«В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: нет Бога!» ( Nc. IX, 25 ). »Погибели предшествует гордость, и падению – тщеславие» (Пр. XVI, 18). 203. Оставил ли нам Спаситель живые образы самопревозношения и смирения? Иисус Христос сказал притчу о мытаре, уничижавшем себя в своей молитве, и фарисее, хвалившем пред Богом свои заслуги. Спаситель закончил притчу, произнеся суд: «ибо всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя, возвысится» ( Лyk. XVIII, 10–14 ). 204. Как учат святые истреблять в себе тщеславие и не допускать гордыни? «Начало к истреблению тщеславия есть хранение уст и любление безчестия» (Леств., ел. 22-е, 39). «Не будь славолюбив и в сердце своем не держи самовосхваления ...» (Св. Антоний Вел., Устав). «Приучи язык свой говорить: прости мне, и придет к тебе смирение» (Св. Антоний Вел., Уст.). «Если уничижишь себя, будешь иметь в сердце покой» (Авва Пимен, Добротол.). «Кто пленен гордостью, тому нужна помощь самого Бога...» (Леств., ел. 23, 27). Но кто победил свое тщеславие, тот отдалил гордость и уже не впадет в нее. 205. Как проявляется смирение? Св. Иоанн Леств. указываешь три признака смирения: а) душа радостно принимает уничижение, как врачевство; б) утоляет в себе всякое движение гнева; в) не верит своим добродетелям (Леств., ел. 25, о смиренномудрии, 8). 206. Возможно ли определить: что есть смирение? Смирение естественно образуется в душе при жизни по заповедям Христовым и тогда познаем действия смирения. Само слово показывает, что смирение – это пребьгоание души в соединении с миром Христовым. Смирение является основанием для других добродетелей. 207. Что есть смиренномудрие? Это есть образ мыслей, всецело заимствованный от Христа. Сердечный навык, который приобретается по мере упражнения в смиренномудрии, есть смирение. « Истинное смиренномудрие – характер евангельский, нрав евангельский, образ мыслей евангельский » (Еп. Игнатий Брянч., Аскет., опыты, о истин, и лож. смиренномуд., стр. 616).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Евангельский закон – закон тех личностных действий, ощущений, переживаний и настроений, входя в которые, человек вызывает возбуждающую энергию влияния божественной благодати, и напротив препятствует тем действиям и настроениям, которые перекрывают движение благодатных энергий к душе и в душе. Вот образцы такого рода правил: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ( Мф. 7,6 ) Или: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». ( Мф. 7, 13–14 ). Таким образом, евангельский закон устанавливает не столько нормы, сколько условия, правила, алгоритмы, входя во внутренний строй которых и используя их, можно надеяться на усвоение райского нравосознания. Одно из условий – осознание интимной ценности духовного мира («не давайте святыни псам»), другое – аскетическое отношение к выбору жизненных возможностей («узок путь»). Таким образом, евангельский закон предлагается Иисусом Христом человеческой личности, решившейся следовать за Ним и потому принимающей Его закон, – в помощь личной свободе, которая в условиях еще пока своего несовершенства и несвятости, может без ориентиров потеряться, даже если главные ориентиры – послушание и любовь – будут ей известны, понятны и усвоены. Хорошо было в условиях не потерянного еще людьми рая, когда единственная заповедь – послушание – для проверки верности исполнения имела единственный, но потому и абсолютный ориентир – древо познания добра и зла. Одно непослушание, одно зерно возрастило в ветхой истории греха роскошное поле ядовитых цветов, и потеряться в этом поле, ища свой единственный «узкий» путь так легко. Многообразие отступлений от заповеди требует и многообразия если не указателей («на каждый чих не наздравствуешься»), то, по крайней мере – типовых указателей и правил их образования. Переживание блаженства и Нового, обретаемого в результате такого поиска, этического закона в их взаимодействии – и создает новое нравственное творение – христианина. Описание нового творения

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

«И Я прославился в них. Я уже не в мире» (ст. 10–11). Господь Иисус Христос говорит так потому, что эта беседа происходит во время Тайной вечери, перед Его страданиями и необыкновенным отшествием через эти страдания, Воскресение и Вознесение к Богу Отцу. «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (ст. 11). Итак, Церковь уподобляется образу Божественного бытия: как в Боге присутствует единство в Трех Лицах, так и в Церкви должно быть совершенное единство всех людей между собой. Да, каждый из нас сохраняет свое отдельное бытие, но все мы призваны жить совершенно единодушно и, если так можно выразиться, однообразно, в хорошем смысле этого слова, то есть жить по Евангелию и приобретать одни и те же евангельские «свойства». Как Божеские свойства общи для всех Трех Лиц Пресвятой Троицы, так и христианские, евангельские заповеди должны стать нашими общими свойствами. В этом смысле мы все должны быть едины, должны иметь одну волю, одно устремление, одну любовь — вот в чем состоит единство Церкви и вот на чем она основывает свое бытие: «Чтобы они были едины, как и Мы». Конечно, нельзя одним свойством любви охарактеризовать жизнь Пресвятой Троицы, непостижимую, неописуемую, превосходящую всяческое разумение — и человеческое, и вообще какого-либо сотворенного существа, даже высших Ангелов. Тем не менее надо сказать, что любовь есть то свойство, которое изначально исходит от Пресвятой Троицы. Из Евангелия мы знаем, как Бог Отец говорит о Сыне во время Крещения, что в Нем Его благоволение, и называет Его возлюбленным Своим Сыном: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» ( Мф.3:17 ; см. Мк.1:11 ; см. Лк.3:22 ). У нас чувство любви усиливается и ослабевает, появляется и пропадает. Бывает, что мы сначала не знали какого-то человека, а потом узнали его и полюбили. Но Лица Пресвятой Троицы соединены в Себе изначальным, извечным свойством любви, которое не является чем-то случайным. И потому мы должны в своей среде (православных христиан) это Божеское свойство — любовь — также всячески сохранять, развивать, дорожить им. Ведь мы уподобляемся единству Лиц Пресвятой Троицы именно во внутреннем единстве этого чувства любви, а не в том, что составляем одну организацию. Тогда мы бываем, как говорят некоторые богословы, единосущными человеческими ипостасями, подобно тому как единосущны Ипостаси Божества.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Крестный путь Христов Особенно поражает в соборе серия рельефов Крестного пути Христова. Специально для читателей Правмира мы сделали снимки каждого рельефа. Всмотримся в эти лица, вспомним Страстные Евангельские чтения, и оживим в сердце знание о великой Жертве Спасителя за нас. 3 апреля, 2010 Особенно поражает в соборе серия рельефов Крестного пути Христова. Специально для читателей Правмира мы сделали снимки каждого рельефа. Всмотримся в эти лица, вспомним Страстные Евангельские чтения, и оживим в сердце знание о великой Жертве Спасителя за нас. Немецкий городок Прюм располагается вокруг древнего христианского монастыря. История монастыря тесно связана с династией Каролингов: в 8-м веке король Пипин Короткий привез из Рима в сбор Прюма сандалию Христа, так это место стало на многие века местом особого почитания — сотни тысяч паломников на пути к мощам св. ап. Иакова в Сантьяго де Компостелла обязательно приходили поклониться сандалии Христовой. И сегодня в этот католический собор, освященный во имя Христа Спасителя, приезжают большие православные паломнические группы, чтобы поклониться святыне. Не стало исключением и паломничество корреспондентов Правмира вместе с паломническим центром св. апостола Фомы в Германии — на несколько часов мы прибыли в Прюмо. Особенно поражает в соборе серия рельефов Крестного пути Христова. Специально для читателей Правмира мы сделали снимки каждого рельефа. Всмотримся в эти лица, вспомним Страстные Евангельские чтения, и оживим в сердце знание о великой Жертве Спасителя за нас. Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?  И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.

http://pravmir.ru/krestnyj-put-xristov/

Люди, не вникающие в сущность религии, сближают иногда христианство с мифологией. Они не понимают того, что древние мифы в истории человечества есть не уход от реальности мира, но, напротив, интуитивное прозрение и предзрение подлинной, высшей реальности мира, могущей пока быть видимой лишь в образах и символах. Наука сейчас относится к мифам совершенно иначе, чем раньше. В основе древних мифов человечества и наука теперь видит глубокие идеи жизни, жажду высшей, подлинной действительности. Чрез открывающуюся во Христе полноту истины, можно теперь расшифровать смысл древних мифов как духовных исканий человечества... К символике первохристианства принадлежат Рыба, Якорь, Агнец, Виноградная лоза, Пастух... Это образы самого Спасителя. Евангелие от Иоанна (15, 4–5) передает слова Христовы: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего»... На росписи купола храма пятого века в Эль Баунит Лоза помещена в центре купола, а ветви ее расходятся по сторонам. Встречается в катакомбах и символика сбора винограда, или птиц, клюющих виноград, что, конечно, относится к евхаристии, центральному таинству Церкви. Климент Александрийский в пятой главе своей книги «Педагог» говорит: «Виноград дает вино, как Слово дало Свою кровь». Упоминаемая в Ветхом Завете виноградная лоза, которую принесли посланцы Моисея из земли Ханаанской, была символом Земли обетованной... Лоза служит и теперь символом Земли обетованной для человечества, уже как Вечности во Христе. Люди причащаются Христа, Лозы; бессмертия. И в храмах наших мы видим образ Виноградной лозы, как Самого Христа, Божией Любви, несущей нам Вечную Жизнь. О евангельских и не евангельских грешниках Когда смотришь на евангельских грешников, слушаешь их слова и видишь их поступки, невольно думаешь, какие эти грешники, в сущности, хорошие люди, по сравнению с нами, с людьми нашей эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Наши пастыри вполне удовлетворены тем, что раз в неделю произнесут проповедь на тему воскресного евангельского чтения, и при этом никто из них даже не поинтересуется тем, как её поняли прихожане, отложилось ли в их умах хоть малая кроха от услышанного евангельского отрывка или притчи. Часто пастыри просто читают проповеди по книжкам (как это делается, например, в нашем приходе), читают с запинаниями, с неверными ударениями в словах, с неправильным выражением интонации в предложениях, с различными «э-э…», «м--м…» – читают так, что невольно возникает вопрос – понимают ли они сами то, что читают? А если сами не понимают, то как же могут понять те, кто их слушает? А после прочтения такой проповеди «для галочки» считают свою пастырскую миссию по обучению прихожан Евангелию выполненной и спокойно отпускают овец пастись там, где они хотят, до следующего воскресного дня. Где же будут пастись овцы все эти семь дней? Точно ли на тех пастбищах, где растет зеленая и сочная трава евангельского учения о спасении? Кто будет учить их все это время? Будут ли они самостоятельно изучать Евангелие? Кто будет контролировать этот процесс самообучения? Редко кто из пастырей задаётся такими вопросами. Видимо, редко кто из них вообще задается вопросом – а кем является он сам – пастырем добрым или наёмником? А выполняет ли он свой пастырский долг? А исполняет ли он сам заповедания Господа? Например, современными пастырями практически повсеместно нарушается заповедь Христова: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). Первая часть слов Господа говорит о теоретическом научении перед Крещением, а вторая – о научении практической христианской жизни по заповедям Христовым. Сам Сын Божий долгое время наставляет Своих учеников (три с половиной года), показывая личный пример, неотлучно пребывая с ними, доказывая Свою истинность множеством чудес, а только потом возносится к Отцу, совершив Искупление всего человеческого рода. При этом Он не оставляет апостолов, а посылает им Духа Святого от Отца, Который и наставляет, и напоминает, и утешает: «Когда же приидет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16:13).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/08/za...

О Евангельских женах, помазавших Христа Спасителя миром (исследование) Среди общественного служения роду человческому, и в последние дни Своей земной жизни, Господь наш Иисус Христос был помазан миром, по благочестивому усердию евангельских жен. Об этом находим повествование у всех четырех Евангелистов. Но у каждого из них событие помазания Христа Спасителя миром изображается то сходными, то различными между собой чертами. Отсюда у древних и новейших толкователей святого Писания возникли разные предположения о том: где, у кого, кем и сколько раз совершено было помазание Господа? В западной литературе в разрешение этого вопроса написаны целые томы. 424 У нас, по крайней мере, всякому любителю духовного просвещения должно быть известно, что в разрешении вопроса, кем совершено помазание Господа Иисуса Христа, вообще западная Церковь разногласит с восточной. Относительно же вопроса, сколько раз совершено было помазание, замечается в нашей отечественной духовной литературе та особенность, что иначе решается этот вопрос составителями евангельской истории, и иначе – толкователями православного богослужения. Но, прежде нежели покажем, в чем состоят и на сколько основательны различные мнения о рассматриваемом предмете, обратимся к первоначальному источнику его – святому четвероевангелию, и посмотрим, в какой последовательности событий и в каких именно чертах излагается этот предмет у каждого из четырех Евангелистов. Святой евангелист Матфей, после изложения пророчественной беседы Иисуса Христа, произнесенной через три дня после входа Его в Иерусалим, на горе Елеонской – о разрушении Иерусалима, кончине мира и страшном суде ( Мф. 24; 25 ), говорит: «Когда окончил Иисус все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что чрез два дня будет Пасха, и Сын человеческий предан будет на распятие“ ( Мф. 26:1–2 ). " Тогда, – продолжает Евангелист, – тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы; и положили в совете взять Иисуса хитростью, и убить. Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе» ( Мф. 26:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Первый цикл евангельских воскресных литургийных зачал оканчивается Неделей, именуемой Пятидесятницей. Чтение этой Недели ( Ин. 7, 37–52; 8, 12 ) открывает всем, кто уверовал в Воплотившегося Сына Божия и последовал за Ним, тайну о ниспослании иного Утешителя ( Ин. 14, 16–17 ) – о благодатном Царстве Святого Духа: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин. 7, 37–39 ). Заканчивая цикл зачал, содержащих высокое богословие о Лице Воскресшего, Святая Церковь указывает на свою природу как на сокровищницу даров Святого Духа, как на неиссякаемый источник на земле рек воды живой для спасения вознесшимся Господом людей. Глава 4. ВТОРОЙ ЦИКЛ ГОДИЧНОГО КРУГА ВОСКРЕСНЫХ ЛИТУРГИЙНЫХ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ Второй цикл воскресных литургийных евангельских чтений объемлет 32 Недели: от Недели 1-й по Пятидесятнице, именуемой Неделей Всех святых, до Великого поста. Повествуя в первом пасхальном цикле о благодати и истине, происшедших чрез Иисуса Христа, Святая Церковь во втором цикле проповедует о таинственном значении полученных благ. Второй цикл открывает зачало от Матфея (10, 32–33; 37–38; 19, 27–30). Здесь повествуется о наградах, получаемых теми, кто всецело отдается Христу, исповедует Его пред людьми и следует за Ним, «оставив домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать». В этом зачале Святая Церковь показывает для нашего назидания неисчислимый сонм наследников обителей блаженных, сподобившихся небесных наград за последование Христу. Зачало Недели Всех святых является прологом к чтениям последующих Недель, так как, открывая славу Всех святых, Святая Церковь указывает нам их путь – путь каждого христианина. Чтения всех последующих Недель распределяются между святыми евангелистами Матфеем и Лукой. Сначала до 17-й Недели идут зачала из Евангелия от Матфея, затем зачала из Евангелия от Луки, с возвращением в Недели сыропустную и мясопустную к Евангелию от Матфея.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим и другие события евангельской истории 6 мин., 18.04.2019 Содержание Со входом Господним в Иерусалим связано сразу несколько важных событий евангельской истории. Для того чтобы понять, почему приход Спасителя произвел такое впечатление на всех горожан, следует обратить внимание на то, что случилось за день до этого. Воскрешение друга Когда Христос уже собирался идти в столицу, из расположенного рядом с ней селения Вифания пришла весть о том, что заболел Его друг Лазарь. Сестры Лазаря, Марфа и Мария, прислали к Спасителю вестника, которому Тот сказал: « Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией» (Ин 11, 4) . Смысл Его слов стал понятен не сразу. Тем более что когда Христос с учениками пришел в Вифанию, Лазарь уже скончался. Шел четвертый день с момента его погребения, и Спасителя встретили  опечаленные сестры умершего. – Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой, – сказала Ему Марфа. – Воскреснет брат твой, – утешил ее Иисус. – Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день, – ответила Марфа. Сложно сказать, какие чувства она испытывала при этом. Но именно тут Спаситель произнес фразу, которая стала одной из ключевых в последующей жизни всей христианской Церкви. – Я и есть воскресение и жизнь, – сказал Он, – верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. После этих слов Иисус вместе с сестрами Лазаря, Своими учениками и в окружении толпы пришел ко гробу умершего и приказал открыть дверь внутрь. Когда камень, закрывавший вход, отвалили, к удивлению, смущению и испугу многих из усыпальницы, весь обвитый погребальными пеленами, вышел воскресший друг Господа. Это событие вошло в богослужебную жизнь Церкви под названием Лазаревой субботы. Она отмечается накануне праздника входа Господня в Иерусалим. Ну а тогда, две тысячи лет назад, Вифанию, ее окрестности, а вскоре и расположенный рядом Иерусалим, потрясло невероятное известие. Десятки свидетелей разнесли всюду весть о случившемся, и столица замерла в ожидании. Теперь мало кто сомневался: обещанный через пророков Мессия-Христос был рядом, менее чем в дне пути, и вот уже скоро должен был войти в Свой город. Помазание миром

http://foma.ru/lazareva-subbota-vhod-gos...

Смысл евангельского повествования совсем не в физиологии, а в том, что духовная жизнь Иисуса Христа есть жизнь божественная. В таком случае интерес евангельского повествования не теоретический, а практический, – интерес веры. Мы, христиане, живем духовною жизнью и ради нее все блага мира вменяем в ничто, все терпим. Что же? есть ли наша духовная жизнь призрак, который рассеется, или это вечная божественная жизнь? есть ли жизнь Иисуса Христа, от которой истекает наша духовная жизнь, призрачная земная, или вечная небесная жизнь? Вот в чем интерес этого евангельского повествования, вот на какие вопросы оно отвечает 21 . Напрасно возражают, что оно передается лишь у Матфея и Луки, что его нет ни у Иоанна, ни в посланиях Павла. Рождение Христа от Св. Духа предполагается каждою строкою четвертого евангелия, которое свидетельствует, что во Христе Слово Божие стало плотью ( Ин.1:14 ), что Он есть хлеб вечной жизни ( Ин.6:48 ) и пришел для того, чтобы люди имели жизнь ( Ин.10:10 ), что Он и Отец Его одно ( Ин.10:30 ), что в Нем пребывал Отец ( Ин.14:11 ), что Он исшел от Отца и пришел в мир, и опять оставил мир и отошел к Отцу ( Ин.16:28 )... Апостол Павел не только дает свидетельство, равносильное евангельскому повествованию о зачатии Христа от Св. Духа, но и надлежаще изъясняет это повествование, когда пишет, что Христос родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни ( Рим. 1:34 ), что Христос – Божий, как мы – Христовы ( 1Кор. 3:23 ). Если же евангельское повествование о зачатии Иисуса Христа от Духа Отца имеет интерес не теоретический, а практический, – интерес веры, то и достоверность этого повествования утверждается не на наших физиологических представлениях, а на нашей вере 22 , – не на богословской вере, которую можно иметь и не иметь, а на той живой вере, без которой не может существовать ни один человек. Каждый верует или во внешний мир, или в жизнь духовную, каждый живет своею верою. Для одних внешний мир более реален, чем мир духовный, а для других духовная жизнь более реальна, чем внешний мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010