Евгений, архиепископ Славянский и Херсонский (Булгарис) Родился 21 августа 1715 года на острове Корфу в огречившейся болгарской семье и наречен был Елевферием (свободный – греч.), в память освобождения острова от турок. В 1739 году принял монашество. В сане иеродиакона состоял катехизатором и проповедником греческой церкви Георгия Победоносца в Венеции. В конце 1742 года был определен ректором гимназии в город Янину. 10 лет обучал юношество философским, математическим и богословским наукам. В 1753 году Константинопольским патриархом Кириллом был вызван в Константинополь и определен ректором и главным наставником школ, состоящих при Афонской Ватопедской лавре. Впоследствии был назначен ректором патриаршей гимназии в Константинополе с титулом вселенского дидаскала, или учителя и начальника философствующих. В 1763 году уехал в Германию, где надеялся найти лучших ценителей своих научных знаний. Некоторое время жил в Лейпциге, ездил в города Галле и Геттинген, посещая лекции в университетах и общаясь с учеными. В 1767 году, когда императрицей Екатериной II был издан Наказ Комиссии о сочинении Проекта нового Уложения, то Евгений перевел его с французского языка на греческий и перевод свой посвятил августейшей сочинительнице, с изъявлением своего желания быть в ее подданстве. Прусский король Фридрих Великий, лично знавший Евгения, рекомендовал его Екатерине И. В 1771 году он прибыл в Санкт-Петербург, и с самого приезда императрица определила ему по 1500 рублей ежегодного жалованья и притом часто удостаивала его благосклонного приема и собеседования. 30 августа 1775 года по Указу императрицы Екатерины II Евгений был посвящен в сан иеромонаха, а 9 сентября Святейшему Синоду был дан Указ об учреждении в Новороссийской и Азовской губерниях новой епархии, под названием Славянской и Херсонской. В Указе говорилось: «По случаю переселившихся в тот край иноплеменников, не знающих русского языка, исповедующих однакож православную греческую веру, посвятить в архиепископа грека иеромонаха Евгения, яко мужа, высотою разума, благочестием и всеми добродетелями для упасения стада Христова отлично одаренного».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

свящ. Михаил Благонравов 17. Архиепископ Никифор Никифор, архиепископ Астраханский и Ставропольский, в мире Николай Феотоки, родом грек, родился в феврале 1731 г. в городе Корфу, на острове того же имени, от благородной графской фамилии. Первоначальное образование он получил в Корфской гимназии, где обучался греческому, ла- тинскому, французскому и итальянскому языкам, словесности, поэзии, риторике, философии и богословию. Окончательное образование получил в итальянских университетах, где преимущественно слушал высшие курсы математики, физики и астрономии. По возвращении в свой родной город Корфу, он принял монашество; 11 апреля 1753 г. посвящен в иеромонаха и был проповедником в Богородицкой церкви, а с 1757 по 1765 г. был в Корфской гимназии учителем риторики, математики, физики и астрономии. Желая посетить Афонскую гору, он прибыл в г. Константинополь, где познакомился с Молдавским господарем Григорием Гикою, который удержал его при себе для воспитания своих детей, а затем увез его в свой г. Яссы и вместе с тамошним митрополитом упросил его быть ректором Ясской гимназии и преподавателем математики и географии. Желая видеть Россию, иеромонах Никифор в 1778 г. Прибыл в Полтаву, к своему соотечественнику, архиепископу Славянской и Херсонской епархии Евгению Булгарису. Архиеп. Евгений, зная хорошо дарования и ученость иеромонаха Никифора, определил его ректором Полтавской семинарии и присутствующим в Консистории. Когда престарелый архиеп. Евгений уволился на покой, то на его место назначен был иеромонах Никифор, как по рекомендации Евгения, так и по тому, что он, как сказано в указе Св. Синода, был «как всюду известно, довольно ученый, и не только греческий, но и другие языки знающий, и в сказывании проповедей не мало упражнялся», и 6 августа 1779 г. посвящен в архиепископа Славянского и Херсонского. 28 ноября 1786 г. Высочайшим повелением переведен в Астрахань, куда и прибыл 5 мая 1787 г. Не мало трудов ожидало преосвященного Никифора в Астраханской епархии, в этом более Азиатском, чем Европейском краю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Днепропетровская и Павлоградская епархия 24 липня 2010 р. 10:10 По мере приобретения Российской империей в середине XVIII века территорий, ранее контролировавшихся Османской империей, усилился приток поселенцев православного исповедания на новые территории, получившие в 1764 году наименование Новороссии. Первоначально малонаселенная область управлялась в церковном отношении Киевскими архиереями через полтавских протопопов; с 1760 года — с помощью старокодакских наместников (с. Старые Кодаки — село на месте старой крепости, расположенное неподалеку от современного г. Днепропетровска). 9 сентября 1775 года своим указом Святейшему Синоду императрица Екатерина II повелела учредить в образованных Новороссийской и Азовской губерниях новую епископскую кафедру — Славянскую и Херсонскую. Славянская и Херсонская епархия была учреждена в память древних епископов-мучеников, что подчеркивало ее преемственность от Херсонеса Таврического, ставшего в свое время крещенской купелью Православия на Руси. Название же «Славянская» было дано из-за множества славян, переселившихся в Новороссийский край из турецких и австрийских земель. В пределы вновь учрежденной епархии, занимавшей « всю Елисаветградскую провинцию, с одной стороны, территорию Азовской губернии до Черкасска и прочих Донского войска селений, с другой стороны », вошла и часть будущей Екатеринославской епархии, в том числе и казацкая слобода Половица — место, где ныне находится город Днепропетровск (бывший Екатеринослав) с окрестностями. Первым правящим архиереем новообразованной епархии стал греческий иеромонах Евгений (Булгарис), который был хиротонисан в Москве во епископа с возведением в сан архиепископа. Спустя год после назначения архипастыря, 21 августа 1776 года, Святейший Синод издал указ, определивший первоначальные границы новой епархии. В конце того же года под личным наблюдением и руководством владыки Евгения была организована, устроена и открыта Славянская духовная консистория и положено начало епархиальному управлению. 5 декабря 1776 года Славянской консисторией был издан первый указ о возношении имени Высокопреосвященного Евгения во всех монастырских, городских и сельских храмах новой епархии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1226973...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Житие Космы Этолийского (ВИДЕО) Икона из монастыря Филофей Афон Житие Космы Этолийского (Фелофеитиса, как его называют на Афоне, то есть из монастыря Филофей) 6 сентября (24 августа по старому стилю) Житие Космы Этолийского составлено на портале - Святая Гора . Фильм содержит уникальные съемки 70-х годов. О прп. Косме рассказывают старички, которые знали его по рассказам! Им самим тода было по 100 и более лет. Показаны места, где он жил, учился, быт и народные песни.     Косма родился в Греции в 1714 году в семье ткачей. Он обучался сначала на родине под руководством архидиакона Анании Дервишана, а затем завершил свое образование на Святой Афонской Горе, в Ватопедском училище у таких известнейших в то время учителей, как Николай Царцулия (из Мезовы) и Евгений Булгарис (впоследствии, в 1775-1779 годах, архиепископ Екатеринославский и Херсонский). Оставшись на Афоне в Филофеевской на Святой Гор е обители для преуспевания в духовных трудах, он был пострижен там в иноческий чин с именем Косма, а затем рукоположен в иеромонаха. Стремление направить на путь спасения и укрепить в вере братьев-христиан побудило святого Косму испросить благословение духовных отцов и уйти в Константинополь. Его очень тревожило то, что греки за 300 лет господства турок одичали. По словам историков, в то время в стране процветали безграмотность и дикость. Все восстания топились турками в крови. Происходила массовая исламизация христиан. В одном только Северном Эпире мусульманами стали более полумиллиона человек. Косма сокрушался: «Какую великую нужду в Божьем слове имеют братья мои, христиане!». И он отправился с проповедью.   Афанасий Зоитакис пишет в житии Космы Этолийского, что поначалу соотечественники встретили проповедника враждебно. Святому пришлось перетерпеть злобные насмешки и неприкрытую иронию людей, бесконечно далеких от Церкви и относившихся к ней с презрением.Многие люди впервые слышали слова евангельской проповеди. Косма крестил людей, объяснял им значение Таинств, строил церкви, часовни и школы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=784

До чего же болезненным порой бывает воображение нашего электората! Испытав в отпуске информационный голод, наконец, добираюсь до телевизора. Страна потрясена гибелью «Булгарии»… В остальном, ничего необычного: Президент, премьер – все на месте. Путчей не было, Кремль стоит. Серия ДТП и авиакатастроф, криминальная хроника, мелкая расчлененка – вот, пожалуй, и все заметные новости минувшего июля. Для очистки совести набиваю в интернете недавно подслушанное, незнакомое слово «сагра»... И вот тут на меня обрушивается целый шквал сообщений и совершенно «других» новостей. Странно, конечно, что по «официальному» телевидению это не проходило. – Слышал о Сагре, про перестрелку с кавказцами на Урале? – Да ладно?! В «Новостях» только о «Булгарии»... – Так «Булгарию» специально затопили, чтобы отвлечь внимание от Сагры... (Из разговора в поезде «Москва — Санкт-Петербург», июль 2011 г.) 1 июля 2011 года, Урал, Свердловская область. Объединенная кавказская карательная группировка (60 человек на 15-ти машинах) поздно ночью выезжает на «разборку» в деревню Сагру. С огнестрельным оружием... По дороге избивают мотоциклиста, бьют машину старичков-пенсионеров. До Сагры – считанные километры, но при въезде в деревню каратели нарываются на встречный огонь местных жителей из охотничьих ружей. Результат боя: один кавказец убит, другой ранен, остальные члены банды (полсотни человек) спасаются бегством... Одним из первых разобраться в конфликте попытался президент Екатеринбургского фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман. 4 июля по горячим следам в его блоге появляется следующая запись о событиях в Сагре: «Цыган, которого местные подозревали в торговле наркотиками, под давлением, съехал с деревни... После чего, он привез восемь человек азербайджанцев с ножами и битами, которые пытались пугнуть местных малолеток. Азербайджанцам сказали: приезжайте, соберемся и будем разговаривать. В назначенное время никто не приехал. И уже в 11 вечера в Сагру позвонили со станции Исеть и сказали: к вам едет банда азербайджанцев – 15 машин, вооружены, будут убивать. Мужики, несколько человек, собрались, похватали, кто, что мог и побежали на край деревни занимать оборону. Азербайджанцы подъехали, 60 человек – началась стрельба. А мужиков было 10...».

http://pravoslavie.ru/48152.html

Екатеринославская Учреждена 9 сентября 1775 года Славянская и Херсонская Кафедра в Полтаве Евгений (Булгарис) архиепископ, рукоположен с 1.10.1775 по август 1779 на покое; † 27.05.1806 Никифор (Феотоки) архиепископ, рукоположен с 6.08.1779 по 28.11.1786 архиеп. Астраханский и Ставропольский Екатеринославская и Херсонская (Екатеринославская и Херсонеса Таврического) С 1786 года Амвросий (Серебренников) архиепископ, бывший еп. Олонецкий и Каргопольский с 28.11.1786 с 22.12.1789 – местоблюститель Молдо-Влахийской митрополии †13.10.1792 (убит) Гавриил (Банулеско-Бодони) митрополит, бывший митр. Молдо-Влахийский, экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии с 10.05.1793 по 21.12.1797 переименован митр. Новороссийский и Днепровский Новороссийская и Днепровская С 21 декабря 1797 года Кафедра в Новомиргороде Гавриил (Банулеско-Бодони) митрополит, бывший митр. Екатеринославский и Херсонеса Таврического, экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии с 21.12.1797 по 29.09.1799 митр. Киевский и Галицкий Афанасий (Иванов) епископ, бывший еп. Воронежский и Черкасский, с 1.10.1799 архиепископ с 15.09.1801 по 4.12.1803 переименован архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический Екатеринославская, Херсонская и Таврическая С 4 декабря 1803 года Кафедра с 1804 года в Екатеринославе Афанасий (Иванов) архиепископ, бывший архиеп. Новороссийский и Днепропетровский с 4.12.1803 по 18.08.1805 архиеп. Астраханский и Кавказский †18.08.1805 Платон (Любарский) архиепископ, бывший архиеп. Астраханский и Кавказский с 18.08.1805 †20.10.1811 Иов (Потемкин) архиепископ, бывший архиеп. Минский и Литовский с 7.02.1812 †28.03.1823 Феофил (Татарский) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уфимский, с 19.05.1823 архиепископ с 22.08.1826 по 15.10.1827 на покое; †14.11.1830 Онисифор (Боровик) епископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский, с 28.11.1827 архиепископ с 24.12.1827 †20.04.1828 Гавриил (Розанов) епископ, бывший еп. Орловский и Севский, с 22.05.1828 архиепископ с 31.12.1832 по 9.05.1837 архиеп. Херсонский и Таврический

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Имя Иосифа Вриенния не пользуется большою известностью в литературном мире; действительно, он и не принадлежит к числу первоклассных писателей по дарованиям, ни в особенно памятным потомству общественным деятелям своего времени. Но его сочинения все-таки заслуживают внимания интересующихся историей греческого народа и греческой церкви в конце XIV и начале XV столетия, в период крайнего политического упадка и можно сказать вымирания греческой империи. Несмотря на лежащую на них в некоторых случаях печать ограниченности миросозерцания и скудости Философского и богословского образования, они всегда будут интересовать пытливость читателя не без удовлетворения любознательности, как по важности предметов и обстоятельствам, при которых писаны, так и по личности писателя и отношениям его к современному ему ходу дел. «В его сочинениях», говорит Евгений Булгарис, «встречается многое достойное уважения и изучения; многое сказано сильно и отменно против разномыслящих с нами относительно некоторых догматов. Всюду с возвышенностью и высотою созерцания соединены и прекрасные приспособления нравственные, относящиеся к жизни христианской. И слог вообще ясный, хорошо и расположение, хоть иногда, применительно к большинству слушателей, слог понижается до обыденной речи. Во всех творениях приличное приспособление (οικονομα) доказательств, и слово без всякой шероховатости идет плавно и свободно, а по местам выступая небрежно заимствует приятность от самой необработанности и заставляет забывать о выработанности речи, привлекая естественностью. А если кое-что иногда сказано слабо и недостаточно или страдает излишеством, даже школьнически и ребячески понято и не весьма согласно с правилом истины: то ничто не мешает читателям, избирая полезное, не обращать внимание на встречающиеся недостатки. К этому отзыву просвещенного издателя сочинений Вриенния мы можем прибавить только в похвалу его, что Иосиф, пребывши верным духу православной церкви, одушевленный глубоким смыслом православия и патриотизма, свои наличные дарования и с трудом приобретенную в тогдашние бедственные времена ученость посвящал истинным нуждам своего народа и церкви, от худого течения дел не впадал в уныние или сомнение относительно правоты своего исповедания, не увлекался опасными мечтами единения в вере с латинским Западом и всеми силами старался поддерживать в своих соотечественниках бодрость духа и достойную христиан нравственную доблесть. Поэтому его деятельность приобретает ему место между известнейшими народными учителями и охранителями православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Афон (θως). Монастырь Дионисиат. Дионисиат /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Монастырь Дионисиат посвящён Предтече и Крестителю Господню Иоанну. Он считается одной из наиболее строгих обителей Святой Горы. Устав Дионисиата стал образцом для многих монастырей. Обитель была основана прп. Дионисием в XIV веке при посредстве его брата Феодосия, митрополита Трапезундского, и императора Алексия III Комнина. На место, где следовало построить монастырь, прп. Дионисию указал столп света. В обители хранится трёхметровый царский хрисову - хартия с императорской золотой печатью. Благочестивый самодержец, кроме других пожертвований, передал прп. Дионисию и чудотворную икону «Похвала Пресвятой Богородицы», по преданию, написанную св. евангелистом Лукой. Это тот самый образ, с которым в 626 году патриарх Сергий во время варварского нашествия совершил крестный ход по крепостным стенам Константинополя, вдохновляя защитников города. Позднее перед ним впервые был прочитан Акафист Божией Матери. В 1592 году пираты похитили из Дионисиата эту святыню. Их вожаку во сне явилась Сама Царица Небесная и приказала вернуть образ в обитель. Когда в Дионисиате вынимали икону из ящика, он был полон благоухающего мира. Это так поразило пиратов, что двое из них тут же приняли иночество. В XVIII веке после молитвы у чудотворной иконы от злокачественной опухоли излечился лидер традиционно-просветительского движения, выдающийся церковный деятель Евгений Булгарис. Празднование этому честному образу совершается во всех православных церквях в субботу Пятой седмицы Великого поста. Из других святынь следует упомянуть часть Животворящего Креста Господня, часть одежды Спасителя, часть пояса Богородицы, десницы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, частицы мощей апп. Иасона и Сосипатра, св. Дионисия Ареопагита, свв. Космы и Дамиана, сщмчч. Власия и Антипы, свтт. Иоанна Молчальника, Модеста Иерусалимского, Нифонта Константинопольского, Петра Александрийского, Василия Великого, Иоанна Златоустого и Фотия, патр. Константинопольского, вмчч. Артемия и Пантелеимона, сщмчч. Харалампия, Мины, Евстратия, Елевферия, Кирика, Мардария, Никиты, Димитрия Трипольского, мчч. Феодора Тирона и Феодора Стратилата, вмц. Варвары, мцц. Кириакии, Фомаиды, блгв. царицы Феофании, десницу св. Иоанна Милостивого, миро вмч. Димитрия Солунского, кровь вмч. Георгия Победоносца и узы первоверховного апостола Петра. В монастырской библиотеке хранится 1200 рукописей и уникальная реликвия – стул, на котором над своими книгами работал преподобный Никодим Святогорец.

http://sobory.ru/article/?object=28193

Зрителям были представлены иконы, картины крымских художников, вышивки, разнообразные писанки и крашенки, архивные документы, фотографии, церковная утварь и многое другое. 26 апреля. ПРАВМИР. 25 апреля в Музее истории города Симферополя состоялось торжественное открытие выставки, посвящённой 1025-й годовщине Крещения Руси «Христианские святыни города Симферополя», сообщает  пресс-служба Симферопольской и Крымской епархии . По словам директора Музея истории города Симферополя Ирины Ивановны, на выставке сотрудники постарались отразить, как происходит процесс возрождения православной культуры в Симферополе. Зрителям были представлены иконы, картины крымских художников, вышивки, разнообразные писанки и крашенки, выполненные мастерами Центра-музея декоративно-прикладного искусства народов Крыма и жителями города, архивные документы, фотографии, церковная утварь, духовная литература симферопольских издательств «Родное слово» и «Huжhяя Opiahдa», эскизы и изображения православных культовых сооружений, созданные студентами Национальной академии природоохранного и курортного строительства, проекты реконструкции когда-то существовавших в нашем городе храмов, а также тех, что возможно будут воздвигнуты. «Сегодняшняя выставка показывает, какой вклад внесла в историю города Симферополя наша Православная Церковь, как в истории Симферополя развивалась православная культура. Ведь даже само имя городу дал священнослужитель. Назвать город Симферополем предложил учёный-богослов Евгений Булгарис. В проекте Булгариса это название переводилось как «город пользы». Симферополь — город, где находилась и по сей день находится кафедра Таврических Архиереев. Низкий поклон вам, дорогие организаторы, за то, что вы помните, что в истории нашего города очень важной страницей является именно страница духовности», — сказал во время открытия экспозиции секретарь Симферопольской и Крымской епархии, настоятель Петро-Павловского кафедрального собора протоиерей Александр Якушечкин. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-stolice-kryma-otkryl...

Никифор Феотокий, Архиепископ сперва Славенский, а потом Астраханский, Кавалер Ордена Св. Анны I класса, родился в Феврале 1731 года от Греческой Графской фамилии Феотокиев на острове Корфу, в городе того же имени, и в тамошней Гимназии обучался с детства языкам Еллинскому, Латинскому, Итальянскому и Французскому и обыкновенным Гимназическим Словесным Наукам, Поэзии, Риторики, Философии и Богословии. Потом в разных Итальянских Университетах и Академиях слушал все части Высшей Математики, Опытную Физику и Астрономию. В 1748 году, по возвращении в отечество, Декабря 17 пострижен в Монашество и на другой день посвящен во Иеродиакона, а в 1753 году Апреля 30 во Иеромонаха и был 3 года Проповедником при Корфской Богородицкой Церкви. С 1757 по 1765 год обучал он юношество в Корфской Гимназии Риторике, Чистой Математике, Опытной Физике и Астрономии. После того отправился на Восток, в Палести­ну и Египет, и там занимался Проповеданием Евангельского Учения, обратил многих Магометан и Язычников. Оттуда возвратился в Константинополь и там познакомился с Молдавским Господарем, Князем Григорием Гикою, который уговорил его ехать с собой в Яссы и по приезде, с согласия Митрополита Ясского, определил его тамошней Гимназии Ректором. При исправлении сей должности он сверх того сам обучал Математике и Географии. В 1776 году возымел он желание переехать в Россию и прибыл в Полтаву к находившемуся там Архиепископом новоучрежденной Славянской Епархии Преосв. Евгению Булгару, соотчичу своему, который принял его к себе Ректором Семинарии, и когда сам отказался от управления Епархией, то представил его Императрице Екатерине II и Св. Синоду, на место свое во Архиепископа Славенского. По сему одобрению, подтвержденному и Князем Потемкиным, избран он и по Имянному Указу посвящен в С.-Петербурге из Иеромонахов прямо в Архие­пископа 1779 года Августа 6. При сем случае говорил он Императрице Благодарственную Речь на Греческом языке, которая тогда же с Французским и Русским переводом была напечатана. В 1786 году Ноября 28 переведен в Астрахань; а в 1792 году за слабостью здоровья испросил увольнение от Епархии сей и при отставке получил в управление Московской Данилов Монас­тырь, где и жил до кончины своей, случившейся 1800 году Мая 31. В 1797 году при Коронации Государя Императора Павла I получил он Орден Св. Анны I класса.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010