Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 19 января 2024: Крещение Господне, Богоявление 20 мин., 16.01.2019 Содержание Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Мы расскажем об истории, традициях и смысле праздника. Что такое Крещение Господне Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель. Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения.  На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!  Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын.  И было засвидетельствовано, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог. Крещение Господне — двунадесятый праздник . Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник. Когда празднуется Крещение Господне Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю). Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

http://foma.ru/19-janvarja-2023-kreshhen...

Так называя себя, мы подражаем апостольским ученикам, о которых написано в книге Деяний: «целый год Апостолы собирались в Церкви и учили не малое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» ( Деян. 11:26 ). Апостолы верующих в Господа за новое имя не осудили. Стало быть оно оказалось точным и подходящим к обстоятельствам. Но уже во времена Апостолов, поставленных на служение Христом ( Мк. 3:13–19 ), появились лже-апостолы, лукавые делатели, как видно из 2-го Посл. к Коринфянам, гл. 11, ст. 13 (Кор. 11:13); тогда же, рядом с истинно-верующими во Христа, народились, по словам Ап. Иуды, «люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа» (ст. 19) ( Иуд. 1:19 ). Эти люди, «отделяющие себя от единства веры», хотя бы сами себя называли «евангельскими христианами» – на самом деле не были таковыми. Их, по всей справедливости, следовало называть еретиками, – то есть, людьми, которые веровали не всему учению Господа, а выбирали из него то, что им нравилось (сравн. Тит. 3:10 ). К ним вполне приложимо название сектантов – от латинского слова, которое обозначает произвольное «отделение» или выделение в особое собрание из единой Церкви верующих во Христа. Потому же самому к теперешним нашим сектантам неприменимо ни одно из их самовеличаний. Они – не «евангельские и не библейские христиане», – как шумят о себе, а всего только «еретики евангельские», или «библейские сектанты». Что же о таких людях говорится в Слове Божием? Вот что, напр.: «будет время, когда здравого учения (они) принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху»... ( 2Тим. 4:3 ). Эти люди, по прихотям выбирающие себе учителей, Евангелием распоряжающиеся, как простой человеческой книгой, и есть наши сектанты, какими бы громкими и святыми названиями они ни прикрывались. Сектанты именно выбирают себе учителей, смотря потому, чего они хотят от христианства. Молоканам, напр. хочется, чтобы Евангелие отвергало всякую обрядность в вере, – и они выбирают себе учителей, которые бы говорили, что водного крещения для спасения не нужно, видимого причащения тоже не нужно, – и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Юродивым свойственно искусство употребить вовремя шутку, прибаутку и даже острое словцо с целью уйти от ненужного, от неполезного и даже душевредного разговора. И этим искусством пользуются мудрые христиане. Слово или действие, подчас неожиданное, непредсказуемое, выходящее за рамки светских условностей, цель которого — ободрить огорченного, поставить на место дерзкого, воодушевить малодушного. Эти элементы юродства присутствуют и в современном христианском сообществе. Граничит с юродством и продиктованное Евангелием поведение: молчание в ответ на озлобленные выпады недругов, встречный вопрос на вопрос, заданный с лукавым умыслом, язык притчи, иносказания, аллегории, к которым обращаются в сложных ситуациях. Мудрые духовники поучают о жизни среди мирян: «Будешь хорошим (наивным, доверчивым, бесхитростным) — съедят. Будешь плохим (самонадеянным, замкнутым, грубым) — заплюют». Христианин должен держаться золотой середины. Иметь мудрость змеи и кротость голубя. То есть одновременно быть невозмутимым и приветливым, мужественным и добрым, скромным и назидательным, но не навязчивым… Высокодуховные старцы дают иногда такое необычное наставление: «С лукавым — по-лукавому». О том же говорится и в Псалтири: С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его, ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь (Пс. 17, 26–28). То есть с человеком злонамеренным, желающим тебе вреда, не грех быть хитрым, чтобы разрушить его козни. Современный мир становится все более агрессивным. Алчность, желание иметь как можно больше земных благ, пребывание в плотских страстях — вот свойства сегодняшнего общества. И чтобы жить в этом мире достойно, современные христиане должны изыскивать особые формы поведения, уметь говорить особым языком, для того чтобы отстоять свой духовный суверенитет. И в этом им могут поспособствовать элементы юродства, которые, не нанося другим оскорблений, помогут опровергать голословные обвинения, разоблачать лесть, а если кто-то стяжал евангельскую любовь к ближним, то назидать и обличать. Но, повторюсь, если он стяжал истинную, евангельскую любовь, о которой апостол Павел пишет так: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. (1 Кор. 13, 2).

http://pravoslavie.ru/93380.html

1Фес.4:9 . О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга. Свидетельство святой жизни – святая любовь, ведь святая жизнь становится явной через любовь. В первую очередь любовь, поскольку Бог есть любовь ( 1Ин. 4:8 ). Первое, что человек выносит из духовно-благодатного общения с Богом, это Его человеколюбие, которое вызывает в его сердце боголюбие. Любя человека, Бог Своей любовью делает любвеобильным и самого человека, поскольку христианин человеколюбие Божие превращает в любовь к Богу. Господь Иисус Христос, воплощенный Бог любви, учит нас божественной любви всем Своим существом, всей Своей жизнью и всем Своим Евангелием! Эта божественная любовь сначала открывается как любовь к Богу, а затем вырастает в любовь к ближнему. Бог любви открывает нам, открывает каждому человеку вечное божественное достоинство, существующее в ближнем. Воплощенный через крещение в каждом крещеном Господь Иисус Христос наполняет его существование Своей божественной любовью в первую очередь через Святое Причастие. Обязанность каждого христианина состоит в том, чтобы передать эту божественную любовь своему ближнему. Каждый христианин должен превратить в человеколюбие, в жертвенную любовь к братьям эту божественную любовь с помощью святых добродетелей: веры, надежды, молитвы, поста, смиренномудрия, целомудрия, терпения. И как для Бога любви естественно любить людей, так и для Его последователей естественна любовь к другим людям! Эта святая богочеловеческая любовь отличает христиан от всех других людей: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой ( Ин. 13:34–35 ). Ведь что есть христианин? Это человек, живущий со Христом и во Христе. И живя так, он, само собой разумеется, любит Бога всем своим сердцем и душой, а ближнего, как самого себя (см.: Мф. 22:37 ). Любовь ко Христу всегда проявляется как человеколюбие, поскольку как Господь Иисус Христос есть единый Человеколюбец, согласно со словами православных богослужебных книг, так и христианин должен быть праведным и человеколюбивым в человеческом роде! Но почему Христос есть единый Человеколюбец? Потому что Он спас человека от его вечных и главных врагов: греха, смерти и диавола. И, таким образом, христианин ради Христа становится истинным человеколюбцем, поскольку и он посредством любви спасает ближнего от тех же врагов, от всего греховного, смертного и диавольского, ибо это и есть евангельская любовь и святое человеколюбие. Эту любовь дает и этой любви учит только воплощенный Бог любви, Господь Иисус Христос! Ведь несомненна евангельская истина: кто любит Бога, тому дано знание от Него ( 1Кор. 8:3 ). Итак, только благочестивый человек может стать праведным человеколюбцем, поскольку от боголюбезного благочестия и боголюбия рождается истинное и святое братолюбие: в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь ( 2Пет. 1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

23 ноября 1997 года О вере в помощь Божию Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святое Евангелие, которое мы все постоянно читаем и в котором должны поучаться ежедневно до конца своей жизни, в определенном смысле такая же книга, как и все прочие, и имеет свой текст, неизменный на протяжении уже почти двух тысяч лет. В то же самое время оно принципиально отличается от книг обыкновенных, составленных действием человеческого ума. Евангелие есть живое слово Божие, и иногда оно кажется настолько неожиданным и новым, что изумляешься и думаешь, будто эта книга внутри под обложкой каким-то необыкновенным образом меняется и ее текст обновляется постоянно. Евангелие похоже на реку, которая всегда течет в одном и том же русле, но вода в нем постоянно бурлит, кипит, течет и никогда не останавливается. Как сказал некий мыслитель, нельзя войти в реку дважды так, чтобы она была неизменна. Мы не можем рассуждать о правильности этого изречения вообще, но в отношении Евангелия оно справедливо. Иногда наши чувства, мысли, наше душевное состояние меняются таким образом, что мы становимся способны воспринять некоторые вещи, упущенные ранее, или Господь ради нашего спасения открывает нечто необходимое нам именно в данный момент духовной жизни. Неизреченным и непостижимым для нас образом Дух Святой действует через священные евангельские слова, и всякий истинный христианин знает, что Евангелие никогда не может наскучить. Оно всегда интересно. Вновь и вновь погружаясь в него, мы вдруг обнаруживаем, что как будто бы понятное ранее повествование содержит новый, важный, волнующий нас и неожиданный для нас смысл и по-иному воспринимается нашим умом и сердцем. Человек некий, «именем Иаир, который был начальником синагоги», подойдя к Господу Иисусу Христу и «пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти» (ст. 41–42). В славянском тексте говорится: «И та умираше», то есть не просто находилась при смерти, но уже умирала. У ее отца не было, конечно же, никакой надежды. Видимо, ранее он обращался к врачам, но ничего не помогло. Воспользовавшись тем случаем, что рядом оказался великий Праведник, Учитель, Пророк, Чудотворец — так воспринимали Спасителя Его современники, — Иаир прибег к Его помощи.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

2) Если в состоянии нерадения и беспечности греховной человек забывает о необходимости изменения и улучшения своей жизни, то на следующей ступени, именно на ступени самообольщения, он отрицает эту необходимость. Типом может послужить богатый евангельский юноша, вообразивший себя исполнившим все заповеди и нравственно совершенным. С самообольщением может соединяться лицемерие, и тогда оно еще хуже. Типом служат фарисеи. Когда богатый евангельский юноша говорил, что он сохранил все заповеди от юности своей, то он не лицемерил, так как думал, что он действительно исполнил все заповеди от юности своей; между тем фарисеи, выдававшие себя перед людьми за праведников, хорошо сознавали, что такое за люди они и какие низкие дела они часто совершали. 3) Нравственное рабство есть такое состояние, в котором человеку погрязая в пороке, не имеет ни охоты, ни сил освободиться от него. Иной раз раб греха, быть может, делает попытки стряхнуть с себя грех; но грех окутал его оковами, и потому попытка его напрасна. А испытав несколько раз неудачу, он, наконец, прекращает всякие попытки и безостановочно влечется путем погибели. 4) Наконец, ожесточение есть такое греховное состояние, в котором человек заглушил в себе всякое нравственное чувство, упорно противится всяким благим влияниям на него, ненавидит и попирает все доброе, находит удовольствие во зле, как зле. Пророк Исаия изображает это состояние следующими словами: «слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите: ибо огрубело сердце людей сих» ( Ис. 6:9 ). Крайняя степень ожесточения называется грехом против Св. Духа. Об этом грехе говорит Господь Спаситель: «всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31,32). Грех против Св. Духа есть состояние нераскаянности. Этот грех не может быть отпущен человеку, так как человек изгоняет здесь прощающую благодать. 9. О нравственном вменении

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

43 Умело спровоцированный государством, раскол евангельско-баптистского братства в 1961 году на два независимых союза (рана, которая не заживает и кровоточит до сих пор – уже около сорока лет) показал, до каких пределов может разыграться наша испорченная человеческая природа даже в среде благочестивых русских баптистов. (См.: Максимов С. История Евангельско-баптистского братства в период 1961–1999 года//Христианская газета Кузбасса. 2003, 1. С. 8–9). Кстати, раскольникам Максимов ставит, на мой взгляд, точный диагноз: «Раскольник – это духовно больной человек, ежедневной пищей которого являются грехи других и собственная самоправедность. Он постоянно нуждается в оправдании раскола, производит соблазны и заражает своей болезнью других. Поэтому ап. Павел пишет: «Остерегайтесь производящих разделения» Рим.16:17 ». (Там же). 44 «Один из известных духовных работников так говорит о себе в автобиографии: «В годы моего ученичества я видел фарисеев только на страницах Евангелия. В студенческие годы я увидел фарисеев в своих коллегах, и только совсем недавно я увидел его в самом себе. Это был день моего полного духовного обновления». 45 «Во всех духовных, глубоких культурах всегда был и есть институт послушания и ученичества. Прохождение этого пути смиряет гордыню… Гордость не надо путать с чувством достоинства. Гордыня есть самоистуканство, источник гнева, зависти. От гордости исходит осуждение ближних, самохвальство и властолюбие». «Святые Отцы учат, что духовную жизнь нельзя начинать сверху, то есть с исполнения наивысших заповедей. Надо начинать ее снизу, то есть прежде всего надо очистить душу от страстей и пороков, приобрести терпение и другие добродетели, а тогда уже усовершенствуется любовь к ближним и к Богу». 46 Если кто соберется меня осудить, то пусть начнет с апостола Павла, который называл Авраама отцом (см. Рим.4:1, 16-18 ). Христос ведь ясно сказал: «…отцом себе не называйте никого» (выделено мой – прим.авт.) ( Мф.23:9 ). 47 Протестантская традиция лишена таинства исповеди. Перед причастием открывать пресвитеру свои грехи и каяться в его присутствии перед Богом необязательно. Кстати, православное таинство исповеди основано на Библии: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:18 ). «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ), – так говорит Господь апостолам и их преемникам – пресвитерам или священникам.

http://azbyka.ru/operaciya-na-serdce-ili...

467 Не ясно ли из этого, что и Христос должен бы называть Иосифа Своим единственным родителем, если бы еще в отроческий период Своей земной жизни не признавал Себя вочеловечившимся Единородным Сыном Божиим? . Но еще очевиднее и решительнее засвидетельствовал Христос о Себе, как о вочеловечившемся Единородном Сыне Божием, в самые важные и знаменательные часы Своей земной жизни, быв предан Иудою в руки врагов Своих, иудейских начальников, и подвергшись суду их. Сполна приведем относящееся сюда место из евангельского повествования. Лжесвидетели, подкупленные врагами Христа, взводили на Него разные обвинения, но Он не отвечал на вопросы, предлагавшиеся Ему неправедными Его судиями. Первосвященник же сказал Ему: закликаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам, отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует; на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его. Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. 468 К каким бы софистическим измышлениям и истолкованиям ни прибегали враги христианского верования в богочеловеческую природу Христа, одного приведенного евангельского места достаточно, чтобы неправда была в конец разбита и сокрушена. Дело шло о жизни или смерти Христа. Исход суда над Ним находился в зависимости от того, объявит Он Себя, или нет, истинным Богочеловеком? Признать Себя Единородным Сыном Божиим, вочеловечившимся и живущим среди людей, значило для Христа не только обречь Себя на различные тяжкие поругания, бессердечные издевательства над Собою и жгучие страдания, но и самому Себе произнести смертный приговор. Не мог, конечно, желать и искать всего этого Христос. Он страдал и мучился душевно в Гефсиманском саду ввиду даже одного предведения и предчувствия участи, ожидающей Его. 469 Он не мог заранее не знать, что собственно послужит для Его, ослепленных страстями, упорных врагов основанием к тому, чтобы предать Его самой позорной и мучительной смерти. Самый ответ на вопрос, действительно ли Он – Сын Божий, Христос должен был дать под присягою. Но что же это значило? Ему приходилось свидетельствовать о Своем сыновстве Богу не пред людьми только, но и пред Самим Богом, Коего Он так чтил и исполнение воли Которого почитал единственным долгом Своей жизни. 470 Ввиду всего этого требовалось, если позволительно так выразиться по отношению к Спасителю, самое обдуманное и самое ясное свидетельствование о Себе с Его стороны. Значит, именно теперешние Его слова о Своей богочеловеческой природе должны для всех иметь самое решительное и непререкаемое значение. Что же Он ответил на вопрос о своих судей и как поняли смысл Его слов эти последние?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

III. Евангельское раскрытие закона Божия Евангельский закон, проповеданный Иисусом Христом на горе в Галилее, не ниспровергает иудейского закона, провозглашенного Моисеем на горе синайской. И тот и другой закон имеют одно Божественное начало. Евангельский закон есть лишь раскрытие и совершеннейшее применение иудейского. Нагорная проповедь сокращенно излагает все христианское нравственное учение, точно также, как синайский закон излагает все Моисеево учение. Иисус Христос выразил Свой закон девятью изречениями, которые называются блаженствами; потому что каждое их них начинается словом «блаженны». Спаситель поставил это слово в начале каждого из Своих изречений для вразумления нашего, что одно упражнение в добродетелях доставляет истинное благополучие в настоящем мире и что через это только упражнение можем мы получить блаженство и в мире будущем. Девять блаженств суть: 1) «Блаженны нищие духом; ибо их есть царство небесное». 2) «Блаженны плачущие; ибо они утешатся». 3) «Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю». 4) «Блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся». 5) «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут». 6) «Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят». 7) «Блаженны миротворцы; ибо они будут наречены сынами Божиими». 8) «Блаженны изгнанные за правду; ибо их есть царство небесное». 9) «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня». «Радуйтесь и веселитесь; ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас». Первое блаженство «Блаженны нищие духом; ибо их есть царство небесное». Дух отрешенья от мира сего, самоотвержения, есть начальная добродетель христианина: – он не должен считать целью своего создания ни здешнего мира, ни временных его благ, также как не должен считать самого себя окончательным предметом, для которого существует здешний мир и его блага. Духу самоотвержения противоположен эгоизм или себялюбие, наихудший из противохристианских пороков. Себялюбец побуждается гордостью, ибо себя ставит выше всего и себе покланяется в мыслях своих: – он воображает, что все существует для удовлетворения его пожеланий и страстей, и вследствие того предается необузданной любви к благам здешнего мира, а эта любовь порабощает его предметам, в которых он думает найти свое благополучие. Такое порабощение повергает себялюбца в то беспорядочное состояние, в котором человеку предстоят одни огорчения, вещественные и нравственные недовольства, злополучие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

IV. Заключение Ап. Павла в узы и перенесение евангельской проповеди в Рим (XXI, 16-XXVIII). Последнее пребывание Ап. Павла в Иерусалиме (XXI, 16-XXIV). Исполнение обета назорейства, возмущение народа и узы Павла (XXI, 16-XXII, 22) Ст. 16–20. Из Кесарии ап. Павел вместе со своими спутниками и некоторыми кесарийскими христианами отправился в Иерусалим. Историк говорит ( Дeяh. XXI, 16 ), что Павел со своими спутниками поселился в Иерусалиме у некоего Мнасона, родом Кипрянина, но жившего в Иерусалиме. «По прибытии нашем в Иерусалим, – продолжает историк, – братия радушно приняли нас. На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры» (XXI, 17, 18). Где происходило собрание, мы не знаем, потому что предание не оставило точных указаний на это. Но заметим, что рассказ свидетельствует о теснейшем братском единении между апостолом и пресвитерами иерусалимскими. «Приветствовав их, Павел рассказал им подробно, что сотворил Бог у язычников служением его, они же, выслушав, прославили Бога» (XXI, 19–20). Ст. 20–29. Но этот радушный прием, радость и благодарение Богу за труды Павла наводят на довольно страшный вопрос, который и был предложен апостолу обществом. «Ты видишь, говорили ему, сколько тысяч уверовавших иудеев, и (между тем) все они ревнители закона» (XXI, 20), все убеждены, что обращение к Евангелию не обязывает иудеев по рождению к отмене формальности и обрядов, предписанных законом. «А о тебе наслышались они, что ты всех иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы не обрезывали детей своих, и не поступали по обычаям» (Моисеевым) (XXI). В этом выражении есть доля правды, но есть и ошибочный взгляд. С одной стороны, Павел считал царство закона кончившимся и тем из иудеев, которые были способны и склонны возвыситься до такого понятия, советовал жить вполне по Евангелию. Но с другой – снисходя к «слабым», он признавал за ними право соблюдать некоторые обряды, а «сильных» убеждал не соблазнять слабых равнодушным нарушением требований закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010