1/14 марта – Неделя сыропустная, Воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье. Предлагаем богословско-филологический комментарий стихиры на «Господи, воззвах» Сыропустной недели «Седе Адам прямо рая». В евангельском отрывке от Матфея, который читается на Литургии в Прощеное воскресенье, говорится о прощении, посте и небесных сокровищах (см.: Мф. 6: 14–21). Данные темы близки каждому православному христианину. Но в этот день вспоминается не менее важная тема – Адамово изгнание. Богослужебные тексты говорят: греховное состояние человека подобно тому состоянию, в котором находился изгнанный из рая Адам. На церковнославянском стихира звучит следующим образом: «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго» . Греческий оригинал: «κθισεν δμ, πναντι το Παραδεσου, κα τν δαν γμνωσιν θρηνν δρετο. Ομοι, τν πτ πονηρ πεισθντα κα κλαπντα, κα δξης μακρυνθντα! ομοι, τν πλτητι γυμνν, νν δ πορημνον! λλ Παρδεισε, οκτι σου τς τρυφς πολασω, οκτι ψομαι τν Κριον κα Θεν μου κα Πλστην· ες γν γρ πελεσομαι, ξ ς κα προσελφθην. λεμον, Οκτρμον, βο σοι· λησν με τν παραπεσντα» . Русский перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота): «Сел Адам напротив рая и свою наготу, сетуя, оплакивал: “Увы мне, обману лукавого поверившему, и ограбленному, и от славы удаленному! Увы мне, по простоте обнаженному и ныне недоумевающему! Но, о рай, больше я твоею роскошью не наслажусь, больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; ибо в землю отойду, из которой и был взят. Милостивый, Сострадательный, взываю Тебе: помилуй меня, падшего!”» . Адам напротив рая Стихира начинается с того, что нам говорят об Адаме, который сел напротив рая и оплакивал свое изгнание. Стихира и есть молитва Адама, в которой он сокрушается о своем падшем состоянии и взывает к Богу о помиловании.

http://pravoslavie.ru/137900.html

В субботу на малей вечерни, стихиры воскресны, и Богородицы, по обычаю. Тропарь воскресен. Слава, и ныне, Богородичен его. На велицей вечерни, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3, и анатолиев един: и предпразднства 3: и мученика три. Слава, святаго. И ныне, Богородичен настоящаго гласа. На литии, стихира храма, таже стихиры стиховныя предпразднства вечерния. Слава, предпразднства, иже писана на Господи воззвах. И ныне, иже писана на утрени, на стиховне. На стиховне, стихиры воскресны. Слава, и ныне, предпразднства. На благословении хлебов тропарь: Богородице Дево: дважды. и предпразднства единожды. и чтение. На утрени, на Бог Господь, тропарь воскресн дважды. Слава, святаго. И ныне, предпразднства. По кафисмах седальны воскресны, и богородичны их, и чтение во евангелии. посем поем непорочны, ипакои, и чтение. Степенна гласа. Таже, прокимен, и Всякое дыхание: и Евангелие воскресно. Таже, Воскресение Христово: и псалом 50: и стихира воскресна. Канон воскресн со ирмосом на 4: и Богородицы на два, и предпразднства на 4: и мученика на 4. Катавасиа праздника: Сушу глубородительную землю: По 3-й песни, кондак и икос предпразднства. и седален святаго. Слава, и ныне, предпразднства. По 6-й песни, кондак и икос воскресн. На 9-й песни поем Честнейшую: Светилен воскресн. Слава, мученика. И ныне, предпразднства. На хвалитех стихиры воскресны 4, и анатолиев 1: и предпразднства 3, стиховныя, с припевы их. Слава, стихира евангельская. И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. Тропарь воскресн, и ектении, и отпуст, и оглашение: и обычное исхождение в притвор, и час 1. На 1 часе, тропарь воскресн. Слава, предпразднства. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондак предпразднства, и конечный отпуст. На 3-м часе, тропарь воскресн. Слава, мученика. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак воскресн. Такожде и на прочих часех глаголем прежде тропарь воскресн, а предпразднства и мученика тропари пременяюще глаголем. Такожде и кондаки, воскресн, и предпразднства, пременяюще глаголем. На литургии, блаженна октоиха, на 4: и предпразднства песнь 3, на 4, и святаго песнь 6, на 4. По входе тропарь воскресн, и предпразднства: таже храма святаго, и мученика. Кондак воскресн, и храма святаго. Слава, мученика: И ныне, предпразднства. Прокимен, апостол, Аллилуиа, и Евангелие, прежде недели, потом святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, стихира евангельская. Слава: Стихира Евангельская. И ныне, глас 2: Преблагословена еси, Богородице Дево,/Воплощшим бо ся из Тебе ад пленися,/Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися,/смерть умертвися, и мы ожихом./Тем воспевающе вопием:/благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе. И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева,/ибо Воплотившимся от Тебя ад пленен,/Адам из него возвращен,/проклятие лишилось силы,/Ева освобождена, смерть умерщвлена/и мы исполнились жизни./Потому, воспевая, взываем:/“Благословен Христос Бог, так благоволивший, слава Тебе!” Священник: Слава Тебе, показавшему нам свет! Славословие великое. Славословие великое. Таже, тропарь воскресн. Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада,/разрушил еси осуждение смерти, Господи,/вся от сетей врага избавивый;/явивый же Себе апостолом Твоим,/послал еси я на проповедь,/и теми мир Твой подал еси вселенней,/Едине Многомилостиве. Тропарь воскресный Воскреснув из гроба, Ты расторг и оковы ада,/отменил осуждение на смерть, Господи,/всех от сетей врага избавив;/явившись же Апостолам Твоим,/Ты их послал на проповедь/и через них мир даровал вселенной,/Единый Многомилостивый. Таже, ектении. И отпуст. И отпуст. НА ЛИТУРГИИ. Блаженны, глас 6: Помяни мя, Боже Спасе мой,/егда приидеши во Царствии Твоем,/и спаси мя, яко Един Человеколюбец. НА ЛИТУРГИИ Блаженны, на 8 Помяни меня, Боже Спаситель мой,/когда придешь во Царствии Твоем,/и спаси меня, как единый Человеколюбец. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Древом Адама прельстившагося,/древом крестным паки спасл еси и разбойника, вопиюща:/помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Адама, через древо прельщенного,/Ты снова спас древом Креста,/как и разбойника, взывавшего:/“Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!” Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Адова врата и вереи сокрушивый, Жизнодавче,/воскресил еси вся, Спасе, вопиющия:/слава востанию Твоему.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/oktoih-vo...

Хор: Тебе, Господи. Священник возглашает: Ибо Тебя хвалят все Силы небесные, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Лик: Аминь. Хор: Аминь. Таже: Свят Господь Бог наш. трижды. Стих: Яко свят Господь Бог наш. Стих: Над всеми людьми Бог наш. Светилен дня или праздника. В воскресенье диакон возглашает, а хор повторяет трижды: Свят Господь Бог наш. Стих: Ибо свят Господь Бог наш. Стих: Над всеми людьми Бог наш. Воскресный ексапостиларий, и святаго, аще празднуется. На хвалитех стихиры воскресны 4 и Анатолиевы 4. Глаголем и стиха два: Затем Ексапостиларий воскресный и празднуемого святого. И далее в праздники начинаем петь на случившийся глас Хвалитные псалмы и стихиры “На Хвалитех”. В воскресные дни – 4 воскресных и 4 Анатолиевы. Прибавляем и дополнительные стихи: Стих 1: Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца. Стих 1: Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя,/не забудь бедных Твоих до конца. Пс 9:33 Стих 2: Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим,/повем вся чудеса Твоя. Слава, стихира евангельская рядовая. Слава: Стихира Евангельская рядовая. И ныне: Преблагословенна еси: И ныне, Богородичен, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева: Священник возглашает: Слава Тебе, показавшему нам свет. Священник: Слава Тебе, показавшему нам свет. Ектения сугубая Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши, и помилуй. Диакон: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй. Лик: Господи, помилуй, трижды. Еще молимся о Великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе (имярек), и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе ) (имярек), и о всей во Христе братии нашей. Хор: Господи, помилуй. (3) Ещё молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем (высоко )преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе — имя), и о всём во Христе братстве нашем.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/posledova...

Слава, стихира евангельская. Слава: Стихира Евангельская. И ныне, глас 2: Преблагословена еси, Богородице Дево,/Воплощшим бо ся из Тебе ад пленися,/Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися,/смерть умертвися, и мы ожихом./Тем воспевающе вопием:/благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе. И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева,/ибо Воплотившимся от Тебя ад пленен,/Адам из него возвращен,/проклятие лишилось силы,/Ева освобождена, смерть умерщвлена/и мы исполнились жизни./Потому, воспевая, взываем:/“Благословен Христос Бог, так благоволивший, слава Тебе!” Священник: Слава Тебе, показавшему нам свет! Славословие великое. Славословие великое. По славословии тропарь воскресен: Тропарь воскресный Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада,/разрушил еси осуждение смерти, Господи,/вся от сетей врага избавивый;/явивый же Себе апостолом Твоим,/послал еси я на проповедь,/и теми мир Твой подал еси вселенней,/Едине Многомилостиве. Воскреснув из гроба, Ты расторг и оковы ада,/отменил осуждение на смерть, Господи,/всех от сетей врага избавив;/явившись же Апостолам Твоим,/Ты их послал на проповедь/и через них мир даровал вселенной,/Единый Многомилостивый. Таже ектении, и отпуст. Посем час первый, и прочее обычное, и конечный отпуст. И отпуст. НА ЛИТУРГИИ. Блаженна, глас 4: Древом Адам рая бысть изселен;/древом же крестным разбойник в рай вселися./Ов убо вкуш, заповедь отверже Сотворшаго;/ов же сраспинаемь, Бога исповеда Таящагося,/помяни мя, вопия, во Царствии Твоем. НА ЛИТУРГИИ Блаженны, на 8 Из-за дерева Адам/выслан был из рая,/а через древо Крестное/разбойник в рай вселился;/первый, вкусив плод, отверг заповедь Творца;/а второй, с Тобою распинаемый,/Богом исповедал Сокровенного, взывая:/“Помяни меня во Царствии Твоем!” Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Вознесыйся на Крест, смертную разрушивый силу,/и загладивый, яко Бог, еже на ны рукописание, Господи,/разбойниче покаяние и нам подаждь, Едине Человеколюбче,/верою служащим, Христе Боже наш, и вопиющим Ти:/помяни и нас во Царствии Твоем.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/oktoih-vo...

Так, последование крещения – за оглашением, последование обручения – сразу по божественной литургии. Иногда в требнике слова «последование», «чин» употребляются таким образом, что слово «последование» надписывается над изложением молитв для богослужения более продолжительного, нежели «чин». «Воскресен», при пении Триоди Цветной. Например, при выражении «седален воскресен», «стихиры воскресны» есть указание не на пасхальные (Триоди), а на воскресные седальны и стихиры Октоиха. Воскресные евангельские стихиры, в воскресных службах, после стихир на «хвалите», поется на «Слава» стихира евангельская, иначе называемая «стихирою утреннею», «стиховною утреннею», «утренним самогласном»; по содержанию она воскресна. Число стихир евангельских то же, какое и воскресных утренних Евангелий, т.е. одиннадцать. Каждая из стихир евангельских всегда поется постоянно на один глас, и потому над ними надписывается, на какой глас они должны быть петы. Первые 8 стихир поются по порядку на 8 Гласов; на 9-й стихире назначен глас 5-й, 10-й – 6-й, 11-й – 8-й глас. Выражение Типикона «стихира евангельская, ряд» означает: рядовая, по порядку, из числа 11 стихир. Ряд тот же, который и воскресных утренних Евангелий. В Октоихе воскресные евангельские стихиры печатаются особо, в конце книги. Воскресные отпустительные тропари 8-ми гласов (Октоиха) с их Богородичными печатаются (в Следованной Псалтири, также в Минее – в конце каждого месяца) вместе с ипакоями, кондаками, прокимнами на утрени перед Евангелием и аллилуиариями. Излагаются все эти песнопения вместе, потому что поются в одни и те же дни, а именно в неделю (воскресение), если в оную не случится дванадесятого Господнего праздника. Песнопения эти берутся из настоящего гласа Октоиха, т.е. того гласа, который поется в ту неделю и седмицу. Воскресный отпустительный тропарь первого гласа начинается так: «Камени запечатану от иудей». Воскресные стихиры по алфавиту (см. По алфавиту стихиры). Восточны стихиры (см. Анатолиевы стихиры). Всякое дыхание, в Ирмологионе не нотном, в Следованной Псалтири, в Обиходе содержится указание на двоякого рода пение на утрени хвалитных псалмов (148, 149:150).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

они берутся не из службы гласа, из которой мы пели стихиры, канон, а из того приложения, в котором находятся ексапостиларий, связанные с воскресными евангельскими чтениями. Всякое дыхание – это праздничное начало хвалитных псалмов. К хвалитным псалмам припеваются стихиры на хвалитех. На Славу берется евангельская стихира, тоже зависящая от евангельского столпа. Евангельская стихира, ексапостиларий воскресный и Богородичен воскресный зависят не от гласа, а от евангельского чтения. Евангельских чтений 11, и существует 11 ексапостилариев, Богородичнов и евангельских стихир, и все они находятся в приложении Октоиха. Понять это можно, только увидев эти тексты. На И ныне всегда «Преблагословенна...» – Богородичен, закрепленный за воскресной службой. Возглас перед великим славословием и само славословие. После него на воскресном бдении всегда поется воскресный тропарь, и только он один. Но поется не тот тропарь, который пелся на Бог Господь – то был тропарь воскресный гласа, в каждом гласе свой. В первом гласе это «Камени запечатану от иудей...», во втором – «Егда снизшел еси к смерти...», в третьем – «Да веселятся небесная...» и т.д. Восемь гласов – восемь тропарей воскресных. А в этом месте поется другой воскресный тропарь. Сколько их существует? Два. Один для четных гласов, другой для нечетных. И запомнить очень просто: для нечетных тропарь начинается с односложного слова – «Днесь спасение миру бысть...», для четных гласов используется тропарь, начинающийся с двусложного слова – «Воскрес от гроба и узы растерзал еси ада...» Ектенья сугубая, вслед за ней ектенья просительная, после которой обычное окончание службы. Отпуст великий и затем первый час. В книге М. Скабаллановича «Толковый Типикон» есть интереснейшая глава об идеальной всенощной. В начале века в Киеве у профессоров Академии возник вопрос о возможности полного служения бдения с таким огромным количеством текстов, пропеванием полного канона, всего 103-го псалма, всей 1-й кафизмы и всех полиелейных псалмов. Они сообщили о своих сомнениях студентам Киевской Духовной Академии, и вот решено было это осуществить.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, глас 8:  Господи, расслабленного не купальня исцелила,/но Твое слово обновило,/и даже многолетний недуг не воспрепятствовал ему;/ибо сильнейшим гласа Твоего действие явилось,/и неудобоносимую тяжесть сбросил он,/и бремя ложа своего понес,/во свидетельство множества милостей твоих! Слава Тебе! И ныне:  Преблагословенна еси: И ныне, глас 2:  Преблагословенна Ты, Богородица Дева: Славословие великое. Священник: Слава Тебе, показавшему нам свет. Славословие великое и отпуст. По славословии тропарь: Днесь Спасение миру бысть,/поем Воскресшему из гроба,/и Начальнику жизни нашея:/разрушив бо смертию смерть,/победу даде нам и велию милость. Таже ектении, и отпуст, и исхождение в притвор. Тропарь воскресный Всей день совершилось спасение мира!/Воспоем Воскресшего из гроба/и Начальника жизни нашей,/ибо уничтожив смертию смерть,/Он дал нам победу и великую милость. Слава, и ныне: Стихира евангельская, глас 3: Евангельская утренняя стихира, глас 3 Магдалине Марии/Спасово благовествующей из мертвых Воскресение и явление,/не верующе же ученицы, поносими быша о жестосердии:/но знаменьми вооружшеся и чудесы,/ко проповеданию посылахуся,/и Ты убо, Господи, к начальному свету вознеслся еси Отцу,/они же проповедаша всюду слово, чудесы уверяюще./Темже просветившеся теми,/славим Твое еже из мертвых воскресение,/человеколюбче Господи. Ученики, не верившие Марии Магдалине,/благовествовавшей о воскресении из мертвых и явлении Спасителя,/укоряемы были за жестокосердие;/но, вооруженные знамениями и чудесами,/были посланы на проповедь./И Ты, Господи, к Началу света – Отцу вознесся,/а они повсюду провозглашали слово,/чудесами его удостоверяя./Потому мы, ими просвещенные,/славим Твое из мертвых воскресение,/человеколюбивый Господи! И отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженна гласа, глас 3, на 4: НА ЛИТУРГИИ Блаженны гласа, глас 3, на 4 Отвергша, Христе, заповедь Твою,/праотца Адама из рая изгнал еси:/разбойника же щедре исповедавша Тя на кресте,/вонь вселил еси, зовуща:/помяни мя, Спасе, во царствии Твоем.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-4...

Ектении и отпуст. И исхождение в притвор. Ектении и отпуст. Слава, и ныне, стихира евангельская, глас 6: На 1м часе Слава, и ныне: Евангельская утренняя стихира 10, глас 6: По еже во ад сошествии,/и еже из мертвых воскресении,/скорбяще якоже достояше,/о разлучении Твоем, Христе,/ученицы на делание обратишася,/и паки корабли и мрежи, и лова нигдеже./Но Ты, Спасе, явився яко Владыка всех,/одесную мрежи повелеваеши воврещи,/и бысть слово дело вскоре,/и множество рыб многое,/и вечеря странная готова на земли:/еяже причастившымся тогда Твоим учеником,/и нас ныне мысленно сподоби насладитися,/человеколюбче Господи. После сошествия во ад и воскресения из мертвых,/печалясь, как и естественно в разлуке с Тобой, Христе,/ученики к работе обратились;/и снова – лодки, и сети, и улова нет./Но Ты, Спаситель, явившись, как всего Владыка,/повелеваешь справа от лодки закинуть сети,/и слово тотчас стало делом:/и рыб множество великое,/и трапеза необычайная готова на земле./Как в ней приняли участие тогда Твои ученики,/так и нас ныне мысленно насладиться ею удостой,/человеколюбивый Господи! И окончательный отпуст. НА ЛИТУРГИИ НА ЛИТУРГИИ Блаженна гласа. Глас 6: Помяни мя, Боже Спасе мой,/егда приидеши во Царствии Твоем,/и спаси мя, яко Един Человеколюбец. Блаженны гласа, глас 6 Помяни меня, Боже Спаситель мой,/когда придешь во Царствии Твоём,/и спаси меня, как единый Человеколюбец. Древом Адама прельстившагося,/древом крестным паки спасл еси и разбойника, вопиюща:/помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Адама, через древо прельщенного,/Ты снова спас древом Креста,/как и разбойника, взывавшего:/“Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!” Адова врата и вереи сокрушивый, Жизнодавче,/воскресил еси вся, Спасе, вопиющия:/слава востанию Твоему. Врата и засовы ада сокрушив, Податель жизни,/Ты, Спаситель, воскресил всех мертвых, восклицавших:/“Слава воскресению Твоему!” Помяни мя, иже смерть пленивый погребением Твоим,/и воскресением Твоим радости вся исполнивый, яко Благоутробен. Помяни меня, смерть Победивший погребением Своим,/и воскресением Своим радости все Исполнивший,/как милосердный.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-7...

В неделю Сыропустную. Из Октоиха воскресны 4. Восточна 1. Триоди 4: а) Увы мне... б) Ст.: Исповемся тебе... и: Поприще добродетелей... в) Ст.: Возвеселюся..., и: Адам из рая... г) Ст.:Воскресни, Господи... и: Приспе время... Слава – Триоди; Приспе время... Из Октоиха воскресны 4. Праздника 4, с припевами праздника.Триоди 1: стих.: Воскресни, Господи... и: Адам из рая. Слава – Триоди: Приспе время... Октоиха воскр.4. Праздника 4 (в том числе песнопение с надписью: Слава). Триоди 1: ст.: Воскресни, Господи... И самогласна стихира Триоди дне (Адам из рая). Слава, другая стихира (Приспе время... Песнопения: Адам из рая... и Приспе время..., в Тип. не поименованы; но они указаны 24 февр., Тип., л. 188). Из Октоиха воскресны 4. Святаго 4. Триоди 1: стих.: Воскресни, Господи... и: Адам из рая... Слава – Триоди: Приспе время... Во все недели И ныне, Преблагословенна еси... Слава тебе, показавшему... Слава в вышних Богу... (поется). По трисвятом – один воскресный тропарь. Ект.: Помилуй нас, Боже... Возгл.: Яко милостив... Аминь. Ект.: Исполним утреннюю молитву... Возгл.: Яко Бог милости... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Возгл.: Твое бо есть еже миловати... Аминь. Премудрость. Благослови. Сый благословен... Аминь. Утверди, Боже... Пресвятая Богородице... Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст великий. Многолетие. Исхождение в притвор при пении: Слава, и ныне, и стихиры евангельской (от сей нед. до нед. Всех святых поются все 11 еванг. стихир). Оглашение Студитово. Тропарь св. Феодора: Православия наставниче... без богородична и 1-й час, по окончании которого малый отпуст. Примеч. 1. В послед. нед. Мытаря и Фарисея, Тип., л. 296 на об., сказано: По отпусте утрени «обычная лития в притворе, в ней же поем Слава, и ныне, стихиру утреннюю евангельскую. И час 1-й». Здесь под литией не разумеется заупокойная лития, а просто только выход в притвор, сопровождаемый пением евангельской стихиры и предназначенный для произношения (в притворе) и слушания Оглашения Студититова, пения тропаря Феодора Студита и чтения 1 часа (ср. послед. нед. Антипасхи, Тип., л. 359, где сказано: «литии, сиречь, исхождения в притвор».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010