Однако в этой же сцене книги Еноха мы узнаем, что имя избранному дано до начала времен и творения мира: В тот час, когда Сыну Человеческому дано было имя, в присутствии Господа Духов, предвечного, даже прежде творения солнца и луны, прежде творения звезд, получил он имя в присутствии Господа Духов; он был скрыт в присутствии Господа Духов прежде творения мира и вечности (48.2–3, 6). Понятно, что предмирное и предвечное бытие открывает другую альтернативу, чем избранничество, а именно предопределенности. Тема предвечного бытия с полной определенностью связывается в Библии с Премудростью Божией. Ср.: Господь имел меня началом пути своего, прежде созданий своих, искони. От века я помазана, от начала, прежде бытия земли ( Притч 8.22–23 и далее до 8.31); Прежде века от начала Он произвел меня, и я не скончаюсь во веки ( Сир 24.10 ). В библейской учительной литературе образ Божественной мудрости может выступать заместителем образа Мессии 7 . К Иисусу в НЗ эпитет избранный применен лишь один раз, при этом он вложен в уста его противников. Ср.: Насмехались и начальники, говоря: Других спасал, пусть спасет Себя Самого, если Он Помазанник, избранный Божий ( Лк 23.35 ). Напротив, мотив Его предвечного назначения, восходящий к литературе Премудрости, звучит здесь с полной определенностью прежде всего в прологе Евангелия от Иоанна, концептуально связанном с Сир 24 . В своей речи в Ареопаге ап. Павел также касается этой темы: назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых ( Деян 17.31 ). Понимание Иисуса как “сына Божия”, отраженное во всех новозаветных книгах 8 , должно как будто бы исключать мысль об избрании. Возможно, поэтому евангелисты опускают эту тему. Однако ап. Павлу такая потеря казалась неприемлема, потому он устанавливает диалектическую связь между избранием и предопределением: Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего А кого Он предопределил, тех и призвал ( Рим 8.28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Однако между описаниями у Иеремии и в Псалме имеется существенное различие. Динамический символизм 9 позволяет Псалмопевцу проникнуть за внешние явления и раскрыть различие двух путей на языке сил, осуществляющих движение на этих путях. Так, благословению Божию у Иеремии соответствует в Псалме переживание мужем блаженства, а упование на Бога сменяется реальным причастием Его слову, преображающим природу человека. Этот отрывок из Иеремии послужил исходным материалом для выбора Псалмопевцем словесного образа, в котором он выразил богословие преображения человека на пути усвоения им слова Божия. Внимание Псалмопевца при чтении книги Иеремии не могло не остановиться на этом месте, так как далее следует: «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» ( Иер 17.10 ). Сравнение Иер 17.5–8 с Псалмом показывает различие внутренних установок авторов: создание яркого эмоционального впечатления в первом случае и подготовка к умному усвоению слова во втором. Псалом, будучи введением в Псалтирь, настраивает на должное восприятие слов молитв, чтобы они не оставались только на устах и не служили человеку лишь источником эмоциональных переживаний, но реально изменяли отношения человека с Богом. Псалтирь принадлежит к третьему и последнему, вслед за «Законом» и «Пророками», разделу Священного Писания, называемому «Книги учительные». Эти книги знаменуют собой и последний этап домостроительства Божия перед пришествием Иисуса Христа. Сам Иисус Христос , судя по свидетельству Евангелия от Луки, признавал такое деление Священного Писания: «И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» ( Лк. 24:44 ). Общая цель учительных книг – приблизить Божие откровение к пониманию и восприятию каждого верующего. Другими словами, эти книги должны были преломить свет откровения Божия в лучи, освещающие жизнь каждого отдельного человека и дающие ему знание истины. Закон и Пророки должны войти и наполнить собой сердце мудреца, и он таким образом исполнит закон. Премудрость предстает человеку не законом на каменных скрижалях, данным всему обществу, а законом его личного общения с Богом: «Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня» ( Притч. 8:17 ), – говорит сама Премудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/bogosl...

Однако Ренан все же попробовал дать хоть одну причину подтверждения своих мнений о выдуманных им и якобы существующих разноречий св. Иоанна с другими евангелистами. Приводим его буквально: «Видно, что, передавая беседы, автор (четвертого Евангелия) следовал не воспоминаниям своим, но достаточно одностороннему побуждению личной мысли. При этом обнаруживается и совсем иной язык, о котором синоптики не имели ни малейшего представления (Мир, Истина, Жизнь, Свет, Тьма и пр.). Если бы Иисус хоть когда говорил этим слогом, в котором нет ничего ветхозаветного, ничего еврейского, ничего талмудического, каким бы образом, осмеливаюсь я выразиться так, единственный из всех слушателей мог так хорошо сохранить тайну?» (стр. 35). Итак, св. Иоанн единственный, воспользовавшийся метафорами Мир, Жизнь, Истина, Свет, Тьма; другие евангелисты о них не знали. А мы утверждаем, что и три первые евангелиста употребляли эти слова и в том же смысле, как св. Иоанн. Наш противник пренебрег доказать свою мысль. У нас нет столь учительных претензий, и мы сейчас же подлинными текстами установим истину нами выраженного мнения. Мы читаем у св. Матфея, что Иисус, беседуя с апостолами сказал им: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» ( Мф.5:14–16 ). Поясняя свою притчу о сеятеле, Иисус точно также выражается в Евангелии от Матфея ( Мф.13:37–38 ): «… сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны царствия; а плевелы – сыны лукавого». Мир взят здесь, как соединение воедино людей, как человечество, как и в тексте, приведенном раньше. Но он означает худшую часть человечества, сынов лукавого, в другом тексте: «Горе миру от соблазнов» ( Мф.18:7 ). «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма; то какова же тьма?» ( Мф.6:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Одним из основных аргументов в пользу особой веры Петра является выдержки из Евангелия от Луки, которую необходимо рассмотреть с контекстом: «И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». 824 Христос молился за ученика перед крестными страданиями и смысл молитвы в том, чтобы укрепить Петра, которому предстояло тяжкое испытание. Слова об утверждении братии не дают права делать далеко идущие выводы о непогрешимости пап. Здесь речь о событиях ближайшего времени – отречении, крестных страданиях, смерти, воскресении, но нет ни малейшего намека на особые обетования Петру. В данном случае католические богословы необоснованно связывают две цитаты, не являющиеся по этому вопросу параллельными местами, и делают выводы, основанные на неправильном понимании текста, следовательно, и выводы неверны. Вера Рима известна во всем мире. Католическое учение Следующее основание для подтверждения непогрешимости католические богословы видят в словах Апостола Павла: «Прежде всего, благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире». 825 Сравнение Эти слова свидетельствуют только о значимости общины, о том, что весь христианский мир может узнать вероучение в Риме, но ни в коей мере здесь нельзя усматривать оснований для теории учительной непогрешимости пап, так как на это нет ни намека. К тому же послание написано еще до посещения Рима Апостолом Петром. Нужно отчетливо представлять, что Римская Церковь не возникла в результате проповеди одного из Апостолов. 826 «В Риме христианство насаждено было не апостолами Петром и Павлом, а людьми, бывшими в Иерусалиме в Пятидесятницу». 827 Рим был местом проповеди, содержания в узах и смерти Апостола Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

От сего учения Иудеи до того раздражились, что хотели побить Его камнями, но Он прошел посреди них незаметно для них и удалился. Далее говорит святой Иоанн: проходя мимо, увидел Господь слепорожденного и исцелил его. За сим последовало расследование сего чуда фарисеями и беседа Господа о пастырстве и овцах. Настал праздник обновления, на котором Господь учительное слово Свое начал опять речью об овцах и, продолжая ее, опять раздражил Иудеев до того, что они восстали на Него. Это заставило Господа удалиться за Иордан. Так, сказание идет непрерывно. Непрерывно ли шли и события? Этого нельзя сказать; потому что между праздниками кущей и обновления лежат два месяца. Были, конечно, в эти дни и другие события, но Святому Духу не благоугодно было внушить святому Иоанну, дополнявшему в своем Евангелии сказания других евангелистов, передать их нам, как вначале не внушил ему Он передать нам все, что было в первую Пасху в Иерусалиме и в Иудее, хотя там протекло около двух третей года. Можем мы, кажется с достоверностию, определить только промежуток между событиями на празднике кущей и между событиями на празднике обновления. К празднику кущей сказание обязывает нас отнести, что было в преполовение праздника, что в последний его день и что нараньи его, когда Господь, угрожаемый побитием камней, удалился. К празднику обновления должно отнести исцеление слепорожденного. Основываем это на том, что беседа Господа, соединенная неразрывно с исцелением слепорожденного, продолжается и на празднике обновления. Очевидно, что это исцеление имело место пред самым праздником обновления. Промежуток, таким образом, указывается между удалением Господа из храма и, вероятно, из Иерусалима и исцелением слепорожденного. В таком случае словам: проходя мимо надлежит дать общее значение: " однажды " или " некогда проходя мимо " , – того места, где сидел слепорожденный; некогда, а не в тот день, как удалился из храма. Указывая, однако ж, такой промежуток, никак не можем допустить, чтоб позволительно было наполнять его какими-либо событиями из сказаний других евангелистов, и именно из последнего отделения евангелиста Луки, в коем содержится описание девятого хождения Господа по Галилее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

От служителей Церкви требуются смирение, миролюбие, кротость. Апостол Павел учит: «Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен» (Тит. 1:7-8). Церковные правила не допускают в клир даже невольных убийц (Вас. Вел. 43; 5 прав. Григ. Нисск.). Согласно 14-му правилу Василия Великого, ростовщик только в том случае может быть принят в клир, «аще восхощет неправедную корысть истощити на нищих, и впредь от недуга любостяжания свободен быти.» От кандидата священства требуются учительность, умение наставлять пасомых. В Послании к Титу сказано апостолом, что епископ должен быть «Силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9). А для этого нужны основательная подготовка, твердое знание вероучения. Во 2-м правиле VII Вселенского Собора говорится: «...Всякому имеющему возведену быти на епископский степень, непременно знати Псалтирь, да тако и весь свой клир вразумляет поучатися из оныя. Такожде тщательно испытовати его митрополиту, имеет ли усердие с размышлением, а не мимоходом, читати Священныя правила и Святое Евангелие, и книгу Божественнаго Апостола, и все Божественное Писание, и постулата по заповедям Божиим, и учити порученный ему народ.» Требования относительно начитанности епископов в Священном Писании и канонах, выраженные в данном правиле, не высоки. Вальсамон объяснял это в своем толковании на рассматриваемое правило трудными обстоятельствами, в которых жила Православная Церковь в иконоборческую эпоху, предшествовавшую созыву VII Вселенского Собора. В настоящее время кандидаты священства в основном готовятся в духовных школах, однако необходимость заставляет поставлять на священные степени и лиц, не получивших специального богословского образования, хотя и не без соответствующего испытания их на знание догматов, основных правил и богослужебного устава. Препятствия социального характера. Одни из них касаются семейного положения ставленника, другие - его обязанностей перед государством, третьи - его общественной репутации.

http://sedmitza.ru/lib/text/432392/

По завету апостола, «держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2 Тим. 2:22), будь «приветлив ко всем, учительным, незлобивым» (2 Тим. 2:24), и тогда вверенные тебе клир и паства, влекомые твоим примером и отеческой заботой, пойдут с тобой в жизнь вечную по пути духовного возрастания. Не бросят они тебя и на путях этой земной жизни, будут рядом с тобой, помогая тебе и давая радостную возможность видеть в них плод своего сеяния. Миссия Церкви сегодня заключается не только в укреплении людей в шествовании по стезе спасения, но и в том, чтобы возвратить в их земную жизнь такие ценности, как жертвенность, любовь к ближнему, солидарность и соучастие. Господство пропаганды личного успеха и необузданного потребительства привело к тому, что совместный труд во имя общественных интересов и деятельная забота о нуждающихся воспринимается как нечто старомодное и даже лишенное смысла. Поэтому вместе с проповедью евангельских истин вновь и вновь возвещай со своей кафедры о двух наиважнейших заповедях, оставленных нам самим Спасителем: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22:7) и «возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:39-40), как и вся наша человеческая жизнь. Реализуя социальные и просветительские проекты, вовлекая людей в полнокровную приходскую жизнь, совершая дела милосердия и воспитывая юное поколение в вере и любви к Родине, архипастыри и священники помогают сегодня нашим соотечественникам снова научиться спасительной жертвенной любви и осознать себя единым народом, когда каждый чувствует свою ответственность за судьбу страны и своей малой родины. Святитель Тихон Задонский говорил, что «как огню свойственно согревать, воде орошать, свету просвещать; так вере живой свойственно обнаруживаться в добрых делах». Особо потщись объяснять это правило молодым, более всего подверженным дурным веяниям нашей эпохи в силу своего возраста и малого опыта.

http://patriarchia.ru/db/text/1838681.ht...

После Своего крещения в Иордане и испытания в пустыне Иисус Христос поначалу возвратился в Галилею, придя и в Назарет, город, где Он воспитывался Девой Марией и Иосифом Обручником. Жители Назарета рады были видеть Его и пригласили в праздничный субботний день читать Священное Писание и произнести проповедь в синагоге. Но Христос поразил всех: прочитав стих из книги пророка Исаии, Он сказал им: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». Воистину сбылись слова пророка Исаии. Спаситель сказал всем способным услышать, что Дух Господень на Нем, что Он – Помазанник – Христос, Мессия. Тот, Кто обладает силой даровать людям свободу, исцелять их и проповедовать им Евангелие, Благую Весть Божию! Спаситель начинает Свое учительное и проповедническое служение. 1. Найдите в Священном Писании указанные ниже места и расскажите, что произошло, когда Иисус Христос приступил к Своему служению. 2. Проглядите пять разделов правой колонки и найдите, который из них наиболее близко соответствует прочтенным вами стихам. 3. Заполните пробелы словами, которыми завершаются места из Священного Писания. 4. Ответьте на вопросы, которые следуют за каждым библейским стихом. A. Он сказал: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано:_______________________ заповедает о Тебе и на _________________ понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Кто это говорит? Кому он это говорит? Б. Он имел одежду из _________________ волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были_______________ и ________________________. Как звали этого человека? B. Он начал проповедовать, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось________________________________ «. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев:__________________________и говорит им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас__________________________________ «. Что они сделали, после того, как услышали эти слова? Кто был проповедающий?__________________________________ Мф. 4:23–25 Мф. 3:4 Мф. 4:17–20 Мф. 4:6 Мф. 3:11 Г. Иоанн сказал: «Я__________________вас в воде в покаяние, но Идущий за мною... будет________________________вас______________ огнем».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Пресвитеры и Епископы . Нравственные качества Епископов, и Пресвитеров. Безбрачие Епископов. Нравственный союз Епископов с паствою. Апостол Павел в 1-м послании к Тимофею, указавши, какие нравственные качества должны иметь диаконы, в заключение говорит следующее: «Законы, хорошо служившие, приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» ( 1Тим. 3:13 ). Этим правилом св. Апостола Павла было бы весьма полезно руководствоваться при избрании пресвитеров. Диаконы, окончившее полное богословское образование, известные приходу хорошей жизнью, учительностью и любовью к благотворениям, естественно должны быть первыми кандидатами на должность пресвитера, и желательно, чтобы они продолжали пресвитерское служение в том же приходе и таким образом вступали бы с ним в духовный, нерасторжимый союз, продолжающейся до конца земной жизни. При таких условиях вопрос об избрани достойного пресвитера приходом и об утверждении этого избрания Епископом облегчится, потому что сами драконы, должным исполнением своих обязанностей, приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Иисуса Христа. Относительно необходимости в Церкви пресвитерской степени никаких возражений никогда не существовало, потому что она имеет решительные основания в учении Свящ. Писания и в практике Вселенской Церкви. Апостолы Павел и Варнава, основав христианские Церкви в Листре, Иконии и Дервии и прюбретши довольно учеников, «рукоположили пресвитеров к каждой Церкви. Они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» ( Деян. 14:23 ). К пресвитерам перешли все полномочия апостольского служения, возложенные на них Иисусом Христом. Так, они должны были 1) проповедовать или распространять свет Евангельского учения; 2) совершать спасительные Таинства и другие церковные священнодействия и, при помощи этих благодатных посредств, руководить верующими па путь спасения. Это духовное руководительство называется пастырством и должно совершаться по образцу высочайшего Пастыреначальника – Господа Иисуса Христа. Апостол Петр пишет: «Пастырей ваших умоляю я – сопастырь и свидетель страданий Христовых: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно: не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающей венец славы» ( 1Пет. 5:1–4 ). Апостол Павел, призвав пресвитеров Ефесской Церкви, дал им следующее наставление: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас Епископами, т. е. блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Своею Кровию». ( Деян. ХХ, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Принципиальное отличие рождения человека на землю от рождения человека для неба обозначается Спасителем в ст. 6: «Рождение от плоти есть плоть, и рождение от Духа есть дух». О различии между ними уже говорилось в прологе Евангелия: «Всем же, кто принял Его, – дал им власть стать детьми Божиими, верующими во имя Его, которые не от крови, не от хотения плоти, и не от хотения мужа, но от Бога были рождены» (1:12 – 13). А в последующем разговоре с самарянкой Иисус скажет женщине, что подлинное почитание Бога возможно лишь для тех, которые сами стали носителями Духа: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (4:24). Поэтому рождение «свыше» означает не переход в новое физическое состояние (чисто внешне с человеком ничего не происходит, никаких перемен), а в новое духовное состояние. Человек заново получает жизнь, но уже не от своих родителей, а от Бога. В результате рождения «от Духа» человек становится «соприроден» Богу, делается духовным, таким же, как и его небесный Отец. Его начинает учить Св. Дух непостижимым для него образом. Подробно об учительной роли Духа Иисус расскажет в Прощальной беседе с учениками: «Он вас научит всему и напомнит вам все, что сказал вам Я (14:26)... ибо Он не будет говорить от Себя, но будет говорить то, что слышит (16:13 46 )». Но как происходит это научение – объяснить нельзя. Беседуя с Никодимом, Иисус обращается к образу ветра: «Ветер, где хочет, веет, и голос его слышишь и не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так – каждый рожденный от Духа» (3:8). И в греческом и в еврейском языках «дух» и «ветер» синонимы (греч. «пневма», евр. «payx»). Именно такого понимания ст. 8 придерживались отцы Церкви Иоанн Златоуст 47 , Кирилл Александрийский 48 и Феофилакт Болгарский : ветер, сам по себе невидимый, заметен по своим воздействиям. Можно ощушать ветер, видеть и слышать его, но не знать при этом, как он дует. То, о чём говорит Иисус, неизвестно Никодиму. Поэтому закономерен вопрос: «Как может это быть?». В ответе Христа мы слышим упрёк: «Ты учитель Израильский, и этого не знаешь?» (3:10). Как учитель, он должен был знать об осуществляемом Богом спасении. Во время следующего посещения Иерусалима Господь скажет иудеям: Вы исследуете Писания, потому что думаете в них иметь жизнь вечную» (5:39). В книгах Ветхого Завета вода и дух выступают как символы исходящего от Бога обновления, Его деятельности, сообщающей людям жизнь (ср.: Ис 55:1 – 3 ; Иер 2:13, 17:13 ; Иез 37:1 – 14, 47:9 ; Зах 14:8 ). Оба эти слова часто выступают в одном и том же контексте: «И окроплю вас чистою водою, – и вы очиститесь от всех скверн ваших... И дам сердце новое и дух новый дам вам» ( Иез 36:25 – 26 ; ср. Ис 32:15 – 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010