Архив Пн Проект документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» 2 ноября 2011 г. 11:20 С февраля по сентябрь 2011 года Синодальный отдел религиозного образования и катехизации во взаимодействии с комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии разработал проект «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». В октябре 2011 года члены редакционной комиссии Межсоборного присутствия рассмотрели этот документ, который, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, публикуется с целью проведения общественной дискуссии. На официальном сайте Межсоборного присутствия , портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающие могут оставлять свои комментарии. Христианская вера основана на Божественном Откровении, носителями и провозвестниками которого являются пророки и апостолы. На протяжении всей истории человечества Бог многократно и многообразно (Евр. 1:1) обращается к людям со Своим Словом, чтобы привести их к познанию истины и наставить на путь спасения. Одно из наиболее часто встречающихся в Евангелии обращений ко Христу Спасителю, явившему нам полноту Божественного Откровения — Учитель. Он возвещал приближение Царства Божьего и учил народ как словами, так и делами, подавая личный пример послушания Небесному Отцу и жертвенного служения людям. Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28:19-20). Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах (Деян. 2:42). Научение в вере органически связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви, раскрывая ее смысл и исполняясь в ней. В центре этого научения — Слово Божие, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого (Евр. 4:12). А потому, как свидетельствует апостол Павел, и слово моё, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1 Кор. 2:4-5). Церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью.

http://patriarchia.ru/db/text/1663546.ht...

В случае принятия комиссией заключения в соответствии с п. 7.6В Положения оформляется отзыв конфессионального представления в виде документа по установленной форме и передается на подпись председателю ОРОиК вместе с заключением комиссии. 7.8. Председатель ОРОиК не связан мнением комиссии и вправе принять любое из указанных в параграфе 7.6. Положения решений. 7.9. В случае отзыва конфессионального представления православная образовательная организация исключается из реестра православных образовательных организаций, информация об этом размещается на официальном сайте ОРОиК, направляется правящему архиерею епархии, на территории которой расположена образовательная организация. Если конфессиональное представление отзывается у православной образовательной организации, учрежденной религиозными организациями, информация об отзыве конфессионального представления направляется также в лицензирующий орган. О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 27 декабря 2011 г., журнал 152) Христианская вера основана на Божественном Откровении, возвещенном пророками и апостолами. Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил ( Евр. 1:1–2 ). Одно из наиболее часто встречающихся в Евангелии обращений ко Христу Спасителю, явившему нам полноту Божественного Откровения, – Учитель. Он возвещал приближение Царства Божиего и учил народ как словами, так и делами, подавая личный пример послушания Небесному Отцу и жертвенного служения людям. Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам ( Мф. 28:19–20 ). Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах ( Деян. 2:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Вступать в полемику следует тогда: 1) когда вы чувствуете свое превосходство над противником; 2) когда полемика навязана вам, и отказ от нее может быть истолкован как неуверенность в своей правоте. Полемика должна вестись в духе апостольском, т.е. с достоинством, приветливостью и учительностью. Необходимо помнить, что вы являетесь проповедником мира, ибо к миру призвал нас Господь, а поэтому последователям Его не должно враждебно относиться к кому бы то ни было, даже к сектантам. Во время беседы с ними необходимо соблюдать спокойствие, самообладание, беспристрастность, потому что нервозность вредит делу. А в случае надобности напомнить оппоненту, что: «рабу Господню не должно ссориться, но быть приветливым ко всем» ( 2Тим. 2:24 ). Высокомерие, насмешки, колкости не убеждают, а, наоборот, вызывают раздражение. Вместе с тем, инициативу следует держать в своих руках, главное, стараться, чтобы собеседник не отклонялся от темы диалога. Сделайте закладки по тематике разных цветов в Библию нисходящей лесенкой для быстрого нахождения нужного места в тексте. Старайтесь, чтобы беседа была общедоступной. Сам Иисус Христос говорил простым, понятным языком. Примеры и притчи, приводимые Им, были кратки, доступны и убедительны. Говоря о дифференциации сект по их вероучительным признакам, прежде всего следует сказать об отсутствии у них исторического преемства от Кафолической Вселенской Церкви. Обычно оппоненты-сектанты спрашивают, почему мы именно так формулируем понятие Церкви: « Церковь есть совокупность верующих людей, соединенных верой в Иисуса Христа, Законом Божиим, священноначалием и таинствами»? Где в Священном Писании есть указание на такие ее свойства? В Евангелии от Матфея сказано: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:19–20 ). Вот и выстраивается структура Церкви: «научите» – апостолам поручается учить народы вере (ибо «вера от слышания» – Рим. 10:17 ); «крестя» – присоединять к Церкви через таинства (которых, как известно, в Церкви семь); «уча – соблюдать все, что Я повелел», т.е. Закон Божий, заповеди ( Мф. 19:17 ); «се, Я с вами...» – апостолы должны были рано или поздно покинуть этот мир, но Господь обещает Сам пребывать с чадами Церкви «во вся веки», при условии, что они будут следовать апостольскому делу, продолжат его, сохраняя в неповрежденности (тут идет речь об апостольской преемственности).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

" Дана Мне всякая власть на небе и на земле: (царство Христово) итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа " (священническое служение в Церкви), " Уча их соблюдать все, что Я повелел вам " (учительная сторона Церкви). Рассмотрим сущность каждого из этих служений. А. Христос — Первосвященник Господь Иисус Христос есть не только Агнец Божий, принесенный в жертву за жизнь мира. Он есть вместе и Приносящий, Совершитель жертвы, Первосвященник. Христос есть принося и приносимый, приемля и раздаваемый (молитва " херувимской " песни на Литургии) — Сам приносится в жертву, Сам и приносит жертву, Сам и принимает ее, и приходящим Сам раздает. Свое первосвященническое служение на земле Господь выразил в наивысшей степени в молитве Своему Отцу, именуемой " первосвященнической молитвой " , произнесенной после прощальной беседы с учениками в ночь Его взятия воинами, а равно и в молитве наедине в саду Гефсиманском. " За них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их " (Иоан. 17:19 и 20). Изъясняет первосвященническое служение Христово ап. Павел в послании к Евреям (главы 5-10). Он сопоставляет первосвященство Христово со служением ветхозаветных первосвященников и указывает несравненное превосходство Христова священства: Б. Христос — Благовеститель ( Пророческое служение Господа ). Благовестническое, или учительное, или пророческое служение Господа Иисуса Христа выразилось в том, что Он возвестил людям во всей доступной для них полноте и ясности волю Отца Небесного о спасении мира и преподал им служащий для цели спасения новый, совершеннейший закон веры и благочестия, спасительный для всего рода человеческого. Служение это совершенно непосредственно Самим Господом и чрез Его учеников, которые, по заповеди Его, возвестили благовестие всем народам и передали Церкви на все времена. Господь благовествовал 1) учение веры и 2) учение жизни и благочестия. Евангельское учение веры есть учение

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2222...

Иисус отвергает притязания книжников и фарисеев на то, что они являются учениками и последователями Моисея. Он считает, что они незаконно присвоили себе право говорить от его имени: На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают ( Мф. 23:2–3 ). Иисус считает Себя продолжателем дела Моисея и неверие иудеев в Его чудеса объясняет их непослушанием Моисею: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят ( Лк. 16:31 ). В Моисее Иисус видит Своего предтечу, который о Нем свидетельствовал: Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? ( Ин. 5:45–47 ). Значимость Моисея для Иисуса не ограничивается тем, что через него Бог дал израильскому народу то законодательство, которое Иисус пришел восполнить. Моисей, несомненно, важен для Иисуса не только как законодатель, но и как личность. В сцене Преображения Моисей представлен как явившийся к Иисусу для личной встречи, и этот фактор не следует преуменьшать. Связь между Моисеем и Иисусом не следует трактовать только в учительном или миссионерском аспекте, то есть рассматривая соотношение между их учением и миссией. Между ними, несомненно, была еще глубокая внутренняя связь, которая на страницах Евангелий раскрывается через многочисленные упоминания Иисусом Моисея и – особым образом – через рассказ об их встрече на горе Преображения. Эта связь становится очевидной при сравнении евангельского повествования о Преображении с тем, что в книге Исход говорится о встрече Моисея с Богом на Синае ( Исх. 24:1–16 ) 296 . И в том и в другом случае событие происходит на горе. С Иисусом на гору восходят Петр, Иаков и Иоанн, с Моисеем к горе приближаются Аарон, Надав и Авиуд. Преображение происходит через шесть дней после беседы Иисуса с учениками в Кесарии Филипповой; Моисей на горе в течение шести дней ожидает явления славы Божией. На горе Преображения ученики видят облако, и в рассказе о явлении Бога Моисею на Синае слава Божия сходит на гору в виде облака. Голос Божий и в том и в другом случае раздается из среды облака.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Как желающий построить чувственную башню должен прежде оценить денежные издержки, так и желающий построить умопостигаемую башню, я имею в виду, совокупность добродетелей, должен прежде оценить выносливость в искушениях, дабы, будучи подготовленным, он легче переносил их нападения. Далее и с помощью другого примера Он побуждает их к стойкости. (14, 31) Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Равным образом и на сей раз, как царь, идущий на войну, должен заранее посоветоваться, так и тот должен заранее посоветоваться, в силах ли он с малочисленными евангельскими заповедями противостать сатане, идущему против него с многочисленными бесами, ухищрениями и страстями. (14, 32) Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Прибавил же Он это 555 не с тем, чтобы убеждать тех, которые не в силах выйти навстречу, жить в мире с сатаной, ибо как можно сие с человекоубийцей и душегубцем? Но Он использует вывод из этого примера, как Он поступил и выше. А одновременно и для того, чтобы пристыдить тех, которые расслабились после того, как стали учениками. И таков образ речи, побуждающий к мужеству, что лучше не приступать к делу, нежели приступивши его окончить. И иначе, нынешняя речь – и об истинном ученике. Ведь не отрешившийся (от всего), как учил Христос, не является истинным учеником 556 , [не будучи истинным учеником,] 557 но нося только имя ученика, а приобретши негодные дела, через эти дела он живет в мире с сатаной, выполняя то, что ему любезно. (14, 33) Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. Также как и выше, Он клятвенно уверяет, говоря: «Если кто не делает это и это, не может быть Моим учеником». (14, 34) Соль – добрая вещь. Солью Он теперь называет учительное слово. Написал и Марк в конце двадцать седьмой главы: «Соль – добрая (вещь)», и ищи там толкование этого 558 . (14, 34) Но если соль потеряет силу, чем исправить ее?

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Как и в ветхозаветные, в апостольские времена любая миссия не могла стоять вне Церкви, как Церкви Ветхого Завета, так и Церкви Христа, обымающей собой эпоху от Пятидесятницы до настоящего времени. « Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15). По этой причине миссия обречена на провал, если проповедник начинает проповедовать по собственной «правде» и пониманию, а не по истине, исходящей от Церкви. « По внутреннему характеру своего содержания миссия Православной Церкви является продолжением миссии спасительного служения Господа Иисуса Христа, который заповедал своим ученикам просвещение всех народов мира светом Евангелия и Святым Крещением: " Как посла Меня Отец, так и Я посылаю вас… " (Ин. 20:21) , " Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я заповедал вам " » (Мф. 28:19-20) . Миссионерское действование может быть достаточно эффективным в плане призыва. Но все наши усилия могут потерять значимость, если не « возрастит Бог» (1 Кор. 3:6). Сектанты в большинстве случаев действуют на человека методами обработки сознания, что и позволяет им удерживать своих жертв в сектах. Православный принцип обращения к вере построен на сугубой добровольности. Данное обстоятельство подразумевает, что завершающая фаза обращения или воцерковления должна зависеть как от усилий человека, так и, решающим образом, от расположения Бога, Который, одному Ему ведомыми путями, ведет человека ко спасению: « Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин.16, 13).   « Богословское утешение» катехизаторам Новозаветные Писания, следуя традиции, заложенной в Ветхом Завете, не обходят стороной вопрос воздаяния за благовестнические труды. За правильное, можно сказать, жертвенное исполнение этого долга проповеди ближним проповедник не оставится без должной награды от Всевышнего: « …Как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим. 10:15). Катехизаторское, по сути, возвращение заблудшего человека к истине во Христе определяет благую участь проповедника даже в вечности : « Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:19-20). По слову апостола, не должно оставаться учительное служение без особой чести и в земной жизни : « Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17).

http://bogoslov.ru/article/3390465

Кроме того немногие, сохраненные Евангелистами и преданием черты из жизни Богоматери и ее обручника представляют нам вполне высоту нравственного их достоинства и прекрасный пример для нашего поучения. Как много людей, которых великие дары Божией благодати привели к духовной гордости и душевной пагубе: они, возмнив себя святыми я паче всех прочих людей заслужившими Божие благоволение, потеряли дух смиренномудрия, сами себя вознесли на степень учителей и осудителей, – отпали от церкви и других за собою увлекли, сделались раскольниками и еретиками. Но не то представляют нам благодатная Мария и праведный Иосиф. Никто из людей не удостоился того обилия благодатных даров и не возвеличен так, как преблагословенная Мария, удостоившаяся быть матерью Бога-Слова; но это послужило ей только к большему и большему смирению и к возвышению любви, благодарности и благоговейной преданности Творцу своему. Во всю ее земную жизнь не слышится от Ней ни похвальбы, ни учительного голоса, ни посягательства на какое-нибудь начальство или почесть, но только: «се раба Господня; буди мне по глаголу твоему»... «Величит душа моя Господа " … «Сыне и Боже мой, приими дух мой». Великое дело вверено было Самим Богом Иосифу: хранить благословенную в женах и ее Божественного Сына, но ни пред кем не похвалился он этим и не ждал за это никаких земных преимуществ, но оставался в скромной доле простого плотника и трудами рук своих питал свое семейство, в том числе и Подателя всех благ земных и небесных – Богомладенца. О, как прекрасно воспел Тебя, Преблагословенная, праотец твой Давид, в 44 псалме: „стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице твое. Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом. В испещренной одежде ведется она к Царю: за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее. Приводятся с весельем и ликованием, входят в чертог Царя« ( Пс.44:10–16 ). IV. Жизнь И. Христа до крещения и крещение

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Мы, церковные предстоятели, по учительно-пастырскому призванию, не более как глашатаи Слова Божия. Мы возвещаем вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости. Слово наше и проповедь наша не в убедительных словах человеческой мудрости. Мудрость мы проповедуем не века сего. Но проповедуем премудрость Божию тайную, сокровенную ( 1Кор. 2 ). Мы сами неспособны что и помыслить от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями новаго завета не буквы, но духа ( 2Кор. 3:3–6 ). Мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса Господа ( 2Кор. 4:5 ). Проповедуем не человеческое слово, но воистину слово Божие ( 1Сол. 1:13 ). А кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстию к состязаниям и словопрениям ( 1Тим. 6:3–5 ). Священныя писания достаточны для того, чтобы умудрить нас во спасение, верою во Христа Иисуса. Богодухновенное писание достаточно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, на всякое дело благое уготован ( 2Тим.3:15–17 ). Это все слова святого апостола Павла. Значит, во все те времена, когда Слово Божие в церкви Христовой провозглашалось, тогда проповедь евангелия Христова не умолкала. Когда мы, вся учительная церковь , от иерарха предстоятеля до последнего церковника, когда мы провозглашаем в церкви Слово Божие, когда только читаешь его в храмах, – то тем самым мы провозглашаем проповедь евангелия. Мы проповедуем евангелие и всем тем, что совершаем по долгу нашего священнослужения во имя Христово. Так самый простодушный из священников внятно и понятно проповедует веру Христову, когла провозглашает: благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа. Самый простейший из диаконов проповедует христианское благочестие, когда провозглашает: миром Господу помолимся; станем добре, станем со страхом, вонмем святое возношение в мире приносити. Самый простодушный из чтецов – певцов церковных провозглашает веру Христову, когда поет: святый Боже, святый крепкий, святый безсмертный помилуй нас; когда читает: Отче наш...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Однако в этой же сцене книги Еноха мы узнаем, что имя избранному дано до начала времен и творения мира: В тот час, когда Сыну Человеческому дано было имя, в присутствии Господа Духов, предвечного, даже прежде творения солнца и луны, прежде творения звезд, получил он имя в присутствии Господа Духов; он был скрыт в присутствии Господа Духов прежде творения мира и вечности (48.2-3, 6). Понятно, что предмирное и предвечное бытие открывает другую альтернативу, чем избранничество, а именно предопределенности. Тема предвечного бытия с полной определенностью связывается в Библии с Премудростью Божией. Ср.: Господь имел меня началом пути своего, прежде созданий своих, искони. От века я помазана, от начала, прежде бытия земли (Притч 8.22-23 и далее до 8.31); Прежде века от начала Он произвел меня, и я не скончаюсь во веки (Сир 24.10). В библейской учительной литературе образ Божественной мудрости может выступать заместителем образа К Иисусу в НЗ эпитет избранный применен лишь один раз, при этом он вложен в уста его противников. Ср.: Насмехались и начальники, говоря: Других спасал, пусть спасет Себя Самого, если Он Помазанник, избранный Божий (Лк 23.35). Напротив, мотив Его предвечного назначения, восходящий к литературе Премудрости, звучит здесь с полной определенностью прежде всего в прологе Евангелия от Иоанна, концептуально связанном с Сир 24. В своей речи в Ареопаге ап. Павел также касается этой темы: назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых (Деян 17.31). Понимание Иисуса как " сына Божия " , отраженное во всех новозаветных должно как будто бы исключать мысль об избрании. Возможно, поэтому евангелисты опускают эту тему. Однако ап. Павлу такая потеря казалась неприемлема, потому он устанавливает диалектическую связь между избранием и предопределением: Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего А кого Он предопределил, тех и призвал (Рим 8.28-30). (c) Апофеоз vs. Теофания

http://religare.ru/2_22913.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010