По смерти князя Г. С. Куракина селом Ельдигиным владел в 1694 г. его внук князь Б. И. Куракин. В Синодальном казенном приказе производилось дело о построении в селе Ельдигине вновь церкви. Дело началось по прошению князя Б. И. Куракина. В прошении, поданном в казенный приказ 3 мая 1705 г., он писал: «в Московском уезде, в вотчине моей в селе Ельдигине, была церковь деревянная во имя Рождества Пресвятой Богородицы и в прошлых годах та церковь Божия сгорела; да в том же селе имеется церковь деревянная во имя Анастасии Узорешительницы и ныне; государь, обещался я тое деревянную церковь св. муч. Анастасии Узорешительницы, разобрав, исподи подрубя и ветхие бревна не ременя, построить на прежнем церковном Рождественском месте церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а на том церковном месте мученицы Анастасии построить вновь церковь во имя тое же престол каменную и чтоб указом повелено было: старую деревянную церковь св. муч. Анастасии, разобрав, построить на прежнем Рождественском месте во имя Рождества Богородицы и в той церкви на престол новое одеяние положить и новый антиминс выдать и тое церковь освятить, также и о строении новой каменной церкви вмц. Анастасии дать благословенную грамоту»… Резолюция преосвящ. Стефана, митрополита Рязанского и Муромского: «дать благословенная грамота церкви строить», отмечено: «дана». По смерти князя Б. И. Куракина село Ельдигино принадлежало его сыну Александру. В Синодальном казенном приказе производилось дело о построении в селе Ельдигине каменной церкви по прошению князя А. Б. Куракина, поданному в казенный приказ 16 июня 1730 г. В прошении князь А. Куракин писал: «вотчина моя в Московском уезде, в Боховом стану, село Ельдигино, а в том селе церковь деревянная во имя Рождества Пресвятой Богородицы ветхая; а обещание мое в том селе Ельдигине построить церковь каменную настоящую Живоначальной Троицы, да два придела: св. Илии пророка и св. вмц. Анастасии Узорешительницы и чтоб указом повелено было о строении каменной церкви с приделы в селе Ельдигине дать мне указ». Того же года 1 июля из Синодального казенного приказа выдан указ князю А. Б. Куракину, велено: «в селе Ельдигине построить вновь каменную церковь во имя Живоначальной Троицы, да в приделах св. пророка Илии, да вмц. Анастасии; пошлин 10 алтын, нужнейших 1½ чети взято».

http://sobory.ru/article/?object=04055

gr. 1208. Fol. 3v, 2-я четв. XII в.); «Христос Еммануил» в Евангелии 1-й пол. XII в. (Marc. gr. Z540. Fol. 11v); в монументальной живописи: в мозаиках «Преображение» в ц. Успения Божией Матери, мон-ря Дафни (ок. 1100), и «Страшный Суд» в соборе на о-ве Торчелло (ок. 1200); на фреске «Успение Пресв. Богородицы» в ц. Св. Троицы в Сопочани (ок. 1265). Круглая М. встречается в сцене «Вознесение» в мозаиках ц. Св. Софии в Фессалонике (2-я пол. IX в.) и на фреске ц. «Большая голубятня» в Чавушине, Каппадокия (965-969); в ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (80-90-е гг. XII в.); в сцене «Сошествие во ад» в ц. вмч. Георгия в Курбиново, Македония (1191); на миниатюре «Вознесение» в Евангелии кон. XI - нач. XII в. из Палатинской б-ки в Парме (Parma. Palat. 5. Fol. 90v); «Преображение» в Евангелии посл. трети XIII в. (Ath. Iver. Cod. 5. Fol. 269v) и т. д. Миндалевидная М.- на иконах «Вознесение» (IX-X вв., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) и «Преображение» (Лувр, ок. 1200), на мозаике «Преображение» в Палатинской капелле, Палермо (1143-1154). Параллельно с небесного цвета М. в этот период можно встретить М. красного цвета: иконы «Преображение» (ГЭ, 2-я пол. XII в.); «Сошествие во ад» (мон-рь вмц. Екатерины на Синае, 2-я пол. XIII в.). Ее появление в визант. искусстве связывают с западноевроп. влиянием. Довольно редко встречается М. золотого цвета; она может иметь форму определенную и жестко очерченную (Хлудовская псалтирь - ГИМ. Греч. 129-д. Л. 63, ок. 830) или условную, намеченную посредством художественного или технического приема (иконы «Страшный Суд», рубеж XI и XII вв.; «Богоматерь с Младенцем и избранными святыми», 1-я пол. XII в.; «Преображение» из тетраптиха с 12 праздниками, XII в.,- все из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). Иисус Христос Ветхий Деньми с символами евангелистов. Миниатюра из Евангелия с Апокалипсисом. 1297 г. (Cantabr. Lib. Ms Dd 9.69. Fol. 139r) Иисус Христос Ветхий Деньми с символами евангелистов. Миниатюра из Евангелия с Апокалипсисом. 1297 г. (Cantabr. Lib. Ms Dd 9.69.

http://pravenc.ru/text/2561826.html

Но прежде главного престола были уже освящены два придельные престола, по правую сторону во имя Знамения Пресвятой Богородицы, а по левую во имя св. вмц. Параскевы. Первый придел освящен 21 сентября 1657 г., по благословению того же Рязанского архиепископа Иллариона, а второй 26 октября 1655 г., по благословению Мисаила, архиепископа Рязанского и Муромского. Оба придельные престола отделяются ныне от главного вместо прежних стен изразчатыми печами, из коих одна в приделе вмц. Параскевы, а другая в трапезе. Иконостас в Преображенской церкви вновь украшен в 1777 г. позолоченною резьбою во вкусе возрождения и иконами тщанием и иждивением прихожан. А древний иконостас со святыми вратами, по местам обитый сребропозлащенным басменным окладом, тогда же перенесен в придел св. вмц. Параскевы и с небольшим поновлением поныне остается в целости. Иконостас в Знаменском приделе, кроме св. врат, вновь устроен иждивением купца Н. Акифьева в 1839 г. В этом же году и вся церковь, старинная архитектура коей началась изменяться еще с 1780 г., получила совершенно новый вид. Прежние узкие окна расширены; столбы, поддерживающие арки и отделявшие настоящую церковь от приделов, уничтожены, а самые арки распространены; вместо жертвенников, бывших, по старинному, в окнах, устроены новые о 4 столбцах; против иконостаса на западной стене настоящей церкви сделаны хоры, а под ними по левую сторону шкаф для хранения ризницы; западная стена, отделявшая трапезу от папертей, пробита, и вся церковь оштукатурена и расписана. Из св. икон по древности и украшению замечательны: - Храмовая икона Преображения Господня, современная построению церкви. На ней старая риза была в 7 фунт. 67 золотн., а в 1829 г. усердием купца Акифьева, с прибавлением 17 фунт. пробного серебра, переделана и местами позолочена. - Храмовая икона Знамения Пресвятой Богородицы. Риза на ней серебряная, а венцы позолоченные, весом в 17 фунт; убрус на лике Божией Матери низан крупным жемчугом и убран дорогими каменьями. - Икона Одигитрии Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=33246

вмч. Пантелеимона (из Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря) и св. вмц. Варвары (из Киева). Икона свт. Иоанна Тобольского с частицей его св. мощей, подаренная жителями г. Тобольска в марте 1954 г. в знак благодарности за материальную помощь, оказанную прихожанами Никольского собора на восстановление Тобольского храма. Икона свт. Николая Чудотворца с частицей св. мощей, подаренная в 1993 г. Высокопреосвященнейшим Алексием, архиепископом Алма-Атинским и Семипалатинским. В одной из древнейших икон храма — образе свт. Николая (1911 г.) находится специально сооруженный крест с частицей Камня Пещеры Рождества Христова в Вифлееме. Ковчежец с частицами мощей более чем 20 святых: свт. Григория, вмц. Марины, вмц. Параскевы, прпмч. Анастасия, прп. Онуфрия Великого, прп. Нила Столобенского, прп. Силуана, преподобных отцов Киево-Печерской Лавры, блгв. кн. Анны и др. Частица мощей свт. Николая, Архиепископа Мир Ликийских, подаренная в 2010 г. к престольному празднику Высокопреосвященнейшим Александром, Архиепископом (ныне Митрополит) Астанайским и Алматинским. Храм построен из Тянь-Шаньской ели с учетом сейсмической опасности зоны. Выдержал разрушительное 10-бальное землетрясение 1911 г. 14 октября 1904 года на заседании Верненской городской думы в присутствии 16 гласных и городского головы А.И. Путолова слушали доклад Верненской городской управы следующего содержания: «Строительное отделение Семиреченского областного правления уведомило Верненского городского голову, что Туркестанская духовная консистория 19 августа сего года за 4983 уведомила, что под постройку церкви на так называемой Зубовской площади потребно места два квартала. Об этом строительное отделение сообщает в дополнение к предложению военного губернатора области от 1 мая с.г. за 5817». Вслед от того же строительного отделения последовало уведомление от 6 сентября за 11323 следующего содержания: «В дополнение к вопросу о необходимости построения храма на Зубовской площади строительное отделение имеет честь сообщить, что как видно из прошения жителей юго-западной части города, поданного ими Его Преосвященству епископу Туркестанскому и Ташкентскому, мотивами к тому служат: отдаленность этой части города от других церквей; значительное число жителей этой части города, насчитывающей более 1000 человек прихожан; ближайшая приютская церковь очень мала и имеет свое социальное назначение; Троицкая церковь находится за две версты и посещать ее, особенно в ненастное время невозможно, особенно для детей и пожилых прихожан».

http://sobory.ru/article/?object=22045

Об этом м. Ев­праксия и говорила старцу при свидании. Ср. прим. к письму 1. 38 Монахиня Ксения одна из старших сестер, близкая к м. Евпраксии. Неоднократно упоминается в письмах старца. 39 Вмц. Анастасия Узорешительница (†22 декабря). При жизни была извест­на своей помощью узникам-христианам. Говоря о посещении вмц. Анастасией, о. Игнатий, по всей вероятности, имеет в виду какой-либо сон. 41 Мч. Хрисогон (†22 декабря), учитель вмц. Анастасии, долгое время содер­жался в тюрьме (“первая половина участи”), где его посещала св. Анастасия. “Вторая половина участи” — мученическая кончина св. Хрисогона. 44 То есть сам о. Игнатий. Ср.: “Нет нужды объяснять здесь вам, что духов­ный отец является точнее не отцом, а матерью”. Слово вл. Варфоломея в 4 ю годовщину схиигумена Германа (рукопись). Далее старец неод­нократно именует себя “мамой”, “мамашей” и т. п. своих чад. 45 “Блаженни алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся” (Мф 5:6). О. Игнатий указывает на голод, царящий вокруг. Курсив в примечаниях здесь и далее принадлежит публикатору. 48 Любимое выражение о. Игнатия. Представляет собой перефраз стихиры на “Хвалите” праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста: “Днесь происходит Крест Господень Сего целуим радостию и страхом ”. 49 Пожилой священник из белого клира храма преп. Сергия на Б. Дмитров­ке. Перешел с петровскими отцами в хр. Рождества Богородицы в Путинках. К нему на исповедь о. Игнатий направлял своих чад еще в 1934 г., когда был уда­лен на покой и принимать людей для исповеди ему было запрещено. 51 Ср.: “И где прочее иное обрящу заступление? камо прибегну? где же и спасуся? кую теплую возъимам Помощницу ” (Канон Пресвятей Бого­родице Феодора Дуки Ласкаря (см. Октоих), песнь 4); “К кому прибегну иному Чистая? где притеку прочее и спасуся? ” (Песнь 9). 54 Духовное чадо о. Игнатия, пожилой человек, происходивший из кос­тромских крестьян. Отличался необыкновенной искренностью веры и любовью к старцу. Часто оказывал ему и общине различные практические услуги, напри­мер, возил старца на извозчике.

http://pravmir.ru/pisma-iz-zaklyucheniya...

Екатерины на Синае; 2 фрагмента эпистилия темплона, Афон, Ватопед и мон-рь вмц. Екатерины на Синае, оба XII в.; икона-тетраптих «Двенадцать праздников», XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; 2 иконы с изображением арх. Гавриила и Богоматери, XII в., музей в Охриде). Во 2-й пол. XII в. в позднекомниновскую эпоху в композиции преобладают динамичные экспрессивные черты. Движение архангела становится стремительным, взгляд Богородицы, обращенный к нему, испытующим. Эмоциональная настроенность образов соответствует богослужебным текстам, в к-рых устами арх. Гавриила свидетельствуются царское достоинство Богородицы и трепет перед Ней небесных сил: «                    » (4-я песнь канона праздника Б.). Композиция дополняется символическими деталями. На иконе кон. XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае на первом плане изображена река с множеством птиц и рыб - символ рая. За троном Богоматери, на золотой кровле высокой палаты, где находится гнездо с птицами, изображен сад за оградой с деревьями, цветами и птицами - «Вертоград заключенный» - символический образ рая и Богородицы (Песн 4. 12). Золотой престол Богородицы, украшенный драгоценными камнями и жемчугом, и высящееся за ним здание с отдернутой завесой напоминают трон царя Соломона (3 Цар 10. 18) - также символ Богородицы. Основанная на евангельском тексте, композиция Б. отразила и влияние апокрифов, гл. обр. «Протоевангелия Иакова». На это указывают присутствующий в композиции Б. мотив рукоделия, Б. у источника (кладезя) и сцена испытания Богородицы водой обличения, к-рые восходят к апокрифическим рассказам и в дальнейшем широко использовались в гимнографии. Богородица, живущая после обручения в доме Иосифа в Назарете, в числе др. 8 чистых израильских дев была избрана для изготовления пряжи для новой завесы храма. По жребию Ей выпало прясть пурпур. За этой работой и застал Деву Марию арх. Гавриил, посланный принести благую весть о рождении Спасителя мира. Прежде чем предстать перед Богородицей в доме, архангел, будучи невидимым, обращается к Ней, когда Она отправилась за водой к источнику, поэтому Б.

http://pravenc.ru/text/149269.html

Существовала ещё кладбищенская церковь во имя св. вмц. Параскевы, нареченной Пятницы. Каменная, теплая, с колокольней в одной связи, отстоящая от приходской церкви в 1 версте. Эта церковь была построена усердием прихожан и освящена 5 июня 1846 г. В 1897 г. отремонтирована, алтарь перестроен и освящен 6 ноября 1898 г. Здесь хранилась чтимая икона вмц. Параскевы. Возможно, она была привезена новгородцами Муравьевыми, создателями ранее существовавших на этом месте храмов. Существовало также предание о том, что икона явилась на " дереве ель " одному крестьянину, на месте явления была построена часовня. Икона была написана в рост великомученицы, сверху, снизу и с боков помещены жития и страдания. Высота иконы составляла 6 четвертей и ширина - 5 четвертей. Риза на ней была серебряная, 84 пробы, весом 8 фунтов. Крестный ход совершался ежегодно с 29 июня по 10 июля вокруг всего селения с местными иконами. По обычаю, в приход для поклонения приносили икону свт. Стефана Пермского из Вотчинской Богородской церкви (В клировой ведомости за 1900 г. написано: " в нынешний 1900 год принесена не была по упорству причта дать ее сюда для молитвословий " ). Приписная церковь: во имя вмц. Параскевы Пятницы в Чулибе, построена в 1846 г.Молитвенные дома в деревнях: в Каргорте, сначала во имя Покрова Пресвятой Богородицы, затем во имя Крестителя Господня Иоанна Предтечи; в Жидаче, во имя Преображения Господня; в Вад-Керосе, во имя Воскресения Христова. Деревянные часовни: 1) в д. Березнике, во имя свт. Николая Чудотворца, построена на основании указа Велико-Устюжского духовного правления от 15 мая 1732 г. за 2) в д. Ем, во имя Александра Невского в память коронования Императора Александра 3-го и супруги Его Марии Феодоровны; 3) в д. Подгорье, во имя св. равноапостольной Марии Магдалины, в память восшествия на престол императора Александра 3-го и супруги его Марии Феодоровны, построена на основании указа Велико-Устюжского духовного правления от 12 июня 1889 года за 4) в Мыргаибе, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; 5) на горе Кубримыльк, построенная в память 500-летия со дня блаженной кончины свт. Стефана, просветителя зырян. По преданию, свт. Стефан Пермский с этой горы начал свою проповедь зырянам. Часовня строилась по указу Велико-Устюжского духовного правления от 4 апреля 1896 года за 15 сентября 1928 г. обновленческим архиепископом Усть-Сысольским и Усть-Вымским Александром был освящён деревянный храм в честь свт. Стефана Пермского, перестроенный из часовни.

http://sobory.ru/article/?object=10480

4. Вторник. Вмц. Варвары. Прп. Иоанна Дамаскина. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского. Служба вмц. Варвары и прп. Иоанна Дамаскина шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы вмц. Варвары (Б) . Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала). А. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: великомученицы, глас 2-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – великомученицы, глас 6-й: «Отечество, род, имение оставивши...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Никтоже притекаяй...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Никтоже притекаяй...». По Трисвятом – тропарь великомученицы, глас 8-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Недвижимое утверждение...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученицы, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Недвижимое утверждение...». Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), великомученицы (глас 2-й) на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного) . По 3-й песни – кондак и икос преподобного, глас 4-й; седален великомученицы, глас 3-й. «Слава» – седален преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос великомученицы, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха, светилен великомученицы. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

http://patriarchia.ru/bu/2024-12-17/

4. Суббота. Вмц. Варвары. Прп. Иоанна Дамаскина. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского. Служба вмц. Варвары и прп. Иоанна Дамаскина шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы вмц. Варвары (Б). Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала). А. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: великомученицы, глас 2-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – великомученицы, глас 6-й: «Отечество, род, имение оставивши…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Молитвами, Господи, всех святых…», 3-й: «Еже на судищи…», 4-й: «О, добрыя вашея купли…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Молитвами Рождшия Тя, Христе...». По Трисвятом – тропарь великомученицы, глас 8-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 1-й: «Гавриилу вещавшу...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученицы, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ради...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон великомученицы (глас 2-й) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобного на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции) .

http://patriarchia.ru/bu/2022-12-17/

При церкви действуют катехи­заторские курсы, книжная лавка, любительский хор и служба помощи больным детям при детской больнице. Сделаны первые шаги по восста­новлению храма. Первого декабря 2000 г., накануне храмового Праздника, произошло радостное и долгожданное событие — воздвижение позоло­ченного креста на колокольню. А 7 декабря 2004 г. впервые, за долгие десятилетия после закрытия храма был отслужен молебен святой велико­мученице Екатерине в освобо­жденной части церкви под куполом. Проведены подгото­вительные работы для полной реставрация скульптуры Ангела с крестом на куполе храма. http://www.saintkatherine.orthodoxy.ru Церковь св. вмц. Екатерины находится на Васильевском острове, по кадетской линии. На этом месте прежде была небольшая деревянная, во имя св. вмц. Екатерины церковь, которая, по преданию, первоначально была построена на Гаванском поле, а оттуда, по случаю перемещения кексгольмского полка, которому она принадлежала, перенесена была на это место. Прихода при ней не было. В 1809 г. она сгорела со всею ризницею и утварью: успели вынести только храмовый образ св. вмц. Екатерины, который находится в часовне при церкви. Настоящий храм, как видно из записи, хранящейся в церковном архиве, заложен 26 сентября 1811 г. по повелению императора Александра Павловича и благословению митрополита Амвросия, усердием коммерции советника Ивана Васильевича Кусова, с.-петерб. купцов Мартына и Александра Глуховых, Даниила Никифоровича Голубина, Сергея Ивановича Савельева, Петра Дмитриевича Новикова, вязниковского купца Ивана Васильевича Водовозова и прочих доброхотных дателей, по проекту архитектора академии художеств профессора Андрея Алексеевича Михайлова, под «личным смотрением его», и каменных дел мастера Николая Стефановича Комелевского. Постройка церкви продолжалась 12 лет; будучи доведена до купола, она, за недостатком средств, оставалась в таком виде более пяти лет. В 1819 г. было испрошено в духовно-учебном управлении при св. Синоде 50 000 руб. ассиг. заимообразно, на каковую сумму, «с присовокуплении к ней сборных денег», она окончательно была выстроена в 1823 г. и в том же году 23 ноября освящена преосвящ. Григорием, викарием с.-петербургским.

http://sobory.ru/article/?object=00739

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010