14. Разговор со старообрядцем о сказанном в Учительном Евангелии на Неделю всех святых В 1894 году, в августе месяце, приехали из Сибири в Москву два старообрядца, принадлежавшие прежде к беглопоповщине, а ныне принадлежащие к обществу управляемых уставщиками. Приехали они с той целью, чтобы рассмотреть истину о Церкви, проверив в библиотеках по старописьменным харатейным книгам свидетельства о имени Спасителя и других пунктах, разделяющих старообрядцев с православной Церковью. Приют дан был им, по обычаю, у нас в Никольском монастыре для большего удобства в их разысканиях и собеседованиях с нами. Оказались они людьми любознательными и несколько начитанными. Раз один из них пришел ко мне и попросил разъяснить ему сказанное в Учительном Евангелии на Неделю пятую, всех святых, так как здесь, по его словам, старообрядцы находят свидетельство, или предсказание о том, что священство должно прекратиться и ныне существовать не может. Я сказал: В этом недельном Евангелии содержится не оправдание старообрядчеству в лишении священства, а осуждение ему, ибо здесь утверждается неодоленность Церкви, которая при всех напастях, ее постигающих, невредимо пребывает в данном ей от Господа устройстве, с полнотой священства и таинств. Старообрядец просил рассмотреть с ним то место в Учительном Евангелии, на которое ссылаются его собратия. Раскрыли мы книгу и прочитали следующее: «Во время оно, глаголет Евангелист, в неже своих ученик Христос потопляемых в мори, и страждущих от волн и беды избави. Вшедшу ему, рече, в корабль, последоваша ему ученицы его, и се трус велик бысть в мори, еликоже кораблю покрываему бывати волнами: он же спаше. Единех токмо ученик своих остави Христос последовати ему и видети чудо, еже хотяше сотворити потопляющимся им, да же убо навыкнут ученицы искушения и напасти; да же бо и от знамения сего множае веруют, остави их волноватися. Спит же Христос, да же убоявшеся апостолы уведят свое неможение, и помолятся ему свободити и спасти их от беды. Сего ради и пришедше ученицы воставиша его глаголюще: Господи, спаси нас, погибаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Пётр Заведеев Обличение раскола старообрядчества Понятие о науке. Обличением русского раскола называется наука, критически рассматривающая вероучение раскольников. Задача ее – указать отличительные особенности раскольнического вероучения и доказать его неправоту. Чтобы убедительнее доказать раскольникам неправоту их вероучения, нужно приводить доказательства, имеющие для них обязательную силу. Источниками таких доказательств являются: 1) Священное Писание и писания отцов и учителей Церкви, 2) древлеписьменные и старопечатные книги – богослужебного, законодательного и учительного содержания и 3) вещественные памятники древности. Из писаний св. отцов раскольники доверяют только тем, которые находятся в старинных переводах (до патриарха Никона ). Таковы: 1) Беседы на 14 посланий св. ап. Павла И. Златоуста, изданные в Киеве в 1623 году Захарией Копыстенским; 2) Его же, Беседы на Деяния св. Апостол, изданные там же в 1624 году; 3) Толковый Апокалипсис Андрея Критского , изданный там же в 1625 году; 4) Толковый Апостол, с толкованиями разных св. отцов, напечатанный в Почаеве в 1784 году; 5) Благовестник, т. е. толкование на 4 евангелистов бл. Феофилакта, архиеп. Болгарского, изданный в Москве в 1649 году; 6) Маргарит – собрание избранных слов И. Златоуста, напечатанный в Москве в 1641 году; 7) Соборник Великий – сборник поучений догматического характера, напечатанный в Москве в 1647 году; 8) Книга Ефрема Сирина , напечат. в Москве в 1652 г. Из книг законодательного и учительного содержания раскольниками принимаются: Стоглав, книга Никона Черногорца, Номоканон, Кормчая, Большой и Малый Катехизисы, Кириллова книга, Книга о вере и некоторые другие. Разделение науки. По своему содержанию «Обличение русского раскола» делится на две части: обрядово апологетическую и догматико-полемическую. В 1-й – рассматриваются те, общие всем раскольникам мнения, которые, будто бы, доказывают не православие Греко-российской Церкви, а во 2-ой части рассматриваются учение беспоповцев и поповцев.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

священник Александр Кандарицкий Отдел второй 27. Книги, необходимые при собеседовании с старообрядцами Чтобы яснее и убедительнее доказать старообрядцам неправоту их вероучения, нужно приводить доказательства, имеющие для них обязательную силу и значение. Такие доказательства находятся: а).в Священном Писании и писании отцов и учителей церкви, б).в древлеписьменных и старопечатных книгах богослужебного, законодательного и учительного содержания и в).в вещественных памятниках древности. Сами старообрядцы не отвергают значения Священного Писания , но пользуются им редко и мало; писаниям святых отцов и учителей церкви доверяют не всем, а только тем, которые находятся в старинных переводах и изданиях; из книг богослужебного, законодательного и учительного содержания уважаются ими книги, печатанные при первых пяти российских патриархах – Иове (1589–1605), Гермогене (1606–1611), Филарете (1619–1633), Иоасафе (1634–1640) и, особенно, Иосифе (1642–1652). Принимаются ими некоторые книги, печатанные и в южно-русских типографиях. Ввиду этого, задача защитника православия должна состоять в том, чтобы доказательствами из этих же книг, имеющих для них обязательную силу и значение, опровергнуть заблуждение расколоучителей по тому или другому спорному вопросу. Приводим здесь перечень некоторых старопечатных книг, наиболее необходимых при собеседовании с старообрядцами, с указанием тех мест, коими обличаются заблуждения упорствующих. а) Старопечатные книги 1) Благовестное Евангелие , то есть толкование блаженного Феофилакта, архиепископа болгарского, на Четвероевангелие, известное под именем «Благовестника», изданное в Москве в 1649 году 124 . Здесь находится немало сильных доказательств в обличение раскола, а именно: О вечности церкви – Мф., зачало 67, лист 138 об.; Лк. – листы 107–224. О вечности Евангельских обетований – Мк., лист 812. О трёхчинной иерархии – Лк., зачало 95, лист 205. Очи – учители церковные – Лк., зачало 45, лист 87. Разрешать грехи могут только приемшие власть – Мф., зачало 67, лист 129, зачало 76, лист 144.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Богослужебные и другие книги и документы Богослужебные книги Крестовоздвиженской церкви большею частью напечатаны в конце XVIII и в первой половине XIX столетия; но есть и более древние, времен царя Алексея Михайловича, напечат. в период ucnpabлehuz книг, предпринятого патриар. Никоном. Между книгами есть много «данных вкладом», с надписями по листам, показыв., когда, кем и в какую церковь дана известная книга. Кроме книг богослужебных, в церковной библиотеке имеются следующие книги: Евангелие на славянском наречии, in 4°, М. 1677 г.; Евангелие, 4°, М. 1771; Евангелия, 4° и 2°, без выход. листов; Библия , М. 1819; Правосл. испов. веры Соборной и Апостольской Ц. Вост. С.-ПБ. 1819; Правила св. ап., вселен. и поместн. соб. и св. отец, 6 выпусков; Евангелие Учительное воскресное. М. 1697; тоже 1707 г.; Книга правил св. ап., соб. вселен. и поместн. и св. отец. С.-ПБ. 1839. Жезл правления... М. 7104; Симфония, или согласие св. Четверо-евангелия и Деян. св. ап. М. 1761 г.; Ключ Разумения... Киево-Печ. Лав. 1660 г. 143 ; О должностях, Амросия Медиолан. М. 1776 г.; Миния Общая, Иннокентия Гизеля, 1680 г.; Четии Минеи, кн. 1–3, 5–12 М. 1852; Некоторые творения свв. Василия Вел., Григ. Бог., Иоанна Злат., Ефрема Сирина , Иоанна Дамаксина (Богословие. М. 1834), Иоанна Леств., Дионисия Ареоп. (О Неб. иерархии. М. 1848), Тихона Ворон. (кн. 1, 2, 5–15. М. 1836); Димитрия Ростовского (кн. 1–5. М. 1849); Кн. о должн. пресвит. приходских. М. 1833; «Жизнь о. Алексия иеросхимонаха Спасо-Симон. мон.» – рукопись; Хронологич. таблицы Хавского; разные беседы и поучения, изд. в 1775, 1776, 1795, 1800, 1817 и др. год.; «Историч. и археолог. опис. ц. Воздвпж. Честн. и Животвор. Креста Господня, в Москве, сост. И. Токмаковым, рукопись, 1897 года 144 . Периодические издания: «Христ. Чтение» за 1827 г., «Душеполезное Чтение» за 1860–1883 гг., «Странник» за 1861–1864, 1866–1874 г., 1880–1881 гг.; «Творение Св. Отец» за 1843–1864, 1871 гг.; «Православное Обозрение» за 1860–1862, 1864–1879, 1883 гг.; «Чтения в Общ. Люб., Духов. Просвещ.» за 1881–1886, 1889–1892 гг.; (и два тома «Сборника» изд. Обществом в 1883 г. по случаю столетнего юбилея высокопреосвящ. м. Филарета); «Москов. Цер. Вед.» с 1882 года; «Цер. Вед.», изд. при Св. Синоде, – с 1888 года, «Православ. Благовестник» – с первого года издания 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Сам Иисус Христос не оставил писаний. Не провозвещение только нового учения, а более, сообщение миру новой божественной жизни было Его целью 101 . И как Сам Христос учил только устно, так и в первое время, по сошествие Святого Духа, евангельское учение распространялось только путем устной проповеди . Самые выражения, которыми обозначается апостольская проповедь в новозаветных Писаниях, показывают, что устное проповедание считалось первоначально существенною ее принадлежностью 102 , хотя уже и тогда начали писать. Главное содержание этой устной евангельской проповеди было историческое. Благовествование о том, что явился и как явился мессия – Сын Божий, ставший человеком, и Своею жизнью, делами и страданиями совершившей искупление человечества, должно было быть средоточием всей евангельской проповеди. Примыкая к этой основе и существенно, со всем своим значением опираясь на ней (хотя не всегда следуя за ней по порядку времени), к христианской евангельской истории присоединялось в христианской проповеди и учительное содержание и пророчество. – Но так как всегда заменою и восполнением устной речи служит письмо 103 : то и евангельская проповедь не могла быть всегда лишь устною. – Так совершенно естественно возникла евангельская, священная христианская письменность. Ее основание было необходимо историческое: прежде всего – историческое изображение жизни Иисуса Христа, в лице и деятельности Которого лежит основание Церкви; сюда позднее присоединилось потом историческое изображение деятельности и апостолов в устроении Церкви 104 . Самое здание ее составляет (с целью христианского назидания и руководства) священная учительная письменность. По значению содержания она занимает без сомнения второе место, хотя по времени происхождения, известный важный памятник учительной письменности – послание собора апостольского в Иерусалиме в 50 г. ( Деян. 15, 23–29 ) есть самое раннее произведение новозаветной письменности. Наконец завершение ее, если не по времени, то по значению, третью часть ее составляет пророческая письменность, проникающая взором в будущее развитие царства Христова, что так желанно каждому верующему. – Для составления исторических писаний не требовалось какого-либо особенного местного и частного повода, равно не было нужды и в особенном личном авторитете 105 . Напротив, учительная письменность имела основание в чисто местных, личных, индивидуальных обстоятельствах, в отношениях христианских обществ, в необходимости апостольской борьбы против вторгавшихся заблуждений 106 . Наконец пророческая книга, есть выражение особенного дара (χρισμα) 107 . – Если происхождение приготовительной ветхозаветной письменности было преемственное, в продолжение целого ряда столетий: то напротив совершительная новозаветная (εαγγλιον и πστολος) явилась в одно основоположительное первое христианское столетие 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

237. Слово в день памяти Святителя Алексия (Печатаются с издания 1861 года)». (Говорено в Чудове монастыре февраля 12; напечатано в Твор. Св. От. 1849 г. и в собр. 1861 г.) 1849 год Час уже нам от сна востати ( Рим.13:11 ). Неужели мы спящие? Можете вы сказать, и прогневаться и обвинить меня в нелепости за слова, которыя обратил я к вам, не исключая впрочем и себя. И мне хотелось бы, и за вас и за себя быть уверену, что мы не спящие, а бодрствующие; но препятствует сей уверенности подобный случай, который встречаю в Евангелии. Когда, в следствие прекословных суждений о чуде исцеления слепорожденнаго, сказал Господь: «на суд Аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящие слепи будут» ( Ин.9:39 ); тогда Фарисеи с уверенностию возразили Ему: «еда и мы слепи есмы» ( Ин.9:40 )? Но ничего тем не выиграли. Потому что Господь рек им: «аще бысте слепи были, не бысте имели греха; ныне же глаголете, яко видим, грех убо ваш пребывает» ( Ин.9:41 ). Итак, может быть, и мы живем, как спящие и мечтающие в сновидениях, а самоуверенно почитаем себя бодрствующими: и дело тем не лучше, а виновность наша тем больше. Неусыпный некогда страж дома Божия в стране бодрствующих и спящих, а ныне еще совершеннее неусыпный о нас молитвенник там, где совсем нет сна, хотя есть вечный покой – Святителю Алексие! твоим благодатным мановением и благословением возбуди во-первых мою дремлющую мысль и слово, а потом и внимание предстоящих, дабы мы могли понять и принять к сердцу и к исполнению пробуждающее Апостольское слово: «час уже нам от сна востати». Святый Апостол Павел пишет учительное послание к римским христианам, которых «вера», по собственному его свидетельству, «возвещается во всем мире» ( Puм. I. 8 ); обличает нелепости язычества, неудовлетворительность иудейства, повреждение грехом и погибельное состояние всего человечества; возвещает единственное спасение в вере во Христа; открывает тайну будущаго к Нему обращения неверующих Иудеев; наконец дает наставления для жизни христианской, и между ими взывает: «час уже нам от сна востати».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Arhiva Cu privire la slujirea religios-educativ i de catehizare a Bisericii Ortodoxe Ruse 28 decembrie 2011 16:45 Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года ( журнал 152 ). Христианская вера основана на Божественном Откровении, возвещенном пророками и апостолами. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1-2). Одно из наиболее часто встречающихся в Евангелии обращений ко Христу Спасителю, явившему нам полноту Божественного Откровения — Учитель. Он возвещал приближение Царства Божьего и учил народ как словами, так и делами, подавая личный пример послушания Небесному Отцу и жертвенного служения людям. Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). «Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деян. 2:42). Научение вере связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви. В центре этого научения — «Слово Божие, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12). А потому, как свидетельствует апостол Павел, «и слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4-5). Церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью. Практика духовного назидания, восходящая к апостольскому времени, отражена в Предании Церкви, в том числе канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и в творениях святых отцов:

http://patriarchia.ru/md/db/text/1909455...

  разделы   рассылка  распечатать О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года (журнал 152). Христианская вера основана на Божественном Откровении, возвещенном пророками и апостолами. " Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил " (Евр. 1:1-2). Одно из наиболее часто встречающихся в Евангелии обращений ко Христу Спасителю, явившему нам полноту Божественного Откровения – Учитель. Он возвещал приближение Царства Божьего и учил народ как словами, так и делами, подавая личный пример послушания Небесному Отцу и жертвенного служения людям. Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: " Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам " (Мф. 28:19-20). " Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах " (Деян. 2:42). Научение вере связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви. В центре этого научения – " Слово Божие, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого " (Евр. 4:12). А потому, как свидетельствует апостол Павел, " и слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией " (1 Кор. 2:4-5). Церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью. Практика духовного назидания, восходящая к апостольскому времени, отражена в Предании Церкви, в том числе канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и в творениях святых отцов:

http://religare.ru/2_91640.html

А.И.Соболевский Скачать epub pdf Алексей Иванович Соболевский, доктор русского языка и словесности, ординарный профессор Спб. Университета, ординарный академик Императорской Академии Наук. Трудно найти в древнерусской литературе такой сборник поучений, в котором не было бы слов с именем Златоуста. Само собой разумеется, лишь немногие из обращавшихся в этой литературе произведений Златоуста принадлежат действительно знаменитому отцу церкви. Не только слова неизвестных и малоизвестных южнославянских и русских авторов обыкновенно приписывались Златоусту, но не редко и произведения таких корифеев южнославянской и русской литературы, как Иоанн экзарх болгарский, Кирилл Туровский , Серапион Владимирский . Сверх того, ряд поучений известных отцов греческой церкви считался в древнерусской письменности принадлежащим, перу того же Златоуста. Но наши предки читали довольно много и таких произведений этого отца церкви, которые или действительно ему принадлежат, или приписываются ему в греческой письменности (spuria). Академик Е. Е. Голубинский в I-м томе своей «Истории русской церкви» указывает 203 слова Златоуста, существовавшие в домонгольский период истории русской литературы в переводе с греческого на древний церковнославянский язык. Это число можно бы несколько увеличить, прибавив те слова Златоуста, находящиеся в более или менее поздних древнерусских сборниках, язык которых своими особенностями указывает на древность перевода. Кроме того «Учительное Евангелие» Константина болгарского, неизвестное в русском списке до-монгольского времени, состоит главным образом из слов Златоуста. Все слова Златоуста, читавшиеся нашими предками в X-XIII вв., были переведены на церковнославянский язык не в России, а на славянском юге. Некоторое число их появилось на церковнославянском языке едва ли не во времена славянских первоучителей, из-под пера их учеников. Остальные (по крайней мере большая часть) были переведены в конце IX-ro и в начале Х-го вв. в Болгарии, при болгарском царе Симеоне, в период расцвета церковнославянской письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Вместо предисловия Современная православно-русская жизнь волнуется бурным ветром сектантских учений. От имени Христа Спасителя, от имени Апостолов сектанты приносят нашим простецам самые неожиданные и грубые «подделки» под Евангелие, а народ наш часто недоумевает и не может понять: что за люди «нововеры», чем они от нас отличаются и почему их рассуждения и верования мы считаем пагубными, еретическими и противными истине Христовой? На эти вопросы современной религиозно-церковной жизни, волнуемой сектантской пропагандой, предлагаемая книжка и дает ответы, изложенные в начальных пятнадцати уроках. Уроки изложены так, что они могут быть изучаемы народом и детьми на внебогослужебных беседах, на миссионерских курсах и в школах. Они же могут быть предметом церковных поучений. Если пастырь или учитель основное содержание предлагаемых уроков внедрит в сознание народа, он сделает ему предохранительную противосектантскую прививку. Поэтому изучение вопросов: кто мы христиане православные? Чем отличаемся от сектантов? Почему отличаемся? Что такое спасающая нас Церковь Божия, за которой мы так послушно идем в своей вере? – надобно считать введением ко всякому учительному миссионерству среди народа. Эти вопросы потому должны войти в курс пастырской проповеди повсеместно. На этом основании автор надеется, что его «Уроки» окажутся весьма пригодными для современного православно-церковного оглашения народа во всех углах нашей родины. Они могут по нужде, заменить собой в деревнях священника, а для священников – миссионера, как показателя того, каким родом следует вести «народно-миссионерские курсы». Благослови же, Господи, новый труд наш Своею Милостью и прими его от нас «в воню благоухания», как жертву, за 19-летнее не бесплодное миссионерство во славу Твою! Автор. Накануне Благовещения, 1913 г. Урок первый. Почему мы называемся «Православными христианами»? Господи благослови! Жителям больших городов, местечек и селений известно, что ныне нам звать себя просто христианами нельзя. Христианская Церковь всюду выделила из себя людей, не желающих веровать так, как веровали всегда Святые Отцы наши. «Отделяющиеся» же от Церкви люди, вместо того, чтобы звать себя «еретиками» и «сектантами» по имени своих учителей, стали рекламировать себя перед другими заманчивыми названиями. Оттого, примерно, в Петербурге, идете вы по улице, – и вдруг в глаза вам бросится объявление, что здесь собираются для богослужения и на молитву «евангельские христиане»; в другом месте сходятся будто бы «библейские христиане» для той же цели, а в третьем – «духовные христиане». Дальше известно, что некоторые «христиане» зовут себя католиками, реформатами, англиканами, пресвитерианами и т. д. Явно, что, при таком религиозном дроблении людей, в наше время и добрым ученикам Господа зваться просто христианами нельзя. А потому мы, чтобы обозначить свою духовную природу и вместе чтобы отличить себя от лже-христиан, называемся христианами православными.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010