Святой великомученик и целитель Пантелеимон родился в Вифинии (Малая Азия) в городе Никомидия в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном (что значит «по всему лев»), так как родители желали видеть его мужественным и бесстрашным юношей. Мать святая Еввула (память 30 марта) воспитывала мальчика в христианской вере, но рано окончила свою земную жизнь. Тогда отец отдал Пантолеона в языческую грамматическую школу, а затем обучал его медицинскому искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина. Отличаясь красноречием, хорошим поведением и необыкновенной красотой, юный Пантолеон был представлен императору Максимиану (284–305), который захотел оставить его при своем дворе и сделать впоследствии придворным врачом. В это время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20 тысяч христиан (память 28 декабря) в Никомидийской церкви в 303 году и страданий священномученика Анфима (память 3 сентября). Из окна уединенного домика святой Ермолай неоднократно видел благообразного юношу и прозорливо провидел в нем избранный сосуд благодати Божией. Однажды пресвитер позвал Пантолеона в свое убежище и, расспросив его о родителях, о вере и всей его жизни, начал с ним беседу, во время которой изложил ему основные истины христианской веры. «Верь мне, о добрый юноша! – говорил он, – Истинный и Всемогущий Бог есть един – Иисус Христос, в Которого если ты будешь веровать, то будешь исцелять всякие болезни одним призыванием Его пречистого имени». С этих пор Пантолеон стал ежедневно заходить к священномученику Ермолаю и с наслаждением слушал то, что открывал ему Божий служитель о Сладчайшем Иисусе Христе. Однажды, возвращаясь от учителя, юноша увидел лежавшего на дороге мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая извивалась тут же рядом. Исполнившись сострадания и жалости, Пантолеон стал просить Господа о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет христианином и примет святое Крещение. «Господи Иисусе Христе, – молился он, – хотя я и недостоин призывать Тебя, но, если Ты хочешь, чтобы я сделался рабом Твоим, яви силу Твою и сделай так, чтобы во имя Твое отрок этот ожил, а ехидна издохла!» И по действию Божественной благодати ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах удивленного Пантолеона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святой Пантелеймон родился в Никомидии, в малоазийской области Вифиния. Отец его, знатный язычник, назвал его Пантелеоном, что значит “по всему лев”. Мать его, праведная Еввула, воспитывала его в христианской вере, но умерла, когда он был еще отроком. Пантелеон поступил в языческую школу, затем обучался медицинскому искусству у знаменитого врача. Его представили императору Максимиану Галерию (286–305 гг.), который оставил Пантелеона при своем дворе в звании придворного врача. В то время в Никомидии скрывались пресвитеры Ермолай, Ермип и Ермократ, уцелевшие после сожжения христиан в городском храме. Иерей Ермолай обратил внимание на юного врача и изложил ему основные истины христианской веры. Пантелеон стал посещать пресвитера и получил от Бога дар исцелять болезни призыванием имени Христа. Увидев однажды на улице мертвого ребенка, укушенного змеей, Пантелеон стал просить Господа о воскрешении умершего. Ребенок ожил. После этого чуда Пантелеон принял крещение и был переименован в Пантелеимона, что означает “всемилостивый”. Однажды к нему привели слепого, и Пентелеимон в присутствии своего отца стал молиться Ииусу Христу об исцелении несчастного, и слепой прозрел. Видя это чудо, его отец уверовал и принял святое крещение. Пантелеимон бесплатно лечил обращающихся к нему – кого лекарствами, кого своим молитвами. Это вызвало зависть врачей, и они донесли императору, что Пантелеимон – христианин. Максимиан уговаривал Пантелеимона принести жертву идолам, но тот отказался и на глазах у всех исцелил расслабленного. Разгневанный Максимиан приказал казнить исцеленного, а Пантелеимона предать истязаниям. После пыток Патнелеимон оставался невредимым. Потом на суд были приведены пресвитеры Ермолай, Ермип и Ермократ и вскоре обезглавлены. Наконец отсекли голову и святому Пантелеимону, и из раны его вместе с кровью истекло молоко. Мученически скончался он в 305-ом году. Масличное дерево, к которому был привязан святой Пантелеймон во время истязаний, покрылось маслинами. Император приказал маслину изрубить и сжечь вместе с телом мученика. Но тело, брошенное на костер осталось неповрежденным, и его похоронили поблизости. Очевидцы описали жизнь, страдания и кончину святого Пантелеймона. Святые его мощи частицами разошлись по всему христианскому миру. Его глава хранится в Русском Афонском Свято-Пантелеимоновском монастыре. В день памяти великомученика Пантелеимона в Никомидии собираются тысячи людей, православных христиан и инославных – армян, католиков и даже мусульман. Привозят сотни больных, многие из которых получают исцеления по молитвам святого. В Никомидийской митрополии хранятся тысячи собственноручных записей – греков, турок, армян и итальянцев, которые получили исцеления. Имя великомученика Пантелеймона призывается при совершении таинства Елеосвящения, при молебне о болящем и при освящении воды, а врачи считают его своим покровителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

И я являюсь втайне к ним; И их лелею, просветляю Высоким, истинным, святым! Федор Глинка Великомученик и целитель Пантелеймон День памяти 9 августа Святой Пантелеймон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и назван Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой, но из-за своей ранней смерти не смогла дать сыну христианское воспитание. Пантолеон окончил начальную языческую школу, после которой учился врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина. Он так преуспел, что стал известен императору Максимиану, который захотел видеть его при своем дворе. В то же время в Никомидии тайно проживали священному-ченики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20 ООО христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай однажды позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал священномученика Ермолая. Как-то раз юноша-врач увидел на улице мертвого ребенка, укушенного змеей, которая еще была рядом. Пантолеон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет последователем Христа и примет Крещение. Ребенок ожил, а змея разлетелась на куски на глазах у Пантолеона. После этого чуда Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеймон (всемилостивый). С тех пор Пантелеймон стал беседовать со своим отцом о христианстве. Когда же Евсторгий увидел, как сын исцелил слепца призыванием имени Иисуса Христа, то уверовал во Христа и крестился вместе с прозревшим слепцом. После смерти отца святой Пантелеймон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеймону, который даром лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их именем Иисуса Христа. Из зависти оставленные врачи донесли императору, что святой Пантелеймон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но Пантелеймон исповедал себя христианином и на глазах императора молитвой ко Господу исцелил расслабленного. Язычник Максимиан казнил исцеленного, а святого Пантелеймона предал жесточайшим мукам. Но прежде ему явился Господь и укрепил перед страданиями. Великомученика Пантелеймона повесили на дереве и рвали железными когтями, обжигали свечами, потом растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерзновением обличал императора.

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

Пр. Дометия . Вас. Мед. (8 мар.) Пр. Ефрема , патриар. антиохийского. МГр. (8 июня). Иулиана и Еввула . Вас. (имя. 6 мар ). Ермы ап. Сирл. (8 апр.). Св. о. Герасима . Соф. Обих. XIII в. (4 мар.). Мучч. 42 амморейских . Супр. ДоМак. житие (6 марта). Аркадия , еп. тримифунтского. Неап. Син. 1. Вас. (имя). Екл. Охр. МГр. и др. (6 марта). Пренесение мощей св. муч. Авраамия болгарского из столичного города Болгар в княгинин монастырь во Владимир во XIII В. Любоп. Мес. 1795. Преп. Марка и Ионы псковопечерских. 209 (марта 29). 8 I. Пр. Феоаилакта , еп. никомидийского, † ок. 845. Вас. Флор. 1. Иер. Екл. Мст. и др. МКр. М. 451. М. 1345 и 1369, канон Феофана, что и у нас. Служба. М. Р. Феофила. (Коал. 7 марта. Екл. втор. 10 июня). Св. священномуч. Феодорита пресвитера антиохийского при Иулиане. 246 (Вас. имя 2 мар. Пролог. Мак. МГр. втор. 3 мар. Син. 1. 28 мар. Сирл. 6 мая. Сирл. Маз. Дом. 17 мая. Мед. 18 мая. 1370 мая 21. Диж. 20 мая. МР. А. У. Н. М. Р. 23 окт. †. Ф. Н. 23 мар. Иерон. Н. 10 апр.). Пр. Дометия. Ч. Минея. 1370. (Вас. 240. 7 мар. МГр. 6 мар.). Ап. Ерма . 240. Сирм. Мес. вс. св. (М. Р.У. мая 9. Сн. 5 ноября и 31 мая). II. Муч. Диона секирою. 1370 (Маз. Дионисия). III. Преставление пр. Лазаря мурманского в 1391 году 8 марта на мурманском острове на онежском озере. (Память его 24 марта см. Словарь истор. о св.). IV. Пр. Феодосия . 51. Препод. Евфросинии . 51. (Сн. 14 мар. и 9. Может быть она же 26 сент.). V. Свв. мучч. епископов в Херсонесе . Вас. Кал. (7 мар). 42 мучч. амморийских . Сирл. (6 мар.). Павла , еп. прусского. У 80. Белоз. 516. 51. МГр. (7 мар.). Аркадия, Иулиана и Еввула. Вас. (6 мар.). Конона вертоградаря. Сирл. (6 мар.). Муч. Конона исавр. ЧГр. XI в. (5 мар.). Пр. Филиппа ирапского. Филим. (14 нояб.). 9 I. Свв. четыредесяти мучеников севастийских при Ликинии. Имена их: Исихий, Мелитон, Ираклий, Смарагд, Домн, Евноик или Евник, Валент или Уал, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Кирион или Кирий, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдит или Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гай, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий , Филоктимон или Филоктим, Севериан, Худион, Леонтий, Кандид, Аглай .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

23  –  Св. мч. Агафангела. 24  –  Св. мч. Вавилы и учеников его Тимофея и Агапия.       –  Св. мц. Феодулы. 26  –  Прп. Феодора Студита и брата его Иосифа, архиепископа Солунского (перенесение мощей). 27  –  Св. Иоанна Златоустог о (перенесение мощей) 9 канон. + Иова + Андрея. 27  –  Св. сщмч. Анания, св. мч. Петра и семи воинов. 30  –  Сщмч. Ипполита, папы Римского, св. Варсимея еп. Эдесского + Ипполита + Иоанна Дамаскина .       –  Свв. мчч. Самосатских – Филофея, Иперехия, Авивы, Иулиана, Романа, Иакова и Перигория. ФЕВРАЛЬ 3    –  Свв. прав. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы + Иоанна Дамаскина .       –  Свв. мчч. Адриана и Еввула.       –  Св. Никиты и св. мч. Евсевия. 4    –  Св. прп. Иоанна Иринопольского. 5    –  Св. мц. Агафии + Barptolomaei + Феофана Сицилийца. 6    –  Св. мц. Фавсты и с ней Евиласия и Маскима + Феофана.       –  Св. мц. Марфы и Марии и св. прпмч. Ликариона.       –  Св. прп. Вукола + Феофана. 7    –  Св. прп. Парфения, епископа Лампсакского + Георгия + анонимн.       –  Св. мчч. 1003 Никомидийских. 8    –  Св. вмч. Феодора Стратилата (не 2 ли кан.?)  + Николая + Феофана + Феодора Студита + анонимн. 11  ­­–  Св. сщмч. Власия, еп. Севастийского + Феофана + Иоанна Дам. + Игнатия. 15  –  Св. сщмч. Афанасия. 17  –  Св. вмч Феодора Тирона (2 кан.) + Феофана + 2 кан. Иоанна Мавропа.       –  Св. вмц. Мариамны равноап., сестры ап. Филиппа.       –  Св. сщмч. Полихрония и с ним: Пармена, Елима, Мокия, Хрисотелия, Максима, Луки, Авда Сенния, Олимпиада, Иринарха. 18  –  Св. прп. Агапита, еп. Синадского чудотворца исповедника.       –  Св. Льва Папы Римского + Феофана. 19  –  Св. ап. Архиппа + Георгия.       –  Свв. мчч. Максима, Феодота, Исихия и Асклипиодоты. 20  –  Св. Льва, еп. Катанского. 22  –  Св. мчч. иже во Евгении + Феофана. 23  –  Св. сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского + Феофана и Игнатия. 26  –  Св. Порфирия, еп. Газского + Георгия. 27  –  Св. сщмч. Нестора и с ним Тривимия. 29  –  Св. прп. Кассиана Римлянина . МАРТ 1    –  Св. прпмц. Евдокии + Феофана, Игнатия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Филика пресвитера и Евсевия диакона мечем. (1295 окт. 20). IV. Муч. Флора . Маз. Вероятно, это Флор с Лукианом и другими в Никомидии при Декии ок. 250 г. пострадавший, в Р. М. 26 окт. Освящение церкви св. Трифона . Сирм. В Царьграде были ему два храма: один, созданный Исидором, братом Еввула, и другой – Иустином царем. Дю-Канж IV. 140. V. Мнасона , еп. кипрского. Син. 1. Флор. 1. Екл. Ев. 44. 319. (18 МГр.). Корнилия муч. и дружины. LXI. Мст. (13 сент.). Св. Амаилохия епископа. Вас. Рум. 239 (23 нояб.). Модеста , еп. иерусалимского. 1295. Белоз. 493 (18 дек.). Св. Артемия . LXI и Коал. 2. (20 окт.). Муч. Марина . До Мак. (18 окт.). Св. Андрея в Крисе. ЧГр. XI в. 176. 1295. (17 окт.). Димитрия царевича. Св. 382 и 878. В 201 рождение его (15 мая). 20 I. Св. великомуч. Артемия , в 363 в Антиохии. 42. Син. 1. Вас. и все. М. Р. У. †. МКр. М. 11 и 12 в. Канон Иосифа. Стихира Студита. У Алляция другой канон Георгия. Служба. (LXI. Коал. 2. 19 окт.). Св. праведного Артемия веркольского чудотворца, † 1545 г. 23 июня. Пролог 1685 г. сн. 23 июня. II. Свв. мучч. Евора и Евноя камнями. Это ученики Милия 10 нояб. у нас, в Мес. Василия 13 нояб. Евора и Севой – побитые камнями. Пр. Матроны в Хиосе, † 1462 г. Служба и житие в Новом Лимонаре. (Сн. 15 июля обретение главы ее с другою службою). Муч. Зевины . (Из дружины Антонина и Никифора, у нас 13 нояб.). Пр. Герасима нового из Пелопонеса. Подвизался на Афоне, скончался в 1579 г. на о. Кефалонии 15 августа, но ради Успения память его ныне. Афон. Патер. Служба и житие в Новом Лимонаре. IV. Пр. Андроника . 239. 1295. (Петр. пр. Андрея критского . Рождение и воспитание критского острова; пострадал за св. иконы. 239). Муч. Фаллелея. Екл. (20 мая или 19 нояб?). Муч. Ирины . Екл. Есть у западных 20 окт. португальская муч. Ирина в 7 в. Но она и здесь? Явльшемуся агнцу. Охр. т. е. в жития Артемия говорится о явлении ему агнца. V. Свв. Андрея, Стефана, Петра и Павла . У. 1398. (28 нояб.). Терентия , еп. никомидийского, Марка и Иуста . 239. 1295. Рум. и (окт. 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Память святых мучеников Адриана и Еввула Святые мученики Адриан и Еввул были родом из города Ваннии [ 1 ]. Горя любовью к исповедникам Христа, они отправились в город Кесарию [ 2 ] и там по их речам и непорочности их жизни узнали, что они — христиане. Посему они были схвачены и приведены на суд к начальнику области Фирмилиану. По повелению последнего их били по плечам и ребрам и подвергли другим, еще более жестоким мучениям с целью принудить их к отречению от Христа. Но так как они остались твердыми в своей вере, то Фирмилиан и бывшие при нем пришли в ярость, и было решено бросить святых на растерзание диким зверям. Блаженный Адриан брошен был первым. Схваченный львом, он мужественно вступил с ним в борьбу, после чего ему отсекли голову мечом. Святого же Еввула пытались еще склонить к отречению от веры различными увещаниями и прельщениями, но он остался непреклонным, а потому и его бросили зверям. Он также вступил в борьбу со львом и скончался, усеченный мечом, подобно святому Адриану. Святой благоверный князь Роман Угличский жил в тяжкую пору нашествия татар на русскую землю. Он был второй сын второго угличского удельного князя Владимира Константиновича и внук Константина Всеволодовича, сначала удельного князя ростовского, ярославского и угличского, а потом великого князя владимирского [ 2 ]. Владимир Константинович получил в удел Угличе поле, или город Углич, в раннем детстве [ 3 ]. Вступив в брак с княжной Фотинией, он имел двух сыновей — Андрея и Романа [ 4 ]. В княжение в Угличе Владимира разразилась страшная гроза над русской землей, а вместе и над Угличем: Батый, по разорении Москвы и Владимира и избиения здесь семьи великого князя, двинулся за Волгу, куда великий князь Юрий Всеволодович удалился, собирая войска. На этом пути татары подчиняли своей власти все попадавшиеся города, а те, которые не хотели покоряться, разоряли и избивали их жителей. Ввиду явной и неотвратимой опасности угличский князь Владимир решил не сопротивляться бесплодно, а спасти город и жителей изъявлением покорности татарам. Впрочем, сам он с семейством не хотел вынести позора и искал спасения на севере, удалившись в новгородские пределы. После несчастной битвы на реке Сити и гибели великого князя Юрия русские князья должны были признать власть татар и платить им дань. Этой участи должен был покориться и угличский князь, который по удалении Батыя на юг подобно другим князьям по миновании опасности вернулся в Углич и стал править, уже как подручник хана. Неизвестно, ходил ли князь Владимир в орду с изъявлением покорности хану, как это требовалось и как должны были делать все владетельные князья. Предание, записанное в пространном житии, гласит, что в орду Владимир не пошел, но, во избежание ответственности, не оставался и в Угличе, а проживал по другим городам и скончался во Владимире в 1249 году 27 декабря. Тело его тогда же было перенесено женой и детьми в Углич и погребено в Преображенском соборе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Приняв крещение, Василий вышел из воды и епископ дивясь любви его к Богу, облек его в одежду Христова воскресения [ 25 ], совершая при сем молитву. Крестил он и Еввула и потом помазал обоих миром и причастил Божественных Даров. Возвратившись в святой град, Василий и Еввул пробыли там один год. Потом они отправились в Антиохию, где Василий был поставлен архиепископом Мелетием в диакона, потом занимался изъяснением Писания [ 26 ]. Немного времени спустя, он ушел с Еввулом в свое отечество, Каппадокию. Когда они приближались к городу Кесарии, архиепископу Кесарии, Леонтию, было возвещено в сновидении об их прибытии и сказано, что Василий со временем будет архиепископом этого города. Посему архиепископ, призвав своего архидиакона [ 27 ] и нескольких почетных клириков, послал их к восточным воротам города, повелев им привести к нему с почетом двоих странников которых они там встретят. Они пошли и, встретив Василия с Еввулом, когда те входили в город, отвели их к архиепископу; тот, увидев их, удивился, ибо именно их он видел в сновидении, — и прославил Бога. Спросив их о том, откуда они идут и как называются и, узнав имена их, он повелел отвести их в трапезу и угостить, сам же, созвав клир свой и почетных горожан, рассказал им все, что поведано ему было в видении от Бога о Василии. Тогда клир единогласно сказал: Архиепископ призвал после сего к себе Василия и Еввула и начал рассуждать с ними о Писании, желая узнать, насколько они понимают его. Слыша их речи, он дивился глубине их премудрости и, оставив их у себя, относился к ним с особым почтением. Василий же, пребывая в Кесарии, вел такую же жизнь, какой он научился у многих подвижников, когда путешествовал по Египту, Палестине, Сирии и Месопотамии и присматривался к жившим в тех странах отцам-подвижникам. Так, подражая их жизни, он был добрым иноком и архиепископ Кесарии, Евсевий [ 28 ], поставил его пресвитером и руководителем иноков в Кесарии. Приняв сан пресвитера, святой Василий все время свое посвящал трудам сего служения, так что отказывался даже от переписки со своими прежними друзьями [ 29 ].

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

1634 11) Из лиц, принадлежащих Коринфской церкви, апокрифист называет: главу Коринфских пресвитеров Стефана и четырех пресвитеров – Дафна, Еввула, Феофила и Зенона (I, 1). Армянский текст апокрифа, кроме того называет двух диаконов – Ферепта и Тиха (II, 1). Наконец, во всех текстах упомянуто имя Феоны, коему или коей дано было откровение об освобождении Апостола от рук беззаконника (II, 8). Имя Стефана трижды названо в первом послании к Коринфянам. В 1:16 Апостол говорит, что самолично он крестил в Коринфе только Криспа, Гаия и семейство Стефана. В 16:15 семейство Стефана называется «начатком Ахаии, посвятившим себя на служение святым». В 16:17 Апостол высказывает свою радость прибытию к нему Стефана вместе с Фортунатом и Ахаиком. В виду этих мест апокрифисту естественно было прийти к мысли поставить имя Стефана во главу Коринфских пресвитеров-старцев. 1635 Имя Дафна (Лат. Дафин, Арм. Дабн, Немен, Немин и Нумен) не встречается в Новом Завете, но историческая подлинность лица с этим именем в древне-христианскую эпоху засвидетельствована посла- —143— нием Игнатия Антиохийского к Смирнянам, где имя Дафна стоит в числе других, коим св. Игнатий шлет приветствие. 1636 Имя Еввула (Еввол в Лат.) упомянуто в 2Тим.4:21 . 1637 Имя Феофила апокрифист мог поставить в виду Лк. 1:3 и Деян. 1:1 . 1638 Латинское Зенон и Армянское Ксинон (др. Номесон) получилось вероятно по ошибке из Ζηνν, стоящего в Тит.3:16 , которое могло быть легко смешано с Ζηνων, – а встречающееся в Армянском разночтение Номесон быть может представляет искажение апостольского: Ζηνν νομικν. 1639 Имя диакона – Тих (Tychus, др.: Tichus, Techos, Evtyches) есть сокращенное из Тихик (Τχικος), который в Еф.6:21 и Кол.4:7 называется πιστς δικονος (ср. 2Тим.4:12 , Деян.20:4 и Тим.3:12), или же, что менее вероятно, Ετυχςο Деян. 20:9 . Имя другого диакона – Ферепт, (др. Фреп, Ферепет, Трез, Фереп и Трип) 1640 вероятно представляет, – легко могшее произойти – или при переводах сначала с греческого на сирский, а потом с сирского на армянский, или же при переписке армянских рукописей, – искажение греческих: Трофим (Τρφιμος) или Артема (ρτεμς), с коими в паре стоит имя Тихика в Деян.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Приняв крещение, Василий вышел из воды и епископ дивясь любви его к Богу, облек его в одежду Христова воскресения, совершая при сем молитву. Крестил он и Еввула и потом помазал обоих миром и причастил Божественных Даров.    Архиепископ призвал после сего к себе Василия и Еввула и начал рассуждать с ними о Писании, желая узнать, насколько они понимают его. Слыша их речи, он дивился глубине их премудрости и, оставив их у себя, относился к ним с особым почтением. Василий же, пребывая в Кесарии, вел такую же жизнь, какой он научился у многих подвижников, когда путешествовал по Египту, Палестине, Сирии и Месопотамии и присматривался к жившим в тех странах отцам-подвижникам. Так, подражая их жизни, он был добрым иноком и архиепископ Кесарии Евсевий, поставил его пресвитером и руководителем иноков в Кесарии. Приняв сан пресвитера, святой Василий все время свое посвящал трудам сего служения, так что отказывался даже от переписки со своими прежними друзьями. Попечение об иноках, им собранных, проповедание слова Божьего, и другие пастырские заботы не позволяли ему отвлекаться к посторонним занятиям. При этом на новом поприще он скоро приобрел себе такое уважение, каким не пользовался и сам архиепископ, еще не довольно опытный в делах церковных, так как он избран был на престол Кесарийский из оглашенных. Но едва прошел год его пресвитерства, как епископ Евсевий начал по немощи человеческой, завидовать и недоброжелательствовать Василию. Святой Василий узнав о сем, и, не желая быть предметом зависти, ушёл в Ионийскую пустыню. В Ионийской пустыне Василий удалился к реке Ирису, – в местность, в которой прежде его уединились его мать Еммелия и сестра его Макрина, – и которая им и принадлежала. Макрина устроила тут монастырь. Вблизи его, при подошве высокой горы, покрытой частым лесом и орошаемой холодными и прозрачными водами, поселился Василий. Пустыня так была приятна Василию своим невозмутимым безмолвием что он предполагал окончить здесь дни свои. Здесь он подражал подвигам тех великих мужей, которых видел в Сирии и Египте. Он подвизался в крайнем лишении, имея для покрытия себя одну одежду – срачицу и мантию; носил и власяницу, но только ночью, чтобы её было не видно; питался хлебом и водою, приправляя эту скудную пищу солью и кореньями. От строгого воздержания он сделался весьма бледен и тощ. и пришел в крайнее изнеможение. Никогда не ходил он в баню и не зажигал огня. Но Василий жил не для одного себя: он собрал в общежитие иноков; своими письмами привлек к себе в пустыню и друга своего Григория.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010