1205 Повествование о Евтропии заимствовано из «Церковной истории» Сократа. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 243–244.) 1207 Сократ, а вслед за ним и Георгий Александрийский передают то предвзятое мнение, которое сложилось об этом слове Златоуста у его врагов. 1208 Арианский епископ Демофил был изгнан из Константинополя указом императора Феодосия I в 381 г., и арианам было запрещено иметь свои храмы в черте столицы. (См.: Постнов М. Э. Указ. соч. С. 386; Сократ. Указ. соч. С. 250.) Агиограф приписывает изгнание ариан св. Иоанну Златоусту с целью еще большего его возвышения. 1210 Со слов «ибо они» и до конца главы – заимствование из «Церковной истории» Сократа. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 250–251.) 1211 Повествование о Гайне с некоторыми изменениями заимствовано из «Церковной истории» блж. Феодорита Кирского . (См.: Феодорит. Церковная история. С. 206.) О требовании Гайны отдать ему один арианский храм в черте Константинополя сообщает также и Созомен. (См.: Созомен. Указ соч. С. 552–557.) 1215 С этих слов и до конца главы – несколько измененное заимствование из «Церковной истории» Сократа. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 274.) 1216 Вся глава, за исключением приведенных отрывков, является заимствованием из 13, 14, 15 и 20 глав «Диалога» Палладия. 1217 Новатиане – последователи пресвитера Новатиана, отвергавшего возможность принятия в Церковь падших во время гонений. Новатианский раскол существовал до VII в. Одновременно со Златоустом в Константинополе был новатианский епископ Сисиний. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 263–264.) 1218 Четыредесятники – приверженцы малоазийской практики празднования Пасхи 14 нисана. После того, как I Вселенский собор положил конец пасхальным спорам, четыредесятники превратились в секту, просуществовавшую до V в. (См.: Болотов В. В. Указ. соч. Т. 2. C. 435.) Говоря о новатианах и четыредесятниках, агиограф имеет в виду, что св. Иоанн Златоуст противодействовал этим сектам во время поездки в Малую Азию. 1219 Со слова «Антиох» и до слов «вернулся в свой город» – заимствование из Сократа. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 233.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

—162— чрез сличение с латинским оригиналом у Илария (fragm. 8). Его рассказ о переходе Ульфилы из православия в арианство должен быть признан вымыслом, так как Ульфила всегда был арианином. Неисправен он и в некоторых частностях жизни св. Василия и Григория Назианзена и в повествовании о Константинопольском соборе 381-го года, для которого Феодорит – лучший источник. Жизнь Евстафия Антиохийского и епископат Евдоксия он удлиняет 14), а назначение Павлина преемником Евстафию опускает. Он преувеличивает приматство римского епископа, признавая за ним право контроля над всеми церковными постановлениями (II, 8, 15:17), и настолько мало вдумывается в Афанасиев том к Антиохийцам, что приписывает Александрийскому собору 362-го года запрещение употреблять слово: «οσα» (III, 7). Как своеобразная особенность истории Сократа, должно быть, наконец, отмечено его не вполне чистосердечное отношение к двум крупнейшим лицам своего времени, – к Иоанну Златоусту и Кириллу Александрийскому . Брайт с особенным вниманием останавливается на рассмотрении этой черты Сократовой истории и справедливо видит в ней обстоятельство, которое, помимо специального интереса, способно еще пролить свет и на личность историка. В самом деле, рассказывая нам о красноречивейшем из отцов церкви, Сократ отмечает его «ревность к добродетели» и прямоту его жизни, признает и возвышенность целей епископского служения (VI 3, 4:11); но в тоже время распространяется о его «надменности, суровости, чрезмерной смелости в обличении (VI, 4:5)», говорит о «горячем нраве» Златоуста, о «пылкости» в речах 15:18). Он настолько недоброжелателен в отношении к Златоусту, что не желает отрицательно ответить на вопрос, правильно ли было его низложение 15:19), а пожар сената и великой церкви даже прямо называет делом «некоторых из иоаннитов 18)». Мало того: он искажает действия Златоуста в ранний период его епископства, когда он произносил речь в защиту Евтропия, прибегнувшего под покровительство церкви. Он называет эту речь «обличительной» и до-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

820 В то время когда св. Иоанн Златоуст был рукоположен в пресвитерский сан (386), у власти находился православный император Феодосий (379–395), Непонятно, кого имеет в виду автор. Возможно, гонения на православных при арианине Валенте (369–378) он ошибочно относит ко времени служения св. Иоанна в сане пресвитера. 823 Трудно определить конкретно, кто имеется в виду, возможно, сам Евтропий. (См: Сократ. Указ. соч. С. 243.) 824 Псевдо-Мартирий указывает на многочисленную оппозицию св. Иоанну Златоусту , которая изначально существовала в Константинополе и благодаря которой стало возможно его достаточно быстрое низложение. (См.: Ommeslaeghe F. Jean Chrysostome et l» impératrice Eudoxie. P. 150–151.) Палладий указывает лишь на противодействие Феофила Александрийского. (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С, 75.) Однако Феофил, по всей видимости, лишь опирался на эту оппозицию. Противодействие оппозиции было сломлено императорской властью. Согласно сообщению Сократа и Созомена. Феофил испугался угроз Евтропия и должен был согласиться на хиротонию. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 241; Созомен. Указ. соч. С. 551.) Феодорит Кирский в « Церковной истории» сообщает, что Златоуст был возведен на Константинопольский престол непосредственно волей императора Аркадия. (См.: Феодорит. Церковная история. С. 204.) 825 Имеется в виду грех симонии – получение священного сана за деньги. Симония получила свое название от имени Симона, захотевшего за деньги получить ту же благодать, которая была у апостолов. (См.: Деян. 8:9–24 .) 827 Кто совершал хиротонию, доподлинно не известно. Согласно Георгию Александрийскому – Феофил Александринский. (См.: Douze récits byzantins... P. 128.) Однако информация Георгия Александрийского может быть неточной. 828 «Аксиос» (достоин) во время таинства рукоположения является ответом церковного народа, выражающего свое согласие на рукоположение ставленника. О чуде возглашения ангелами «аксиос» во время хиротонии св. Иоанна Златоуста не сообщается в других источниках. Автор свидетельствует об этом чуде с большой осторожностью и благоговением, что говорит о его правдивости и ответетвенном отношении к своим словам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Далее приписано еще (лл. 309–360) тем же почерком: 1) 70 и 71 главы – слова Кирилла Александрийского и Иоанна Златоустог о об исходе души от тела и 2) без обозначения глав – пророчества Иосиево, Иоилево, Амоса, Авдея и др., видения Данииловы, о Голиафе, сказание Максима грека о векиих речениях в слове Григория Богослова и повесть о Есфири. – По лл. 6–13 второго счета идет подпись, трудно читаемая; можно разобрать: «сия книга… Максима грека по благословению родителя моего в дом взят (?)... В Описании ркпп. сего общества, сост. Хр. Лопаревым (ч. I, Спб. 1892 г. и ч. II, Спб. 1893 г.) сборников слов Максима грека не указывается. В: 1) Описи древних ркпп., хранящихся в музее Императорского Русского Археологического общества, Д. Прозоровского, Спб. 1879 г. и 2) Описании ркпп. Археографической Комиссии, Спб. 1882 г., Η. П. Барсукова рукописей, содержащих слова или переводы Максима грека , также не указывается. XV. В с. Городце, Нижегородской губернии, в собрании П. А. Овчинникова 887 240) Ркп. 226. Сборник конца XVII, начала XVIII вв., в 8-ку, 96 + 234 лл. Начинается посланием Досифея патриарха Иерусалимского Иоанну Дуке воеводе Молдо-Валахии от марта 1683 г. и выписками из книги Симеона Фессалоникийского (лл. 1–96), за коими следуют: а) сказание о Максиме греке «осьмой убо тысящи» обыкновенной редакции и б) слова Максима грека, списанные с рукописи, имевшей их более 100 (лл. 1–177). Оканчивается 4–8 и 10 посланиями Мелетия патриарха Александрийского князю Василию Острожскому, Гедеону епископу Львовскому и православным в Польше и России и посланием (9-м по счету) князя Константина Острожского православным в Польше и Литве (лл. 180 –234). Ркп. Сборник первой половины XVII в., в 4-ку. Состоит из двух частей: в первой 117 глав, во второй – 114, писанных мелким полууставом, одной рукой. Первая часть начинается словом св. Иоанна Златоустог о о Евтропии, затем идут 80 глав из Постнической книги Василия Великого , Петра черноризца к иноком о посте и молитве, патр. Филофея предание ко своему ученику и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

двору. В 380 г. сорвалась попытка еп. Петра II Александрийского сместить свт. Григория Богослова и поставить на кафедру Максима Киника. На следующий год при выборе К-польского еп. Нектария егип. представители не выдвинули достойного кандидата. В 397 г. еп. Феофил Александрийский предложил кандидатом на столичную кафедру 80-летнего александрийского пресв. Исидора (см. Исидор Александрийский), к-рый был рукоположен свт. Афанасием I Великим и известен многим в Риме и К-поле, т. к. отвечал за внешние связи своей Церкви по вопросам странноприимных заведений (Idem. 6//Ibid. P. 130). В случае избрания Исидора Александрия получила бы возможность проводить свою политику при имп. дворе. Однако препозит Евтропий, имевший большое влияние при к-польском дворе, предложил в качестве кандидата И. З., что было одобрено императором. И. З. был в стороне от политических интриг, имел хорошую репутацию вслед. добродетельной и аскетической жизни, был знаменит как оратор, выступил миротворцем во время мятежа с крушением статуй. Остается неясным, имели ли место выборы И. З. на столичную кафедру. Сократ и Созомен свидетельствуют, что И. З. был избран всенародно: «По истечении небольшого времени, по всеобщему единодушному голосованию, то есть и клириков и мирян (ψηφσματι κοιν μο πντων κλρου τε φημ κα λαο), император Аркадий послал за ним» ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 2); «голосованием решили это народ и клир (ψηφισαμνων δ τοτο το λαο κα το κλρου)» ( Sozom. Hist. eccl. VIII 2). Еп. Палладий свидетельствует, что инициатива исходила от Евтропия, к-рый убедил императора написать письмо комиту Востока Астерию в Антиохию с повелением «отдать» И. З. ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 5//SC. 341. P. 112-114). Астерий получил письмо императора с приказом отправить И. З. в К-поль тайно, чтобы не вызвать сопротивления И. З. и народных волнений в Антиохии. Комит попросил святителя прибыть к мартирию около Романисийских (Селевкийских) ворот и доставил его в Пагры (ныне Бакрас, приблизительно в 25 км от Антакьи), где И.

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

Сокращенная Иоанном литургия первоначально не имела всех песнопений, какие она имеет теперь. Некоторые из них вошли после св. Иоанна; но они не изменили существенного состава Златоустовой литургии, потому что относятся или к первой части литургии (известной под названием литургии оглашенных), или к той, которая следует за совершением Евхаристии. В настоящее время литургия Иоанна Златоустого чаще других совершается в христианских церквах православного Востока. евреев было шесть городов убежища: три на восточной стороне Иордана, три на западной. В эти города убегали невольные убийцы, а также и те, которые мстили за кровь убитого родственника. У христиан древней Церкви право убежища принадлежало сначала некоторым храмам, а затем и всем. Оно состояло в том, что если осужденный находил убежище в церкви, то был неприкосновенен, пока дело его не было рассмотрено вновь. не менее своим ходатайством пред императором, несмотря на противодействие императрицы Евдоксии, Иоанн Златоустый спас Евтропия на этот раз от заслуженной кары. Впоследствии Евтропий, однако, был сослан и подвергнут смертной казни. город в Финикии, при Средиземном море. Он находился в теперешней Сирии между Бейрутом и Триполисом. титул давался высшим начальникам областей в отличие от второстепенных. Этими словами изобличаются священники народа еврейского, которые вместо того, чтобы указывать народу прямые пути жизни, скрывали их от народа. город в Сирии, теперь Алеппо. город в Сирии, на восточном берегу Средиземного моря. Великий — знаменитый поборник православия в борьбе с арианством. Занимал Александрийскую кафедру с 326 г. по 373 г., с промежутками. Память его празднуется 2 мая и 18 января. к югу от Александрии, на запад от реки Нила, близ Ливийской пустыни. Название горы получилось от обилия нитры или селитры в озерах, примыкавших к горе. Диоскора, епископа Гермопольского и мужа благочестивого, следует отличать от Диоскора еретика, который жил несколько позднее и с 444 г. по 451 г. занимал александрийскую кафедру.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Соперничество Александрийского и Константинопольского епископов. Характеры Кирилла Александрийского и Нестория Константинопольского. I. K IV-мy и в IV-oм столетии первенство на Востоке принадлежало Александрийскому епископу. Деятельность св. Александра и, в особенности, Афанасия Великого доставили Александрийской кафедре неувядаемую славу. Преемник последнего, архиепископ Петр, провозглашенный императором Феодосием наряду с папой Дамасом образцом христианской веры, а потом Тимофей считали себя в праве промовировать своего кандидата на Константинопольскую кафедру (после удаления Демофила) — в лице злополучного Максима Киника. Но вот Константинопольский Собор 381 г. вдруг, неожиданно создает 3-м каноном соперника Александрийскому архиепископу в образе Константинопольского епископа, доселе подчиненного Ираклийскому митрополиту. Однако, и после упомянутого Собора Александрийский архиепископ не считает себя утратившим свои права на Востоке. Преемник Тимофея, архиепископ Александрийский Феофил (с 388 г.) в 397 г. по смерти Константинопольского епископа Нектария, стремился поставить на вакантную кафедру Исидора, пресвитера своего клира. Но здесь он должен был уступить всесильному тогда вельможе, временщику Евтропию, выдвинувшему кандидатуру Антиохийского пресвитера Иоанна. Уже вследствие одного этого, архиепископ Феофил не мог питать особых симпатий к Иоанну, занявшему Константинопольскую кафедру. Но здесь произошли и новые события, которые чувство недовольства Иоанном у Феофила усилили и довели его до неприязни и вражды. В самом конце IV-ro века архиепископ Феофил подверг жестокому гонению Нитрийских монахов за их почитание Оригена, объявленного со стороны некоторых богословов еретиком. Феофил разгромил Нитрию, и до 300 монахов принуждены были бежать в Палестину. Пятьдесят же монахов из Палестины пришли в Константинополь; между ними были 4 так называемые «долгие братья» (αδλφοι μακροι) — Аммоний, Диоскор, Евсевий, Евтимий, из которых старший Аммоний пользовался большим авторитетом (Созомен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

1158 Никаких конкретных сведений о том, что император Аркадий узнал о ев. Иоанне прежде, чем встал вопрос о преемнике покойного епископа Нектария и евнух Евтропий, который лично знал Златоуста, не указал на него императору, источники не сообщают. Палладий говорит, что идея о рукоположении св. Иоанна во епископа Константинопольского принадлежит евнуху Евтропию. (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С. 75.) Сократ же свидетельствует только, что о Златоусте «распространилась молва как о человеке учительном и красноречивом». (См.: Сократ. Указ. соч. С. 240.) 1161 Маркион – еретик-гностик, живший во II в. В своем лжеучении он отрицал Ветхий Завет . По словам B. В. Болотова , «маркионитство оказалось по своей церковной организации более, чем другие секты, устойчивым. ... B IV в. маркионитство составляло значительную силу не только на Востоке, но и на Западе». (См.: Болотов B. В. Указ. соч. Т. 2. С. 226–230.) 1164 Сведения о времени кончины епископа Нектария заимствованы у Сократа. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 240.) 1168 Рассказ о мятеже в Антиохии вполне искусственно вставлен в текст Палладия между словами «взволновать Антиохию» и «комит, получив письмо...», Этим рассказом агиограф стремится подчеркнуть всеобычайную народную любовь к пастырю, и поэтому в отрывок, заимствованный у Палладия, он включает повествование о вспыхнувшем в Антиохии мятеже. Помимо того, что о мятеже ничего не говорит Палладий, на то, что его удалось избежать, указывает и Созомен. Говоря о действиях правителя Востока Астерия, которому было поручено увезти св. Иоанна из Антиохии, он пишет: «Хорошо, что вздумал он распорядиться этим делом прежде, чем узнали столь склонные к возмущению антиохийцы. Известно, что по своей воле она никак не отпустил бы Иоанна, пока не потерпели бы сами, либо не сделали бы чего другим». (См.: Созомен. Указ. соч. С. 549–550.) Естественно, можно предположить, что после того, как св. Иоанн был увезен из Антиохии, в городе могло возникнуть недовольство народа, что и нашло отражение в этом повествовании.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

13. В одной из 12 «Бесед на Послание к Колоссянам» св. Иоанн Златоуст упоминает происшедшее в том же году низложение Евтропия, однако не говорит о его смерти – следовательно, беседы произнесены в Константинополе в период между этими двумя событиями, т. е. в 399 г. 14. Два цикла «Бесед на Послания к Фессалоникийцам» включают 11 бесед на 1-е послание и 5 на 2-е. Оба цикла относятся к константинопольскому периоду жизни святителя. 15. Святитель Иоанн Златоуст оставил комментарий ко всем пастырским посланиям святого апостола Павла. «Беседы на два Послания к Тимофею» включают 18 бесед на 1-е послание и 10 – на 2-е. Оба цикла, вероятно, составлены в Антиохии, на что указывают упоминания о монашеских общинах, расположенных близ города, а также о пожаре в храме Аполлона, о котором св. Иоанн упоминал также в «Беседе о св. мученике Вавиле». Толкование 1Тим.5:9 содержится в отдельной «Беседе о вдовицах, о воспитании детей и о милостыне». 6 «Бесед на Послание к Титу», вероятнее всего, произнесены в Антиохии. 3 «Беседы на Послание к Филимону», произнесенные также в Антиохии, содержат учение св. Иоанна Златоуста об институте рабства, который он рассматривает как одно из последствий греха; он называет слуг и рабов «братьями во Христе» и требует, чтобы с ними обращались как с таковыми. 16. Цикл «Бесед на Послание к Евреям», состоящий из 34 бесед, произнесен св. Иоанном в последний год его епископства в Константинополе, т. е. в 403–404 гг., поскольку в заглавии указывается, что эти беседы были опубликованы после его смерти на основании стенографических записей пресвитера Константина. Догматические и полемические беседы 1. Среди сравнительно небольшого количества догматических произведений Златоуста имеются 12 слов «Против аномеев, о непостижимом Боге». Первые пять слов из этого цикла произнесены предположительно в 386–387 гг. в Антиохии и направлены против наиболее радикальной части ариан, так называемых аномеев. Основателем этой секты был Аэтий, а главным идеологом – Евномий, отчего их называли также евномианами. Аномеи доказывали, что Бога можно познать так, как Он знает Сам Себя. Они утверждали, что Сын не только не равен Отцу, но и не подобен Ему. Святитель Иоанн Златоуст защищает непостижимость Бога против рационалистических мнений, отрицавших трансцендентность Божественной природы. В качестве источников св. Иоанн Златоуст использует, помимо Священного Писания и литургических текстов, произведения Филона Александрийского, святителей Василия Великого и Григория Нисского . Слова 6–12 произнесены в Константинополе в 397 г. и не направлены непосредственно против аномеев. Последующие издатели присоединили их к первым пяти словам под общим заглавием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

26 июня 404 года был поставлен патриархом Арзакий, человек очень старый, брат предшественника Иоанна, Нектария. Иоанн был сослан в город Кукуз в Армении. Выбор места ссылки, по его словам, принадлежал императрице. 543 Иоанниты и их враги взаимно взваливали друг на друга вину происшедшего бедствия. 544 Было снаряжено расследование дела и суд под председательством префекта города, Оптата. Многие видные лица из числа приверженцев Иоанна были признаны виновными и подвергнуты разным наказаниям. В числе привлеченных к суду была и диакониса Олимпиада. Знатная и богатая по происхождению, Олимпиада была дочерью невесты императора Константа, бывшей впоследствии в замужестве с армянским князем. 545 Олимпиада была наказана крупным штрафом и, покинув столицу, переселилась в Кизик. К лицам низшего положения суд был строже. 546 Так, один пресвитер, по имени Тигрис, по происхождению варвар-вольноотпущенник, подвергся телесному наказанию и умер на пытке. Чтец Евтропий, совсем молодой человек, после страшных телесных истязаний умер в тюрьме. Пострадало много лиц разного положения, одни – по суду, другие – во время военных репрессий, разгонявших собрания иоаннитов. По свидетельству современника, знавшего лично многих из пострадавших, солдаты позволяли себе разные бесчинства: срывали богатые одежды с женщин, рвали с них ожерелья, пояса, вырывали серьги из ушей, а иногда и вместе с ушами. 547 Из этого последнего сообщения следует заключить, что мятежные собрания иоаннитов продолжались и правительство принимало против них строгие меры. Указ от 11 сентября, обращенный к городскому префекту, повелевает взыскивать штраф в 3 фунта золота с хозяев, рабы которых будут участвовать в мятежных сходках; городские корпорации за участие своих членов в сходках подлежат уплате штрафа в 50 фунтов золота. 548 Своими проповедями против сильных и богатых Иоанн вызвал брожение в низшем классе населения столицы и являлся в глазах правительства демагогом. А тот фанатизм, который обнаружили его приверженцы во время его удаления, объясняет строгость мер в отношении иоаннитов и самого пастыря. Иоанн имел приверженцев не только в столице, но и в городах Малой Азии, которые устраивали ему по пути кое-где торжественные встречи, о чем он сам помянул в письмах к друзьям с дороги. 549 Считая его низложение незаконным, иоанниты отказались от общения с патриархами Константинопольским, Антиохийским и Александрийским и были настолько многочисленны, что грозили явиться новой сектой. 18 ноября 404 года был издан указ на имя префекта претория Востока, в котором было повелено правителям провинций воспрещать частные собрания тем, кто не признает патриархов Арзакия, Феофила и Порфирия. 550 Таким образом, волнение, вызванное Иоанном, захватывало широкий круг, не ограничиваясь столицей, и имело в глазах правительства вид церковного раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010