«Кто?» – переспрашивал папа. «Царевна!» – уверенно говорил мальчик. Мы выросли под этим кротким, чистым, милующим взглядом Царевны–Царицы. У нас в семье было три Златы: мама, дочка и внучка. В свой день рождения 1 мая 1993 г. сестра Злата и её дочь Злата заметили, что икона их – св. вмц. Златы – плачет. Слёзы на иконе стояли в глазах святой, и дальше шли вниз, капали на крест, на руки, и исчезали у края тонкой рамки. И вся икона, как росой, была покрыта мелкими каплями – миром. Отец Александр недалеко от них жил, в Чертаново, и сразу пришёл. Служил молебен, и во время молебна потекли масляные струи мира ещё и по иконе св. Иоанна Предтечи. А св. вмц. Злата после этого молебна ещё пуще заплакала. батюшка даже вату про­ложил внизу. Летом в Болгарию ездил священник из храма св. Иоанна Воина о. Арсений Тотев. В храме св. Софии он просил показать икону св. вмц. Златы, с которой был сделан наш список, но её уже не было: оказалось, что у Златы список начал плакать и мироточить, когда украли подлинник. И, как предположили священнослужители, скорее всего икону украли на поругание. Мама наша, тоже Злата переживала, что имени её святой нет в современных свят­цах. Каждый раз её останавливали: «Такой святой нет! Такого имени нет!» Младшую Злату молодой священник отказывался причастить из-за этого. Мама пока­зы­ва­ла батюшке свою метрику 1914 года, где чётко было записано, что названа она «В честь вмц. Златы, празднуемой церковью 18 октября. (ст. ст.) Таинство крещения совершил Церкви Штаба Владивостокской крепости священник Александр Крылов». Тогда же, после молебна в доме сестры, отец Александр благословил собрать все материалы, всё, что наша семья узнала за прошедшие годы о св. Злате, описать чудо миро­то­чения и слёз от иконы, и подать прошение в Издательский совет Патриархии об исправлении ошибок в церковном календаре. Сказал, что сам пойдёт с ними. Св. вмц. Злата болгарская пострадала от турок в 1795 г. и почти сразу была прос­лав­лена вместе с другими балканскими новомучениками.

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/09/...

[ 2023-01-29 17:47:53 ] Sergey85 : у Царицы Небесной Богородицы другое одеяние, нет мофория и звёзд, хотя некоторые искусствоведы настаивают. Была версия что это мученица Царица Александра. Про вмц. Екатерину. Очень похоже по одеянию, красный цвет одежду у великомучеников, одно смущает, что вмц. Екатерина изображается почти всегда с веточкой и колесом или частью колеса, здесь этого нет, но может быть колесо было ниже, на той части где отпилено. По смыслу образа, что за занавесой мученики сочетавшиеся со Христом и принявшие Венец мученичества и идущие с ним в Царствие Небесное полностью соглашусь. Много фактов в пользу того, что это св.вмц.Екатерина... [ 2023-01-29 18:01:53 ] Sergey85 : Ещё очень необычная форма креста, он существенно отличается от той,что изображается обычно на иконах святых. Посмотрел у интернете, похожий по форме называется " крест Боттони " .Сливающиеся воедино листья клевера, размещенные на концах Креста Боттони напоминают верующим о единстве Святой Троицы, а сам крест – о жертве и воскресении Христа. Отличительным свойством лепестков трилистника клевера является равенство форм и размеров его листьев (что мы видим на концах креста Боттонни), отсутствие резко выпирающих частей у какого-либо из его лепестков. Это символизировало гармонические отношения Трех Лиц Единого Бога – Святой Троицы, а также напоминало христианам о необходимости повседневного практического смирения. Округлые формы листьев клевера откровенно миролюбивы, а сами листья такого трилистника больше похожи на соединение на одном стебле трех сердец, обращенных друг к другу что, безусловно, напоминает нам слова: «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:16). В изобразительной религиозной символике клевер – символ простоты, жертвенности и духовной власти любящего Бога. [ 2023-01-29 20:11:42 ] marinakova : Сеогей, изображение Креста на данной иконе - это веяние времени, для высшего света изображали. Простому среднему классу не до этих объяснений было. Очень красивое объяснение того, кто разбирается в ставропигии. Про Богородицу Ту-Хара и Ахтырскую я также писала, но это не образ Богородицы при всех попытках это натянуть. Вмц Екатерина не всегда изображается с предметами мучения. И любой мученик не всегда изображается с предметами его пыток. Георгий Победоносец чаще на коне, в рост, но не с колесом, всё зависит от заказчика. Например мне очень не нравится икона вмц.Марины, на которой и бесёнок, которого она победила изображён. Ну ни хочу на него смотреть, а ведь это также необыкновенная история. Нет на Ваше й иконе колеса и не могло быть. Здесь другой смысл и другая история из её жизни.

http://pravicon.com/unknown-3183

М. построил новую прекрасную церковь во имя вмц. Анастасии Узорешительницы у Домниновых портиков. В 459 г. в день ее освящения патриарх Геннадий I со всем клиром и император с синклитом и народом совершали торжественное шествие, перенося мощи вмц. Анастасии из малой ветхой церкви в новую большую. Во время шествия к М. подошел убогий, прося милостыню. Не имея при себе ничего, М. незаметно отошел в укромное место, снял хитон и отдал его нищему, оставшись только в фелони. После освящения церкви и положения мощей вмц. Анастасии патриарх велел М. совершать вместе с ним Божественную литургию. М. всячески старался, чтобы присутствующие не заметили, что фелонь одета прямо на тело, но все чудесным образом увидели, что под фелонью у М. блестит имп. одеяние. Нек-рые из пресвитеров смутились и пожаловались на М. патриарху Геннадию. По окончании службы он призвал к себе М. и начал укорять его за то, что тот носит столь роскошные вещи. Но преподобный припал со смирением к ногам патриарха, уверяя, что никогда не носил императорских одежд. Патриарх открыл фелонь и увидел нагое тело. М. был вынужден рассказать о том, как отдал нищему ради Христа хитон. Все, кто слышали это и видели под фелонью М. имп. одежду, прославили Бога. Преподобный продолжал терпеть добровольную нищету. Однажды, промокнув под дождем, он начал сушить одежду дома над углями, не имея сменной, и запер за собой двери. В это время патриарху понадобилось позвать к себе эконома. Когда посланные пришли к М., тот не отпер им, но обещал вскоре прийти. Эконом задерживался, один слуга решил выяснить, что происходит, и, подсмотрев в щель, увидел сохнущую над углями одежду М. За подвижническую жизнь Бог даровал М. дар чудотворений - он мог изгонять бесов и исцелять больных. Однажды на праздник в ц. вмц. Анастасии собралось много народа, одна беременная женщина поднялась из-за тесноты в храме на хоры, но случайно упала оттуда и умерла. После усердной молитвы М. женщина ожила и оказалась здоровой и невредимой. В 471 г. в К-поле случился сильный пожар и, когда огонь уже окружил ц. вмц. Анастасии, М. поднялся на крышу храма и молился о его спасении. Чудесным образом огонь не повредил церковное здание ( Theod. Lect. Eccl. hist. I 23//PG. 86. Col. 177).

http://pravenc.ru/text/2562338.html

XIII в. ц. Богоматери в мон-ре в Студенице (1208-1209). В коллекции икон мон-рей вмц. Екатерины на Синае, Ватопеда на Афоне, а также в музейных собраниях имеется довольно большое количество икон, в основном XII в., представляющих собой ряд изображений, написанных на длинной доске, т. н. эпистилиев темплонов, к-рые устанавливались на архитраве алтарной преграды. Чаще всего на эпистилиях в соответствии с последовательностью евангельского повествования изображались 12 праздников (от Благовещения до Успения Богородицы) с Деисусом в среднике. Из сохранившихся икон таких большинство (неск. икон XII в. в мон-ре вмц. Екатерины на Синае). Если размеры храма позволяли, число праздников могло быть увеличено за счет сцен «Рождества» и «Введения Богородицы во храм» и более подробного изображения страстных сюжетов (напр., эпистилий из мон-ря Ватопед, XII в.). Известны эпистилии, состоящие только из образов избранных святых (фрагменты XII в., ГЭ). Вариантом визант. эпистилия могли являться иконы «Спас Эммануил с архангелами» (кон. XII в., ГТГ) и «Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча» (1-я треть XIII в., ГТГ), происхождение к-рых связывают с Владимиро-Суздальской Русью. Изображения помещаются под аркадой, выделенной на золотом фоне с помощью специальной шлифовки, графическим рисунком или рельефно. 12 праздников - одна из популярных тем в иконах комниновского времени. Тот же набор праздников помещался на складнях или на отдельных иконах («Тетраптих»; «Двенадцать апостолов, Деисус и двенадцать праздников» - обе XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Может быть воспроизведен полный евангельский цикл, как, напр., на иконе XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), где в верхнем регистре изображены 5 чтимых к-польских икон Богородицы, а в клеймах - иллюстрации евангельских чудес и событий. Иконография сцен, легкие фигуры персонажей, тонкое письмо плавями ликов, живописная моделировка одежд близки книжным миниатюрам кон. XI-XII в. Изображения на иконах иногда по размеру меньше, чем в миниатюрах рукописей, напр. на иконах-минеях из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. На досках сравнительно небольшого размера (55 ´ 45 см) в 9 рядов расположены клейма с изображениями святых и событий на каждый день месяца. Мастерство художников, сокративших композиции многофигурных сцен до неск. важнейших элементов и оставивших большое пространство фона, позволило создать удивительно гармоничное целое, сохранив самостоятельное значение каждого отдельного эпизода. В иконах, книжной миниатюре, прикладном искусстве можно отметить сближение композиционных и живописных приемов, единство иконографии и образного строя. В это время получили распространение мозаичные иконы, живописная поверхность к-рых подобна сиянию драгоценных камней.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Мон-рь вмц. Екатерины в г. Видное. Фотография. 2006 г. Мон-рь вмц. Екатерины в г. Видное. Фотография. 2006 г. (пустынь) (Подольской епархии Московской митрополии), в г. Видное Ленинского р-на Московской обл. Основан не ранее 80-х гг. XVII в. (до 1690) в дворцовой Екатерининской роще недалеко от Москвы. По преданию, Е. м. основан царем Алексеем Михайловичем . По одной из версий, ок. 26 нояб. 1658 г. царь, охотясь с приближенными в этих местах, остановился на ночлег. Во сне ему явилась вмц. Екатерина, возвестившая о рождении дочери. По воле царя на месте чудного видения был основан монастырь, а дочь названа в честь явившейся ему святой. Из текста, записанного на столбе Екатерининского храма под фреской с изображением царя Алексея Михайловича, следует, что при патриархе Московском Питириме в 1660 г. царь «повелел заложить деревянную на оном месте часовню, а потом и церковь каменную построить во имя святой великомученицы Екатерины и определил, что в оном месте была дворцовая его царского величества комнатная пустыня» (Моск. листок. 1894. 30 сент.). Однако сохранившиеся документы дворцового ведомства XVII в. подтверждают существование в 1-й пол. 60-х гг. лишь деревянного храма во имя вмц. Екатерины, а не монастыря. Монашеская жизнь при церкви началась, вероятно, не ранее кон. 80-х гг. XVII в. В документах 1690 и 1692 гг. впервые упоминается строитель иером. Варлаам ( Строев. Списки иерархов. С. 237). В 1764 г. общежительная пустынь была причислена к заштатным монастырям. До сер. 70-х гг. XVIII в. она располагалась в дворцовой Домодедовской вол. Московского у., по церковно-адм. делению - в Пехрянской десятине, впосл., до 1917 г.,- в Подольском у. Московской губ. А. В. Маштафаров Храм во имя вмц. Екатерины в описании дворцовой Домодедовской вол. 1676 г. назван деревянным (РИБ. Т. 21. Стб. 249). Вместо обветшавшего храма был построен и 11 окт.

http://pravenc.ru/text/189639.html

Август. 762 Минея четья за августе в Моск. Академии: (с нею совершенно сходна Троицкая минея 681, писанная в 1627 году). 1 день. Страсть святых Макковея Елеазара и Иермия и Соломонии и 7 сынов. Антиоху царю сыну Селевкиину, убившу Птоломея и приим Египет. В той же день слово I. Златоустого о Макковеих и о матери их: яко ясен и радостен град. В той же день празднуем Всемилостивому Христу и Пречистей его Матери: ведети есть о сем нам, возлюбленная братия, еже пантократный день милости Божией празднуем. 2 день. Перенесение мощей первомуч. Стефана от Иерусалима в Царьград: во царство великого Константина явишася мощи. Мучение св. Стефана, патриарха римского: во времена Валериана Галина зловерную, инии же себе реюще. Слово св. Лукиана на пренесение мощей архид. Стефана: Стефан же исполнь сый благодати и веры. Начало принесения мощей св. ап. Стефана: Позде же бывше прииде Иуалианея ко архиепископу Кирилу. Слово I. Златоустого на пренесение мощей архид. Стефана. чувьственное солнце на земли воссия аки деньница. Муч. св. славн. и всехвальн. первомуч. архидиакона Стефана: памяти добрая предлежащая возлюбленнии. Житие и слово похвально св. Христа ради юродивому Василию чудотворцу Московскому: благословен Бог Отец Господь Вседержитель. Повесть душеполезна и чудеса блажен. Василия: радуйся дом своих родителей оставил еси. Знамение ужасно и преславно и како спасен бысть град Москва от нашествия безбожных татар, иже к Богу молитвами ПречистыяБогородицы: древле убо многа и неисчетна чудеса сотворяхуся. О великом сугубом пожаре и о милостивом защищении: благочестивому и христолюбивому и человеколюбивому князю Василию Ивановичу. 3 день. Преложение честного и многочудесного тела преп. и Богоносного отца нашего Антония римлянина: по преставлении же преп. отца нашего Антония чудотворца летом минувшим 450 едино лето, преложено бысть преподобного тело в лето 7105 (1597 г.). 4 день. Страсть седми отрок, иже во Ефесе: когда воцарися Декий царь и прииде во Ефес от Карфагенского града. Мучение св. и блаженные мученицы Евдокеи: внегда ельлинским требам неправды законы держаша мнози.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

П., композиция «Рождество св. Иоанна Предтечи» сама редко становилась средником иконы, как, напр., иконы «Рождество св. Иоанна Предтечи, с житием» из Покровского собора на Рогожском кладбище в Москве (1-я треть XVI в.). На миниатюрах из т. н. Егоровского сборника помещено развернутое изображение «Рождества св. Иоанна Предтечи», представленное в виде композиции из нескольких сцен: «Омовение младенца Иоанна», «Пострижение волос младенца Иоанна» (очевидно, восходит к «Чинопоследованию восьмого дня» из Требника), «Наречение имени Иоанна Захарией», «Захария благословляет Бога» и «Захария пророчествует об Иоанне». Св. Иоанн Предтеча в пустыне, с 3 сценами жития. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Св. Иоанн Предтеча в пустыне, с 3 сценами жития. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Св. Иоанн Предтеча в пустыне. Икона. 1-я пол. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Св. Иоанн Предтеча в пустыне. Икона. 1-я пол. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Собор св. Иоанна Предтечи отмечается на 2-й день Богоявления как дань памяти святому, крестившему Спасителя. В отличие от др. праздников, посвященных И. П., иконография этого не имеет сюжета, восходящего к определенному эпизоду Жития. Поскольку синаксарь на этот день содержит тексты о деятельности И. П., о его проповеди и крещении народа, иконография праздника Собора св. Иоанна Предтечи не была устойчивой. В средневизант. период в Минологиях на день Собора св. Иоанна Предтечи могли помещаться сцены «Св. Иоанн Предтеча в пустыне» и «Крещение народа». Композиция «Св. Иоанн Предтеча в пустыне» существовала в визант. и древнерус. искусстве в качестве самостоятельного иконного образа и в составе житийного цикла святого, напр.: в клейме 4-частной иконы из ГТГ (кон. XIV - нач. XV в.); на таблетке из собора Св. Софии в Вел. Новгороде (кон. XV в.); в клейме шитой пелены (1499, СПГИАХМЗ); на вологодской иконе из Семигородной пуст. (2-я четв. XV в., ВГИАХМЗ) и на др. Иконографическая схема сцены «Крещение народа» восходит к изображению «Крещения Господня», впервые зафиксирована в миниатюрах Четвероевангелия (Paris.

http://pravenc.ru/text/471450.html

В 1991 г. по инициативе местного прихода часть Петропавловского храма Е. м. была передана РПЦ. 14 апр. 1992 г. указом митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) настоятелем возрождавшегося Е. м. был назначен иером. Тихон (Недосекин ; с 1999 епископ Видновский). 17 нояб. 1992 г. в мон-ре был совершен 1-й постриг, 14 нояб. 1996 г. отслужена 1-я литургия в надвратном храме свт. Димитрия Ростовского, 6 дек. 1996 г., в канун праздника вмц. Екатерины, всенощное бдение в Е. м. возглавил митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, 7 дек. 1996 г. Божественную литургию совершил еп. Можайский Григорий (Чирков) . Восстановлены Екатерининский собор, Петропавловский храм, колокольня с надвратной ц. свт. Димитрия Ростовского, настоятельские покои, архиерейский и келейные корпуса, ограда с башнями, построен трапезный храм во имя свт. Тихона, Патриарха Московского. Среди святынь Е. м.- чтимый список чудотворной иконы вмц. Екатерины в окладе, Ченстоховская икона Божией Матери, ковчег с частицами мощей ап. Андрея Первозванного, вмц. Екатерины, мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, священномучеников Владимира (Богоявленского), митр. Киевского, Константина (Голубева), святителей Афанасия К-польского, Игнатия (Брянчанинова), Тихона Московского, Мелетия Харьковского, преподобных Максима Грека, Ферапонта Можайского, Серафима Саровского, Германа (Гомзина) и др., ковчег с частицами мощей преподобных отцов Оптинских, а также иконы сщмч. Константина (Голубева), митр. Московского свт. Иннокентия (Вениаминова) с частицами мощей. На территории Е. м. погребен старец схииеродиак. Антоний (Семёнов; 1913-1994). В Е. м. совершаются ежедневные богослужения, по средам после литургии - молебен с акафистом перед Ченстоховской иконой Божией Матери, по четвергам - молебен с акафистом свт. Николаю Чудотворцу, по воскресеньям - молебен с акафистом вмц. Екатерине. С нач. 90-х гг. к Е. м. было приписано подворье в дер. Таболово (в черте г. Видное) при ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (1-я пол.

http://pravenc.ru/text/189639.html

Москва. Церковь Петра и Павла. Карта и ближайшие объекты Престолы храма: центральный - во имя св. апп. Петра и Павла; южный - в честь прп. Сергия Радонежского; северный - в честь святой вмц. Варвары. Приставной Престол – в честь иконы Божией Матери «Знамение». Первые исторические сведения и документы с описанием церкви датируются началом XVII в., когда Ясенево по-прежнему оставалось дворцовым селом. Ныне существующий храм был построен в стиле елизаветинского барокко и освящен во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в 1751-53 гг. В результате реконструкции 1860-х гг. храм Петра и Павла приобрёл облик, сохраняющийся до нашего времени. Архитектура храма была приведена к типу трёхчастной осевой симметричной композиции " храм-притвор-колокольня " , наиболее распространённому среди храмов, возводившихся в вотчинных владениях России эпохи классицизма. После смерти С.И. Гагарина имение перешло к его дочери М.С. Бутурлиной (троюродной сестре А.С. Пушкина). Сыновья, наследовавшие в 1902г., владели Ясеневым вплоть до революции 1917 г. В 1924 г. главный дом имения выгорел, от него сохранилась только лестница в стиле барокко. В 1930-е гг. закрыли и храм, который использовался под совхозный склад. Роспись храма, относящаяся к первой половине XIX в., не сохранилась. В 1973-1976 гг. церковь была внешне отреставрирована, воздвигнуты кресты на храме и колокольне. Была восстановлена водонапорная башня с флюгером, почти заново воссоздан усадебный дом. Вся территория храма, огороженная забором, принадлежала авторемонтной базе и ее складам. В 1989 г. храм свв. апп. Петра и Павла в Ясенево с домом причта возвращен Православной Церкви и передан приходу. Первым настоятелем храма был протоиерей Александр Торопов. С февраля 1997 г. храм стал Московским подворьем Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни.  В храме находятся частицы мощей св. ап. Андрея Первозванного, свт. Николая Чудотворца, св. вмц. Варвары, св. вмц. Татианы, св. вмц. Екатерины, св. прав. Лазаря Четверодневного, прп. Евфимия Великого, свт. Григория Богослова, бессер. Косьмы и Дамиана, первомуч. Стефана, ап. Луки, св. вмч. и целителя Пантелеимона, свт. Иоасафа Белгородского, мч. Трифона, прмц. вел. кн. Елисаветы и ин. Варвары, св. равноап. Марии Магдалины, прп. Александра Свирского, свт. Филарета Московского, свт. Иллариона (Троицкого), прп. Амвросия Оптинского, прп. Оптинских Старцев: Льва, Макария, Моисея, Антония, Илариона, Анатолия " Старшего " , Исаакия I, Иосифа, Варсонофия, Анатолия " Младшего " , Нектария.

http://sobory.ru/article/?object=02931

Ф. Казаковым. М. Ф. Казаков также исполнял заказы Барышникова, ктитора ц. вмц. Варвары. Т. о., можно предположить, что и этот храм проектировал не К., а М. Ф. Казаков (что, однако, остается гипотезой). Церковь вмц. Варвары благодаря своей известности сразу же стала объектом для многочисленных подражаний. Храмы Рождества Христова в с. Михалёве (Воскресенского р-на Московской обл.; 1818-1821), Знамения в Волове (Тульской обл.; 1822), Успения в Великополье (Смоленской обл.; 20-е гг. XIX в.) являются довольно точными копиями церкви на Варварке. Церковь вмц. Варвары на Варварке в Москве. 1796–1804 гг. Архит. Р. Р. Казаков. Фотография. 2011 г. Церковь вмц. Варвары на Варварке в Москве. 1796–1804 гг. Архит. Р. Р. Казаков. Фотография. 2011 г. Еще одна храмовая постройка, часто приписываемая К.,- ц. Сошествия Св. Духа в с. Шкинь под Коломной (1794-1798). Крупное монументальное сооружение с базиликальным планом, увенчанное мощным куполом на высоком световом барабане и имеющее 2-башенный зап. фасад, стилистически очень сходно с ц. св. Мартина Исповедника. В декоре фасадов ярко выражен римско-дорический ордер. С севера и юга здание украшают 4-колонные портики, с запада устроена глубокая 4-колонная лоджия. Апсиду огибает колоннада из сдвоенных колонн. Сдвоенные малые коринфские полуколонны применены на цилиндрических колокольнях. Такие же одинарные полуколонны украшают световой барабан. Помимо обилия ордерных мотивов храм в с. Шкинь роднят с творчеством К. также круглые и полуциркульные окна верхнего света и общая напряженно-драматическая образность сооружения. При этом план храма был в точности скопирован с плана московской ц. Успения на Могильцах Н. Леграна (1799-1806). К. приписывают ряд светских зданий. Одно из них - городская усадьба купца и городского головы П. Хрящева, возведенная во 2-й пол. 90-х гг. XVIII в. неподалеку от Андроникова мон-ря (дом запечатлен в альбомах М. Ф. Казакова, сохр. в сильно перестроенном виде). В 1799 г. была окончена реконструкция дома дворцового типа А.

http://pravenc.ru/text/1319794.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010