В-третьих, есть мысль о том, что вся природа сопереживает, скорбит о падении человека : «Солнце лучи скры, луна со звездами в кровь преложися, горы ужасошася, холми вострепеташа, егда рай заключися» (стихира «Славы» на литии). В-четвертых, в некоторых песнопениях используется интересный художественный прием – персонификация рая , человек обращается к раю с просьбой молиться за него ко Господу (3-я стихира на «Господи, воззвах…», стихира «Славы» на стиховне, заключительная часть икоса). Особенный интерес в этом контексте представляет фрагмент из 3-й стихиры на «Господи, воззвах…»: «Раю всечестн!ый… шумом листвий твоих Содетеля всех моли». Действительно, какой замечательный образ: шум райской листвы воспринимается как образ молитвы за человека! 2) Вступление в Великий пост – вторая тема богослужения, которая кратко обозначена в последней стихире на «Господи, воззвах…», но в полной мере звучит в конце всенощного бдения в стихирах на «Хвалите…» (2–4-я стихиры Триоди), а также в апостольском и евангельском чтении на литургии. В 3-й хвалитной стихире отражена связь между воспоминанием изгнания Адама и началом поста: «Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преслушник: Моисей Боговидец бысть, постом очи душевныя очистив. Темже рая жителие быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи, и Бога зрети желающе, Моисейскую четверицу десятиц постимся, молитвою и молением чисто терпяще: утолим душевныя страсти, отженем плотския сласти, легцы к горнему шествию прейдем…». В заключительной стихире указана конечная цель поста – «Господи, тем сподоби и нас поклонитися Твоим страстем, и святому Воскресению». В апостольском чтении (Рим. 13 :11б – 14 :4) особенное внимание привлекают слова о необходимости смиренно нести подвиг поста, не осуждая тех, кто не может поститься или же допускает различные послабления: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его». В евангельском чтении с темой наступления поста тесно связаны следующие слова: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6:16–18 ). Этими словами Господь Иисус Христос изображает идеал поста: во-первых, истинный пост должен быть сокровенным подвигом, известным только Богу, во-вторых, пост следует воспринимать с радостью (вспомним подлинно христианское восприятие поста как весны духовной).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В этих исцелениях для иудеев был чрезвычайный урок, который вызвал бы их на обращение ко Христу, если бы они были к нему способны: это было уничтожение последствий их собственного греха. Как эти больные непроизвольно несли на себе грех иудеев, так и Христос, исцеляя больных, брал на Себя этот же грех силою Своей любви. Чрез исцеление этих больных царство Божие достигало до самих иудеев. Если бы они обратились, то исцеление бесноватых было бы исцелением греха иудеев. Но они не обратились, и царство Божие не достигло до них своим духом, опалив их своим огнём. Когда Христос разъяснял им значение их хулы на Духа и указывал её источник в их злом сердце, они не покаялись, но довели свою хулу до высшей степени самооправдания, потребовав от Христа знамения с неба. Если бы они в силе Христа, целившей болезнь бесноватых исповедников – это болезненное порождение их собственного греха, признали Духа Святого, то Дух Христа вселился бы в них; но они признали её за духа нечистого, и тогда их собственный нечистый дух, которого из больных изгонял Христос, возвратился в них с большею силою. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел, и, пришедши, находит его незанятым, выметенным и убранным. Тогда идёт, и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так, по словам Христа, было и с злым родом иудеев 428 (Мф. 12:43–45). Хула иудеев на Духа была одним из самых решающих моментов евангельской истории: за ним последовал новый период в деятельности Христа, – период ожесточения иудеев, ослепления их. Впрочем, новый период в деятельности Христа последовал не прямо за хулою иудеев, но он был предварён некоторыми событиями, ввиду его чрезвычайной важности. Евангелист Матфей как бы два раза повествует о хуле иудеев: один раз ( Мф. 9:32–34 ) он повествует за хулою иудеев об этих предварительных событиях, а другой раз ( Мф. 12 ) он поставляет с нею в связь самый этот новый период в деятельности Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Вместе с тем, говоря о животворящем всю тварь Промысле Духа, нужно вспомнить и о том, каким образом в искупленном ныне мироздании зрится Промысл Сына. Ведь все окружающее нас мироздание видится сегодня христианам прежде всего как просвещенное светом Евангельской Истины, как христоцентричное. Так, воспринимая солнечный свет, верующий человек может вспомнить о пришедшем в мир Солнце Правды, глядя на водный источник – размышлять о библейском символе Источника Воды Живой, при виде скалы или камня – думать о некогда затворенных и запечатанных, а ныне уже навеки открытых дверях Гроба Спасителя... Тема христоцентричности мироздания будет особо рассмотрена чуть дальше; пока же лишь повторим, что мир вокруг нас – мир искупленный, спасенный. Природа после Воплощения Слова все еще страдает из-за человеческих грехов, но вместе с тем и непрестанно радуется Его Воскресению. Недаром священномученик Ипполит Римский призывает всякого христианина подниматься в полночь с постели на молитву, для того чтобы уподобиться в этом прославляющей Бога неразумной природе. Святой древней Церкви рисует при этом такую картину: каждую ночь все творение в полночной тиши замирает на одно мгновение для того, чтобы почтить Создателя. Звезды, деревья, воды застывают в благоговейном поклонении Божеству. Ангелы – бесчисленные слуги Создателя – в сей час также служат Ему и прославляют Господа. Даже души умерших праведников вторят этому стройному хору. И лишь живущий на земле человек в неведении спит, не слыша голосов многообразного творения, единодушно восклицающего словами, близкими словам известной евангельской притчи: «Вот жених идет, вставайте навстречу Ему» (ср. Мф. 25:6 ) 259 . Такое изображение возносимой всем тварным мирозданием хвалы своему Творцу может напомнить нам строки библейского псалма: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес. Да хвалят имя Господа, ибо Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились; поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет. Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые...» ( Пс. 148:1–10 ). Но одновременно приведенные образы из сочинения священномученика Ипполита могут нам напомнить и об античной идее одушевленности космоса, о древнем учении о мировой душе. Ведь, как может легко показаться, неразумное творение предстает у священномученика Ипполита – вместе с ангельскими силами – именно как наделенное некоей персональной активностью. Так ли это на самом деле, и что имеет в виду церковная мысль, когда утверждает способность неразумного творения славить и хвалить Бога – подобно созданным по Его образу разумным существам?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

Вместо слов: и снидутся живушие в пяти градех, св. Ефрем Сирин читал: «живущие в одном городе, с живущими в другом городе», т.е., сожители одного города, сговорившись и соединившись с жителями другого города, пойдут в Иерусалим принести жертвы и помолиться Господу в храме Иерусалимском. Ст. 22, 23. И приидут людие мнози, и языцы мнози взыскати лица Господа Вседержителя во Иерусалиме, и умолити лице Господне. (ст. 23) Сице глаголет Господь Вседержитель: во оны дни имется десять мужей от всех племен языческих, и имутся за ризу мужа Иудеанииа, глаголюще: пойдем с тобою, зане слышахом, яко Бог с вами есть. С евр.: И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме, и помолиться лицу Господа. (ст. 28) Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея, и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что в вами Бог. Продолжение и окончание прежней речи. Теперь пророк яснее говорит, какое время он разумеет в будущем. Это то время, когда многочисленные или великие народы и племена язычников будут приходить в Иерусалимский храм, чтобы в нем найти Господа Бога и помолиться пред Ним. Явно, что здесь разумеются времена христианские ибо, до рождения Христа Спасителя, никогда не было, чтобы многочисленные и великие народы приходили в Иерусалим молиться Иегове. Многочисленные народы соединяются для молитвы только в церкви Христовой. Под. Мих. 4:2 ; Ис. 2:3 ; Соф. 3:9, 10, 18 . Выражение: десять мужей – означает много или множество (См. Быт. 31:7 ; Лев. 26:26 ; Чис. 14:22 ). т. е., в те благодатные времена, когда придет Мессия, множество язычников, уверовавших в Евангельскую проповедь , возьмутся за ризу мужа Иудеянина. Сравнение взято с человека, который, желая непременно идти с другим, чтобы вернее достигнуть цели, держится за одежду своего спутника. Так и язычники, когда уверовали и узнали о славе Бога Израилева, о славе Мессии, о спасении, Им соделанном, следовали за теми Иудеями, которые, первые уверовав, Евангельскую проповедь возвестили всему миру, последовали их учению, дабы войти в духовный Иерусалим, т. е. в церковь Христову. «Так священных Апостолов (поясняет бл. Феодорит), которые род свой вели от Иудеев, возжелали, сподобившиеся призвания, язычники, веруя, что через них улучат спасение... Если же, и по возвращении Иудеев из Вавилона, некоторые из язычников дивились необычайности освобождения, уверовали, что Бог их – есть Бог истинный, и последовав за некоторыми из Иудеев, желали дознать от них истину: то это не вредит сказанному нами, а паче служит подтверждением истины; ибо ветхозаветное было прообразом того, что у нас, а подобию надлежит иметь сходство с первообразом».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

«Возлюбленному брату Флавиану Лев епископ. Прочитав послание твоей любви, так запоздавшее, к нашему удивлению, и рассмотрев порядок епископских деяний, наконец мы узнали, как случился у вас соблазн и восстал против чистоты веры, и то, что прежде казалось тайною, ныне сделалось для нас явным. Таким образом, Евтихий, удостоенный было имени архимандрита и сана пресвитерского, оказался весьма безрассудным и столь великим невеждою, что и к нему могут быть отнесены слова пророка: »...не хочет он вразумиться, чтобы делать добро, на ложе своем замышляет беззаконие» ( Пс.35:4–5 ). А что беззаконнее, как нечестиво умствовать о вере и не следовать мудрейшим и опытнейшим? Но сему-то безумию подвергаются те, которые, встретив в чем-либо не ясном затруднение к познанию истины, прибегают не к пророческим изречениям, не к писаниям апостольским и не к евангельскому авторитету, а к самим себе, и, таким образом, не захотев быть учениками истины, становятся учителями заблуждения. Ибо какие мог приобрести успехи в знании священных книг Ветхого и Нового завета тот, кто не уразумел первых слов самого символа, и что по всей вселенной исповедуется устами всех возрожденных, того еще не понимает сердцем этот старик. Поэтому, не зная того, что должно думать о воплощении Бога Слова и не желая потрудиться на широком поприще Священных Писаний, чтобы сподобиться света ведения, он должен бы был принять внимательным слухом по крайней мере то всеобщее и единогласное исповедание, которое исповедуют все верующие: «…веруем в Бога Отца Вседержителя и в Иисуса Христа, единородного Сына Его, Господа нашего, родившегося от Духа Святого и Марии Девы». Но если он не мог почерпнуть точного понятия из этого чистейшего источника христианской веры (т. е. из символа), потому что он собственным ослеплением затемнил для себя блеск очевидной истины, то обратился бы к учению евангельскому, где Матфей говорит: «Родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова» ( Мф.1:1 ); поискал бы наставления также в проповеди апостольской и, читая в послании к Римлянам: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих в писаниях святых о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти» ( Рим.1:1–3 ), с благочестивою любознательностью приступил бы к книгам пророческим и нашел бы обетование Божие, данное Аврааму: «...и благословятся в семени твоем все народы» ( Быт.22:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вообще всем этим взаимоотношенческим проявлениям, как видно из Евангелия, Христос уделяет очень большое внимание, большее, чем чему-либо еще (особенно осуждению). Это и понятно, потому что в них выявляется конкретность содержания центральной заповеди – о любви к ближнему, которая, вместе с любовью к Богу, по слову Самого Христа, составляет суть всего «закона и пророков». Нарушение заповеди выводит нарушителя из числа представителей «новой твари»; это значит, что он не ставит ее для себя в центр нравственной жизни и тем самым лишается достоинства быть чадом Божиим, другом и учеником Христовым. Не случайно, возвращаясь к этой заповеди, Христос так часто употребляет слово «брат», подчеркивается тем, что все люди реально объединены узами близкого родства. В жизненном воплощении этой заповеди, по нравственному заданию Христа, нет предела, она резко превосходит естественные возможности и представления. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного... Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают язычники?» ( Мф. 5, 43–47 ) Таким образом, Христос и Сам подчеркивает, что Его требования существенно превосходят нормы естественной нравственности. И это превосходство – далеко не только по степени и форме, что видно даже из представленного здесь беглого очерка нравственного евангельского закона, но и по тому нравственному переживанию, которое даже при простом описании Божественного задания поражает необыкновенным пониманием сверхприродных, т.е. небесных, хотя и человеческих возможностей. И потому ясно, что одними естественными человеческими данными выполнение нового закона – нереально. И потому свод этих заповедей, несмотря на то, что многие из них даны в императивном виде, представляет собою сверхзакон. Суть и смысл евангельского закона

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Вопрос об отношении к государству встает ребром, когда Иисусу задают провокационный вопрос об уплате налогов императору ( Мк. 12:13-17 ; Мф. 22:15-22 ; Лк. 20:20-26 ). Иисус уходит от провокации, но Его ответ «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» загадочен. Что именно принадлежит Богу, а что — кесарю? Есть по меньшей мере три интерпретации Его слов. Согласно первой, доминирующей традиции, Царство Бога и царство кесаря — две легитимные реальности, требующие уважения и подчинения. Согласной второй, кесарю вообще ничего не принадлежит, по евангельскому слову «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф. 4:10 ). Кроме того, одно из обвинений, предъявленных Иисусу, заключалось именно в том, что Он «запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» ( Лк. 23:2 ). Впрочем, в контексте евангельского повествования сложно увидеть Иисуса на стороне зилотов и националистов, отказывающихся платить налоги римской власти. Согласно третьей интерпретации, признаются оба царства, но при этом первое имеет безусловный приоритет. В этом случае открываются возможности для столкновения, неподчинения и сопротивления правителям — это интерпретация, наиболее соответствующая евангельскому образу Иисуса. В 17й главе Евангелия от Матфея Иисус спрашивает: «Как тебе кажется, Симон? Цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя». Иисус скорее делает одолжение, чем выполняет долг. По отношению к предписаниям земной власти Его ученики именуются свободными; они — дети царя. Противостояние между Иисусом и земной властью достигает апогея на последних страницах евангельского повествования, начиная со входа в Иерусалим. По словам Пилгрима, «образ смиренного царя, который едет на осле, низкой твари для перевозки грузов, ниспровергает наши представления о полноте власти. Власть и царство понимаются здесь через умаление, служение и примирение. Это царство без насилия, национальной гордости или имперского превосходства. В этом смысле вхождение представляет парадигму власти, которая бросает вызов всем существующим преставлениям, в прошлом и в настоящем» .

http://azbyka.ru/fiction/kesaryu-kesarev...

Да, величие Бога для нас недосягаемо, но мы можем и должны стремиться к достижению тех совершенств, которые, по Божией милости, нам Господом открыты. И самый короткий и верный путь к этой благословенной цели — исполнение заповедей Христовых, потому что Спаситель, явившись в мир Богом и Человеком, на примере Своей земной жизни показал всем нам, как нужно эти заповеди исполнять. Господь Сам на деле указал ученикам и всем последователям возможность осуществления того, что Он заповедал. «Всякое действие и всякое слово Спасителя нашего Иисуса Христа — есть правило благочестия и добродетели», — говорит святитель Василий Великий. Будем же любить Господа всем сердцем и всей душой, и держать во всеоружии духовном святые Евангельские заповеди. Недаром апостол Иоанн, которого называют «апостолом любви», самый любимый и самый любящий Господа ученик пишет: Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его ( 2 Ин.1:6 ). А святитель Иоанн Златоуст дополняет: «Душа праведного, говорит Спаситель, ничем не побеждается потому, что она основана на камне. Камнем же Он называет твердость Своего учения. Ибо поистине, заповеди Его гораздо тверже камня. С их помощью человек становится выше всех волн человеческих. Ибо кто тщательно соблюдает их, тот побеждает не только гонения людей, но и козни диавольские». Аминь. Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению) Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире. ( Рим.1:8 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В сегодняшнем Апостольском чтении (см. Рим.1:7-12 ) вновь говорится о Божественной любви и о призвании истинных последователей христианской веры. Обращаясь к христианам Рима, апостол Павел пишет: …всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа. Как известно, Отец Небесный любит всех людей, праведных и грешных, верующих и неверующих. Однако, по отношению к тем, кто не признает Бога, Божественная любовь основывается на жалости, Господь сожалеет об их оторванности от Богообщения. Последователей же Своих, верующих христиан, Бог возлюбил неизреченной любовью и пребывает в тесном, непосредственном общении с ними. Именно к такой категории людей обращается в своем послании апостол Павел. Он выражает радость и удовлетворение тем, что вера христианская находит все больше сподвижников и исповедников во всем мире: Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Действительно, Ветхий Завет , как обветшавший, устаревший и притом нарушенный евреями, был отменен, а вместо него был установлен новый, утвержденный на лучших основаниях и свободный от его недостатков, – «ибо, если бы первый завет был без недостатка, говорит ап. Павел, то не было бы нужды искать места другому» ( Евр. 8:6 – 13 ). С наступлением Нового Завета был дан людям и новый Божий закон – евангельский, который выше, совершеннее закона Моисеева. Так, ветхозаветный закон был дан одному только народу – еврейскому, а новый закон –для всех народов ( Мф. 28:18–19 ; Мк. 16:15 ; Деян. 1:8 ); первый определял, по преимуществу, внешнее поведение человека, или, как говорит ап. Павел, был «законом заповедей» ( Еф. 2:15 ), «заповеди плотской» ( Евр. 7:16 ), законом «буквы» ( Рим. 7:6 ), а второй останавливает свое внимание, главным образом, на нравственном усовершенствовании человека и есть «закон духа» ( Рим. 8:2 ). Определяя почти каждый шаг человека, ветхозаветный закон требовал, под угрозой проклятия, исполнения всех содержащихся в нем заповедей и предписаний ( Гал. 3:10 ), чего никто из людей сделать не мог, а отсюда – и спастись, «потому что делами закона не оправдается никакая плоть» ( Рим. 3:20 ; Гал. 2:16 ). С помощью его человек только сознал свою греховность: –«ибо законом познается грех» ( Рим. 3:20 ), – свое бессилие освободиться от греха ( Рим. 7:15–21 ) и пришел к мысли, что спасение можно получить только от Мессии, почему ап. Павел и говорит: «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование... до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верой ( Гал. 3:19, 23–24 ). Евангельский закон, напротив, имея в виду внутреннюю сторону человека, желает от него добрых, сердечных расположений, положительного добра, причем не грозит ему ничем, а располагает его к добру и выполнению христианских обязанностей, указывая преимущественно на любовь к Богу и к самому добру ( Ин. 3:16 – 17; 15:9, 13– 15 ), а также на воздаяние за гробом. Вследствие этого жившие под законом Моисеевым действовали, подобно рабам, по побуждениям страха, водились, по выражению апостола, «духом рабства» ( Рим. 8:15 ) и находились «под игом рабства» ( Гал. 5:1 ); живущие же по евангельскому закону «не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновления» ( Рим. 8:15 ) и действуют свободно, как дети и наследники Божии, почему и самый закон называется законом свободы ( Иак. 1:25 ). 682 Выясняя это различие на примере детей Авраама: одного от рабы, а другого от свободной, ап. Павел говорит: «который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета, один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь... Мы, братья, дети обетования по Исааку... мы дети не рабы, но свободной» ( Гал. 4:22–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Для свидетельства о богоустановленности монашеского подвига приводят также слова, сказанные Христом богатому юноше: «...если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди... если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф.19:17,21 ) 353 . Здесь «Спаситель мира указал два пути, два образа жизни для верующих в Него: путь... доставляющий спасение, и путь... доставляющий совершенство» 354 . Для спасения необходимо исполнение евангельских постановлений, хранимых в должной целости Святою Православною Церковью, а для снискания христианского совершенства требуется отречение от мира. Спасение возможно для каждого христианина, живущего посреди окружающего его мира, оно необходимо для всех; снискание совершенства предоставлено произволяющим: «если хочешь быть совершенным» ( Мф.19:21 ) 355 . Иноческая жизнь есть удел только немногих избранных, имеющих «призвание», то есть непреодолимое внутреннее желание всецело посвятить себя на служение Богу. «Кто может вместить, да вместит», – сказал об этом Господь ( Мф.19:12 ). «Два суть чина и состояния в жизни,– пишет свт. Афанасий, – одно – обыкновенное и свойственное человеческой жизни, т. е. супружество; другое – ангельское и апостольское, выше которого быть не может, т. е. девство или состояние иноческое» 356 . Монахи, – по словам святителя Игнатия Брянчанинова , – суть те христиане, которые оставляют все по возможности земные занятия для занятия молитвой, – добродетелью, выше всех добродетелей, чтоб посредством ее соединиться воедино с Богом. А как молитва заимствует свою силу из всех прочих добродетелей и из всего учения Христова, то монахи прилагают особенное тщание к исполнению евангельских заповедей, присовокупляя к исполнению заповедей, обязательному для всех христиан, исполнение двух советов Христовых: совета о нестяжании и совета о безбрачии 357 . Жительством своим они стремятся уподобиться жительству на земле Богочеловека, по этой причине святых иноков именуют преподобными 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010