Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕНА ДЕЧАНСКАЯ [серб. Jeлeha Дечанска], серб. прп. (пам. серб. 21 мая). Ее почитание сложилось в мон-ре Дечаны , где в наст. время находится саркофаг, в к-ром, по преданию, покоятся ее мощи. Согласно преданию, она была сестрой кор. св. Стефана Дечанского , но источники XIV - 1-й пол. XVIII в. ничего не говорят о сестре Стефана с таким именем, но содержат сведения о дочери Елене, к-рая изображена на фресках дечанского собора ( Б., М. 2005. С. 61, 328, 445). Впервые Е. Д. сестрой короля названа в «Троношском родослове», сочинении сер. XVIII в. (не ранее 1746), послужившем источником мн. легендарных сведений. В нем рассказывается о ее помощи при освобождении мон-ря Дечаны от осады отряда Татархана. После поражения в 1691 г. в войне с Османской империей и отступления за Дунай войск Свящ. лиги отряд Татархана в 1692 г. осадил мон-рь, по словам летописца, «была погибель роду сербскому и народу православному». Но чудесный огонь вырвался из гробниц св. Стефана и Е. Д. и убил осквернителей храма. Совр. исследователи считают возникновение почитания Е. Д. «интересной попыткой» братии мон-ря объяснить причины завоевания и последующего освобождения обители (Там же. С. 61). На саркофаге, в к-ром предположительно лежат мощи святой, сохранились следы вскрытия, однако об освидетельствовании мощей и их местонахождении сведения отсутствуют ( Д. Српски владарски гроб у веку. Београд, 1992. С. 104-105; Б., М. 2005. С. 61). Судя по упоминаниям о поклонении мощам Е. Д. сербских иерархов митр. Белградского Викентия (Стефановича) в 1753 г. и митр. Валевского Феодосия (Стефановича-Поповича) в 1757 г., ее почитание возникло во 2-й четв. XVIII в. ( Записи. 2. 3052. 5. 8116). Англ. путешественники 60-х гг. XIX в. свидетельствуют, что местные жители ожидали исцелений от гробницы Е. Д. ( Б., М. 2005. С. 61). В нач. XIX в. в Дечанах было изготовлено 3 ковчега для хранения крестов и мощей (один из них был расписан, вероятно, Симеоном Лазовичем, 2-й - его сыном Алексием), на к-рых были изображены св. Стефан Дечанский и Е. Д., именуемая «святой царицей» ( Р. Сликарска заоставштина Симеона и Aлekcuja у Републичког завода за заштину споменика културе. Београд, 1992. Бр. 24. С. 250; Б., М. 2005. С. 61). В сер.- кон. XIX в. Е. Д. неоднократно изображалась вместе со св. Стефаном Дечанским на гравюрах с видом Дечанского мон-ря, в XIX в. ее изображение было включено в состав дечанского иконостаса. Она также изображена в церкви с. Горни-Матеевац под Нишем.

http://pravenc.ru/text/189753.html

В издательстве «Вольный Странник» вышла книга, которая рассказывает о святых подвижницах Сербской Церкви. « Святые сербские жены » — сборник, где представлены наиболее полные жития христианок из сербского рода, ставших примером искренней веры, благочестия, любви, молитвы и заботы о ближних. Именно они воспитывали будущих подвижников, христолюбивых правителей и мучеников за веру. Посреди Метохии у подножия гор Проклетье расположен один из самых известных сербских монастырей – Высокие Дечаны. Обитель хранит предания о ревнителях благочестия и святых, подвизавшихся в этих краях или связанных с ней. При входе в величественный Вознесенский собор можно увидеть массивное надгробие с иконой святой, чье имя мало известно русскому читателю. К сожалению, его нет и в нашем церковном календаре, да и в самой Сербии сведений об этой святой сохранилось не так много. Речь идет о преподобной Елене Дечанской, подвижнице из далекого XIV века. Монастырь Высокие Дечаны      Преподобная Елена принадлежала к правящей династии Неманичей. Она была дочерью святого короля сербского Милутина и родной сестрой святого Стефана Дечанского. В миру она носила имя Анна Неда. Преподобная Елена Дечанска. Икона: Елена Хинич После заключения мира между Сербией и Видинским деспотом Шишманом Анна была помолвлена в 1292 году с его сыном – будущим царем Болгарии Михаилом III Шишманом. Их свадьба состоялась в 1298 или 1299 году. В браке Анна родила троих сыновей: Ивана Стефана, Михаила и Шимана. Известно, что в 1324 году ее супруг решил развестись с ней и отправил в заточение в один из болгарских монастырей в Велико-Трново. Поводом для развода и ссылки Анны было желание вступить в войну с сербами, в которой болгарский правитель, однако, потерпел сокрушительное поражение в битве с ее братом святым Стефаном Дечанским. Позднее и сам Михаил Шишман погиб в 1330 году. После его поражения Анна Неда смогла вернуться к своему брату на родину, где предалась аскетическим подвигам Христа ради и приняла постриг с именем Елена.

http://pravoslavie.ru/121580.html

Календарь сербских святых Январь 3/16 – прп. Ромил Раваницкий 4/17 – свт. Евстафий I, архиепископ Сербский 14/27 – свт. Савва, первый архиепископ Сербский 15/28 – прп. Гавриил Лесновский 18/31 – свт. Максим, архиепископ Влахозапланинский Февраль 3/16 – свт. Иаков, архиепископ Сербский 8/21 – свт. Савва II, архиепископ Сербский 11/24 – нмч. Георгий Кратовский, Софийский 13/26 – прп. Симеон Мироточивый Март 5/18 марта – свт. Николай Жичский (день упокоения) Апрель 20 апреля/3 мая – свт. Николай Жичский (день перенесения мощей) 20 апреля/3 мая – прп. Иоасаф Метеорский 22 апреля/5 мая – сщмч. Платон Йованович, епископ Банялукский 24 апреля/7 мая – прп. Иоанникий Девичский (2/15 декабря) 24 апреля/7 мая – сщмч. Бранко Добросавлевич 29 апреля/12 мая – свт. Василий Острожский, митрополит Захолмский и Герцеговинский Май 6/19 – прпп. Синаиты. Ромил Раваницкий (16/9января), Роман Синаит, Нестор, Мартирий, Сисой, Зосима Туманский, Иов 6/19 – мч. Вукашин из Клепаца 11/24 – свт. Никодим, архиепископ Сербский 16/29 – свмч.Феодор, епископ Вршацкий 20 мая/2 июня – прп. Стефан Пиперский 21 мая/3 июня – прп. Елена Дечанская 22 мая/4 июня – св. Иоанн Владимир, король Зетский 24 мая/7июня – свт. Савва II Бранкович, митрополит Ердельский Июнь 4/17 – свмч. Иоанникий Липовац, митрополит Черногорско-Приморский 5/18 – прп. Петр Коришский 15/28 – вмч. Лазарь, князь Сербский 15/28 – свт. Спиридон, патриарх Сербский 15/28 – свт. Ефрем, патриарх Сербский 22 июня/6 июля – прп. Анастасия, Анна, мать свт. Саввы Июль 4/17 – свщмч. Георгий Богич 4/17 – свщмч. Савва Трлаич, епископ Горнокарловацкий 16/29 – прп. Иоаким Осоговский 26 июля/8 августа – свт. Савва III, архиепископ Сербский 19 июля/1 августа – прп. Ефросиния, Евгения, Милица, княгиня 19 июля/1 августа – св. Стефан Лазаревич, деспот Сербский 30 июля/12 августа – прп. Ангелина (10/23 декабря) Август 16/29 – свт. Евстафий II, архиепископ Сербский 16/29 – прп. Рафаил Банатский, Хиландарец 21августа/3 сентября – свщмч. Рафаил Момчилович, игумен монастыря Шишатовец

http://pravoslavie.ru/40253.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕЧАНЫ Дечаны [серб. Дечани; Високи Дечани], муж. мон-рь во имя Христа Пантократора (имел посвящения в честь Вознесения Господня в память о мон-ре в К-поле, в к-ром основатель обители св. кор. Стефан Дечанский провел неск. лет, и во имя Св. Троицы) Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Памятник архитектуры, в 2004 г. внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен близ с. Дечани, в ущелье р. Бистрицы (Косово и Метохия). Настоятель - еп. Липлянский, викарий Рашско-Призренской епархии Феодосий (Шибалич). В братии 30 монахов (2007). История По преданию, на этом месте планировал основать мон-рь еще свт. Савва I Сербский. Как задужбину и место своего захоронения Д. основал св. кор. Стефан Дечанский в 1327 г., после 1330 г. он посвятил обитель победе над болгарами и греками. Место для обители ктитор выбрал по совету архиеп. Сербского св. Даниила II , к-рому поручил контроль за строительством. В 2 повельях 1330-1331 гг. кор. Стефан рассказал историю создания монастыря и перечислил его владения и имена ктиторов. После смерти Стефана его сын, царь Душан, завершил строительство и издал дарственную грамоту (ок. 1343-1345), увеличившую богатства мон-ря. По окончании строительства, либо 29 июня 1332 г. (Житие св. Стефана), либо в 1335 г., в храме были перезахоронены останки кор. Стефана. От мощей стали происходить чудотворения, и они были открыты для поклонения. В тот период они находились в ковчеге перед алтарем, с левой стороны от царских врат (в наст. время расположены справа). В сер. XIV в. в Д. была похоронена сестра св. Стефана, прп. Елена Дечанская , впосл. ее мощи были положены справа от царских дверей. Мон-рь Дечаны Мон-рь Дечаны В XIV в. к Д. был приписан мон-рь Градиште . После Косовской битвы в 1389 г. турки разорили мон-рь, разрушили надвратную колокольню, келейные корпуса и царские палаты, храм чудом был спасен от обращения в мечеть, но его иконостас был разрушен. В 1397 г. кнг. св. Милица обновила мон-рь и издала дарственные грамоты. Мон-рь имел систему фортификационных сооружений и служил крепостью. На содержании обители находился военный гарнизон во главе с начальником-воеводой, к-рый вместе с игуменом управлял дечанскими владениями. Из описаний посмертных чудес св. кор. Стефана Дечанского известны имена неск. светских соуправителей мон-ря, которые вступили в конфликт с обителью и ее настоятелем, за что впосл. были жестоко наказаны св. покровителем (напр., чельник Ивой (Ивое), назначенный вдовой св. кор. Стефана Еленой, и свирепый Юнец (Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак/Авт.-сост.: А. Давидов, Г. Данчев, Н. Дончева-Панайотова и др. София, 1983. С. 128, 130, 132, 134; Наумов Е. П. Кем написано второе житие Стефана?//Славянский архив. М., 1963. С. 60-73).

http://pravenc.ru/text/171794.html

Самым известным является скит Пресвятой Богородицы в месте Белае находящийся в двух часах ходьбы от монастыря, высоко среди скал на левом берегу Бистрицы. Пещера крайне труднодоступна, ее внутреннее пространство было обтесано и приспособлено под часовню, на стенах которой сохранились остатки фресок большой художественной ценности. В прилегающих к часовне кельях переписывались и украшались книги; некоторые из которых хранятся в монастырской ризнице. Посмотреть коллекцию предметов из монастырской ризницы , фрески и совершить виртуальную экскурсию по монастырю часть 1 , часть2 Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Преподобная Елена принадлежала к правящей династии Неманичей. Она была дочерью святого короля сербского Милутина и родной сестрой святого Стефана Дечанского. В миру она носила имя Анна Неда. Ее мощи находятся в соборе Вознесения Господня Дечанского монастыря. Престольные праздники [ править править код ] Стефан Урош III, Дечанский, Сербский, король, мученик - 24 ноября Как добраться [ править править код ] Адрес: Манастирска бб, Дечани, Косово Проезд: Если вы путешествуете на собственном автомобиле, то для автомобилей с сербскими номерами нет необходимости платить пошлину при въезде в Косово и Метохию. При въезде из центральной Сербии лучше всего добираться со стороны Косовской Митровицы (90 минут в пути) или через пограничный переход в Мердаре (120 минут в пути). Со стороны Черногории от пограничного перехода Кула до монастыря дорога займет около 60 минут. Из Белграда отправляются регулярные рейсы до Гораждеваца, недалеко от Печи. Оттуда до монастыря можно доехать на такси за 10 евро. Подробнее на карте Телефон: +381 64 800 3000 , +383 49 776 024 Электронная почта: manastir@decani.org Официальный сайт монастыря Официальная страница в Фейсбук Инстаграм Паломнику [ править править код ] Время посещений: Богослужения: Устав обители включает полный круг дневных богослужений, которые начинаются в шесть часов утра с полунощницы, часов и Литургии, и заканчиваются в конце дня вечерней службой и повечерием. Особенно торжественны всенощные бдения накануне воскресения и великих праздников; они продолжаются по несколько часов, а храм в это время освещен десятками свеч, которые зажигаются на знаменитом дечанском хоросе. Наиболее великолепны праздничные и воскресные Литургии, когда служит игумен монастыря архимандрит Савва в сослужении иеромонахов. Пение братии и церковное благолепие на этих службах производят особенно сильное впечатление.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Сербское влияние утвердилось в Болгарии, потерявшей земли от Ниша до Софийского перевала через Балканы; поспешно отступивший Андроник потерял среднее течение Вардара, Северная Албания перешла в сербские руки. Вельбуждская битва дала Сербии бесспорное первенство на Балканах, и в лице молодого Душана сербы нашли государя, какого им было нужно. На его пути стоял отец с женой-гречанкой. Возвели Душана на престол сербские властели старым способом дворцового и военного переворота. Стефан Дечанский был схвачен и задушен ими (1331) и остался в народной памяти мучеником, а Душан – отцеубийцей. Во главе властелей стояли внуки Новака Гребострека и сыновья могущественного кесаря Воихны от сестры Михаила Шишмановича Бдинского (Видинского), болгарского царя, убитого под Вельбуждом. Дочь Воихпы Елена стала супругою Душана, имела самостоятельную силу, поддерживала Кантакузина и содержала свою дружину немецких наемников; из четырех ее братьев Александр возводится на болгарский престол, а Оливер, Деян и младший Воихна были крупнейшими властелями и сановниками, память их жива в народных сказаниях и археологических памятниках. Преступление не помешало Душану поднять Сербию на такую высоту, какой она не достигала ни ранее, ни после него. Суровый, храбрый, при случае хитрый, телом рослый, Душан обладал выдающимися качествами государя. Целью он себе поставил продолжение политики деда своего Милутина, но на основах более широких и менее осторожных: не только завоевание греческих земель до южного моря, но и создание сербо-греческой державы, имеющей заместить Византийскую империю. Эти цели, не считавшиеся с неистребимым антагонизмом греков и славян, погубили его дело вскоре после его смерти, истощили и ослабили небольшую Сербию, далеко не объединенную. Но его правление представляет ряд блестящих успехов. За 24 года он не менее 13 раз ходил на греков и начал свои походы не медля. В три года он завоевал Западную Македонию от р. Стримона, почти не встретив сопротивления; мало того, на его сторону стали греческие архонты, недовольные правительством Андроника Младшего, как талантливый Сиргиан, завоевавший для сербов Касторию и увлекавший их к Салоникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Это так раздражило Драгутина, что он, с помощию своего тестя, начал войну против отца. Урош должен был бежать от сына в Драчь и там скончался (1272 г.), а Драгутин сделался королем, хотя ненадолго (1272– 1275 г.). Мать его, Елена, и сербский архиепископ Савва II расположили его отказаться от престола. Драгутин, уступив Милутину престол, жил до самой смерти своей в Среме, который вместе с Мачвою получил он от тестя в приданое за женою. Милутин, мудрый политик и храбрый воин, царствовал (1275– 1321 г.) счастливо и возвысил Сербию в политическом и нравственном отношении, хотя сам запятнал жизнь свою тем, что, по политическим рассчетам, он несколько раз вступал в брак, представлявший ему выгоды, и для того по разным причинам разводился с прежними женами 34 . Но этот нравственный недостаток впоследствии он искупил строгою, благочестивою жизнию и делами милосердия. Милутин счастливо воевал с греками, болгарами, татарами, венгерцами и другими народами, и значительно расширил пределы своего государства присоединением к нему завоеванных областей 35 . По смерти Милутина (1320 г.) на престол взошел сын его Стефан Урош III Дечанский, помимо старшего брата Константина Милутиновича и двоюродного брата Владислава Драгутиновича. Опять – семейная вражда. Но Владислав вскоре умер (1324 г.), а Константин был убит на сражении. Дечанский во все время своего царствования (1321 – 1336 г.) шел по следам отца своего, счастливыми войнами еще более расширил пределы Сербии 36 , и на отнятую у врагов добычу построил (1327 – 1335 г.) в Дечанах великолепный храм Вседержителя, от которого и получил прозвание Дечанского. Но, несмотря на заслуги его для государства, против него образовалась сильная партия, во главе которой стоял, сын его Душан Сильный. Дечанский, еще при жизни своей, венчал на царство и сына своего Душана и назвал его младшим королем. Когда же он женился, по смерти болгарской княжны, в другой раз на гречанке Марии, – то Душан, опасаясь, чтоб престол сербский не достался сыну её, возбудил бояр против отца, и они задушили (1336 г.) его 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Как сказано выше, государство Моравской Сербии было одним из центров Православия. После падения Македонии, Болгарии и при угасании Греции этот центр обрел общехристианское значение. Важным фактом стало примирение Сербской церкви с Вселенским патриархатом Константинополя, состоявшееся в 1375 году в Пече, после чего в Сербию стали во множестве приезжать монахи из Афона[ 10 ], Греции и Болгарии, со всех земель, которым угрожали турки. Значительную роль в поднятии Сербской церкви сыграли именно афонские монахи, в основном греки и сербы по происхождению. Благодаря таким именам, как книжник Константин Философ, Исайя, святитель Савва Сербский и Симеон Мироточивый, Сербская церковь, несмотря на противодействия Константинопольского патриархата, и приобрела свою независимость. Свой вклад в укрепление Сербской церкви внесли жена погибшего деспота Иоанна Углеша, деспотица Елена (в монашестве сестра Евфимия), и княгиня Милица (в монашестве сестра Евгения). Большое значение для Сербской церкви имел тот факт, что Григорий Цамблак из Тырново, побывавший на Афоне и в Молдавии, признавал ее авторитет, “дошел” до Сербии и написал житие игумена Стефана Дечанского. Еще важнее было то, что Григорий Цамблак был захоронен в монастыре Раваница. Увеличению славы Сербской церкви способствовало пребывание в стенах сербских монастырях таких прославленных подвижников веры, как святые Ромил и Григорий из Гориньяка. После обретения церковной независимости сербы стремились к укреплению своих древних святынь, а также к появлению многочисленных новых монастырских обителей. При возросшем значении церкви в искусстве Сербии складывается Моравская школа, в которой отразились настроения, бытующие в сербском обществе. Храмы Моравской школы: Лазаревица — родоначальница стиля, монастырский храм Горыньяк, Велуче, Нова Павлица, Руденица, Копорин, Сысоевиц, храм святителя Николы под Светозаревом и Палеж. Наиболее известные и характерные храмы, где лучше всего сохранились и легче всего реконструируются росписи: церковь Вознесения в монастыре Раваница, церковь Троицы монастыря Манасия (или Ресава), церковь Успения Богородицы в Любостинье и церковь Введения Богородицы во храм в монастыре Каленич.

http://pravmir.ru/rastsvet-tserkovnogo-i...

Первый – путь Православия , второй – путь безверия. Первый созидает, второй разрушает, первый лечит, второй разлагает, первый ясен, второй мрачен, первый ведет в жизнь, второй – в смерть. Первым путем шли наши святые: Симеон Мироточивый, Савва, «светильник, подобный солнцу», Стефан Первовенчанный, Владислав, Арсений, Савва Второй, Милутин, Стефан Дечанский, «предивный в страданиях, сияющий адамант», Урош, Анастасия, Елена и Ангелина, Никодим, Даниил, «звезда утренняя, которая тьму неведения разгоняет», первый патриарх Иоанникий, великомученик князь Лазарь, «который пролил кровь свою за веру и отечество», страстотерпец патриарх Гавриил, Стефан Пиперский, Василий, чудотворец Острожский, Петр, чудотворец Цетиньский. Вторым путем шли и идут разрушители веры, народности и семьи, те, кто не почитают нравственность, не соблюдают благочестивые семейные традиции в день небесного покровителя, не кладут рождественских подарков беднякам, не красят пасхальных яиц, в своих домах не имеют икон и не кропят дома богоявленской водой, те, кто не посещают храмы и монастыри, не признают кумовство и дружбу, для которых гостеприимство и данное слово – не святыня. Потрудимся же всеми силами ума, сердца и воли, чтобы в своей жизни избежать пути безверия, а идти путем Православия. О посещении больных Окружное послание священникам епархии Одной из основных обязанностей пастыря является посещение больных. Эту обязанность Спаситель повелел священнику, когда словами «Болен был, и вы посетили Меня» (Мф. 25: 36) указал на посещение в болезни как на одно из главных дел милосердия. Больной во дни своих мук и несчастий ничему так не радуется, как посещению своего духовного наставника, ибо, если хотя бы немного есть надежда на выздоровление, мудрое пастырское слово претворяет ее в твердую и великую веру на продолжение земной жизни. Если же это действительно конец земной жизни, то священник снабдит больного духовным щитом, духовной поддержкой и храбростью, дабы спокойно предстал перед Праведным Судией, своим Спасителем, а если наступит час покаяния, то дабы не остался без надежды на прощение грехов.

http://pravoslavie.ru/30733.html

Архангел Гавриил и свв. Константин и Елена Мчч. Кирик и Иулитта Св. Апостол и евангелист Матфей Свв. равноапостольные Константин и Елена Св.Иоанн Предтеча и св.Евстратий Иоанн Предтеча Св. Димитрий Св.Стефан Дечанский Свв.Артемий и Иаков Персянин Св.Феодор Стратилат Св. Феодор Стратилат Богоматерь в молении Св. Стефан Дечанский Богоматерь с Младенцем. Деталь Богоматерь с Младенцем Св. Артемий Св. Симеон Мироточивый Архангел Гавриил Богоматерь на престоле с предстоящим Саввой Сербским Богоматерь с Младенцем на престоле Богоматерь с Младенцем на престоле. Деталь Св. Симеон Мироточивый Св. Симеон Мироточивый Праздник На праздник Успения Пресвятой Богородицы 2006 г. в монастыре состоялся традиционный народный собор. Епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий совершил всенощное бдение и Божественную литургию, а затем состоялось выступление гостей и артистов и братская трапеза. Всенощное бдение на праздник Успения Божией Матери Всенощное бдение на праздник Успения Божией Матери. Епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий Всенощное бдение на праздник Успения Божией Матери Всенощное бдение на праздник Успения Божией Матери Всенощное бдение на праздник Успения Божией Матери Народный собор Народный собор Прота Алекса Архимандрит Теодор Шешлия Министр по делам религий Сербии Милан Радулович Министр по делам религий Сербии Милан Радулович Поэт Райко Петрович Ного Гусляр Музыкант Асим Сарван, бывший мусульманин Никшич Никшич тоже можно назвать епархиальной столицей. Это небольшой город, но здесь есть  свой университет, действует несколько крупных церковных организаций, есть православное кафе «Пасха». В Никшиче находится кафедральный собор свт. Василия Острожского, построенный на средства страстотерпца императора Николая II. В храме множество мемориальных досок, хранящих память о славных сынах Черногории и Герцеговины, отдавших свои жизни в борьбе за свободу родины. Никшич. Кафедральный собор свт. Василия Острожского Никшич.Памятник королю Николе Никшич. Кафе " Пасха " Никшич. Кафедральный собор свт. Василия Острожского. Епископ Иоанникий и министр по делам религии Сербии Милан Радулович

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery20....

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010