Но могла ли возбуждать зависть блестящая карьера Симеона в строгом иноке и аскете, преданном науке, каким был Евфимий? Придворная жизнь Симеона, исполненная интриг, пресмыкательства и угодничества пред высшими мира сего, не должна ли была казаться Евфимию суетной и блеск этого ловкого карьериста – мишурным? Евфимий, действительно, не любил Симеона и даже, быть может, питал к нему естественное отвращение; но эта антипатия вытекала вовсе не из зависти, как поучает нас г. Татарский. Евфимий питал к Симеону ту естественную антипатию, которую бескорыстный труженик имеет к человеку, трудящемуся из-за карьеры, ради удовлетворения тщеславия, честолюбия и своекорыстия; он не мог терпеть его, потому что Симеон славу человеческую возлюбил больше славы Божией; он ненавидел его не за то, что Симеон знал латинский язык, а греческого не знал, а за то, что он был окатоличен, что латинские книги научили его не православным мнениям. В самом деле, мог ли истинно православный, каков был Евфимий, смотреть равнодушно, как Симеон относится с пренебрежением к Библии славянской и приводит цитаты в своих сочинениях, и даже в церковных проповедях из Библии латинской и даже польской? Не Полоцкий относился к Евфимию с полным пренебрежением и высокомерным презрением, как думает г. Татарский (стр. 303–304), – для этого в характере Полоцкого не доставало ни истинной гордости, ни сознания своего достоинства, ни нрав­ственной высоты и строгости 4 , – скорее Евфимий презирал его. Мог ли человек независимый, не искательный, строгой жизни, бескорыстный деятель, не презирать лицемера, льстеца, пролазу, лизоблюда, пресмыкателя, честолюбивого карьериста, который до такой степени был лишен сознания человеческого досто­инства и до того унижался, что чуть не за каждое стихотворение выпрашивал от царя милостей, хотя и без того был осыпан ими? Имея, – и справедливо, – низкое мнение о нравственном характере Симеона, а главное, считая его не православным богословом, Евфимий мог даже поставлять себе долгом и обязанностью раскрыть личину Симеона, и ограничить его влияние и деятельность, потому что он не мог не признавать этой деятельности вредной для церкви и общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

В 1352 г. начат был монастырь постройкой в нем каменной церкви во имя Преображения Господня, при закладке коей, препод. Евфимий, говорится в рукописном житии, «взем благословение от епископа (св. Иоанна) и прием оскорд, отеса три камени 85 , и у северных врат близ св. жертвенника заложи себе гроб». В 1357 г. храм был окончен и освящен; в этом же году, препод. Евфимий произведен в архимандрита, св. епископом Иоанном. Преп. Евфимий настоятельствовал в новоустроенной обители 52 года; собрал множество братии 86 , для коей был примером самой строгой иноческой жизни, постоянио пребывая в молитвенных подвигах, изнуряя плоть свою ношением железных вериг 87 и отказывал себе даже в самом необходимом. Например, «Ризную худость толико любляше», – говорится в прологе 88 , – «яко един от убогих сый, едину одежду носяше на себе от овчих жестоких кож: в зиму-студень, в лете же от тягости зной терпя, всячески скорбным и узким путем шествуя». В το время, как преп. Евфимий был уже довольно известен в Суздале и окрест своим подвижничеством, прославился повсюду своей пустыннической жизнью и необыкновенно глубоким самоотвержением другой св. муж – пр. Сергий Радонежский. Евфимий неоднократно хаживал к нему для благочестивых собеседований. «Был с ним спостник и собеседник о Христе» 89 . В 1404 r. апреля, 1 дня, преп. Евфимий скончался на 88 году от рождения и погребен на том месте, где как выше было сказано, сам заложил себе гроб. По истечении 105 лет со дня кончины преп. Евфимия, мощи его обретены нетленными, по следующему обстоятельству: в 1501 г. при настоятеле архимандрите Константине сгорел весь монастырь; но вскоре старанием сего же архимандрита был несколько возобновлен. Преемник его, архимандрит Кирилл, продолжая возобновление монастыря, усмотрел, что и церковь , построенная Князем Борисом Константиновичем, повредилась от пожара и требовала поправки. При разобрании северной стены, более других повредившейся от огня, «обретены были мощи преп. Евфимия, на том месте, где он был погребен по его завещанию, и в том каменном гробе, какой он сам для себя сделал. Это случилось июля 4 дня 1509 года, и с этого времени монастырь стал именоваться Спасо-Евфимиевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Мф.26:26 .Ядущим же им... «После ядения пасхи законной, возлегши, они вечеряли. Потом Иисус, восстав, умыл ноги ученикам, как говорит Иоанн, и снова возлегши, ели. В это время, как они ели, преподал Господь Таинственную Вечерю ученикам» 61 . Достойно примечания и то, как Евфимий объясняет упоминаемые у евангелиста Луки две чаши. «Евангелист говорит, что Христос прием первую чашу и благодарив, рече: приимите сие и разделите себе. Потом взял хлеб, благодарил и разделил. Также и чашу (χα τ ποτpιον). Может показаться, что евангелист говорит о двух чашах. Нет! Это не так. Но Господь сначала взял чашу, совершил благодарение и сказал: приимите сию и разделите себе. Потом присовокупил: не имам пити от плода лознаго, дóндеже царствие Божие приидет(ст. 18). Слова сии смутили учеников страхом Его смерти, и, как вероятно, произошел между ними спор и смятение. Господь отложил чашу. Через несколько времени совершилось все последующее преподание хлеба и чаши». Доказательство такого толкования Евфимий думает видеть в следующем: «Евангелист, сказав о хлебе: хвалу воздав, преломи и даде им (ст. 19), потом прибавляет: такожде и чашу (χα τ ποτpιον), и этим показывает, что говорит о чаше, которую прежде взял. Не сказал: σατως χα ποτpιον, но χα τ ποτpιον. Прибавление члена указывает на прежде помянутую чашу» 62 . Допуская совершение Пасхи Спасителем прежде других, Евфимий должен был встретить вопрос, что же значит сказанное у евангелиста Иоанна, когда Господь, омочив кусок, подал его Иуде и сказал еже твориши, сотвори скоро, тогда некоторые из учеников подумали, яко глаголет ему Иисус: купи, еже требуем на праздник. «Слова сии: еже требуем на праздник, – замечает Евфимий, – причиняли затруднение многим толкователям. Праздник Пасхи Господь и ученики уже праздновали». Разрешая это затруднение, Евфимий говорит: «Ясно, что некоторые из учеников знали цель Учителя, по которой предварил Он празднование Пасхи, а другие, не зная, подумали, Он еще будет праздновать и в пятницу. Или, – прибавляет Евфимий, – слова Спасителя надлежит относить к празднику опресноков» 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Старец папа-Евфимий с Капсалы Старец папа-Евфимий с Капсалы Последние два года на Афоне можно наблюдать необычное явление. С утра из Кареи по дороге к Ивирону спускаются целые группы паломников. За раз можно увидеть по 50 и более человек идущих в сторону скита Капсала. Если вы заинтересуетесь этим и последуете за ними, то вскоре окажетесь  возле кельи стареца Евфимия, которая находится прямо у моста на повороте к Пантократору. Возле кельи вы найдете уже не 50 а все 150 человек, ожидающих приема старца. Так что последнее время пришлось даже ввести запись в очередь. Слишком много желающих исповедаться и еще больше тех, кому нужно поговорить срочно. Вспоминаются старые добрые времена, когда такие же толпы народа устремлялись к келье прп. Паисия Святогорца «Панагуде». Впрочем, сейчас времена далеко не те. Люди сильно изменились. Если раньше большинство паломников пытались устроить свою семейную жизнь, или переживали за Родину, то теперь посетители такими проблемами не увлечены. Большинство паломников семьи вообще не имеют и не хоятят иметь, или живут в блуде, не считая это грехом, а к Родине одно желание - или разбогатеть, или улизнуть... Посетителей больше заботит бедность, уныние, мысли о самоубийстве.  Врачем для этой публики и оказался иером. Евфимий.   Некоторое время назад о. Евфимий, издал книгу о старце Паисии Святогорце.  В этой книге автор неосторожно упомянул, что являлся учеником преподобного. А мечты потерявшихся людей дополнили это, сделав автора преемником прп. Паисия. И вот, карейская дорога превратилась в оживленный путь к Утешению, а келья стала психиатрической лечебницей Афона .   Чем можно помочь человеку, потерявшему ориентиры? - Только пожалеть. Больная душа не воспринимает подлинных лекарств, которые для нее очень горьки. Вот если пирожное дать, это ей подходит. Как раз этим и занимается о. Евфимий. Больные желают, чтобы их пожалели, и увидеть что-то интересное. Действительно, здесь они находят то, что ищут. А сам старец уже пытается сократить время бесед, может быть, даже совсем прекратить прием. Возможно, это ему удастся.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=45&iid=2...

«Здесь лежит любезная дщерь Григория и Нонны, таинница пренебесной жизни Горгония» 475 В пример художественно-поэтического изложения эпитафии может идти любое из целого ряда дивных стихотворений, посвященных памяти прекрасного юноши, Евфимия. В высокой степени отличенный всеми дарами природы, Евфимий был скошен смертью во цвете лет, едва достигнувши двадцатилетнего возраста и только что обручившись с прекрасной девицей, Евопией. Вместо надгробных гирлянд Григорий Назианзин почтил память юного друга нежно-задушевными, грациозными стихотворениями. «Оратор между ораторами, певец между певцами, гордость отечества своего, слава своих родителей, едва достигший юношеских лет и недавно в чертог свой призывавший любовь, умер Евфимий. Какая жалость! Вместо девы нашел он себе гроб, и за днями предбрачных веселий наступил день плача» 476 . «Двадцатилетний Евфимий столько знаком был с эллинской и авзонской музою, сколько другой не ознакомился бы и с одною из них. Он сиял и красотою, и благонравием. Но увы! сиял непродолжительно; блеснул, что молния, и – оставил после себя слезы» 477 . «Плачьте, источники, реки, рощи, сладкопевные птицы, с вершины дерев прекрасно услаждающие слух. Зефиры, своим шелестом навевающие тонкий сон, и цветники собравшихся вместе Харит! А тебя, прелестный сад Евфимиев, сколько славным соделал умерший Евфимий, потому что носишь его имя! Если бывал кто прекраснее всех юношей, так это Евфимий. Если есть какое поле, прекраснее всех полей, так это его Элизий. Потому и собрались вместе все Хариты. Хотя покинул жизнь Евфимий, однако же оставил свое имя этому восхитительному месту» 478 . Без преувеличения можно сказать, что под этим истинно антологическим стихотворением не отказался бы подписаться ни один из классических поэтов древности. Некоторые эпитафии изложены в форме обращения святого Григория к умершим героям надписей. Таковы, например, многие из эпиграмматических стихотворений его своей матери и другу своему, Василию Великому . Другие, наоборот, излагаются от имени

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Govoro...

Евтропия, муч. Александрийская ок. 250 года. 30 окт. Евфимия всехвальная, великомученица Халкидонская, ок. 304 года. 16 сент. (Воспоминание чудес ее во время Халкидонского собора 451 года. 11 июля). Евфимия, мученица Амисская при Максимиане, с Александрой и др. 20 марта. Евфрасий, муч. Керкирский, с ап. Иасоном. 28 апр. Евфрасия дева, муч. Никомидийская 303 года. 19 янв. Евфрасия, из 7 дев мучениц Анкирских ок. 304, с Феодотом. 18 мая. Евфрасия, муч. Амисская, с Александрой и др. при Максимиане. 20 марта. Евфросиния девица, мученица Коринфская, с Текусой и др. 6 ноября. Евфросиния, преподобная Александрийская 5 в., подвизавшаяся под именем Смарагда. 25 сент. Евфросиния преподобная, княжна Полоцкая, ум. 1173. 23 мая. Евфросиния, преподобная Суздальская 13 в. 25 сент. Евфросиния преп., в мире Евдокия, вел. княгиня Московская, ум. 1407. 7 июля. Евфросин преп., виденный в раю еще при жизни. 11 сент. Евфросин преп., Псковский чудотворец, ум. 1481. 15 мая. Евфалия дева, муч. Сицилийская. 2 марта. Евфимий, муч. Никомидийский ок. 302 г., с двумя тмами мучч. 28 дек. Евфимий Великий, преп. Палестинский, ум. 473. 20 янв. Евфимий, еписк. Сардийский, исповедник, ум. ок. 840. 26 дек. Евфимий новый, преп. 15 окт. Евфимий преп., архимандрит Суздальский, ум. 1404. 1 апр. (Обретение мощей его в 1507 году. 4 июля). Евфимий, архиеп. Новгородский, ум. 1458. 11 марта. Едесий муч., постр. в Александрии от Иерокла в 306 г., с братом Амфианом. 2 апр. Езекия, царь Израильский. В нед. праотец. Екатерина, великомуч. Александрийская при Максамине. 24 ноября. Екдит из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Ексакустодиан, он же Константин, из 7 Ефесских отроков. 4 авг. и 22 окт. Елеазар, сын Аарона, второй первосвященник Израильский. В нед. праотец. Езеазар священник и семь братий Маккавей, ветхозаветные мучч. при Антиохе Епифане. 1 авг. Елевсипп, муч. 2 в., с Спесиппом и др. 16 янв. Елевферий диакон, муч. в 96 г., с Дионисием Ареопагитом. 3 окт. Елевферий, еписк. Иллирийский, Анфия и Корив, мучч. Римские при Адриане. 15 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Настоящие богословские споры разгорелись через несколько лет, когда православная партия получила основательную поддержку от «мудрейших самобратий», греков Иоанникия и Софрония Лихудов. Они прибыли в Москву в 1685 г. с рекомендацией от Константинопольского патриарха, чтобы преподавать в ожидавшей своего открытия академии . Сильвестр Медведев с самого начала отнесся к обоим братьям враждебно, ибо их приезд перечеркивал его планы. Дело в том, что Полоцкий или Сильвестр составили устав академии, который преподнесен был царю. Но устав не был утвержден, и Сильвестру было лишь позволено по-прежнему руководить училищем в Заиконоспасском монастыре; для училища построено было только два специальных здания, произошло это, по-видимому, не без вмешательства Иоакима , и в этом Сильвестр увидел для себя оскорбление. Устав академии тем временем был переработан (возможно, в пересмотре его участвовал и монах Евфимий), в результате решено было вместо латинского языка преподавать греческий. Академия должна была стать хранительницей чистоты греческой веры и оплотом в борьбе против ересей . Было также запрещено приглашать для преподавания выходцев из литовских и южнорусских земель, «того ради, что прежде таковии являются любы совершенно благочестивыя, а потом по малу развратная словеса вере всевати и оныя непорочности целость терзати починают» . Личные взаимоотношения между Медведевым и Лихудами тоже были далеко не благожелательными. Для братьев-греков, которые своими притязаниями несколько напоминали Симеона Полоцкого, после некоторых хлопот с их стороны, построили особый каменный дом в Заиконоспасском монастыре, где настоятелем служил Сильвестр Медведев. Так получилось, что в одном монастыре жили и писали свои полемические сочинения те, кто вскоре оказался противниками в разгоревшемся споре. Впрочем, между Лихудами и Евфимием установились тесные взаимоотношения, ибо Евфимий мог приобрести от них богословские познания и использовать их неприязнь к Медведеву. Однако вначале Евфимий, который, вероятно, очень скоро познакомился с сочинением Медведева «Хлеб Животный», сам нападает на Медведева и пишет ответ на «Хлеб», под названием «От святых отец на защищение Восточной Церкви» . Опровергая утверждения Медведева, Евфимий опирается на выдержки из отцов Церкви и на свои беседы с Епифанием Славинецким, он считает, что учение о преложении Святых Даров, как его изложил Медведев, заимствовано из «Православного исповедания» Петра Могилы 1645 г., которое, по убеждению Евфимия, было «латинским». Трудно сказать, насколько Евфимий был самостоятелен в своих рассуждениях . Но абзац, в котором Евфимий превозносит «здравое умствование» греческого богословия, возможно, говорит о помощи, которую он получил от ученых братьев Лихудов.

http://sedmitza.ru/lib/text/436630/

В девятидесятый год жизни Великого Евфимия, преподобный Феоктист заболел тяжкою болезнью. Преподобный Евфимий пришел посетить болящего Феоктиста и дать ему последнее целование и пробыл в монастыре том несколько дней, ожидая кончины друга и спостника своего, чтобы предать тело его погребению; в той болезни блаженный Феоктист скончался 3 сентября 817 . Патриарх Анастасий, узнав о кончине Феоктиста и о том, что Святой Евфимий находится там, поспешно пошел с клиром своим, под тем предлогом, что хочет предать погребению блаженного Феоктиста, но более ради того, чтобы видеть и целовать святого Евфимия. Увидав его, патриарх взял его за руки и облобызал, говоря: – Давно я хотел облобызать сии святые руки, и вот ныне сподобил меня Бог. И теперь прошу тебя, честный отче, помолись о мне Господу, чтобы исполнившееся на мне твое пророчество сохранилось до конца; ты же часто пиши мне, наставляя меня управлять Христовой Церковью, ибо я вижу в тебе действие даров Божьих, и на себе испытал их силу. Святой же со смирением сказал: – Прости меня, Святой владыка, прошу твое блаженство воспоминать обо мне в молитвах твоих к Богу. Предав вместе погребению честное тело преподобного Феоктиста и насладившись беседой друг с другом, они разошлись. Игуменом Феоктистовой киновии был поставлен Марин, дядя Теревонов, муж богоугодный; но, спустя два года, он скончался, и преподобный Евфимий, пришедши, похоронил его близ преподобного Феоктиста; на место же Марина поставил игуменом Лонгина, мужа добродетельного. С этим Лонгином однажды, в январе месяце, пришел в лавру к преподобному Евфимию блаженный Савва, чтобы проводить его, уходившего в великую пустыню. Видя готовность Саввы, Евфимий взял его с собою на подвиги пустыннические. Когда они ходили в Руве по местам безводным, Савва сильно возжаждал от труда и не мог идти далее, потому что изнемог от жажды. Тогда преподобный Евфимий, сжалившись над ним, молитвою извел воду из сухой земли, как о том написано в житии преподобного Саввы. После многих и бесчисленных своих трудов, преподобный Евфимий приблизился к блаженной кончине своей, которую провидел по Божественному откровению. В один год, когда наступило время его обычного удаления в пустыню, в восьмой день праздника Богоявления Господня, т. е. января 14-го, братия, собравшись, пришли к преподобному, одни – желая проводить его, другие – ожидая идти с ним; среди них были Мартирий и Кия, пришедшие из Нитрии. Видя, что преподобный не приготовляется в путь и не делает никаких распоряжений относительно того, кто из братии пойдет с ним и кто останется в лавре, они спросили его:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В 406 году святой Евфимий тайно оставил Мелитину и отправился в Иерусалим. Поклонившись святым местам и посетив многих пустынников, живших около Иерусалима, он поселился в отшельнической келье близ Фаранской Лавры (около 10 километров к востоку от Иерусалима, по пути в Иерихон). Чтобы обеспечить себе средства к пропитанию, святой Евфимий научился плести корзины и этим трудом не только кормил себя, но и помогал нуждавшимся. Недалеко от преподобного Евфимия жил преподобный Феоктист (†467, память 3 сентября). Оба подвижника ежегодно после Богоявления уходили в Кутиллийскую пустыню (к северо-востоку от Иерусалима) и пребывали там в молитвенном общении с Богом до праздника Ваий. В то время преподобный Евфимий освободил себя от всякого земного попечения и достиг полного бесстрастия. Через 5 лет он вместе с преподобным Феоктистом поселился в Кутиллийской пустыне в труднодоступной пещере на обрыве утеса. Питались святые только травами. Однажды пастухи из селения Лазария привели стада к потоку, находившемуся недалеко от пещеры. На краю утеса они увидели святых мужей, и таким образом место подвигов святых отшельников стало известно. К ним начали приходить за наставлениями жители Лазарии и иноки Фаранской Лавры. За короткое время слава о святых распространилась в окрестностях и привлекла в пустыню стремившихся подражать их подвигам. Первыми здесь поселились Марин и Лука, впоследствии известные подвижники и наставники преподобного Феодосия Великого (†529, память 11 января). Так возникла киновия (общежительный монастырь), где преподобный Евфимий был духовником братии, а преподобный Феоктист – игуменом. Наставляя иноков, преподобный Евфимий учил их прежде всего отрекаться от своей воли и воспитывать в себе смиренномудрие и послушание. Он призывал их бодрствовать, всегда помнить о смертном часе и при внутреннем Богомыслии трудиться телесно, чтобы трудом поработить свою плоть духу. Святой Евфимий строго запретил разговаривать во время Богослужения и трапезы, но наставлял внимать себе и блюсти сердце от страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Апреля 1 ч. Преставление преп. суздальского Блаженный Евфимий родился и был воспитан в Нижнем Новгороде. 734 Здесь учился он грамоте и учился прилежно, – не любил заниматься детскими шалостями, был кроток и послушлив родителям. – Когда пришел он в юношеский возраст: ходил в храм Божий, где становился в углу, чтобы не развлекаться во время молитвы движениями людей. – Вблизи Нижнего, на берегу Волги, в пещере подвизался тогда с учениками своими блаженный Дионисий, в последствии архиепископ суздальский. – Подвиги молитвенников Божьих возбуждали в Евфимие ревность к жизни подвижнической. В храме слышал он слова Спасителя: «что пользы, если приобретет человек и целый мир, а погубит душу свою?». Одушевленный тем и другим, блаженный пришел в пещеру к Дионисию и в слезах пал к ногам его, прося принять его в число учеников своих. Авва, преподав ему наставление, облек его в иноческие одежды. Евфимий стал жить иночески: днем трудился по обители, но с псалмом на устах, ночью уходил в пещерное уединение и здесь проводил время покоя в молитве; пищи употреблял мало, а жажду утолял водой и то с мерой. Он просил у преп. Дионисия дозволения вкушать пишу чрез два и три дня: но рассудительный авва запретил ему такой подвиг, как несоразмерный с духовным его возрастом, и велел вкушать пищу вместе с братиями, только не до сытости. По воле аввы, Евфимий носил воду и рубил дрова в пекарне; взор на огонь пробуждал в нем слезы сокрушения о грехах, для которых готов огонь вечный. Церковная песнь поет преподобному о его подвигах: «росою воздержания ты погашал юношеский пламень страстей, огнем страданий опалял прелести мира, постясь, явил ты душу светлее лучей солнечных». 735 Так подвигами поста и сокрушения сердечного зрел и мужал в духовном совершенстве преп. Евфимий. Благочестивый кн. Борис Константинович Городецкий пожелал построить в Суздале обитель молитвы и просил Дионисия назначить из учеников его настоятеля новой обители. Дионисий назначил в Суздаль Евфимия. «Не удаляй меня, отче, от пребывания с тобою; тяжело мне жить с чужими», со слезали говорил Евфимий. «Господня – земля; а непослушания бойся», отвечал Дионисий. Блаж. авва согласно с мыслями благочестивого князя назначил тогда и других учеников своих для основания обителей молитвы в разных местах. 736 Евфимий, будучи 36 лет, отправился выполнять волю наставника. – На дороге в Суздаль, не доходя 5 верст до Гороховца, увидал он красивое место на озере, в дремучем лесу и согласно с волей наставника своего основал здесь общежительную пустынь в честь св. Василия вел. Эта пустынь и в последствии оставалась под его надзором, почему и по кончине постоянно была приписной к Евфимиеву монастырю. В храме бывшей обители, ныне приходском, поныне хранится посох блаженного путника. 737

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010