Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛИМП [Греч. Ολυμπος] (ныне Улудаг, Турция), горный массив на северо-западе М. Азии (ист. обл. Вифиния и частично Геллеспонт), крупнейший средневизант. центр развития монашества, который включал как горный район О., так и соседние мон-ри на азиат. берегу Мраморного м. и на сопредельных территориях: Атроа, Арганфоний, Дагута, Пандим. О. был одним из наиболее влиятельных монашеских центров Византийской империи и благодаря близости к К-полю в кон. VIII-XI в. оказывал большое влияние на религиозную и церковно-политическую жизнь столицы. Источники Несмотря на большое количество источников, О. остается недостаточно изученным регионом Византии. Б. Ментон и Р. Жанен собрали основные сведения письменных источников об О. ( Menthon. 1935; Janin. Grands centres. P. 127-214) преимущественно агиографического характера: Жития преподобных Иоанникия Великого (BHG, N 935, 936), Петра Атройского (Ibid. N 2364), Евстратия Тарсийского (Ibid. N 645), Никифора и Никиты , игуменов Мидикийских (Ibid. N 2297, 1341), Макария , игум. Пелекитского (Ibid. N 1003), Феофана Исповедника (Ibid. N 1787, 1789, 1791), Феодора Студита (Ibid. N 1754, 1755d), Антония Нового (Ibid. N 142), Константина Синадского («Константина из иудеев») (Ibid. N 370), Илариона Грузина ( Цулая Г. В. Житие и деяния Илариона Грузина. М., 19982), Евфимия Святогорца (Vie des SS. Jean et Eithyme//Histoires monastiques georgiennes/Trad., pref. P. Peeters. Brux., 1917/1919. P. 8-68. (AnBoll; 36/37)), святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , свт. Евфимия II (I) , патриарха К-польского (BHG, N 651-652). Кроме того, были учтены произведения прп. Феодора Студита (катехизисы, Похвальное слово прп. Платону Саккудийскому, письма) и Михаила Пселла (письма), патриаршие и имп. акты и др. В последние 2 десятилетия изучение региона стало наиболее интенсивным ( Auz é py. 2003; Belke. 2009), однако количество археологических раскопок пока незначительно. В наст. время точно определено расположение лишь небольшого числа мон-рей О., гл. обр. на побережье (Элегмон, Мидикий, Пелекита, Мегас-Агрос, возможно, Саккудий). Географическое положение

http://pravenc.ru/text/2578317.html

Никифор I , патриарх К-польский (806-815), совершил поставление прп. Никиты во игумена Мидикийского мон-ря. В 815 г. имп. Лев V, стремившийся уменьшить влияние Церкви на политические дела и умело использовавший для этого иконоборческие настроения, к-рые были сильны в визант. обществе, отправил свт. Никифора в ссылку, а на Патриаршую кафедру возвел светского чиновника Феодота Мелиссина Касситеру (см. Феодот I ). Прп. Никита был сослан на неск. дней в крепость Массалею, после чего согласился признать нового патриарха. Впрочем, вскоре под влиянием прп. Феодора Студита Никита изменил свою т. зр. Вплоть до своей смерти в 824 г. он жил в метохии, к-рый находился на территории имения, приобретенного им в окрестностях К-поля. Впосл. его останки были перенесены в Мидикий и положены рядом с мощами прп. Никифора. Преемником прп. Никиты стал Феоктист, также подвергшийся заключению в 815 г. В период расцвета в Мидикии проживали более 100 насельников. В XI в. Мидикийский монастырь перешел во владение Михаила Пселла, а затем - Анастасия Лизика. Обитель просуществовала до XVII в. Главный храм обители был посвящен арх. Михаилу, впосл.- Всем святым. В урочище Чакалджалар сохранились фундаменты зданий и фрагменты средневизант. мраморных рельефов. IV. Мон-рь Илиу-Вомон (или Элеовомон), по всей видимости тождественный обители Элегмон. Расположен к востоку от Апамеи, в местечке Элегмы. Первые упоминания о «монастыре Вомон» относятся к 787 г. (в деяниях VII Вселенского Собора содержится подпись игумена обители), а также к нач. IX в., когда его настоятель был смещен как сторонник прп. Феодора Студита. В правление имп. Феофила сюда был сослан буд. патриарх К-польский свт. Мефодий I. В сер. IX в. настоятелем стал Николай, брат прп. Евстратия Тарсийского. В этот период обитель была тесно связана с Агаврским мон-рем или даже была его метохием. Известен игум. Иоанн, состоявший в переписке с Игнатием Никейским. Игумен мон-ря Илиу-Вомон Иоанн и эконом Василий посещали прп. Иоанникия. В нач. Х в. свт.

http://pravenc.ru/text/2578317.html

I. Агавр. Самый знаменитый мон-рь собственно О., был расположен в местечке Калимн, в 3 км к западу от Прусы ( Herg è s. 1899. P. 231-232; Mango C., Efthymiades S. The Correspondence of Ignatios the Deacon: text, transl., and comment. Wash., 1997. P. 188. (CFHB; 39); Auz é py et al. 2009. P. 443). Слово γαυρος обозначало евнухов, которые допускались в обитель. Игумен и основатель мон-ря (вероятно, лавриотского) Григорий поселился здесь со своими братьями - Василием, Петром, Агафоном и Антонием. В 787 г. Григорий участвовал в VII Вселенском Соборе. В 792 г. он направил прп. Иоанникия Великого, желавшего стать насельником Агавра, в обитель Антидий. Через 2 года Иоанникий вместе с иноками Евстратием и Феофилактом получил от Григория келлию на Агаврской горе. Преемником Григория на небольшой срок стал его племянник прп. Евстафий, а затем др. племянник, прп. Евстратий Тарсийский, к-рый был близок к прп. Иоанникию Великому. В правление имп. Феофила (829-842), поддерживавшего иконоборчество, Евстратия сменил иконоборец Антоний. Последний, впрочем, под влиянием прп. Иоанникия вскоре обратился в Православие. После 842 г. прп. Евстратий вновь стал игуменом Агаврского мон-ря. В нач. IX в. обитель владела расположенными вблизи метохиями св. Агапия, св. Космы (на дороге из Агавра в Лефкады), св. Илии, где между нояб. 823 и мартом 824 г. проходило совещание руководителей монастырей, св. Георгия (между обителью и горой Трихалик), Лефкады и проастием в Катаволе (мон-рь Илиу-Вомон), анонимным метохием близ Прусы, а также метохием в К-поле, где и скончался прп. Евстратий. При имп. Михаиле III (842-867) доходы мон-ря достигали 100 номисм в год, а число братии превышало 30 чел. В 1318 г. права на мон-рь, к-рый к тому времени, по всей видимости, находился в запустении, были переданы митрополиту Прусы. Вероятно, вблизи обители в нач. IX в. располагался жен. Перистерский мон-рь. II. Мон-рь св. Захарии. У подножия горы Олимп, близ сел Каккал и Калумена, находился храм св. Захарии. Павел, учитель прп.

http://pravenc.ru/text/2578317.html

В Житии прп. Иоанникия Петра Монаха содержатся др. сведения: Е. Т. не покидал свой мон-рь в 815 г. и не подвергался преследованиям со стороны иконоборцев. Он регулярно встречался с прп. Иоанникием, рассказывая ему о том, что происходит в мире, приводил к преподобному страждущих и толковал его пророчества (Vita S. Ioannicii, auctore Petro Monacho. 58). Однажды, когда Е. Т. был далеко от своего наставника, у него пошла носом кровь, ни один врач не мог остановить кровотечение, и вскоре Е. Т. совсем лишился сил. Тогда он послал монаха к прп. Иоанникию, а тот, провидя случившееся с учеником, сам вышел навстречу монаху и приказал передать Е. Т., что вскоре тот исцелится. Когда прп. Иоанникий произносил эти слова, у Е. Т. прекратилось кровотечение, и уже на следующий день он отправился в близлежащий монастырь, чтобы поведать о чудесах, сотворенных прп. Иоанникием. За нек-рое время до восстановления иконопочитания прп. Иоанникий в разговоре с Е. Т. назвал имя буд. патриарха К-польского свт. Мефодия, а затем через Е. Т. отправил Мефодию письмо (Ibid. 61). Точное время, когда Е. Т. стал игуменом монастыря Агавр, неизвестно. В Житии прп. Иоанникия в версии Саввы говорится, что однажды настоятель монастыря Григорий сообщил Иоанникию, что хочет отправиться по некоему делу в К-поль. Прп. Иоанникий ответил ему, что это невозможно, поскольку время его земной жизни истекло. Григорий скончался через 11 дней после пророчества (Vita S. Ioannicii auctore Sabba Monacho. 32). Савва не сообщает года смерти Григория, самое близкое временное указание содержится в 29-й гл.- 5-й год правления императоров Михаила II и Феофила (т. е. 825). Известно также, что после Григория игуменом на небольшой срок стал Евстафий, и только после него - Е. Т. (Vita Eustratii. 7). В какой-то период в правление имп. Феофила иконоборцы, воспользовавшись временным отсутствием Е. Т., поставили игуменом иконоборца Антония (Ibid. 36; по мнению М. Каннингем, это единственный пример назначения иконоборческого игумена при Феофиле (The Life of Michael the Synkellos. 1991. P. 164)).

http://pravenc.ru/text/187526.html

Источником о жизни Е. Т. является и Житие прп. Михаила Синкелла (BHG, N 1296), в к-ром рассказывается об участии Е. Т. наряду с прп. Иоанникием в выборе нового патриарха К-польского в 843 г. (The Life of Michael the Synkellos. 1991. P. 102). Житие Святой происходил из дер. Вициниана (Вициана) близ г. Тарс (М. Азия) в феме Оптиматы, его родителями были благочестивые люди, Георгий и Мегефо. Когда Е. Т. исполнилось 20 лет, он узнал, что 2 его дяди со стороны матери подвизались на Вифинском Олимпе, а один из них, Григорий, стал настоятелем Агаврского мон-ря. Покинув родительский дом, Е. Т. отправился на Вифинский Олимп и после долгих уговоров сумел убедить Григория в искренности своего желания стать монахом. Приняв постриг, Е. Т. вел аскетическую жизнь. Точное время прихода Е. Т. в Агаврский мон-рь неизвестно, однако он упоминается в числе монахов при описании 1-го визита в мон-рь прп. Иоанникия (794 - по версии Петра Монаха, 797 - по версии Саввы; хронологические таблицы, составленные на основании 2 Житий прп. Иоанникия, см. в кн.: Mango. 1984. P. 395-398). Спустя 13 лет (807 или 810 соответственно) Иоанникий снова пришел в Агаврский мон-рь. Е. Т. принимал участие в постройке уединенной келлии в окрестностях мон-ря, о к-рой просил Иоанникий. Именно в это время прп. Иоанникий, предвидя дальнейшую судьбу Е. Т., приблизил его к себе (Vita S. Ioannicii, auctore Petro Monacho. 11-12). Вскоре Е. Т. стал единственным посредником между прп. Иоанникием и окружающим миром и получил дар толковать предсказания преподобного. Так, в 811 г. он привел к Иоанникию родственников имп. Никифора I, отправившегося на войну с болгарами, и разъяснил им пророчество о его гибели. Спустя нек-рое время Е. Т. был послан по некоему поручению в К-поль, там к нему обратились родственники нового имп. Ставракия, желая узнать у прп. Иоанникия о длительности правления Ставракия (Ibid. 14-15). Согласно Житию Е. Т., после возобновления иконоборческой политики при имп. Льве V (815) все правосл. монахи были вынуждены покинуть обители и скрываться в горах и в иных труднодоступных местах; покинул мон-рь и Е. Т. Он присоединился к прп. Иоанникию, стал свидетелем множества его чудес и жил с ним в пещере до Торжества Православия в 843 г. Е. Т. вернулся в Агаврский мон-рь и собрал вокруг себя разобщившуюся за время иконоборчества братию (Vita Eustratii. 10-12).

http://pravenc.ru/text/187526.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВСТРАТИЙ ТАРСИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Евстратий Тарсийский, игумен Агаврский, чудотворец. Икона Редакция текста от: 19.09.2015 07:01:24 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/4852.html

Евсевий с Харадампом, 31 мая. Евсевий муч. с Неставом, 19 сент. Евсевий пр., 24 сент. Евсевий , пресв., 7 окт. Евсевий диакон муч., 19 окт. Евсевий монах муч. в Тивериополе, 28 нояб. Евсевиот муч., 27 мая. Евсевия с Дорофеем и Кириакою, 26 июля. Евстафий , патриарх констант., 31 мая. Евстафий , священномуч., 7 июля. Евстафий , муч. во Фракии, 20 авг. Евстафий , монах римский, 25 сент. Евстафий , муч. римский, 27 и 28 сент. Евстафий муч., 24 окт. Евстратий муч., 13 июня. Евсузий , 24 дек. Евтихиан муч. со Стратигием, 19 авг. Евтихиан муч., 2 сент. Евтихий муч., 2 сент. Евтихий муч. с Фессалоникою, 19 дек. Евтихия , дочь ап. Филиппа, 4 сент. Евтропий , 19 февр. Евтропия с Леонидом, 25 июня. Евфрасий , еп. ионопольский, 17 июля. Евфрасия или Евфросиния 8 и 14 мар. Евфродисий муч., 31 янв. Евфросиния муч., 25 июня. Евфросин пр., 23 февр. Евфросин муч., 6 марта. Евфалия , 6 мая. Евфасия муч., 12 янв. Евфимиан муч., 23 нояб. Евфимий новый, 4 янв. Евфимий , болгар. патриарх 14 века, без числа. Евфимий серб., без числа. Евфимий , игумен ватопедский, 4 янв. Евфимий муч., 1814 г., 22 мар. Евфимий , пр. чудотворец, 1 апр. Евфимий муч., 1814 г., 1 мая и 21 мар. Евфимий новый, основатель иверского монастыря на Афоне, 13 мая. Евфимий , патр. констант., 5 авг. Евфимий с Неофитом дохиарские, 9 нояб. Ефмимия муч. с Хрисанфом, 4 янв. Евфимия близ Неория, 16 мая. Евфимия с Христофором, 19 и 22 нояб. Еглон пр., 16 авг. Езекия царь, 28 авг. Елеазар муч., 1 авг. Елеазар , сын Аарона, 2 сент. Еиевферий , 1 апр. Еиевферий перс муч., 13 апр. Елевферий , патриарх антиох., с 1012 г., без числа. Елевферия собор близ Ксиролофа, 21 июля. Елен , еп. тарсийский, 23 нояб. Елладий пр., 9 нояб. Елисаветы и Захарии собор, 24 июня. Елисавета , 18 дек. Елиссея пророка пренес. мощей, 20 июня. Емилиан св. отец, 18 янв. Емилиан , 16 мар. Емилиан с Терентием и Викентием, 11 дек. Емилия , бабка Василия, без числа. Еммануил или Мануил муч., 20 мар. Еннафа муч. с Феклою и Марфою, 9 июня. Енос праотец, 1 мар. Енох праотец 1 мар.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Из Отца Безначальнаго Сына и Духа Святаго исповедуем, вернии,/из Тебе, Всенепорочная, глаголюще воплотитися/Собезначальное, Единородное Слово Отцу и Божественному Духу,/и вопием: благословите, вся дела Господня, Господа.  Песнь 9 Ирмос: Камень нерукосечный/от несекомыя горы, Тебе, Дево,/краеугольный отсечеся,/Христос, совокупивый разстоящаяся естества./Тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем.  Припев: Святая мученице Пелагие, моли Бога о нас. Слово изрещи не может твоих похвал, Пелагие,/пучину бо чудес источаеши твоего Жениха силою и благодатию,/Егоже ныне моли вся спасти, поющия тя.  Припев: Святая мученице Пелагие, моли Бога о нас. Ставши на судищи, невесто, венценосице Пелагие,/желанию крайнему сподобилася еси, мученице, предстати/и пищу восприяла еси вечнаго наслаждения.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Миру мир подати твоего Жениха умоли, мученице Пелагие Богомудрая,/Церковь сохранити от напастей/и благодатию тя поющия озарити.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Явилася еси Дева и Мати, паче естества, Богородительнице,/Слово, заченшая Отчее, воплощенно Сие рождши,/Имже ныне спасаеми, Тя, Богородице, величаем.  Рекомендуем молитвы Среда, 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста Глас 3, Великий пост. Сухоядение прп. Илариона Новаго, игумена Пеликитскаго (ок. 754). прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийскаго (ок. 815). прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). мч. Бояна (Енравота), кн. Болгарского (ок. 830). исп. Николая Постникова, пресвитера (1931). сщмч. Василия Малинина, пресвитера (1938). мч. Иоанна Чернова (1939). Самое популярное Сейчас в разделе 6235  чел. Всего просмотров 283 млн. Всего записей 1877 ©2024 Молитвослов

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСХИРИОН [греч. Ισχυρων], свт. (пам. визант. 23 нояб.), еп. Время и место жизни неизвестны. Память И. и посвященное ему двустишие («Жив сыи, Исхирионе, крепость беше церковная, каковую и по смерти разумно усиливает») содержатся в греч. стишных Синаксарях (напр., в Paris. gr. 1582, XIV в., и ГИМ. Син. греч. 369(353), 1-я пол. XIV в.). В них говорится только то, что И. был епископом и почил в мире. Эти сведения впосл. были включены в греч. печатную Минею (Венеция, 1593) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца . Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, предположил, что И. мог быть епископом Тарса, как и упоминаемый после него в Синаксарях Тарсийский еп. Елен . Однако Елену посвящено отдельное двустишие. В XIV в. при переводе юж. славянами стишного Синаксаря сведения об И. попали в состав слав. стишного Пролога и из него были внесены в ВМЧ. В современном календаре РПЦ память И. отсутствует. Ист.: ВМЧ. Нояб. Дни 23-25. Стб. 3260; Владимир (Филантропов). Описание. С. 527; SynCP. Col. 249, 251; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 172; Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 284. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 363; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 226. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/1237697.html

Нет достаточного основания утверждать, что под Фарсисом должно разуметь Испанию, и в частности город Тартесс в Андалузии, откуда в древности вывозилось золото и драгоценные камни. И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиииу: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис; отдал плату за провоз, и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа ( Иона. 1, 1–2 ). Полагают, что пророк Иона, скрываясь от лица Господня, поплыл в Испанию! Что общего было в то отдаленное время между Обетованной Землей и Испанией?! Ни религиозных, ни политических, ни даже торговых соотношений между сими двумя противоположными странами не существовало. Корабли Хирама, царя Тирского, и корабли Соломона привозили золото и другия драгоценности и слоновую кость и павлинов из Офира. И прислал Хирам чрез слуг своих корабли и рабов, знающих море, и отправились они с слугами Соломона в Офир, и добыли оттуда четыреста пятьдесят талантов золота и привезли царю Соломону ( 2Пар. 7, 18 ). В Испании не могло быть местной слоновой кости и павлинов. Толкователи Библии – Михаэлис, Нибур и другие ищут Офир в счастливой Аравии, другие ищут его в Индии, но не в Испании. Бегство пророка Ионы в Испанию не имеет никаких религиозно-нравственных побуждений. А для пророка другия какия-либо побуждения и не мыслимы. Пророк Божии Иона, скрываясь от лица Господня, вместо того, чтобы сухим путем отправиться на восток, в Ассирию, в главный город сего великого царства – Ниневию, сел в Иоппии на Тарсийский корабль и направился в город Тарс – главный город Киликии, родину (впоследствии) святого апостола Павла-Тарсянина ( Деян. 9, 11 ). На основании 22 стиха X главы 3-й книги Царств можно предполагать, что Тарсийские корабли, т. е. корабли под флагом Киликии и главного ея города Тарса (такие морские флаги были вообще и в то время и об них упоминается в 7 ст. XXVII гл. пророка Иезекииля), представляли из себя морския суда меньших размеров, сравнительно с великими кораблями Тира и Сидона. Пророк Иезекииль прямо говорит о Тире: Фарсийские корабли (надо читать Тарсийские корабли, по Вульгате), были твоими караванами в твоей торговле, и ты сделался богатым и весьма славным среди морей ( Иез. 27, 25 ). Тир, Сидон, Бейрут (древний Вирит), Киликия и Тарсис находятся хотя и в далеком соседстве, но все-же на одном и том-же восточном Мало-Азийском берегу Средиземного моря. Эти уединенные теперь берега и эти места так хорошо известны нашим путешественникам в Святую Землю... Эти корабли прибрежных соседей и составляли, по пророку, морские караваны.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010