12713. Л. 3-7). В 1671-1673 гг. иконописцы Троице-Сергиева монастыря написали 12 икон по указу царя, однако некоторые пришлось переписать из-за ошибок в иконографии и не удовлетворившего заказчиков стиля письма (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 1. Ч. 9. 12829). В сент. 1657 г. Нифонт К. вместе с Симоном Ушаковым и нек-рыми царскими кормовыми иконописцами выполнил стенопись «на дорогах у внешних сторон на церкви» на патриаршем дворе (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Кн. 43. Л. 82 об., 83 об.). В 1666 г. он «был у стенного письма» в ц. Нерукотворного образа Спасителя во дворце и в Оружейной палате (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 8. 10629). Семен К. летом 1660 г. в составе иконописной артели во главе с Иваном Филатьевым «чинил стенное письмо» в Успенском соборе (Там же. Ч. 6. 7001). В кон. 60-х гг. XVII в. он участвовал в росписи некоторых зданий Московского Кремля, напр. «подзоров и рези около Грановитой палаты» (Там же. Ч. 8. 11162). Последнее упоминание о нем относится к 1679 г., когда он писал иконы для Покровского собора в с. Измайлове ( Забелин. 1894. С. 173). Федор московский кормовой иконописец 2-й статьи, упоминается в 1677-1680 гг. Он много работал для домовых церквей Теремного дворца Московского Кремля: в числе др. иконописцев «был у письма» «Распятия, пророков и ангелов к жертвеннику» в ц. Нерукотворного образа Спасителя (апр. 1677; РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 11б. Т. 3. 16641) и участвовал в ее стенописи (1679); писал иконы праотцев в ц. прмц. Евдокии, а затем «икону стихиры Евангельския да в кругах 12 икон праотеческих» для той же церкви (1678; Там же. Ч. 12. Т. 1. 16932; Ч. 33. 959. Л. 363 об.); олифил иконы для ц. Воскресения Христова (1678; вместе с Исайей Ананьиным и Петром Фёдоровым - Извеков Н. Д., прот. Церковь во имя Воскресения Христова и Воздвижения Честного Креста Господня в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912. С. 6); писал Деисус, праздники и местные иконы для ц. св. Иоанна Белградского. Летом 1680 г. иконописец «был у стенного письма над задными дверьми» в московском Успенском соборе (РГАДА.

http://pravenc.ru/text/1841700.html

А разве Иоанна Предтечу Церковь не называет " Ангелом пустыни " ? А разве первоверховные апостолы, по тому же Ареопагиту, не считаются, наравне с епископами, " Ангелами Церкви " ? Более чем... Оттого круг и ограничен тремя человеческими личностями, стоящими в церковной иерархии выше других людей. Упреждая вопрос о Божией Матери, следует отметить, что она не входит в указанный круг, ибо Она выше небесных сил: " честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим " . А потому к Ней данный прием и не применялся. Идея живописного акцента на ноге могла возникнуть не только из " Небесной иерархии " Ареопагита, а, к примеру, хотя бы из тропаря: " Пророче и Предтече приШЕСТВИЯ Христова " , из евангельского ХОЖДЕНИЯ по водам Петра, из молитвы ап. Павлу, где ему присваивается эпитет " землю ОБШЕДЫЙ " . Не забудем, что нога по-древнерусски называется " ходило " . Редко, но иногда, в отличие от Иоанна Предтечи и Петра, ап. Павла писали в Деисисе и без этого акцента, отдавая, вероятно, апостольскую " пальму первенства " Петру как камню, на котором Господь создал свою Церковь. Впрочем, иконописец " Молящихся новгородцев " предпочел больше выделить Павла. Спрашивается, почему изографы избегали цветом вычленять телесную часть ноги - стопу, а считали за лучшее делать упор на гиматии? Лишь по одной причине: тогда прием работал бы прямо в противоположном направлении, т.е. уничижительно или антиисторично. У все того же Дионисия на житийной иконе " Митрополит Алексий " из Успенского собора Московского Кремля в завершающем клейме " Исцеление " чернец Наум представлен с усохшей ногой, которая отличается по цвету от здоровой. В то время употреблялся глагол " целоноговати " , означавший - ходить прямо здоровыми ногами. У свв. Иоанна Предтечи, Петра и Павла ноги, как мы знаем, были здоровы. Употребление приема чаще всего в Деисисе имело под собой основание. Поскольку " жидовствующие " не признавали " прообразовательный смысл в свидетельствах Ветхого Завета " , постольку они считали пророчества еще не сбывшимися, а лишь подлежащими исполнению. Из чего следует, что еретики не считали Христа Мессией и Сыном Божиим - Второй Ипостасью (Св. Троица ими отвергалась). А Деисис - прежде всего изображение Страшного Суда. Потому здесь изографы и пытаются напомнить христоборцам о Судном Дне, когда они предстанут пред Тем, Кого отвергали.

http://pravoslavie.ru/211.html

В завершение Святейший Патриарх Кирилл поздравил всех участников богослужения с праздником.  По заказу депутата Государственной Думы ФС РФ Н.Ю. Чаплина группа экспертов в области церковно-прикладного ювелирного искусства, включая представителей духовенства, разработала концепцию восстановления утраченной утвари главного исторического храма Русской Православной Церкви — Патриаршего Успенского собора Московского Кремля. Первым вкладом в восстанавливаемую ризницу Успенского собора стало напрестольное Евангелие. При его изготовлении за основу был взят список памятника XVI — начала XVII в. (1613 г), драгоценный вклад князя Дмитрия Михайловича в ризницу Соловецкого монастыря. В дальнейшем для Успенского собора будут изготовлены и переданы: напрестольные кресты, служебные кадила, дарохранительница, икона Успения Божией Матери. Напрестольное Евангелие, а также другие богослужебные предметы изготавливаются мастерами Художественного ювелирного предприятия «Апостол».  Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются.

http://patriarchia.ru/db/text/5956876.ht...

Верующим были розданы иконки Тихвинской Божией Матери с Патриаршим благословением. После Литургии состоялось гашение почтового конверта и почтовой карточки, выпущенных Почтой России по случаю 500-летия основания Успенского собора. Успенский собор Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря строился в 1507-1515 гг. по инициативе великого князя Василия III на великокняжеские пожертвования специально для подобающего хранения чудотворной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Храм был освящен 15 августа 1515 г. архиепископом Новгородским Серапионом. Согласно замыслу великого князя, храм был создан по образцу Успенского собора Московского Кремля. Архитектор — итальянский мастер Фрязин, подрядчик — новгородский мастер Феодор Сырков. Собор был возведен из камня методом бутовой кладки и стал первым каменным строением на территории Тихвинского посада; представляет собой пятиглавый храм с луковичными верхами, имеет в плане удлиненный четырехугольник с тремя полукружиями для алтаря. Своды собора также каменные, для их поддержки предусмотрены шесть четырехгранных столбов (два из которых находятся в алтаре). Тихвинская икона Божией Матери размещается на правом столбе. Роспись храма принадлежит кисти известного мастера Логина Шустова. Хотя первоначальная роспись была сделана тихвинскими иконописцами еще в XVI и XVII в., фрески Шустова (писанные с 1794 по 1797 гг.) являются окончательными и хорошо сохранились до наших дней. Резной иконостас имеет пять ярусов, создан в XVII в. Сейчас его наполняют преимущественно иконы современного письма, исторические же иконы пребывают в запасниках Государственного Русского музея. Успенский собор имеет приделы в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и пророка Божия Илии, возведенные в первой половине XVIII в. и перестроенные в 1820 г. Позднее, в 1823 г., к собору были пристроены помещения ризницы и библиотеки. Во время немецко-фашистской оккупации Тихвина собор пострадал незначительно (в отличие от других храмов и построек Тихвинского Успенского монастыря).

http://patriarchia.ru/db/text/4152196.ht...

Воплощение Логоса 535 . Образ же самих семи отроков приобрел звучание провозвестителя грядущего воскресения праведных. Кроме того, изображение рядом с семью отроками Богородицы, а не Христа, как в некоторых иллюстрациях маргинальных псалтирей 536 , где Он благословляет спящих отроков из сегмента неба, в данном случае, возможно, было призвано акцентировать тему Ее покровительства – тему, нашедшую специфическое выражение в культе Покрова, как известно, незадолго до того распространившемся во Владимиро-Суздальской Руси. В монументальной живописи средневизантийского периода изображения семи отроков эфесских встречаются крайне редко. Среди сохранившихся памятников эта сцена появляется в росписи нартекса Софии Охридской (северная стена, люнета над боковой дверью). Наряду с «Огненным восхождением Илии» – ветхозаветным прообразом Вознесения Христа, композиция «Семь спящих отроков» вошла как символическая сюжетная сцена в декоративную программу этой части храма. В остальном росписи нартекса состоят исключительно из изображений единичных святых и носят, по-видимому, мемориальный (поминальный) характер 537 . Исходя из данного контекста программы, можно предположить, что в нартексе Охридской Софии сцена «Семь спящих отроков эфесских» была призвана напоминать о грядущем воскресении во плоти и спасении праведных. Включение же семи отроков в состав пантеона мучеников в росписях северной стены капеллы Богоматери на Патмосе (1180-е гг.) 538 в виде отдельных медальонных изображений с бюстами, а не в качестве самостоятельной композиции, как в Охриде, подчиняло их образы общей идее спасения всех праведных, но при этом, как нам кажется, не было призвано акцентировать тему грядущего воскресения во плоти, более присущую именно сюжетному образу «Семь отроков». Вместе с тем размещение медальонов с семью отроками неподалеку от сцен евангельских исцелений, возможно, подразумевало некую общность этих изображений, их причастность к одной теме – божественного милосердия. Тема божественного заступничества и нетленности плоти праведников еще в греческих маргинальных псалтирях роднила изображение семи спящих отроков со сценами «Три отрока в пещи», «Даниил во рту львином» и другими 539 . Эта же равнозначность сопутствует и сценам «Семь отроков» и «Три отрока в пещи» церкви Николая Родия в Арте (начало XIII в., Греция), симметрично размещенным на западной стене в правом и левом угловых компартиментах 540 . Об устойчивой традиции соотносить сцену «Семь спящих отроков» и упомянутое изображение «Три отрока в пещи» с одним кругом тем свидетельствуют и более поздние росписи – в частности, Успенского собора Московского Кремля 541 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

— Вы помните свое первое восприятие иконы? Когда впервые вы ее увидели? — Я впервые встретилась с иконой как с произведением искусства. Мы часто ездили с папой в Москву, где он родился, учился в художественном училище памяти 1905 года и откуда студентом был сослан в северные лагеря, будучи репрессированным по доносу педагога. После освобождения он уже не мог жить в столице и по совету будущего тестя (отца моей мамы), адвоката из Владикавказа, с которым познакомился в лагере, поселился в этом благословенном городе. Каждый раз, приезжая в Москву, мы обязательно шли с папой в Третьяковскую галерею и всегда заходили в залы с иконами. Отец не был верующим и не знал изображенных сюжетов, поскольку Евангелия не читал. Для него икона была откровением в цвете, пластике, он чувствовал ее глубину. Мы стояли и подолгу смотрели. И мне тогда запомнилось «Успение» Феофана Грека, где красный херувим на фоне синей мандорлы. Потрясающе! Я до сих пор, когда его вижу, вспоминаю, как мы с папой стояли и смотрели. Во мне всю жизнь присутствует острое чувство цвета, для меня в этом заложен очень большой смысл. В той иконе как раз потрясающий цвет, говорящий, символический. — Окончив Строгановку, Вы успешно занимались живописью. Как Вы пришли к иконописи? — Когда крестились с мужем в 1990-м. Я не была крещена в детстве. Меня воспитывала бабушка, дочка священника, которая была настолько запугана, что ни слова не говорила на эту тему. В доме не было ни одной иконы. Единственным отголоском ее находящейся под спудом религиозной жизни было то, что она каждый год пекла жаворонков на день памяти сорока Севастийских мучеников. Много и глубоко мы изучали иконы в институте. У нас преподавала Ирина Александровна Иванова — замечательный педагог, известный искусствовед, которая стояла у истоков создания Рублевского музея. Поскольку я училась на отделении монументальной живописи, а ее история — это развитие живописи в культовых сооружениях, Ирина Александровна очень много рассказывала нам об устройстве храмов. Она была верующим человеком, что придавало ее рассказам особую глубину. Благодаря ей мы побывали в алтаре Успенского собора Московского Кремля, смотрели росписи Дионисия. В то время (конец 1970-х) там сидела музейная бухгалтерия — тетечки в нарукавниках, со счетами. Ездили во Владимир в Успенский собор, где в то время шла реставрация, но нас пустили и показали фрески Рублева. Ирина Александровна трудилась также в Троице-Сергиевой лавре , ее там хорошо знали и уважали, мы и туда с ней ездили. Троицкий собор реставрировали, мы забирались на леса и могли вблизи рассмотреть рублевский иконостас.

http://patriarchia.ru/db/text/6013384.ht...

Интересно, что царь слушал отдельную литургию в церкви преподобной Марии Египетской, которую чиновники Успенского собора Московского Кремля называют придельным храмом Владимирского собора – «большой церкви». 23 июня 1656 года патриарх Никон «прииде в Стретенский монастырь, и воду святил, как и преж сего, и литоргию служил, а служащих было и с ставленниками 16 человек, а Вологоцкой архиепископ служил в пределе у Марии Египетской с прочими властми. И после литоргии святейший государь патриарх пойде со кресты в соборную церковь» . Более подробно описывает действия в Сретенской обители царя Алексея Михайловича и патриарха Иоасафа II в конце 1660-х годов «Чиновник церковный». Чудотворные иконы из Кремля во главе с Владимирской вносили в монастырь и ставили на аналой перед входом во Владимирскую церковь. Перед ними устраивали места царю, патриарху, митрополитам и архиепископам. Священники и монахи становились большим полукругом вокруг них для водосвятия. Отметим, что упоминается игумен Сретенского монастыря Дионисий. «А в монастыре против церкви подъяки на песку постелют ковер и с подушкою да и орлец положат, а государь царь пришед в монастырь к празднику и станет на своем месте, на бархатном на червчатом триступенном рундуке, а под ним ковер же постлан; такожде и патриарх пришед и станет на своем месте на ковре и на орлеце, а власти белые на однех орлецех, а прочие все власти станут на два лика. И тут диакон ектенью говорит: “Паки и паки”, – и потом митрополит чтет Евангелие – 2-ю статию Похвале Богородицы да Петру чюдотворцу, а, прочетши Евангелие, митрополит (а под руки его в то время диаконы не держат) и пришед поклонится патриарху; патриарх же возмет у митрополита Евангелие, и поступив с места своего мало, и поклонится царю и поднесет государю царю Евангелие, и государь царь приложится к Евангелию. И архидиакон примет Евангелие у патриарха и подержит Евангелие, и патриарх сам приложится к Евангелию, и отдаст митрополиту, и благословит митрополита; митрополит же, отступив, и поклонится патриарху, и приложится к Евангелию, и отдаст своему протодиакону.

http://pravoslavie.ru/31829.html

Лучшее издание Д. М. было подготовлено Мурьяновым в сотрудничестве с М. И. Чернышёвой под общей редакцией Н. А. Мещерского . В силу ряда причин издание не было осуществлено в России, в измененном виде книга была опубликована в Германии. Изд.: Тот И. Х. Минея Дубровского//Acta Univ. Szegediensis de Attila Jyzsef nominatae: Diss. Slavicae. Sect. linguistica=Мат-лы и сообщ. по славяноведению. Szeged, 1985. T. 17. Р. 101-138; Das Dubrovskij-Menäum: Ed. der Handschr. F.p.I.36 (RNB)/Besorgt u. komment. v. M. F. Mur " janov. Opladen, 1999 [Библиогр.]. Лит.: Мурьянов М. Ф. Еще раз о Минее Дубровского//ВЯ. 1982. 5. С. 90-94; он же. Гимнография Киевской Руси. М., 2003 (passim); СКСРК, XI-XIII. С. 64-65. 22 [Библиогр.]; Тот И. Х. Русская редакция древнеболг. языка в кон. XI - нач. XII в. София, 1985; Пичхадзе А. А. [Рец. на кн.: Das Dubrovskij-Menäum. 1999]//Лингвистическое источниковедение и история рус. языка, 2000: Сб. ст. М., 2000. С. 367-369. Крысько В. Б. [Рец. на кн.: Das Dubrovskij-Menäum. 1999]//Russian Linguistics. 2002. Vol. 26. N 3. С. 377-393; Кривко Р. Н. Славянская гимнография IX-XII вв. в исслед. и изд. 1985-2004 гг.//Wiener Slavist. Jb. W., 2004. Bd. 50. S. 203-233. Р. Н. Кривко Рубрики: Ключевые слова: «BOOK OF DURHAM» [англ.- Книга из Дарема], 3 раннесредневек. рукописи, хранящиеся в кафедральном соборе г. Дарема (Великобритания) ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425) ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства «ЗЛАТОСТРУЙ» некалендарный четий сборник относительно устойчивого состава, содержащий Слова и поучения, к-рые преимущественно надписаны именем свт. Иоанна Златоуста МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Евангелие царицы Млке), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства

http://pravenc.ru/text/180534.html

Над рукописью работали не менее 2 писцов, почерк старшего представляет образец устава рубежа XIV и XV вв., близкий к почеркам писца Климентьевского Евангелия (нач. XV в.- РГБ. 25) и Евангелия Хитрово (ок. 1400 г.- РГБ. Ф. 304. III. 3/M. 8657), а также 1-го писца Евангелия Успенского собора Московского Кремля (кон. XIV - 1-я четв. XV в., ГММК. Кн. 34). Совокупность почерков дает основание для датировки собственно рукописи временем не ранее 1-го и 2-го десятилетий XV в. Не исключено, что первоначальный достаточно скромный орнамент, замененный в процессе оформления Е. Ф. К. более роскошным, с обилием золота, относится к раннему блоку рукописи, современной окладу. Е. Ф. К. было декорировано в ведущей столичной мастерской, действовавшей с 90-х гг. XIV в., при митр. Киприане ( 1406). С ней связан ряд книг, художественное оформление к-рых отличают мастерство, преемственность стилистики и приемов исполнения ( Киевская Псалтирь - РНБ. ОЛДП. Fol. 6, 1397 г.; Евангелие Хитрово). Датировка Е. Ф. К. 2-м десятилетием XV в. предполагает его создание уже при митр. Фотии, в тот период, когда с появлением в Москве греч. художников произошли изменения в эстетической ориентации придворного искусства, выразившиеся в нарастании пластической отчетливости, экспрессивности, масштабности изображений. Исполнители инициалов Е. Ф. К. следуют стилистике позднепалеологовской эстетики, в то же время сохраняя тесную связь с декораторами предшествующих столичных рукописей. Ими созданы утонченные образы, изощренные орнаментальные мотивы. Многочисленные орнаментальные и фигурные буквицы образуют взаимосвязанные серии. Ансамблевый подход особенно заметен при рассмотрении зооморфных стилизованных инициалов - они делятся на циклы змей, драконов, птиц, соотносящихся с комментариями свт. Василия Великого к кн. Бытие. Виртуозность исполнения инициалов в наибольшей степени ассоциируется с творчеством Феофана Грека . Однако обновление Е. Ф. К. приходится на период, когда художник уже покинул Москву или скончался после 1405 г.

http://pravenc.ru/text/180925.html

Особую роль в стремлении завладеть детинцем играло наличие Арсенала — артиллерийского склада оружия. Всё это находилось под охраной частей московского гарнизона. Помимо солдат и офицеров, в Кремле проживали мирные граждане: старики, женщины, дети, служащие Московского дворцового управления и Окружного суда. При храмах и в Успенской звоннице жили сторожа и звонари. В Синодальном доме располагались кельи иеромонахов и квартиры чиновников синодальной конторы. Здесь же находились действующие монастыри — Чудов и Вознесенский. Восемь ударов по монастырю Для революционеров древняя столица оказалась крепким орешком. Проправительственным вой­скам удалось взять под контроль центр города, вокзалы, почтамт и телеграф. Не смогли только склонить на свою сторону артиллерийские части: они выступили на стороне Военно-революционного комитета. Член ВРК Розалия Землячка отдала приказ «пострелять по Кремлю».  Шестидюймовое орудие разместили в палисаднике церкви Никиты Мученика на Швивой горке. Позже начальник артиллерийской батареи Н.С.Туляков вспоминал: «С этой позиции Кремль был виден как на ладони… В любую точку можно было класть снаряды». А вот свидетельство очевидца  С.П.Бартенева: «В четыре часа дня начался расстрел Кремля с Николаевского дворца, где помещался штаб юнкеров. Было насчитано 12 ударов по Николаевскому дворцу и 8 — по Чудову монастырю… Прицел стал передвигаться к Синодальному дому, и пошёл расстрел церкви 12 апостолов. Под вечер удары шли к Ивановской колокольне и Успенскому собору. Канонада продолжалась до восьми часов вечера». — Снаряды проламывали стены помещений, где хранились главные святыни Москвы, собиравшиеся веками, — рассказывает заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов. — Драгоценное напрестольное Мстиславово Евангелие с ювелирным окладом, выполненным по приказу Ивана Грозного, было повреждено осколками, но спасено. Один из снарядов попал в центральную главу Успенского собора. Расстрел главного храма страны стал знаком начала бесчисленных страданий Русской Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010