Константинопольский период жизни святителя Иоанна Златоуста изобиловал чередой драматических событий и закончился изгнанием и мученической кончиной святого. В это время Златоуст должен был принимать непосредственное участие в решении множества государственных и церковно-политических проблем. Достаточно одного перечисления произошедшего в Константинополе за недолгие годы предстоятельства Златоуста, чтобы понять, как трудно ему было сосредоточиться на литературной и проповеднической деятельности. За эти годы произошло низложение временщика Евтропия, в деле которого Иоанн принимал самое живое участие, поскольку поверженный Евтропий укрылся под престолом в соборе Святой Софии, вспыхнул и был подавлен мятеж Гайны, и Златоусту пришлось участвовать в этих событиях в качестве парламентария, совершилось миссионерское путешествие святителя в Малую Азию, где ему пришлось заниматься урегулированием церковно-политических вопросов. Когда же он вернулся в столицу, разразился его конфликт с Северианом Гавальским, интриговавшим против него в его отсутствие. Вскоре после этого Феофил Александрийский начинает плести заговор против святого, который окончился его низложением и изгнанием. Но, несмотря на всё происходившее и то огромное количество обязанностей, которые легли на плечи Иоанна Златоуста в период его епископского служения, он не оставлял своей литературной деятельности и проповеди. Самым ранним творением Златоуста константинопольского периода были толкования на послания к Филиппийцам и на послание к Колосянам (весна – осень 399 года) 339 . В Константинополе же Златоустом было создано одно из его главных произведений – пятьдесят пять бесед на Деяния Апостолов 340 . Начаты эти гомилии были после 12 июля 400 года и окончены в начале 401 года 341 . Как отмечалось исследователями творчества Иоанна Златоуста , в литературном отношении эти беседы менее совершенны, чем гомилии более раннего периода. Вероятно, это объясняется тем, что дошедший до нас текст гомилий представляет собой тот список бесед святителя, который он не успел, в силу своей огромной занятости, в должной мере отредактировать 342 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Анастасия, патр. Антиохийского, «Евагрий кн. IV, гл. 39 и 40; V, 6 и VI, 23», но житие Евагрием не исчерпывается и поэтому источником лучше считать Акты (апрель, II, 351 и 853), где в историческом исследовании, кроме выдержек из Евагрия, есть еще отрывок из жития Евтихия патр. Константинопольского и письмо Григория великого . В Мае: 18-го – св. Феодота Анкирского и семи дев, «списанное от сверстника и согражданина мучеников и очевистного свидетеля Нила, из него же зде сокращение. От великия Минеи Четьи сокращение», – в ВЧМ (май, л. 569 и др.), славянский перевод греческой редакции, которая есть и в Актах (май, IV, 149), но там есть и латинская редакция, не везде согласная с греческой, этою латинскою редакцией и пользуется Святитель; 22-го – св.м. Василиска, анепсия св.м. Феодора тирона, «списанное св.м. Евсегнием», в Прологе: «той же марта 3, Акты март, I, 237», здесь акты, написанные Евсегнием, которыми Святитель и воспользовался; 29-го – св. Феодосии девицы Тирския, «Евсевий кн. VIII, гл. 17-я», в Прологе: «Акты, апрель I, 61», здесь, кроме выдержки из Евсевия, есть еще римские акты, которыми также пользовался Святитель, указав их в житии как «римское повествование». В Июне: 1-го – св.м. Иустина философа , «от его же книг собранное и от Евсевия кн. IV, и от Никифора кн. III, гл. 32»; во втором месяцеслове рукописи 420 Московской Типографской библ.: «Сурий II, 703, Акты апрель II, 108, Skarga 332, у Чет’и нет, только Пролог», в Актах жизнь, составленная на основании сочинений Иустина, по ней Святитель и составил житие, взяв незначительные добавления из Никифора; 8-го – перенесение мощей св.м. Феодора стратилата, в тексте, как авторы сказания, указаны: Анастасий Синаит и Иоанн Дамаскин ; в месяцеслове: «зде положити чудо его... Акты февр. II, 26», там commentarium, в котором (§ IV, гл. 29–31) словами Анастасия Синаита описывается чудо и упоминается Дамаскин; 16-го – св.м. Тигрия, «от Никифора XIII, 21, от Созомена VIII, 24, от Палладиева Диалога и от Георгия Александрийского», в списке «ех sanctorum Actis» отмечены: Тигрий пресвитер и Евтропий чтец, житие которых в первом январском томе, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

дом, обрушилось, и за этим следовали восклицания и удивление, – все взывали, что только молитва царя спасла от гибели такое множество народа» 2843 . Вполне согласно с непреодолимым желанием царя обратить государство в церковь , советники стремились достигнуть этого путем продолжения церковной политики императора Феодосия Великого 2844 . Уже в 394 г. был от имени Аркадия издан строгий закон, запретивший еретикам богослужение, обучение и церковные организации 2845 . В следующем году были отменены все ранее существовавшие облегчения 2846 и взамен этого узаконено: haereticorum vocabulo continentur, qui vel levi argumento a judicio catholicae religionis et tramite detecti fuerint deviare 2847 . В тесной связи с этим находится образ действий Аркадиева правительства против язычников. После того, как уже в 397 г. в Сирии материал разрушенных храмов был употреблен на проведение или улучшение улиц, мостов, водопроводов и стен 2848 , в 399 г. последовал общий указ без шума (sine turba ac tumultu) разрушить все языческие капища si qua in adris templa sunt 2849 . Пожалуй, важнейшим событием в этом отношении надо признать разрушение Марнейона и семи других храмов в Газе в 401 г. 2850 В стороне от всего этого стоит религиозная политика к иудеям, обусловленная, по-видимому, взятками последних Евтропию. Им были пожалованы подобная епископской юрисдикции подсудность и право убежища 2851 . В истории развития церковно-правительственной власти царствование Аркадия ознаменовалось упорной борьбой Константинополя и Александрии. Опираясь на императора Феодосия Великого, Нектарий на почве 3 канона константинопольского собора 381 г. занял среди иерархов восточной церкви положение, соответствующее в гражданском управлении должности префекта претории. Против этого решительно восстал Феофил александрийский. На личности этого епископа нам необходимо несколько остановиться. Среди своих современников, говорит Амедей Тьерри 2852 , Феофил слыл за одного из величайших богословов, но в то же время и за одного из наиболее злых людей своего

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Приглашая на столичную кафедру антиохийского священника, всесильный Евтропий и предположить не мог, что вскоре и сам окажется обязан ему спасением от рук разъяренной толпы. Опала После падения Евтропия, всю силу власти в Византии взяла императрица Евдоксия, женщина властолюбивая, ненасытная в любовных похождениях и в своей страсти к золоту. Беспощадно обирая беззащитных горожан, она требовала от фискальных чиновников часть конфискованного имущества и часто возбуждала уголовные процессы специально для увеличения своей доли. Евдоксия не любила Златоуста, который обличал позор ее любовных связей и насилие над подданными. Когда императрица отобрала у одной бедной вдовы виноградник, та обратилась к защите архиепископа. Иоанн лично пошел во дворец ходатайствовать за обиженную вдову. Евдоксия не стала его слушать и велела прогнать архиепископа. В ответ Иоанн не пустил ее в церковь, а сам произнес свою знаменитую проповедь об Илье и Иезавели, библейской царице, которая погубила бедного крестьянина, чтобы отобрать его виноградник. Проповедь во мгновение ока разлетелась по Константинополю и не добавила Евдоксии доброй славы. Постепенно вокруг нее собирались все недовольные новым архиепископом, стараясь заручиться ее поддержкой. Императрице постоянно доносили, что обличая нравы двора, дамскую суетность и страсть к дорогостоящим нарядам, проповедник метит именно в нее. Против Златоуста плелись интриги. Чтобы изгнать его из Константинополя не хватало лишь формального предлога. И такой предлог вскоре нашелся. В 401 году, епископы эфесской митрополии в Малой Азии пригласили к себе Златоуста в качестве третейского судьи, чтобы он как глава столичной кафедры уладил их разногласия. Примерно в это же время в Константинополь из Египта пришли монахи, обвиненные в ереси. Обиженные судом своего патриарха Феофила Александрийского, они искали справедливости у столичного архиепископа. Феофил усмотрел в этих двух событиях посягательство на свои права и неприятное для его самолюбия возвышение Константинопольского архиепископа. Во дворце поняли, что удобный момент для расправы с Иоанном настал. Нужно было лишь привлечь Феофила в союзники. Под видом судебного разбирательства по делу осужденных монахов, Феофил был вызван императорским указом в Константинополь, куда он прибыл, предварительно взяв с собой «кворум» из 30 египетских епископов. В 403 году, на другой стороне Босфора, в летней резиденции императора, состоялся собор, на котором Златоуст был заочно осужден и лишен сана. Большинство участников собора составляли люди Феофила. Помимо обвинений в ереси, продаже церковного имущества и прочих канонических преступлений, Иоанну вменялась и политическая вина - подрыв императорской власти прямыми обличениями с церковной кафедры. Все постановления этого незаконного сборища, (вошедшего в историю Церкви как - «собор под дубом»), были утверждены и подписаны безвольным Аркадием под давлением императрицы и ее сторонников.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Около 330 года низложен и сослан Евстафий антиохийский. Обвинения против него характерны для приемов арианствующих: Евстафия обвиняли не только в савеллианстве, но еще ως μοιχον ομου και τραννον. Таким образом брошен был в почтенного епископа целый ком грязи: заподозривали и его нравственную чистоту и политическую благонадежность. Известно, что Евстафий был перемещен в Антиохию из Верии (нынешнего Алеппо), при чем некоторые церкви были безусловно против перемещения, и потому факт перемещения мог быть рассматриваем, как духовное прелюбодеяние. Но тот факт, что Евстафий был перемещен по постановлению собора, показывает, что подобного взгляда не было в восточных церквах. На политическую благонадежность Евстафия набрасывали тень обвинения в том, что он непочтительно отзывался о Елене, матери императора. И, может быть, это была правда. Елена раньше была язычница, и конкубинат тогда являлся законным явлением. К тому же Елена была низкого происхождения – дочь содержателя трактира. Поэтому-то Евстафий и мог говорить о неславном прошлом Елены. Относительно этих-то обвинений Константин в послании к антиохийской церкви по поводу низложения Евстафия выражал радость, что верующие «стряхнули с себя эту грязь». Вскоре затем сосланы Асклипа газский и Евтропий адрианопольский.    После того, как была сломана великая сила на востоке, ариане задумали удалить и Афанасия из Александрии. Провести свое влияние в Египте было, конечно, особенно важно для арианствующих. Никейский собор позволил мелитианских епископов принимать в общение в их сане, с надеждою – сделаться единственными епископами в городах по смерти кафолических совместников. Однако мелитиане были не совсем удовлетворены даже и этим снисхождением. Соединение их с церковью подвигалось туго и состоялось лишь в ноябре-декабре 327 г. 17-го апреля 328 г. скончался Александр александрийский. 8 июня 328 г. рукоположен был во епископа его преемник Афанасий В.. Афанасий был еще так молод (род. может быть, в 295–296 г.), что его враги в 332 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Святому Афанасию открыто было в видении, что жертвенник Господень будет осквернен. Но передавая о сем, он прибавлял: «Не унывайте, чада! Как Господь прогневался, так Он же паки и исцелит, и Церковь восприимет прежнюю красоту. Увидите изгнанных восстановленными: только не оскверняйте себя общением с арианами»... В 341 году папа Юлий пригласил Афанасия на собор в Рим, и он отправился туда и жил там 3,5 года; противники же его не явились. Папа и 50 епископов оправдали Афанасия. Казалось бы, что оправдание это должно было иметь силу, так как оно произнесено было посторонними епископами, взявшимися за разбор дела по желанию врагов святого Афанасия. Но на Востоке все молчало пред грозным давлением еретической партии. Император занят был войною с персами, и святому Афанасию пришлось долго жить в Риме. Хотя он был принять здесь вообще радушно и к нему с благоговением относились такие лица, как сестра Константина Великого Евтропия, однако сердце Афанасия глубоко тревожилось печальными вестями из Александрии. Как и в Трире, Афанасий в Риме своими беседами о жизни отшельников египетских воспламенял слушателей, заставлял их отрешаться от земных привязанностей и тем положил прочные основы для процветания в Риме монашества. Знатная римлянка Парцелла первая основала здесь иноческое общежитие, в котором собранные ею подвижницы занимались духовными подвигами и усердным изучением слова Божия. Благочестивые пресвитеры Аммоний и Исидор, бывшие здесь с Афанасием, также производили благотворное влияние на римских христиан как своими мудрыми беседами, так и аскетическою жизнью. Они не ходили никуда, кроме церкви, и дома постоянно подвизались в молитве. Не осталось без влияния на римлян и учение святого Афанасия об истинной вере , тем более, что им здесь было написано его «Изложение веры». Во время пребывания Афанасия в Риме скончалась его сестра в Александрии, и его заместитель не позволил погребсти ее. Епископы, пресвитеры и вообще все приверженные к Афанасию подвергались жестоким преследованиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Его беседы – Св. Иоанн Златоуст , как архиепископ Константинополя – Попытка Златоуста на преобразование и враги его – Падения Евтропия – Златоуст в Малой Азии – Интриги против Златоуста – Феофил Александрийский – Златоуст и длинные братья – Епифаний в Константинополе – Собор Придубский – Осуждение Златоуста – Изгнание и возвращение Златоуста – Новое обвинение и враждебные действия против Златоуста – Его второе изгнание – Златоуст в изгнании – Его кончина – Иоанниты и их воссоединение с церковью 1. Феодосий оставил двух сыновей: Аркадия 18 лет, и Гонория, которому было только 11 лет; к старшему перешло по наследству владычество на Востоке, а младшему – на Западе. После этого разделения Римская империя в своем полном составе уже никогда опять не объединялась. (Гонорий 395–423 гг.; Аркадий 395–408 гг.). Царствование этих недалеких государей было полно всяких бедствий. Сами, не будучи способны к управлению, каждый из них подчинялся последовательному ряду министров и военачальников. Из них только Стилихон, полководец Гонория, обладал качествами, требовавшимися для поддержания империи. В 403 году он разбил Алариха Готского в Полленции, в Лигурии; но пять лет спустя, в то самое время, когда особенно нужны были его способности для отражения нового готского нашествия, он пал жертвой интриг своего соперника, Олимпия. Рим был трижды осажден готами. Первая осада была снята вследствие уплаты большого выкупа; вторая имела своим следствием поставление со стороны Алариха императором некоего Аттала, которого он впоследствии низложил в неудовольствии за его неспособность, и в третьей осаде город был взят и разграблен. В течение этого периода (404–410 гг.) мы постоянно слышим о мятежах в различных провинциях, о восстании варваров, допущенных в пределы римских владений, и о нашествиях новых орд из заграничных стран. Эти нашествия более всего выпадали па западную половину империи. В 404 году, Гонорий, находя себя в опасности от готов в Милане, переселился в Равенну, которая в течение трех следующих столетий, несмотря на все перемены в правительстве, продолжала считаться столицей Италии 1614 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так как было основание опасаться, что народ антиохийский поднимет мятеж, если проповедник их будет открыто взят у них, то Златоуст был приглашен правителем Востока в одно загородное место, и оттуда тайно отправлен был в Константинополь 1675 . С целью придать его наречению возможно большую торжественность, по этому случаю был созван собор. Феофил Александрийский, на просьбу принять главное участие в посвящении нового епископа, медлил из зависти к тому преимуществу, которое недавно придано было Константинополю в сравнении с его собственной кафедрой, и из желания, чтобы вакансия была занята кем-нибудь из александрийского духовенства; потому что его искусство в чтении выражений лица при первом же свидании предостерегало его, что он не мог ожидать найти себе послушное орудие в Златоусте. Евтропий, однако же, достав список обвинений против него и угрожая привлечь его к суду за его различные незаконные дела, заставил египетского примата принять приглашение, и Златоуст был посвящен 26 февраля 398 года 1676 . Красноречие, приобретшее ему восторженную любовь в Антиохии, было не менее блестящим и в Константинополе. Народные массы столицы стекались слушать его, и ревностно стояли за него в его последующих испытаниях; да и среди благорасположенных высших классов (особенно среди благочестивых дам) его влияние скоро сделалось также весьма сильным 1677 . Его внимание сильно было занято арианской ересью, которая несмотря на строгость карательных законов, продолжала прозябать среди греков, причем была даже открытым верованием варварских готов, которые теперь составляли многочисленную и сильную партию в Константинополе. С целью обращения их в православие, он посвящал духовенство из их собственного племени, отдал одну из церквей для богослужения на их родном языке, и сам часто проповедовал там, причем его слова переводились на готский особым переводчиком 1678 . Когда гот Гена, пользовавшийся в это время большим влиянием в Константинополе, потребовал особой церкви для отправления арианского богослужения, то на совещании, в присутствии императора, один только Златоуст осмелился сделать твердое отрицательное заявление и принудил Аркадия отказать ему, и этим поведением, столь резко отличающимся от поведения малодушного двора, он приобрел уважение себе даже со стороны самого варвара 1679 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но благочестивые пастыри безсильны были сделать что-либо для защиты Афанасия, так как еретикам покровительствовал император. Они только плакали и молили Господа, Главу Церкви, о помощи ей в трудном испытании. Святому Афанасию открыто было в видении, что жертвенник Господень будет осквернен. Но передавая о сем, он прибавлял: «не унывайте, чада! Как Господь прогневался, так Он же паки и исцелит, и Церковь восприимет прежнюю красоту. Увидите изгнанных возстановленными: только не оскверняйте себя общением с арианами»...    В 341 году папа Юлий пригласил Афанасия на собор в Рим, и он отправился туда и жил там 3(1)/2 года; противники же его не явились. Папа и 50 епископов оправдали Афанасия. Казалось бы, что оправдание это должно было иметь силу, так как оно произнесено было посторонними епископами, взявшимися за разбор дела по желанию врагов свя­таго Афанасия. Но на Востоке все молчало пред грозным давлением еретической партии. Император за­нят был войною с Персами и святому Афанасию пришлось долго жить в Риме. Хотя он был принять здесь вообще радушно и к нему с благоговением относились такия лица, как сестра Константина Ве­ликаго-Евтропия, однако сердце Афанасия глубоко тре­вожилось печальными вестями из Александрии. Как и в Трире, Афанасий в Риме своими беседами о жизни отшельников Египетских воспламенял слу­шателей, заставлял их отрешаться от земных привязанностей и тем положил прочныя основы для процветания в Риме монашества. Знатная Рим­лянка Парцелла первая основала здесь иноческое общежитие, в котором собранныя ею подвижницы занимались духовными подвигами и усердным из­учением слова Божия. Благочестивые пресвитеры Ам­моний и Исидор, бывшие здесь с Афанасием, также производили благотворное влияние на Римских хри­стиан, как своими мудрыми беседами, так и аске­тическою жизнию. Они не ходили никуда, кроме церкви, и дома постоянно подвизались в молитве. Не осталось без влияния на Римлян и учение об истинной вере святаго Афанасия, тем более, что им здесь было написано его «Изложение веры».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВТРОПИЯ ХЕРСОНСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Евтропия Херсонская Евтропия (Исаенкова), Херсонская ( 1863 - 1968 ), монахиня , преподобная , местночтимая святая Херсонской епархии Память 16 марта (преставление), 30 октября (обретение мощей) (Херсон.) и в Соборе Херсонских святых (Укр.) В миру Екатерина Леонтьевна Исаенкова, родилась 24 ноября 1863 года в селении Белая Криница Херсонской губернии в семье Леонтия и Агафии. В 12 лет была взята на воспитание женской монашеской общиной в Алешковской Слободе Таврической губернии. В общине сестер Екатерина постигала грамоту и рукоделие, одновременно научаясь молитве и чтению Слова Божия. Вскоре община получила статус Успенского общежительного монастыря, Екатерина приняла монашеский постриг с именем в честь св. мученицы Евтропии Александрийской . Ее монашеским послушанием было чтение и пение на клиросе. Матушка Евтропия стала свидетельницей расцвета Алешковского монастыря. Строились великолепные храмы и монастырские корпуса, в обители была создана школа для сирот. После революции монастырь упразднили, храмы закрыли, монахинь разогнали. Монахиня Евтропия, как и многие другие насельницы обители, уехала в Херсон , где поселилась в районе Киндийских хуторов (ныне п. Киндийка ), недалеко от храма Рождества Богородицы . Это место было выбрано неслучайно. За Днепром находились любимые матушкой Алешки, к тому времени переименованные в Цюрупинск. Матушка зарабатывала тем, что шила одеяла. Постоянно ходила в храм, где молились и другие монахини Алешковского монастыря. В 1938 году храм закрыли, после чего монахини собирались в частном доме. Сестры заботились друг о друге и поддерживали друг друга чем могли. Во время войны в Херсоне стали открывать ранее закрытые храмы. В 1941 году открыли и Киндийскую церковь. Несколько лет матушка жила в помещении, находящемся в ограде храма. Но, желая большего уединения, она вскоре перебирается в небольшой домик, расположенный недалеко от Киндийской церкви. Пока были силы, она пела и читала на клиросе. Когда стала немощной, сидела на скамеечке возле хора и молилась. Она никогда не пропускала богослужения.

http://drevo-info.ru/articles/18525.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010