Заседание открыли сопредседатели Рабочей группы — председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион и статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел Г.Б. Карасин. Участники встречи обсудили различные вопросы совместной повестки дня, в частности в сфере защиты прав христиан в мире и поддержки соотечественников, проживающих за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Считать важным соработничество Русской Православной Церкви и Министерства иностранных дел Российской Федерации в вопросах, представляющих взаимный интерес.   ЖУРНАЛ 39 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о возобновлении богословских собеседований между представителями Русской Православной Церкви и Евангелической церковью в Германии. Справка: В рамках возобновляющегося диалога между Русской Православной Церковью и Евангелической церковью Германии с 8 по 13 декабря 2012 года в Ростове-на-Дону пройдут собеседования представителей Московского Патриархата и Евангелической церкви Германии по теме «Христианские церкви в мультикультурном обществе». ПОСТАНОВИЛИ: Назначить делегацию Русской Православной Церкви в следующем составе:   ЖУРНАЛ 40 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о поездке в Таджикистан. Справка: С 17 по 19 мая 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион посетил с рабочим визитом Таджикистан. В ходе поездки митрополит Иларион и глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Среднеазиатский Викентий встретились с Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном. Участники встречи обсудили широкий круг вопросов, связанных с положением русскоязычного меньшинства в Таджикистане, межрелигиозным диалогом, необходимостью совместного противостояния экстремизму и радикализму, развитием церковной жизни в республике. Также состоялись встречи с председателем Совета улемов Исламского центра Таджикистана Саидмукарамом Абдукодир-зодой и Послом России в Таджикистане Ю.Ф. Поповым. Иерархи посетили 201-ю военную базу Министерства обороны Российской Федерации, расположенную в г. Душанбе.

http://patriarchia.ru/db/text/2269360.ht...

Председатель ОВЦС выступил перед участниками 33-го Немецкого евангелического Кирхентага 4 июня 2011 г. 14:25 3 июня 2011 года в панельной дискуссии «Справедливый мир — одна из утопий?», проходившей в Дрездене в рамках мероприятий 33-го Немецкого евангелического Кирхентага, принял участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . Кирхентаг — масштабное ежегодное событие в жизни Евангелической церкви в Германии. В его программе — лекции, диспуты и семинары, посвященные актуальным вопросам современности, различные музыкальные и культурные мероприятия. Каждый раз для его проведения выбирается один из городов этой страны. В этом году Кирхентаг, в котором принимают участие 120 тысяч человек, проходит в Дрездене с 1 по 5 июня. В своем выступлении владыка Иларион отметил, что миротворчество, прежде всего, начинается в душах отдельных людей и в их семьях. Отвечая на вопрос участников дискуссии, почему в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви содержится упоминание о справедливой войне, председатель ОВЦС выразил уверенность, что понятия справедливой войны и справедливого мира отнюдь не исключают, а дополняют друг друга. Говоря о характере миротворческой деятельности в современном мире, митрополит Волоколамский Иларион сказал, что очень часто декларируемые благие цели идут вразрез с методами их достижения и конечными результатами. Он, в частности, напомнил, что с начала военной операции союзников в Ираке эту страну покинуло две трети исповедующих христианство жителей. Христиане всего мира призваны сегодня проявить солидарность с теми собратьями по вере в ряде регионах мира, кто подвергается дискриминации и гонениям; представители других религий также должны присоединиться к этому процессу, чтобы способствовать преодолению христианофобии, исламофобии и других заблуждений, часто искусственно преувеличиваемых, подчеркнул глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Владыка Иларион также коснулся темы пацифизма. Он напомнил, что радикальный пацифизм не свойственен христианской традиции, и привел в качестве примера взгляды русского писателя Л.Н. Толстого, фактически поставившего себя вне Церкви. Для православной традиции характерны антропологические воззрения, согласно которым зло находится не вовне, а внутри человека. Человек может служить делу справедливости, сражаясь с оружием в руках; в этом отношении принципиальную важность имеют мотивация и цели каждого конкретного человека, подчеркнул председатель ОВЦС. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1534971.ht...

Религиозная сторона жизни, подобно другим областям государственной жизни нуждается в законодательстве, а право законодательства принадлежит монарху; а раз он имеет законодательное право в церкви, то без сомнения ему же принадлежит распорядительное и судебное право. Территориальная система утвердилась в Германии в XVI и XVII в.в. По отношению к Евангелическо-Лютеранской церкви эта власть монарха осуществляется через лиц этого вероисповедания. Согласно воззрениям приверженцев этой теории, консистория является государственным учреждением, заведующим делами Евангелическо-Лютеранской церкви под верховенством короля; законом установляется объём ведения её. С утверждением территориальной системы многие дела, состоящие в ведении епископальной консистории, имеющие гражданское значение были выделены и переданы государственным учреждениям, компетенции же консистории предоставлено регулирование строя управления отправления Евангелическо-Лютеранской церкви. Но и она удовлетворила не всех; поэтому на ряду с ней была создана коллегиальная система, представителем которой был Пуффендорф. По его воззрению, строй государственной жизни слагается их трёх элементов: status politicus – лица и места правительственные, status ecclesiasticus – учреждения церковные и status economicus – весь народ. Затем, исходя из теории договора, он говорит, что и status ecclesiasticus – образовался по договору её членов, и государство обязано обеспечить твёрдость договора и не имеет права стеснять деятельность церковного строя, где нет коллизии между государством и церковью. Практически эта теория вела к тому, чтобы в состав консистории входили члены из всех status входящих в состав государства, т. е. представители государственной власти, духовного класса и народа. Представители государственной власти и учительского класса, т. е. духовные, утверждают положение церкви в государстве согласно с государственным правом, а представители народа являются выразителями общественного религиозного сознания. Но эта теория не имела полного развития, потому что в XVII веке понятие о народе, как в высшей степени, о важном факторе государственной жизни, было весьма мало развито, а в следующем XVIII веке и сама теория договора была изменена в том смысле, что государство есть результат договора между народом и правительством.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Видя такое энергическое содействие правительства делу унии, многие из бывших противников ее, во главе с самой влиятельной из них – партией ново-лютеран, изменили тактику и перешли на сторону поборников унии, понимая последнюю в более широком и свободном смысле слова. Так, по поводу записки берлинского совета, узаконивающей унию, Генгстенберг, глава ново-лютеранской партии и прежде ярый противник унии, выступает в своем органе («Evangel. Kircheu-Zeituiig») с целым рядом обширных статей, в которых одобряет унию, поскольку она совершается без стеснения или ограничения вероисповедных особенностей. «В оправдание законных стремлений евангелической унии, – писал он в заключение своих статей, – мы приведем те указы пятидесятых годов, которыми определяется характер унии, именно, от 31 октября 1850 года, 10 июня и 27 октября 1851 и 6 марта 1852 годов. В этих указах определенно говорится, что уния не ведет к переходу из одного вероисповедания в другое, еще менее к образованию нового исповедания; правительство евангелической церкви должно охранять самостоятельность лютеранского и реформатского исповедания. Верховный церковный Совет должен управлять евангелической церковью в ее совокупности, представляя в себе полномочное право отдельных исповеданий. Посему, он должен охранять все учреждения, основывающиеся на этом праве 55 . Отсюда ясно, что Генгстенберг, склоняясь в пользу унии, в то же время отстаивает самостоятельность протестантских вероисповеданий, а на унию смотрит, как на своего рода теологический компромисс, или еще лучше – церковно-политический договор. Противоположный этому взгляд на унию выразил Шенкель, известный политико-церковный агитатор и главный апологет строго-унионистского движения. По поводу записки берлинского совета он также издал специальную брошюру под заглавием: «о современном положении протестантской церкви в Пруссии и Германии». По его мнению, необходимым условием протестантской унии должно быть поставлено то, чтобы все члены ее отрешились от своего догматического и традиционного наследства, заключающегося в их символических книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

В саммите, в частности, приняли участие: Святейший и Блаженнейший Илия II, Католикос-Патриарх всея Грузии; Блаженнейший Феоктист, Патриарх Румынский; Блаженнейший Христофор, Митрополит Чешских земель и Словакии; Блаженнейший Герман, Митрополит всей Америки и Канады; Святейший Абуна Павел, Патриарх Эфиопский; Святейший Гарегин II, Верховный Патриарх и Католикос всех армян; кардинал Роже Эчегерай, почетный президент Папского совета «Справедливость и мир»; кардинал Вальтер Каспер, председатель Папского совета по содействию христианскому единству; кардинал Поль Пупар, председатель Папских советов по культуре и по межрелигиозному диалогу; кардинал Теодор Маккарик, почетный архиепископ Вашингтонский; кардинал Годфрид Даннеелс, архиепископ Мехелен-Брюссельский; епископ Вольфганг Хубер, председатель Совета Евангелической Церкви в Германии; Юкка Паарма, Архиепископ Турку и Финляндии, Примас Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии; архиепископ Янис Ванагс, глава Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии; епископ Карл Сигурбйорнссон, глава Евангелическо-Лютеранской Церкви Исландии; Ахмад Бадреддин Хассун, верховный муфтий Сирии; Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-Заде, председатель Управления мусульман Кавказа; аятолла Мухаммад Али Тасхири, генеральный секретарь Всемирной организации по сближению мазхабов; шейх Абдалла Бен Халеда Аль-Халиф, заместитель председателя Совета министров Королевства Бахрейн, министр по делам ислама; Махмуд Иджад-Уль Хак, министр по делам религий, ислама, закята и ушры Пакистана; Маатук Абдаллах Аль Маатук, министр юстиции, вакфов и исламских дел Кувейта; Иззат Камель, заместитель генерального секретаря Организации исламская конференция (Саудовская Аравия); Чэнь Гуаньюань, председатель Ассоциации мусульман Китая; Мустафа Церич, верховный муфтий Боснии и Герцеговины; муфтий Абсаттар Дербисалиев, председатель Духовного управления мусульман Казахстана; муфтий Абдуррашид Бахромов, председатель Духовного управления мусульман Узбекистана; муфтий Муратали Ажы Жуманов, председатель Духовного управления мусульман Кыргызстана; Йона Метцгер, главный раввин Израиля; раввин Филипп Кармель, председатель Отдела внешних связей Конференции европейских раввинов; раввин Израэль Зингер, председатель Политического совета Всемирного еврейского конгресса; раввин Артур Шнайер, президент фонда «Призыв совести»; раввин Адин Штайнзальц; Патриарх буддистов Камбоджи Теп Вонг; Хамбо-Лама Чойчамц Дэмбэрэл, глава буддистов Монголии; пастор Сэмюэл Кобиа, генеральный секретарь Всемирного совета церквей; священник Колин Уильямс, генеральный секретарь Конференции европейских церквей; епископ Гуннар Столсет, член Нобелевского комитета по премиям мира, модератор Европейского совета религиозных лидеров; Е Сяовэнь, председатель Государственного управления Китая по делам религий; Мотозава Масафуми, профессор университета Когаккан (Япония); Шри Сугунедра Свамиджи, настоятель Шри Путидж Мата Удупи.

http://sedmitza.ru/lib/text/429898/

1. Евангелическое богословие: бакалавр, учитель, дипломированный специалист, Первый церковный экзамен, магистр искусств, магистр искусств как дополнительный предмет, доктор богословия, дополнительная специализация в докторантуре. Факультет Евангелического богословия. 2. Каноническое право: лицензиат, доктор канонического права. Факультет Католического богословия. 3. Католическое богословие: учитель, дипломированный специалист, магистр искусств как дополнительный предмет, лицензиат, доктор богословия, дополнительная специализация в докторантуре. Факультет Католического богословия . 4. Православное богословие: дипломированный специалист, магистр искусств как дополнительный предмет, доктор богословия, дополнительная специализация в докторантуре. Факультет Католического богословия и факультет Евангелического богословия. 5. Религиоведение: магистр искусств, магистр искусств как дополнительный предмет, доктор богословия, дополнительная специализация в докторантуре. Факультет Философии, теории науки и религиоведения.  См. также Университет Людвига и Максимилиана города Мюнхен (LMU) Православное образование в Мюнхенском унивеситете   Квалификации образовательной системы Германии Факультет Евангелического богословия. Мюнхен Факультет Католического богословия. Мюнхенский университет Центр экуменических исследований Мюнхенского университета   Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

http://bogoslov.ru/article/253797

Разочарование наступило, когда Гитлер стал утверждать главенство гос-ва над Церковью. 5-6 сент. 1933 г. на Генеральном синоде Евангелической церкви Старопрусского союза земельным епископом был избран Людвиг Мюллер - представитель т. н. немецких христиан , доверенное лицо Гитлера и уполномоченный по делам Евангелической церкви Германии. Был также принят Закон о правовых отношениях священников и церковных служащих, соответствовавший закону о гос. служащих (апр. 1933) и содержавший «арийский параграф», согласно к-рому человек неарийского происхождения или тот, кто состоит с ним в браке, не может занимать должность священника или служащего в церковном управлении. 11 сент. в Берлине 60 священников подписали «Заявление об образовании Чрезвычайного пасторского союза» (Pfarrernotbund, Чрезвычайная пасторская лига), в к-ром выступили против нарушения христ. вероисповедания и обязались служить согласно Свящ. Писанию и заветам Реформации, а также защищать тех, кого будут преследовать за веру. Н. возглавил орг-цию, а его старший брат, В. Нимёллер, стал активным членом союза. 20 окт. в Далеме состоялось 1-е заседание представителей Чрезвычайного союза (37 участников из 18 земельных церквей). Был образован руководящий орган - Братский совет, куда кроме Н. вошли еще 7 пасторов. Осознавая пропасть между нацистской и христ. идеологиями, члены Братского совета тем не менее сохраняли надежды на Гитлера как на лидера нации. Напр., Н. отправил Гитлеру поздравительную телеграмму по случаю выхода Германии из Лиги Наций. В нояб. 1933 г. он также представил «Предложения по арийскому вопросу в церкви», где предлагал своего рода размен - «арийский параграф» не применяется в Церкви, а лица евр. происхождения не подают заявления на занятие высших церковных должностей. Деятельность Чрезвычайного пасторского союза привела к образованию более широкого оппозиционного объединения - Исповеднического фронта. 24 нояб. 1933 г. в Штутгарте встретились представители евангелической церкви, к-рые не принадлежали к «немецким христианам», а также представители земельных церквей и общин. Исповеднический фронт требовал соблюдения христ. принципов и традиционных церковных отношений в земельных церквах, отставки радикальных представителей из церковного управления и образования нового, соблюдающего христ. принципы духовного мин-ва.

http://pravenc.ru/text/2577659.html

«Так, одна большая политическая газета в длинной статье доказывала, что Гарнак вопреки справедливости утверждает, что Апостольский символ произошел не от апостолов, и тем она обнаружила великое невежество по религиозным вопросам» ( Battenberg. S. 16), так как в этом случае Гарнак и его противники, да и все сколько–нибудь знакомые с наукой совершенно единомышленны. Не остался безучастен к спору и германский император Вильгельм, но степень и характер его участия, к сожалению, трудно определить. Несомненно, под влиянием общественного возбуждения он совещался по этому случаю с протестантскими владетельными особами, воспользовавшись для этого съездом протестантских государей на праздник освящения замковой церкви в Виттенберге 31 октября (нов. ст.). Но какой был результат совещания Вильгельма с другими царственными особами, об этом известия не одинаковы. По одним, Вильгельм чисто протестантском духе высказался за свободу евангелической сферы и, по–видимому, мало показал склонности прямо вмешиваться в спорный вопрос ( Battenberg. S. 29). По другим, дело было иначе, император «как высший епископ Евангелической церкви» будто бы почел себя вынужденным отклонить нападения на древнюю веру. Вследствие чего, будто бы по его личной воле в самом непродолжительном времени, после 31 октября, произошло собрание всех суперинтендантов прусской Евангелической церкви для рассуждения о деле и что будто бы результатом этих совещаний и был указ прусского обер–кирхенрата, направленный против врагов веры ( Rendtorff. S. 10–11). Нам известно очень немногое об этом указе. В нем между прочим были выражены следующие положения: «Те, которые имеют религиозное убеждение, противоречащее основным истинам всеобщей христианской веры, не могут быть искренними служителями Церкви». – «Каждая попытка устранить Апостольский символ из церковного употребления представляет удар, наносимый в лицо Христовой Церкви». – «Что Сын Божий зачат от Св. Духа, рожден от Девы Марии – это основание христианства; это краеугольный камень, о который сокрушается вся мудрость века сего». (Achelis. s. 32, 38; Rendtorff. S. 11). Так был встречен спор об Апостольском символе в обществе, журнальной печати и административных церковных сферах Германии. Здесь, однако же, нельзя находить вполне компетентного и точного решения вопросов, вызванных спором: партийность слишком дает себя чувствовать в тех или других отношениях указанных деятелей к интересующему нас делу; уже одно то, что сюда примешались разные «левые» и «правые», либералы, реакционеры, антисемиты, указывает, что здесь выступали на поприще и элементы, совершенно сторонние чисто церковному вопросу. Важнее знать, как отнеслась к делу более серьезная научная печать и литература в строгом смысле слова. Сюда теперь и обратимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В том же году в К. было зарегистрировано 14 религ. объединений, в т. ч. 6 общин Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), 3 лютеранские общины, а также общины адвентистов седьмого дня (АСД; см. Адвентисты ) и церковных меннонитов. В 1974 г. из 516 религ. орг-ций, зарегистрированных в К., 222 состояли только из немцев, в т. ч. в ЕХБ - 64 орг-ции (5 тыс. чел.), лютеранских - 109 (7,8 тыс. чел.), меннонитских - 14 (2 тыс. чел.), пятидесятнических - 14 орг-ций (0,9 тыс. чел.). К сер. 80-х гг. XX в. ок. 600 религиозных объединений в К. целиком или частично состояли из немцев (40 тыс. верующих). Кроме того, имелось большое число незарегистрированных общин (в 1966 - 88 общин (2957 чел.), в 1972 - 83 (3733 чел.), в 1976 - 113 (4335 чел.), в 1986 - 44 общины (1404 чел.)). Среди основателей протестант. общин и пасторов - Г. А. Цильке, Р. Э. Отто, Ф. Ф. Шефер, И. Г. Ризен, К. Зайлер, Р. Р. Миллер, Д. Воземиллер, Е. И. Бахман, Х. Х. Вундер и др. Массовая эмиграция нем. населения из К. в Германию в 1989-1999 гг. (ок. 800 тыс. чел.) привела к изменению численности, конфессионального и этноконфессионального состава протестант. общин. Так, общее количество лютеран. общин в К. уменьшилось: в 1989 г. их было 171, в 1998 г.- 110. Лютеранство представлено Евангелическо-лютеранской церковью в Казахстане (80 религ. объединений; 21 культовое сооружение), которая является членом Всемирной лютеранской федерации . Членами Евангелическо-лютеранской церкви являются не только немцы, но и представители др. национальностей. В 1992-1993 гг. руководство лютеран. общинами в К. осуществлял епископский визитатор, в 1993 г. лютеран. общины были объединены в суперинтендантство, в 1996 г. основано еп-ство с центром в Астане. Первым епископом Евангелическо-лютеранской церкви в К. стал Р. Р. Мозер (с 2005 - Ю. Т. Новгородов). Учрежден ряд пробств. Действует лютеран. ДС в Астане. Баптисты в К. объединены в организации Евангельских христиан-баптистов Союза церквей ЕХБ (314 религ. объединений; 190 культовых сооружений) и Евангельских христиан-баптистов Совета церквей ЕХБ (48 незарегистрированных религ.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Вопрос о том, в какой мере сильное польско-католическое влияние в Вильнюсской области может быть подорвано за счет укрепления православной церкви, в настоящее время обсуждается в компетентных инстанциях. Существует план, согласно которому митрополита Сергия [и его резиденцию] следует перевести в Вильно, так как сама его персона гарантировала бы сильное сопротивление польскому католицизму. 2. Латвия Последняя, доступная статистика о членах разных церквей в свободном государстве Латвия датирована 1935 г. и явствует из приложения 8. 407 Согласно этим данным, Латвия в подавляющем большинстве является евангелическо-лютеранской. Известно относительно большое число священников немецкого происхождения латвийской евангелической церкви до их переселения [в Германию]. Архиепископом евангелическо-лютеранской церкви в Латвии является Теодор Грюнберг, не очень энергичный, склонный к компромиссам, но очень дружественно настроенный по отношению к немцам человек, выделявшийся этим еще до правления Ульманиса. Его поддерживает большинство пасторов. Существуют две оппозиционные Грюнбергу группы, одна из которых возникла в большевистские времена как тайная организация. Ее руководителем является пастор Чуибе из Риги. В ее составе около 80 по большей части более молодых, активных пасторов. Эта группа добивается более активной позиции архиепископа. Вторая группа, также состоящая из молодых активных лиц, – это объединение «Аузеклис» (раньше оно называлось «Бетания»), чьим лидером является профессор теологии Кунзин. В эту группу входят уже два благочинных 408 . К ней принадлежит некоторое число пасторов, представляющих более радикальное направление протестантского фронта вероисповедания. Обе группы пытаются побудить архиепископа занять более активную позицию или привлечь на свою сторону инициативных людей. В латвийской генерал-директории по делам внутреннего управления и кадрам вопросы церкви находятся в ведении рижского священника Биргелиса. За его стилем работы внимательно наблюдают отсюда. Он добивается создания трех епископств в Латвии и выступает с предложениями и ходатайствами о новой организации евангелическо-лютеранской церкви в Латвии. При этом его линия не совсем понятна, в особенности не ясно, стремится ли он к объединению с немецкой евангелической церковью, соответственно одним из ее направлений. Поскольку латвийское население, особенно сельское, сильно привязано к своей церкви, вопрос позиции евангелического духовенства обретает и важное политическое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010