В условиях нынешней «моды на религию» и широко распространенной невежественности богословской, историософской, философской, смешанной с унаследованными от марксизма идеологическими мифами, бурно разрослись псевдоправославные и псевдохристианские мифы, а безвременье, которое переживает сегодня Россия, впрыскивает в этот религиозно-идеологический винегрет еще и дух упрощенного эсхатологизма, ожидания конца света со дня на день. На этом фоне возникают такие тоталитарные оккультные секты, как Богородичный центр, Белое братство и другие, как доморощенные, так и приходящие в Россию из-за рубежа (секта кришнаитов, Универсальная религия Муна). С другой стороны, страну захлестывают самые примитивные формы американских евангелических сект, проповедующих, например, богословие богатства упрощенную форму кальвинизма, учения о предопределении судьбы человека Богом (то есть отвергающего изначальную свободу личности) и о том, что профессиональный и материальный успех человека в этом мире является признаком Божьего избранничества и предопределяет Жизнь вечную. 76 Тот успех, который имеют американские проповедники, хотя он и не пропорционален их колоссальным усилиям и материальным затратам, объясняется, во-первых, притягательностью всего американского для некоторых слоев современного российского общества, а во-вторых, непонятностью православного богослужения, тем более на церковнославянском языке, и отсутствием в большинстве русских приходов людей, которые приветствовали бы случайно заходящих в храм, вводили бы их в курс богослужения, давали бы им почувствовать себя в храме как в родной семье; не говоря уж о необходимости открытой и широковещательной проповеди православия на площадях и стадионах, как делают сектанты. Вполне понятно беспокойство Русской Православной Церкви и ее руководства по поводу этих экстремистских сектантов. Интересно, что Московской патриархии понадобилось гораздо больше времени, чтобы публично осудить Белое братство и Богородичный центр, чем протестантских сектантов, хотя изуверство, насильственное программирование, а следовательно, психическое травмирование молодежи Белым братством, Богородичным центром и им подобными группами были налицо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Джеффри Фишер всегда сторонился любых церковных течений и партий. «Фишер не был ни евангеликом, ни англо-католиком, он был представителем интеллектуально невозмутимого ядра старого протестантского истеблишмента» . При этом он имел способность привлекать к себе «умеренных» и из евангелической, и из англо-католической среды. Фишер не обладал яркой и привлекательной индивидуальностью, которая могла бы позволить ему влиять на окружающих. Однако, взойдя на кафедру святого Августина, архиепископ Фишер сделал главное, что от него требовалось — восстановил разрушенное войной и смог найти способных людей, которые провели другие необходимые реформы. Не смотря на то, что роль самого архиепископа порой затеняется активностью современных ему церковных деятелей, именно Фишер стоял за многими позитивными явлениями церковной жизни. Он умело направлял способности людей вокруг себя в русло, которое считал ведущим к пользе Церкви. Одним из важнейших дел его примата стало создание архиепископской комиссии по церковному праву, в 1947 г. подготовившей пространный доклад по истории права в Церкви Англии и проект реформы корпуса канонов . «Для нормального управления и для самоуважения Церкви Англии, -— писал Фишер, — было абсолютно необходимо иметь каноны, которым возможно следовать и которым будут следовать. Отсутствие порядка стало просто кошмаром» . Новый корпус канонов, действующий, с поправками, до настоящего времени был принят позже, при Майкле Рамси, Кентерберийской конвокацией в 1964 г. и Йоркской — в 1969 г. . Фишеру выпало сыграть важную роль в истории британской монархии. 20 ноября 1947 г. он освятил брак принцессы Елизаветы, а 2 июня 1953 г. возглавил церемонию коронации. Отношения Фишера с христианским Востоком не всегда складывались просто. Во время борьбы за независимость Кипра он несколько раз выступил с осуждением лидера этой борьбы — архиепископа Макариоса. Впрочем, Фишер подчеркнул, что его критика «была направлена только против определенных аспектов политики [Макариоса]» . В то же время по его инициативе были предприняты важные шаги по развитию отношений с православными Церквями. 11-20 июня 1945 г. в ответ на посещение Москвы архиепископом Йоркским Гарбетом (1945) состоялся визит в Англию официальной делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) . После поездки в Англию в 1955 г. русской делегации во главе с митрополитом Минским и Белорусским Питиримом (Свиридовым) 16-23 июля 1956 г. в Москве была проведена православно-англиканская конференция. Православную сторону возглавлял епископ Смоленский и Дорогобужский Михаил (Чуб), англиканскую делегацию — архиепископ Йоркский Майкл Рамси . Ламбетская конференция 1958 г. отметила, что «инициированные архиепископом Кентерберийским попытки улучшить отношения с православными Церквями счастливо привели к возобновлению прямых контактов между Церковью Англии и Русской Православной Церковью» .

http://bogoslov.ru/article/489640

– Да. Сам Лютер подчеркивал приснодевство Богородицы, оно даже упоминается в «Формуле согласия», называемой также «Конкордия», – одной из символических книг лютеранства. Один мой коллега, лучше меня ориентирующийся в ранних источниках, рассказывал, что положение о приснодевстве специально было добавлено в «Конкордию», потому что реформатский богослов Пьетро Вермильи подвергал сомнению тот факт, что Богородица есть Приснодева! Ранние лютеране, узнав об этом, пришли в ужас и поспешили утвердить это положение в «Формуле согласия». Но сейчас немногие лютеране придерживаются ее. – Вы не могли бы поделиться своим мнением, почему всё же это произошло? – Может быть, это прозвучит сурово, но я вспоминаю слова Христа: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Мф. 15: 13). Еще в начале моих поисков (которые длились примерно 18 лет) я увидел интересный сон. Во сне находился в тоннеле, в котором в темноту уходили многочисленные веревки. Я не видел, куда конкретно они уходили. Подумал про себя: «Как же найти самую прочную веревку?» И вдруг меня осенила мысль: та веревка, что надежно прикреплена к концу тоннеля, не поддастся, если за нее сильно потянуть, а все остальные – поддадутся. Так что надо потянуть за каждую веревку, пока не найду искомую. И для меня было большим огорчением узнать, что та веревка, которую я держал в руке и которая, как думал, доходит до самого конца тоннеля, сразу поддалась моему давлению на нее. Такого не найдешь в Православной Церкви, но именно это можно найти в лютеранской деноминации. – Справедливо ли будет сказать, что ваша борьба, продолжавшаяся около 18 лет, была направлена на то, чтобы узнать, истинно ли лютеранство в своем наследии и традиции или это всего лишь одна из евангелических деноминаций? – Да, это можно так охарактеризовать! Я бы сказал, что лютеранство – это… Начну с того, что я вместе с группой пасторов разговаривал на эту тему около пяти лет назад. Мы задали себе два вопроса: «Являются ли проблемы лютеранства случайными или же генетическими проблемами этой деноминации? И связаны ли они лишь с Миссурийским синодом или с лютеранством вообще?» И за годы нашего обсуждения этих вопросов многие из нас пришли к выводу, что проблемы связаны с лютеранством как таковым, а не с Миссурийским синодом и являются генетическими, а не случайными, что в лютеранстве изначально присутствовал дефект, который неизбежно привел бы к плачевному результату. Это всё равно что построить город в сейсмоактивной зоне. Как бы красиво ни был он построен, при первом же землетрясении всё разрушится. Если интересно, могу сказать, в чем состоит этот «дефект» лютеранства.

http://pravoslavie.ru/81503.html

В годы нэпа пасторы были причислены к категории нэпманов и облагались высоким налогом. На священнослужителей, так же как и на бывш. жандармов и полицейских, не распространялась система социального страхования, поэтому они не могли получать пенсию. В 1923 г. пасторы были лишены права пользования землей. Они не могли состоять членами профсоюзов и жилищных товариществ; детей священнослужителей не принимали в высшие учебные заведения (с 1923). В 1918-1924 гг. ок. 70 пасторов эмигрировали из России; более 20 чел. оставили пасторское служение (точных данных об умерших, погибших и репрессированных в этот период нет). В 1918 г. на территории империи работали 209 пасторов, в 1924 г.- 82 пастора. Более 100 приходов в стране остались без проповедников. Было принято решение о возвращении к служению бывш. пасторов, об ординации студентов, получивших не только высшее, но и начальное теологическое образование после сдачи пасторских экзаменов. Так, в 1921-1922 гг. 4 бывш. студента Тартуского ун-та сдали экзамены еп. Фрейфельду и стали пасторами. Кроме того, служителям, получившим образование в семинариях, было разрешено после сдачи экзаменов или прохождения коллоквиума исполнять службу пасторов. Кистеры и активные члены приходов, не имевшие специального образования, но фактически заменявшие (иногда годами) пасторов, могли официально по разрешению Епископского совета исполнять обязанности пастора после сдачи экзамена (т. н. чрезвычайные проповедники). Епископский совет сократил экзаменационную программу для буд. пасторов, отменив древнеевр. язык как обязательную часть экзамена, и дал офиц. разрешение светским лицам - старейшинам общин - выполнять неотложные требы. На заседании Епископского совета в июне 1922 г. еп. Фрейфельд объявил об открытии библейских (пасторских) курсов: чтобы стать проповедником, необходимо было учиться 2 года, для получения должности пастора - 3-4 года. Осенью того же года на курсах обучались 14 студентов. Официально выпускниками библейских курсов 1925 г. считались 9 студентов, ставших пасторами в 1925-1926 гг.

http://pravenc.ru/text/186839.html

При ней была запрещена полемика Православия с протестантизмом. В царствование Елизаветы Петровны (1741-1761) были изданы указы «О воспрещении лютеранским пасторам крестить по своим обрядам детей православных родителей, даже по просьбам последних» и «О запрещении всем разных вероисповеданий иностранцам, в России находящимся, превращать в свой закон русских подданных, какого бы народа и звания они ни были». Указом 1743 г. было учреждено С.-Петербургское консисториальное заседание. В 1758 г. лютеранам официально было разрешено устраивать при кирхах кладбища. Вскоре после восхождения на трон Екатерина II издала т. н. вызывной манифест от 4 дек. 1762 г. с предложением к иностранцам принимать российское подданство и заселять пустовавшие земли. Коллегия иностранных дел разослала манифест на рус., франц., нем. и англ. языках дипломатическим агентам за границей, но ожидаемого результата он не имел. 22 июля 1763 г. был издан манифест «О даруемых иностранным переселенцам авантажах и привилегиях», в к-ром гарантировались помощь в обустройстве на новом месте и целый ряд дополнительных привилегий, таких как свободный выбор места для поселения, освобождение от податей и налогов (в необжитых землях на срок до 30, в обжитых - от 5 до 10 лет), от воинской службы и проч. повинностей. Буд. колонистам обещали свободное отправление веры и возможность иметь собственных священнослужителей; гарантировалась гос. помощь при строительстве церквей, но строго запрещалась миссионерская деятельность среди правосл. христиан. Манифест был обнародован одновременно с указом «Об учреждении Канцелярии опекунства иностранных переселенцев» в С.-Петербурге. Отведенные колонистам земли передавались им в наследуемое владение на вечные времена, но не как частная, а как общинная собственность колонии. Выделенные гос-вом земельные наделы наследовал обычно младший сын (минорат). Колонисты получили право на общинное самоуправление. Они подчинялись непосредственно императрице и могли в любое время покинуть Российскую империю.

http://pravenc.ru/text/186839.html

были зарегистрированы общины в Томске и Новосибирске. К кон. 60-х гг. в Омске существовало 7 домашних кружков. В 1970 г. община города, во главе к-рой стоял Н. Шнайдер, купила молитвенный дом, в 1972 г. офиц. зарегистрировалась. В 1967-1970 гг. были офиц. зарегистрированы община в Караганде, состоявшая ранее из 24 домашних кружков, в 1968 г.- в Токмаке (Киргизия), в 1971 г.- в Прохладном (Кабардино-Балкария), в 1976 г.- в Душанбе, причем последняя существовала уже 20 лет. С 1964 по 1975 г. в стране было офиц. зарегистрировано ок. 20 лютеран. общин. В сер. 70-х гг. в Киргизии насчитывалось 2 зарегистрированные и 57 незарегистрированных общин, общины появились в Узбекистане (Ташкент, Чирчик, Фергана, Ангрен, Газалкент). Число прихожан постоянно возрастало. Так, община в Караганде была самой большой среди вновь зарегистрированных и насчитывала в 1979 г. 2,8 тыс. офиц. членов. Община в Алма-Ате возросла с 1977 по 1979 г. с 600 до 1051 чел. В 80-х гг. в Алма-Ате и ее окрестностях существовало 10 общин по 200-300 чел., из них 4 имели ординированных пасторов. В общине Душанбе с 1975 по 1987 г. было крещено 1496 чел. (1431 ребенок и 65 взрослых). Долго отказывали в регистрации общине в г. Курган-Тюбе, в 100 км южнее Душанбе, но в 1985 г. регистрацию разрешили. Благодаря посредничеству председателя Христианско-демократического союза в ГДР О. Нушке лютеран. община получила в подарок от нем. лютеран орган и предметы церковной утвари, необходимые для проведения богослужений. После этого на протяжении ряда лет из-за осложнившихся отношений СССР и ФРГ такого рода помощь оказывалась в ограниченном масштабе. Так, пробст Эберхард Шрёдер, будучи генеральным секретарем благотворительной орг-ции Союз Густава Адольфа в Лейпциге, смог провести в Целинограде перепись лютеран. братских общин. Большое значение для легализации общин и возрождения единой церкви имели инициативы Всемирной лютеранской федерации, которая в 1964 г. направила в СССР 1-ю делегацию под рук. генерального секретаря К. Шмидта-Клаузена.

http://pravenc.ru/text/186839.html

Едва только кончилась Лондонская конференция 1840 года, по постановлению которой Египетский паша Мегмет-Али должен был очистить Палестину, возвращенную Оттоманской империи и едва только Египетские войска, покинули святую землю, а турецкий гарнизон вступил в Иерусалим, как почин новому обороту дел в Иерусалиме и Палестине сделала протестантская держава – Пруссия. В начале февраля 1841 года Прусское правительство обратилось к Английскому с предложением, чтобы обе протестантская державы соединились вместе для доставления христианам протестантского исповедания защиты и безопасности в Палестине, и чтобы в Иерусалиме, если возможно у святого Гроба или на горе Сионе, соорудить для них храм. Часть расходов на это сооружение Пруссия принимала на себя, так же, как и издержки на обеспечение защиты протестантов, а другую часть должна была принять на себя Англия; Англии же Пруссия предоставляла и почин предложения о том прочим великим державам, взявшим на себя заботу об охранении политического равновесия. Англия, однако, отклонила это предложение. Тогда Пруссия от себя обратилась к пяти великим державам с предложением проекта, которым власть Турции над святыми местами весьма ограничивалась совокупным охранением их со стороны всех великих держав при помощи их представителей и смешанного гарнизона, в состав христианских общин Иерусалима и Палестины (римско-католической, греческой и армянской) включалась и евангелическая – протестантская, заведывание же этими общинами предоставлялось трем резидентам: одному – для римских католиков, греко- и армяно-католиков, назначаемому попеременно Австрией и Францией, другому для греков и армян, назначаемом Россией и третьему – для протестантов, назначаемому попеременно Англией и Пруссией. Этот проект, коим устанавливался status in statu с одной и не обеспечивалась безопасность положения святой земли с другой стороны, конечно, не мог рассчитывать на практическое применение. Одни державы уклонились от прямого ответа на предложение прусского правительства, другие выжидали ответа более сильных в то время держав, и только Россия, тремя последовательными

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В основном церковные мероприятия военной администрации заключались в официальном признании существования возникающих приходов. Нередко находились христиански ориентированные офицеры, которые лично помогали церковному строительству 935 . Одним из таких офицеров являлся будущий крупнейший германский специалист по истории Украинской Церкви в XX реке Фридрих Хейер – в годы войны офицер вермахта, хотя и имевший сан евангелического священника. Он рассказал автору несколько характерных эпизодов из своей биографии, в частности о тех случаях, когда ему приходилось отпевать и православных и лютеран. Подобный случай произошел в Полтаве, когда скончалась работавшая в госпитале местная немка-лютеранка. Администрация госпиталя обратилась с просьбой о совершении отпевания к воинскому священнику Вермахта. Но на запрос последнего епископ ответил, что это строжайше запрещено и может стать поводом для ликвидации военного духовенства в армии. Тогда Хейер упросил командира части, в которой он служил, разрешить совершить отпевание ему. В результате на похоронную процессию, которая шла через весь город, собралось огромное количество людей. Позднее Хейер написал докладную записку о необходимости изменить религиозную политику на «занятых восточных территориях», которую отправил в Берлин. В качестве ответа пришел приказ СД об аресте священника. Но затем командир все-таки освободил его и разрешил служить, правда, лишь в зоне военной администрации, предупредив, что если Хейер въедет на территорию Рейхскомиссариата «Украина», то сразу же будет арестован СД 936 . Даже в первый, относительно благоприятный для церковного развития на Украине период возможности распространения не были равными для всех юрисдикции. Военная администрация явно поддерживала автокефалистов. Свою роль здесь сыграл тот факт, что Ганс Кох, родившийся в немецкой колонии под Станиславом, был давно связан с украинскими националистами. В 1918–1920 гг. он работал в штабе петлюровской армии, а с зимы 1940/41 г. по поручению абвера поддерживал связь с эмигрантами из «Организации украинских националистов» (ОУН). В первые месяцы войны Кох активно занимался церковными и политическими делами во Львове, а после взятия Киева (19 сентября 1941 г.) переехал туда, заняв должность особого уполномоченного по вопросам культурной жизни. Но через 2–3 месяца его деятельность была прекращена. Как разъяснил в октябре 1941 г. рейхсминистр Розенберг генерал-губернатору Франку: «Это было вообще не дело Коха – проводить украинскую политику» 937 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

было выселено из 100-километровой зоны вдоль фин. границы. 27 апр. 1937 г. Лаурикалла был выслан в Финляндию. К кон. 1938 г. в СССР не осталось ни одного легально существовавшего лютеран. прихода, ни одного служащего на свободе пастора. Верующие, невзирая на немалый риск, собирались в частных квартирах или на кладбищах, некоторые проповедницы находили возможность посещать и соседние общины. Из них наиболее известны Катри Кукконен и Мария Каява, к-рых прозвали духовными матерями. В 1941 г. в Ленинграде все еще оставалось ок. 30 тыс. ингерманландцев. 26 авг. 1941 г., а затем повторно 20 марта 1942 г. было издано постановление «Об обязательной эвакуации финского и немецкого населения из пригородных районов области и города Ленинграда». 26-28 марта 1942 г. было вывезено 88 764 финна и 6699 немцев на поселение в Сибирь. В 1941-1944 гг. на оккупированной гитлеровцами территории начался процесс восстановления лютеранских приходов, однако нем. власти сначала поощряли добровольный переезд ингерманландцев через Эстонию в Финляндию (март-окт. 1943), затем осуществили их принудительную депортацию (на июнь 1944 г. ок. 63 200 чел.). 19 сент. 1944 г. между СССР и Финляндией было заключено перемирие, 10-я ст. к-рого предусматривала возвращение ингерманландцев в СССР. Вернулись ок. 55 тыс., однако селиться в Ленинграде и в области им было запрещено. В окт. 1948 г. им разрешили обосноваться в Карелии, гл. обр. в Петрозаводске и Чалне. После смерти Сталина началось возвращение ингерманландцев из Сибири, и 2 пастора - Пааво Хайми и Юхани Вассели - полулегально крестили детей и совершали литургии на дому. Хотя ограничения на поселение ингерманландцев в Ленинграде и в области были формально отменены постановлением МВД СССР от 13 авг. 1954 г., фактически возвращение было сопряжено с труднопреодолимыми препятствиями. Чаще всего из мест спецпоселения ингерманландцев отправляли в Карелию и в прибалтийские республики. Репрессии привели к массовой гибели ингерманландцев, разрушили традиц. сельский уклад и нанесли невосполнимый ущерб культуре этого народа.

http://pravenc.ru/text/186847.html

Впрочем, такая постановка вопроса вызвала бурю протеста со стороны представителей музейного сообщества, которые обратились к президенту страны с просьбой «не допустить реституцию», которая приведет к утрате музейных коллекций. «Призываем вас открыто высказаться против необдуманной и сомнительной законодательной инициативы, способной нанести непоправимый ущерб культурному наследию,— обратились за помощью в феврале 2010 года к президенту РФ Дмитрию Медведеву музейные работники.— Ни один православный храм в России сам по себе не способен обеспечить правильное хранение икон и фресок». «Собранные музеями коллекции русского церковного искусства представляют собой целый пласт православной культуры, который неизбежно потеряет силу своего воздействия в случае рассеяния этих коллекций по сотням и тысячам храмов»,— убеждали музейные работники патриарха в марте 2010 года. Опасение музейщиков поддержали и политики, в частности члены КПРФ. «Это закон не о собственности, а закон о культуре. Если его принять, то все закончится демузеизацией страны»,— убеждала коллег по Госдуме депутат от КПРФ Нина Останина. Эти опасения были услышаны. Власть пошла на уступки, запретив передачу «имущества религиозного назначения, относящегося к музейным предметам и коллекциям, входящим в состав Музейного фонда РФ, а также документам Архивного фонда РФ и Национального библиотечного фонда». Сейчас в России насчитывается 6584 объекта культурного наследия федерального значения религиозного назначения. Из них 6402 православных объектов, 79 — мусульманских, 68 — католических, 13 — евангелически-лютеранских, 21 — буддистский и 1 — иудейский. Помимо этого существует 4417 памятников регионального значения: 4241 — православный, 86 — мусульманских, 76 — католических и 14 — иудейских. Однако уступки не успокоили музейное сообщество. Противники «реституции» заявили, что этого мало. «Необходимо сформировать список, который включал бы в себя 50-60 объектов, не подлежащих передаче религиозным организациям, включив в него объекты всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, особо ценные объекты культурного наследия народов РФ и памятники древнего зодчества,— убежден президент Государственного исторического музея Александр Шкурко.— Если отдать все культурно-церковные объекты церкви, то музеи потеряют около 0,5 млрд руб. дохода в год, а это приведет к сокращению зарплат, повышению стоимости входных билетов».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010