После кончины архиепископа Евфимия Брадатого († 1 ноября 1428) новгородцы единогласно избрали на вече своим архиепископом игумена Лисицкого монастыря святого Евфимия. В течение нескольких лет (1429–1434) священноинок Евфимий оставался нареченным епископом, так как его посвящение затруднялось различными внешними обстоятельствами. В это время святой Евфимий укрепил крепостные сооружения Новгорода и Порхова и, обеспечив безопасность Новгородской земли от нападений литовцев, немцев и шведов, приступил к благоустроению своей епархии. В 1433 году он построил сохранившуюся поныне Владычную палату (ее обычно называют Грановитой палатой). В следующем году святой Евфимий получил посвящение в сан архиепископа в Смоленске, от митрополита Киевского и всея Руси Герасима († 1435). Первым делом после посвящения святитель Евфимий урегулировал и упрочил дружественные отношения Новгорода с Псковом (с этой целью он посетил в 1435 году Псков), что имело большое значение для отражения возможной агрессии с северо-запада. В 1448 году совместные новгородско-псковские силы нанесли поражение немцам и шведам и отстояли северозападные границы Руси. В то же время, верный долгу миротворчества, святитель Евфимий стремился уладить конфликты с великим князем Московским Василием II мирным путем. Так, в 1456 году в местечке Яжелбицах в результате переговоров святителя Евфимия с Василием II был заключен мирный договор, ставший поворотным моментом в истории московско-новгородских отношений. Несмотря на то, что в Новгороде были сторонники активных военных действий против Василия II, политика умиротворения, которую проводил святитель Евфимий, одержала верх. Благодаря миру и общественному спокойствию в Новгородской земле, святитель Евфимий предпринял и успешно завершил целый ряд строительных и реставрационных начинаний. Каждый год его продолжительного святительства был ознаменован сооружением или реставрацией храмов и других строений; среди них Софийский собор и Часозвоня, церкви Бориса и Глеба, Жен-мироносиц, Ивана на Опоках, Ильи пророка на Славне, 12-ти Апостолов, Иоанна Златоуста и многие другие в Новгороде, Спасо-Преображенский собор в г. Старой Руссе, Никольский храм в Вяжищском монастыре, храм во имя Трех Святителей в Отенской пустыни, храм во имя святого Григория Великого , просветителя Армении, в Хутынском монастыре, Изборская и Староладожская крепости.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Евфимий направился вместе с ним в пустыню Рув; проходя по южной пустыне около Мертвого моря, он пришел на высокую гору – Марда или, по Мосху, Марес. 133 На горе этой жили и раньше отшельники; Евфимий нашел здесь остатки их жилищ и колодезь, выстроил церковь и, поставив в ней алтарь, положил основание обширному монастырю, который здесь впоследствии устроился. 134 Оставив Марду, Св. Евфимий направился в пустыню Зиф, желая видеть пещеры, в которые бежал Давид от Саула, и поселился между селением Аристовулиадой (теперь Истабуль) и Капарварихой (бени-На’ым к Вост. от Хеврона). 135 Множество подземных пещер делало эту местность пригодной для уединенных подвигов, 136 но Евфимий недолго оставался здесь в неизвестности. Чудесное исцеление бесноватого сына старейшины селения Аристовулиады побудило благодарного отца и жителей окрестных селений устроить здесь монастырь; явились и благоговейная братия, желавшая поселиться в новом монастыре, и образовалась новая монашеская община под руководством Св. Евфимия. Новый монастырь, находясь между селениями, еще менее соответствовал стремлению Св. Евфимия к безмолвию, чем прежние два; потому, пригласив с собой Дометиана, Св. Евфимия направился обратно к Феоктисту и братии. Вблизи нижнего монастыря они нашли небольшую пещеру и поселились в ней. Пещера эта находилась приблизительно на три поприща к югу от монастыря блаж. Феоктиста. Местность, где она была расположена, чрезвычайно понравилась Св. Евфимию: он весьма возлюбил это место, потому что оно было ровное и в то же время уединенное и прекрасное. Блаж. Феоктист, узнав о приходе Евфимия, взошел в его пещеру и просил снизойти в его киновии, но Евфимий отказался исполнить просьбу Феоктиста и остался вместе с Дометианом в избранном им месте. Только по воскресеньям он сходил в Нижнюю киновии и здесь с братьями совершал богослужение. Видя, что Св. Евфимий во многом терпит большую нужду в новом месте, некто Аспевет Сарацин устроил вблизи пещеры водоем, пекарню, три келии для старца и среди келий молельню.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Татиана и георгий 2015/09/24, 17:45:58 Преп.отче Евфимий,заступись и помоги Р.Б.Василию исцели его тело и душу,и сохрани здоровье ,чтобы он поскорее поправился от недуга-инсульта,который сразил его. Аминь Наталья 2015/05/26, 10:18:34 Слава тебе, Преподобный отче Евфимий! Радуйся, Преподобный отче Евфимий! Сердечно прошу тебя, Преподобный отче Евфимий, помолись у престола Господа Бога о гармоничных, любящих отношениях, о взаимной, пламенной, духовной любви рабов Наталии и Максима. Умоли Господа даровать нам прощение грехов, страх Божий, веру православную,верность, быть в паре, верни в наши отношения доверие,мир, согласие, взаимопонимание,поддержку, сострадание. Удали от нас каменные сердца и дай нам сердца платяные. Сердца которые слушают, сопереживают,принимают свои слабости и недостатки, прощают и проявляют милосердие. Очисти душу р. Максима от греховных помыслов, от груза прошлого, исцели душевные и телесные язвы, избави от пороков, страстей, блуда, эгоизма. Приведи его к Богу, научи его молиться, чтобы мы вместе ходили в храм. Защити нас от врагов видимых и не видимых, от колдунов, чародейства, вражеских нападений. Спаси и сохрани рабов Олега, Галину.Спаси души наши.Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Спаси Господи. наталия 2014/08/04, 12:40:15 прошу вас сердечно уважаемые отцы и братья келейно помолиться о сниспослания мира тишины покоя в сердца аллы иулитты софии василия елены глеба андрея галины маргариты леонида 2012/03/02, 19:18:10 преподобный отче Евфимий моли Бога открыть окамененное сердце моего сына Димитрия! Умоли Господа даровать ему страх Божий и нелицемерную любовь к ближним! Руководи им на всем пути его жизни! Прости нас и молись о спасении душ наших. р.Б. Константин Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

http://isihazm.ru/1/?id=1870

Через некоторое время Аспевет-Петр привел к нему множество сарацин, желавших принять крещение. Эти волки пустыни превратились в духовных овец Христовых и не хотели более покидать святого. Они раскинули шатры поблизости, и впоследствии их стан превратился в городок, а его епископом стал Петр. Преподобный Евфимий продолжал отправлять всех приходивших к нему и желавших жить близ него в монастырь преподобного Феоктиста. Но затем Господь явился преподобному Евфимию в видении и повелел отныне самому принимать учеников и основать лавру, устроенную по образцу Фаранской. В новой лавре отшельники пребывали в безмолвии в течение всей недели, живя уже не в пещерах, а в кельях, построенных Петром и сарацинами. На воскресной всенощной они собирались вокруг своего пастыря и духовного отца в церкви, которая была освящена в 428 году святым архиепископом Иувеналием (память 2 июля). Однажды, когда преподобный Евфимий служил Божественную литургию вместе c диаконом Дометианом, c небес на алтарь сошел огонь, осенивший обоих, подобно покрову. Так Божественная благодать просветила духовные очи преподобного Евфимия – c этих пор он мог ясно различать, кто достоин подходить к святому причастию, а кто принимает его на душу, отягощенную грехами, себе в осуждение. Он также получил дар распознавать тайны сердца и предвидеть будущее. Несмотря на постоянную нужду, преподобный Евфимий был гостеприимен и щедр ко всем приходившим в его лавру. Однажды по молитве святого пустая кладовка наполнилась хлебом, которого оказалось достаточно, чтобы накормить 400 паломников, прибывших из Армении посетить соотечественника. На протяжении трех месяцев запас не истощался. Человек Божий совершал многочисленные чудеса и всегда прибавлял к ним наставления о послушании, о смиренном пребывании в тех условиях, которые дал нам Господь, и о покаянии. Благодать, изливавшаяся на учеников преподобного Евфимия и на других людей, всегда служила для их укрепления и возрастания в добродетели. Во всем преподобный Евфимий был совершенным образцом евангельского поведения. В беспокойные времена между Ефесским (431) и Халкидонским (451) соборами он был для христиан верным мерилом истины и столпом Православия. На оба собора он отправил учеников, и они сыграли видную роль в принятии решений. По окончании Халкидонского собора самозванец по имени Феодосий сумел на 20 месяцев захватить Иерусалимский патриарший престол. Он склонил к монофизитству большую часть палестинских монахов, для которых тонкая богословская терминология соборных постановлений была малопонятной. Только преподобный Евфимий и его ученики поддерживали Православие, невзирая на угрозы и выдвигавшиеся против них обвинения в несторианстве. Как некогда святость преподобного Антония, так и очевидная святость преподобного Евфимия была доказательством истинности его учения.

http://pravoslavie.ru/51339.html

Св. Евфимий был архиепископом в Новгороде, жил в XV веке. Родители его, священник в Новгороде Михей и жена его Анна, не имея детей, молились, и св. Евфимий родился у них по их теплой молитве. Будучи отроком, св. Евфимий не любил детских игр и на 15 году своей жизни ушел из мира в пустыню. Но недолго оставался он в пустыне: архиепископ Симеон взял его в себе для служения, а в 1429 году, после смерти Симеона, по жребию, Евфимий был избран в епископа на его место. Будучи епископом, он построил много церквей. В то время, когда святительствовал св. Евфимий, новгородцы были очень испорчены в нравах, и вследствие этого выпало на его долю много труда и разных скорбей. Он был отцом для обижаемых и бедствующих, но строгим обличителем соблазнов и грехов: тут ни знатность рода, ни дары, ни просьба других, ни угрозы не могли удержать его от обличения. Конечно, он прибегал к строгому обличению уже тогда, когда употребляемые им сначала кроткие обличения оставались без действия. Св. Евфимий вел жизнь подвижническую и в сане святителя, – для укрощения плоти носил вериги, всю первую неделю Великого поста не вкушал ничего, в прочие вкушал только однажды в день, кроме субботы и воскресенья. Скончался в глубокой старости, в 1458 году. Мощи его оказались нетленными и совершали много чудес, так что в скором же времени по кончине установлено было празднование его памяти. Мощи св. Евфимия почивают под спудом в соборном храме в Вяжецком монастыре. Священномученик Пионий был пресвитером в г. Смирне и современником св. Поликарпа, епископа там же (память 23 февраля). В день мученической кончины сего епископа Пиония взяли вместе с некими Асклипиадом и Сабиной и представили на суд к проконсулу, который судил св. Поликарпа. На суде решительно отказались они отречься от Христа и служить идолам. Их заключили в темницу. Тут они встретили уже заключенными в оковы за веру Христову пресвитера Лина и Македония. Заключенных посещали многие из христиан смирнских. В числе посетителей были такие, которые по малодушию, из боязни страданий, отреклись от веры Христовой. Совесть мучила их за отречение, и они приходили к св. Пионию за советом. Св. Пионий убеждал их не отчаиваться в своем спасении, а в надежде на безмерное милосердие Божие каяться в своем грехе. После томления в темнице сначала один Пионий был замучен: его осудили на распятие и сожжение. Когда пригвоздили его к столбу и подложили под него огонь, то лишь обхватило мученика пламя, он скончался с молитвой на устах. Тело его даже и волосы остались невредимыми. Вскоре после Пиония были замучены и прочие узники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

С Афона Феодор поселился в местечке Μακρσινα (близ Иериссо, в начале афонского полуострова); умер он в Солуни и погребен в храме св. Созонта (§ 22). – Последняя подробность, существование этой церкви, известна только из данного жития. – Узнав о кончине Феодора, Евфимий отправился в Солунь, где приложился к его гробу, потом вышел из города и поселился в окрестном столпе (§ 23), увеличив таким образом список известных столпников. 640 Не долго (π μικρν) пробыв на столпе, обратив многих на путь иноческий и прославившись чудотворениями, Евфимий сообщил солунскому архиепископу Феодору о своем отбытии, и снова ушел на Афон. Этот Феодор (ок. 864 г.) рукоположил Евфимия в диаконы для того, чтобы он мог приобщаться св. Таин в афонской пустыни. Пробыв недолго на Афоне, вследствие умножающихся около него монахов, Евфимий переехал на остров τν Νων, по-видимому уже в сане священника (ок. 867 г.). – Остров этот ныне называется островом св. Евстратия и составляет часть Лимносской митрополии. – Но диавол напустил на остров сарацин и отдал подвижников в руки арабов. Впрочем чудесным образом они спаслись (§§ 24–25) и снова прибыли на Афон. Но так как варвары и сюда совершали набеги, то подвижники со своими учениками разошлись: блаженный Иоанн поселился в τος Σιδηροκαυσοις (ныне Μαδεμοχρα, близ Иериссо), Симеон в Элладе, а Евфимий с учениками (ок. 868 г.) перешел в местность Βραστμου (в начале Халкидики). С ним переехал и Иосиф, поживший богоугодною жизнью, скончавшийся здесь и прославившийся чудесами. Агиограф лично видел его раку и говорил об Иосифе как о святом (§ 26). Евфимий выстроил для братии кельи, а сам удалился к глубочайшему потоку, где и избрал себе покой, однако принимая у себя всех приходящих к нему, в числе их аскета Онуфрия, которому поставил даже особую келью. Но вот голос свыше повелел Евфимию идти в Солунь и поселиться на горах к востоку от города в местности Περιστερας, где прежде находился храм во имя св. Андрея Первозванного (§ 27). Вместе с иноками Игнатием и Ефремом Евфимий прибыл в Солунь и здесь разузнал о Περιστερας, кому это место принадлежит, поднялся на гору и действительно нашел искомое, объявив, что здесь когда-то стоял храм ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Апрель 1 -й день. Преподобный Евфимий Суздальский Спостник и собеседник преподобного Сергия Радонежского, чудотворца» (как сказано в житии его), Евфимий родился в Нижнем Новгороде и в ранней юности отличался особенным усердием к храму Божию: приходя в церковь , он становился в темном углу, чтобы никто его не видел и не мешал ему молиться. Юношей он пришел в пещерную обитель Дионисия, который впоследствии был епископом Суздальским; со слезами умолял Евфимий угодника Божия принять его в свои ученики. Дионисий принял его в свою пещеру. Здесь, по воле настоятеля, Евфимий носил воду и рубил дрова в пекарне; взгляд на огонь возбуждал в нем слезы сокрушения о грехах, ввергающих грешников в огонь вечный. Трудясь неутомимо в течение дня, он проводил ночи в пещере на молитве и постился, употребляя пищу не досыта, а воду пил мерой. Он просил у преподобного Дионисия благословения вкушать пищу чрез два и три дня, но рассудительный авва запретил ему такой подвиг, как несоразмерный с его духовным возрастом, и велел вкушать пищу вместе с братиями. Когда благочестивый князь Борис Константинович Городецкий пожелал построить в Суздале обитель молитвы и просил Дионисия назначить из учеников его настоятеля новой обители, Дионисий назначил в Суздаль Евфимия. «Не удаляй меня, отче, от пребывания с тобой; тяжело мне жить с чужими», – со слезами говорил Евфимий. «Господня земля, а непослушания бойся», – отвечал Дионисий. Блаженный авва назначил тогда и других одиннадцать учеников своих для основания обителей молитвы в разных местах. Евфимий, будучи тридцати шести лет, отправился выполнять волю наставника. На дороге в Суздаль, не доходя пяти верст до Гороховца, увидал он красивое место на озере, в дремучем лесу, и, согласно с волей наставника своего, основал здесь общежительную пустынь в честь святого Василий Великого 74 . Эта пустынь и впоследствии оставалась под его надзором, почему и по кончине постоянно была прописной к Евфимиеву монастырю. В храме бывшей обители, теперь приходском, поныне хранится посох блаженного путника.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сначала пр. Евфимий поселился в одной обители на горе Олимпа (в Мал. Азии) и пробыл здесь 15 лет в богоугодных подвигах поста и молитвы, отличаясь послушанием, смирением и терпением в перенесении оскорблений. С Олимпа, послав в утешение матери и жене св. крест с просьбой последовать его примеру, пр. Евфимий ушел на Афон, принял здесь схиму и 3 года подвизался затворником в пещере, питаясь скудной растительностью. По откровению свыше, пр. Евфимий с Афона отправился в Солунь и там стал подвизаться на вершине горы Перистера (к востоку от города), «алчбою и молитвами непрестанными» побеждая страсти телесные. Затем пр. Евфимий основал монастырь во имя ап. Андрея, который быстро наполнился иноками, а его окрестности превратились как бы в город. Люди всякого возраста, рода и состояния, отрекаясь сродников, друзей, мира и предпочитая небесные блага земным, охотно приходили сюда и поручали себя духовному руководству и отеческому попечению пр. Евфимия. Вместе с тем монастырь стал получать большие материальные пожертвования и быстро обогатился. Скоро окрестности Фессалоники украсились и другим новым монастырем, женским, построенным пр. Евфимием для своей сестры. Пр. Евфимий управлял обоими монастырями 14 лет. Последнее время своей жизни он провел на Афоне, на так называемом «Священном острове», где в 889 г. мирно и скончался. Мощи его были перенесены в Солунь, где почивают и доныне. Пр. Евфимий Солунский называется «Новым», в отличие от пр. Евфимия Великого, воспоминаемого 20 янв. Кондак, гл. 2. Волнений множества невлажно преходя, бесплотныя враги струями слез твоих крепко погрузил еси, Богомудре Евфимие преподобне, и чудес дар прием, исцеляеши страсти всякия: моли непрестанно о всех нас. Св. преподобномуч. пресвитера Великой Антиохии. Оставшись сиротой на 12 году жизни, он раздал свое имущество бедным и посвятил себя посту, молитвам и изучению Свящ. Писания. За строгую жизнь и высокое духовное образование он посвящен был в пресвитера Антиохийского и был поставлен наставником антиохийского училища, в котором многих наставлял в слове Божьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Филиповство и было последнею ступенью к бегунству. Требовалось лишь явиться в его среде человеку решительному, с пылким характером, – не стесняющемуся в выводах. Такой человек и явился в последней четверти XVIII столетия, в лице некоего Евфимия. «Бысть сей Евфимий, читаем в его житии, родом из Переяславля; мирское имя его недоведомо». Но известно, что он был отдан в первый набор после третьей ревизии в военную службу. «Но по сем скоро отлучися и бысть под видом человека странного, в укрывательстве жившаго» (у Розова, Вести. Евр. ноябрь, стр. 285). Укрывался Евфимий сначала в Москве на Преображенском кладбище, а потом ушел в поморские скиты к филиповцам. Не поладив здесь, Евфимий снова явился на Преображенское с жалобою на настоятеля скита; жалоба его не была удовлетворена. Тогда он пошел уже в Ярославскую губернию с прямою целию сделаться основателем нового в расколе согласия. Здесь Евфимий скоро нашел себе и последователей, при участии которых в 1784 году составил нечто в роде собора. На этом соборе происходило так называемое «Разглагольствие», содержание которого Евфимий изложил в послании на Преображенское кладбище. Из этого послания видно, что на соборе Евфимий осудил все старообрядческие согласия и разрывал с ними всякую связь. Против чего же собственно он восставал и к чему стремился?.. Кроме частных замечаний, касающихся того или другого согласия, он осудил вообще всех раскольников, которые записывались в особые раскольнические списки и платили двойной оклад. «Тако завистник враг воздвиже бурю на церковь Христову ...огласи последователей святоцерковному святых учению раскольниками... св. соборную и апостольскую церковь нарече быти раскольническою, а никонианскую веру православною»... «На последующих великороссийской церкви, яко на православных, дани семь гривен положи, а на удаляющихся никоновых новых преданий, яко на раскольников церковных, вдвое положи»... «Таковое их похуление веры Христовы значит самое быти отвержение Спасителя Христа. Сего ради записания во всех ныне согласиях имеющагося, за жрецами антихристовыми укрывающихся, мню тоже отвержение быти Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Как и всякий истинный последователь Господа, он испытывал в своей жизни различные искушения, которые имели большое значение для его духовного возрастания. Старцы говорили ему, что свобода духа человека ограничена грехом, и поэтому борьба с искушениями связана с борьбой за свободу духа. В этой борьбе Евдоким постоянно нравственно совершенствовался. В 1915 году его призвали в армию; он служил в 20-м Туркестанском стрелковом полку 1910 и только через три года вернулся в обитель. Евдокиму дали послушание при ключне 1911 , которое он старался выполнять с присущим ему усердием. В 1920 году он был пострижен в монашество с именем Евфимий 1912 . Он так любил обитель, что даже после ее закрытия решил не уезжать далеко, жил до войны в г. Глухове, работая чернорабочим 1913 , и часто бывал в Глинской пустыни. В 1941 году о. Евфимий переехал на родину и жил у родных, но уже в 1944 году он вернулся в Глинскую пустынь 1914 . В обители он проходил послушание клиросного и различные общие послушания. В церковь ходил неопустительно ко всем службам, стоял неподвижно на одном месте, опустив голову и углубившись в себя. С трогательным детским благоговением молился он Царице Небесной и особенно почитал Чудотворную икону Ее Пречистого Рождества. В январе 1950 года епископом Сумским и Ахтырским Иларионом он был рукоположен во иеродиакона 1915 . «Тихий по характеру, скромный и послушный» 1916 , о. Евфимий усердно исполнял свое послушание, всем старался услужить и угодить. Ничто внешнее его не огорчало, ни на кого он не гневался и тем более сам никогда никого не огорчал. Келейную жизнь проводил строгую и воздержную, чуждую малейшего саможаления. С 1955 года о. Евфимий жил в одной келлии с о. Полиевктом (Гришкиным), к которому относился с большим почтением, получая от него много духовных наставлений. Пищу о. Евфимий вкушал вместе со всей братией, но очень умеренно. Чтение трапезное слушал всегда очень внимательно, а иногда, заслушавшись, и совсем забывал о пище. В возрасте семидесяти трех лет о. Евфимий был освобожден от послушаний, но усердно посещал храм Божий. В 1959 году он принял постриг в святую схиму с именем Евстратий 1917 . Отец Евстратий от юности посвятил себя Богу и до конца земной жизни был истинным монахом, глубоко верующим, кротким, смиренным, чистым сердцем, монахом-подвижником, монахом-молитвенником. В последние годы его жизни в нем явился дар прозорливости, прозрения в духовный мир, который он стяжал от Господа. Предсказывая закрытие Глинской пустыни, о. Евстратий особенно молил Царицу Небесную даровать ему кончину в святой обители. В начале 1961 года он тяжело заболел, но терпеливо и благодушно переносил страдания. Несмотря на болезнь, в его душе была великая тишина и тот духовный благодатный мир, который даруется подвижнику после борьбы. 6 мая 1961 года старец со слезами простился с братией и тихо отошел ко Господу 1918 . Похоронен схииеродиакон Евстратий на братском кладбище Глинской пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010