Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Жизнеописание преподобной Евтропии Херсонской На земле Таврической подвижницу благочестия монахиню Успенского Алешковского монастыря, преподобную Евтропию, народ Божий чтит как молитвенницу за землю Херсонскую. О ее младенческих годах известно мало. Люди, которые близко знали матушку Евтропию, говорят, что родилась она в 1863 году 24 ноября по старому (7 декабря по новому) стилю. Поскольку родилась она в праздник святой великомученицы Екатерины, родители нарекли ее в честь этой святой. Местом рождения было селение Белая Криница Херсонской губернии, а родителей звали Леонтий и Агафия. Промыслом Божиим, в 12 лет она была взята на воспитание женской монашеской общиной в Алешковской Слободе Таврической губернии. Воспитываясь в общине сестер, Екатерина постигала грамоту и рукоделие, одновременно научаясь молитве и чтению Слова Божия, любовь к которым она пронесла через всю свою жизнь. Екатерина попала в общину сестер в период самый сложный для общины. Руководительница общины рясофорная монахиня Елисавета (Нестеренкова) и ее сестры Мария и Елена в буквальном смысле боролись за создание монашеской обители. Сколько горя, скорбей, искушений пришлось перенести сестрам общины – обо всем этом может рассказать летопись Успенского Алешковского монастыря. Живой свидетельницей и участницей этой истории довелось стать и самой Екатерине. Скорби от мира, усердная молитва духовно закалили Екатерину. Последуя словам апостола Павла: «Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыждает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:3-5), Екатерина решила посвятить свою жизнь Богу в монашеском служении. Когда, Божией милостью, период скорбей и бед для сестер миновал и община получила статус Успенского общежительного монастыря, Екатерина принимает монашеский постриг с именем Евтропия, в честь св. мученицы Александрийской (память 30 октября/12 ноября). Ее монашеским послушанием было чтение и пение на клиросе. В жизни она отличалась особой скромностью и добротой.

http://pravicon.com/info-3739

Он настолько недоброжелателен в отношении к Златоусту, что не желает отрицательно ответить на вопрос, правильно-ли было его низложение (VI, 15, 19), а пожар сената и великой церкви даже прямо называет делом «некоторых из иоаннитов (VI, 18)». Мало того: он искажает действия Златоуста в ранний период его епископства, когда он произносил речь в защиту Евтропия, прибегнувшего под покровительство церкви. Он называет эту речь «обличительной» и добавляет, что «он (Златоуст) еще более раздражил против себя некоторых тем, что не только не пожалел несчастного, но и обличил его (VI, 5)», между тем как в действительности эта речь была вызвана гуманным желанием успокоить народную ярость и добыть пощаду жизни Евтропия (Ср. Гибб. III, 504. 505). Чем объяснить эту неискренность Сократа в отношении к Златоусту? Брайт ищет этого объяснения в том указании его истории, что Златоуст «лишил многих из новациан их церквей» и навлек на себя неблаговоление новацианского епископа Сисиния (VI, 21). Как известно, Сократ обнаруживает в своей истории такую поразительную благосклонность к новацианам, что дает повод сомневаться в его собственной ортодоксии. В юности он получил сильное впечатление от одного новацианского пресвитера (I, 13) и всегда с глубоким почтением смотрел на высокий образ жизни новацианских предстоятелей. Оставаясь сам православным, он, однако, думал, что секта эта, под влиянием православных епископов, несправедливо подвергается стеснениям и, при своем нерасположении к крайним мерам, слишком неодобрительно смотрел на насильственные меры первых в отношении к новацианам. – Туже разгадку нужно иметь в виду и в обсуждении положения, занимаемого в его истории Кириллом Александрийским . Этот епископ обрисован Сократом в весьма несимпатичных чертах; по рассказам историка, Кирилл насильственно подавляет новацианское богослужение; сначала, высказывает угрозы евреям своего города, а потом, в отмщение за оскорбление христиан, изгоняет их из Александрии и отдает имущество их на разграбление черни; наконец, он канонизует человека, убитого толпой за покушение на жизнь префекта.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТРОПИЯ [греч. Ετροπα] († ок. 250), мц. Александрийская (пам. 30 окт.). В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) содержатся сведения, согласно к-рым Е. жила в Александрии и посещала темницы, ухаживая за узниками-христианами. Узнав об этом, наместник Апеллиан повелел схватить ее и бросить в тюрьму. На суде мученица смело исповедовала Христа. Тогда ее подвесили и жгли тело факелами, но Е. не чувствовала огня, а говорила: «Как холодна льющаяся на меня вода!» Воскликнув, что видит грозного мужа, подобного Сыну Божию, Е. предала дух Господу. Мученичество св. Евтропии Александрийской. Миниатюра из Минология василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 149) Мученичество св. Евтропии Александрийской. Миниатюра из Минология василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 149) В Житии мч. Епимаха Нового (BHG, N 593) содержится рассказ о страданиях Е., весьма схожий с синаксарным. Епимах, присутствовавший при казни Е., слышал, как она смело порицала Апеллиана. В гневе наместник приказал палачам увеличить жар, решив, что они льют на Е. воду. Однако собравшиеся видели, что не мучители, а предстоящий деве ангел Божий охлаждает огонь. Это чудо многих повергло в изумление, и они прославили Господа. Кончина Е. еще больше укрепила Епимаха в его намерении пострадать за Христа. Прп. Никодим Святогорец писал, что за насмешки над Апеллианом и идолами Е. был отрезан язык. В нек-рых греч. календарях сообщается, что Е. была усечена мечом, память мученицы отмечена в них 25 мая. ВМЧ, составленные митр. Макарием, включают сказания о Е. из стишного и нестишного прологов с некоторыми расхождениями: по одной версии, воины также видели некоего грозного мужа, предстоящего Е., по др.- нет (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 2042, 2045). Ист.: ActaSS. Mai. T. 6. P. 26; Oct. T. 13. P. 712-715; MartRom. Comment. P. 485; PG. 117. Col. 136 [Минологий имп. Василия II]; SynCP. Col. 179; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 452-453; ЖСв. Окт. С. 633. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 337; Ετροπα//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1105; Gordini G. D. Eutropia//BiblSS. Vol. 5. Col. 342-343; Van Doren R. Eutropia (2)//DHGE. T. 16. Col. 86; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 154. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/187616.html

338 388 г. 339 Своим выбором антиохийский пресвитер Иоанн Иоанн Златоуст , кандидатура которого сначала не привлекла большого внимания, был обязан препозиту Евтропию, фактическому правителю Империи после убийства Руфина. По свидетельству Палладия, Иоанн произвел большое впечатление на Евтропия во время их первой встречи в Антиохии незадолго до описываемых событий. Кроме того, Евтропий, предпочтя антиохийского кандидата, действовал в пику честолюбивому александрийскому папе. 340 Иоанн Златоуст стал константинопольским епископом 26 февраля 398 г. 341 Около 354 г. Его отец Секунд занимал важный военный пост в Сирии. 342 Речь идет о Евагрии Понтийском, знаменитом монахе и христианском писателе. См. IV.23. 343 В восемнадцатилетнем возрасте. 344 Это не Василий Великий, а какой-то другой Василий из Каппадокии. 345 Антиохийским епископом. 346 Иоанн Златоуст вызвал недовольство клира прежде всего тем, что он провел реформу епархиальной администрации Константинополя. Он лишил некоторых клириков постов из-за их аморального поведения или преступлений, прекратил все траты на нецерковные цели, сократил бюджет епископской резиденции, уничтожил официальные епископские обеды. Сэкономленные средства Иоанн использовал для строительства больниц и приютов для бедных, а также гостиниц для прибывающих в столицу паломников. 347 Падение Евтропия было делом рук военачальника Гайны. Однако свою роль в этом сыграла и императрица Евдоксия, раздраженная непочтительным отношением к ней евнуха, хотя она была обязана ему всем своим высоким положением. 348 Влияние Гайны резко усилилось после падения Евтропия в 399 г. 349 Гайна вернулся в Константинополь в начале 400 г. Однако враждебные ему группы не позволили варварскому военачальнику приобрести такую же власть, которую имели до него Руфин и Евтропий. Попытка Гайны скрытно захватить императорский дворец не удалась, и он приказал своим войскам отступить из столицы. Но в этот момент готы стали объектом нападения восставших жителей Константинополя. Часть готов бежала, другая же часть была истреблена на улицах или сожжена в церкви рядом с императорским дворцом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

   388 г.    Своим выбором антиохийский пресвитер Иоанн Иоанн Златоуст, кандидатура которого сначала не привлекла большого внимания, был обязан препозиту Евтропию, фактическому правителю Империи после убийства Руфина. По свидетельству Палладия, Иоанн произвел большое впечатление на Евтропия во время их первой встречи в Антиохии незадолго до описываемых событий. Кроме того, Евтропий, предпочтя антиохийского кандидата, действовал в пику честолюбивому александрийскому папе.    Иоанн Златоуст стал константинопольским епископом 26 февраля 398 г.    Около 354 г. Его отец Секунд занимал важный военный пост в Сирии.    Речь идет о Евагрии Понтийском, знаменитом монахе и христианском писателе. См. IV.23.    В восемнадцатилетнем возрасте.    Это не Василий Великий, а какой-то другой Василий из Каппадокии.    Антиохийским епископом.    Иоанн Златоуст вызвал недовольство клира прежде всего тем, что он провел реформу епархиальной администрации Константинополя. Он лишил некоторых клириков постов из-за их аморального поведения или преступлений, прекратил все траты на нецерковные цели, сократил бюджет епископской резиденции, уничтожил официальные епископские обеды. Сэкономленные средства Иоанн использовал для строительства больниц и приютов для бедных, а также гостиниц для прибывающих в столицу паломников.    Падение Евтропия было делом рук военачальника Гайны. Однако свою роль в этом сыграла и императрица Евдоксия, раздраженная непочтительным отношением к ней евнуха, хотя она была обязана ему всем своим высоким положением.    Влияние Гайны резко усилилось после падения Евтропия в 399 г.    Гайна вернулся в Константинополь в начале 400 г. Однако враждебные ему группы не позволили варварскому военачальнику приобрести такую же власть, которую имели до него Руфин и Евтропий. Попытка Гайны скрытно захватить императорский дворец не удалась, и он приказал своим войскам отступить из столицы. Но в этот момент готы стали объектом нападения восставших жителей Константинополя. Часть готов бежала, другая же часть была истреблена на улицах или сожжена в церкви рядом с императорским дворцом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

§ 170. Деятельность в звании архиепископа Константинопольского: а) до 402 года. В 397 году, скончался в Константинополе Нектарий, преемник Григория Богослова . Обер-камергер Евтропий, лично знавший достоинства Иоанна, предложил императору Аркадию избрать Златоуста на кафедру столицы; император и клир согласились. Но так, как известно было Евтропию, что антиохийцы легко не расстанутся с наставником своим, то положено было употребить хитрость при вызове Иоанна в столицу, и употребили: Правитель Востока Астерий пригласил Златоуста посетить вместе с ним загородные места мучеников. Златоуст явился, и готовая колесница понесла его по константинопольской дороге 1037 . Назначение св. Иоанна на кафедру Константинопольскую было не по душе одному Феофилу Александрийскому и еще самому Златоусту 1038 . Но Евтропий дал знать Феофилу, что предаст его суду за его происки, и Иоанн рукоположен был февраля 28 дня 398 г. 1039 . Обширное поле открылось теперь для деятельности св. Иоанна, и почти необозримы дела, какие совершил он в немногие годы пастырского служения. Первая проповедь, сказанная в Константинополе, уже возбудила любовь в народе к Златоусту 1040 . Кроткая ревность его и здесь обратилась всего прежде против хулителей Сына Божия – против аномеев 1041 ; и третью проповедь свою, он начал так: «Благословен Бог ! В каждое собрание вижу, как собрание жатвы растет, поля красивые цветут, гумно наполняется, хотя не много дней прошло, как мы бросили семена» 1042 . Но теперь Златоуст архипастырь, уже не мог так часто проповедовать, как проповедовал он в Антиохии 1043 . Теперь надлежало ему заниматься множеством других дел, и он со всею ревностью занялся улучшением духовенства, которое должно и поведением своим учить других. – Святый пастырь словом любви, а иногда и строгостью, старался преобразовать состояние избранной части Христовой 1044 ; избирал лучших наставников для училища константинопольского 1045 ; расходы, какие употреблялись прежде для дома пастырского, он обратил на вспоможение бедным и больным, построил и содержал несколько больниц и два дома для странников 1046 ; сам же довольствовался скудною трапезою и не ездил на обеды, также как и у себя почти ни когда не делал 1047 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Pyc. пер.: Кирилл Александрийский , свт. Глафиры, или искусные объяснения избранных мест из книги Исход//Творения: в 3 кн. – М.: Паломник, 2001. – Кн. 2. – С. 241–338. – (Библиотека отцов и учителей Церкви; т. 9). De odoratione et cultu in spiritu et veritate//PG 68, 133–1126. – Pyc. пер.: Кирилл Александрийский , свт. О поклонении и служении в Духе и истине//Творения: в 3 кн. – М.: Паломник, 2000. – Кн. 1. – (Библиотека отцов и учителей Церкви; т. 8). Epistolae//PG 77, 9–390. – Pyc. пер. частично опубликован в: Деяния Вселенских соборов: в 4 т. – Т. 1. – С. 142–143, 144–147, 150–155, 157– 160, 181–184, 186–187, 191–201, 211–212, 266–269, 273–275, 514–517, 540–565, 581–583; Т. 2. – С. 97–99, 100–103, 231; Т. 3. – С. 353–355, 485–486. Explicatio duodecim capitum//PG 76, 293–312. – Pyc. пер.: Кирилл Александрийский , свт. Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе Кириллом, архиепископом Александрийским, когда святой Собор потребовал яснейшего изложения их//Там же. – Т. 1. – С. 406–414. Commentarium in Isaiam prophetam//PG 70, 9–1450. – Рус. пер.: Кирилл Александрийский , свт. Толкование на пророка Исаию//Творения: в 10 ч. – Ч. 6. – Сергиев Посад, 1888. – Ч. 7. – Сергиев Посад, 1889. – Ч. 8. – Сергиев Посад, 1890. Commentarium in Mathaeum//PG 72, 365–470. – Пер. заглавия: Кирилл Александрийский , свт. Толкование на евангелиста Матфея. Apologeticus pro duodecim capitibus adversus orientales episcopos//PG 76, 315–386. – Pyc. пер.: Кирилл Александрийский , свт. Защищение двенадцати глав против восточных епископов//Деяния Вселенских Соборов: в 4 т. – Т. 1. – С. 415–445. Apologeticus contra Theodoretum pro duodecim capitibus//PG 76, 386452. – Pyc. пер.: Кирилл Александрийский , свт. Послание Кирилла, епископа Александрийского, к Евтропию, против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом//Там же. – Т. 1. – С. 445–473. Cyr. Hieros. Catech. Mystag. Cyrillus Hierosolymitanus episcopus Catecheses//PG 33, 331–1060. – Pyc. пер.: Кирилл Иерусалимский , свт. Поучения огласительные// Кирилл Иерусалимский , свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Евтропия, муч. Александрийская ок. 250 года. 30 окт. Евфимия всехвальная, великомученица Халкидонская, ок. 304 года. 16 сент. (Воспоминание чудес ее во время Халкидонского собора 451 года. 11 июля). Евфимия, мученица Амисская при Максимиане, с Александрой и др. 20 марта. Евфрасий, муч. Керкирский, с ап. Иасоном. 28 апр. Евфрасия дева, муч. Никомидийская 303 года. 19 янв. Евфрасия, из 7 дев мучениц Анкирских ок. 304, с Феодотом. 18 мая. Евфрасия, муч. Амисская, с Александрой и др. при Максимиане. 20 марта. Евфросиния девица, мученица Коринфская, с Текусой и др. 6 ноября. Евфросиния, преподобная Александрийская 5 в., подвизавшаяся под именем Смарагда. 25 сент. Евфросиния преподобная, княжна Полоцкая, ум. 1173. 23 мая. Евфросиния, преподобная Суздальская 13 в. 25 сент. Евфросиния преп., в мире Евдокия, вел. княгиня Московская, ум. 1407. 7 июля. Евфросин преп., виденный в раю еще при жизни. 11 сент. Евфросин преп., Псковский чудотворец, ум. 1481. 15 мая. Евфалия дева, муч. Сицилийская. 2 марта. Евфимий, муч. Никомидийский ок. 302 г., с двумя тмами мучч. 28 дек. Евфимий Великий, преп. Палестинский, ум. 473. 20 янв. Евфимий, еписк. Сардийский, исповедник, ум. ок. 840. 26 дек. Евфимий новый, преп. 15 окт. Евфимий преп., архимандрит Суздальский, ум. 1404. 1 апр. (Обретение мощей его в 1507 году. 4 июля). Евфимий, архиеп. Новгородский, ум. 1458. 11 марта. Едесий муч., постр. в Александрии от Иерокла в 306 г., с братом Амфианом. 2 апр. Езекия, царь Израильский. В нед. праотец. Екатерина, великомуч. Александрийская при Максамине. 24 ноября. Екдит из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Ексакустодиан, он же Константин, из 7 Ефесских отроков. 4 авг. и 22 окт. Елеазар, сын Аарона, второй первосвященник Израильский. В нед. праотец. Езеазар священник и семь братий Маккавей, ветхозаветные мучч. при Антиохе Епифане. 1 авг. Елевсипп, муч. 2 в., с Спесиппом и др. 16 янв. Елевферий диакон, муч. в 96 г., с Дионисием Ареопагитом. 3 окт. Елевферий, еписк. Иллирийский, Анфия и Корив, мучч. Римские при Адриане. 15 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Далее приписано еще (лл. 309–360) тем же почерком: 1) 70 и 71 главы – слова Кирилла Александрийского и Иоанна Златоустог о об исходе души от тела и 2) без обозначения глав – пророчества Иосиево, Иоилево, Амоса, Авдея и др., видения Данииловы, о Голиафе, сказание Максима грека о векиих речениях в слове Григория Богослова и повесть о Есфири. – По лл. 6–13 второго счета идет подпись, трудно читаемая; можно разобрать: «сия книга… Максима грека по благословению родителя моего в дом взят (?)... В Описании ркпп. сего общества, сост. Хр. Лопаревым (ч. I, Спб. 1892 г. и ч. II, Спб. 1893 г.) сборников слов Максима грека не указывается. В: 1) Описи древних ркпп., хранящихся в музее Императорского Русского Археологического общества, Д. Прозоровского, Спб. 1879 г. и 2) Описании ркпп. Археографической Комиссии, Спб. 1882 г., Η. П. Барсукова рукописей, содержащих слова или переводы Максима грека , также не указывается. XV. В с. Городце, Нижегородской губернии, в собрании П. А. Овчинникова 887 240) Ркп. 226. Сборник конца XVII, начала XVIII вв., в 8-ку, 96 + 234 лл. Начинается посланием Досифея патриарха Иерусалимского Иоанну Дуке воеводе Молдо-Валахии от марта 1683 г. и выписками из книги Симеона Фессалоникийского (лл. 1–96), за коими следуют: а) сказание о Максиме греке «осьмой убо тысящи» обыкновенной редакции и б) слова Максима грека, списанные с рукописи, имевшей их более 100 (лл. 1–177). Оканчивается 4–8 и 10 посланиями Мелетия патриарха Александрийского князю Василию Острожскому, Гедеону епископу Львовскому и православным в Польше и России и посланием (9-м по счету) князя Константина Острожского православным в Польше и Литве (лл. 180 –234). Ркп. Сборник первой половины XVII в., в 4-ку. Состоит из двух частей: в первой 117 глав, во второй – 114, писанных мелким полууставом, одной рукой. Первая часть начинается словом св. Иоанна Златоустог о о Евтропии, затем идут 80 глав из Постнической книги Василия Великого , Петра черноризца к иноком о посте и молитве, патр. Филофея предание ко своему ученику и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

820 В то время когда св. Иоанн Златоуст был рукоположен в пресвитерский сан (386), у власти находился православный император Феодосий (379–395), Непонятно, кого имеет в виду автор. Возможно, гонения на православных при арианине Валенте (369–378) он ошибочно относит ко времени служения св. Иоанна в сане пресвитера. 823 Трудно определить конкретно, кто имеется в виду, возможно, сам Евтропий. (См: Сократ. Указ. соч. С. 243.) 824 Псевдо-Мартирий указывает на многочисленную оппозицию св. Иоанну Златоусту , которая изначально существовала в Константинополе и благодаря которой стало возможно его достаточно быстрое низложение. (См.: Ommeslaeghe F. Jean Chrysostome et l» impératrice Eudoxie. P. 150–151.) Палладий указывает лишь на противодействие Феофила Александрийского. (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С, 75.) Однако Феофил, по всей видимости, лишь опирался на эту оппозицию. Противодействие оппозиции было сломлено императорской властью. Согласно сообщению Сократа и Созомена. Феофил испугался угроз Евтропия и должен был согласиться на хиротонию. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 241; Созомен. Указ. соч. С. 551.) Феодорит Кирский в « Церковной истории» сообщает, что Златоуст был возведен на Константинопольский престол непосредственно волей императора Аркадия. (См.: Феодорит. Церковная история. С. 204.) 825 Имеется в виду грех симонии – получение священного сана за деньги. Симония получила свое название от имени Симона, захотевшего за деньги получить ту же благодать, которая была у апостолов. (См.: Деян. 8:9–24 .) 827 Кто совершал хиротонию, доподлинно не известно. Согласно Георгию Александрийскому – Феофил Александринский. (См.: Douze récits byzantins... P. 128.) Однако информация Георгия Александрийского может быть неточной. 828 «Аксиос» (достоин) во время таинства рукоположения является ответом церковного народа, выражающего свое согласие на рукоположение ставленника. О чуде возглашения ангелами «аксиос» во время хиротонии св. Иоанна Златоуста не сообщается в других источниках. Автор свидетельствует об этом чуде с большой осторожностью и благоговением, что говорит о его правдивости и ответетвенном отношении к своим словам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010