Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории – суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св. Духа на апостолов, последовавшее точно в этот час». (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв. Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: « От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27, 45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов. В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию). Довольно часто к ним примыкает и Девятый час (примерно 15 часов), который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея : «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись»(Мф. 27, 47-51) . Три псалма (83, 84, 85) посвящены теме разлучения души от тела. По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.

http://pravoslavie.ru/77820.html

Только в исключительных случаях, при возвышенной и более пророческой, чем учительной речи, проповедник стоит ( Деян.2:14; 13:16 ; Ин.7:37 ). Кафедрой для Спасителя мог служить какой-либо камень. Став же Петр со единонадесятьми, воздвиже глас свой и рече им: мужие Иудейстии и живущии во Иерусалиме вси, сие вам разумно да будет, и внушите глаголы Моя: ( Деян.2:14 ). «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим». Востав же Павел и помаав рукою, рече: мужие Израильтяне и боящиися Бога, услышите ( Деян.13:16 ). «Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте». В последний же день великий праздника стояше Иисус, и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет ( Ин.7:37 ). «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей». Отверз уста Своя – восточный образ выражения, указывающий на свободную и торжественную речь ( Иов.3:1 ; Дан.10:16 ), а также на торжественность настоящего момента, когда возвещаются основные законы Нового Завета, в противоположность речи Иеговы в Ветхом Завете в громе и молнии. Посем отверзе Иов уста своя и прокля день свой ( Иов.3:1 ). «После того открыл Иов уста свои и проклял день свой». И се, аки подобие сына человеча прикоснуся устнам моим, и отверзох уста моя и глаголах, и рех ко стоящему предо мною: Господи, в видении Твоем обратися утроба моя во мне, и не имех силы: ( Дан.10:16 ). «Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною: «господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы». Уединенность Горы блаженств , с прекрасной долиной у подножия ее, где толпились люди, как овцы без пастыря, прозрачный, чистый воздух Святой Земли, открытый сияющий небесный свод, – как все это прекрасно гармонировало с учением Нагорной проповеди – с истинным словом жизни, с словами Божественной Любви и о любви, призывающими всех людей к высшей духовной жизни, к высочайшим духовным стремлениям и переживаниям, возвышающим человека над землею и земными скорбями и вводящим его в круг истинных, неизживаемых радостей, утерянного, но возможного счастья!

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Третья часть книги Притчей 24:34). 24:22. Слова мудрых. Притчи этого отдела часто начинаются одними и теми же словами: «приклони ухо твое», т.е. будь внимательным. Эта часть книги является как бы настольной книгой образцового чиновника. Она указывает ему, как себя вести, как быть справедливым, внимательным, честным, любезным, даже светским. Она советует избегать пьянства, разврата, знакомства и дружбы со злыми и нечестивыми. 24:23–34. Продолжение слов мудрых. В содержащихся в этом небольшом отделе притчах главным образом говорится о праведном суде и о хозяйственной деятельности. Четвертая часть книги Притчей (глл. 25–29). Это второе большое собрание притчей Соломона. Оно начинается особым заглавием: «И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского». Здесь содержится 136 притчей – по числовому значению еврейских букв имени Хизкия (Езекия). Для этой части характерна краткая форма притчей, имеющих весьма разнообразное содержание. 25:7 – По тематике соответствует евангельской притче о званных на пир ( Лк. 14:8–10 ): «...и на месте великих не становись; потому что лучше, когда скажут тебе: “пойди сюда повыше”, нежели когда понизят тебя …» 25:21–2 2 – место, процитированное ап. Павлом ( Рим. 12:20 ). 26:11 – «Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою» (ср. 2Пет. 2:22 ). 28:9 – «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость», т.е. кто сознательно противится истине, того молитва не действительна. 29:2 – «Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает». Пятая часть книги Притчей (глл. 30–31). Эта часть состоит из четырех отделов (30:1–14; 30:15–33; 31:1–9; 31:10–31). 30:1–14. Слова Агура, сына Иакеева. Неизвестно точно, даны ли в этом надписании собственные имена лиц или это неправильно разобранные еврейские глаголы. Греческий текст, с которого сделан славянский перевод, устраняет мысль об Агуре. Отсюда в Слав.: «Сия глаголет муж верующим Богови, и почиваю». В еврейском тексте употреблено слово «Масса», которое в пророческих книгах употребляется в значении: слово, изреченное через пророка; а в книге Бытия же слово встречается при перечислении имен народов, происшедших от Измаила: Мишма, Дума и Масса. Поэтому Иерусалимская Библия надписание гл. 30 переводит так: «Агур сын племени Масса».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Учение предлагай верным чистое и святое не в препретельных человеческия мудрости словесех, как Павел говорит, состоящее, но в явлении духа и силы 824 . Предлагай слово Божие, не взирая на лица человеческие; рассыплет бо Бог кости человекоугодников 825 . Не возносися, видя плод слова Божия; Божий бо дар есть и то, что ты глаголеши, и то, что действительно есть слово твое. Богу то относить надобно, что многие обращаются от тьмы ко свету. Не отчаивайся также, видя малый плод проповеди твоей; силен бо Бог из каменного сердца учинить плотяное, и к приятию семен благочестивой веры способное. Предначинай слово твое теплыми молитвами, да вложит в мысли твои Господь, яже подобает рещи. «Ибо, как говорит Св. Григорий: когда слушателево сердце препятствующей вине, Божьею благодатью не исполняется, то по пустому словами проповедническими оно увещевается; ибо немы суть всякие уста глаголющие, если внутрь сердца не вопиет тот, который вдыхает слова слышимые» 826 . Наконец твердо содержи в памяти, и на сердце напиши неизгладимо оное златое избранного сосуда Апостола Павла наставление: подобает Епископу (разумей: пастырю, пресвитеру и проповеднику) быти непорочну, единыя жены мужу, трезвену, целомудру, благоговейну, честну, страннолюбиву, учительну; не пиянице, не бийце, не сварливу, не мшелоимцу, но кротку, не завистливу, не сребролюбцу: свой дом добре правящу, чада имущу в послушании со всякою чистотою 827 . Ведай притом, что аще сия сохраниши, то во второе пришествие Сына Божия над всем имением поставлен будешь; то есть славы небесной участником сделаешься, в силу оных в притче сей положенных слов: блажен раб той, егоже пришед Господь его, обрящет творяща тако. Воистину глаголю вам, яко над всем имением своим поставит его. Притча двадцатая о бесплодной смоковнице § 1 Древо смоковницы имел некоторый человек, насажденное в саду своем: и пришел, ища плода на ней, и не сыскал. Сказал же к садовнику сада: се третий год уже, как прихожу, ища плода на смоковнице сей, и не сыскиваю. Сруби убо ее, для чего и землю занимает? Он же в ответ сказал ему: господине! оставь ее и в сей год, пока я окопаю округ ея и осыплю навозом, в надежде что принесет плод: а если нет, то в следующий год срубишь ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Феофилакт. Всеведущий — Он хочет от них самих узнать, что составляет предмет их печали: «О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?» Этим вопросом Господь вызывает Своих учеников на то, чтобы они излили перед Ним свои чувства. Клеопа принимает тогда Господа за иудея, пришедшего в Иерусалим на праздник из какой-нибудь другой страны, ибо не может допустить мысли, чтобы житель Палестины не знал обо всем происшедшем в Иерусалиме в эти дни. Тогда ученики исповедали Господу всю свою горесть. Характерно, однако, что они называют своего Учителя только «пророком,» высказывая при этом, что их надежды на Него, как на Мессию, не сбылись: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля.» Впрочем, они сами еще не знают, что думать обо всем происшедшем, ибо жены некоторые, бывшие сегодня рано у гроба, рассказывали удивительные вещи: они не нашли Тела Его, но видели явление ангелов, которые говорят, что Он жив. Очевидно, Лука и Клеопа ушли из Иерусалима, еще не слыхав о том, что Господь явился Марии Магдалине и прочим мироносицам. «И пошли некоторые из наших ко гробу» — здесь очевидно идет речь об апостолах Петре и Иоанне, о чем повествуется в Евангелии последнего (Иоан. 20:1-10) — «но Его не видели» — это и ставит их в затруднение, почему они и не знают, что обо всем этом думать. Тогда Господь, не открываясь еще им, начинает Свою учительную речь, давая им понять, что причина их неопределенного духовного состояния в них самих — в их неосмысленности и в косности их сердец. «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» — Он прямо называет Учителя их Христом и объясняет, что все произошло в полном согласии с ветхозаветными пророчествами о Христе, что именно через страдания Мессии и надлежало «войти в славу Свою» — славу Своего духовного, а не земного царства. С большим вниманием и внутренним горением сердец слушали ученики своего таинственного спутника и так внутренне расположились к Нему сердцем, что стали уговаривать Его остаться с ними на ночлег в Эммаусе, ссылаясь на то, что день уже склоняется к вечеру, а по ночам ходить в одиночестве в Палестине было небезопасно.

http://sedmitza.ru/lib/text/430499/

Хотя и пришествие Его совершилось собственно для них, но они гнали, тогда как самаряне просили, чтобы Он пребыл у них. Итак, скажи мне: ужели не следовало идти к ним, когда они просили и требовали того, и, оставаясь у тех, которые злоумышляли и отвергали Его, не отдавать себя людям, возлюбившим Его и желавшим удержать Его при себе? Нет, это было бы недостойно Его промышления. Поэтому-то и принял Христос их просьбу и пребыл у них два дня. Они хотели бы и навсегда удержать Его (как видно из слов евангелиста: " просили Его побыть у них " ); однако Он не допустил этого, а только два дня оставался у них. И в эти дни еще многие уверовали в Него. Хотя и не легко, казалось бы, им было уверовать, потому что и чуда никакого не видели и были во вражде с иудеями, но, как правильно судили о Его учении, то это и не препятствовало им, но напротив они возымели такое о Нем понятие, которое было выше этих препятствий, и наперерыв боле и более показывали Ему свое удивление. Жене они говорили: " уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос " . Ученики превзошли учительницу. Они и иудеев могли бы по справедливости осудить, и потому, что уверовали, и потому, что приняли Христа. Иудеи, о которых Он прилагал всевозможное попечение, часто бросали в Него камни, напротив самаряне привлекали Его к себе, хотя Он и не к ним шел. Те и после чудес остаются неисправимы, а эти и без чудес показали великую веру в Него; и то именно составляет их честь, что без чудес уверовали, иудеи же не переставали требовать чудес и искушать Его. Так во всем нужна благонамеренность души; если коснется такой души истина, то удобно овладевает ею; а если не овладевает, то это происходит не от слабости самой истины, а от неразумия души. Так и солнце, когда касается чистых глаз, то легко освещает; если же не доставляет света, то это знак не безсилия солнечного света, а болезни глаз. Но послушай, что говорят самаряне: " узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос " . Видишь ли, как скоро они поняли, что намерение Христа было привлечь к Себе вселенную, что Он пришел совершить общее спасение и хотел не одними иудеями ограничивать Свое промышление, но всюду посеять свое слово? Не так поступали иудеи, но " усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией " (Рим.10:3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Христиане легко узнают их: по чистоте и светлости их душ, переходящей почти в зрительное ощущение, по духовности, пробивающейся под нищетным прикрытием, по мирному духу, проникающему в души приходящих к ним, по учительности их, обнаруживающей знание ими глубин души человеческой, и нередко бывают свидетелями их чудотворений и прозорливости. Люди инстинктивно сознают, что пребывание праведника в обществе благословенно для общества и что сама способность их видеть праведность спасительна для них самих, как и Господь сказал: «принимающий праведника во имя праведника получит награду праведника» ( Мф.10:41 ) 39 . Нет святости без подвига Далек от евангельской правды тот взгляд, для известной части современного христианского общества обычный, по которому христианство состоит в дружном сотрудничестве и взаимопомощи на пути к всеобщему благополучию и созданию довольства для всех на земле. Фактически, такая цель есть общий комфорт и для всех сытая жизнь. Христианская цель иная и путь иной. Путь мира – комфорт, путь христианства – крест: невольный ли, безропотно принятый жизненный крест или свободно взятый на себя по своей вере подвиг и хождение «узким путем». Правда, многие отталкиваются от такого понимания христианства, как от устаревшего и отжившего «византийского», монашеского восточно-аскетического направления. Главную цель христианства они переводят на социальное строительство. А между тем, христианство – все в личном подвиге. «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф.10:38 ). «Те, которые Христовы, плоть свою распяли, со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы нетленного... И потому», о себе замечает апостол, «усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не оказаться недостойным» ( 1Кор.9:25–27 ). Христианство – в бодрствовании, в ожидании евангельского Жениха: «и блажен раб, егоже обрящет бдяща»; оно в «стоянии на посту», по выражению «Пастыря» Ерма , или короче, в «посте», в очищении себя телесном и духовном.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Христос в самые ответственные или искусительные моменты Своей проповеди ссылается – порой неоднократно – на Второзаконие, Исход, Левит, Псалтирь, Книгу пророка Исаии, Книгу пророка Даниила, Книгу пророка Захарии, Книгу пророка Малахии, приводит примеры из жизни царя Давида, пророка Ионы, поминает премудрость царя Соломона. Невозможно исключить Христа из контекста ветхозаветной реальности, не совершив при этом насилия над евангельским Откровением. Сам же Христос утверждает, что пришел не нарушить закон, но исполнить (Мф. 5, 17), заверяет, что ныне исполнилось писание сие (Лк. 4, 21), то есть пророчество Исаии о Мессии, Сам же подтверждает Свои учительные слова авторитетом Ветхого Завета: в этом закон и пророки (Мф. 7, 12), и Сам же отвергает искушения сатаны, ссылаясь на Второзаконие. Знаменательно, что сатана, в силу логики пришествия Христова, предреченного пророками, соблазняет Господа именно словами ветхозаветного пророчества – Псалтири. Кроме того, Господь утверждает, что и на Голгофу Сын Человеческий идет, как писано о Нем (Мк. 14, 21), ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет (Лк. 18, 32–33) И наконец, когда Его берут под стражу в Гефсиманском саду и Петр отсекает ухо рабу первосвященника, Господь говорит ему: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? И тут Он приводит существенный довод против этой возможности: как же сбудутся Писания, что тАк должно быть? (Мф. 26, 53–54). Так и евангельские персонажи, исходя из реальности ветхозаветного ожидания Мессии, интересуются прежде всего тем, насколько Христос соответствует пророчествам. Иоанн Креститель выходит на проповедь, действуя в ключе пророчеств о грядущем Мессии: его задача приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Ему (ср.: Мф. 3, 3). Евангелист Матфей опознает его в соответствии со словами пророка Исаии, как глас вопиющего в пустыне (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Христос в самые ответственные или искусительные моменты Своей проповеди ссылается — порой неоднократно — на Второзаконие, Исход, Левит, Псалтирь, Книгу пророка Исаии, Книгу пророка Даниила, Книгу пророка Захарии, Книгу пророка Малахии, приводит примеры из жизни царя Давида, пророка Ионы, поминает премудрость царя Соломона. Невозможно исключить Христа из контекста ветхозаветной реальности, не совершив при этом насилия над евангельским Откровением. Сам же Христос утверждает, что пришёл  не нарушить закон, но исполнить  ( Мф. 5, 17 ), заверяет, что  ныне исполнилось писание сие  ( Лк. 4, 21 ), то есть пророчество Исаии о Мессии, Сам же подтверждает Свои учительные слова авторитетом Ветхого Завета:  в этом закон и пророки  ( Мф. 7, 12 ), и Сам же отвергает искушения сатаны, ссылаясь на Второзаконие. Знаменательно, что сатана, в силу логики пришествия Христова, предречённого пророками, соблазняет Господа именно словами ветхозаветного пророчества — Псалтири. Кроме того, Господь утверждает, что и на Голгофу  Сын Человеческий идёт, как писано о Нём  ( Мк. 14, 21 ),  ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет  ( Лк. 18, 32–33 ) И наконец, когда Его берут под стражу в Гефсиманском саду и Пётр отсекает ухо рабу первосвященника, Господь говорит ему:  или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?  И тут Он приводит существенный довод против этой возможности:  как же сбудутся Писания, что так должно быть?  ( Мф. 26, 53–54 ). Так и евангельские персонажи, исходя из реальности ветхозаветного ожидания Мессии, интересуются прежде всего тем, насколько Христос соответствует пророчествам. Иоанн Креститель выходит на проповедь, действуя в ключе пророчеств о грядущем Мессии: его задача  приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Ему  (ср.: Мф. 3, 3 ). Евангелист Матфей опознает его в соответствии со словами пророка Исаии, как  глас вопиющего в пустыне  ( Мф.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

Что заставляет так думать? Действительно, в Ветхом Завете материальный достаток представлен как благословение Божие и обязательный атрибут мессианского обетования (например, Быт. 13: 14 ), с чем отчасти связано и устойчивое представление о Царстве Мессии как времени благословенном во всех отношениях: наступят дни, когда Бог «из праха подъемлет… бедного, из брения возвысит нищего, посаждая с вельможами, и престол славы даст им в наследие» ( 1Цар. 2: 8 ), потому что «Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает» ( 1Цар. 2: 7 ). Так что неудивительно, что все иудеи, богатые и бедные, в качестве жизненного идеала имели богатство, хотя бы и будущее. Бедность, как общее явление, понималась как попущенное Богом зло и последствие греха (например: Притч. 6: 9–11; 10: 4; 21: 17 ), но конкретная бедность, нищета конкретных людей не считалась грехом или каким-то постыдным состоянием; бедные находились под особым покровительством Закона, люди состоятельные призывались заботиться о них, милостыня бедным представлялась как занятие душеполезное для людей богатых. Зачастую в книгах учительных и пророческих бедность представлялась признаком человека благочестивого и праведного ( Пс. 9: 10 ; Притч. 19: 1, 22; 28: 6 ), которому дается обетование будущего утешения и воздаяния за лишения, кротко переносимые на земле ( Пс. 36: 71 ; Ис. 29: 19 ). И не только Писание, но и современная апостолам жизнь давала примеры благословенной, непостыдной бедности – прежде всего, таким примером является жизнь Спасителя. Близка притче о неверном управителе притча о десяти минах. Рассказанная в Евангелии от Луки, эта притча непосредственно предваряет Вход Господень в Иерусалим и предызображает ближайшие события, касающиеся Самого Христа, а также будущее служение учеников. Евангелист отмечает, что в учениках при приближении к Иерусалиму усилилась надежда (вопреки всему сказанному Христом об инаковости Его Царства и о том, что Он Сам – это Царство) на скорое явление Царства. Господь несколько отрезвляет их этой притчей, в которой показывает, что Он должен удалиться от них (умереть) ради наступления Царства, об отвержении Его «своими» ( Ин. 1: 11 ), то есть иудеями, о поручении рабам (ученикам) усердно трудиться во время отсутствия господина: «Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010