Разделы портала «Азбука веры» Игорь Почековский " decoding="" title="" Тем, кто искренне ищет истину , она всегда открывается. Сибиряк, житель Алтайского края Игорь Васильевич Почековский – бывший баптист в четвертом поколении, пришел к Православию уже в зрелом возрасте. О том, каким долгим и непростым был путь к храму, – его рассказ. – Игорь Васильевич, вы были, что называется, потомственным баптистом. Каков был уклад вашей семьи? – На самом деле я был протестантом в четвертом поколении. Прадеда, как штундиста , даже высылали из Воронежской губернии в Сибирь. Дед мой был баптистом, его арестовали в 1938 году, и с тех пор никто из родных о нем ничего не знает. Отец также был баптистом. Он воевал в Великую Отечественную, вернулся, но умер от ран почти сразу после войны. Мама воспитывала нас, девятерых детей, одна, я был самым младшим. Было ей, конечно, трудно, но многие верующие оказывали нам помощь: и члены общины Евангельских христиан-баптистов, и православные бабушки, жившие в нашем городе. Тогда, в условиях хрущевских гонений, трений между баптистами и православными на бытовом уровне не было вовсе. А этих православных бабушек я до сих пор помню. Они были особенными женщинами, еще до революции уверовавшими. Добрые, опрятные, с глазами, полными света. Приходили к нам, приносили в дар вещи – подлатанные, постиранные, поглаженные. Мы радовались, а они отвечали на нашу радость своею! Слава Богу, что я был знаком с такими людьми. В детские годы я получал знания о Господе из рассказов бабушки и матери. Библии у нас не было – тогда было почти невозможно ее достать и опасно в доме хранить. Но бабушка обладала отменной памятью, знала наизусть объемные цитаты из Евангелий , из Псалтири … И конечно, я, как ребенок, в полном доверии перенимал эти знания. Именно в детстве точно узнал и уверовал, что Господь Иисус Христос – наш Спаситель . Этим самым сокровенным знанием делился и в школе. За это во втором классе учительница даже направила меня к психиатрам – ибо, по ее мнению, я очень много о Боге говорил. Доктора признали меня нормально развивающимся ребенком, но сверстникам стал известен факт проверки. И, естественно, в мой адрес полетели насмешки. Помню, моя мудрая мама расспрашивала, испытываю ли я злость и ненависть к ребятам. И радовалась, когда я искренне отвечал, что не злюсь ни на кого. Это были первые уроки веры.

http://azbyka.ru/way/igor-pochekovskij-j...

Разделы портала «Азбука веры» Ипакои (от греч. глагола πακοω – отвечать, откликаться) – песнопение в виде припева или подпевания, посвященное Воскресению Христову или событиям праздников .  Одно из древнейших церковных песнопений и один из древнейших  гимнографических терминов в истории христианства. Диакон начинал петь стих псалма, а присутствующий народ или допевал стих, или подпевал припев. прот. Виталий Головатенко Ипакои — древнейший собственно христианский литургический жанр, восходящий, по-видимому, ещё к концу III века 1 . Тогда это был именно хоровой припев к строфам, воспеваемым певцом-солистом. Co временем ипакои 2 в воскресном и праздничном богослужении занял почётное место перед положенным по богослужебному Уставу учительным чтением. Эти чтения (теперь по большей части упразднённые) разъясняли и толковали зачала Евангелия или Апостола для предстоящей Божественной литургии или рассказывали о текущем празднике. Ипакои же служил песненным введением к ним, кратко повествуя о празднуемом событии. Так, например, ипакои Антипасхи (один из самых древних, дошедших до нас в виде двустишного припева) повествует о внезапном появлении воскресшего Христа среди собравшихся учеников со словами «Мир вам!»: Яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир дая им: приди и к нам и спаси нас. Воскресные ипакои Церковносл. Русский Глас 1й: Разбойничо покаяние рай окраде, плачь же мироносиц радость возвести, яко воскресл еси, Христе Боже, подаяй мирови велию милость. Покаяние разбойника рай отверзло,/плач же мироносиц радость возвестил,/что воскрес Ты, Христе Боже,/подающий миру великую милость. Глас 2й: По страсти шедшя во гроб жены, во еже помазати тело Твое Христе Боже, видеша ангелы во гробе, и ужасошася: глас бо слышаху от них, яко воскресе Господь, даруя мирови велию милость. После страдания Твоего/жены, придя ко гробу,/чтобы помазать миром тело Твоё, Христе Боже,/Ангелов увидели в гробнице и изумились,/ибо весть услышали от них, что воскрес Господь,/дарующий миру великую милость.

http://azbyka.ru/ipakoi

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Наталия Владимировна Пономарева " decoding="" title="" Какой хотелось бы видеть катехизацию сегодня? Почему именно такой? «Жатвы много, а делателей мало». Так было, так есть и сейчас. Какова же сейчас жатва? Каковыми должны быть делатели? Хотелось бы попробовать ответить на эти вопросы, исходя из некоторого опыта катехизации, который по плодам можно оценить как положительный. Начнем с того, что современный человек испытывает трудности особого рода при попытке самостоятельного воцерковления. Эти трудности связаны, во-первых, с теми извилистыми путями, которыми он выходит из материалистического и языческого мировоззрений. Во-вторых, с сегодняшней ситуацией в церковной жизни, в которой в силу естественных причин нет определенного места для уже верующих, но еще не церковных людей. Эти причины заключаются в том, что устроенная жизнь церковной общины ранее не подразумевала наличие в пределах ее действия объектов для постоянной миссионерской и катехизаторской деятельности. Все были крещены, жили в церковных семьях, какие бы оговорки не приходилось об этом делать. Миссионерская деятельность была направлена вовне, на каких-нибудь алеутов, была внешним делом всего прихода и заключалась обычно в пожертвованиях. Сейчас ситуация резко изменилась. Приход (те, кто приходит в разное время в конкретный храм) состоит из очень разных по своему духовному состоянию людей. Это постоянные члены храмовой общины, в основном знакомые между собой и занятые всеми общественными служениями, организованными в этом храме. Это постоянные прихожане, которые участвуют только в молитвенной жизни прихода, это и те, кто заходит в храм по праздникам, чтобы поставить свечи, и те, кто ходит на Пасху освящать куличи и яйца, а на Богоявление за водой, и даже те, кто просто изредка заходит в храм поглядеть, прогуливаясь мимо. В храме же все рассчитано на человека, живущего церковной жизнью. Даже чтение Евангелия и проповедь, которые, как некоторые полагают, являются именно миссионерскими элементами богослужения, сегодня выступают скорее учительным моментом для членов прихода. Тот, кто пытается самостоятельно воцерковиться, вынужден проходить тяжелый путь проникновения в поначалу трудно доступную ему реальность. Только единицы, обладающие одновременно и живым умом и сильным характером, пробиваются сами к реальной таинственной жизни в Церкви. Часть людей по послушанию усваивают внешнюю сторону поведения в церкви, и на какое-то время в таком состоянии находятся. Через некоторое время это перестает их удовлетворять, и они уходят из храма. Другая часть уходит сразу после нескольких первых попыток что-то понять.

http://azbyka.ru/katehizacija/ot-missii-...

Скачать epub pdf О преподавании славянского языка О значении церковнославянского языка в школе для религиознонравственного воспитания и умственного развития Начнем с выяснения того значения, какое имеет славянский язык в церковно-приходской школе. Тогда как одни, например С. А. Рачинский, считают славянский язык кладом для наших школ, которого лишены школы других народов, другие думают, что долго останавливаться на изучении славянского языка – дело малополезное и излишнее; они приравнивают славянский язык к языкам мертвым и отжившим и потому долговременное изучение его в школе считают столь же излишним, как, например, изучение в школе археологии, даже называют его вредным по педагогическим соображениям, так как Часослов и Псалтирь мало доступны пониманию детей. Любовь народа к славянскому языку, говорят они, привита искусственно, благодаря тому, что на этом языке народ читает и слышит о предметах божественных, а школа поддерживала церковнославянскую грамоту по веками установленной привычке. Да и вообще очень многие из учителей и учительниц находят в церковнославянском языке гораздо менее интереса, чем в других предметах. Уроки славянского языка проходят нередко как-то вяло и безжизненно. Это зависит, можно думать, оттого, что уроки славянского языка, на которых приходится читать псалмы, изречения из Священного Писания, отрывки из Евангелия и т.д., вообще книги с возвышенным религиозным содержанием, не всегда доступны пониманию детей, требуют гораздо большего духовного напряжения, чем уроки, например, русской грамоты, объяснительного чтения, счисления, которое требует главным образом одного умственного напряжения, подобно всем вообще учебным занятиям. Затем недостаток интереса к славянскому языку объясняется отчасти тем, что не сознается как следует его значение, недостаточно известны надлежащие способы обучения ему в школе. Из двух вышеперечисленных мнений о значении церковнославянского языка справедливым следует признать первое. Церковнославянский язык всегда был и продолжает быть сокровищем как для религиознонравственного воспитания, так и для умственного развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Часть вторая. Обозрение сочинений митрополита Даниила Библиография сочинений митрополита Даниила Очерк жизни митрополита Даниила представляет нравственную личность этого деятеля не совсем в светлых чертах. Но что особенно хорошего в личности митрополита Даниила, так это его пастырская ревность к проповеданию слова Божия и вообще его литературная деятельность, которая до значительной степени искупляет некоторые недостатки его нравственного характера. От м. Даниила осталось, судя по тогдашнему времени, много сочинений. Значительная часть их написана в духе церковного назидания и запечатлена церковно-собеседовательным характером. Литературная, собственно церковно-учительная, деятельность м. Даниила выразилась в словах и посланиях. До нас дошло шестнадцать его слов, составляющих в своей совокупности так называемый «Соборник». В Данииловском соборнике шестнадцати словам предшествуют: предисловие книги, по своему содержанию представляющее род пастырской исповеди, и заканчивающееся оглавлением всех шестнадцати слов, и введение в самую книгу, где автор объясняет цель и назначение своего труда и скромно извиняется пред своими читателями, если они найдут в его книге что-либо неугодное Богу. Слова соборника следующие: I. Первое: – «от свидетельства божественных писаний, яко внимати подобает от ложных пророк и от ложных учителей, и яко от сего познавается ложный учитель и ложный пророк, от еже не учити от божественных писаний, но от злобы своего сердца, но лукавству диаволю, на пагубу многим, и яко пребывает кто в евангельском поучении, иже по нем мудрствуя и действуя, уклоняет же себе от него, иже спротивныя мудрствуя и действуя; и яко последующая божественным и законным писанием не достоит испытывати глаголющих или пишущих, аще кто благословне богодухновеннаа писаниа сказует и ничтоже тому может возбранити, зане слово божие не вяжется». II. Второе: – «яко не лепо есть враждовати друг на друга, но и инех враждующихся смиревати: и яко не всюду есть мир добро, блажени бо рече изнани правды ради, и яко же за правду страдаай блажен есть; не возможно же благих дел прилежащому от всех слышати добро, тако же и о истине стоящому не многи имети врагы; но аще о сих соблажняются неции, не устрашатися подобает, но тверду быти и неколеблему».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Это последнее лесковское творение осталось при жизни писателя не изданным. В феврале 1895 г. (за несколько дней до ко н чины Лескова ) М. М. Стасюлевич - редактор журнала «Вестник Европы » , - убоявшись цензур ы , отказался печатать повесть , извиняясь перед автором его же остроумной шуткой, позаимствованной из «Заячьего ремиза»: «можно очень самому обремизиться < ... > подвергнуться участи « разгневанного налима » < ... > и непременно попад ё те в архиерейскую уху» . «Лебединая песнь» писателя вылилась под его пером в вековечную мечту русского национального сознания о чудесной жар-птице. В фольклоре эта сказочная птица олицетворяет волшебное заступничество. В повести Лескова мифопоэтический образ жар-птицы представлен в новом - христианском - контексте понимания и является выражением авторской ценностно-мировоззренческой позиции. Повесть по-прежнему завораживает, притягивает внимание, ей посвящаются обстоятельные статьи , однако ни одна из них пока не исчерпала религиозно-нравственной и философской глубины лесковского текста. Основанный на Евангелии, он по сути неисчерпаем и открывает перед читателями всё новые и новые возможности для интерпретации и сотворчества. О новозаветной неисчерпаемости глубоко писал архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской), называвший Лескова в ряду первых классиков, чей «чистый разум» повенчан «с глубиною сердца единством воли и откровений»: «Евангелие не есть только идеальная истина для всякого мира, но и личное, всякий раз неповторимое слово, письмо Бога Живого всякому человеку в мире, - письмо, прочитываемое человеком лишь в меру его духовного сознания» . «Заячий ремиз» впервые был издан в 1917 году - «в эти абсолютно нелитературные времена». Д. Философов сравнил выход повести в предисловии к ней с «белоснежным пшеничным хлебом русской литературы», который получили голодные физически и духовно читатели; «загробный голос Лескова прозвучал со страниц «Нивы» как призывный колокол» . Важен также первый отклик А. Измайлова: ««Заячий ремиз»- одно из самых больных мест старика Лескова. Написал он его любовно, с огромным захватом, с великолепною своею сочностью Идилличность тона и - рядом - сколько выстраданной злобы Лескова на ложное знание, которое никому не нужно, на старый подлейший режим, когда готовы были упечь учительницу в каталажку за цитаты из Евангелия; на добровольных присяжных сыщиков, готовых продать мир за орденок, падающий на перси» .

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/13/...

     В современном обществе ценятся напористость, умение постоять за себя, не дать себя в обиду. Это порождает проблемы, поскольку, отстаивая свои права, люди гораздо реже вспоминают о правах других и, тем более, о евангельской заповеди любить ближнего, как самого себя (Мф. 22, 39). Увлекаясь стремлением никому не уступать, мы рискуем превратиться в общество агрессивных, злых, не умеющих сдерживать себя людей, готовых любыми способами доказывать свою правоту, привыкших добиваться своего давлением, манипулированием, криком, грубой силой. Хорошо ли в таком обществе будет нам самим? Ответ очевиден. И важно понимать, что такое общество, такую проблему мы можем создать себе сами, выбирая неправильную цель для борьбы. Расскажу случай из жизни одной семьи. Мальчик рос, как говорится, «пробивной». За словом в карман не лез, права свои отстаивал твердо, даже яростно, с готовностью шел на любые конфликты. Родители это одобряли, считали своей заслугой воспитание такого «свободного» сына. Однажды его учительница в школе категорично выразила несогласие с тем, что родители ему слишком многое позволяют. Она не была груба, не произнесла обидных слов или оскорблений в адрес родителей или их сына. Скорее, ее фраза была не совсем удачной и, главное, уязвила гордость подростка. Мальчик оскорбился и «развернул деятельность». Он возмущался нанесенной обидой, дошел до директора, жалуясь на нарушение прав, не успокаивался, не снижал активности, пока не добился, чтобы учительница официально принесла извинения его родителям и лично ему за сказанные слова… Родители этому очень радовались и гордились сыном. Они были уверены, что воспитали неравнодушного человека, умеющего не дать себя в обиду. А весьма впечатляющую активность мальчика в этой ситуации они приписывали исключительно большой любви к ним и стремлению защитить их родительские права. Прошло некоторое время. В семье возник конфликт. Родители посчитали нужным в чем-то ограничить сына и не покупали связанные с этим вещи. Мальчик просил, требовал, проявлял упорство. Родители не уступали. Тогда сын, процитировал родителям статью закона и, истолковав ее в собственных интересах, категорично заявил: «Вы обязаны мне это дать! Если не дадите, я подам на вас в суд!».

http://pravoslavie.ru/113813.html

архим. Мефодий (Алексиу) Проповедь на Евангелие о хананейской женщине Однажды Христос проходил через языческие земли древних городов Тира и Сидона. И вот некая женщина вышла из города и ещё издалека начала кричать, умоляя Его о помощи: «Помилуй мя, Господи, Сын Давидов!» ( Мф. 15:22 ). Она слышала об Иисусе и с верою пришла просить Его об исцелении своей дочери, которую мучил бес. Язык хананеянки, именующий Христа Господом, воистину был движим Духом Святым (Ср. 1Кор. 12:3 ). Однако сначала Господь оставил её просьбу без ответа, желая, чтобы её вера и добродетель проявились ещё сильнее. И даже, когда ученики сказали Ему: «Помоги ей, потому что она кричит нам вслед», Господь опять медлит прийти ей на помощь. Тогда хананейская женщина подходит к Нему близко и кланяется Ему со словами: «Господи, помоги мне!» – а в ответ на это получает от Него отказ и унижение: «Неправильно забрать хлеб у детей и отдать его собачкам». Будучи язычницей, она приравнивается не просто к собаке, а к жалкой собачонке, однако всё равно не отчаивается и, презирая саму себя, соглашаясь со своей убогостью и ничтожностью, со смирением продолжает просить: «Господи! Но и собаки едят крошки, которые падают со стола их хозяев!» И вот эти-то слова женщины были действительно мудры и благоразумны. Тогда Христос исцеляет вместе с её дочерью и её душу, сопровождая похвалой причину чуда: «Женщина, вера твоя велика, пусть будет так, как ты хочешь». Давайте научимся от этой учительницы тому, как быть в молитвах настойчивыми, терпеливыми, смиренными и сокрушенными. Даже если мы недостойны, даже если нас выгоняют из-за того, что мы испачканы нашими грехами, научимся не отходить от Него, но настаивать со смирением, от всей души прося помощи Божией. Тогда мы получим от Него просимое. Такого рода настойчивость в молитвах никогда не бывает без великой веры и глубочайшего смирения. Если увеличивается одно, то увеличивается и другое. Только верующий может иметь смирение, и только смиренный способен явить сильную веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 10  голосов:  4.8 из  5) Все как обычно начиналось, лицей 11 класс; учительница вместо скучного материала, излагающая “откровения”, тогда еще ничего не подозревавшим “ариям”. Версия тоже классическая: Орион, с которого спустились предки ариев, Атлантида, тайные знания, ну и наконец, “новая эра”, которая грянет на арийские головы в 1996 г., после нахождения пирамид со спрятанными там тайными знаниями… Интересующиеся подошли после урока, среди них был я, “православный” стало быть, так я считал. Дальше пошло и поехало. Сначала гита, авеста, упанишады, затем Папюс. Убежденность в том, что “Бог во всем”, экстрасенсорика … вот тут несколько интереснее, так получилось, а вернее — при моем тогдашнем мировоззрении иначе и быть не могло, что мне пришлось немало времени проводить в обществе “нетрадиционщиков” и общаться очень тесно и помногу с ними. Люди, во всех отношениях “просветленные” и “продвинутые”. Вот тут-то и увидел “изнаночку”, т.к. под закусь они расслабляются и начинают вещать не от имени “косьмося”, а от своего, весьма любопытно и поучительно. Ну, за свою мигрень молчу, она со мной, хотя “чистили” основательно. Сейчас, слава Господу, приступов почти нет, а тогда — чуть ли не через день. Далее — более, из общения и более глубокого изучения литературы стало ясно что их “бог” и Бог Писания не имеют между собой ничего общего. Сильно повлиял контакт с бывшим сатанистом, который сказал, что силы, к которым обращаются “сенсы” принадлежат к миру духов тьмы, т.к. “заклинать” Бога попросту невозможно. Мнение это было довольно объективным, хотя бы потому, что этот сатанист ко Христу не обратился и на момент нашего общения так и застрял на полпути. Это заставило еще глубже задуматься, но… разуверившись в том, что среди моих знакомых есть “настоящие” я обратился к поискам “чистого знания”, увлекся теософией, затем сознанием кришны, камлания последней секты посещал. Состояние духовное было, мягко выражаясь, хреновым…

http://sueverie.net/ot-tmy-ezoteriki-k-s...

Закрыть Скончался доктор исторических наук Виктор Федорович Молчанов 10:23 12.03.2024 150 Фото: rsl.ru 3 марта на 74-м году жизни скончался Виктор Федорович Молчанов (02.01.1950 – 03.03.2024) – известный исследователь истории, книжной культуры, доктор исторических наук, более 35 лет возглавлявший Отдел рукописей Российской государственной библиотеки, один из старейших книжных центров России, говорится в некрологе, поступившем в редакцию РНЛ. Под руководством В.Ф. Молчанова было организовано собирание, экспертиза и научное описание памятников письменности, принято на государственное хранение более 270 тысяч редчайших рукописей XII-XXI вв., являющихся уникальным культурным наследием народов России. Виктор Федорович был яркой личностью и выдающимся ученым. Им опубликовано более 150 научных работ по проблемам книжной культуры, истории, библиотековедения и книговедения, в том числе монографии «Государственный канцлер России Н.П. Румянцев», «История книжной культуры России XIX в». Он был организатором, научным руководителем, автором таких известных проектов изучения и факсимильного издания шедевров письменности, как «Лицевое житие преподобного Сергия Радонежского», «Учительное Евангелие XVI в.», «Чертежная книга Сибири С. Ремезова», «Луцкое Евангелие XIV в.», «Французский часослов XV в.», «Евангелие Лотыша», «Евангелие Ф.М. Достоевского», «Остров Сахалин» А.П. Чехова и др. Весом его вклад в подготовку кадров высшей квалификации для отрасли культуры. В.Ф. Молчанов являлся автором и основателем нового научного направления – оптико-электронной текстологии. «Все, кто знал Виктора Федоровича, кто с ним работал, сохранят в своей памяти самые лучшие воспоминания об этом необыкновенно щедром, трудолюбивом, доброжелательном, человеке, отдавшем служению Российской государственной библиотеке большую часть своей жизни. Светлая память о нем будет вдохновлять всех нас на продолжение великого дела служения науке и культуре, которому Виктор Федорович посвятил свою жизнь!» - пишут коллеги и друзья покойного.

http://ruskline.ru/politnews/2024/03/12/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010