Первые иконы на Руси были привезены св. князем Владимиром из Корсуни для построенной им Десятинной церкви. К XI веку относится деятельность учеников греков, первых известных русских святых иконописцев, монахов Киево-Печерского монастыря, преподобного Алипия († около 1114 г.) и его сотрудника преподобного Григория. Одна из самых древних чтимых на Руси икон - чудотворная Владимирская икона Божией Матери, по преданию она была написана св. евангелистом Лукой и вывезена из Константинополя около 1131 г. К древнейшим из сохранившихся на сегодняшний день икон относятся " Св. вмч. Георгий Победоносец " (XI в., Успенский собор Московского Кремля); " свв. апп. Петр и Павел " и " Спас золотая риза " из Софийского собора в Новгороде (XI b.). Высочайшие образцы русской иконы явлены в творчестве выдающихся иконописцев Феофана Грека, св. Андрея Рублева (около 1370 - 17 октября 1428), Дионисия (ок. 1440-1502). ХРАМЫ СТАЛИ УКРАШАТЬ ФРЕСКАМИ Фреска - живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. Фреска - это дыхание храма, она призывает человека к молитве и возводит его в горний мир. Техника выполнения фресок пришла на Русь из Византии. Впервые фрески были использованы при устроении Десятинной церкви. Своей особой красотой известны мозаики и фрески Софийского собора в Киеве (1037 г.). Для древнерусского искусства важную роль сыграли строительство и роспись Успенского собора в Киево-Печерском монастыре. Работы были выполнены константинопольскими мастерами в 1073-89 годах. До сегодняшнего дня сохранились старинные фрески Георгиевской церкви в Старой Ладоге (XII в.), церкви Спаса на Нередице (1198 г.). Особое место в русской православной традиции занимают фрески Дионисия, вершиной творчествакоторого являются росписи Ферапонтова Белозерского Рождественского монастыря (основан в 1397 г.). Большое значение в истории развития православной иконописи и фрески имеет творчество Феофана Грека (ок. 1340 - ок. 1410), расписавшего Архангельский и Благовещенский соборы Московского Кремля.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Иринею Лионскому, рядом с орлом - Марк (Ath. Vatop. 937. Fol. 129r, XIV в.), рядом со львом - Иоанн (Ibid. Fol. 322r). Вместо тетраморфов могут изображаться полуфигуры символических животных в ряд, так изображены символы Е. на нижних полях 2 листов канонов (напр., в Евангелии - Ibid. 247. Fol. 21r, 21v, XIV в.). Древнерусское искусство Изображения Е. и их символов появляются в самых ранних сохранившихся произведениях Др. Руси. В соответствии с визант. программой храмовой декорации образы сидящих за столиками и пишущих Е. были помещены в парусах Софийского собора в Киеве (40-е гг. XI в.). В Спасо-Преображенском соборе Евфросиниева мон-ря в Полоцке (60-е гг. XII в.) Е. представлены в разных позах: Иоанн, запрокинув голову, смотрит вверх, указывая правой рукой в небеса. Портретные миниатюры Е. с их символами имеются в древнейших рус. рукописях - Остромировом (РНБ. F. n. I. 5. 1056/57 г., Киев) и Мстиславовом (ГИМ. Син. 1203. Нач. XII в., Новгород) Евангелиях. Следуя визант. традиции, рус. иконописцы Галицко-Волынской Руси, Новгорода, Твери, Ростова использовали принятые иконографические схемы, а также применяли сложные композиционные решения (напр., парный портрет Луки и Марка - Спасское Евангелие, Ярославль, ЯИАМЗ. 15690. Л. 102 об.). Типичным для рус. искусства стало изображение Е. на створках царских врат, а также в деисусных чинах иконостасов (Кирилловский иконостас, 1497, ПИАМ). В произведениях XIV-XV вв. отразились тесные связи рус. искусства с искусством Балкан. В новгородских рукописях и фресках, тверских иконах XIV-XV вв. появились изображения Е. с персонификациями Божественной Премудрости (роспись ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (80-е гг. XIV в.); миниатюры из Евангелия - РГБ. Ф. 247. Рогож. 138; фрагмент царских врат из Твери, 2-я пол. XV в., ЦМиАР). В XVI в. в Пскове была создана икона «Евангелист Лука пишет икону Богоматери» (ПИАМ). К нач. XV в. относятся 2 московские роскошные рукописи с образами Е. на отдельных листах и их символами ( Евангелие Хитрово - РГБ. Ф. 304. III. 3/M.8657, ок. 1400 г.; Евангелие Успенского собора Московского Кремля - ГММК. Кн. 34, 1-я четв. XV в.) и рукопись, украшенная композицией «Maestas Domini» ( Андрониково Евангелие - ГИМ. Епарх. 436, 1-я четв. XV в.), в иконографической программе к-рых отразились палеологовские тенденции. В это же время в рус. искусстве появилась композиция «Спас в силах», в к-рой символы Е. изображены в углах красного ромба. Е. и их символы могут помещаться также на драгоценных окладах Евангелий (оклад Евангелия Хитрово, Евангелия из Успенского собора Московского Кремля). В кон. XVI в. в росписях храмов вместо Е. иногда изображались только их символы (Смоленский собор Новодевичьего монастыря, ц. Св. Троицы в Вязёмах).

http://pravenc.ru/text/180937.html

XVII в. (ГРМ), на правом поле - свт. Варсонофий. Г. облачен в фелонь, омофор, низкую митру, правая рука в молении, в левой Евангелие; в соответствии с иконописным подлинником Г. выше свт. Варсонофия. Вместе святители представлены особенно часто, в т. ч. на полях Казанских икон Божией Матери (вологодский образ 1-й четв. XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря, ВГИАХМЗ). Подобная икона-пядница XVII в. находилась в Вознесенском монастыре Московского Кремля ( Успенский А. И. Иконы церковно-археологического музея ОЛДП//Моск. ЦВед. 1904. 51-52. С. 602). Сохранилась прорись с иконы XVII в. с фигурами Г. и свт. Варсонофия в молении Спасу Еммануилу (ГРМ - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 211). Оба святителя, благословляемые Спасителем в облаках, помещены на фоне пейзажа на иконе 1705 г. московского иконописца Оружейной палаты Якова Иванова (по правленой надписи на нижнем поле - Никифорова) Молчанова (ГМИР). Одна из ранних икон Г. со свт. Германом (святые в молении образу Божией Матери «Знамение») из Успенского собора Свияжского монастыря упомянута в описи 1614 г. (Опись свияжского Богородицкого муж. монастыря 1614 г. Каз., 1892. С. 15). Свт. Гурий Казанский. Фрагмент крышки ковчега-мощевика. 1-я пол. XVII в. (ГММК) Свт. Гурий Казанский. Фрагмент крышки ковчега-мощевика. 1-я пол. XVII в. (ГММК) При перенесении в 1630 г. св. мощей Г. из Преображенского мон-ря в кафедральный Благовещенский собор на средства казанского дворянина С. Т. Аристова была устроена новая, серебряная рака, на к-рую кн. Б. И. Черкасский в 1633 г. пожертвовал шитый золотом и серебром покров с изображением Г. в рост ( Яблоков. 1909. С. 39). На крышке небольшого серебряного позолоченного ковчега-мощевика 1-й пол. XVII в. (ГММК), созданного, очевидно, не ранее перенесения св. мощей Г.,- чеканное полуфигурное рельефное изображение двуперстно благословляющего Г., в фелони, омофоре и невысокой митре, с Евангелием в руке (на 2-й части крышки - полуфигура блгв. кн. Георгия Всеволодовича), с 1681 г. ковчег находился в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля.

http://pravenc.ru/text/168357.html

12713. Л. 3-7). В 1671-1673 гг. иконописцы Троице-Сергиева монастыря написали 12 икон по указу царя, однако некоторые пришлось переписать из-за ошибок в иконографии и не удовлетворившего заказчиков стиля письма (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 1. Ч. 9. 12829). В сент. 1657 г. Нифонт К. вместе с Симоном Ушаковым и нек-рыми царскими кормовыми иконописцами выполнил стенопись «на дорогах у внешних сторон на церкви» на патриаршем дворе (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Кн. 43. Л. 82 об., 83 об.). В 1666 г. он «был у стенного письма» в ц. Нерукотворного образа Спасителя во дворце и в Оружейной палате (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 8. 10629). Семен К. летом 1660 г. в составе иконописной артели во главе с Иваном Филатьевым «чинил стенное письмо» в Успенском соборе (Там же. Ч. 6. 7001). В кон. 60-х гг. XVII в. он участвовал в росписи некоторых зданий Московского Кремля, напр. «подзоров и рези около Грановитой палаты» (Там же. Ч. 8. 11162). Последнее упоминание о нем относится к 1679 г., когда он писал иконы для Покровского собора в с. Измайлове ( Забелин. 1894. С. 173). Федор московский кормовой иконописец 2-й статьи, упоминается в 1677-1680 гг. Он много работал для домовых церквей Теремного дворца Московского Кремля: в числе др. иконописцев «был у письма» «Распятия, пророков и ангелов к жертвеннику» в ц. Нерукотворного образа Спасителя (апр. 1677; РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 11б. Т. 3. 16641) и участвовал в ее стенописи (1679); писал иконы праотцев в ц. прмц. Евдокии, а затем «икону стихиры Евангельския да в кругах 12 икон праотеческих» для той же церкви (1678; Там же. Ч. 12. Т. 1. 16932; Ч. 33. 959. Л. 363 об.); олифил иконы для ц. Воскресения Христова (1678; вместе с Исайей Ананьиным и Петром Фёдоровым - Извеков Н. Д., прот. Церковь во имя Воскресения Христова и Воздвижения Честного Креста Господня в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912. С. 6); писал Деисус, праздники и местные иконы для ц. св. Иоанна Белградского. Летом 1680 г. иконописец «был у стенного письма над задными дверьми» в московском Успенском соборе (РГАДА.

http://pravenc.ru/text/1841700.html

Главные «начальные» иконы несли с Лобного места в Казанский собор, а др. образы из храмов Москвы были отделяемы для крестных ходов по стенам городов. На стены Белого города всходили у Сретенских ворот и шли в разные стороны, по Скородому также отправлялись от Петровских ворот. Цари и патриархи также ходили «по градам», в ходах участвовали архиереи и архимандриты мон-рей. На стенах духовенство из ближайших мон-рей и архиерейских подворий святило воду до погружения креста, которое совершали подходившие с ходом архиереи. Существовала особая роспись с подробными указаниями, кому из белых и черных «властей» куда идти и где кропить на стенах св. водой, составленная ключарями Успенского собора Московского Кремля. Ходили «по градам» достаточно быстро, чтобы застать патриарха у Никольских ворот Кремля после окончания литургии в Казанском соборе и идти вместе в Успенский собор. Иногда ходы заканчивались около 2 с половиной часов дня. 22 окт. 1667/68 г. в крестном ходе в Казанский собор вместе с патриархом Московским Иоасафом II участвовал патриарх Антиохийский Макарий. На Лобном месте Евангелие читалось на греч. и слав. языках, оба патриарха осеняли народ на 4 стороны 2 Казанскими иконами из дворцовых церквей. Литургию в Казанском соборе служили 3 патриарха - у Казанского собора ход встретил патриарх Александрийский Паисий. Крестные ходы «по всем городам» Москвы прекратились в 1765 г., т. к. стены стали приходить в негодность ( Никольский. 1911. С. 30-31). Пелена с Казанским образом Божией Матери. 60–70-е гг. XVII в. Мастерская А. И. Строгановой (ГРМ) Пелена с Казанским образом Божией Матери. 60–70-е гг. XVII в. Мастерская А. И. Строгановой (ГРМ) В 1798 г. (в год закладки в Казанском девичьем мон-ре в Казани нового каменного Казанского собора) в связи с широчайшим почитанием К. и. в народной среде указом имп. Павла I праздник 22 окт. был включен в число годовых табельных (праздничных, неприсутственных) дней, в месяцесловах против этого числа ставился крест. В 1800 г. по Учреждению о крестных ходах в Москве, составленному Платоном (Левшиным), митр.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

«Утоли моя печали» икона Божией Матери была принесена в Москву в 1640 г. и помещена в ц. во имя свт. Николая на Пупышах в Замоскворечье. Со временем обветшавшая икона была отнесена на колокольню. Образ прославился после исцеления от него расслабленной женщины в 1760 г. С иконы был сделан список и поставлен в приделе того же храма; список прославился чудесами во время эпидемии чумы 1771 г. В Москве происходили чудотворения от одноименных икон в храмах во имя св. Иоанна Крестителя на Покровке, во имя апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной ул., во имя свт. Тихона Амафунтского у Арбатских ворот, во имя прп. Сергия Радонежского на Рогожской заставе. Ныне чудотворная икона находится в ц. во имя свт. Николая в Кузнецах. Влахернская икона Божией Матери - рельефный чудотворный образ (2-я пол. XV в. на основе XIII в.) Влахернского храма, присланный из К-поля царю Алексею Михайловичу в 1653 г. Свидетельствованная грамота патриарха Паисия I сообщает, что икона сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава». Согласно лит-ре XIX в., икона содержит пепел мучеников Никомидийских (Виктора, Викторина, Клавдиана, Вассы), Синайских и Раифских, т. е. является мощевиком-реликварием. Образ хранился в жертвеннике кремлевского Успенского собора. В 1918 г. передан в Крестовоздвиженский храм близ Кремля, в 1931 г.- в ГММК, в настоящее время вновь пребывает в Успенском соборе Московского Кремля. Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» , по преданию, была написана евангелистом Лукой и привезена на Русь из К-поля в сер. XI в. Она стала символом преемственности и династической близости К-поля и Руси. Блгв. кн. Владимир Мономах перенес ее в Смоленск и поставил в храме, заложенном в 1101 г., после чего икона стала именоваться Смоленской. Церковное предание приписывает ей помощь в спасении города от нашествия войск Батыя в 1239 г. В 1398 г. икона была принесена в Москву и поставлена в Благовещенском кремлевском соборе. В 1456 г. вел. кн. Василий II Тёмный удовлетворил просьбу Смоленского еп. Мисаила (впосл. митрополит) о возвращении образа в Смоленск, предварительно приказав выполнить с него список для Благовещенского собора. В память о взятии Смоленска в 1514 г. на месте, откуда провожали образ, был основан в 1524 г. Новодевичий мон-рь, в храме к-рого годом позднее поставили чудотворный список из Благовещенского собора. В 1812 г. при оставлении Смоленска рус. войсками икона была доставлена в Москву в ц. во имя свт. Василия Кесарийского на 1-й Тверской-Ямской ул., далее крестным ходом была принесена в Успенский собор. Перед занятием Москвы французами образ отправили в Ярославль, а в дек. 1812 г. вернули в освобожденный Смоленск. В 1943 г. советские войска освободили Смоленск от фашистских захватчиков, но первообраз иконы в городе не был найден. В Новодевичьем мон-ре ныне почитается список 1-й четв. XVI в.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Дух в звездчатом медальоне (композиция «Новозаветная Троица», или «Сопрестолие»); на 4-м клейме «Приидите, людие» - Г. С. на престоле херувимском, во славе, с символами евангелистов, с раскрытой книгой в руках. На иконе «Страшный Суд» (сер. XVI в., ГТГ) Г. С. на престоле изображен дважды: в небесах в окружении сил небесных и отсылающим Христа на Суд, в обоих случаях в руках - развернутый свиток. Такой же образ на иконе из Сольвычегодска (1580-1590, СИХМ). Образ Г. С. получил широкое распространение на иконах, в стенописи и книжной миниатюре. В храмовых росписях в этот период он занял особое место - в куполе вместо традиц. изображения Господа Вседержителя . В росписи центрального купола соборов Архангельского в Московском Кремле (1564-1565), Успенского в Свияжске (60-е гг. XVI в.), Смоленского в московском Новодевичьем мон-ре (1598) представлена композиция «Отечество», где образ Г. С. соответствует Ветхому денми в визант. иконографии. В перечисленных выше композициях Г. С., как и Ветхий денми, ассоциируется с первой Ипостасью Св. Троицы. Поясное изображение Г. С. находится в юго-вост. малом куполе Благовещенского собора Московского Кремля (после 1547), в куполе Троицкой (ныне Покровской) шатровой ц. Александровской слободы (70-е гг. XVI в.), в центральном куполе ц. Св. Троицы в Вязёмах (кон. XVI в.), в конхе диаконника собора Спасо-Преображенского мон-ря в Ярославле (1563). Господь Саваоф. Роспись Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле. 1563 - 1564 гг. Господь Саваоф. Роспись Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле. 1563 - 1564 гг. Иконы «Отечество» с Г. С. становятся средником праотеческого ряда иконостасов (напр., в Смоленском соборе Новодевичьего мон-ря, Успенском соборе Московского Кремля, Троицком и Успенском (икона «Новозаветная Троица - Сопрестолие») соборах ТСЛ), а также встречаются в виде небольших аналойных образов (иконы XVI в., СПГИАХМЗ). Различные варианты изображения Г. С. в небесном сегменте, сидящего на престоле или на херувимах, в композициях «Отечество» и «Новозаветная Троица», или «Сопрестолие», встречаются на мн.

http://pravenc.ru/text/166347.html

Патриаршее служение в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Успенском соборе Московского Кремля 4 февраля 2018 года 4 февраля 2018 года, в Неделю о блудном сыне, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в  Патриаршем Успенском соборе  Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Патриарший наместник Московской епархии;  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  епископ Видновский Тихон ;  епископ Зарайский Константин ;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Нестор (Жиляев), почетный настоятель Троицкого храма пос. Назарьево Одинцовского района Московской области; архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник  Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря ; протоиерей Михаил Егоров, секретарь Московского областного епархиального управления; архимандрит Дамаскин (Орловский), клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе г. Москвы; духовенство Москвы и Московской области. На богослужении присутствовали: первый заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ А.Д. Жуков; председатель Совета директоров ПАО «Газпром», специальный представитель Президента РФ по взаимодействию с Форумом стран-экспортеров газа В.А. Зубков; генеральный директор председатель правления ОАО «РЖД» О.В. Белозеров; президент председатель правления, член Наблюдательного совета Банка ВТБ А.Л. Костин; комендант Большого Кремлевского дворца Д.И. Родин, генеральный директор православного телеканала  «Спас»  Б.В. Корчевников. Богослужебные песнопения исполнил хор духовенства  Московской областной епархии  (регент священник Сергий Голев). После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл  обратился  к участникам богослужения с кратким словом, призвав вознести молитвы в преддверии XXIII Зимних Олимпийских игр, которые пройдут с 9 по 25 февраля в городе Пхёнчхан (Республика Корея). В сугубую ектению были включены прошения о спортсменах России и других стран, которые входят в каноническую ответственность Русской Православной Церкви.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

С деятельностью К., преимущественно на основании месяцеслова «Киприановой Псалтири», содержащей памяти ряда южнослав. (в первую очередь болг.) святых и песнопения им (прп. Параскевы (Петки) Тырновской, прп. Иоанна Рильского , свт. Илариона Могленского , святителей Арсения I и Саввы I , архиепископов Сербских, св. Симеона Мироточивого , прп. Иоакима Осоговского Сарандапорского), принято связывать начальный этап их почитания на Руси. Уже будучи митрополитом, К. продолжал заниматься книгописанием. Сохранилась рукопись сочинений прп. Иоанна Лествичника («Лествица»), переписанная К. в К-поле в 1387 г. курсивным «александрийским» письмом (РГБ. МДА. Фунд. Ф. 171. 1. 152). Троицкое монастырское предание XV-XVII вв. относило к числу собственноручных рукописей К. также Псалтирь с восследованием (Там же. 142) и сборник творений Псевдо-Дионисия Ареопагита с толкованиями прп. Максима Исповедника (Там же. 144). В реальности, однако, это лишь сравнительно ранние рус. списки с кодексов, переписанных К. либо принадлежавших ему. Первая из этих рукописей датируется по водяным знакам 1-й четв.- третью XV в., вторая - 2-й четв. того же столетия. Также только в списках сохранились принадлежавшие К. Служебник (ГИМ. Син. 601, пергаменная рукопись рубежа XIV и XV вв., написанная рус. уставом; см. Киприана митр. Служебник ) и Требник, к-рый, возможно, тождествен «Молитвеннику» (списки XVI в., напр. СаратГУ. ЗНБ. 1292 с указанием на «потружение» К. в заглавии). К. выступал также и в роли заказчика книг: в 1403 г. по его заказу для Успенского собора Московского Кремля были переписаны Триоди постная и цветная (ГИМ. Усп. 6 перг., 7 перг.). С заказом К. связывают также по крайней мере начальный этап создания роскошно иллюминированного пергаменного Евангелия-апракос Успенского собора Московского Кремля (ГОП. 11056). По содержанию рукопись представляет «новый апрокос», составленный на основании афонской редакции Евангелия-тетр, и является в этом смысле также одним из проявлений 2-го южнослав. влияния. Почитание

http://pravenc.ru/text/1684692.html

Это мнение долго было общепринятым и подверглось обоснованной критике только в последнее время. В. ч. стоит у истоков распространения на Руси высокого иконостаса, композицию к-рого определяет полнофигурный Деисус с иконой «Спас в силах» в центре. Первым, по-видимому, был Деисус Благовещенского собора Московского Кремля, созданный Феофаном Греком в кон. XIV в. как символическая композиция, основанная на тексте Видения прор. Иезекииля ( Пуцко. 1995, 1997; Щенникова. 2000; Евсеева. 2000). Иначе осмыслена композиция Деисуса и иконостаса в целом в В. ч. Его состав увеличен за счет праздничного и пророческого рядов, к-рых, по-видимому, не было у Феофана Грека. По-особому решен центральный образ: фигура Христа устойчива, приближена к молящемуся, благословляющий жест правой руки направлен к себе, призывает к вниманию и созерцанию, что соответствует евангельским словам: «Научитесь от Меня…» Спаситель не только обращается к предстоящим, но и несет им Слово, начертанное на страницах крупного выдвинутого на первый план раскрытого Евангелия. Эту интонацию усиливают сдержанное колористическое решение и трактовка славы, окружающей Спасителя: внутренний ромб, символизирующий место постоянного и неизменного пребывания Спасителя, и красный ромб, символ Вселенной, имеют равную величину ( Кочетков. 1994. С. 52), благодаря чему они предстают как математическая модель мироздания. Сретение Господне. Икона из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире (ГТГ) Сретение Господне. Икона из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире (ГТГ) В Деисусе предстоящие святые изображены в молитвенных позах, их жесты сдержанны, не повторяются, и, т. о. создается духовная атмосфера, к-рая сопоставима с изображением «Евхаристии» в монументальной живописи ( Ильин. 1970. С. 35). Важными для образов Деисуса В. ч. являются темы покаяния, внутреннего преображения, что подтверждает и текст свитка в руках у Иоанна Предтечи. Вознесение Господне. Икона из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире (ГТГ) Вознесение Господне.

http://pravenc.ru/text/149831.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010