Отвечая на вопрос эстонского радио, не связана ли поездка Его Святейшества с непростыми отношениями эстонского государства и Православной Церкви в Эстонии, митрополит Иларион сказал: «Сам по себе визит Святейшего Патриарха не задуман как попытка решить определенные вопросы, для решения которых, возможно, потребуются еще долгие годы. Прежде всего, Патриарх едет к своей пастве. Патриарх — как всегда при посещении тех стран, где проживает наша православная паства, — едет с вестью любви и поддержки. И православный народ ожидает этого визита с большой радостью и энтузиазмом. Думаю, что те вопросы, которые пока остаются нерешенными, будут подниматься на всех встречах Патриарха с государственным руководством. А нерешенным остается, прежде всего, вопрос о церковной собственности. Причем эта собственность имеет разный статус. Есть государственная собственность и собственность муниципальная — поэтому в каждом случае вопрос должен решаться по-своему. Мы убеждены, что не должно быть неравенства между юрисдикциям. Не должно быть такого, чтобы одна юрисдикция владела своими объектами на правах собственности, а другая только арендовала их временно у государства. И мы будем работать над тем, чтобы было достигнуто справедливое решение этой проблемы. Мы положительно оцениваем те решения, которые достигнуты к настоящему моменту, но считаем их промежуточными». Митрополит Иларион также сообщил, что в рамках визита запланирована встреча Святейшего Патриарха с главой Евангелическо-лютеранской церкви Эстонии архиепископом Андерсом Пыдером. Однако на вопрос, могла бы поддержка со стороны братских христианских конфессий способствовать решению имущественного вопроса, он ответить затруднился. «У меня нет ответа на этот вопрос, но убежден, что такие встречи нужны и полезны, потому что перед христианами в современном мире стоит общая миссия. Когда мы встречаемся с представителями иных христианских конфессий, мы говорим, прежде всего, о том, что нас объединяет, — это стремление сохранять традиционные духовно-нравственные ценности Христианства. И здесь у нас обширное общее поле для взаимодействия с Евангелическо-лютеранской церковью Эстонии, с которой мы поддерживаем теплые отношения», - сказал он.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/14/na...

634 . Церковным Попечителям для пособия в хозяйственных делах церкви и в действиях по церковной полиции подчиняются Церковные Старосты из поселян (Bauer-Kirchen-Vormьnder, Sechsmдnner oder Unter-Kirchen-Vorsteher); в сие звание назначаются благонадежные поселяне во всех сельских и колонистских приходах. В тех, где Проповедники суть вместе и Церковные Попечители, сии Церковные Старосты подписывают с ними донесения высшему начальству о состоянии имущества и хозяйственных дел церкви. Церковные Старосты в С.-Петербургской губернии (Ингерманландии) и колониях избираются приходом на три года и утверждаются Проповедниками как Церковными Попечителями; в Прибалтийских губерниях они назначаются имеющими в том приходе недвижимую собственность и утверждаются также Церковными Попечителями по истребовании мнения Проповедника. О избранных дается знать всему приходу. Число сих Церковных Старост из поселян определяется по пространству прихода и большему или меньшему числу принадлежащих к оному поместий, деревень или колоний. 635 . По окончании трехлетия Церковные Старосты из поселян могут быть снова избраны в сию должность. За неспособностию они могут быть уволены во всякое время Попечителями. 636 . Особые в некоторых местах предоставленные Церковным Старостам из поселян преимущества на время отправления ими сей должности сохраняются ими и на будущее после 28 Декабря 1832 года время. III. О Главных Церковных Попечительствах и Инспекциях. 637 . Главные Церковные Попечительства (Ober-Kirchen-Vorsteher-Aemter) составляются из Председателя, с званием Главного Церковного Попечителя, одного светского и одного духовного члена. 638 . Главные Церковные Попечители избираются дворянством в губерниях Лифляндской и Эстляндской и на острове Эзеле из Ландратов, а в Курляндской, Виленской и Гродненской из тамошних имеющих недвижимую собственность, дворян Евангелическо-Лютеранского исповедания. Светские Заседатели, которые также должны быть Евангелическо-Лютеранского исповедания, избираются дворянством из среды его на три года; по окончании трехлетия они могут быть избраны снова.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

719 . Если, однако ж, обнаружение сказанного на исповеди необходимо для отвращения опасности, грозящей Монарху, Императорскому Дому, или государству, то Проповедник обязан, когда не убедит исповедующегося к учинению собственного в том сознания, немедленно объявлять о том начальству, сначала не называя преступника, но когда начальство, для отвращения преднамереваемого злодеяния, признает необходимым узнать имя каявшегося и потребует сего от Проповедника, он должен назвать его, и в сем случае освобождается от всякой ответственности за открытие тайны исповеди. 720 . Когда лицо, коего молва обвиняет в учинении какого-либо преступления, впрочем не принадлежащего к государственным, выше сего в статье 719 означенным, или же которое уже находится за сие или прежде было под судом, сознается пред духовным отцом на исповеди в содеянии преступления, в коем его подозревают, или подозревали, то Проповедник должен стараться, посредством увещаний, склонить его к объявлению сего пред судом; и буде преступник, опасаясь наказания, на сие не решится, то склонять его, по крайней мере, к вознаграждению за причиненный им вред. Если для предупреждения замышляемого преступления или же для прекращения вредных последствий совершенного уже злодеяния, необходимо обнаружить оное пред начальством, а исповедующийся не согласится сам сознаться пред судом в своем проступке, или иным образом отвратить имеющий от сего произойти вред, то ему отказывается в разрешении от грехов и в допущении ко святому причащению, но сказанное на исповеди сохраняется в тайне. 721 . Когда член Евангелическо-Лютеранской Церкви, принадлежащий к какому-либо определенному приходу, испрашивает дозволения принести покаяние и причаститься Св. Таин не у своего приходского Проповедника, то Консистория обязана сначала тщательно рассмотреть, точно ли заслуживают уважение представленные им на сие причины. 722 . Проповедник не может никого из членов Евангелическо-Лютеранской Церкви, кроме лишенных ума или находящихся в состоянии беспамятства, сам собою удалять от общественного покаяния и приобщения Св.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

К допросу о погребении иноверцев и сектантов//Миссионерское обозрение. 1901 г. 2. С. 204–208 (Из миссионерских запросов) Какие существуют узаконения и распоряжения власти по вопросу о погребении лютеран вообще и в частности в тех случаях, когда нет ни пастора, ни особо отведенного кладбища для таковых покойников? Как поступать в тех случаях, когда просят православного иерея молиться об усопшем инославном христианине и погребении сектанта? Правила о погребении умерших членов евангелическо-лютеранской церкви изложены в разд. 1, кн. II уст. дух. д. иностр. исп. (Т. XI, ч. 1, изд. 1896 г.), в ст. 308–316. Вот что говорится в этих статьях. Обряд погребения должен быть совершаем проповедником прихода, где умер погребаемый, или же проповедником того прихода, к коему принадлежал умерший, если первый на это согласен. В городах, где лютеране не разделены на приходы, духовный отец умершего, или же, в случае отсутствия его или иных препятствий, и всякий другой проповедник может, по приглашению, совершить над ним обряд погребения. Если проповедник, коему принадлежит право совершить сей обряд, не может приступить к сему по какой-либо достойной уважения причине и нет в том месте другого проповедника, то, с согласия и по наставлению его, тело погребает один из церковнослужителей. Тела членов евангелическо-лютеранской церкви погребаются только в определенных на сие для целых приходов, или же для отдельных семейств и по установленному порядку освященных местах. На учреждение новых кладбищ или особых для погребения мест испрашивается дозволение полицейского начальства. Изложенные в приведенных статьях закона требования, как показывает самое содержание их, рассчитаны на нормальное течение церковно-приходской жизни живущих в пределах Российской Империи лютеран. Говоря о приходах, предполагая наличность проповедников-пасторов, означенные требования применимы ко всем тем местностям России, где лютеране живут общинами и колониями. В таких условиях находятся, например, Остзейский край, некоторые города и местности Западной и Юго-Западной России, и такие большие городские центры, как Петербург, Москва и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К. Никольской , как пример серьезного научного размышления над судьбой протестантизма в России. Завершает Антологию (XII) раздел Приложений, куда включены обширные фрагменты из «Устава Евангелическо-Лютеранской церкви»1832 г., текст ныне действующего «Устава Евангелическо-лютеранской Церкви в России, Украине, Казахстане и Средней Азии», а также текст «Социальной позиции протестантских церквей России». Это разновеликие по объемам, разнящиеся по обстоятельствам появления и содержанию документы, но тем они и интересны для сопоставления, сравнения, размышления над эволюцией протестантизма в России. Итак, подавляющее большинство текстов, составляющих Антологию, освещают российский протестантизм, – что и как это было, что и как это есть сейчас, – в ракурсе внешнего взгляда. Говорят, со стороны виднее. Наверное, в этом есть своя правда. То, что сами протестанты переживают и мыслят, оставаясь внутри своего конфессионального сознания, не всегда открывает им, как воспринимаются их сообщества, вера и образ жизни непротестантским окружением. Из приведенных работ, – основательных или поверхностных, исследовательских или публицистических, защищающих или критикующих, – это восприятие, надо полагать, станет более понятным. Но важный смысл обозрения непротестантской рефлексии над темой протестантизма в России еще и в том, чтобы лучше стала понимать себя и «рефлексирующая сторона» в лице ее современных представителей, чтобы обнаружились те грани соприсутствия протестантов и непротестантов в едином пространстве Отечества, которые называются – общая страна, общая история, общие радости и печали, общий путь, общая жизнь. 1 См.: Бачинин В. А. Византизм и евангелизм: Генеалогия русского протестантизма. СПб., 2003; История евангельских христиан-баптистов в СССР/Под ред. А. М. Бычкова. М., 1989; Каретникова М. С. Русское богоискательство: национальные корни евангельско-баптистского движения//Альманах по истории русского баптизма. Вып. 1. СПб., 1997; Курило О. В. Лютеране в России (XVIXX вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

463 . Сверх того Генеральная Консистория представляет ежегодно Министерству Внутренних Дел: 1) В Феврале послужные списки своего Президента, Вице-Президента, членов и чиновников Канцелярии. – Списки светских лиц представляются по общей установленной для гражданских чиновников форме, а духовных членов по особой, для сего данной. Примечание. Послужной список Президента Генеральной Консистории представляется Министерству без аттестации, но за подписью Вице-Президента и всех духовных и светских членов сей Консистории. 2) В начале Марта общую ведомость, по установленной форме, о всех в пред- шедшем году родившихся, умерших, и вступивших в брак по ведомствам всех Евангелическо-Лютеранских Консисторий, с показанием, сколько их было по каждому Консисториальному округу и сколько вообще. 3) В начале Февраля общую ведомость, по данным формам, о делах производившихся и в течение года не оконченных как в местных Консисториях, так и в Генеральной, а равно и об исполненных и не исполненных бумагах, с показанием сколько дел окончено, сколько за тем остается нерешенными, и какие именно. 4) В начале Декабря обстоятельное донесение о положении церковных дел по всем Консисториальным округам, на основании поступающих в Генеральную Консисторию донесений местных Консисторий (ст. 445, п. 4), и с приложением общей ведомости, по данной для того форме, о числе церквей и духовенства, а равно и всех конфирмованных в течение года, начиная с 1 Октября, по каждому Консисториальному округу особо, и по всем округам вообще. 5) В Марте общую ведомость о состоянии касс Проповеднических вдов и сирот, и о поступивших в оные в течение года суммах. 6) Также в Марте общую табель о состоянии имущества Евангелическо-Лютеранских церквей. – Сия табель должна содержать в себе краткое означение всех поступивших и издержанных в каждой церкви, денежных сумм; к ней прилагается особая ведомость о всех полученных Генеральною Консисториею и прочими Консисториями и Церковными Попечительствами штрафных и других сего рода деньгах и о употреблении или предназначении оных.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

В настоящее время к ЕЛЦФ принадлежат 68% населения Финляндии. Что же касается города Хельсинки, доля жителей финской столицы, состоящих в рядах Евангелическо-Лютеранской церкви, в 2021-м году опустилась ниже отметки в 50 процентов. Число членов ЕЛЦФ на протяжении многих лет постепенно сокращается. В год она тает примерно на 1%. Еще в 2008-м году лютеран в стране насчитывалось более 80% населения. Обычно встречи с лютеранами происходят на площадке Покровских и Сретенских чтений, которые организовывает представительство Московской Патриархии в Финляндии. Иногда служители Евангелическо-Лютеранской церкви приходит к нам в храм частным образом. Встречаемся, разговариваем, обсуждаем стоящие перед христианами вызовы. – Как складываются отношения с государством? Есть ли поддержка или, наоборот, препятствия деятельности общины? – Финское общество хорошо знакомо с православной традицией, и православные не чувствуют себя ущемленными. Да и вообще, со стороны государства ко всем религиям отношение толерантное. Политика поликультурности, проводимая в последние годы, делает свое дело. На наш приход никто сейчас не смотрит как на нечто чуждое финляндскому обществу. Более того, в процессе диалога с городскими властями Хельсинки мы замечали, как к нашим нуждам относились с большим пониманием. Однако в маленьких муниципальных образованиях православным бывает труднее реализовать свое право на религиозное обучение в школе. – Вы работаете? Считаете ли, что священник должен работать? – Вообще, нормой является, когда священник питается от алтаря. То есть в нормальной ситуации приход должен содержать священника. Но существуют и другая модель, она распространена в странах рассеяния. Когда приход новообразованный, малочисленный и не имеет достаточной материальной базы для содержания священника. Но тем не менее этот приход, эта небольшая группа прихожан остро нуждается в священническом служении, и тогда архиерей соглашается им из их среды поставить благочестивого человека, которой, может быть, и не имеет систематического богословского образования, но который может совмещать свою светскую работу со служением у алтаря.

http://pravoslavie.ru/143020.html

Для лиц евангелическо-лютеранского вероисповедания в России совершение обряда бракосочетания есть необходимое условие законности брака. Для действительности брачного союза требуется соблюдение следующих форм: опрос со стороны священнослужителя бракосочетающихся о наличности свободного у них волеизъявления на вступление в брак, утвердительный ответ вступающих в брак и надлежащее благословение брачного союза. Установленный законом обряд бракосочетания должен быть совершен предпочтительно в церкви и в присутствии не менее двух свидетелей и самих бракосочетающихся. Условия действительности брака лиц евангелическо-лютеранского вероисповедания Брак почитается действительным и законным при наличности следующих условий: Брачное совершеннолетие определяется для лиц мужского пола в восемнадцать лет, а для лиц женского пола в шестнадцать лет. Сверх сего требуется, чтобы лица, вступающие в брак были конфирмованы. В виду того, что для действительности брака требуется свободное волеизъявление сторон, то брак признается незаконным, если совершен с лицом сумасшедшим. Для несовершеннолетних требуется согласие родителей: отца, если он налицо, если его нет, то согласие матери, а при отсутствии последней – опекунских учреждений. Но в известных случаях и совершеннолетним детям родители могут воспрепятствовать свободному вступлению в брак. Достойные уважения, как говорит закон, для отказа в согласии родителей на брак совершеннолетних детей суть следующие причины: 1) если то лицо, с коим сын или дочь желает вступить в брак, приговорено к наказанию, сопряженному с лишением или ограничением прав состояния, 2) если доказано, что то лицо предано пьянству, распутству, безумной расточительности или иным грубым порокам; 3) если то лицо оскорбило грубыми выходками своих родителей или таковых же другой стороны и не получило прощения; 4) если это лицо одержимо заразительной болезнью пли падучей болезнью; 5) если дети, не получив согласия на вступление в брак, старались предосудительными средствами вынудить это согласие; 6) если сын или дочь желают вступить в брак с лицом признанным по суду виновным в прелюбодеянии; 7) если в летах, воспитании, образовании сторон слишком большая разница, и 8) если другая сторона исповедует нехристианскую религию.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bra...

1914 г., а также на тех, кто вели свою родословную от участников и героев войн Российской империи. Решением Сената подданные враждебных гос-в лишались судебной защиты; закрывались нем. школы, прекратился выпуск газет на нем. языке; немцы подлежали высылке из местностей, объявленных на военном положении. Из Москвы было выслано ок. 2 тыс. германских и австр. подданных. По положению Совета министров от 12 июля 1916 г. запрещалось преподавание на нем. языке всех дисциплин, за исключением собственно нем. языка и «Закона Божия тем лицам евангелическо-лютеранского исповедания, для которых немецкий язык является природным». Преподавание на рус. языке вводилось на теологическом фак-те Юрьевского ун-та с «изъятием из сего правила в отношении преподавания практического богословия». После Февральской революции 1917 г. все вопросы, касавшиеся лиц лютеран. исповедания, были переданы в ведение специально созданного Департамента по делам инославных и иноверческих исповеданий. 30 мая 1917 г. Генеральная консистория сообщила, что во 2-й пол. 1917 г. в Петрограде решено созвать Генеральный синод для обсуждения таких вопросов, как разработка устава, взаимоотношение церкви и гос-ва, этнический состав лютеран. церкви, управление церковью. 27-29 июня 1917 г. в Москве состоялась конференция по подготовке синода, итогом к-рой стало решение созвать синод 1 окт. того же года (на конференции присутствовало 24 делегата из всех пробстских округов России; численность лютеран в это время составляла ок. 1,3 млн чел.). В Петрограде в кон. июля - нач. авг. 1917 г. прошла конференция по разработке нового церковного устава. 1 авг. в Екатериненштадте (ныне г. Маркс Саратовской обл.) состоялся конгресс поволжских приходов. На конгрессе, в к-ром принимали участие свыше 100 делегатов, обсуждался вопрос о создании новой структуры церкви. Руководил конгрессом Ф. Шмидт. В авг. того же года прошел конгресс шульмейстеров (учителей) и кистеров Поволжья. Кистеры добивались снятия запрета на ношение пасторского талара, разрешения произносить проповедь на богослужении, организации курсов для продолжения богословского образования. Они стремились также добиться обеспечения вдов и сирот кистеров. Подготовленный проект церковного устава состоял из 2 частей: 1-я касалась деятельности церковных общин и приходов, 2-я - структуры церкви в целом. Общины Москвы и Поволжья, а также ряд приходов Юга России и Кавказа выступали за 3-ступенчатое строение церкви (Генеральный синод - синоды консисториальных округов - региональные синоды). За 2-ступенчатую организацию (Генеральный синод - местные синоды) выступали приходы С.-Петербургского округа, к-рые стремились к ликвидации деления церкви на консистории. Не было единого мнения и относительно периодичности созыва региональных и Генеральных синодов, а также сроков пребывания Генерального суперинтенданта на своем посту.

http://pravenc.ru/text/186839.html

45 См.: Пребывание пастора Нимеллера в Москве//ЖМП. М.: Издание Московской Патриархии, 1952. 2. М. Нимеллер прибыл в Москву в качестве президента Евангелическо-Лютеранской церкви земли Гессен, члена Синода Евангелическо-Лютеранской церкви Германии, руководителя ее отдела внешних сношений. 47 2 января 1952 г. среди четырех официальных лиц Московской Патриархии, встречавших пастора в аэропорту Внуково, был и прот. В. Шпиллер. См.: ЖМП, 1952. 2. С. 18. 48 Родился в семье лютеранского священника; восемнадцати лет поступил на службу в военно-морской флот. В годы Первой мировой войны командовал минной подводной лодкой, на его счету не один погибший морской транспорт противника (только вблизи Марселя его экипаж подорвал три вражеских корабля). 49 После демобилизации Нимеллер вступил в т.н. Freicorps («Свободный корпус»), сформированный из бывших офицеров для борьбы с «красными». В 1920 он, командуя батальоном Freicorps в Мюнстере, принял участие в путче Германа Эрхардта и в походе на Берлин. 50 «Чрезвычайный союз пасторов», возникший на платформе «Протеста», написанного Нимеллером и Бонхеффером и направленного против пронацистских решений Генерального синода Евангелической церкви Пруссии (т.н. Коричневого синода), насчитывал к концу 1933 г. около 6 тыс. членов. Однако уже в январе 1934 г., после критики Гитлером М. Нимеллера, из «Союза» вышла треть участников. Протестующие меморандумы Исповеднической Церкви осмеливались зачитывать с кафедр лишь немногие ее последователи. В декабре 1935 г. Министерство духовных дел объявило ее деятельность незаконной. Во второй половине 1937 г. она была фактически разгромлена. Большинство из 700 арестованных ее пасторов вскоре было отпущено, только единицы оказались в концлагерях 51 Еще до его ареста, в период утеснений со стороны гитлеровского правительства, в ряде европейских стран были созданы группы поддержки пастора М. Нимеллера. Его имя постоянно появлялось на страницах крупнейших мировых изданий. Только газета «Нью- Йорк Таймс» за период 1933–1937 опубликовала о противостоянии немецкой Церкви нацистской религиозной политике около тысячи сообщений, часть которых связана с деятельностью Нимеллера. См.: Колсон Ч. [Colson Charles]. Конфликт царств. М.: Ген- дальф, 1996. С. 198.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010