Бальтазар Ганс Урс фон Скачать epub pdf Идея и мир (критика оригенизма) а) Коррекция мифа Имя Оригена встречается в трудах преподобного Максима так же редко, как и имя Евагрия. Столь часто осуждаемый автор, уже превратившийся лишь в пугало интегралистов, относился к числу тех, кого нельзя было открыто привлекать для утверждения Православия. Но между тем «Гностические сотницы» преподобного Максима доказывают, что он внимательно читал Оригена , ценил его и глубоко почитал, поскольку в них он собрал то, что было наиболее характерным для великого учителя духовности, и, не называя его, передал потомству. Подобную же услугу он оказал Евагрию Понтийскому в «Сотницах о любви». Оригенистская духовность проникла на Восток главным образом благодаря ему, точно так же, как благодаря блаженному Иерониму, святителю Амвросию и преподобному Кассиану она укоренилась на Западе. Однако преподобный Максим «отфильтровал» оригенизм и вырвал его ядовитые зубы. Его главный труд почти сразу же начинает большую философско-богословскую полемику с оригенистской космологией, и эта полемика, возможно, – единственный значимый антиоригенистский документ греческой патристики 60 , который не отбрасывает учение о энадах ( ενς, ενδος, единица – Пер.); осуждая его за ересь, он раскрывает его с пониманием, преодолевая его изнутри и вычленяя в нем ядро истины. Одна часть этой полемики направлена против представления об изначальном постоянстве ( στσις) всех тварных духов в Боге, об истоках всякого движения в грехопадении, о дурной бесконечности движения во все новых зонах; другая же пытается констатировать положительный смысл мифа 61 . Таким образом, по мнению противников, существует «изначальная энада разумных сущностей, сообразно с которой мы, пребывая в естественном сродстве с Богом, имеем часть в Его постоянстве и крепости, на чем и основывается движение, в котором разумные сущности многообразно умножились и побудили Бога к созданию этого телесного мира, цель которого была заключить их в тела за изначальный грех» 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Введение. Евагрий, как духовный наставник История древнего монашества повествует о целой плеяде ярких, незаурядных личностей – начиная с преподобного Антония Великого , чьё Житие, составленное святителем Афанасием Александрийским , открывает изумлённому читателю мир первых насельников египетской пустыни. 1 Особое место среди «отцов-пустынников» занимает Евагрий Понтийский , которого мы избрали в духовные наставники. 2 Евагрий принадлежит к третьему поколению монахов; его духовным учителем был преподобный Макарий Великий , ученик Антония Великого . Поэтому духовное учение Евагрия, помимо его собственного богатейшего опыта, отражает чистое и неискажённое предание. В литературном отношении он, вероятно, был первым автором, записавшим изречения святых отцов. В его произведениях их можно встретить очень часто. Наряду с Макарием Великим к тайнам монашеской жизни его приобщил преподобный Макарий Александрийский . 3 В личности самого Евагрия удивительным образом сочетались аскетичность, богословская глубина и исключительная творческая плодовитость. Чтобы полнее представить его духовное учение, проследим общую канву его жизни. В своих сочинениях он ничего не сообщает о самом себе, единственным источником сведений для нас является «Лавсаик» Палладия Еленопольского . На протяжении долгого времени Палладий был его учеником и близким другом, поэтому достоверность сообщаемых им сведений не вызывает никакого сомнения. Увы, оригинал этого произведения считается утраченным 4 , а многочисленные разночтения в греческих рукописях показывают, что на протяжении веков к его тексту приложили руку многочисленные редакторы, чаще всего неблагосклонные к Евагрию и его окружению. Много важных сведений об этом можно найти в подстрочных комментариях к академическому изданию, подготовленному Доном Батлером. 5 Полный вариант Жития Евагрия дошёл до нас лишь в коптском синаксаре, если не считать пространного греческого фрагмента и многочисленных упоминаний, которые мы встречаем в «Церковной истории» Сократа Схоластика . У исследователей нет окончательного мнения относительно того, следует ли упомянутую греческую рукопись считать сокращённым и «очищенным» переводом этого Жития. В определённом отношении жизнеописание Евагрия разделило участь его творений, которые в большинстве своём оказались либо утраченными, либо дошли до нас в виде разрозненных фрагментов. Некоторые из них уцелели только потому, что долгое время переписывались под чужим именем и лишь недавно были «возвращены» их подлинному автору 6 ; другие из них доступны лишь в сирийском и армянском переводах, их текст нередко носит следы позднейших редакторов. Таким образом, историку буквально по крупицам, опираясь на эти membra disjecta, приходится воссоздавать образ одного из известнейших отцов пустыни и его учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

ВЕРЕН ЛИ ТЕРМИН «ИСИХАЗМ»? ЗАМЕТКИ О РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕОЛОГИИ XIV СТОЛЕТИЯ XIV столетие в истории Восточной Европы было временем бурных событий и новых разделений. Однако оно же свидетельствовало о нарождающемся осознании религиозно-культурного единства Византии и славянских народов. В политическом плане империя все больше превращалась в условную величину, в плане же экономическом она полностью зависела от Генуи и Венеции, чьи интересы, в свою очередь, были частью взаимоотношений итальянских городов-государств с монгольскими и османскими правителями Причерноморья. Тем не менее Византия по-прежнему считалась духовно-религиозным и интеллектуальным центром восточного христианства, а ее церковь успешно контролировала централизованную административную структуру, которая охватывала всю Восточную Европу и обеспечивала главный канал для перевода и распространения греческих текстов, а значит, и идей. При таком положении дел события внутри Византийской церкви не могли не влиять на славянский мир. Вот почему главенствующее положение монахов в церковном управлении, наметившееся уже при патриархе Афанасии I (1289–1293, 1303–1309) и закрепленное торжеством паламитов в 1341, 1347 и 1351 гг., неизбежно приводило к тому, что греческие тексты, достигавшие славянских земель, отражали в значительной своей части монашескую духовность. Но преобладание в Византийской церкви того, что традиционно определяется как исихазм, невозможно понять, исходя из узкого и поначалу сугубо технического значения этого термина. Цель моих кратких заметок – оспорить исключительное, но потому и необоснованное предпочтение термина «исихазм» при описании некоторых событий в самой Византии и их влияния на славян. 1. Что означал термин «исихазм» в историческом контексте XIV в? Начиная с IV в. словом συχα обозначается род жизни, избираемый представителям созерцательного монашества. Согласно Евагрию Понтийскому , «безмолвие» ( συχα), которое есть радость истинного инока, подразумевает «обитание в пустыне» 1185 . Определяя статус их поселений сравнительно с общежительными монастырями, законодательство империи оперирует терминами «исихаст» ( ησυχαστς) и «отшельник» ( ναχωρητς) как синонимами 1186 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Определение молитвы по Евагрию Skemmata 27 – это небольшая глава (κεφλαιov), которая могла бы по праву быть включена в 153 главы трактата Евагрия «О молитве», в ней содержится одно из тех определений молитвы, которые Евагрий очень любит: Προσευχ στι κατστασις νο, π φωτς μνου γινομνη τς γας Τριδος 10 (Молитва есть состояние ума оно возникает только тогда, когда [ум озаряется] Светом Святой Троицы). Позже мы обсудим учение Евагрия о молитве подробнее. Здесь же я хочу сказать лишь то, что необходимо для понимания того толкования, которое дает этому тексту Исаак Сирин . Речь идет об альтернативной, более короткой версии определения, уже данного Евагрием в предыдущей главе Skemmata. Таким образом, две главы взаимно дополняют друг друга: Νο κατστασς στιν ψος νοητν οραν χρματι περεμφερς· κα τ γιας Τριδος κατ τν καιρν τς προσευχς πιγνεται φς 11 (Состояние ума есть умопостигаемая вершина, [сияние которой] подобно небесному цвету. Во время молитвы ее озаряет Свет Святой Троицы). В контексте символического толкования библейского текста (ведь именно об этом и идет речь) глагол-связка στ в тексте Евагрия имеет не только смысл простого равенства. Евагрий мог бы вместо этого использовать такие аналогичные выражения, как Λγον πχει, σμβολν στι или σημανει, которые он обычно использует, когда хочет провести сравнение значений двух вещей 12 . В нашем случае библейский текст, на который он ссылается, – это великое Богоявление на горе Синай перед старейшинами народа израильского, описанное в 24-й главе книги Исход, – тема, к которой Евагрий часто возвращается и которую он щедро разрабатывает 13 . Из совокупности этих текстов мы узнаём, что сам ум в действительности и есть «умопостигаемая вершина». Ум есть «место Бога» (τπος Θεο), где «стоял Бог Израилев». «Цвет неба» (или «сапфира»), имевшийся у того, что «находилось у него под ногами», символизирует бесстрастие (πθεια) ума, ибо это цвет «тверди небесной, в чистоте своей» (τ καθαρτητι). Что же касается «Света Святой Троицы», то это библейский символ ее «познания» 14 . Итак, «во время молитвы» ум, освободившись от всех страстей, «видит», т. е. знает 15 , или осознаёт себя «местом Бога», местом Его самооткровения. Действительно, по своей природе ум является «храмом Святой Троицы» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Евгений Холодов Скачать epub pdf Древнейшие свидетельства о практике «Иисусовой молитвы» [Курсовое сочинение по патрологии студ. III к. Ростовского-на-Дону филиала СТО при теол. фак. ПСТГУ, Холодова, Е.В.] Тебе, моя чужая; Навеки, твой чужой. Введение Рассматривать учение, наверное, самых неординарных личностей в истории Церкви Христовой, дело весьма не легкое. Ориген и Евагрий – это такие две личности, к которым невозможно, да и никак нельзя, подойти однозначно. Оба они сильнейшим образом повлияли на развитие христианского любомудрия, первый заложил фундамент умозрительной ее части, второй – практической. Но, как первый, так и второй, вошли в историю, как люди отвергнутые Церковью и преданные отлучению. Но при этом их роль в духовной жизни Востока трудно переоценить. Учение Оригена распространили каппадокийцы, придав ему православную форму. Благодаря св. Григорию Нисскому и Евагрию последующие поколения приняли основные принципы мистики Оригена 1 . Евагрий, ученик каппадокийцев, так же продолжает их дело, и обучает египетских пустынников способу молитвы и соединения с Богом, который соответствовал оригеновскому пониманию отношений между Богом и человеком. Но, если свв. Василий, Григорий Назианзин и Григорий Нисский (разделявший только эсхатологию Оригена ) смогли остаться в пределах православного предания и не выйти из его границ, то Евагрию посчастливилось меньше. Евагрий последовательный оригенист: в космологии, христологии, антропологии и эсхатологии он безоговорочно примыкает к александрийскому дидаскалу 2 , хотя нигде не дает систематическое изложение своей космологии и христологии в оригеновском духе, но таковая у него проявляется стихийно 3 . Только в триадологии Евагрий является истинным «каппадокийцем» 4 . Хотя тезис о последовательном оригенизме Евагрия, его еретизме и подвергается некоторыми (например, А.И. Сидоровым 5 ) определенному сомнению, но все же, никто из современных ученных (естественно руководствующихся православным преданием) не дерзает призвать к пересмотру его анафемы на V Вселенском соборе. Можно сказать, что и к Оригену (в нашей отечественной патрологии) относятся с некоторым сочувствием (уже начиная с Филарета и вплоть до А.И. Сидорова ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Когда и кем впервые стала практиковаться Иисусова молитва? В каких древних памятниках зафиксированы наставления духовно умудренных подвижников о спасительности Иисусовой молитвы? И что именно говорили они? Были ли у практики призывания имени Христова противники? Этому посвящена работа известного французского богослова, специалиста по истории сирийского и коптского монашества Антуана Гийомона (1915–2000), перевод которой мы предлагаем нашим читателям. Самые ранние сведения, которые обычно приводятся о практике молитвы, называемой по-гречески monologist os (молитва, заключающаяся в одной фразе), связаны с египетскими монахами. Блаженный Августин говорит, что они молились часто, но краткими молитвами, как порыв – quomo do jaculatos . Авва Исаак учил Иоанна Кассиана и братию непрерывно повторять первый стих Псалма 69: «Deus in adiutorium meum intende, Domine ad adiuvandum me festina» – «Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне» , представляя это как традицию, сохранившуюся со времен первых монахов в Скитской пустыне. Иисусова молитва – однофразовая ( monologistos ), включает в качестве существенного элемента имя Христа и обычно ассоциируется с молитвой мытаря: «Будь милостив ко мне грешнику» (Лк. 18: 13). Первым текстом, который в этой связи можно процитировать, является апофегма Аммона, ученика Антония Великого: «Сиди в своей келье, – советовал авва Амон старцу, склонному к показному аскетизму, – ешь понемногу каждый день и всегда имей в сердце своем слово мытаря – и можешь спастись» . Но в этом слове мытаря нет упоминания имени Христа, которое неотделимо от Иисусовой молитвы. Немецкий богослов Х. Бахт считал, что первое свидетельство об этой молитве – у Евагрия Понтийского: «К каждому дыханию прибавляйте душевное бдение и имя Иисуса» . Но, к сожалению, эта фраза принадлежит не Евагрию, а Исихию Синайскому, одному из главных наставников молитвы Иисусовой; время его жизни точно не установлено, но это, несомненно, после VII века . Чтобы отыскать в египетской монашеской литературе подлинные и ясные свидетельства о практике Иисусовой молитвы, мы должны обратиться к более поздним работам, сохранившимся на коптском языке. Одной из главных является «Из добродетелей отца нашего праведного – великого аввы Макария» . Мне хотелось бы проанализировать эти тексты, не удостоившиеся до сих пор должного внимания со стороны историков Иисусовой молитвы.

http://pravoslavie.ru/93394.html

Схиархимандрит Гавриил (Бунге). Объядение, лакомство, чревоугодие: Учение отцов-пустынников о еде и посте (на основе текстов Евагрия Понтийского)/Пер. с нем. А. Фролова; ред. пер. свящ. Димитрия Дружинина. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2014. — 208 с. В издательстве Сретенского монастыря вышли три книги схиархимандрита Гавриила (Бунге), посвященные страстям уныния, гнева и чревоугодия. Они были переведены с французского и немецкого языков. Книга о чревоугодии издается на русском языке впервые, два других перевода существенно переработаны. Презентация этих изданий с участием автора намечена на октябрь. Схиархимандрит Гавриил (Бунге) – настоятель Крестовозвиженской пустыни близ швейцарского города Лугано, известный патролог, автор множества книг, переведенных на разные европейские языки. Отец Гавриил родился в 1940 году в Германии. Воспитывался в христианской семье и в 1962 году, после учебы в университете, поступил в бенедиктинский монастырь, где вскоре принял монашеский постриг. Прожил в монастыре около 18 лет. Затем по благословению духовника основал скит в швейцарских Альпах и живет там анахоретом уже более тридцати лет. В 2010 году принял Православие. Научные труды отца Гавриила являются важной частью его монашеской жизни и результатом его аскетического опыта. Отец Гавриил – специалист по творениям отцов ранней Церкви, прежде всего по Евагрию Понтийскому. Как пишет сам автор, «знакомясь в ходе изложения со всевозможными аномалиями, связанными с едой, а такжес методами их преодоления, попытаемся уяснить себе,что именно еда и пост значат для человека, поскольку он является человеком. При посредстве оттеняющих контрастов в конце концов должно еще отчетливее выявиться, что же такое благословение пищи». ОГЛАВЛЕНИЕ скрыть способы оплаты Комментарии Maria 10 декабря 2014, 00:25 Возможно ли покупать книги издательства Сретенского монастыря жителям Канады? Если да, то сообщите как это сделать. Мария 14 октября 2014, 23:08 Когда будет презентация книги? Максим интернет-магазин " Сретение " 10 сентября 2014, 12:01

http://pravoslavie.ru/73049.html

Пред смертью авва Евагрий причастился Святых Христовых Тайн. Умер он на Праздник Богоявления, за несколько месяцев до начала гонений, развернутых против монахов-оригенистов епископом Феофилом. Смерть Евагрия Понтийского приближенно датируется 399 годом. Отношение Церкви к Евагрию после его смерти Став признанным аввой, Евагрий занимался литературным творчеством. Значительное сходство между учением Евагрия и оригенизмом, осужденным в ходе первой стадии оригенистских споров, показывает, что оно было менее православным, чем долгое время считалось. Эсхатология и сотериология Евагрия лишь во внешней форме терминологии совпадают с православным церковным учением. Судя по всему, он разделял оригеновское учение об апокатастасисе и предсуществовании душ. Однако ни в ходе споров, ни при осуждении оригенизма в 400-404 гг. не было никаких упоминаний ни о личности, ни о сочинениях Евагрия; неясно также, какую роль в формировании этого оригенизма сыграли «Умозрительные главы», написанные Евагрием ок. 394-399 гг. и распространившиеся среди египетских монахов-оригенистов незадолго до начала споров. Имя Евагрия Понтийского стало прочно ассоциироваться с именем и учением Оригена только в VI в., во время второй стадии оригенистских споров. Существует несколько свидетельств того, что он был посмертно осужден на Пятом Вселенском соборе. Однако имя Евагрия в соборных документах не упоминается; оно стало прочно ассоциироваться с именем Оригена и Дидима Слепца гораздо позже. В 18-м правиле Латеранского собора 649 г. имя Евагрия впервые вместе с именами Оригена и Дидима было включено в список еретиков, чьи заблуждения были осуждены предшествующими пятью Вселенскими Соборами и анафемы против которых были подтверждены этим собором. VI Вселенским Собором 680-681 гг. также было подтверждено осуждение Оригена, Дидима и Евагрия, произнесенное V Вселенским Собором. Это же осуждение было подтверждено Трулльским Собором 692 г., VII Вселенский Собор 787 г. также подтвердил решения предыдущих Соборов. Осуждение Евагрия подтверждают церковные писатели и историки VII-IX веков. Все свидетельства согласно указывают на то, что осуждение Евагрия вынес именно V Вселенский Собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Большими воздаяниями отблагодарит его Бог, но, чтобы нам не пренебречь малыми знаками дружбы ( τ μικρ τς φιλας σμβολα), я желаю подарить ему одну рубашку, один стихарь, два плаща и тридцать золотых монет» 901 . К сожалению, Евагрий не долго услаждался общением с этим великим каппадокийским святителем. Когда св. Григорий, не сориентировавшись в церковно-политический обстановке 902 , вынужден был покинуть Константинополь и столичную кафедру в июле 381 года, то Евагрия он оставил своему преемнику Нектарию 903 . Но связь между учителем и учеником не прерывалась до самой кончины великого Богослова в 390 году. Она поддерживалась с помощью переписки, от которой дошло до нас очень немногое: известно одно послание св. Григория (228) к Евагрию и три письма последнего (12, 23, 46) к св. Григорию 904 . Палладий просто констатирует, что молодой столичный архидиакон был принят во Святой Земле «блаженной Меланией Римлянкой» (возможно, ей рекомендовали Евагрия какие-либо столичные его друзья и знакомые). В данном случае речь идет о преп. Мелании Старшей 906 – личности весьма замечательной, которую не следует путать с Меланией Младшей – ее внучкой, также оставившей заметный след в истории древней Церкви. Будучи несколько моложе Евагрия (родилась в 349 или 350 году), Мелания Старшая происходила из знатного римского рода (дед ее был консулом) и в возрасте пятнадцати лет вышла замуж за молодого человека из своего круга, который вскоре стал префектом Рима. Но в двадцать два года она внезапно овдовела, потеряв вместе с мужем и двух старших сыновей. После этого она, несмотря на протесты родни, решила избрать иноческую жизнь и в конце 372 года отправляется в Египет 907 . В Александрии она познакомилась с известным Руфином Аквилейским – подвижником, выдающимся эрудитом, превосходным переводчиком (с греческого на латинский) и церковным писателем. Между ними завязалась тесная духовная дружба, которую они сохранили до самой кончины своей. В Египте Мелания окормлялась (преимущественно в Нитрии) у ряда знаменитых старцев (Памво, Пафнутия и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Главы под именем пресв. Исихия, входящие в Изборник 1076 г. (РНБ. Эрм. 20. Л. 62 об.- 79 об.), являются компиляцией из 2 гномологиев прп. Исихия Иерусалимского (CPG, N 6583; см.: Изборник 1076 г./Подгот.: М. С. Мушинская и др. М., 2009. Т. 2. С. 12) и не могут считаться самым ранним свидетельством об И. С. (против ИАБ, 4. 1838). Те же главы находятся под именем прп. Исихия в флорилегии иером. Марка, составленном между 1259 и 1267 гг. для принцессы Евлогии, сестры Михаила VIII Палеолога (издан в: Marci Monachi Opera ascetica: Florilegium et sermones tres/Ed. P. Roelli. Turnhout, 2009. (CCSG; 72). Вторично «Сотницы» И. С. переведены на слав. язык прп. Паисием (Величковским), который, находясь на Афоне (1746-1763), трудился над переводом отцов «Добротолюбия» по афонским рукописям филокалического типа; после появления в 1782 г. греч. издания «Добротолюбия» прп. Паисий пересмотрел свои слав. переводы (см.: «Главизны» прп. Исихия//Добротолюбие. М., 1793. Ч. 2. Л. 1-21 об.). Разбивка глав соответствует греч. изданию прп. Никодима (203 главы). Существует ранний неизданный перевод краткой редакции (24 главы) на новогреческий язык, сохранившийся в афонской рукописи XVIII в. Ath. Vatop. 777 ( Waegeman. 1974/1975. P. 196). Др. древних вост. переводов не существует. Отсутствие переводов аскетических глав И. С. на языки груз. и араб. монашеских центров, какими являлись в VIII-XII вв. Синай (груз. и араб.), Палестина (обитель св. Саввы Освященного, Иерусалим - груз. и араб.) и Афон (груз.), косвенно подтверждает новую датировку составления «Сотниц» И. С., предложенную Риго,- 2-я пол. XII в., что совпадает со временем угасания там переводческой активности груз. и араб. общин. Краткое содержание и учение Центральная тема «Глав» И. С.- «трезвение» (νψις), к которому направлен весь путь духовной жизни (I 1, 3, 6). Трезвение тождественно др. понятиям, таким как «внимание», «хранение ума», «сердечное безмолвие» (συχα), «чистота сердца» (I 1; ср.: Мф 5. 8). Следуя Евагрию Понтийскому , И.

http://pravenc.ru/text/674960.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010