Наконец его дело было назначено к слушанию. Как римские прокураторы Феликс и Фест, как сам царь Агриппа II, императорский суд также не признал за Павлом никакого проступка, заслуживающего казни или тюремного заключения. Выпущенный на свободу, он несомненно воспользовался ею, чтобы отправиться в Испанию, где христианство, по-видимому, обязано своим происхождением его апостольской проповеди 51 . Он посетил также свои христианские общины по берегам Эгейского моря; важные указания на это последнее путешествие мы находим в так назыв. Пастырских посланиях к Титу и Тимофею. Некоторые из членов первобытной римской церкви известны нам по крайней мере по своим именам. Раньше, чем прибыть в Рим, Павел уже имел там много друзей; в конце Послания к римлянам он шлет поименное приветствие двадцати четырем лицам: Акиле и Прискилле, с которыми он встречался уже в Коринфе и в Азии, где они оказали ему крупные услуги, и вокруг которых в Риме собиралась небольшая группа христиан, или домашняя церковь ; Епенету, самому первому последователю Христа в Ахайе; Марии, которая в Риме много поработала для веры; Андронику и Юнии, прославившимся между апостолами и обратившимся ко Христу раньше самого Павла; Амплию, Урбану, Стахию, Апеллесу, Иродиону; Трифене, Трифосе и Персиде, трем добрым труженицам о Господе; Руфу и его матери, Асинкриту, Флегонту, Ерму , Патрову и Ермию, которые также составляли с некоторыми другими особую группу; Филологу, Юлии, Нирею и сестре его, Олимпану и другим с ними, наконец двум кружкам, – Аристовула и Нарцисса. Это последнее имя без сомнения принадлежит знаменитому вольноотпущеннику имп. Клавдия, тогда как Аристовул был внук Ирода Великого, живший в Риме в отличных отношениях с тем же императором. Выражения Павла «из домашних Аристовула, Нарцисса» дают основание думать, что дело идет о кружках верующих из среды клиентов или домашней прислуги этих богачей 52 . Обращаясь к филиппийцам с посланием из Рима, Павел между прочим посылает им приветствие от верующих из «кесарева дома». Поздние в заключении II послания к Тимофею упоминаются имена еще четырех римских христиан: Еввула, Пуда, Лина и Клавдии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В еще более позднее время, чем Евлогий, поставляет нас неизвестный автор „Учения отцов о воплощении Слова (Patrum doctrina de Verbi incarnatione)» 592 . Это сочинение ведет борьбу не с монофизитством только, но и с монофелитством и представляет собой компиляцию или сборник извлечений из сочинений св. отцов и вообще церковных писателей, создававшуюся в течении долгого времени и трудами нескольких лиц. Как не без основания догадывается Лоофс 593 , в основе ее лежит то собрание изречений, которое приложил знаменитый Софроний, патриарх Иерусалимский (634–641), к списку соборного послания, отправленного им в Рим к папе Гонорию, и которое читал Фотий 594 . В тех же размерах, в каких это сочинение издано Маем, оно должно было появиться не ранее, как во второй половине века, – так как оно знает Еввула, епископа листрийского, жившего во времена Ираклия (610–641) 595 , – и не позже 680-го года, так как не упоминает определения вселенского собора и послания папы Агафона 596 . Позднее оно подвергалось еще дальнейшим добавлениям в соответствии новым вопросам, возникавшим в церкви 597 . Таким образом, в рассматриваемом сочинении мы имеем собирательный труд, заключающий в себе, хотя и не в достаточно упорядоченном виде, как бы экстракт всей литературной работы церковных писателей по разъяснению православного догматического учения и опровержению еретических воззрений. Этот характер „Учения отцов о воплощении Слова» дает повод ожидать от него точных и обстоятельных сведений о подложных творениях св. отцов, принадлежащих Аполлинарию, – тем более, что в ряду источников, из которых приводятся здесь извлечения, мы встречаем знакомые нам имена Иоанна Скифопольского 598 , Леонтия Византийского 599 и Евлогия Александрийского 600 . Но на деле это ожидание не оправдывается: „Patrum doctrina» не рассматривает вопрос о подложных сочинениях во всём его объеме, а ограничивается обсуждением двух цитат из а) послания Юлия к Дионисию и б) слова св. Афанасия о воплощении 601 . Объявляя эти последние неподлинными и признавая автора их в лице Аполлинария, „Patrum doctrina» в обосновании этих положений весьма близко напоминает Юстиниана с его противо-монофизитским трудом 602 , хотя и не повторяет его: оно в своих доводах опирается не только на сродство мыслей и выражений, как это делал Юстиниан, но и на объективное свидетельство „Πναξ’а τν λγων πολλιναρου», составленного учеником его Тимофеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Перевод: Так же как солнце и луна не стыдятся своей наготы, так и ты, угодник Христов Василий, быв нагим не стыдился, ибо получил одежду Адама первозданного, которую он носил раньше в раю, ты же ее на земле носил, и был ты хорошим купцом, который оставил все, что имел ( Мф.13:45-46 ), и купил ценой терпения своего место, где был сокрыт бесценный Жемчуг, Христос. Потому ты стал для всех грешных примером покаяния и поселился в райскую широту, где, предстоя Христу, не забывай город, в котором ты жил и людей, преблаженный, и моли спасти души наши. Гликерии деве, Новгородской, прав., глас 8 Вышния красоты желающи,/нижния сласти телесныя далече от себе отринула еси/и, нестяжание паче суетнаго мира возлюбивши,/ангельское житие провождала еси, Гликерие, дево блаженная,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Перевод: Желая вышней красоты, телесные низменные страсти далеко от себя отринула и, возлюбив нестяжание больше суетного мира, ангельскую жизнь ты проводила, Гликерия, дева блаженная, моли Христа Бога о спасении наших душ. Еввуле, прав., глас 1 Всерадостное дарование от Бога/святым женам – святыя дети;/всерадостное даяние и тебе, святая Еввуло, –/святый великомученик Пантелеимон,/милости тезоименитый,/недугующих целитель и наш заступник./Слава убо о вас Всемилостивому Владыце,/слава Подающему вами цельбы,//слава предстатели наши вас Показавшему. Перевод: Прерадостный дар от Бога святым женщинам – святые дети, прерадостный дар и тебе, святая Еввула, – святой великомученик Пантелеимон, одноименный с милостью (греч. имя Παντελεμων – Пантелеимон однокоренное с ελεημοσνη – милость), излечивающий больных и наш защитник. Слава же за вас Всемилостивому Владыке, слава Подающему через вас исцеления, слава ходатаи наши перед Показавшим вас. Евдокиму Каппадокиянину, прав., глас 4 От земли воззвавый тя к Небесным селением/соблюдает и по смерти невредимо тело твое, святе Евдокиме:/ты бо в целомудрии и чистом жительстве, блаженне,/жительствовал еси, не осквернив плоти.//Темже со дерзновением моли Христа Бога спастися нам.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pra...

На 40-и день желали совершить такое же заупокойное бдение, какое было на день погребения старца, но так как день этот (23 декабря) приходился в дни предпразднства великаго праздника Рождества Христова, когда, по уставу св. церкви, нельзя исполнить полной заупокойной службы, то бдение совершено было на 19-е число декабря, и затем архиерейским служением литургия с панихидою. В воскресенье 22 числа тоже архиереем совершена была литургия с панихидою. Вместо пения причастного стиха одним из братий сказано утешительное слово; а во время трапезы, обильно предложенной в память усопшего старца, вместо сороковаго постнаго дня, прочитано было другое более пространное завещаний старца, в котором, указывая на Промысла Божий, осязательно видимый в судьбах обители, и благоволение Божие к ней за общежительный чин ея, молитвенныя правила и проч., и доказывая из Слова Божия и святоотеческих писаний, сколь важно это и угодно пред Богом, он выражает свое искреннее желание, чтобы настоящий устав общежития соблюдался в обители до скончания мира. В понедельник 23 декабря, в самый сороковой день было посвящение в иеромонаха и иеродиакона. Последний был келейником покойного старца до самой его кончины. После литургии совершена панихида. По случаю постного дня и приготовления всех братий к причащению св. Христовых Таин, трапеза в этот день была постная, без масла. По окончании ее роздано было по ложке колива, в память усопшего и пропета вечная память. Тем закончился сороковой день. Почивший старец, иеросхимонах о. Иероним родился 1803 года 28-го июня, на праздник св. первоверховных Апостолов Петра и Павла, в городе Старом-Осколе, Курской губ., от благочестивых родителей купеческого звания: Павла Григорьевича и Марфы Афанасьевны (впоследствии схимонахиня Еввула) Соломенцовых. Мирское имя его было Иоанн. Он имел еще трех братьев, из коих один скончался монахом, и сестру, которая ныне состоит игуменьей Борисовской пустыни, Курской губ. – Имя ее – Маргарита. Семейство это на столько благочестивое, что из родства его не менее 15 человек мужеского и женского пола – в монашестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А на левой стороне, за дверю писано тоже твердь, а на ней написан Господь аки Ангел, а держит зерцало да меч, Ангел возлагает венец на Него, а тому подпись: Благословен венец лета благости Твоея, а под ним колесо годовое, да у году колесо, с правую сторону любовь, да стрелец, да волк, а с левыя стороны году зависть, а от ней слово к зайцу: зависть лют вред, от того бо наченся и прискочи братоубийц, а зависть себе пронзе мечем, да смерть, а около всего того твердь, да Ангелы служат звездам...» (с. 27-28). Митрополит объясняет эту роспись на основании рассказа об обращении учителя Василия Великого, Еввула, в христианство. Но, как правильно отметил Н. Покровский, «Это изъяснение [...] не объясняет, в сущности, ни одного из переименованных изображений» (указ.соч., с. 346). . Конечно, в поведении Висковатого много неясного. Это дает повод некоторым исследователям подозревать его в неискренности и видеть в его выступлении мотивы личного (против Сильвестра) или политического характера (борьба политических группировок вокруг царя). Возможно, что в споре эти мотивы имели место. Однако рассматриваться как основные побуждения Висковатого они, конечно, не могут. Руководящим мотивом его выступления было именно то, что он видел опасность для чистоты Православия. «В сомнениях Висковатого слышится очень глубокая и очень резкая религиозная мысль» (Флоровский Г., указ.соч., с. 27), которая могла быть навеяна только непосредственной и интенсивной верой и убежденностью. Отсюда его упорство, последовательность и продуманность его идеологической аргументации. С другой стороны, не ясна в этом деле и позиция митрополита Макария. Чем объяснить резкость «кроткого и любвеобильного иерарха» (Карташев А. Очерки по истории Русской Церкви. Париж, 1959, т. 1, с. 426), его настойчивое стремление осудить Висковатого? Не усугублялась ли его идеологическая позиция в защите новых икон личной заинтересованностью? Он был самым компетентным лицом в этой области. Сам иконописец, деятельный храмостроитель, отличавшийся ревностным отношением к храмовому благолепию, он не мог, по крайней мере, не санкционировать темы новых икон в придворном храме, каким был Благовещенский собор, и чувствовал себя за них ответственным.

http://sedmitza.ru/lib/text/440365/

« Юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах» (Пс. 148, 12-13), прославляют Бога « девы с тимпанами» (Пс. 67,26), – говорится в ветхозаветных псалмах. Христианский праздник Введения в Иерусалимский храм Богоотроковицы – Пресвятой Богородицы, неразрывно связанный с пророчествами 44 псалма, открывает нам тайну встречи детского сердца с Богом.  Необходимость участия детей в Евхаристии прямо вытекает из слов Христа Спасителя « пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19,14, см. также Мк 10,14), а также из содержания молитвословий чина Таинства Крещения. Древняя церковная традиция знает практику служения Литургий в училищах при монастырях и епископских кафедрах, где воспитывались дети. Известный литургист проф. Н.Д. Успенский отмечает: «В Дрезденском списке [ устава Великой Константинопольской церкви – кафедрального собора Св. Софии, датируемом первой половиной XI в., названном по месту его хранения в Дрезденской королевской библиотеке – свящ. О.М. ] излагаются богослужения, совершаемые самим патриархом в таких богоугодных заведениях, например 24 июня, в день рождества Иоанна Предтечи, в больнице Еввула, 27 июня в странноприимном  доме, построенном самим преподобным Сампсоном Странноприимцем. В орфанотрофионах [ приюты для сирот, воспитательный дом – свящ. О.М.] содержались дети-сироты. Здесь их растили и давали им первоначальное образование; если не было известно, был ли ребенок крещен или нет, его готовили к крещению. Крещенных и музыкально одаренных подготовляли как будущих церковных певцов. В том же Дрезденском списке дети-певчие из сиротских домов принимают участие в обряде оглашения готовящихся ко святому крещению в Великую субботу, совершаемому самим патриархом. «Певцы из сировоспитательных домов восходят на амвон и начинают петь псалом: Господи, кто обитает в жилищи Твоем. Аколуфы (привратники) приготовляют оглашаемых детей и приводят их в церковь. Дается знак певцам вторично и они «славословят» и сходят с амвона». В Иерусалимском списке [ другой список устава Великой Константинопольской церкви, рукопись Х в. Иерусалимской патриаршей библиотеки – свящ. О.М.] дети-певчие из сиротского дома 18 декабря участвуют в литии в день обновления храма Пресвятой Богородицы в Халкопратии. Им поручается в торжественный момент обряда, когда лития войдет в нарфикс (внутренний притвор храма) и стоит в ожидании открытия дверей храма, петь: « Возьмите, врата, князи ваша». Этот момент отмечен в уставе: «И входит [лития — Н. У.] в притвор. И по исполнении тропаря приютские архонты — Возьмите врата... и открывается церковь и архонты и певцы славословят». То же в Патмосском списке [ IX-X вв. – свящ. О. М. ] 23 декабря в день Обновления Великой церкви» .

http://bogoslov.ru/article/4677997

Его сестра Евдокия (в постриге Маргарита) ушла в монастырь, где была в последствие игуменей. В том же монастыре скончалась и мать будущего подвижника, приняв в схиме имя Еввула. С молодых лет Иван полюбил монастыри, немного постранствовал в поисках лучшего для себя монашеского удела. В 1836 с другом Иван прибыл на Афон, где они купили себе по келье, и стали жить под руководством выдающегося духовника из России Арсения Афонского (+1846), который привил им любовь к Иисусовой молитве. Тогда же у Ивана появились первые ученики. В 1837 году отец Арсений постриг Ивана в мантию с именем Иоанникий. Через год монах Иоанникий совершил паломничество в Иерусалим. Вернувшисьна Святую гору он вновь зажил любезной для его сердца жизнью келиота-отшельника. В 1840 году игумен Русского Пантелеймонова монастыря старец Герасим пригласил Иоанникия перейти к ним в обитель, чтобы стать духовником немногочисленной русской братии. И хотя Иоанникий не желал покидать тихую келию, но подчинился воле духовного отца, который благословил его словами «Иди в общежитие… спасать многих». В последствие старец предрек своему ученику: «Бог хочет через него творить нечто дивное». Перед смертью отец Арсений поручит ему всех своих духовных чад. В конце 1840 года о. Иоанникий рукополагается в священный сан, а начале 1841 года принимает великую схиму с именем Иероним в память блаженного Иеронима Стридонского. По поручению игумена монастыря отец Иероним принимает на себя окормление русской братии, а спустя некоторое время становится общеафонским духовником и руководителем русских монахов и паломников. Мощь и благодатность отца Иеронима была столь велика, что это полностью изменило жизнь на Афоне. Русские монастырь, скиты и кельи стали предметом пристального внимания всей благочестивой русской нации. Огромное количество благотворителей и богомольцев, сотни, и даже тысячи желающих стать афонскими монахами устремились на Святую Гору, и роль в этом величия и харизмы отца Иеронима неоспорима. И хотя миролюбие и стремление обойти межнациональные споры в Пантелеймоновом монастыре были важнейшей забота русского духовника, но необходимость и неизбежность избрания русского духовника в обитель, где с приходом отца Иеронима основное количество насельников стало русскими, были очевидны.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=2462

Возможно, при написании Мученичества произошло смешение 2 легенд (в обеих историях важную роль играют гончары, мощи И., так же как и глава Предтечи, покоятся в пещере и др.). При этом в одной из редакций повествования об обретении главы св. Иоанна Предтечи встречается упоминание о существовавшей в Эмесе древней базилике во имя некоего Иулиана (см.: Peeters. 1929. P. 50-51), а единственным известным святым по имени Иулиан в древности был Иулиан Аназарвский. Т. о., Петерс сделал следующее заключение. Мученичество И. было написано не ранее VIII в.; в это время глава св. Иоанна Предтечи была перенесена в более надежное место из мон-ря Спилеон, к-рый вскоре пришел в упадок. Тогда и было составлено Мученичество И. с целью возвратить мон-рю известность и былую славу. Существует также гипотеза, что еп. Сильван был упомянут агиографом для придания большей достоверности повествованию, при этом в действительности он не имел к И. никакого отношения. При написании сочинения агиограф ориентировался на более ранние произведения, среди к-рых упоминаются груз. Мученичество Феодора, Иулиана, Еввула, Малкамона и др., пострадавших в Филадельфии ( Peeters P., Blake R. P. La Passion géorgienne des SS. Théodore, Julien, Eubulus, Malcamon, Mocimus et Salamanes//AnBoll. 1926. Vol. 44. P. 88-101), и Мученичество Илиана, принявшего кончину в том же городе ( Garitte G. La Passion de S. Élien de Philadelphie//AnBoll. 1961. Vol. 79. P. 412-446). В рассказе об обретении мощей мч. Марина, о к-ром сообщает Иоанн Малала в Хронографии, также прослеживаются параллели с Мученичеством И. (тело святого было найдено с вбитыми в голову длинными гвоздями, а перенесли его в ц. во имя мч. Иулиана) ( Ioan. Malal. Chron. P. 452). В греч. Синаксарях и Минологиях память И. указана под 6 февр. При этом в Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) в этот же день помимо памяти И. отдельно приведена память «Иулиана, в царствование Нумериана» ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 48); в списке Типикона Великой ц. из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме (X в.) ошибочно приводится память Иулиана, мч. Эдесского, и под тем же числом - память Силуана (Сильвана), мч. Эмесского ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 226-228). Также под 6 февр. память И. содержится в груз. календарях. В Римском Мартирологе (XVI в.) под этим числом упоминаются еп. Сильван, Лука и Мокий, но памяти И. в этот день нет.

http://pravenc.ru/text/1237815.html

Но и здесь Василий пробыл недолго и ушел в Афины – город, бывший матерью всей эллинской премудрости. В Афинах он стал слушать уроки одного славного языческого учителя, по имени Еввула, посещая вместе с тем школы двоих других славных афинских учителей, Иберия и Проэресия. Василию в это время пошел уже двадцать шестой год и он обнаруживал чрезвычайное усердие в занятиях науками, но в то же время заслуживал и всеобщее одобрение чистотою своей жизни. Ему известны были только две дороги в Афинах – одна, ведшая в церковь, а другая, – в школу. В Афинах Василий подружился с другим славным святителем – Григорием Богословом также обучавшимся в то время в афинских школах. Василий и Григорий, будучи похожи друг на друга по своему благонравию, кротости и целомудрию, так любили друг друга, как будто у них была одна душа, – и эту взаимную любовь они сохранили впоследствии навсегда. Василий настолько увлечен был науками, что часто даже забывал сидя за книгами, о необходимости принимать пищу. Он изучил грамматику, риторику, астрономию, философию, физику, медицину и естественные науки. Но все эти светские, земные науки не могли насытить его ум искавший высшего, небесного озарения и, пробыв в Афинах около пяти лет, Василий почувствовал, что мирская наука не может дать ему твердой опоры, в деле, христианского усовершенствования. Поэтому он решился отправиться в те страны, где жили христианские подвижники, и где бы он мог вполне ознакомиться с истинно-христианскою наукою.    Итак в то время как Григорий Богослов оставался в Афинах уже сам сделавшись учителем риторики, Василий пошел в Египет где процветала иноческая жизнь. Здесь у некоего архимандрита Порфирия он нашел большое собрание богословских творений, в изучении которых провел целый год упражняясь в то же время в постнических подвигах. В Египте Василий наблюдал за жизнью знаменитых современных ему, подвижников – Пахомия, жившего в Фиваиде, Макария старшего и Макария Александрийского, Пафнутия, Павла и других. Из Египта Василий отправился в Палестину, Сирию и Месопотамию, чтобы обозреть святые места и ознакомиться с жизнью тамошних подвижников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Так святые сорок два мученика окончили свою жизнь мужественною смертью за своего Господа, в шестой день месяца марта. После убиения святых мучеников, сарацынский князь повелел и вышеназванного отступника Вадитзиса убить мечем, говоря: — Если бы он был истинным христианином, то не подобало бы ему отречься от своей веры, и если он не сохранил веры во своего Христа, как может сохранить веру в нашего Магомета? Если он сделался врагом своих христиан, предав их в наши руки, то, если случится бедственное время для нас, он может сделаться и нашим предателем. Бывший неверным своим, будет ли верен чужим? Нисколько. И отсекли мечем голову сему окаянному предателю, и таким образом он принял достойное возмездие от сарацын за свою дружбу к ним, когда предал в их руки преславный и прекрасный христианский город Амморею. На другой день, по повелению князя, были брошены в реку Ефрат тела святых сорока двух мучеников. Туда же бросили и труп убитого вероотступника. Спустя немного времени тела святых мучеников были найдены на берегу на другой стороне реки в целости, причем глава каждого пристала к своему телу, и все тела лежали рядом в благолепии. Труп же отступника был найден далеко от святых, а голова его находилась на большом расстоянии от трупа. Честные тела святых были взяты верующими и с честью преданы погребению, а труп и голова нечестивого предателя были разорваны и съедены крокодилами. За всё же сие да будет слава Христу Богу нашему, со Отцом и Святым Духом поклоняемому во веки. Аминь.   Кондак, глас 4: На земли Христа ради страдальчествоваше, явльшеся благочестивии венечницы, небеса приясте жити в радости: всякую бо кознь вражию низложивше, болезньми и кровьми ваших язв, хвалящым свыше присно грехов разрешение подаваете.   Кондак, глас 2: Новоявленныя звезды веры, за Христа усердно пострадавшыя, похвальными венцы достойне вси венчаем, о нас молящыяся Христу, яко суще столпы, и забрала христианскаго начальства. Память преподобного Аркадия Святой Аркадий жил на острове Кипре, в царствование Константина Великого. С юных лет он посвятил себя иноческим подвигам и проходил их до времени Юлиана Отступника [ 1 ], в царствование коего скончался. Он был наставником святых Иулиана врача и Еввула, незадолго до кончины своего учителя пострадавших от Юлиана [ 2 ]. Оплакав мученическую смерть своих учеников, святой Аркадий предал погребению их честные тела, а за ними и сам, благодаря Бога, преставился из мира сего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010