Наконец, сама земля говорит против сектантов–иконоборцев, ибо и теперь при раскопках в Римских катакомбах, т. е. пещерах, где первые христиане, укрываясь от гнавших их язычников, совершали богослужение и хоронили тела мучеников, находят иконы Спасителя и изображения честного Креста Господня. Из древнейших икон, найденных учеными археологами при раскопках катакомб, или подземных храмов, обращают на себя особенное внимание следующие: изображение Спасителя, найденное в катакомбе Каллиста, относимое учеными к концу второго или началу третьего века, а также изображения разных евангельских событий из жизни Христа, как: поклонение волхвов, чудесное претворение воды в вино, исцеление слепорожденного и др., найденные тоже в катакомбе Каллиста и относимые к тому же времени. Найдены в катакомбах Каллиста, Домитиллы и Прискиллы, относимые к концу 2 и началу 3 веков иконы святого семейства, Благовещения, изображения ап. Петра и Павла, ветхозаветных праотцов, патриархов, пророков и некоторых новозаветных мучеников. Но самая древняя икона, которую ученые относят к 1 веку христианства, это – образ Богоматери, держащей на руках Предвечного Младенца, со звездой наверху иконы. Все эти изображения, добытые при раскопках подземных древнейших христианских храмов, с неопровержимой очевидностью убеждают нас в существовании св. икон в самые первые времена христианства 21 . О св. Кресте и крестном знамении «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какой смертью Он умрет» ( Иоан. 12:32 ). «Как Моисей вознес змия в пустыне, так должно вознесено быть Сыну Человеческому ( Иоан. 3:14 )». «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа Нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят, и Я для мира» ( Гал. 6:14 ). «Слово о кресте для погибающих есть безумие, а для нас спасаемых сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ). Для Своих знамений и чудес, для откровения Своей божественной воли, для помощи и спасения людей Господь часто употребляет обыкновенные предметы, иногда даже презираемые людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Насколько правильна эта мысль, посмотрим. Противоположными называем Внешнюю философию, то есть языческую, и христианскую, соединенную с верой и принятую через веру. Внешняя может быть названа противоположною христианской не сама по себе, насколько и она есть познание истины; потому что в этом отношении всякая премудрость от Господа, и с Ним пребывает в век ( Сир. 1:1 ), – но в ином отношении, и притом трояком. В первых, относительно подлежащего (ratione subjeeti), как выражаются ученые; потому то – есть, что древние философы неправильно пользовались ею для своей гордости и тщеславия, чрез нее познавая Бога, не жили сообразно с познанным, не прославили Его, как Бога, и истину Божию заменили ложью ( Рим. 1 ::21–25). Во – вторых: потому может быть названа противоположною, что вместе с истиною много ложного примешалось к ней, напр. о судьбе, о вечности Мира, о том, что Бог не промышляет о Мире. В – третьих: потому что философы, современные проповеди Евангельской, не подчинили ее вере Евангельской, но осуетились в умствованиях своих и осмеивали истину. Посему и ап. Павел к этой философии относит пророчество Исаии: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну ( 1Кор. 1:19 ). Итак, мудрость философская, человеческими усилиями достигнутая, о Боге и природе вещей, если брать ее саму в себе, есть дар Божий, что и Феофан признает, называя ее сейчас далее «благодатью внешней философии», и она не может быть противна христианскому видению. Называется же противоположною потому, что она представителями имеете людей, враждебных, вере, и извращена ложными умствованиями. Блаж. Августин в 10 книге ограде Божием, главе 28: «Бог погубил и отверг не Свою мудрость, которую Сам даровал им, но ту, которую они себе присвоят, не держась Его мудрости». – Дальше наш проповедник говорит, что внешняя мудрость не только согласна с христианскою, но и может даже быть помощницею последней чрез свои умозаключения о Боге и Его творениях. И в этом отношении мысль его согласна со сказанным у апостола Павла: ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы ( Рим. 1:20 ). Сн. Прем. 13 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/feofana...

Научая Своих учеников смирению, Христос Иисус вместе с тем призывал их к борьбе с духом самодовольной исключительности и внушал им снисходительную любовь. Когда Иоанн сказал Ему об одном человеке, который изгонял Его именем бесов и которому апостолы запретили, потому что он не ходил с ними, то Христос повелел не запрещать. Когда затем в одном самарянском селении не приняли Христа с учениками, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим, и тот же Иоанн вместе с Иаковом просили Его свести огонь с неба и, подобно Илии, истребить жителей, то Христос запретил им и разъяснил, что в них должен быть не дух Илии, а дух Сына человеческого, пришедшего не погублять души человеческие, а спасать. Когда после того Христос послал пред лицом Своим семьдесят учеников и они, возвратившись, с радостью возвещали Ему о сотворённых ими чудесах и особенно изгнаниях Его именем бесов, то Христос сказал им: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию. Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам. Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». Сказаны ли эти слова раньше двенадцати ученикам, или теперь семидесяти, это не составляет разницы; во всяком случае Христос учил так Своих учеников, и эти Его слова имеют весьма важное значение для раскрытия смысла евангельской истории. Они с непререкаемою ясностью показывают, что чудеса Иисуса Христа имели значение символов духовной жизни и её благ, что верить в чудеса Христа истинною верою это значит не считать их непреходящею действительностью и самодовлеющим благом, но возвышать от них взоры к духовной жизни. В этой именно вере и в этом духе воспитаны все истинные христиане. «Наши обетования сокрыты в скорбях, страданиях, терпении и вере, в них сокрыта и самая наша небесная слава. Мы должны восходить к славе чрез бесчестие. Кто молит Бога и желает, чтобы в руках его были чудеса и силы, тот оказывается хвастливым и немощным в своей совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Находите ли вы, возлюбленные, крест Господень для себя таким, каким он был для святых мужей? Нет, отвечу я за большинство ваше… Крест не делает чудес в вашей жизни. Почему? По неверию вашему. Крест сам в себе всегда чудесен и животворен. Для христиан, верных ему и ныне своею верою и благоговением, верен и он, как самый верный и постоянный друг. О! кто мне даст ревность Божию и силу слова возбудить в христианах нынешнего времени живую веру и должное благоговение ко кресту и Распятому на нем! Знаю, что многие невнимательны ко кресту и к крестному знамению. Иногда невнимание и неуважение ко кресту простирается до того, что не принимают идущего в дом со крестом и во имя креста служителя Христова; другие не хотят, как должно, изображать на своем грешном теле знамения креста, или пренебрегают священническим благословением, или же и сами священники пренебрегают им; иногда это делают по невниманию, а иногда – о ужас! – от ложного, проклятого стыда. Креста ли стыдится, возлюбленный, который есть похвала и слава наша? Предостерегаю тебя благовременно: и Сын человеческий постыдится тебя, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми 110 . Возлюбленные! будем всегда чтить крест Господень верою и любовью: и он будет нашим другом, спасителем не по себе, а силою Распятого на нем. Аминь Бесноватые Слово в неделю четвертую великого поста Сегодня, возлюбленный братия и сестры, читано было евангельское повествование от Марка об исцелении Иисусом Христом бесноватого глухого и немого отрока, за которого просил отец его, – через изгнание злейшего нечистого духа, причинявшего несчастному отроку глухоту и немоту. «Дух немой и глухой»! сказал Господь нечистому, «Я повелеваю тебе, выйди из него, и впредь не входи в него. И вскрикнув и сильно сотрясши его, злой дух вышел; и отрок сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус взяв его за руку, поднял его; и он встал». Но послушайте, сколь зол был мучивший отрока демон. Отец этого отрока говорил Господу, что демон, где только ни схватывал его, бросал его на землю, – и несчастный испускал пену изо рта, скрежетал зубами своими, и весь оцепеневал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Начало Церкви – события Пятидесятницы. Эти же события послужили началом апостольской проповеди ( Деян.2:1-36 ), сутью которой стало как провозглашение Благой Вести об Иисусе Христе, так и поучение перед Крещением ( Деян.2:38-40 ). Без евангельского свидетельства, как без молитвы и Таинств, невозможна жизнь Церкви. В день Пятидесятницы на вопрос слушателей, « что нам делать, мужи братия? «, Петр отвечает: « Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа «. « Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч «. Церковь родилась как община принявших Крещение, постоянно пребывающих « в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах » ( Деян.2:37-38, 41-42 ). Но Крещение само по себе не определяет приобщения человека к опыту Церкви, а воспринятое формально, вовсе не является гарантом спасения человека (ср.: Мф.7:21 , Лк.13:25-27 ). « Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» – и не делаете того, что Я говорю? » – вопрошает Христос ( Лк.6:46 ). Общность с Церковью на деле реализуется жизнью в соответствии с евангельской верой и нравственностью, а не только через внешние, зачастую привычные и формальные, действия и культурные проявления нашего исторического опыта. Принадлежность к Церкви определяется не только знанием основ веры, учения и истории Церкви, но прежде всего – жизнью Таинствами Церкви. Поэтому для вступления в Церковь необходима серьезная предварительная подготовка, которая включает в себя как передачу знаний, так и содействие их практическому усвоению и формированию самостоятельной, ответственной, активной жизненной позиции верующего человека. История Церкви и ее каноны говорят о важнейшем значении и роли этой подготовки – катехизации. Жизнь человека в Церкви согласно заповедям Христа всегда охватывает все его существование и не может быть фрагментарной. Христианин не может отделить свою общественную, семейную жизнь, профессиональную деятельность от духовного и нравственного контекста евангельской веры. Однако, вера человека и его бытие в Церкви могут быть нарушены через столкновение с иными стандартами и нормами жизни, другими категориями мышления и стереотипами. Поэтому имеет смысл говорить о формировании при вхождении человека в Церковь особенного евангельского мышления, православного мировоззрения, способного поддержать и помочь человеку в следовании избранным непреходящим ценностям и целям. 2. Катехизация 2.1. Основные понятия

http://azbyka.ru/katehizacija/katexizaci...

Не простит нам Отец наш небесный наших грехов, если мы не станем прощать обид ближним, потому что мы, желая получить милость от Бога, сами в то же время оказываемся немилостивыми, а следовательно, злыми и неблагодарными перед Богом, и потому естественно лишаемся Его благости и милосердия. Евангельское требование о прощении обид ближним создало благочестивый обычай, в силу которого в это последнее перед Великим постом воскресенье православные христиане испрашивают друг у друга прощения, а отсюда и воскресенье это называется «прощальным». Вводя нас в спасительные и душеполезные дни Великого поста, Св. Церковь словами Самого Господа предостерегает нас далее в том же воскресном Евангелии от лицемерного исполнения поста только с внешней его, видимой стороны, без всякой заботы об исправлении своего сердца, мыслей, желаний и поступков. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постоящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но перед Отцом твоим, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф.6:16–18 ). Смысл сего Евангельского изречения следующий: чтобы пост твой не был только кажущимся, делом показным, внешним, а был угоден Богу, для этого ты вместе с внешниим постом соедини и внутренний – наполни сердце твое пламенной любовью к Богу и ближним; омой слезами покаяния твою жизнь и во греховные нечистоты: тогда Отец за эти искренние тайные подвиги душевные воздаст тебе в День судный достойную награду явно, перед лицом Ангелов и всей вселенной. А так как главным препятствием к такой жизни служит наше пристрастие к миру и земным благам, то дальнейшими словами того же Евангельского чтения Господь предостерегает нас от увлечения мирскими пристрастиями, заключая это предостережение такими знаменательными словами: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф.6:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

Неделя вторая Поста Великого начинается очень загадочным Евангельским чтением. Это Евангелие от Иоанна, в котором речь идёт о призвании Нафанаила. Какое отношение это Евангельское чтение имеет к посту? Неделя вторая Поста Великого начинается очень загадочным Евангельским чтением. Это Евангелие от Иоанна, в котором речь идёт о призвании Нафанаила. Это призвание происходило в два этапа. Сначала Господь находит в Галилее Филиппа, и говорит ему: «Иди за Мной». И Филипп откликается и идёт. А потом уже Филипп зовёт своего друга Нафанаила и говорит: «Мы нашли Того, о Котором писали  Моисей в Законе и пророки, Иисуса, Сына Иосифова из Назарета». Нафанаил, как истинный израильтянин, говорит: «Разве может быть что-нибудь из Назарета доброе?» Тогда Филипп ему говорит: «Пойди и посмотри». И вот Нафанаил со всем своим скепсисом (потому что действительно, что может быть доброе из Назарета,  где жили достаточно  непросвещённые люди, на которых свысока посматривали и фарисеи, и книжники), подходит к некоему Человеку, о Котором ему сказал Филипп, и Тот его встречает словами: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил, понимая, что это точно его определение, что он даже  гордится тем, что в нём нет никакого лукавства, и даже тени лукавства, вдруг спрашивает в ответ: «Почему Ты знаешь меня?»   А Иисус говорит: «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей Я видел тебя». Потому что Христу открыто всё о каждом из нас. И тогда Нафаниал, потрясенный до глубины души тем, что вся книга его души открыта, говорит: «Равви, Ты Сын Божий! Ты Царь Израилев». В ответ ему Господь даёт обетование: «Ты веришь потому, что Я тебе сказал. Я видел тебя под смоковницей. Но ты увидишь больше этого». И говорит ему: «Истинно, истинно говорю вам, отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Возникает вопрос, а какое отношение это Евангельское чтение имеет к посту? У меня есть гипотеза, что это чтение древнее поста. Вернее, пост тогда уже был. Но постились — не христиане, а оглашаемые . Длинный пост, большой Великий Пост появляется несколько позднее.

http://pravmir.ru/o-razdelenii-lyudej-i-...

Некоторые воспринимают слова Господа: Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую в буквальном смысле — тебя бьют, а ты терпи. Но речь здесь идет не о физической обиде, а о духовных переживаниях. Евангельские примеры показывают, что Господь и Сам не буквально исполнял Свою заповедь. Вы помните в Святом Евангелии описано, что когда Христа допрашивал первосвященник Анна и один из служителей, стоявших близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? — Господь не подставил другую щеку, а воспротивился злу кротким, вразумляющим вопросом: …если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? ( Ин.18:23 ). И святые апостолы не воспринимали слова Христа в буквальном смысле. Так, апостол Петр поучает: …такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей. Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? ( 1 Пет.2:15; 3, 9-13 ). Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня в Евангельском чтении опять говорилось о любви. Вывод из всего услышанного нами таков: Господь наш Иисус Христос призывает верных последователей Своих возлюбить ближних, не только друзей, но и врагов, и поступать с окружающими людьми так, как ты бы хотел, чтобы с тобой поступали. Спаситель привел и примеры конкретного сопротивления злу добром: …и кто хочет судиться с тобою, и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Не зла, обиды и ненависти, а добра, любви и всепрощения ждет от нас в жизни Господь! И счастлив тот, кто научился уже прощать обидчиков, воздавать добрыми делами и помыслами за злые выпады против христианского милосердия, творимые врагом рода человеческого через слабых верой людей. Счастлив и уподобляется Господу тот, кто возносит молитвы за врагов своих, взывая: Прости им, Боже! Не ведают, что делают. Ведь Господь наш Иисус Христос пришел водворить Царство Божие, в котором не будет тьмы, зла и насилия. Вот почему и мы с вами, братья и сестры, должны свято выполнять Его заповеди, а зло побеждать тем благословенным оружием, которое нам дал Спаситель, Сын Божий — верою, любовью, молитвою, смирением, добром и кротостью сердечной. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Бог так чудно устроил дело спасения нашего, что зло, имея дурную цель и действуя с намерением повредить рабу Божию во времени и вечности, способствует этим его спасению». Аминь.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Но в то же время, остерегая от ложной любви к детям, которая ради них забывает о высшей цели для человека, Он напоминает, что «любящий сына или дочь свою более Его, недостоин Его». ( Мф.10:37 ) Христос признает всю важность телесно-духовного воспитании детей, однако, воспитание духа в Его глазах выше и важнее развития тела и приобретения вещественных сокровищ, ибо: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мф.16:26 ). «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше – там будет и сердце ваше». ( Мф.6:19–21 ). «Ищите же, во-первых, царства Божия, и правды Его – и все это (земное) приложится вам». ( Мф.6:33 ). Но как же достигается это царство? «Царство Божие не пища и не питие, но праведность и мир, и радость во св. Духе» ( Рим.14:17 ). «Вот свет живой, который и просвещает всякого человека, идущего в мир». На этих основаниях установил Христос вечно–истинное понятие о воспитании, – его принцип и цель. Воспитание человека по духу Евангелия и есть извлечение его из низменности и чувственности (ибо первородный грех есть и в детях), и возвышение его к божественному совершенству через развитие в человеке истины, свободы и любви в их гармоническом единстве. Этот христианский принцип, не различающий ни национальностей, ни состояний, ни полов, стоит во главе всевозможных воспитательных теорий, так как он совпадает со стремлением человеческого духа к свободе и самобытности, находит полное применение в практике, подходя ко всевозможным условиям, и не отвергает никаких духовных потребностей, выражающихся в науке и искусстве; он, этот принцип, исключает лишь то, что враждебно и опасно нравственной свободе человеческого духа. Евангельская и апостольская педагогика На этой именно теологии и антропологии Евангелия основывается и новая евангельская и апостольская педагогика.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но во мраке этого суда над иудейским народом, этого отвержения иудейской гордости, ослепления мудрых и разумных, сиял радостный луч просвещения младенцев, спасения труждающихся и обременённых. В евангелии Луки, между повествованиями о посольстве от Иоанна и об учении притчами, передаётся о событии, которым освещается отношение ко Христу, с одной стороны, иудеев, мнивших себя разумными и праведными, и, с другой стороны, смиренных грешников. Некто из фарисеев просил Иисуса вкусить с ним пищи; и Он, вошед в дом фарисея, возлёг. И вот женщина того города, грешница, пришла с алавастровым сосудом мира, стала позади у ног Его, начала обливать ноги Его слезами, и отирать волосами, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей подумал: если бы Он был пророк, то не позволил бы грешнице прикасаться к Нему. Но Христос в ответ разъяснил ему, что и он, фарисей, и грешница – должники пред Богом. Из двух должников больше любит тот, кому больше прощается. Женщина проявила ко Христу великую и смиренную любовь, тогда как фарисей, считавший честью не для себя принять Христа, но для Христа прийти к нему, не дал Ему ни воды на ноги, ни целования. Поэтому, продолжал Христос: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит»... Третий период служения Христова: ослепление иудеев и суд над ними А) От дня притчей до праздника обновления На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. ( Ин. 9:39 ). Апостол Павел, рассуждая об отвержении Богом народа Своего, за исключением небольшого остатка, пишет: «Израиль чего искал, того не получил: избранные же получили, а прочие ожесточились, как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат» ( Ис. 29:10 ; Рим. 11:7–8 ). Это ожесточение и ослепление народа израильского составляет факт евангельской истории. Евангелист Иоанн, обозревая всю деятельность Иисуса Христа до пасхи страданий, выражает крайнее удивление пред тем, что Христос столько чудес сотворил пред иудеями, а они не веровали в Него. Это удивительное (ср. Мк. 6:6 ) неверие иудеев вызывает вопрос, почему они не веровали. На этот вопрос евангелист дает ясный ответ словами пророка: «потому не могли они веровать, что, как сказал Исайя, ослепил глаза их, и окаменил сердце их 430 , да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их» ( Ис. 6:10 ). Кто ослепил иудеев и кто мог бы исцелить их? «Сие, – продолжает евангелист, – сказал Исайя, когда видел славу Христа и говорил о Нем» ( Ин. 12:37–41 ). Христос ослепил иудеев Своею славою, Своими чудесами, они ожесточились, и в безумии распяли Его 431 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010