Кто не будет плакать о человеке, удалившемся от Бога? Сказываю же вам, братия, что не имеющий в себе любви Божией - враг Богу, потому что нелжив Сказавший: Ненавидяй брата своего, человекоубийца есть (1Ин.3:15). В ком нет любви тот друг диаволу, тот, - сосуд высокомерия, собеседник клеветников, делатель гордыни, одним словом сказать, тот - орудие диавольское. Беден и окаянен, кто не приобрел терпения; потому что в ком нет терпения, тот колеблется ветром, не переносит обиды, малодушествует в скорбях, в подчинении ропотник, в послушании прекослов, в молитвах ленив, в ответах медлителен, в словопрениях мужествен. В ком нет терпения, тот терпит много ущерба; таковому нет и возможности прилепиться к добродетели; а напротив того, достойным одобрения он противится, преуспевающим завидует. Блажен человек, который нелегко предается гневу или приходит в раздражение. В ком нет духа гневливости, тот не преогорчает Духа Святаго; таковой всеми прославляем, восхваляется ангелами, любезен Христу; у него и тело и душа всегда здравы. А кем обладает дух гневливости, тот часто сердится из ничего. И подлинно беден и окаянен, кто не владеет собою в подобных вещах. Гневающийся убивает душу свою. Как всех благ и всех добродетелей выше любовь; так всякого греха тяжелее - ненавидеть брата. Кто ненавидит брата своего, тот пребывает в смерти. Кто лишает наемника мзды, и кто ненавидит брата своего, те будут тяжко осуждены вместе с убийцами. Когда согрешишь, не жди обвинения от другого, но прежде нежели обличен и оговорен, сам себя обвини в сделанном; приступи к исповеди и не стыдись. Когда делал постыдное для себя, ты не стыдился; ужели же устыдишься теперь слов, оправдывающих тебя? Говори здесь, чтобы и против воли не сказать там. Исповедь во грехах служит к уничтожению прегрешений. Бог хочет услышать от нас грехи наши не потому, что не знает их, напротив того, Ему угодно, чтобы мы чрез исповедь пришли в сознание своих грехопадений. Не чего-либо тяжелого и трудного требует от нас Бог, но крушения сердца, умиления помыслов, признания в грехопадении, неутомимого и усильного припадания к Богу, наконец того, чтобы после исповеди просили мы себе прощения, в чем согрешили, и тщательно остерегались сего в последующее время.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/846/...

аа) Приведем пример этого рода из свящ. писания. Нечестивый вавилонский царь «Валтасар» давал пир своим вельможам и пил вино пред глазами тысячи людей. Выпивши вина, он приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые отец его Навуходоносор вынес из храма иерусалимского, приказал принести их, чтобы из них пить... Таковы бывают во все времена выдумки пьянаго, у которого в голове не остается здравых мыслей, а есть желание чем-нибудь странным и безумным выказать свой разум. Тогда-то явилась огненная рука и написала пред Валтасаром на стене, что царство его погибнет, что определение об этом Всевышняго уже состоялось. (Дан. гл. 5). Другой нечестивый «царь египетский Птоломей Филопатор» – имел в своем царстве многих благочестивых евреев. Он знал, что они сохраняют ему неизменную и совершенную верность. Но во время вечери, опьяненный вином, он изрекает клятву, что немедленно предаст их гибели, всех поголовно. Такова бывает жестокость и безжалостность человека, покорившегося вину... Только явление страшных небесных ангелов спасло невинных евреев (3 кн. Макк. 5–6). Таковы примеры из Писания. бб) Нужны ли еще примеры из жизни, нас окружающей? Сколько убийств, грабежей, краж совершается под действием вина! Дети подымают руки на родителей, мужья на жен, братья на братьев. Сосчитано, что из сотни всех преступлений, за которые люди содержатся в тюрьмах и присуждаются к ссылке, из сотни таких преступлений, по крайней мере, 75 всегда совершаются или вследствие пьянства или под влиянием вина. Вот какие плоды винопития! Вот какая радость врагу рода человеческого доставляется теми, кто упивается вином, кто угощает до опьянения вином и кто торгует вином на погибель душ христианских! Горе миру от соблазнов, но и горе, и великое горе, и тому, чрез кого соблазн приходит! б) Если же подобные пиршества так соблазнительны и могут быть поводом к большим злодеяниям, не лучше ли совсем не заводить их? Нет! Общительность, гостеприимство, взаимные угощения – это добрыя качества; они выражают любовь к ближнему. Но зачем при этом угощать друг друга до пресыщения и тем более – неотвязчиво угощать вином, когда видишь, что твой собеседник и без того уже довольно нетрезв! Подобные угощения – уже не добродетель, а очевидное злодеяние. Начиная от хозяина до гостей, все должны заботиться, чтобы собрание их было чинно, разговоры благоразумны, поучительны для младших; самое употребление пищи и вина умеренно. Только такие пиры еще можно допустить, как выражение взаимного согласия и любви. Если же хотите, чтобы ваши пиршества были приятны Богу и душеполезны, угощайте на них бедных, которые нуждаются в нашей помощи; такое угощение не пропадет даром. «Егда твориши пир», учит Господь, «зови нищыя, маломощныя, хромыя, слепыя: и блажен будеши, яко не имут ти что воздати: воздастижетися в воскрешение праведных»; тогда наградит тебя праведный Судия ( Лук. 14, 13. 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Несмелов Г. О церковных наказаниях по сочинениям Филарета, митрополита Московского. – Томск. 1895. Авдашкевич М., священник. Филарет Московский и его значение на православном Востоке//Странник. СПб., 1905, ч. 2, стр. 697–730. Акинфиев Д. Мессианские пророчества книги Бытия по митрополиту Филарету и святоотеческим толкованиям. – Троице-Сергиева лавра, 1954 (курсовое сочинение). Беликов В.И. Деятельность Московского митрополита Филарета по отношению к расколу. Казань. 1896. Барсов Н.И. Взгляд и деятельность Московского митрополита Филарета//Христианское чтение. СПб., 1883, 34. Его же. Критика сочинений Филарета, митрополита Московского в 30-х годах//Христианское чтение. СПб., 1881, 1112; 1895, 1. Его же. Мнение Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического о катехизисах митрополита Филарета//Христианское чтение. СПб., 1885. Май-июнь. Его же. К биографии Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. (Отношения к Иннокентию митрополита Московского Филарета)//Христианское чтение. СПб., 1884, январь-февраль. Чепин М.А. Митрополит Московский Филарет как гомилет. – Тверь, 1892. Изд. 2., испр. и доп. Пинск, 1894. Ливенский М. протоиерей. Высокопреосвященнейший Филарет, митрополит Московский. Орёл, 1907. Меньшиков А. Воззрения Московского митрополита Филарета по вопросам; о церковном законодательстве, о материальном обеспечении духовенства, о снятии священного сана и о браке. Казань. 1894. См. также//Православный собеседник. Казань. 1894, ч. 1, стр. 27–68, 129–162, 234–261; ч. 2, стр. 122–174. Беляев А. А. К тридцатилетию со дня кончины митрополита Филарета Московского //Душеполезное чтение. М. 1897, ч. 3. Беляев А. А. Архиепископ Каменец-Подольский и Брацлавский Кирилл. Переписка митрополита Филарета с архиепископом Каменец-Подольским Кириллом, М, 1888, стр. 11, 61, 63, 66, 73–108. Беляев А. А. Митрополит Филарет в письмах к родным//Православное обозрение. М. 1883, март. Его же. Вопросы и события шестидесятых годов и отношение к ним митрополита Филарета//Православное обозрение. М. 1889, сентябрь, ноябрь, декабрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Однако к 90-м годам XIX в. значение универсальной книготорговой библиографии снижается. При том росте книжной продукции, которая наблюдается в это время, ни одна торговая фирма не могла охватить её полностью. Появляются специализированные издательства: К.Л. Риккера (медицина и естественные науки), А.Ф. Девриена (сельскохозяйственная литература, прекрасно иллюстрированные издания по естествознанию и географии, книги для детей). Каталоги этих издательств становятся отраслевыми. Из крупных отраслевых библиографических работ следует назвать капитальный труд В.И. Межова «Крестьянский вопрос в России» , охвативший литературу за целое столетие и его же, можно сказать, грандиозное издание «Русская историческая библиография за 1865–1876 гг.» в 8-ми томах (1882–1890). Помимо этого, Межов в течение более двадцати лет издавал ежегодники «Литература русской географии, этнографии и статистики» . Потрудился В.И. Межов и на ниве краеведческой библиографии. В 1891–1892 гг. им был подготовлен трёхтомник «Сибирская библиография» . Издание его осуществил крупнейший золотопромышленник И.М. Сибиряков. Из краеведческих работ Межова можно также упомянуть трёхтомный систематический и алфавитный указатели к «Туркестанскому сборнику», «Библиографический указатель книг и журнальных статей, относящихся до Южнорусского края за 1858–1860 годы» . Современному человеку, вероятно, трудно себе представить, как это возможно, располагая лишь пером и чернильницей, просматривать массу всевозможных изданий, делать подробные выписки, а потом всё это самостоятельно обрабатывать, приводить в соответствующий порядок, готовить рукописи к изданию, читать гранки, править и т. д. Надо также учитывать и то, что вышеупоминаемые работы Межова весьма объёмны, а, следовательно, чрезвычайно трудоёмки. 28 Уделив некоторое внимание книготорговой, ретроспективной, краеведческой и отраслевой библиографии, обратимся к рекомендательной библиографии начала ХХ в. События 1905–07гг. вызвали серьёзную тревогу в правительственном лагере за состояние души и ума русского народа. В церковной прессе («Странник», «Вера и разум», «Колокол». «Церковные ведомости», «Душеполезное чтение». «Православный собеседник» и др.) публикуются статьи, направленные против социалистических идей. Там же появляются и библиографические обзоры с критикой социализма. Особенно активен был известный церковный историк и богослов А.А. Бронзов , опубликовавший ряд списков литературы, «обличающей социализм». Так, в библиографическом обзоре «Против социализма» (1911) он рассмотрел около 150 книг и журнальных статей, призывая священников, в основном сельских, вести упорную, непримиримую борьбу с социалистическими идеями.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/k-vopr...

Установив образ жития, Арсений Великий , по большей части, оставался безмолвен, когда кто-нибудь из братий или из мирян его посещали. Следующее происшествие покажет, как он поступал иногда с посетителями, как свет о нем думал, и сколько уединение и безмолвие прославили его у Бога. Некоторый брат пришел издалека в скит единственно для того, чтобы увидеть Арсения, и упросил одного из церковнослужителей, чтобы представил его к сему великому старцу. Когда они постучались у дверей его келии, Арсений впустил их и сел безмолвно, потупив голову в землю. Пришельцы также сидели и молчали. Прошло несколько времени, и ни один из трех не отверз уст своих. Наконец церковнослужитель, отозвавшись недосугом, вышел вон; странник, посовестившись оставаться один с безмолвным Арсением, поклонился ему и вышел. Сожалея, что решился на столь дальний путь и потерял столько времени, и не мог ни одного слова услышать от Арсения, странник попросил церковнослужителя проводить его к преподобному Моисею. Какая разность в принятии и в обхождении! Моисей встретил их с радостью, успокоил, угостил; подавал им наставления; сам требовал от них совета и, явив всевозможную любовь, напутствовал их благословением. Идучи дорогой, церковнослужитель сказать страннику: «ты видел ныне обоих Арсения и Моисея; скажи же, который из них показался тебе лучшим?» – «Без сомнения тот, который принял нас братскою любовью», – отвечал странник. Сей разговор между ними слышал один ветхий днями старец и, восхотев узнать, безмолвие ли Арсения, или собеседничество Моисеево более угодно Богу, стал молиться и просил небесного откровения. Чрез несколько времени, он узрел в видении два корабля, по реке плавающие: в одном из них был Арсений, и Дух Божий в глубоком безмолвии управлял кораблем; в другом находился Моисей, и Ангелы Божии, управляя кораблем, в уста его влагали медь. Сие откровение объявил прочим мудрым старцам, и все они рассудили, что безмолвствующий Арсений совершеннее, нежели Моисей, всех приемлющий; ибо с Арсением Сам Бог, а с Моисеем Ангелы Божии пребывают 19 . 1184. Как употреблять имущество, что бы оно послужило ко спасению души

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Земли церковной у причта по клировым ведомостям на 1881 год значилось: " …состоит усадебной 3 десятины, пахотной - 3 десятины, сенокосной - 3 десятины. Ещё в 1844 году прирезано пахотной земли 18 десятин, на которую тоже имеется при церкви план. Вся пахотная земля в количестве 13 десятин отдаётся причтом в аренду согласно Высочайше утверждённым правилам 1873 года, ценою за 15 рублей серебром " . Спустя годы, к 1901 году, земельный пахотный надел стал чуть больше. При церкви было записано: усадебной вместе с погостом церковным 3 десятины, пахотной - 48 десятин, сенокосной – 3 десятины, а всего — 54 десятины. Земля эта была перемежёвана дважды: в 1819 году и в 1844 году; планы и межевые книги на неё хранились в церковной ризнице. Из архивных документов также следует, что священнослужители при каждодневной службе и многоразличных требах в этом обширном приходе земледелием заниматься не могли. Кроме этого, сама земля была практически непригодной, песчаная, и дохода от неё они не имели. В связи с этим с ходатайства епархиального начальства, указом Святейшего Синода от 26 ноября 1902 года за 2194 им было разрешено 6 десятин имеющейся пахотной земли использовать под усадебную застройку своими собственными домами. Дома у всех священно- церковнослужителей были собственные, деревянные и находились на церковной земле. Духовенство так называемых " квартирных денег " от церкви не получало и потому большая часть их доходных средств расходовалась на содержание жилых домов, а затем и на их ремонт. В ведомости на 1917 год значится, что дома, где проживали причетники, были построены на усадебной земле, " тщанием самих членов причта, в разные годы и составляет собственность их " . Кроме этого, приходу принадлежал дом, построенный для просфорни (в нем пекли просфоры в русской печи и здесь же проживала женщина-просфорница). При храмах существовала приходская библиотека, в ней хранилось книг духовно-нравственного содержания 179 томов, а духовных журналов - 183 тома. В частности, там были такие издания: " Православный собеседник " за 4 года, " Руководство для сельских пастырей " за 20 лет, " Вестник христианина " за 1 год, " Духовный вестник " за 3 года, " Духовная польза " за 4 года, " Православное обозрение " за 1 год, " Христианское чтение " за 1 год, " Душеполезное чтение " за 10 лет, " Воскресное чтение " за 2 года, " Братское слово " за 3 года и " Домашняя беседа " за 6 лет. Кроме членов местного причта и их семейств, этими изданиями могли пользоваться безвозмездно и прихожане, а также священнослужители из ближайших других приходов. К 1901 году в церковной библиотеке книг, " предназначенных для чтения и одобренных духовною цензурою " , имелось уже 217 томов, а всего — 126 названий; на 1917 год — 220 томов, а всего – 120 названий.

http://sobory.ru/article/?object=57347

1903. Июнь), «Братья Господни», печатанные в «Душеполезном Чтении» и вышедшие отдельным оттиском; «Черты нравственного облика Московского митрополита Филарета» (публичная лекция. М., 1905), «Преосвящ. Порфирий Успенский » (по поводу столетия со дня его рождения – Богословский Вестник. 1904. 9); «Полезное издание» (Языков. Обзор жизни и трудов... – Богословский Вестник. 1907. 1), «К вопросу о несторианстве» (Православный Собеседник. 1907. Сентябрь). Появление его небольших «этюдов», помещенных в «Богословском Вестнике» за 1907 г.: «Несколько сведений из истории нравов греческого высшего духовенства в турецкий период» (Февраль. С. 223–252); «К вопросу о происхождении первохристианской иерархии» (Март. С. 460–474), «Два пионера церковно-исторической науки у нас» (Май. С. 101–167), и представляющих собой лишь извлечения из его печатных трудов, можно объяснить только настойчивостью редактора «Богословского Вестника» иметь в своем журнале статьи со столь почетным и прославленным именем. Другие его статьи позднейшего происхождения, вызванные злобой дня, будут отмечены ниже. 2 Любопытны еще некоторые наблюдения П.С. Казанского : «Вообще редкое (академическое) дело решались доложить ему так, как оно есть, боясь испортить его, но как-нибудь кривыми окольными путями доводили до него, приноравливаясь к его взгляду и характеру, и тогда дело получало успех. Бывало, соберемся у ректора о. Алексия, и он начнет придумывать, как начать говорить о деле. Иногда он решался просить противоположного тому, что хотел, и достигал исполнения своего желания (своеобразная дипломатика)... Леонид Краснопевцев, сделавшись ректором Вифанской семинарии, говорил: «Что это вы боитесь митрополита: я говорю с ним как с отцом, откровенно». Действительно, митрополит слушал его, но наконец семь раз назвал его дураком, и с тех пор Леонид отстал беседовать с ним откровенно» (Там же. С. 478). 3 Вероятно, однако, что рассказываемый сейчас факт и другие подобные ему объясняются не консерватизмом митрополита, какового, быть может, на деле в нем и не было, а необычайным его честолюбием.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Особенно вреден телевизор для детей. Дети преждевременно информируются на интимные темы. Телевидение учит ребёнка агрессивности, тому, что жизнь человека ничего не стоит. Пример – многие западные мультфильмы и телефильмы. Кстати, о мультфильмах: многие помнят, как в 1997 году в Японии был зарегистрирован экстремальный случай госпитализации примерно семисот детей с диагнозом «оптически стимулированный эпилептический приступ». Фотосенситивная эпилепсия была спровоцирована показом по телевидению мультипликационной видеоигры о «покемонах», точнее, той её частью, где было мигающее цветное изображение на экране У верующих также достаточно оснований критиковать телевидение, поскольку в потоке негативной информации редкие передачи несут что-то душеполезное. Кроме того, как отмечает О. Маховская в своей книге «Телемания: болезнь или страсть?» одним из психологических эффектов телевидения является эффект «намоленной иконы», сакрализации, обожествления телевизора. Когда телевизор в 60-х годах ХХ столетия вошел в советскую семью, все, кого показывали по телевидению, обожествлялись и превозносились. Дикторы были самыми красивыми и умными, идеальными людьми. Такое идолопоклонство, «язычество нового времени» не потеряло своего значения и в наши дни. Возле телевизора мы переживаем самые искренние эмоциональные реакции. Экранные образы насыщены эмоциями и переживаниями многих людей. Перед телевизором мы получаем зарядку и разрядку. Избавиться от подобного допинга большинству зрителей не В результате телезависимости ослабеваются усилия, затрачиваемые на духовное совершенствование человека. Как пишет архимандрит Рафаил (Карелин) , телевизор серьёзно посягнул на духовную сферу. Современные фильмы фантазируют на тему духовного мира и духовной жизни, что рождает опасную ложь (по терминологии св. отцов – прелесть). Эти фантазмы зацикливают человека в замкнутый круг страстных призраков и гордых теней, вызванных воображением. Телевизор фактически враждебен религии и развивает антихристианство, поскольку сменой впечатлений подавляет созерцательное религиозное мышление, рассеивает внимание, должное быть направленным на немногие, но значимые онтологические объекты; заглушает тонкое религиозное чувство, которое слышится в безмолвии, а не в мирском шуме.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Если и ты не бросишь своих привычек к греховной жизни, то — вот и твое место наказания! Вслед за тем один из Ангелов восхитил из пламени одного человека, который был черен, как уголь, весь обгорел и с ног до головы окован. Тогда оба Ангела приступили к страдальцу, сняли с него оковы — и вместе с ними исчезла вся его чернота: он стал чист и светел, как Ангел. Потом Ангелы облекли его в блестящее одеяние, подобное свету. — Что значит это изменение сего человека?, — решился я спросить Ангелов. — Это грешная душа, — отвечали Ангелы, — быв отлучена от Бога за свои грехи, должна бы вечно гореть в этом пламени; между тем родители этой души подавали много милостыни, делали частые поминовения за литургиями, отправляли панихиды, и вот ради родительских молитв и молитв св. Церкви, Бог умилостивился, и грешной душе даровано совершенное прощение. Она избавлена вечного мучения и теперь предстанет пред лицо своего Господа и будет радоваться со всеми Его святыми. Когда видение кончилось, я пришел в себя и что же увидел? Вокруг меня стояли и плакали, приготовляя тело мое к погребению» («Странник», 1862 г., Май). Об архиерейском певчем В 1871 году в моем хоре умер от эпидемической холеры певчий, имея от роду не более 24х лет, так сообщал архиепископ Нил. Чрез девять дней после смерти, именно утром 16 июля, он явился мне во сне. После некоторых вопросов, сделанных святителем явившемуся, архиепископ спросили: — Как ты себя чувствуешь? — Я тоскую, — отвечал певчий. — Чем же этому помочь? — спросил архиерей. — Молитесь за меня: вот доныне не совершаются заупокойные обо мне литургии. При сих словах душа моя возмутилась, рассказывает преосвященнейший, и я стал пред покойником извиняться, что не заказал сорокоуста, но что непременно сделаю. Последние слова видимо успокоили явившегося из другого мира собеседника» («Душеполезные размышления» (1878–1879 гг.), стр. 131 и 132). Получая отраду и облегчение от молитв живых, покойники являются иногда и благодарят своих молитвенников или же стараются чем-либо в свою очередь, помочь им. Благодарность отца

http://azbyka.ru/molis-za-umershix

Святитель брал от издателей в свою пользу несколько сот экземпляров своих напечатанных книг и те бесплатно раздавал родным, знакомым, духовным детям, ищущим спасения, школам, братствам и некоторым св. обителям. Некоторые почитатели желали платить, но он считал это для себя не пригодным. Одна г-жа Курдюмова по смерти своей завещала в распоряжение святителя 15 или 20 тысяч рублей, на издание его сочинений, но он возвратил деньги родственникам. – Преосвященный Феофан был в полном смысле бескорыстный учитель веры и благочестия, – учил он не одними только печатными сочинениями, но и письмами, которыя тенерь в немалом количестве печатаются в Душеполезном Чтении. Но это только часть: их было гораздо больше. Владыка вел обширную переписку с родными и не родными, с лицами, лично ему известными, и с лицами, которых никогда не видал и о которых узнавал лишь потому, что обращались к нему с просьбою или за советами и наставлениями. И он никого, на какой бы ступени общественного положения ни находился, не оставлял без помощи, сразу становился в близкия отношения и давал все, что мог дать: материальную ли помощь, совет ли или заступление. Особенно святитель Феофан любил руководить в духовно-нравственной жизни: письма, помещенныя в вышеозначенном духовном журнале, показывают это. В них он высказывал тоже, что и в своих сочинениях, но в более простой форме и в применении к нравственному и общественному положению собеседников. Но они важны еще тем, что в них обрисовывается личность Феофана, как учителя, в отношении к людям и высказываются им самим некоторыя важныя данныя для его биографии. Когда писал святитель-подвижник письма, определить трудно, может быть в остающееся время до обеда, после писания своих творений. В обеде, который был в 2 часа, владыка кушал столько, сколько нужно для подкрепления сил: в обыкновенные не постныя дни употреблял 2 яйца, в последние годы – одно и стакан молока с хлебом. Во все посты вкушал пищу по уставу, но были дни в св. Четыредесятницу, когда подвижник ничего не вкушал.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010