19) Устроение домашней жизни и личных отношений у миссионерствующего пастыря в особенности должны быть свободны от укоров, особенно от укоров в вымогательстве, – ибо штунда сама заявит ему: «врачу, исцелися сам». Молодым пастырям подобает проникнуться сознанием, что они приняли на себя иго Христово, а не почетное только звание настоятеля. 20) Необходимо усовершать себя посредством чтения святоотеческих и особенно подвижнических творений. Как много мы теряем, не читая наставлений святителя Феофана, затворника Вышенского , величайшего между современными нам психолога молитвенных и нравственных состояний! (Все труды его весьма доступно изданы в Москве Афонским Пантелеймоновым монастырем). 21) Пастырская молитва о духовных чадах верных и заблудших. «Отче святый, соблюди их во имя Твое, их же дал еси мне, да будут едино» ( Ин.17:11 )! Веседа 4. Миссионерская проповедь в приходе Слово ваше (да бываетъ) всегда во блгти, растворено, вдети, как подобаетъ вамъ комждо вещавати ( Кол.4:6 ). Миссионерство или веропроповедничество в православной церкви есть, с одной стороны, благодатный дар, а с другой стороны – искусство. Благодатный дар стяжавается благочестием и молитвой, а соль миссионерского искусства приобретается изучением и опытом. Каждый веропроповедник должен помнить слова Господни: «никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его» ( Ин.6:44 ). Благодатно-молитвенное настроение веропроповедника обычно выражается в ясности духа, кротости и любви к заблудшему. О беседе нашего Господа с фарисеями говорится у евангелиста, что Он «воззрел на них с гневом, скорбя об окаменении сердец их» ( Мк.3:5 ). Апостол Павел научает пастырей: «рабу Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» ( 2Тим.2:24–25 ). «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью» ( Кол.4:6 ). «Слово мое и проповедь моя, – говорит о себе апостол, – не в препретельных человеческие премудрости словесех, но в явлении духа и силы» ( 1Кор.2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

2Тим.2:20.   А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. «В велицем же дому не точию сосуди злати и сребряни суть, но и древяни и глиняни, и ови убо в честь, ови же не в честь» . Апостол великому дому уподобил мир, а сосудам золотым — сияющих благочестием и добродетелию, серебряным же — при вере и праведности возлюбивших жизнь гражданскую, деревянным и глиняным — живущих в злочестии и лукавстве; но сосуды осудила сама природа, а людей честными или нечестными соделала воля. Ибо сие дает знать присовокупляемое. 2Тим.2:21.   Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. «Аще убо кто очистит себе от сих, будет сосуд в честь, освящен и благопотребен Владыце, на всякое дело благое уготован» . Так доказав, что выбор лучшего зависит от нашей решимости, Апостол преподает Тимофею урок о том, что должно делать. 2Тим.2:22.   Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. «Похотей юных бегай» , то есть забав, неумеренного, смеха, тщеславия и тому подобного. «Держися же правды, веры, любве, мира со всеми призывающими Господа от чистаго сердца» . Любить можно всех; сие предписывает и закон евангельский: «Любите враги ваша» (Мф. 5:44); но быть со всеми в мире невозможно, ибо для сего нужно общее произволение. А таковы все «призывающии Господа от чистаго сердца» . 2Тим.2:23.   От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры. «Буих же и ненаказанных стязаний отрицайся, ведый, яко раждают свары» . А таковы разглагольствия, бывающие по честолюбию, а не по какой-либо потребности. 2Тим.2:24.   Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым. 2Тим.2:25.   С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины. 2Тим.2:26.   Чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2910...

35 Посему в Учительном Известии, в приложении к Служебнику, дается ряд указаний священнику относительно разных случаев, при этом возможных. 36 Вообще о явлениях Христа по Воскресении Его см.: Н.В. Sweete. The Appearances of our Lord after the Passion. 1915. Впрочем, автор ограничивается рассмотрением каждого из них, но воздерживается от богословского истолкования их значения. 37 Недаром говорится о страдании со Христом в ряду текстов, которые теряют свое значение вне контекста учения о Св. Граале. Вот эти тексты: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас» ( 2Кор. 4, 10–12 ). «Никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» ( Гал. 6, 17 ). «Мы наследники Божии, сонаследники Христа, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ( Рим. 8, 17 ). «Я сораспялся Христу, не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2, 18 20). О каком страдании вместе с Иисусом говорится здесь? О какой мертвости Его, о каких язвах Его? О том ли, что уже совершилось и потеряло силу бытия в Славе Его? Но не такие язвы, вместе с мертвостью Господа Иисуса, носит ап. Павел в теле своем, чтобы чрез эту мертвость и язвы обрести жизнь Иисусову в воскресении. 38 Что можно сказать по поводу установления праздника Царя-Христа в Римско-Католической Церкви (11 дек. 1925 г. папой Пием XI)? Литургически он не может быть приурочен к какому-либо событию земной жизни Христовой, и не даром Евангельское чтение, положенное в службе этого дня, относится к... вопрошанию Господа Пилатом: Царь ли Ты? ( Ин. 18, 33–37 ). Вход Господень в Иерусалим как будто более бы соответствовал идее праздника, однако, и этот вход царский совершается не к воцарению, но к крестному страданию. Бессилие найти соответствующее событие для этого празднования свидетельствует о ложности самого замысла, ибо, хотя Христос и есть Царь, но Он не воцарился, но лишь воцаряется на земле ( Откр. 11, 15 ), и это воцарение есть дело грядущего, которое совершается лишь в конце земной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

4)  Нельзя не видеть у свящ. историка взгляда на свое писание, как на продолжение Пятокнижия. Древние и новые богословы находили, с этой стороны, справедливо у него намерение показать, каким образом Господь исполнил Свое обетование патриархам и даровал их семени обетованную землю и явил через то верность Своему обетованию. Так, в первой части писатель чаще всего говорит о чудесах, явленных Господом в помощь еврейскому народу при завоевании обетованной земли, выражавших Божие промышление об исполнении «слов Господних, изреченных Моисею» (3:7;6:1–5,19,26;10:8–14,30;11:8). Соответственно сему заканчивается эта часть: «от Господа было то, что они (цари ханаанские и все жители обетованной земли) ожесточили свое сердце, войною встречали Израильтян, были преданы заклятию и истреблены, как повелел Господь Моисею… Таким образом, взял Иисус всю землю, как повелел Господь Моисею, и отдал ее в удел Израильтянам» (11:20–23). Вторая часть заключает также много подобных свидетельств и заканчивается так: «таким образом Господь отдал Израилю всю землю, которую дать клялся отцам их, и они получили ее в наследие… Всех врагов их передал Господь в руки их. Не осталось неисполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые говорил Господь дому Израилеву; все сбылось» (21:43–45). А последняя часть, можно сказать, наполнена подобными указаниями на такое «исполнение всех добрых слов Господних», требовавшее и от народа такой же точности в исполнении заповедей Господних (23:3–6,14–16;24:2–13,16–25) и заканчивается заключением завета с народом и вписанием Иисусом Навином этого завета в книгу с обязательством для народа «исполнять» заповеди Господни, как Господь «исполнил» все Свои обетования (24:26–27,31–33). Справедливо богословы видели между книгой Иисуса Навина и Пятокнижием такое же взаимное отношение, какое существует между Деяниями Апостольскими и Евангелием: как в Деяниях Апостольских описывается исполнение обетования Иисуса Христа о Церкви и снование ее Апостолами, так и в книге Иисуса Навина описывается исполнение обетований Господних патриархам и основание ветхозаветной церкви в обетованной земле 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

    К. Телец был приносим от каждого, и всех их было двенадцать. Они возят святую скинию, будучи по двое запряжены в одну колесницу и под одно ярмо, и они отделены на служение левитам. Это может служить образом двух народов, еще не разделенных неподобием учения и жизни, но как бы сопряженных и терпеливо и мужественно шествующих вместе под одним игом Спасителя; ибо сказано: «мужайся и да крепится сердце твое и потерпи Господа» (Пс.26:14). А телец есть животное терпеливое и весьма крепкое: таковы во всяком случае избравшие богопочтение, как бы иго на себе носящие Христа, прообразуемого в святой скинии. Телом же Его называл Церковь и божественный Павел (ср. Кол. 1:24, 18); сказано также было и Анании о нем, то есть Павле: «иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами» (Деян.9:15). Кроме того приносимые овен, а равно и агнец указывают на приближение к Богу и как бы посвящение, очевидно духовное, как старейшего приведенного к Нему, так и нового народа: ибо как терпеливость и мужество означается посредством тельцов, так равно, думаю я, и в овцах ясно указывается как бы плодоносие в кротости оправданных верою во Христа; потому что это животное кроткое и плодовитое. А таковы все прилежные делатели евангельского жития, к которым взывал и Сам Христос: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. Ударившему тебя по щеке подставь и другую» (Лк. 6:30, 29; сн. Мф.5:39). Пишет также и Павел: «рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым» (2Тим. 2:24). А что за вышесказанным должно было следовать и приношение козла, это указывало, я думаю, не на что иное, как на то, о чем я недавно сказал, то есть что все, хотя бы некоторые обладали и добрыми свойствами, имеют нужду в очищении чрез покаяние и в забвении грехопадений. И, ведая, божественный Давид сказал: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?» (Пс.129:3.) Таким образом, козел был жертвою за отпущение по древнему закону; покаяние же и прошение о забвении (грехов) есть ныне жертва, приносимая нами, приходящими к Богу в духе и истине; ибо сказано: «станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться» (Ис.43:26). Воспевает также негде и Давид: «сказал: Господу преступления мои и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс.31:5). Ясна ли для тебя наконец речь о дароприношении князей?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

   Апостолы поставляли истину воскресения мертвых выше всякого сомнения и доказывали ее самою тесною связию с воскресением Христовым и со всею проповедию евангельскою: „если проповедуется, что Христос воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; – а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... И если мы в сей только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. XV:12 – 19).    Кроме того ап. Павел указывает на некоторые явления в видимой природе, которые убеждают нас в истине воскресения. „Скажет кто-нибудь говорит св. апостол, – как воскреснуть мертвые? Безрассудный! – То, что ты сеешь, не оживет, ежели не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится – пшеничное или другое какое. Но Бог дает ему тело, как хочет и каждому семени свое тело. Так и при воскресении мертвых“ (1 Кор. XV:36 – 38, 42).   22. Природа-учительница истины воскресения из мертвых    Что человек воскреснет и снова получить свое тело, на это    а) ежедневно указывает наше засыпанье вечером и просыпанье утром. Подобно тому, как мы ложимся и засыпаем вечером, а на другой день пробуждаемся и встаем с тем же телом: так и мертвое тело некогда при воскресении получит снова свой вид и свою жизнь, пробудится от смертного сна и будет жить.    б) Другой образ нашего воскресения составляет непрерывающаяся преемственность дня и ночи. Когда оканчивается день и заходит солнце постепенно становится все темнее и темнее и, наконец, все покрывает мрачная ночь. Тьма и тень смертная обнимают тогда всю природу; исчезли горы и долины, цветы и деревья, не видно ни одного творения, и все как мертво. Если в мрачный полночный час взойти на гору и посмотреть вокруг, подать голос и прислушаться, то никто не отзовется во тьме, ни что не шелохнется, все спит, люди и животные. Но чуть наступит утро, все становится видимым пред глазами, все оживает и снова царит везде новая жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

     Другой навязываемый стереотип — наказание грешников. Веня только об этом и говорит на протяжении всего фильма, так что вывод, что Бог может только истреблять и карать, напрашивается сам собой. Но уж как-то очень странно этот юноша читал Библию, если не увидел в ней слов о любви Божией. Не увидел он, по-видимому, и слов Христа к людям, которые хотели побить камнями женщину, совершившую прелюбодеяние: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин. 8, 7). Не услышал и молитву Господа, пригвождаемого ко Кресту: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). В понимании Вениамина Бог не умеет прощать. Но Бог здесь ни при чем. За волю Божию мальчик Веня выдает свое личное неумение прощать и любить. Есть такое выражение: «страх Божий». Нередко под этими словами понимается именно страх наказания. Но как говорит апостол Иоанн Богослов, не случайно названный апостолом любви, в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение, боящийся не совершен в любви (1 Ин. 4, 18). И это еще одно приглашение к самостоятельной работе над вопросом, что такое любовь к Богу и что такое вообще любовь.      Надо признать, в фильме есть робкая попытка осмысления любви в ее евангельском смысле. Учительница Елена Львовна тоже решает прочитать Библию, чтобы разговаривать со своим учеником на одном языке. Но для нее слова из Евангелия от Иоанна по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35) приобретают, увы, только один смысл: а что если все они были гомосексуалистами?! К сожалению, слово «любовь» для современного человека все чаще и чаще сводится лишь к одному значению… Но опять-таки дело не в Евангелии, а в содержании сердца человека. Апостол Павел пишет, что любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 4–8). Но любви в понимании апостолов Павла и Иоанна — той любви, о которой свидетельствовал Господь Иисус Христос,— в фильме нет. Она просто не ведома никому из его героев. И в этом их главная трагедия. Что это — еще один навязываемый зрителю стереотип или реальность, так жестко показанная в фильме? И это еще один вопрос для самостоятельного размышления…

http://pravoslavie.ru/101860.html

     Когда верующий человек видит, как в интернете хулится его Церковь, Бог и святыни, конечно же, странно было бы ожидать, что он останется к этому безразличен. Безусловно, такое поведение оскорбляет и больно ранит. Ну, а как поступает человек, которому намеренно причинили боль и обиду? Вариантов тут не так уж много: слабый — убегает, сильный — вступает в схватку. Такова общая логика выживания в этом мире. Казалось бы, все очевидно. Однако Апостол Павел в письме к своему ученику Тимофею пишет: От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю. В этих словах апостол указывает важнейшую причину — почему с противниками учения Христова следует поступать именно так. Оказывается, они — несвободные люди, попавшие в рабство к диаволу. Им только кажется, что, говоря хулу на Церковь, они выражают свою точку зрения. На самом же деле, они всего лишь исполняют волю поработившего их злобного существа, ненавидящего весь человеческий род без исключения. Поэтому сталкивать людей в спорах, доводящих до гнева друг на друга, — одно из любимых его развлечений. А уж если в такой спор удастся втянуть еще и христианина — это для духа злобы отдельный подарок. Иисус, посылая учеников на проповедь, призывает их остерегаться людей, потому что люди живут под властью зла: вот, я посылаю вас, как овец среди волков. Чего же еще ожидать кроткой овце в такой кровожадной компании, кроме как — быть разорванной на куски? Но дальше Иисус говорит совсем удивительные слова: …итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Не праведный гнев и благородная ярость должны стать христианским ответом на волчий произвол мира, но — мудрость и простота. И все, считающие себя учениками Христа, призваны только к такому «оружию» для защиты своей веры. Любая попытка прибавить к овчьей кротости, змииной мудрости, голубиной простоте еще и какую-нибудь «львиную ярость» тут же выводит человека за пределы Евангелия в область совсем иных взглядов и предпочтений. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит об этом так:

http://pravoslavie.ru/110405.html

Архив Пн О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви 28 декабря 2011 г. 16:45 Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года ( журнал 152 ). Христианская вера основана на Божественном Откровении, возвещенном пророками и апостолами. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1-2). Одно из наиболее часто встречающихся в Евангелии обращений ко Христу Спасителю, явившему нам полноту Божественного Откровения — Учитель. Он возвещал приближение Царства Божьего и учил народ как словами, так и делами, подавая личный пример послушания Небесному Отцу и жертвенного служения людям. Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). «Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деян. 2:42). Научение вере связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви. В центре этого научения — «Слово Божие, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12). А потому, как свидетельствует апостол Павел, «и слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4-5). Церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью. Практика духовного назидания, восходящая к апостольскому времени, отражена в Предании Церкви, в том числе канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и в творениях святых отцов:

http://patriarchia.ru/db/text/1909451.ht...

Архив Пн Проект документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» 2 ноября 2011 г. 11:20 С февраля по сентябрь 2011 года Синодальный отдел религиозного образования и катехизации во взаимодействии с комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии разработал проект «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». В октябре 2011 года члены редакционной комиссии Межсоборного присутствия рассмотрели этот документ, который, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, публикуется с целью проведения общественной дискуссии. На официальном сайте Межсоборного присутствия , портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающие могут оставлять свои комментарии. Христианская вера основана на Божественном Откровении, носителями и провозвестниками которого являются пророки и апостолы. На протяжении всей истории человечества Бог многократно и многообразно (Евр. 1:1) обращается к людям со Своим Словом, чтобы привести их к познанию истины и наставить на путь спасения. Одно из наиболее часто встречающихся в Евангелии обращений ко Христу Спасителю, явившему нам полноту Божественного Откровения — Учитель. Он возвещал приближение Царства Божьего и учил народ как словами, так и делами, подавая личный пример послушания Небесному Отцу и жертвенного служения людям. Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28:19-20). Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах (Деян. 2:42). Научение в вере органически связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви, раскрывая ее смысл и исполняясь в ней. В центре этого научения — Слово Божие, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого (Евр. 4:12). А потому, как свидетельствует апостол Павел, и слово моё, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1 Кор. 2:4-5). Церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью.

http://patriarchia.ru/db/text/1663546.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010