«Трудящийся достоин платы». — Перефразированные слова из «Евангелия»: «трудящийся достоин пропитания» (Евангелие от Матфея, гл. 10, ст. 10) и «трудящийся достоин награды за труды свои» (Евангелие от Луки, гл. 10, ст. 7). 48 Публиковались пренеприятные факты — Газеты наши берут сторону ноющих…— В корреспонденции «Священники не хотят учить закону божию в народных школах», напечатанной за подписью «Сумец» (В. П. Мещерский) (Гражданин, 1875. 16 нояб.), сообщалось о «более 10 священниках, формально отказавшихся в Харьковской губернии от обучения закону божию в школах». В «Голосе» (1875. 30 дек.) обращалось внимание на «печальное состояние преподавания в народных училищах губернии закона божия» и указывалось, что вину за это нельзя «взваливать на наше совершенно необеспеченное и бедствующее сельское духовенство». 49 …вот я вам расскажу один анекдот…— Речь идет о статистике-экономисте Дмитрии Петровиче Журавском (1810–1856), «посвятившем крестьянскому вопросу всю свою жизнь» (Н. С. Лесков), разработавшем проект постепенного освобождения крестьян и тратившем свои скудные сбережения на выкуп крепостных. Анекдот — происшествие, событие необычного характера. Ср. объяснение Достоевского (с. 31). 50 …все-таки можно бы, кажется, нашим Потугиным быть подобрее к России и не бросать в нее за всё про всё грязью. — Созонт Иванович Потугин — персонаж романа И. С. Тургенева «Дым» (1867), представлявший, по словам самого Тургенева, «совершенного западника» ( Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. М.; Л., 1965. Соч. Т. 9. С. 526) и высказывавший мысли, близкие автору. Отношение Достоевского к этому роману и, в частности, к Потугину было резко отрицательным; свое мнение он высказал И. С. Тургеневу при личной встрече 10 июля (28 июня) 1867 г. в Бадене, которая закончилась разрывом отношений между писателями на долгие годы. Среди черновых записей, сделанных в ноябре 1875-январе 1876 г., имеется большое число полемических заметок о Тургеневе и Потугине, предназначавшихся для неосуществленной статьи, которую Достоевский предполагал написать для январского выпуска «Дневника писателя» за 1876 г. 51

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Лк.4:30 . óн же прошéд посреде их, идяше. (но Он, пройдя посреди них, удалился.) Так как Иисус Христос еще только начал дело Своего служения спасению рода человеческого, и еще не пришло время Его смерти, то Божественная сила сохранила Его невредимым, так что, удаляясь от озлобленных врагов Своих, очевидно для них и без всякаго вреда прошел посреди их. У еванг. Матфея сказано, что Иисус Христос для назаретян не совершил многих чудес по неверию их, а у Марка кроме сего прибавлено: только на немногих больных возложив руки, исцелил их. «Не сотворил многих чудес, но сотворил немногие, поясняет св. Златоуст, для того, чтобы не сказали: Он противник наш и враг, презирает своих, чтобы не сказали: если бы чудеса были, мы бы уверовали. Посему-то и сотворил чудеса, и удержался от чудес. Сотворил, чтобы исполнить Свое дело; удержался, чтобы не подвергнуть их большему осуждению за неверие». Зач. 15-е. Иисус Христос в Капернауме и исцеление Им там бесноватого. Читается в субботу 18-й недели по Пятидесятнице. О пребывании Иисуса Христа, в Капернауме еванг. Матфей только упоминает ( Мф.4:13 ), а Марк повествует подробно и почти в одних и тех же словах, как и евангел. Лука, и об этом пребывании, и о исцелении там бесноватого ( Мк.1:21 и дал.). Лк.4:31 . И сниде в Капернаýм грáд Галилéйский: и бе учя их в суббóты. (И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.) В Капернаум град Галилейский. Это был небольшой город на северо-западном берегу Галилейского, иначе Тивериадского или Геннисаретского озера. (О Галилее чит. в объясн. 1 ст. 3 гл.). Лежал он на распутьи больших торговых дорог Палестины; был одним из самых живописных ее уголков, и название Капернаум значило: село утешения и отрады. Этот город был избран Господом «Утехою Израиля» для Своего местопребывания, почему он у еванг. Матфея и называется Его городом ( Мф.9:1 ). Здесь Господь провел большую часть времени Своего общественного служения; здесь Он постоянно проповедывал Свое Божественное учение и в синагоге, и в частных домах, и с рыбачьей лодки на Галилейском озере. Здесь сотворил Он множество чудес. Здесь был дом ап. Петра, быть может, и других апостолов-рыбарей. В настоящее время от Капернаума лежат одни развалины. Озеро Галилейское называется и морем. Название его Тивериадским и Геннисаретским происходит от лежащих близ него городов. Окрестности этого озера во времена Христовы были так прекрасны, что ни одно место Палестины не могло равняться с ними красотою. Живописные горы окружали и защищали его от бурь и ветров. Оно по временам было бурно; изобиловало рыбою, особенно на севере. По берегам его лежало много городов и селений, из коих были более населенные: Тивериада, Вифсаида, Капернаум, Хоразин, Магдала и др. Вода в Галилейском озере пресная и приятная. Величина его – 24 версты с половиной в длину и 7 в ширину. Чрез него протекает, не смешивая своих вод с его водами, главная река Палестины Иордан, в которой крестился Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Идя в Иерусалим, куда шел уже перед Своими страданиями, Иисус Христос прошел г. Иерихоном. Иерихон, это во времена Иисусовы большой Иудейский город. Он находился в 20-ти верстах к северо-востоку от Иерусалима и 7-ми к западу от р. Ирдан. Это был тот город, недалеко от которого Евреи чудесно перешли Иордан, вступая в землю обетованную ( Нав. 3:16 ); Иерихон первым, тоже чудесно, был взят Евреями при завоевании сей земли (6:20); в Иерихоне были училища пророческия ( 4Цар. 2:5 ). Так как Иерихон стоял в равнине, окруженной возвышающимися одна над другою горами, то окрестности его были очень прекрасны, растительность роскошная, климат превосходный. От Иерихона до Иерусалима лежала пустыня, скалистая и мрачная, наполненная зверями и разбойниками, делавшими путь во св. город небезопасным (Мих.), почему путешественники отправлялись туда караванами. В настоящее время Иерихон представляет собою небольшую и бедную арабскую деревню Риху. Народ мног (множество народа). И. Христа постоянно окружало множество народа, особенно же теперь, когда приближался праздник Пасхи, и в Иерусалим на праздник собиралось бесчисленное множество богомольцев. 30. И с, два слпца сдща при пт, слышавша, к мимоходитъ, возописта, глаглюща: помилй ны, гди, сне двдовъ. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Два слепца сидели при дороге, как бывает теперь и у нас, чтобы просить милостыню у проходящих, особеннно у богомольцев. Из них одного евангелист Марк называет Вартимеем (10:46). Сыне (сын) Давидов то же., что Мессия (чит. объясн. 1 ст. 1 гл. Слич. 42 ст. 22 гл.). Помилуй ны (смилуйся, сжалься над нами), Господи, Сыне Давидов. Из этого восклицания видно, что слепцы, слыша о Господе из рассказов других, веровали в Него, как обетованного великого потомка Давидова, Мессию, веровали и в то, что Своею божественною силою Он может исцелить их. 31. Народъ же прещаше има, да умолчита: на же паче глаглюща: помилй ны, гди, сне двдовъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.11:45 . «Некто из законников»: искусный, сведущий в законе, ученый. Законники могли не принадлежать ни к какой секте, но по своим убеждениям и правилам жизни многие из них очень похожи были на фарисеев, почему мы и видим из Евангелий, что они часто действуют против Христа совокупно с фарисеями. И упоминаемый здесь книжник вероятно не принадлежал к секте Фарисеев, но почувствовал, что слово Господа попадает и в его нравственную рану и бередит ее, а потому он с болью откликается на это слово, говоря, что Господь, обличая фарисеев, тем обижает и их, книжников, и законников. Так нечистые совестью обижаются правдивым словом, хотя бы оно было обращено не прямо против них! Лк.11:46 . «И вам, законникам, горе» и пр.: см. прим. к Мф.23:4 . Такой образ действий свидетельствует об отсутствии в них любви к ближним, потому возвещается им горе. Лк.11:47–51 . «Строите гробницы» и пр.: см. прим. к Мф.23:29–36 . У ев. Луки несколько короче изложена эта речь, чем у ев. Матфея, но по местам яснее. – «И соглашаетесь с ними» осуждая лицемерно отцов своих за то, что они избивали пророков (ст. Мф.23:30 ), вы, дети их, делаете в сущности то же, что и они, или еще и хуже (ср. прим. к Мф.23:31–32 ). – «Премудрость Божия сказала: пошлю» и пр.: по-видимому, делается указание на ветхозаветное изречение, но там такого изречения нет, да и необычно в подобных случаях употребление слова премудрость. По сопоставлению с Матфеем Мф.23надобно полагать, что Господь называет здесь премудростью Себя самого, как воплотившуюся ипостасную премудрость Божию, под именем и образом которой Он изображается еще в Ветхом Завете (гл. Притч.8 ). Премудростью Сын Божий называется потому, что Бог через Него открыл свою премудрость как в творении мира, так и в искуплении (ср. Кол.1:13–18 . 1Кор.1:30 ). – «Пошлю к ними» пр.: см. прим. к Мф.23 и дал. Лк.11:52 . «Взяли ключ разумения» и пр.: см. прим. к Мф.23:13 . Здесь предмет берется несколько частнее, чем в параллельном месте Евангелия Матфея. Фарисеи и законники взяли себе ключ разумения, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Должно заметить, что церковное пение, употребляющееся теперь в галицко-русских храмах, совершенно не удовлетворяет и самих галичан. Не можем здесь не привести следующего отзыва одного из галичан, отзыва, который, с одной стороны, заключает в себе много прекрасных мыслей о значении общенародного церковного пения, а с другой стороны, вполне подтверждает наши вышеизложенные наблюдения, тем самым освобождая нас от возможного упрека в пристрастном отношении к униатскому церковному пению. «С давних времен», говорится здесь, «пение причислялось к существенным частям богослужения. В Ветхом Завете царь Давид под аккомпанемент гуслей величал Господа самыми нежными напевами, и пение было одним из способов его богопочитания в течение всей его жизни, как он сам говорит о том в своем чудном 103-м псалме: »воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дóндеже есмь» (ст. 34). В Новом Завете Сам Христос благоволил употреблять пение, как выражение молитвенного настроения, ибо читаем в Евангелии от Матфея гл. 26 ст. 30, что Он, по тайной вечери, со Своими учениками, «воспевше, изыдоша на гору Елеонскую». Также у первых христиан пение занимало большую часть времени при священнодействиях. Богослужение и наш великолепный (?) обряд прямо немыслимы без пения. Русский народ от самой природы «спеволюбив», и пение является неразлучным спутником его во все минуты жизни его, особенно же при богослужении. Соответственно нашему пленительному (?) обряду с течением времени образовались простые, но воодушевляющие, благоговейные церковные напевы, которые умилительно действуют на душу и сердце верующих. Эти напевы, особенно «киевские», освящены веками и, хотя начало их относится к минувшим столетиям, но и теперь они не потеряли своей прелести и свежести. Но tempora mutantur et nos mutamur in illis. Прогресс человечества наложил свою печать и на церковное пение, которое постепенно было преобразовано. Место природного, естественного, свободного и непринужденного пения заняло пение искусственное, хоральное.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Здесь Господь говорит, как тяжко грешат фарисеи, сами не веря и других отвлекая от веры в Него. Хула, т. е. поругание священных предметов. Всякий грех и хула простятся (отпустятся), само собою понятно, в том случае, когда грешник раскается во грехе и хуле ( Ис. 1:18; 1 . Ин. 1:7 ); если же нераскается, то и не получит прощения. Хула на Духа Святого, это упорное сопротивление очевидной истине ( Деян. 7:51 ), отрицание самых очевидных действия Св. Духа, напр. чудес, и злобное оскорбление Его, когда, напр., самые видимые действия Духа Святого, хотя в изгнании бесов И. Христом, приписываются злому духу сатане, веельзевулу (о веельзевуле чит. в объясн. 34 ст. 9 гл.); а это свидетельствует о крайнем неверии и ожесточении сердца (Мих.). Так хулили Святого Духа фарисеи, не хотевшие верить чудесам Христовым, совершавшимся силою Духа Святого, и объяснявшие их силою злого духа. В нем нечистый дух, говорили они, по евангелисту Марку (3:30). Не простится (не отпустится) этот грех потому, что нравственное состояние людей, имеющих его, таково, что они теряют всякую возможность раскаяния и вместе с тем восприятия обновляющей и спасающей человека благодати Духа Святого, они таким образом приходят в состояние нераскаянных демонов. Они сами гонят от себя прочь благодать Духа Святого ( Быт. 6:3 ), и покаяние чрез это становится для них невозможным: ибо насильно Бог не спасет никого. Иже аще речет (если кто скажет) слово на Сына Человеческого, отпустится (простится) ему. На Сына Человеческого – против Самого Иисуса Христа (см. 8, 20). Т. е. если кто будет говорить что против И. Христа, колеблясь признать Его за Мессию, как, напр., Иудеи соблазнялись Его происхождением из Назарета, из Галилеи ( Ин. 1:46; 7:52 ), и уничиженною жизнью, напр., что Он обращается среди мытарей и грешников, ест и пьет с ними, этот грех простится; потому что это грех заблуждения, недоразумения и неведения и в этом грехе легко раскаяться: так как заблуждения и недоразумения могут рассеяться, неведение замениться познанием и верою. А иже речет (кто скажет) на Духа Святого, т. е. покажет неверие, ожесточение, произнесет хулу против Духа Святого, это не отпустится (ст. 31) ни в сей век, ни в будущий, т. е. ни до второго пришествия Христова и страшного всемирного суда, ни после, в вечности не отпустится по причине нераскаянности и неспособности к раскаянию (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

2) Тому стоило бы удивиться, а вот увиденное -- ужас. Был потрясен видимо масштабами этого ужаса, т.к. ожидал меньшее. 3) Выдумавший фразу про пчел и мух если кого и может осквернить -- лишь себя... Оскорбить кого-то -- запросто. Осуждение в этом может и есть, но опять же не нам судить. Соблазнить (понизить нравственный уровень слушателя, реально осквернить его) -- для этого обычно другие слова говорят (лесть). Лично мне от этой шутки совсем не смешно. очень грусно если кто-то соответствует, еще груснее когда стремится соответствовать такому " идеалу " . Александр 3 октября 2012, 13:36 Спасибо, отец Владимир. Очень поучительная статья! Дмитрий. 3 октября 2012, 12:59 Дмитрий, не " совет " был нам дан а гораздо больше чем совет- ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими И ОБРАТИВШИСЬ, НЕ РАСТЕРЗАЛИ ВАС. «Евангелие от Матфея гл. 7, ст. 6» Дмитрий 3 октября 2012, 08:59 Замечательная статья, полностью за неё, устал от хамства в интернете, тем более, что невыносимо тяжело и противно читать все гадости про РПЦ, Православие и всём, что с этим связано. Действительно, чем больше говоришь, тем больше вляпываешься в грязь. " Не мечите бисер перед свиниями... " , такой нам был дан совет от Иисуса Христа. Ирина 3 октября 2012, 08:48 Браво, Геннадий! Сталкивалась со многими Вашими комментариями и практически под каждым могла бы подписаться - Ирина-захожанка (так называют тех, кто заходит в храм поставить свечу и уходит оттуда, потому что ещё ни один батюшка и постоянный прихожанин не обратил внимания человека делающего робкие шаги к храму). Виталий Я-ЗА 3 октября 2012, 07:30 Геннадий, поскольку Вы читали Евангелие, не могли бы подсказать, что ответил Господь и Бог наш Иисус Христос на вопрос Пилата: " откуда Ты? " ? что Он там отвечал на " их территории " когда судили Его в Синедрионе: «Разве не слышишь, что они против Тебя свидетельствуют?» (Мк. 14, 60)? Может Вы полагаете себя выше Учителя? Да нет, опять подбираете удобные Вам цитаты, очевидно, чтобы судить. Может быть, остановитесь и будете поступать как велено рабам, а не судить, как апостол?

http://pravoslavie.ru/56462.html

Но он властью Своей воскрес, не обманывайтесь, иудеи: ибо Он Тот, Кто в море спасал, в пустыне питал: Он есть жизнь вечная, и свет, и мир мира». После малой екатении седальна читается Пятое Евангелие , от Матфея, зачало 111: «Во время оно, видев Иуда предавый Иисуса». Конец: «Понести крест Его», ( Мф.27:30–32 ). Здесь повествуется о гибели Иуды предателя, о допросе Господа в претории Пилата и осуждении Его на смерть. К предыдущему повествованию, (т.е. к четвертому Евангелию) это чтение прибавляет следующие детали: молчание Господа в ответ на обвинения первосвященников и старейшин, по предсказанию пр. Исайи («как Агнец пред стригущим Его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» гл.53 ст.7), предупреждение жены Пилата своему мужу – не делать зла Спасителю и умытие рук Пилатом. Антифон 13-й (на глас 6-й) посвящен размышлениям на тему о предпочтении, оказанном иудеями разбойнику Варавве перед Христом и о том, что надругательству подвергают «Христа, Божию Силу и Божию Премудрость». Антифон 14-й (на глас 8-й) содержит размышления о благости Спасителя, принявшего в спутники Себе разбойника, и о спасении покаявшегося злодея: выступает бесконечно глубокий, умилительный образ всепрощающего Христа, вознесеннаго на древе, всемогущество Которого, как Бога, обнаруживается именно в бесконечной благости. Антифон 15-й посвящен воспеванию Божества Распинаемаго: Перевод: «Сегодня на древе висит повесивший землю на водах: облачается терновым венцом Царь ангелов: одевается в ложную багряницу одевающий небо облаками: заушение принимает освободивший Адама: гвоздями пригвоздился Жених церковный: копьем прободен Сын Девы. Этой же теме посвящен Богородичен: «Видя Тебя, Христе, висящим на кресте, Родившая Тебя вопияла: что за непонятное таинство вижу Я, Сын Мой? Как умираешь на древе, пригвожденный плотью, Податель жизни?» После малой ектении исполняется седален (на глас 4-й), очень важный по своему содержанию, ибо в нем утверждается догмат искупления кровью Христовой, в евхаристическом смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Татьяна 10 апреля 2018, 19:18 Спасибо Многое стало ясно. И радостно на душе. юрий 30 сентября 2017, 08:52 " Другой не сможет тебя понять, если ты сходишь с ума... " Весь смысл этого текста в этой фразе. Татьяна 18 апреля 2017, 06:14 ЗДОРОВО!!!! Светлана 16 апреля 2017, 18:38 Сколько не читаю Вас, всегда лечите мою душу и что-то новое для себя черпаю, отрезвляющее. Спасибо! Олег Вячеславович 15 апреля 2017, 20:33 Спаси Христос! Ирина 1 июня 2016, 17:12 Поддержали. Спасибо! Елена 12 мая 2016, 14:44 Как всегда, превосходно, ярко, живо, доходчиво, необычайно, нестандартно, в самое сердце, в глубину души!!! И дай нам всем Господи, чтобы слова " Христос Воскресе " никогда не произносились нами формально, обыденно, традиционно. Чтобы это Великое приветствие каждый раз что-то меняло в нас, воскрешало и преображало. ЕвгенийД 12 мая 2016, 13:49 Отец Андрей, Ваши статьи, каждый раз, как бальзам на душу. Всегда первым делом их читаю, а затем остальные. Дай Вам Бог. Надежда 11 мая 2016, 14:38 Отцу Андрею низкий поклон за все проповеди. Учимся жить заново. Слава БОГУ за сайт, за учителя, за возможность учиться!!! Воистину Воскресе Христос! Елена 11 мая 2016, 07:24 Какие удивительные и красивые слова о новой кисти, о том, что можно раскрасить свою жизнь другими красками. Как много добра и света в этой статье! Спасибо! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Ольга 10 мая 2016, 22:51 " ..научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим " . Евангелие от Матфея гл.11 ст.29 Отец Андрей, благодарю вас за замечательную проповедь! Спаси Господи! Многая вам лета! раиса 10 мая 2016, 16:10 Эта, не побоюсь этого слова, гениальная проповедь особенно необходима тем православным христианам, которые постоянно унывают от любых неудач. А неудачи - это не просто, что-то несбыточное, а вразумление Божие, что у Господа на всякого человека Свой Промысел. Господь ведет нас ко спасение, а мы, как малые капризные дети кричим: " Хочу и все. " Благодарю Вас, о.Андрей, наконец открылось для меня то, что связывало мое понимание до сих пор. Принимай неудачи, как ожидание от Господа чего-то значительно лучшего. Мы закомплексованы своим ограниченным пониманием вопросов веры, Божественной свободы, которой мы, по сути дела, до сих пор и не пользовались. И самое главное, теряешь в земном, приобретаешь значительно больше в духовном, а это гораздо значительнее и ценнее. Храни Вас Господь, о. Андрей, Вы нам так нужны.

http://pravoslavie.ru/93191.html

8, 30); иногда — упрекать, как напр, в этом месте, о котором теперь идет речь; иногда порицать, как, напр.: запрети Петровы (Мк. 8, 33), о чем сейчас будет сказано; а иногда — не допускать, как это мы найдем в 19 гл. 13 ст. Стих 22. …Глаголя: милосерд Ты, Господи: не имать быти Тебе сие. Говорит это, без сомнения, заботясь о Нем, как истинный друг. Милосерд Ты — сказал по обычаю; потому что был обычай упрекать так того, кто говорил что-либо неожиданное; т. е. пусть Бог будет милосерд к Тебе. Не имать быти Тебе сие, т. е. да не случится с Тобою того, что говоришь. Стих 23.  Он же обращься рече Петрови: иди за Мною, сатано… Марк (8, 33) сказал, что Христос, обратившись и взглянув на учеников Своих, запретил Петру, т. е. порицал его. Он желал, чтобы и они слышали это порицание и вразумились, потому что чувствовали то же, что и Петр. Сатаною назвал его, как подражающего сатане в том, что он не желал, чтобы Христос был умерщвлен. И сатана не желал, чтобы Христос был умерщвлен для того, чтобы оказались ложными все пророчества об Его смерти, и чтобы телесная смерть Христа не была смертью Его собственной власти; хотя сам же он возбудил иудеев к убиению Спасителя и оказался побежденным собственной злобой. Можно сказать и иначе: так как сатана значит — противник, а Петр, отклоняя Христа от смерти, не следовал, а противился Его воле, то Спаситель говорит ему: иди за Мною, сатано, т. е. следуй за Мною, противник… Стих 23.  Соблазн Ми еси… Противодействуя Моей воле, ты служишь для Меня препятствием. Далее высказывает и причину, почему он противодействовал. Стих 23.  Яко не мыслиши яже (суть) Божия, но человеческая. Ты так полагаешь, потому что размышляешь не о Божественном, а о человеческом. Если бы ты думал о Божественном, то считал бы для Меня достойным умереть за мир, а так как ты думаешь о человеческом, то считаешь для Меня недостойным даже умереть. Ты же обрати внимание на то, что недавно весьма ублажаемый теперь сильно порицается, — чтобы сдерживать и свою смелость и знать, что Спаситель был нелицеприятен.

http://predanie.ru/book/72198-tolkovanie...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010