Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЗИМБАБВЕ [англ. Evangelical Lutheran Church of Zimbabwe], крупнейшая лютеран. орг-ция в стране. Была основана миссионерами из Швеции, служившими в колонии Натал (часть совр. ЮАР), к-рые в 1905 г. последовали за белыми переселенцами в Юж. Родезию (с 1980 Зимбабве). Деятельность швед. проповедников распространялась на юго-зап. часть страны. Вскоре была развернута миссионерская работа и с коренным населением, гл. обр. в районах вокруг г. Булавайо, на землях народности ндебеле, относящейся к группе нгуни. Е.-л. ц. З. стала автономной в 1962 г., через год вступила во Всемирную лютеранскую федерацию . Ее приходы в основном находятся в юж. аграрных областях страны, в городах, где поселились ее прихожане, покинувшие плантации. Состоит из 3 епархий - Восточной (15 общин), Центральной (20 общин) и Западной (16 общин). Церковь активно занимается решением социальных проблем. Так, лютеранская служба содействия, выросшая из длительного сотрудничества со Всемирной лютеранской федерацией, курирует 3 больницы, 4 средние и 2 библейские школы. Федерация направляет волонтеров для помощи в осуществлении гуманитарных проектов. Пасторы обучаются в Объединенном экуменическом теологическом колледже в г. Хараре. Руководители Е.-л. ц. З. преподают на фак-те богословия, классики и философии в Гос. ун-те Зимбабве, на базе к-рого создан Лютеранский центр научных исследований. В наст. время Е.-л. ц. З. насчитывает ок. 150 тыс. членов, состоит во Всемирном Совете Церквей , Лютеранском сообществе в Юж. Африке. Каждый год возникают новые общины, пасторы вынуждены служить одновременно в неск. общинах, на каждого пастора в среднем приходится до 12 и более приходов. Лит.: S ö derstr ö m H. God Gave Growth: The History of the Lutheran Church in Zimbabwe, 1903-1980. Uppsala, 1984; Hansson G. The Rise of Vashandiri: The Ruwadzano Movement in the Lutheran Church in Zimbabwe. Uppsala, 1991. Э. Небольсин Рубрики: Ключевые слова: ДИБЕЛИУС Фридрих Карл Отто (1880 - 1967), епископ Берлинско-Бранденбургской евангелической церкви в Германии, руководитель нем. Исповедующей Церкви в период правления Гитлера

http://pravenc.ru/text/186845.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить удовлетворение осуществлением очередной богословской встречи представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии. 3. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви на состоявшемся собеседовании. 4. Считать полезным продолжение богословского диалога представителей двух Церквей. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о состоявшейся 27 ноября 1998 года в Женеве рабочей встрече делегаций Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата и обсуждении нерешенных вопросов, имеющих отношение к церковному положению в Эстонии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви на состоявшихся переговорах. 3. Считать целесообразным направление в Эстонию смешанной делегации двух Церквей для проведения переговоров с Премьер-министром Эстонии по вопросам урегулирования юридических и имущественных вопросов православных приходов в Эстонии. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, об участии делегации Русской Православной Церкви в VIII Ассамблее Всемирного Совета Церквей, 3-14.12.1998, Хараре, Зимбабве. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви на VIII Ассамблее Всемирного Совета Церквей, 3-14.12.1998, Хараре, Зимбабве, особо отметив следование делегаций решениям Межправославной встречи в Салониках (29.04-2.05.1998). 2. Выразить удовлетворение тем, что итоговый документ Межправославной встречи в Салониках был совместно и единодушно представлен православными делегатами VIII Ассамблее ВСЦ в качестве согласованной всеправославной позиции по отношению ко Всемирному Совету Церквей. 3. Приветствовать принятое по рекомендации Межправославной встречи в Салониках решение VIII Ассамблеи ВСЦ о создании Специальной комиссии Всемирного Совета Церквей и представителей Православных Церквей для разработки новых структурных форм ВСЦ, которые были бы приемлемы для православных и отражали их экклезиологическое самосознание.

http://patriarchia.ru/db/text/4970081.ht...

В сент. 1997 г. Синод назначил М. директором Патриаршей б-ки в Александрии. 13 февр. 1998 г. он был избран митрополитом Зимбабвийским, а 22 февр. 2001 г.- митрополитом Кенийским и Иринупольским. С 2005 г. носит титул «митрополит Кенийский», с 24 нояб. 2015 г.- «митрополит Найроби». О деятельности М. на этом посту см. подробнее в ст. Кенийская митрополия . В 2019 году, до 5 дек., также временно управлял Кисумской епархией. Миссионерская и научная деятельность М. была отмечена наградами правосл. Церквей Кипра, Греции, Болгарии, Финляндии, а также ряда орг-ций и фондов. Благодаря своей переводческой деятельности Патриаршая церковная школа в Найроби стала лауреатом премии Международного фонда единства православных народов за 2007 г., М. был награжден тем же фондом за усилия в распространении Православия на африкан. континенте. Начиная с 1973 г. М. представляет Александрийскую и Кипрскую Церкви на различных межправосл. и межхрист. мероприятиях. Особенно активное участие он принимал в богословском диалоге с англиканами. М. также является представителем Александрийского Патриархата в диалогах с Римско-католической Церковью, лютеранской и реформатскими церквами. Он непременный участник заседаний Совета Ближневосточных Церквей и встреч их предстоятелей. М.- член Центрального комитета ВСЦ и его комиссии «Вера и церковное устройство». Со студенческих лет до наст. времени он выступает с научными докладами на международных конгрессах, в т. ч. на патрологических конференциях Оксфордского ун-та. Параллельно с пастырской деятельностью М. продолжает научные исследования и написание статей и книг, посвященных истории правосл. Церквей (Кипрской, Александрийской, К-польской, в т. ч. развитию церковных, культурных и политических связей России и Кипра), греч. эмиграции, церковным деятелям с IV в. до наст. времени, творчеству поэтов и литераторов, а также является автором исследований по истории и культуре африкан. племен. Описание опыта работы в Африке изложено в трехтомнике, озаглавленном по-гречески «Свидетельства жизни» (Μαρτυρες ζως), а по-английски «Приключения в невидимом мире» («Adventures in the Unseen»). Сочинения М. опубликованы на англ., греч., франц., итал., рус., араб., фламанд., фин., кикуйю, суахили и др. языках.

http://pravenc.ru/text/2561402.html

Римско-католическая Церковь Является самой крупной христианской деноминацией в М. и включает 2 архиеп-ства, в состав которых входят 6 епископств-суффраганов: архиеп-ство Лилонгве (епископства-суффраганы - Дедза, Каронга, Мзузу) и архиеп-ство Блантайр (епископства-суффраганы - Чиквава, Мангоче, Зомба). Действует Епископская конференция Малави. По данным на 2014 г., в стране 152 католич. прихода, в к-рых служат 420 священников (из них 101 монашествующий), также подвизаются 307 монахов и 960 монахинь. Общее количество католиков - ок. 4,3 млн чел. Дипломатические отношения с Папским престолом установлены в 1966 г. Протестантские церкви, деноминации и секты (Статистические данные приведены на нач. XXI в., если не оговорено отдельно.) Англиканская Церковь Появилась на территории М. в 1861 г. и в наст. время представлена 4 диоцезами - Озера Малави, Сев. Малави, Юж. Малави, Верхнего Графства. Все диоцезы входят в состав Церкви провинции Центральной Африки, объединяющей верующих в Замбии, М., Зимбабве и Ботсване и являющейся членом Англиканского содружества . Общее количество верующих - ок. 80 тыс. чел., окормляемых в 360 приходах. Лютеранство представлено Лютеранской Церковью Центральной Африки (Lutheran Church of Central Africa; 128 общин, ок. 40 тыс. чел.), начавшей свою деятельность в М. в 1962 г. Кальвинизм получил в М. значительное распространение. Самой крупной орг-цией данного толка является Церковь Центральной Африки Пресвитерианская (ЦЦАП; Church of Central Africa Presbyterian), основанная в 1924 г. на базе шотл. миссий, к к-рым в 1926 г. присоединились общины Капского синода Голландской реформатской Церкви в Южной Африке. ЦЦАП состоит из 5 синодов: 3 синодов в М.- синода Ливингстония (на севере), синода Нхома (в центре), синода Блантайр (на юге), а также синода Замбии и синода Хараре (Зимбабве). ЦЦАП насчитывает более 1,3 млн верующих в 503 общинах. Помимо этого существует ряд независимых кальвинистских орг-ций, отколовшихся от ЦЦАП в 20-х гг. ХХ в.: Церковь Африканского Завета (African Covenant Church; 200 общин, 25 тыс. чел.), от к-рой в свою очередь отделилась Последняя Церковь Бога и Его Христа (Last Church of God and His Christ; 70 общин, 15 тыс. чел.); Африканская Национальная/Международная Церковь (African National/International Church; 30 общин, 5 тыс. чел.); Пресвитерианская Церковь Африки Блэкмена (Blackman " s Presbyterian Church of Africa; 10 общин, 2,7 тыс. чел.).

http://pravenc.ru/text/2561694.html

Православие в Зимбабве Митрополит Георгий с молодежью в храме святителя Нектария Местоположение : Зимбабве занимает часть большого плато на юге Африки. Граничит на севере с Замбией и Мозамбиком, на востоке – с Мозамбиком, на юге – с Южно-Африканской республикой, на юго-западе и западе – с Ботсваной. Площадь : 390 759 км 2 . Численность населения : около 11 536 000 человек (по состоянию на 1995 год); средняя плотность населения – около 30 человек на км 2 . Официальный язык : английский. Краткая история страны. Зимбабве славится своей самобытной и древней культурой. Древние цивилизации Зимбабве занимались разработками золотых копей. Одно время считалось, что именно тут находились знаменитые копи царя Соломона. В XIV веке здесь возникла мощная империя Мвене-Мутапа (Мономотапа), политическое влияние которой простиралось далеко за пределы междуречья Замбези – Лимпопо. Воздвигнутый племенами банту город-крепость (известный как «комплекс Великий Зимбабве»), развалины которого находятся вблизи города Масвинго, поражает воображение и до сих пор вызывает многочисленные споры ученых о своем происхождении. Памятник, раскинувшийся на площади в 720 га , представляет собой нагромождение башен из огромных гранитных глыб, окруженных одиннадцатиметровыми серыми стенами с узкими лабиринтами проходов. Численность населения этого города в XV веке составляла около 20 000 человек. В конце XVII века в результате междоусобных войн Мономотапа был уничтожен другими племенами. В XVIII веке на территории Зимбабве возникло королевство Ндебеле, один из правителей которого в 1888 году передал права на разработку полезных ископаемых Сесилю Родсу, что в конце концов привело к колонизации Зимбабве (получившего название Южная Родезия). В 1923 году Великобритания объявила Южную Родезию автономной колонией. 11 ноября 19 65 года белое правительство во главе с Ианом Смитом провозгласило независимость, однако ни одно государство, в том числе Великобритания, не признало его. В результате 15-летней партизанской войны 17 апреля 1980 года Зимбабве стало самостоятельным государством.

http://pravoslavie.ru/2931.html

Англичане не вмешивались. Они решили откупиться. По соглашению о «земельной реформе» Лондон ежегодно выплачивал стране, которая называлась уже Зимбабве, солидные суммы. Эти деньги по идее должны были идти на цивилизованный выкуп земли у белых фермеров, владевших на тот момент примерно пятью миллионами гектаров и успешно кормивших не только Зимбабве, но и соседние страны. Деньги эти естественным путем оседали в карманах окружения Мугабе, который даже не собирался ничего менять в экономике страны. Его все устраивало: белые работали сами, создавали рабочие места для африканцев и к тому же служили витриной благоденствия Зимбабве под мудрым правлением Роберта Мугабе. Экономическое процветание Родезии-Зимбабве дало возможность Мугабе проводить типично социалистические преобразования, правда, с сильным налетом маоизма. Конфликт зрел внутри. Ассоциация ветеранов войны за независимость очень быстро стала весьма влиятельной и опасной организацией. Ее лидер, генерал Ченджераи Хунзви стал требовать от Мугабе в 1990-х годах выполнения предвыборных обещаний, в первую очередь отобрать земли у белых и отдать их бывшим героям-партизанам. Тут надо понимать, что независимость Зимбабве была окончательно провозглашена в 1980 году, то есть по историческими меркам времени прошло совсем немного. При этом земля не была нужна партизанам-шона, чтобы на ней работать. К серьезному сельскохозяйственному труду они не приучены, управляться с гигантскими плантациями табака и хлопка они не в состоянии. Земля им была нужна как символ. Как вещественная награда. Я честно партизанил, и президент наградил меня землей и сотней буйволов. Выступая по радио в 2000 году, генерал Хунзви употребил выражение «кровавая бойня», объясняя, что будет, если ветеранам немедленно не раздадут земли белых плантаторов. Еще он требовал единовременно выплатить каждому ветерану по четыре тысячи долларов США и затем платить ежемесячную пенсию в две тысячи. После переговоров сошлись на двух с половиной тысячах единовременной выплаты и на 100 долларах ежемесячно. Создали специальный фонд для выплаты этих денег, и есть мнение, что именно эти непосильные траты и стали причиной гиперинфляции, обрушившей финансовую систему Зимбабве.

http://ruskline.ru/opp/2019/sentyabr/07/...

Хараре, Зимбабве, 25 августа, Благовест-инфо. Церковный суд над англиканским епископом города Хараре Нолбертом Кунонгой, активно поддерживающим президента Роберта Мугабе, начался в Зимбабве. Как сообщает британская Daily Telegraph , Кунонга – первый англиканский прелат в Африке, подвергнутой этой процедуре за более чем 100 лет. Епископа Кунонгу обвиняют в призывах к убийству, а также «грехах против Церкви, ее иерархии и верующих». Если прелата признают виновным, он может быть лишен кафедры и извержен из Церкви. Если будет доказано, что Кунонга причастен к хищению из церковной казны, против него могут быть выдвинуты иски и в гражданском суде. Всего против прелата выдвинуто 11 обвинений. Церковный суд проходит в Королевском гольф-клубе Хараре, неподалеку от официальной резиденции президента Мугабе. Согласно самому серьезному обвинению, Кунонга призывал секретные службы и ветеранские организации Зимбабве к расправе над 10 влиятельными англиканами, включая священников и церковных старост. В качестве свидетеля должен был выступить священник Джеймс Муконга, который бежал из Зимбабве в прошлом году  и сейчас находится в Великобритании. Епископ Кунонга заявил, что суд не должен принимать к рассмотрению «телефонное свидетельство», и суд временно отклонил обвинение в подстрекательстве к убийству. Представитель защиты Джереми Льюис заявил, что свидетель готов приехать в соседнюю с Зимбабве страну – Малави, и дать показания там. Епископа Кунонгу также обвиняют в подрыве деятельности возглавляемой им епархии – прелат уволил 19 не согласных с ним священников и руководителей большей части епархиальных структур, а также запрещал хору кафедрального собора петь во время служб. Он также запретил своему предшественнику, епископу Питеру Хатенди, принимать участие в богослужениях. Согласно обвинению, Кунонга злоупотреблял церковным имуществом – транспортом и денежными средствами, отдавал распоряжения о фальсификации протоколов церковных собраний. Прелат также удалил из собора Хараре «памятные знаки, мемориальные доски и таблички», некоторые из которых представляли художественную и историческую ценность. Ряд прихожан также заявили о готовности свидетельствовать о том, что епископ Кунонга проповедовал расовую ненависть.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Зимбабве: епископ, отлученный от Англиканской Церкви, продолжает совершать рукоположения 26.12.2008 22:19 Хараре, 26 декабря, ENI/Благовест-инфо. Отлученный от Англиканской Церкви епископ рукоположил в созданной им церковной провинции 33 диаконов и священников. Нолберт Кунонга, бывший архиепископ зимбабвийской столицы, был отлучен от Англиканской Церкви в мае 2008 года после того, как решил выйти из Центральноафриканской церковной провинции. Необходимость такого шага, по словам Кунонги, вызвана тем, что в этой провинции преобладают симпатии по отношению к гомосексуалистам. «Отделившись от Центральноафриканской провинции и создавая новую, мы движемся к тому, чтобы быть официально признанными», - цитирует правительственная газета «The Herald» слова Кунонги после совершенных им рукоположений. В настоящее время Кунонга судится с Англиканской Церковью Зимбабве. Поводом для тяжбы послужил его отказ уступить здание епархиального управления и передать церковное имущество Себастьяну Бакаре, назначенному вместо него епископом Хараре. До недавнего времени Бакаре был вынужден руководить своей епархией из пригорода, так как Кунонга не пускал его в столицу. По словам членов Церкви, на последователей Бакаре, которые составляют большинство в приходах Зимбабве, нападали банды неизвестных, препятствуя им совершать богослужения в храмах. В результате последователи епископа Бакаре были вынуждены собираться для молитвы прямо на улице или же в зданиях, принадлежащих другим деноминациям. Кунонга утверждает, что к его альтернативной епархии присоединяется много верующих. «Что ж, я рад, что к провинции возвращается здравый смысл», - заявил он на церемонии рукоположения. По словам Кунонги, «люди присоединяются к нам, когда осознают причины, побудившие нас отделиться от Центральноафриканской провинции Англиканской Церкви». Кунонга – близкий союзник лидера партии «Африканский национальный союз Зимбабве – Патриотический фронт» (Zanu-PF). Как указывают оппоненты, Кунонга получил личную выгоду в результате проведенной Мугабе земельной реформе. Суть реформы состояла в отчуждении хозяйств и оборудования у белых фермеров с целью исправить «исторический дисбаланс».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Союзничество Москвы и Пекина против американской гегемонии реально началось несколько лет назад, в январе 2007 года, когда Россия и Китай наложили вето на проект западной резолюции Совбеза по Мьянме (Бирме). Это был шок для Запада – война против Бирмы была уже запущена, уже вышел фильм о Джеймсе Бонде, бомбящем Янгон (Рангун), а совместных русско-китайских вето не было с 1972 года. Бирма была другом Китая; России было, по большому счету, все равно – но Путин решил дать политический кредит Пекину. Без Москвы, Пекин не посмел бы наложить вето. Вслед за этим, в феврале 2007 года в Мюнхене Путин бросил открытый вызов американской гегемонии. Его оценили как one of Russia " s periodic bouts of letting off steam at its diminished world status («Россия периодически выпускает пар по поводу падения своего статуса в мире»). Но эта речь объяснила и голосование по Мьянме, и последовавшее голосование в июле 2008 года, когда Россия и Китай совместно наложили вето на проект западной резолюции по Зимбабве в Совете Безопасности. (Хорошо вспомнить, что тогда президентом уже стал Медведев, которому ставят в вину голосование по Ливии, забыв о его достижениях). Вето по Зимбабве было настоящим ударом по гегемонии – Запад не посмел через него перешагнуть, и Зимбабве избежала судьбы Сомали (западная резолюция по Сомали прошла, и эта страна погибла). И тут у России, в отличие от Китая, не было интересов в Зимбабве, но без России Пекин бы не посмел применить вето. Так Россия второй раз дала политический кредит Пекину, и взяла на себя роль лидера в борьбе за многополярный мир. Американским ответом на это стала русско-грузинская война в августе 2008 года, проверка боем, которую русская армия с честью выдержала. Мьянма и Зимбабве беспокоили Англию, но не континентальную Европу. Следующее серьезное совместное русско-китайское выступление – в Сирии – было ближе к Европе, но тоже не критично для европейцев. В Сирии русским (при поддержке Китая) удалось прищучить американцев. Американская гегемония начала рушиться. В ответ американцы устроили переворот на Украине. Одной из целей было восстановить Западную Европу против России. Пусть Западная Европа сплотится под американской эгидой, ужаснувшись русской угрозе. Они устроили массовую истерию в прессе: можно было подумать, что русские танки уже на пути к Ла Маншу. Россия поначалу ответила Олимпиадой. Церемонии открытия и закрытия игр должны были показать европейцам, что Россию не надо бояться – ее можно любить, как давешнего собрата и партнера в рамках одной великой европейской цивилизации. А значит, не нужно НАТО, не нужны американские ракеты и базы в Европе. Именно так поняли Олимпиаду стратегические противники России – и именно поэтому они развязали безумную кампанию ненависти против Сочи, города-курорта на немодном берегу Черного моря – как против Мордора.

http://radonezh.ru/analytics/metatekst-o...

Хараре, Зимбабве, 26 августа, Благовест-инфо. Церковный суд над англиканским епископом столицы Зимбабве Хараре закончился фарсом, едва успев начаться, сообщает Daily Telegraph . Против епископа Нолберта Кунонги был выдвинут ряд обвинений, от финансовых злоупотреблений до подстрекательства к убийству. Однако в самом начале судебного заседания стороны обвинения и защиты устроили такой яростный спор по процедуре слушания, что приглашенный из соседней Малави судья Джеймс Клалиле сложил с себя полномочия председателя. «Никогда еще  своей практике судьи, в Малави или другой стране я не слышал ничего подобного, -- заявил Калаиле. –Я попрошу архиепископа (Бернарда Малангу, примаса Центральноафриканской англиканской провинции – прим. ред.) назначить другого судью». Таким образом, судебное слушание было отложено на неопределенный срок. Епископ Кунонга вышел из зала суда, оборудованного в гольф-клубе Хараре, с улыбкой победителя на лице. Прелат заявил, что не станет комментировать ход дела иностранным информационным агентствам, и даст интервью только государственным СМИ Зимбабве. Противники епископа Кунонги не собираются сдаваться. «Наши каноны нарушены и продолжают нарушаться. Мы будем бороться и не оставим просто так наш иск против епископа», -- заявила Полин Макони, прилетевшая на родину из Лондона, чтобы дать показания против прелата. Как сообщалось ранее, епископа Кунонгу обвиняют также в подрыве деятельности возглавляемой им епархии – прелат уволил 19 не согласных с ним священников и руководителей большей части епархиальных структур, а также запрещал хору кафедрального собора петь во время служб. Он также запретил своему предшественнику, епископу Питеру Хатенди, принимать участие в богослужениях. Согласно обвинению, Кунонга злоупотреблял церковным имуществом – транспортом и денежными средствами, отдавал распоряжения о фальсификации протоколов церковных собраний. Прелат также удалил из собора Хараре «памятные знаки, мемориальные доски и таблички», некоторые из которых представляли художественную и историческую ценность. Ряд прихожан также заявили о готовности свидетельствовать о том, что епископ Кунонга проповедовал расовую ненависть.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010