булгарис) ответил пространным трактатом «Записка... о лучшем способе воссоединения униатов с Православной Церковью» . Он рассматривал следующие способы: В этом документе ярко отражена вера архиеп. Евгения в преобразовательную силу просвещения. В последний период жизни издавал книги духовного характера. Перевел на греч. язык двухтомный трактат Адама Зерникава «Об исхождении Святого Духа только от Отца» и сочинение Новгородского и Санкт-Петербургского митр. Гавриила (Петрова) о литургии и правилах православной Церкви (СПб., 1799), опубликовал свои работы: «Размышления на пять книг Моисея» (1801) в 2 томах, «Церковную историю первого христианского века» (1805), «Метафизику» (1805) (включала учение об онтологии, о космологии и психологии) и др. В Санкт-Петербурге архиеп. Евгений жил на Васильевском острове, недалеко от академической типографии, в 1801 году поселился в Александро-Невской лавре . Живо интересовался делами Республики Семи Соединённых Островов, созданной в 1800 году на Ионических островах под двойным протекторатом - России и Турции. В последние часы жизни с ним был Димитрий Неранцис, уполномоченный по делам республики в Санкт-Петербурге. Скончался 27 мая 1806 года в Александро-Невской лавре , похоронен там же, в Феодоровской церкви монастыря. В советское время территория была занята ЦНИИ «Прометей», местонахождение могилы утрачено. Архиеп. Евгений был почетным членом Санкт-Петербургской академии наук (1776), Лондонского общества древностей, членом Вольного экономического общества (1792). Награжден орденом св. Александра Невского (1797). Согласно его завещанию, две бриллиантовые панагии (одна из них была подарена ему в 1805 имп. Александром I) были переданы Республике Семи Соединённых Островов на пользу буд. Ионической академии. Из капитала в 10 тыс. р. по 1 тыс. р. было завещано афонской и патмосской школам, церкви на Корфу, в которой хранились мощи свт. Спиридона Тримифунтского, церкви на Занте, св. местам Иерусалима, Екатерины святому монастырю на Синае, полтавскому Крестовоздвиженскому монастырю и новопостроенным греч. церквам в Херсоне и Таганроге. Остальные средства передавались родственникам и друзьям, а также нищим и на погребение. Свои неизданные труды преосвященный завещал Зою Зосиме для публикации. Из рукописей, принадлежавших Евгению (Булгарису), в греч. собрании ОР РНБ хранятся Толковое Евангелие 1062 г. (Греч. 72; на л. 4 помета Евгения (Булгариса) о приобретении этой рукописи в монастыре Павла и Чудотворца Спиридона у иером. Софрония в 1757), а также сборники произведений Евгения (Булгариса) смешанного содержания (Греч. 594 (на л. 76 послание против латинян), 609 (на л. 57 письмо спрашивавшим, где находятся души после смерти), 706 (на л. 89-122 об. введение в риторику).

http://drevo-info.ru/articles/12387.html

—383— каливитском скиту (от которого и получил свое призвание), принял монашество и стал преподавать грамматику некоторым из молодых монахов. Отсюда уже он перешел на должность наставника школы Ватопедской. 543 Но школа эта едва ли бы получила известность, если бы стечение особенно благоприятных обстоятельств не возвысило ее значение. Константинопольскому патриарху Кириллу V-мy (1748–1757 г.) пришла счастливая мысль перестроить уже существовавшую Ватопедскую школу, дать ей лучших наставников, расширить курс преподавания в ней до уровня высшего учебного заведения. Остается невыясненным, чт ближайшим образом побудило патриарха взяться за это благое дело, ибо от этого патриарха, при множестве его нравственных недостатках, трудно было ожидать благих начинаний. 544 Иногда думают, что на этот путь направил патриарха знаменитый ученный Евгений Булгарис 545 , но утверждать это со всею положительностью – нельзя. Нашлись добрые люди как среди иерархов, так и в особенности среди богатых мipяh, пожертвованное нужные на устроение училища деньги, – и училище явилось. 546 Прежнее здание перестроено и школа получила наименование Академии. 547 Выбор места для высшей школы, именно на Афоне, можно признать удачным: св. гора богата материальными средствами, имела много книжных сокровищниц, давала необходимые для научной деятельности мир и тишину. На построение зданий для Академии денег, видно, не жалели; они построены были из тесаных камней, представляли вид квадратного монастыря, в несколько этажей; внутри постройки находился обширный двор, имевший в своем центре небольшую церковь пророка Илии. 548 Во главе Афонской Академии поставлен был Евгений —384— Булгарис, которому назначено было неслыханное в то время жалование в 1.000 грошей. На вратах Академии Булгарис, по подражанию философу Платону, приказал начертить следующую надпись: γεωμετρσων ιστω, ο κωλω’τ μ θλοντι δυζυγσω τς θρας (уместно ли это?). Помощниками его в управлении и преподавании были сделаны – вышеупомянутый нами Неофит Кавсокаливит, прежний учитель Ватопедской школы, и Панагиот Палама, ученик Булгариса по Яннинской школе, докончивший потом свое образование в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Славянская и Херсонская епархия, к-рую окормлял архиеп. Евгений (Булгарис), учреждена в 1775 г. на территории Новороссийской и Азовской губерний. Сюда переселились греки, принимавшие участие в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. и в Орловском восстании (т. н. албанское войско). В указе Святейшему Синоду имп. Екатерина II Алексеевна отметила, что эта часть населения не знает рус. языка, но исповедует Православие. Поэтому для управления епархией был необходим епископ, к-рый владел бы греч. языком и смог бы помочь своим соотечественникам закрепиться на новых землях. Кроме того, от епископа этой кафедры правительство ожидало помощи в консолидации населения в крае. Архиеп. Евгений (Булгарис) приехал в епархию из С.-Петербурга 23 окт. 1776 г., его резиденцией был назначен полтавский в честь Воздвижения Креста Господня монастырь , куда в кон. 1776 г. прибыл и Н. Сразу после приезда Н. принялся за изучение рус. языка, без знания к-рого не представлял своего пастырского служения, и, по сообщениям биографов, уже через год владел им довольно свободно. В мае 1777 г. архиеп. Евгений назначил Н. инспектором всех епархиальных школ. До приезда архиеп. Евгения в Славянской епархии существовали лишь начальные школы грамотности. 24 янв. 1777 г. архиеп. Евгений повелел своему администратору, архим. Феоктисту (Мочульскому) , устроить при Крестовоздвиженском монастыре архиерейскую школу для 10 мальчиков, умеющих писать и читать, и обучать их основам латыни и к.-л. другого языка, краткому катехизису, арифметике, географии и истории, а в февр. 1777 г. направил в Синод прошение о необходимости открыть семинарию. В марте гр. К. Г. Разумовский по просьбе иерарха пожертвовал принадлежавший ему обветшалый дом, в к-ром было устроено епархиальное уч-ще (отделка заняла более года). Ответ от Синода на прошение не последовал, и архиеп. Евгений решил действовать самостоятельно: 27 нояб. 1778 г. он открыл уч-ще в новом здании, внес собственные средства на его расширение и призвал к пожертвованиям духовенство и население епархии. В мае 1777 г. уч-ще возглавил Н., под руководством к-рого детей обучали канцелярист консистории Григорий Богуновский и бывш. учитель Крутицкой семинарии Петр Станиславский. Первым куратором уч-ща был гражданин Полтавы бунчуковый товарищ П. Ф. Паскевич. Это было всесословное учебное заведение, куда принимали не только детей духовенства.

http://pravenc.ru/text/2565502.html

Чтобы закрепить в памяти грядущих веков важность обстоятельств, при каких возникла новая епархия и во имя чего она названа Славянской и Херсонской, открываемая епархия, «яко знатнейшая», в самом указе ставилась высоко по степени под Тверской, будучи причислена к второклассным епархиям. В виду того, что на территории открываемой епархии во время войны и после нее поселилось много православных иноплеменников, не знавших русского языка, но нуждавшихся в наставлении Слову Божию, в указе объявлена монаршая воля, чтобы на Славянскую и Херсонскую епархию в сане архиепископа был посвящен греческий иеромонах Евгений (Булгарис) «муж высокого разума и отлично одаренный благочестием и всеми добродетелями для упасения стада Христова». 747 Евгений Булгарис вел свой род от болгар, поселившихся между греками на Ионических островах и таким образом в своем лице объединял греческую и славянскую народности. Любопытно, что самый указ о назначении Евгения Булгариса на кафедру писан на греческом языке. 1-го октября 1775 года состоялось его посвящение в московском Николаевском греческом монастыре. Кафедральным городом архиепископа Евгения назначен город Полтава с тамошним Крестовоздвиженским монастырем. Впрочем, местопребывание архиепископа в Полтаве и названном монастыре считалось временным. Соответственно наименованию епархии Славянской предполагалось построить новый кафедральный город Славянск на том самом месте, где существовала упраздненная Запорожская Сечь. Но это предположение, как увидим, не осуществилось. По общему положению в новой епархии тотчас была учреждена Консистория. В качестве помощника архиепископу Евгению «к административной должности» назначен архимандрит ростовского Яковлевского монастыря Феоктист. Прожив в Москве более года, архиепископ Евгений вместе с ним 23 октября 1776 г. прибыл в Полтаву. У администратора-архимандрита оказалось много дела. Иначе не могло быть. Архиепископ Евгений не знал русского языка, а между тем должен был править епархией более, чем на половину состоявшей из русского населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

На присоединенных в результате войны территориях по обе стороны Днепра, где возникли поселения греков-эмигрантов, в 1775 г. была создана новая епархия - Славянская и Херсонская. Архиереем Екатерина II назначила Е., к-рый на тот момент носил сан архидиакона. В течение неск. недель он был последовательно рукоположен во иерея, во епископа и возведен в сан архиепископа. Архиерейскую хиротонию 1 окт. 1775 г. возглавил Московский митр. Платон (Левшин) . 5 окт. того же года Е. отправился из Москвы в Полтаву, к месту своей резиденции, куда прибыл 23 окт. 1776 г. Штат архиерея состоял из 29 слуг, а также священника, диакона, 2 келейников и библиотекаря. Из-за недостаточного знания рус. языка Е. нуждался в помощнике, им стал архим. Феоктист (Мочульский ; впосл. архиепископ Курский), назначенный настоятелем полтавского в честь Воздвижения Креста Господня монастыря и управляющим Славянской духовной консисторией. Ориентируясь на потребности греч. паствы, Е. перевел с латыни на греч. язык хрестоматию «Школьные разговоры» И. Ланге, а также «Духовный регламент» , составленный Псковским архиеп. Феофаном (Прокоповичем) . Изучение «Духовного регламента» помогло Е. ознакомиться со своими новыми адм. функциями. Во многом он был солидарен с позицией архиеп. Феофана, перевел и нек-рые др. его труды (напр., «К спору об исхождении Святого Духа»). Евгений (Булгарис), архиеп. Славянский и Херсонский. Раскрашенная литография Л. Луара. Сер. XIX в. (ЦАК МДА) Евгений (Булгарис), архиеп. Славянский и Херсонский. Раскрашенная литография Л. Луара. Сер. XIX в. (ЦАК МДА) В февр. 1777 г. Е. отправил в Святейший Синод пространный отчет, в к-ром отмечал отсутствие в епархии семинарии и просил выделить средства на ее организацию. Не получив поддержки, решил действовать самостоятельно и основал небольшую школу в полтавском Крестовоздвиженском мон-ре, в к-рой обучались чтению и письму 10 мальчиков. Обратился к бывш. укр. гетману К. Г. Разумовскому с просьбой предоставить для семинарии один из его домов в Полтаве. В результате здание было получено (открыто в нояб. 1778). Одновременно Е. обратился с просьбой о помощи к местным помещикам, «любителям просвещения». В мае 1777 г. назначил главой школы иером. Никифора (Феотоки) . При его помощи Е. удалось составить программу обучения, к-рая впосл. была признана образцовой. В школу принимались мальчики младше 14 лет как из духовной среды, так и из мирян. Вначале она не имела офиц. статуса семинарии, до 1779 г. Синод не утверждал также ежегодную субсидию в 2 тыс. р., необходимую для содержания. В 1780 г. были введены классы семинарского уровня по греч., франц., нем. языкам, арифметике и рисованию. При Е. в епархии начали строиться мн. храмы, однако лишь небольшое количество было возведено до его ухода.

http://pravenc.ru/text/186971.html

Притом же все эти школы не имели характера учреждений, прочно устроенных: в одно время они находились в хорошем состоянии, в другое – упадали так, что и совсем закрывались. Средства их были весьма скудны – даже учителя не получали содержания, а если получали, то ничтожное: только любовь многих из них к своему национальному просвещению побуждала их посвящать себя школьной деятельности. Таковы, например, были высшие школы: патриаршая (в Константинополе), Янинская, Мосхопольская (в Албании), Патмосская, Афонская и другие. Патриаршая школа основана была патриархом Геннадием вскоре же по падении Константинополя. В ней получили первоначальное образование, между прочим, такие просвещенные патриархи, как Максим Философ и Иеремия II. Эта школа находилась в удовлетворительном состоянии только при лучших патриархах, но вообще никогда не была в цветущем положении. Школа в Янине основана во второй половине XVII века; в свое время она была в большой славе. В конце XVII века здесь был учителем Мелетий, впоследствии митрополит Афинский, автор «Церковной истории», а в XVIII веке – знаменитый Евгений Булгарис, человек ученый, оказавший большую услугу греческому просвещению переводом на греческий язык лучших в то время руководств по богословию, логике, метафизике и риторике 312 . Мосхопольская школа, основанная в конце XVII века, в XVIII веке называлась даже академией, но в конце этого века вместе с городом Мосхополем она была уничтожена турками. Школа Патмосская основана в 1711 году ученым иеромонахом Макарием. Русский паломник Барский с восторгом описывает учительскую деятельность Макария и говорит, что к нему сходились ученики со всех островов и даже из Константинополя, что он преподавал богословские и философские науки и воспитал много «премудрых и искусных мужей» из мирян и духовенства. Но эта школа славилась только при Макарии. Афонская школа была основана в 1753 году в Ватопедском монастыре патриархом Кириллом V при содействии духовенства и мирян. Предполагалось эту школу устроить в больших размерах: приготовлено было помещение для 500 учеников; главным начальником и учителем назначен был вышеупомянутый Евгений Булгарис с содержанием в 1000 пиастров (в то время жалованье весьма значительное).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 октября 1775 года в присутствии самой императрицы иеромонах Евгений был хиротонисан в Москве в Николаевском греческом монастыре во епископа Славянского и Херсонского с возведением в сан архиепископа с пребыванием в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. Преосвященный Евгений управлял епархией только 4 года, однако успел открыть там семинарию. С 1776 года – почетный член Санкт-Петербургской Академии наук. В августе 1779 года согласно поданному прошению уволен на покой. Проживал в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. В 1787 году преосвященному Евгению разрешено было проживать в Санкт-Петербурге. С 1801 года архиепископ Евгений находился на покое в Александро-Невской лавре, и там скончался 27 мая 1806 года на 91-м году жизни. Погребен был в Феодоровской церкви лавры. Архиепископ Евгений оставил после себя много научных трудов. Труды: Православное исповедание, или изложение веры Православной Апостольской Церкви. – Амстердам, 1765. Описание жизни блаженного Феодорита , епископа Киррского. – Галле, 1768. Курс богословия. Логика, из древних и новейших собранная. – Лейпциг, 1766. Метафизика (греч.). – Венеция, 1805. Первое столетие по воплощении Христа Спасителя. Церковная История первого Христианского века (греч.). – Лейпциг, 1806. Размышления, или примечания на пять книг Моисеевых, под названием Боголюбивое глумление (греч.): в 2 т. – Вена, 1801. Трактат о Системе всего сущаго. Астрономического содержания. – Вена, 1806. О приливах и отливах. Мысли о нынешних критических временах оттоманского государства. Мольба греческого народа ко всей христианской Европе. О музыке (греч.), соч. в 1775 (рукопись). Храм Славы. Поэма Г. Дела Тиерса, переведенная с французского на греческий язык. – СПб., 1772. Переводы Виргилия: Оды на поражение оттоманов Екатериной II. Окружное послание к сербским христианам. О том, что такое рай и ад? Послание к Петру Клеркию (Кларку). Переводы: с латинского на греческий: Адам Зерников. Богословские трактаты о происхождении Святого Духа: в 2 т. – СПб., 1797.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но постепенно иерархия поняла необходимость просвещения. Было необходимо готовить образованное духовенство и были нужны образованные люди для ограждения православия от пропаганды католиков и протестантов. Греки стали создавать школы — низшие и высшие. В первых обучали грамоте и знакомили с богослужебными книгами и их употреблением в церкви. В них готовили священнослужителей и клириков. Обучение происходило в церкви или в доме священника, иногда под открытым небом. Учителями были священники церкви, при которой была школа, или монахи. Разделения на классы ни было. Высшие школы отличались только более обширным курсом обучения. Не было ничего похожего на современное среднее учебное заведение. Учителей набирали из людей, известных своей образованностью, им иногда устанавливали содержание. Учениками нередко бывали клирики и монахи даже в зрелом возрасте. Общее образование заключалось по преимуществу в изучении греческих писателей. Богословие изучалось по системе преп. Иоанна Дамаскина " Точное изложение православной веры " . Курс вообще был не обширный, число учеников ограниченное. Школы были бедны. Известны были высшие школы: патриаршая (в Константинополе), Янинская (в Албании), Патмосская, Афонская и другие. Патриаршая школа была основана патриархом Геннадием вскоре после падения Константинополе. В ней получили начальное образование просвещенные патриархи Максим Философ и Иеремия II. Школа никогда не процветала. Школа в Янине основана во второй половине 17 в. В свое время славилась. В конце 17 века в ней учителем был Мелетий, впоследствии митр. Афинский, автор церковной истории. В 18 веке в ней учительствовал знаменитый Евгений Булгарис, ученый, оказавший большую услугу переводами на греческий язык лучших руководств по богословию и другим наукам. Впоследствии он был в России епископом Славянским и Херсонским. Мосхопольская школа, основанная в 17 в., а в 18-м называвшаяся даже академией; в конце 19 века была уничтожена турками вместе с городом. Патмосская школа была основана в 1711 г. ученым иеромонахом Макарием. Русский паломник Барский с восторгом описывает учительскую деятельность Макария и говорит, что к нему сходились ученики со всех островов и даже из Константинополя и что он воспитал много " премудрых и искусных мужей " из мирян и духовенства. Но после Макария эта школа ничем не славилась. Афонская школа была основана в 1753 г. в Ватопедском монастыре патр. Кириллом V, при содействии духовенства и мирян. Предполагалось, что в школе смогут учиться 500 учеников. Во главе ее был поставлен Евгений Булгарис, при котором она процветала. Но через пять лет, после отъезда Булгариса, школа пришла в упадок, а затем закрылась. В Греции было еще несколько таких школ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2189...

В продолжение пяти лет с половиной Булгарис занимал должность ректора и учителя в афонской академии с блестящим успехом; слава его привлекла к нему многочисленных учеников со всей Греции, которая с радостью начала было смотреть на эту школу, как на свою надежду. Но это цветущее время афонской школы продолжалось недолго. Через пять с половиной лет Евгений Булгарис принужден был отказаться от учительства и удалиться с Афона, по причине неудовольствий, возникших у него с невежественными монахами; с его удалением школа, хотя не прекратила тотчас своего существования, но сразу сильно упала. Впрочем существование этой школы, хотя и весьма кратковременное, не осталось бесследным в истории греческого просвещения; ученики ее разнесли во многие места Греции неугасимый свет учения. Отправление молодых людей в иностранные университеты и в русские учебные заведения Домашние способы образования у греков, в описываемое время, были, во всяком случае, недостаточны, и хотя было немало у них школ, но они находились в жалком материальном положении. Если школа патриаршая, будучи в столичном городе и на виду у патриарха, находилась в весьма бедственном состоянии, – едва влачила свою жизнь, и наконец, с 1626 года на некоторое время совсем была закрыта, то положение других, более мелких и отдаленных училищ было тем более шатко. Достаточно было набега турок, чтобы та или другая школа перестала существовать. Некому было думать о защите школ, когда часто никто не был уверен в безопасности собственной жизни и когда заботы об удовлетворении, прежде всего, насущных потребностей оставляли мало времени на занятие наукой. Следствием этого и было то, что многие греческие юноши, неудовлетворявшиеся тем образованием, какое могли получить на своей родине, искали просвещения в других странах и, главным образом, на западе Европы. Наплыв греков в западную Европу начался с самого падения Константинополя под власть турок и продолжался во все последующие века, так что большая часть просвещенных людей востока, в описываемое время, или получали, или, по крайней мере, довершали свое образование в западных университетах и академиях. Главными, средоточными пунктами образования греков па западе были: Венеция, Падуя и Рим. Венеция, как ближайшая по своему местоположению к Греции, была первым местом, куда наиболее переселялись греки после падения Константинополя. Здесь организовалась самостоятельная греческая община, которая, в начале XVI века, с дозволения венецианского правительства и папы Льва X, построила особый православный храм во имя св. Георгия. При этом храме венецианские греки и основали гимназию, время открытия которой относится не позднее, как к началу XVII в. В Венеции существовали и собственно греческие типографии, имевшие тем более важное значение, что книги греческие, особенно церковные, печатались здесь на средства и на глазах представителей православной общины, и потому могли пользоваться большим доверием, чем издания чужих типографий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

186 Устава). Лица, пытающиеся нарушить этот запрет, подвергаются тюремному заключению на срок от 2 месяцев до года. Также запрещено приближение к гаваням и причалам А. судам, на борту к-рых находятся женщины. Лит.: Αλξανδρος Λαυριτης (Λαζαρδης), γρων. Οδηγς Αγου ρδβλθυοτεΟρους. Αθναι, 1957; Θεοδρου Ε. ρδβλθυοτεΑθως, Μοναχικς βος κα κανονισμο //ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 926-928; Доримедонт (Сухинин), иером. Об управлении монастырем; О послушаниях; О монашеском постриге; О келейной молитве; Об исповеди и причащении Святых Христовых Таин; О посте; О странноприимстве// [Хризостом (Кацулиерис), архим. , с братиею. ] Святогорский устав церковного последования. Серг. П.; Афон, 2002. С. 189-203. Прилож. 1. Афониада Мн. святогорские монахи в своих научных занятиях достигли выдающихся успехов. В обычае было создание при мон-рях школ для подготовки клириков из среды иноков. Одной из таких школ было действовавшее с XIII в. уч-ще в келлии Иверского мон-ря, носившей имя св. Иоанна Богослова. В 1748-1749 гг. монахи Ватопеда по предложению своего настоятеля иером. Мелетия решили организовать в обители духовную школу, к-рая явилась бы «оплотом греческих знаний, воспитания и всяческого научения в области как философских, так и богословских наук». К-польский Патриарх Кирилл V вместе со Свящ. Синодом утвердил ее устав (1750). Курс обучения составляли 2 ступени: грамматика и философия. Первым преподавателем Ватопедского уч-ща, называвшегося также Афонской духовной академией или Афониадой (Αθωνις), был Неофит Кавсокаливит , обучавшийся в духовных уч-щах К-поля, Патмоса и Янины. В июле 1753 г. дидаскалом школы стал Евгений Булгарис. Он получил образование в Янине у Афанасия Анфракитиса, затем изучал в Падуе богословие и философию, овладел мн. языками. Когда Булгарис прибыл на А., в академии обучалось 20 иноков; его известность привлекла в школу новых учеников, и к концу года их было уже 70. В 1754 г. был издан Патриарший указ о сборе милостыни в пользу академии. Было построено здание, рассчитанное на 170 учащихся.

http://pravenc.ru/text/77102.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010