Навечерие Богоявления, на литургии. Евангелие от Луки, зачало 10 В то время Ирод четверовластник, обличаемый Иоанном за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что он сделал дурного, прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в тюрьму. И было: когда крестился весь народ, и Иисус крестившись молился, открылось небо, и нисшел Дух Святой в телесном виде, как голубь, на Него, и голос с неба раздался: Ты Сын Мой возлюбленный, на Тебе Мое благоволение. Лк 3:19–22 Понедельник 18 седмицы. Евангелие от Луки, зачало 11 В то время Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати; Он, как думали, был сын Иосифа, Илия, Матфата, Левия, Мелхия, Ианная, Иосифа, Маттафии, Амоса, Наума, Еслия, Наггея, Маафа, Маттафии, Семеина, Иосиха, Иодая, Иоанана, Рисая, Зоровавеля, Салафиила, Нирия, Мелхия, Аддия, Косама, Елмадама, Ира, Иисуса, Елиезера, Иорима, Матфата, Левия, Симеона, Иуды, Иосифа, Ионама, Елиакима, Мелеая, Менная, Маттафая, Нафана, Давида, Иессея, Овида, Вооса, Салы, Наассона, Аминадава, Админа, Арния, Есрома, Фареса, Иуды, Иакова, Исаака, Авраама, Фары, Нахора, Серуха, Рагава, Фалека, Евера, Салы, Каинана, Арфаксада, Сима, Ноя, Ламеха, Мафусала, Еноха, Иарета, Малелеила, Каинана, Еноса, Сифа, Адама, Бога. Иисус же, полный Духа Святого, возвратился с Иордана и водим был Духом в пустыне. Лк 3:23–4:1 Вторник 18 седмицы Евангелие от Луки, зачало 12 В то время Иисус, полный Духа Святого, возвратился с Иордана и водим был Духом в пустыне в течение сорока дней, искушаемый диаволом, и не ел ничего в дни те. И по окончании их ощутил голод. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, скажи камню этому, чтобы он сделался хлебом. И ответил ему Иисус: написано: “Не хлебом одним жив будет человек”. И возведя Его, показал Ему все царства вселенной во мгновение времени. И сказал Ему диавол: Тебе дам всю эту власть и славу их, потому что мне предана она, и я, кому хочу, даю ее. Вот и Ты, если поклонишься мне, все будет Твое. И ответил ему Иисус: написано: “Поклоняйся Господу Богу твоему, и Ему одному служи”. И повел он Его в Иерусалим и поставил на крыло храма и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз. Написано, ведь: “Ангелам Своим заповедует Он о Тебе сохранить Тебя”, и: “На руках понесут Тебя, чтобы Ты не преткнулся о камень ногою Твоею”. И ответил ему Иисус: сказано: “Не искушай Господа Бога твоего”. И окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени. И возвратился Иисус в силе Духа в Галилею, и молва о Нем прошла по всей стране, и учил Он в синагогах их, прославляемый всеми.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

Неделя 18. 30 апреля, Апостолу Иакову Зеведееву. Евангелие от Луки, зачало 18 В то время, когда находился Иисус в одном из городов, вот пришел человек весь в проказе. Увидев Иисуса, он пал на лицо и попросил Его: Господи, если Ты хочешь, можешь меня очистить. И протянув руку, Он коснулся его, говоря: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него. И Он повелел ему никому не говорить, но сказал: пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, как повелел Моисей, во свидетельство им. Распространялась же все больше молва о Нем, и сходилось много народа слушать и исцеляться от болезней своих. Он же удалялся в пустынные места и молился. Лк 5:12–16 Вторник 19 седмицы Евангелие от Луки, зачало 19 В то время учил Иисус, и сидели фарисеи и законоучители, пришедшие из всех селений Галилеи и из Иудеи и Иерусалима, и сила Господня была в творимых Им исцелениях, – и вот, люди несут на постели человека в параличе. И они старались внести его и положить перед Ним, и не найдя, каким путем внести его из-за толпы, они, поднявшись на крышу, через черепицу спустили его, вместе с постелью, на середину перед Иисусом. И увидев веру их, Он сказал: человек, прощены тебе грехи твои. И начали рассуждать книжники и фарисеи, говоря: кто это? Он богохульствует. Кто может простить грехи, кроме одного только Бога? Иисус же, узнав рассуждения их, сказал им в ответ: что рассуждаете в сердцах ваших? Что легче? Сказать ли: “прощены тебе грехи твои”, или сказать: “встань и ходи”? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий власть имеет на земле прощать грехи, – Он сказал параличному: тебе говорю: “встань и, взяв постель твою, ступай в дом твой”. И он тотчас, встав перед ними, взяв то, на чем лежал, пошел в дом свой, славя Бога. И изумление объяло всех, и славили Бога и в страхе говорили: дивное видели мы сегодня. Лк 5:17–26 . Суббота 19 седмицы. Евангелие от Луки, зачало 20 В то время, проходя, Иисус увидел мытаря по имени Левия, сидящего у сбора пошлин, и сказал ему: следуй за Мною. И оставив все, он встал и следовал за Ним. И сделал для Него Левий угощение великое в доме своем, и была большая толпа мытарей и других, которые с Ним возлежали. И роптали фарисеи и книжники их, обращаясь к ученикам Его: почему вы едите и пьете с мытарями и грешниками? И ответил им Иисус: не здравствующим нужен врач, а болящим. Я пришел призвать не праведных, но грешных к покаянию.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей ( Ин.10:27-28 ). Удивительно трогательный образ пастырской заботы Христа о каждом пасомом, а особенно о тех, кто оказался в смертельной опасности, на краю гибели – в притче о добром пастыре, которую находим в Евангелии от Матфея и Евангелии от Луки ( Мф.18:12-14 . Лк.15:4-7 ). В Евангелии от Матфея Иисус иллюстрирует этой притчей свою спасительную миссию: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Мф.18:11 ). А в Евангелии от Луки – милосердие и сострадание Бога к грешнику. Ключевое слово здесь, как и во всей 15й главе Луки – радость. Радость о потерянном и найденном человеке: Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии ( Лк.15:7 ). Добрый пастырь – один из самых дорогих для христиан образов Спасителя, имеющий очень древнюю и распространенную иконографию. А в облачении православного архиерея найденную и спасенную овцу символически обозначает омофор. Апостол Петр так писал малоазийским христианам: Вы были как овцы, блуждающие, не имея пастыря, но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших ( 1Петр.2:25 ). И Пастырем, и Блюстителем (pskopoς) первоверховный апостол называет здесь самого Господа нашего Иисуса Христа. В Откровении Иоанна о Пастыре Христе говорится в эсхатологической перспективе Страшного Суда: Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод ( Откр.7:17 ). И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным ( Откр.12:5 ). Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным ( Откр.19:15 ). Вот как комментирует последний из этих стихов отечественный библеист протоиерей Геннадий Фаст: «Слово, исходящее из уст Христовых, будет как меч, судить и поражать в последний день» 2 . А железный жезл здесь – намек на строку мессианского 2го псалма: «Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» ( Пс.2:9 ).

http://azbyka.ru/biblejskie-osnovy-episk...

Трудные места Евангелия: Кто не против вас… В одном и том же Евангелии от Луки мы читаем слова Христа, обращенные к ученикам: ‘кто не против вас, тот за вас’, и всего через две главы – ‘Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает’. Всех, в ком не уверена, записывать в союзники? Или же, наоборот, во всех несогласных видеть врагов? 7 сентября, 2012 В одном и том же Евангелии от Луки мы читаем слова Христа, обращенные к ученикам: ‘кто не против вас, тот за вас’, и всего через две главы – ‘Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает’. Всех, в ком не уверена, записывать в союзники? Или же, наоборот, во всех несогласных видеть врагов? Все мы бываем «за», и все мы бываем «против», и не только во время очередных выборов. Так уж устроена жизнь, что если мы соглашаемся с одним, то неизбежно должны возражать другому. И в Евангелии мы видим постоянное противостояние: всякий, кто принимает учение Христа, неизбежно оказывается в оппозиции ко многим другим учениям и даже людям: вовсе не потому, что он враждебен кому-то, а потому, что невозможно одновременно служить Богу и мамоне, общаться со Христом и Велиаром. Говоря «да» одному, приходится сказать «нет» другому. Андрей Десницкий Но редко бывает так, чтобы человек последовательно, старательно, от всего сердца занимал только одну сторону. Обычно он колеблется, шатается, пребывает в некоей «серой зоне»: то ли нашим, то ли вашим. Как относиться к таким? И как относиться к себе самому, если чувствуешь, что живешь в этой серой зоне? В одном и том же Евангелии от Луки мы читаем слова Христа, обращенные к ученикам: «кто не против вас, тот за вас» (9:50), и всего через две главы – «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (11:23). У Марка мы найдем точную параллель к первому изречению (9:39-40), а у Матфея – ко второму (12:30). Стало быть, оба изречения были известны еще до того, как Лука написал свою книгу, но именно он как мастер художественного слова сопоставил два этих высказывания, которые на первый взгляд кажутся противоположными.

http://pravmir.ru/trudnye-mesta-evangeli...

Этим замечанием Христос не требует понимания Его беседы о хлебе животном в «переносном» смысле. «Есть из вас некоторые неверующие,» – тут же прибавляет Он. Этими словами Спаситель указывает, что слова Его трудны для веры: как это верующие будут есть Его тело и пить Его кровь? Но Он подтверждает, что говорит о Своем действительном Теле. Его слова о Своих Теле и Крови есть «дух и жизнь,» они свидетельствуют, что а) приобщающийся их будет иметь жизнь вечную и будет воскрешен для Царства Славы в последний день, и б) что приобщающийся их входит в теснейшее общение со Христом. Его слова говорят не о жизни по плоти, но о жизни по духу. Приобщение Его Тела и Крови важны не для утоления физического голода, как при насыщении пяти тысяч человек – а важны для жизни вечной. Установление таинства и совершение его в апостольское время Тогда как предуказание Спасителя на будущее установление таинства Евхаристии дано в евангелии от Иоанна, – само установление таинства излагается у трех евангелистов Матфея, Марка и Луки, а затем повторено ап. Павлом. В евангелии Матфея в 26-й главе сказано: И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от нее все; ибо это есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов (26–28). То же в евангелии Марка в 14 главе. В евангелии Луки в 22 главе: И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается (19–20). В 1-м послании ап. Павла к Коринфянам в 11-ой главе читаем то же что и у св. Луки, только с предварительными словами: Я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: «приимите...» Слова Спасителя на Тайной Вечери: Сие есть Тело Мое, еже за вас ломимое, сия есть Кровь Моя нового завета, еже за многие изливаемая во оставление грехов, – совершенно ясны и определенны и не допускают иного толкования, кроме прямого, именно, что ученикам преподано истинное Тело и истинная Кровь Христовы; и это совершенно согласно с данным в 6-й главе евангелия Иоанна обетованием Спасителя о Его Теле и Крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

11-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ Обличение фарисеев и законников и враждебные их замыслы на Иисуса Христа ( Лк. 11:37–41, 43, 45–46, 52–54, 12:1 ) Когда Иисус Христос учил народ, попросил Его один фарисей к себе отобедать. Он пришел и возлег. Фарисей с удивлением заметил, что Он не умыл сперва рук пред обедом. Но Господь сказал ему: «Вот вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а что у вас в них, то приобретено хищением и нечистыми средствами. Безрассудные! Не должен ли тот, кто вычистил внешнее, позаботиться сделать чистым и внутреннее? Впрочем, обратите, что у вас есть, в милостыню, тогда все у вас чисто будет. Но горе вам, фарисеям, что любите первые места в синагогах и приветствия в народных собраниях!» На это кто-то из законников сказал Ему: «Учитель! Говоря таким образом, Ты и нас обижаешь». Но Он сказал: «И вам, законникам, горе, что обременяете людей тяжестями неудобоносимыми, а сами и одним пальцем своим не дотрагиваетесь до них. Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения; сами не вошли и помешали тем, кто хотел войти». Когда Он это говорил им, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, в чем бы обвинить Его. Между тем, когда собрались многие тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить прежде ученикам Своим: «Берегитесь закваски фарисейской – именно лицемерия». Толкование св. Василия Великого на 41 стих 11-й гл. Евангелия от Луки Творения свв. отцов. Тв. св. Василия Великого Поскольку Господь сказал: обаче от сущих дадите милостыню: и се вся чиста вам; то ужели, сколько кто ни грешил, чрез милостыню находит очищение всего? Самая связь предыдущего объясняет сказанное. Ибо, прежде сказав: очищаете внешняя сткляницы и блюда, внутреннее же ваше полно грабления есть и лукавства (ст. 39), потом присовокупил: обаче от сущих дадите милостыню: и се вся чиста вам вся; то есть все то, в чем грешим и лукавствуем, грабя и лихоимствуя. Сие же выражает и Закхей, говоря: се пол-имения моего дам нищим: и аще кого чем обидех, возвращу четверицею ( Лк. 19:8 ). Посему все подобные грехи, которые могут быть заглажены и за которые можно воздать чем-либо в несколько крат большим, очищаются сим способом. И сей, говорю, способ не сам по себе достаточен к очищению, но предварительно имеет в Божием милосердии и в Крови Христовой, которою имамы избавление и от всех других грехов ( Еф. 1:7 ), творя за всякий грех плоды достойны покаяния ( Лк. 3:8 ). Читать далее Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.]/Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006./Том 2. – 832 с./Третья Пасха. 3-377 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

6 . Он был ребенком, поэтому Его нашли «посреди учителей», освящающего и наставляющего их. Он был ребенком, и потому Его нашли «посреди» них, не поучающего, а «спрашивающего их». Он задавал вопросы, так как это приличествовало Его возрасту, научая нас, как подобает вести себя отрокам, даже если они мудры и учены. Им, скорее, следует слушать своих учителей, чем стремиться поучать их и рисоваться перед ними. Как я уже говорил, Он вопрошал учителей не для того, чтобы узнать что-то, а чтобы, задавая вопросы, научить их. Мудрые вопросы и мудрые ответы проистекают из одного источника. Знать, о чем следует спрашивать и что отвечать, есть та же мудрость. Поэтому Спаситель сначала учится задавать учителям мудрые вопросы, а потом Он будет отвечать на вопросы в соответствии со словом Бога, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 20. Евангелие от Луки 2:49–51. На отрывок от слов: «Зачем было вам искать Меня» до того места, где сказано: «И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем». 1 . Мария и Иосиф искали Иисуса «между родственниками» и не нашли Его, искали Его между «знакомыми» и не могли найти Его. Они ищут Его в храме – и не просто в храме, но среди учителей и находят Его «посреди учителей». Где учителя, там и Иисус «посреди них», если только эти учителя сидят «в храме» и не оставляют его. Иисус приносит пользу Своим учителям и тем, кого Он, как кажется, спрашивая, научает, говоря «среди них». Он также определенным образом побуждает их искать то, чего они не знают, и стремиться отыскать то, чего прежде не знали и знать не могли, даже если им казалось, что они знают. 2 . Итак, Иисуса находят «посреди учителей», и Он говорит искавшим Его: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» ( Лк.2:49 ). Прежде всего, чувствуя простоту изложенного в этом стихе, вооружимся против нечестивых еретиков, которые утверждают, что Творец, Бог закона и пророков, не является Отцом Иисуса Христа. Здесь Отцом Христа назван Бог храма. Валентиниане должны краснеть от стыда, когда слышат, как Христос говорит: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему». Да постыдятся все еретики, которые принимают Евангелие от Луки и пренебрегают тем, что в нем написано. Это, как я уже сказал, есть простое толкование.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Апостол также именуется Левием, бывший мытарь (сборщик податей) — апостол от двенадцати (т.е. один из двенадцати ближайших учеников Христа). Евангелие написано в 40е гг. после Р.Х. (возможно, оно — самое раннее из всех) на еврейском языке и лишь потом переведено на греческий, однако изначальный текст был утрачен. В Евангелии от Матфея 28 глав. Символом евангелиста является Ангел, поскольку святой Матфей уделяет много внимания ветхозаветным пророчествам о Христе, он, как Ангел, свидетельствует об исполнении Божественной воли. Сокращённое обозначение Евангелия от Матфея — «Мф.» Святой апостол и евангелист Лука Апостол от семидесяти, врач, ученик апостола Павла. Евангелие написано не позднее 70 г. после Р.Х. (это год разрушения Иерусалима) на греческом языке. В Евангелии от Луки 24 главы, и хотя в Евангелии от Матфея больше глав, по объёму Евангелие от Луки — самое большое. Символом евангелиста считается Телец — это жертвенное животное, а Лука подчёркивает во Христе именно эти качества — жертвенность и со-страдание. Сокращённое обозначение Евангелия от Луки — «Лк.» Символы четырёх евангелистов Почему символами евангелистов стали именно ангел, лев, телец и орёл? Дело в том, что именно эти четыре существа дважды встречаются в Библии при описании явления Божия. Впервые они упоминаются в видении пророка Иезекииля, он описывает их как четырёх крылатых «животных» с четырьмя лицами у каждого: «Облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла Подобие лиц их — лицо человека и лицо льва лицо тельца и лицо орла у всех четырёх» ( Иез.1:5- 6 ; 10). Этими таинственными существами были Херувимы, одни из высших Ангелов. Эти же существа ещё упоминаются в новозаветной Книге Откровения Иоанна Богослова, когда апостол описывает Престол Божий: «Посреди престола и вокруг престола четыре животных, И первое животное было г удобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, н четвёртое животное подобно орлу летящему» ( Откр.4:6-7 ).

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

Однако долгая жизнь Луки в Греции и древнее предание о том, что евангелист трудился и умер именно там, позволяют предположить, что он писал прежде всего для читателей–греков. По свидетельству Иеронима, это евангелие было написано (закончено) в Ахаии и Беотии. Без сомнения, эта книга в целом замечательно приспособлена к греческому вкусу. Евангелие от Луки мгновенно привлекает к себе внимание человека, выросшего в эллинистической среде, своим историческим прологом, составленным по классическим канонам и напоминающим прологи Геродота и Фукидида. Сравнивать эти тексты весьма интересно.   Вот пролог Луки : «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, — то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен». Геродот : «Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом». Фукидид : «Фукидид афинянин написал историю войны между Пелопоннесцами и афинянами, как они вели ее друг против друга. Приступил он к труду своему тотчас с момента возникновения войны в той уверенности, что война эта будет войною важною и самою достопримечательною в сравнении со всеми предшествовавшими. Заключал он так из того, что обе воюющие стороны вполне к ней подготовлены, а также из того, что прочие эллины, как он видел, стали присоединяться то к одной, то к другой стороне, одни немедленно, другие после некоторого размышления. Действительно, война эта вызвала величайшее движение среди эллинов и некоторой части варваров, да и, можно сказать, среди огромного большинства всех народов».   Этим прологам одинаково свойственны краткость, вкус и чувство меры, но между ними есть одно характерное различие: евангелист скромно умалчивает о своем имени и пишет Евангелие мира из чистой любви к истине и ради духовного благополучия всех людей, а великими языческими историками движет стремление к славе и желание обессмертить разрушительные войны и междоусобицы греков и варваров.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

«Хлеб наш насущный…» В Евангелии от Матфея – «Хлеб наш насущный дай нам сегодня», а в Евангелии от Луки – «Хлеб наш насущный подавай нам каждый день». Каждый день мы просим подавать нам хлеб в Евангелии от Луки, сегодня – в Евангелии от Матфея. Вот в чём разница двух этих вариантов. Евангелие от Матфея больше сосредоточено на сегодняшнем дне, Евангелие от Луки – на жизни вообще. Что значит «насущный»? По-русски, как и по-гречески, слово это непонятно. И таким же неясным по значению осталось оно у блаженного Иеронима, когда он переводил Евангелие на латынь: supersubstantialem . Причём Иероним смело употребляет это странное слово вместо простого и в его время уже вошедшего в церковную латынь cotidianum – «ежедневный». В практике Западной Церкви во время литургии, когда читается молитва «Отче наш», и сегодня употребляется старый перевод, ибо он несравненно проще и понятней (ежедневный наш хлеб). При этом в латинском Евангелии, разумеется, стоит непонятное, но точно отражающее сложное в греческом тексте место – supersubstantialem . Что это значит? Выражение «хлеб наш насущный» так же спрятано от возможного искажения внутри сложной и почти непонятной формы, как и «Да святится имя Твоё». Эпиу’сиос дословно – это именно «на-сущный». То ли это просто хлеб на сегодняшний день, то ли тот, о котором говорится в книге Притчей Соломоновых: «Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрёкся Тебя и не сказал: “кто Господь?” и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч.30:8–9). Здесь говорится о среднем пути, который не приводит ни к бедности, ни к богатству. Разбогатев, человек может забыть о Боге, а обеднев, пойти по пути воровства; поэтому – дай мне то, что нужно, – хлеба, но не больше. Таково первое толкование выражения «хлеб насущный». Но есть и другое толкование: дай хлеба, необходимого мне, и ещё немного, на тот случай, если кто-то придёт: чтобы у меня было, что ему дать, – т. е. «дай нам». Это толкование не менее удачно. К тому же оно объясняет наличие префикса эпи(«на-» или «над-») в слове «насущный».

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010